Сигматизм — недостатки произношения свистящих (с, с', з, з', ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Это один из самых распространенных видов нарушений произношения.
Ротацизм — недостатки произношения звуков р и р'.
Ламбдацизм — недостатки произношения звуков л и л'.
Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — звуков к и к'; гаммацизм — звуков г и г'; хитизм — звуков х и х'; йотацизм — звука й.
Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: б—п, д—т, в—ф, з—с, ж—ш, г—к и т.д. Этот недостаток нередко встречается у детей, страдающих снижением перефирического слуха.
Дефекты смягчения — недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми: например, д'—д, п'—п, р'—р и т.д. (тота — тётя, Анута — Анюта, пат — пять).
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Принципы формирования правильного звукопроизношения — это те общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-воспитательного характера.
В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам. В то же время для эффективной и прочной коррекции дефектов произношения необходимо учитывать и специальные принципы:
этиопатогенетический (т.е. учет этиологии и механизма нарушения речепроизводства);
комплексность воздействия на все компоненты речевой системы;
Дифференцированный подход при коррекции различных видов дислалии.
ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДИСЛАЛИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что детский возраст является наиболее благоприятным для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Следует помнить, что для успешного усвоения школьной программы необходима хорошая, полноценная, грамотная речь. Поэтому своевременное выявление дефектов звукопроизношения и их исправление являются обязательным разделом всего комплекса работы по развитию речи.
Формирование произносительной стороны речи тесно связано с развитием фонематического слуха, с одной стороны, и становлением лексико-грамматических категорий — с другой. Поэтому от того, насколько успешно и своевременно будет исправлено звукопроизношение в детском возрасте, в значительной степени зависит усвоение навыков письма и чтения в школьный период. Известно, что до 4—5 лет недостатки звукопроизношения могут носить физиологический характер, поэтому целенаправленные логопедические занятия по устранению дислалии рекомендуется начинать с 5 лет.
Коррекционным занятиям по формированию правильного звукопроизношения предшествует обследование фонетической стороны речи в целях определения не только количества неправильно произносимых звуков, но и характера их нарушения.
ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Обследование состояния звукопроизношения включает:
обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата;
обследование звукопроизношения;
Обследование фонематического слуха.
При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, нёба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме, а если нет, то каков характер нарушения.
В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений:
открыть и закрыть рот;
удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек.);
облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции);
произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам;
удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2—3 сек.);
пощелкать языком (3—5 раз);
пощелкать языком («погонять лошадок»);
вытянуть губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2—3 раза);
вызвать вибрацию губ, произнося кучерское «тпру»;
надуть щеки;
имитировать языком положение «трубочки»;
Дата: 2019-12-10, просмотров: 273.