В течение года логопед предоставляет родителям возможность изучать индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, еженедельно проводит вечерние беседы с родителями и организует их участие в выполнении домашних заданий.
Помимо этого, логопед организует оформление тематических выставок и стендов для родителей, не менее 3 раз в год проводит родительские собрания, планирует показательные выступления детей и т.п.
Логопед должен работать в тесном контакте с воспитателем, обеспечивая четкую преемственность этой работы. Поэтому от воспитателя логопедической группы требуется знание речевых и психолого-педагогических особенностей детей, умение подходить к ним индивидуально. Желательно, чтобы воспитатель по возможности посещал фронтальные логопедические занятия, с тем чтобы отмечать, кто из детей испытывает трудности при выполнении заданий логопеда и какие.
Ознакомление с некоторыми специальными методическими приемами позволит воспитателю не только эффективно закреплять материал, пройденный логопедом, но и грамотно координировать с ним решение воспитательных задач. Логопед и воспитатель совместно планируют работу по развитию речи детей, определяя тематику и содержание занятий, лексический материал и требования к речи детей на каждом конкретном этапе обучения. Воспитатель планирует ознакомление детей с лексическим материалом по заданным темам, а логопед обеспечивает его автоматизацию и введение в самостоятельную речь.
Речь воспитателя должна отвечать правилам фонетики и грамматики. Он должен владеть достаточно широким лексическим запасом.
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
I период обучения
Тема: «Звук А»
Цель: закрепить у детей навыки четкого различения и произношения звука А.
Примерный ход занятий
1. Организационный этап. Логопед предлагает сесть на свои места тем детям, чьи имена он назовет ласково: Лена, Катенька, Вовочка, Леночка, Саша, Сережа и т.д.
2. На доске — предметные картинки. Логопед предлагает вспомнить, какой звук дети учились правильно произносить на прошлом занятии. Дети отвечают: «Звук У». Логопед просит убрать с доски все картинки с этим звуком. Дети выполняют задание, называя картинки: «Утка», «Ухо», «Утенок», «Уха», «Умка» (рисунок мишки) и т.д.
Логопед предлагает назвать оставшиеся картинки: «Аня» (рисунок девочки), «Автомат», «Альбом», «Аптека».
Затем логопед проговаривает их названия, четко артикулируя Первый звук: А—а— ня, а—а—птека, а—а—льбом.
Логопед: В этих словах слышится первый звук?
Произнесите хором этот звук.
Дети все вместе произносят звук А.
Логопед вызывает двух помощников (мальчика и девочку).
Логопед: По сигналу мальчика дети произносят звук Адлительно и громко, а девочки — длительно и тихо.
Дети выполняют задание.
Логопед: Дети, вы произносили звук кратко или тянули его, пели?
Если звук Апоется протяжно, значит, он — гласный звук.
Логопед прикрепляет на доску символ звука Аи говорит: «Когда МЫ произносим звук А,наш рот открывается так широко, как это нарисовано на картинке».
Логопед предлагает детям изобразить беззвучную артикуляцию звука А и показать ее с помощью пальцев рук.
3. Игра «Найди свою пару»
Под тихую музыку дети входят в группу и ищут только те картинки, в названиях которых первый звук А (альбом, ангина, автомобиль, автомат и т.д.). Когда музыка заканчивается, каждый ребенок должен найти себе «пару» по принципу «один — много»: аптека — аптеки, антенна — антенны и т.д.
Логопед проверяет правильность выполнения заданий, спрашивая детей, какие картинки они выбрали, какой первый звук слышится в их названии.
4. И г р а «Волшебный колодец»
Дети садятся на ковер вокруг логопеда, а в это время Антошка вбегает в группу и раздает детям карточки-символы звука А.Вызванный ребенок с помощью удочки с магнитом вытаскивает из «колодца» (большой коробки) картинки: «Улитка», «Альбом», «Ухо», «Индюки», «Аптека», «Аквариум», «Абрикос», «Иглы», «Акробат».
Логопед четко проговаривает названия картинок, а дети поднимают карточку-символ, услышав первый звук А. Затем логопед уточняет, какой звук дети учились находить в словах.
Итог занятия
Логопед: Какой звук мы сегодня учились правильно произносить и находить? Кто запомнил, какой это звук и почему?
Дети: Это гласный звук, потому что мы его можем тянуть и петь.
Логопед в качестве поощрения дарит детям рисунки, на которых изображены дети, произносящие звук А.
Дети наклеивают их в свои тетради.
Тема: «Звуки П-Т-К»
Цель: закрепить у детей навыки правильного различения и произношения звуков П—Т—К в словах, предложениях, самостоятельной речи.
Примерный ход занятий
1. Организационный этап
Логопед: Дети, сядьте на свои места в том порядке, в каком я вас назову:
— Поля, Паша. (Пауза.)
— Катя, Коля. (Пауза.)
— Таня, Толя. (Пауза.)
Затем логопед разрешает занять свои места остальным детям.
2. Логопед: Ребята, кто был внимательным и запомнил, какие дети сели первыми?
Дети: Это были Поля и Паша.
Логопед: Какой звук слышится первым в именах П—поля, П—паша?
Дети: Звук П.
Логопед: А какие дети сели вторыми?
Дети: Катя и Коля.
Логопед: Какой первый звук в их имени?
Дети: Звук К.
Логопед: Кого я потом попросила сесть?
Дети: Таню и Толю. В их именах первый звук — Т.
Во время этого диалога те, кто правильно отвечал на вопросы, получают синие круглые фишки.
Логопед просит детей еще раз назвать, какие звуки были первыми в именах. Это звуки П—Т—К.
Логопед: Мы можем петь и тянуть звуки П, Ти К?
Дети: Нет, не можем.
Логопед: Значит, какие это звуки?
Дети: Это звуки согласные.
Логопед: Мы их будем обозначать синим цветом.
3. В группе появляется веселый Буратино. Он раздает детям деревянные ложки и просит повторить и «отстучать» его песенки:
4. Логопед размещает в трех синих рамках картинки, на которых изображены:
кот — на первой; поле — на второй; туфли — на третьей.
Логопед просит детей назвать картинки и выделить в словах первые звуки — К, П, Т.
Задание: взять со стола предметы и разместить их в те домики, где уже есть картинки с этим звуком.
Лексический материал: кубик, тумба, пуля, камень, конь, туман, туннель, павлин, панама и т.д.
Дети расставляют картинки на доске под домиками, называют ихи выделяют первый звук. Отличившиеся получают синие фишки.
5. Логопед вместе с детьми рассматривает сюжетные картинки, на которых изображены действия: топать, катать, поднимать Затем по очереди логопед вызывает детей, в чьих именах есть звуки П, Тили К, и шепотом на ухо называет одно из этих действий. Ребенок имитирует действие, а дети в группе угадывают и называют, кто из детей что делает: Таня поднимает, Поля катает, Коля топает и т.д.
В качестве поощрения дети получают синие фишки.
6. Игра «Живая картина»
Логопед выставляет сюжетную картину, а 1—2 ребенка рассказывают ее сюжет, подбирая соответствующие предметы. Остальные дети в группе называют, что изображено на живой картине:
— Поля катает кота на санках.
— Таня поднимает с пола камень.
— Коля и Толя топают ногами. И т.д.
В качестве поощрения дети получают синие фишки.
Итог занятия
Дети вспоминают, какие звуки слышались во всех словах на занятии. (Звуки П, Т, К.)
— Каким цветом они обозначаются и почему? (Синим цветом, потому что они согласные.)
Дети подсчитывают, у кого сколько синих фишек, т.е. кто выиграл. Победители получают флажки, которые дома они наклеят в тетради.
II период обучения
Тема: «Звуки С—С»
Цель: научить детей дифференцировать и правильно произносить звуки С—С’.
Примерный ход занятия
1. Организационный этап. Логопед предлагает детям по очереди пощупать «волшебный» мешочек и угадать, какой в нем спрятан предмет. Садятся те, кто правильно назвал предметы: письмо, собака, сабля, лисенок, семена, ананас, паста (зубная) и т.д.
На индивидуальных и подгрупповых занятиях дети заранее учатся рассматривать эти предметы и анализируют их тактильным способом.
2. Логопед: Послушайте: собака, сабля, ананас.
Какой звук слышится во всех словах?
Дети: Звук С.
Логопед: Вспомните, какой это звук, и найдите его символ на доске.
Дети дают характеристику звуку: согласный, глухой, свистящий (подбирают символ-картинку «Насос»).
Логопед: А какой звук повторяется в этих словах: осел, лисенок, седло, селедка?
Дети: Звук С’.
Логопед: Скажите еще раз, какие звуки повторялись в словах?
Дети: Звуки Си С’.
Логопед: Ребята, звук С звучит твердо, как камешек, а звук С — мягко, как ватка. Возьмите каждый на своем столе камешек и вату и произнесите эти звуки, показывая, как они звучат.
Дети поочередно произносят С—С—С, С'—С'—С'и показывают то камешек, то ватку.
Логопед: Повторите: какой звук твердый? Какой звук мягкий?
3. Игра «Живые слоги»
Логопед открывает фланелеграф; на нем хаотично расположены картинки. На столе стоят две корзины: на одной — синий флажок, на другой — красные губы.
Логопед: Ребята, надо в одну корзинку положить все, про что можно сказать «синий», а в другую — все, про что можно сказать «вкусный».
Дети по очереди подходят к фланелеграфу и раскладывают картинки, проговаривая: «Я кладу синюю сливу, а ты? — «А я кладу вкусный апельсин» и т.д.
4. Раздается тихая музыка, дети поднимают руки вверх, раскачивают ими, как деревья ветками, и изображают ветер: С—С—С, С'—С'—С'
В это время логопед на стол каждому ребенку кладет конверт. Музыка стихает.
Логопед: Откройте глаза, возьмите конверты и достаньте оттуда картинки.
1—2 минуты дети рассматривают их.
Задание: расскажи, что изображено на картинке из конверта: кто где сидит и кто что несет. Дети составляют предложения, в которых должно быть много слов со звуком С, например:
Логопед следит за четким и правильным произношением звуков С—С'.
ВОПРОСЫ
1. Какие нарушения лежат в основе фонетико-фонематического недоразвития речи?
2. Что такое фонематический слух и как он влияет на развитие речи ребенка?
3. Расскажите об основных задачах коррекционного обучения и воспитания детей с ФФН.
4. Охарактеризуйте три периода программы коррекционного обучения.
5. Структура коррекционных занятий.
6. Основные задачи работы с родителями.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 246.