В качестве причин, приводящих к возникновению алалии, большинство исследователей указывают патологию протекания беременности. Это может быть более выраженный, чем обычно, токсикоз, угроза прерывания беременности, несовместимость по резус-фактору, инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, корь, ангина, грипп с осложнениями). В качестве вредоносных факторов указываются табакокурение, алкоголизм и наркомания родителей. Особенно актуальным в последнее время стал фактор неблагоприятного экологического воздействия.
В то же время исследователи обращают внимание на большой процент детей-алаликов, рожденных в асфиксии (кислородное голодание, которое провоцирует гибель нервных клеток).
В случае осложненного протекания родов ребенок может получить родовую травму. В первые годы жизни ребенка к алалии могут привести мозговьге заболевания и травмы головы.
Р.Е. Левина, изучая детей-алаликов, разделила их на три группы:
1) неговоряшие дети с преимущественным нарушением слухового (фонематического) восприятия;
2) неговорящие дети с нарушением зрительного (предметного) восприятия;
3) неговорящие дети с нарушением психической активности.
Дети первой группы, несмотря на достаточные умственные способности, нормальные артикуляционный аппарат и слух, отличаются «специфической невосприимчивостью к звукам человеческой речи». Восприятие окружающей речи для них возможно лишь через улавливание общих, «контурных», часто ударных частей слова, интонации речи, вследствие чего понимание речи лишено четкости. Дети смешивают слова, различающиеся 1-2 звуками, слова со сходным слоговым составом и ударностью слогов, что впоследствии особенно тяжело отражается на письме.
Дети второй группы характеризуются трудностями в восприятии предметного мира. Типичным для них является «крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие понимания слов» (Р.Б. Левина). При усвоении грамоты у них отмечаются сниженное понимание читаемого и стойкий аграмматизм.
Для детей третьей группы, наряду с «активно волевым характером» овладения фонетической и смысловой сторонами речи, характерно общее снижение психической активности, которое создает условия для неправильного «функционирования анализаторных процессов».
Речевое развитие детей всех трех групп соотносимо с уровнями недоразвития речи, определенными Р.Е. Левиной в рамках психолого-педагогической классификации;
«отсутствие общеупотребительной речи»;
«начатки общеупотребительной речи»;
«развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития».
Подробный анализ высказываний детей-алаликов позволяет выделить целый ряд специфических ошибок:
элизии (пропуски звуков и слогов);
контаминация (смешение элементов двух и более слов: красмовка — красивая морковка; белток — белок, желток);
персеверация (татуетка — табуретка);
Наличие выраженного аграмматизма, т.е. неправильного употребления грамматических форм: упал и сола (упал со стола), три ухи и т.д. — в сочетании с грубым нарушением звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слова и снижением фонематического слуха приводят к тому, что речь детей-алаликов малопонятна для окружающих.
Выделение детей с алалией среди группы детей с различными отклонениями в речевом и психическом развитии является достаточно сложной задачей.
Нередко детей с сенсорной алалией смешивают с детьми, имеющими нарушение слухового анализатора, по общему признаку — непониманию обращенной к ним речи.
Часто дети с моторной алалией по некоторым проявлениям психической деятельности похожи на детей с умственной отсталостью. Следует их различать по признакам, указанным в таблице.
Согласно Типовому положению от 26 мая 1970 года, дети-алалики начиная с 2,5 — 3 — 4 лет направляются для коррекционного обучения в логопедические группы со сроком пребывания 3-4 года.
Какую посильную помощь может и должен оказать воспитатель, если ребенок находится в массовом детском саду?
В первую очередь нужно постараться преодолеть речевой негативизм, т.е. нежелание общаться с окружающими детьми и взрослыми. Эту задачу воспитатель может решить, создавая для ребенка интересные игровые ситуации и привлекая его к совместным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке и т.д.).
Эффективным является вызывание у ребенка как речевого, так и двигательного подражания.
Важно помнить, что нужно серьезно заниматься развитием психологической базы речи у таких детей, т.е. процессов внимания, памяти, восприятия, наглядного, образного мышления.
Необходимыми являются задания, направленные на развитие понимания речи. Воспитатель подбирает предметы, игрушки, карточки в соответствии с опорными тематическими циклами («Посуда», «Одежда», «Игрушки» и пр.).
Сначала перед ребенком ставится задача показать названные предметы, их признаки и выполнить некоторые действия. Необходимо научить ребенка понимать обобщающее значение слова: «Покажи, чем режут хлеб», «Покажи, чем режут бумагу» — «Покажи псе, чем можно резать».
Параллельно с этим воспитатель демонстрирует взаимосвязь изменений, происходящих в реальном мире, и грамматических изменений в речи:
Покажи, где мальчик, а где мальчики.
Покажи, про кого говорят «плывет», а про кого — «плывут» и т.д.
Развивая понимание речи и подражательную деятельность, воспитатель поощряет любые речевые проявления детей: подражание животным, звуки, издаваемые игрушками, предметами и музыкальными инструментами, отдельные «лепетные» слова — пи (спи), ди (иди) и т.д.
Воспитатель должен для себя определить ту систему поощрений, которую он может использовать при любых проявлениях речевой активности ребенка (публичная похвала, эмоциональная поддержка, небольшие игрушечные сувениры). Удачно подобранные поощрения и сюрпризные моменты будут в дальнейшем стимулировать ребенка к речевой активности.
Учитывая некоторую застенчивость, робость и недостаточную контактность детей-алаликов, воспитатель должен смелее привлекать их в качестве своих помощников как на занятии, так и во внеучебное время:
Помоги раздать картинки.
Собери кисти и положи их на большой поднос.
Альбомы положи на столы, а тетради убери в стол. И т.д.
Коррекционные занятия с детьми-алаликами предусматривают следующие направления:
развитие понимания речи;
уточнение и расширение словаря;
формирование грамматического строя речи;
воспитание правильного звукопроизношения;
развитие фонематического слуха;
развитие связной речи.
Планируя логопедическую работу, необходимо опираться на сохранные компоненты языка, а также учитывать структуру речевого дефекта. Важно осуществлять принципы дифференцированного подхода с учетом индивидуальных познавательных, речевых и возрастных особенностей каждого ребенка. Динамика развития речи у таких детей достаточно замедленная, особенно при сенсорной алалии. Большую роль в процессе работы играет умение создать хорошую речевую среду, где быстрее сформируется стимул для активного речевого общения. Поэтому детей-алаликов не рекомендуется изолировать от их хорошо говорящих сверстников. При раннем выявлении таких детей, создании для них благоприятных условий, проведении систематических логопедических занятий возможны формирование у них полноценной самостоятельной речи я дальнейшее обучение их в общеобразовательной или специальной школе.
Афазия
Дата: 2019-12-10, просмотров: 313.