Афазия относится к наиболее тяжелым формам речевой патологии и проявляется в полном или частичном распаде речи.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Это нарушение — органическое, т.е. центрального характера.

Впервые французский ученый Труссо в XIX веке ввел этот термин, обозначающий утрату речи в том или ином объеме. Выявлением механизмов этого тяжелого заболевания, выделением основных форм афазии, а также выработкой направлений коррекционного обучения при восстановлении речи занимаются специалисты разных направлений: врачи, педагоги, психологи, физиологи и др.-

Известно, что деятельность левого и правого полушарий коры головного мозга обеспечивает реализацию высших корковых функций человека. Энергетическим блоком, обеспечивающим тонус по всей коре полушарий, являются подкорковые структуры. Так, левые височные доли осуществляют дифференцированный анализ фонем, необходимый для восприятия речи. Левая затылочная доля удерживает в памяти абстрактные знаковые системы (математические, алфавитные обозначения).

Теменные доли правого полушария обеспечивают сохранность памяти, навыков, приобретенных человеком в процессе его жизненного опыта (навыки самообслуживания, моторные возможности). Теменные доли левого полушария участвуют в автоматизации стойких артикуляционных навыков, характерных для произнесения определенных фонем (движений языка, губ, глотки, нёба, гортани и т.д.).

Левые лобные доли «ответственны» за планирование речевой деятельности и формирование разных уровней речевого общения.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ АФАЗИЯ?

Афазия является результатом:

опухолей мозга, воспалительных процессов в коре головного мозга;

сосудистых заболеваний и нарушения мозгового кровообращения;

тяжелых черепно-мозговых травм.

В результате вышеперечисленных причин наблюдаются органические нарушения в теменных, височных, затылочных и лобных долях коры левого полушария. Формы афазии, тяжесть структуры речевого дефекта определяются совокупностью ряда факторов:

характером нарушения мозгового кровообращения;

локализацией и обширностью очага поражения;

состоянием сохранных отделов мозга, взявших на себя компенсаторные функции;

возрастом больного и его физическим состоянием.

Изучением афазии занимались многие ученые (А.Р. Лурия, Э.С. Бейн, В.М. Коган и др.). Среди исследователей — афазиологов в настоящее время ведущими являются В.М. Шкловский, Л.С. Цветкова, М.К. Бурлакова, Т.Г. Визель и др. Как правило, афазия чаще наблюдается у взрослых, но иногда она отмечается и у детей, в основном в виде моторной и сенсорной ее форм.

Существуют несколько классификаций афазии. Наиболее распространенная из них выделяет четыре ее формы: тотальную, моторную, сенсорную, амнестическую.

При тотальной афазии наблюдаются полный распад речи и невозможность ее понимания. При этом больной практически не реагирует на окружающих. В этом состоянии сложно установить, какая сторона речи нарушена больше. Спустя две-три недели проявляется более выраженное нарушение активной или пассивной речи, и тогда можно выделить 2 формы афазии: моторную и сенсорную, которые, в свою очередь, имеют более тонкие разновидности.

Моторная афазия характеризуется распадом активной речи при относительно сохранном ее понимании. Нарушения локализуются преимущественно в зоне Брока — речедвигательном центре. Больной как бы «забывает» артикуляционные движения, что влечет за собой невозможность воспроизведения речевой продукции. Диапазон сохранности речи может быть достаточно большим: от воспроизведения отдельных слов и кратких фраз (да, нет, я не знаю) до аграмматичных предложений: Я живу жена, брат, внуки. Нередко появляются слова-эмболы (ну, как это, вот). Темп замедлен, речь монотонная, маловыразительная, смазанная.

Спонтанная (самостоятельная) речь при моторной афазии распадается из-за нарушения артикуляции. У таких больных грубо нарушены слоговая структура и звуконаполняемость (кода — сковорода, нут — кнут, ватор — экскаватор).

При сенсорной афазии очаг поражения локализуется преимущественно в задней трети височной извилины левого полушария (зона Вернике). При такой патологии на первый план выступают нарушения фонематического слуха, когда больной затрудняется дифференцировать звуковой состав слова и, как следствие, воспринимает чужую речь как нечленораздельный поток звуков.

Снижение понимания речи затрудняет адекватное общение больных с окружающими. Они смешивают в восприятии слова, близкие по звучанию (песок-носок, земля-змея и т.д.). Относительно сохранная речевая продукция воспроизводится больным вне зависимости от ситуации. На вопрос: «Какая сегодня погода?» — больной отвечает набором стереотипных фраз типа: «Ну, да, конечно»; «Вот так всегда»; «Боже мой!». Подобные речевые высказывания нередко напоминают «словесный салат», когда больной воспроизводит набор слов и фраз, ранее употребляемых в самостоятельной речи. При этом они не в полной мере соответствуют содержанию общения.

Одновременно у этой категории больных наблюдаются расстройства письма и чтения (дисграфия и дислексия), они не могут уловить смысл прочитанного или написанного. Характерным является отсутствие должного контроля за собственными высказываниями.

При амнестической афазии отмечается забывание отдельных слов и их значений. Нередко больной вместо названия предмета дает описание действий, связанных с ними: вместо слова «стол» показывает жестами и называет разные действия: есть, пить, рулить и т.д.

В других случаях больной может выбрать нужное название предмета из ряда предложенных ему. Например: «Что это?» — спрашивают ребенка, показывая на книгу. — Это шар? Тетрадь? Карандаш? Книга?» И ребенок после этих вопросов правильно называет заданный предмет.

Афазию в детском возрасте следует отличать от сходных состояний:

афазия отличается от алалии тем, что при алалии речь не сформировалась полностью уже изначально, а при афазии происходит распад уже сформированной речи;

афазия отличается от дислалии тем, что при дислалии наблюдаются нарушения лишь звуковой стороны речи, тогда как при афазии страдает ее смысловая сторона;

афазия отличается от дизартрии тем, что при ней резкая ограниченность подвижности артикуляционного аппарата отмечается как во время речевых высказываний, так и вне их;

у слабослышащих детей ведущим является нарушение физиологического слуха, а при афазии дети слышат речь хорошо;

афазия постепенно приводит к задержке психического развития, которая существенно отличается от умственной отсталости, когда снижение интеллекта является первичным и ведущим.

В зависимости от локализации очага поражения афазия проявляется по-разному.

Мышление больных с афазией постепенно изменяется, но не отождествляется с типичными интеллектуальными нарушениями. Как правило, они контролируют свое поведение, не способны совершать неадекватные поступки.

Нарушения речи при афазии у детей имеют ряд особенностей, что объясняется незакончившимися процессами формирования мозговых структур, и прежде всего — физиологических структур речевых механизмов. Нервная система таких детей более лабильна, чем у взрослых, а речевой опыт значительно ниже. В детском возрасте труднее отличить моторную афазию от сенсорной, а процесс восстановления речи у детей-афазиков протекает значительно эффективнее. Это объясняется лучшими компенсаторными возможностями детского мозга.

ВОПРОСЫ

Что такое алалия? Какие виды алалии вы знаете? Что может стать причиной алалии? Классификация алалии (по Р.Е. Левиной). Как отличить алалию от сходных состояний при нарушениях слуха и умственной отсталости? Какую посильную помощь может и должен оказать воспитатель ребенку с алалией, если он находится в массовом детском саду? Расскажите об основных направлениях коррекционной работы с детьми-алаликами. Охарактеризуйте афазию как тяжелую форму речевой патологии. Перечислите возможные причины афазии. Какие вы знаете формы афазии? Как отличить афазию от сходных состояний при алалии, дислалии, дизартрии, нарушениях слуха, умственной отсталости? Какова роль родителей в коррекционном обучении детей?

Дата: 2019-12-10, просмотров: 295.