Сущность данного дефекта состоит в том, что кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя преграду для прохода воздушной струи через зубную щель.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Шипящий сигматизм проявляется в замене свистящих звуками Ш, Ж. При этом кончик языка несколько оттянут в глубь рта и приподнят, спинка резко выгнута — вместо свиста образуется несколько смягченное Ш или Ж.

При свистящем сигматизмешипящие звуки заменяются свистящими.

Замена свистящих и шипящих звуков другими, более простыми по артикуляции называется парасигматизмом.

Межзубный сигматизм проявляется в том, что кончик языка занимает положение между зубами. Этим объясняется появление шепелявого оттенка звука.

Боковой сигматизм характеризуется тем, что кончик языка упирается в верхние альвеолы, в результате не образуется смычка между боковыми краями языка и верхними коренными зубами — там появляется щель, через которую проходит воздушная струя. Результатом такой артикуляции может быть боковой сигматизм (правосторонний, левосторонний), двусторонний.

Носовой сигматизм характеризуется появлением носового (назального) оттенка при произнесении свистящих и шипящих, которые заменяются звуком, похожим на Xс назальным призвуком. Такой дефект вызван тем, что корень языка поднимается и примыкает к мягкому нёбу, в результате чего мягкое нёбо опускается и струя выдыхаемого воздуха проходит через образовавшийся проход в носовую полость.

ИСПРАВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

Постановка отсутствующих свистящих и шипящих звуков может быть осуществлена методом подражания, когда ребенку показывают и объясняют артикуляционные уклады, дают образец правильного произношения звуков. К сожалению, этот прием редко дает положительный результат. Чаще приходится ставить звук заново, используя механический и смешанный приемы.

С этой целью следует:

1. Предложить ребенку просунуть язык между верхними и нижними резцами и длительно произносить звук С в межзубном положении. Далее специальным зондом или концом шпателя надо нажать на кончик языка и завести его за нижние резцы. Не вынимая зонда, продолжать произносить протяжно звук С, слегка растянув губы в улыбке. Изолированное произношение звука С закрепляется в со слоговых рядах типа СА, СО, СУ, СЫ; АС, ОС, УС, ЫС.

Для отработки звука З необходимо обратить внимание ребенка на работу голосовых складок: дать ему возможность ощутить звучание данной фонемы, прикладывая руку к собственной гортани и включая и выключая голос.

Чтобы научить ребенка произносить звук Ц, надо предложить ему произнести слитно звуки Т и С (ТС), постепенно ускоряя темп. Закрепление появившегося звука начинается с обратных слогов (АТС-АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ).

Предложить ребенку сложить язычок «трубочкой» и в таком положении подуть в пузырек. При этом внимание ребенка надо направить на характер воздушной струи (дать возможность ее ощутить), на положение боковых краев языка, которые плотно смыкаются с верхними коренными зубами. Затем зондом или шпателем завести кончик языка за нижние зубы; слегка раздвинуть губы, продолжая дуть в пузырек.

Предложить ребенку утрированно произносить звук И на твердой атаке. Затем перейти к воспроизведению утрированных йотированных звуков (и, я, е, ё, ю), фиксируя внимание ребенка на положении губ, языка, сильной холодной воздушной струе.

От йотированных звуков следует перейти к произношению мягкого СЬ. И далее закреплять этот звук в сочетаниях: Яяя — СЯ, Еее — СЕ, Ееё — СЁ, Ююю — СЮ; в словах: СЯ — сядь, СЕ — сено и т.д.

От мягкого звука СЬ постепенно переходят к твердому варианту фонемы С: НЫ — СЫ, ээ СЭ, аа СА и т.д.

Исправляя носовой сигматизм, необходимо научить ребенка контролировать прохождение воздушной струи через ротовую полость. При этом используют известные в логопедии приемы: дутье на ватку, задувание зажженной спички или свечи, поддувание воздушного шарика, игра на дудочке, пускание мыльных пузырей. Сначала ребенок дует при межгубном положении языка, а затем — при межзубном.

Важно закрепить у ребенка навыки воспроизведения звука С на ротовом выходе. Закрепив ощущение нужной воздушной струи, кончик языка фиксируется за нижними резцами.

5. При постановке звука Ш ребенку предлагается длительно произносить звук С и убедиться в правильном его звучании. Далее зондом или шпателем поднять кончик языка к верхним альвеолам в положение «чашечки» и слегка лабиализовать (выдвинуть вперед) губы. При этом надо следить, чтобы не образовалась смычка языка с верхними резцами — иначе у ребенка появляется боковой звук С.

В качестве базового звука для постановки Шможно использовать звук Р-шепотный и одновременно шпателем погасить вибрацию кончика языка, слегка лабиализовав губы.

Звук Ж можно ставить аналогичными способами, опираясь на сохранные звуки З и Р.

Для правильного произношения звука Чребенку предлагается несколько раз повторять слог АТЬ и в это время шпателем или зондом поднять передний край языка за верхние резцы, губы слегка выдвинуть вперед.

При постановке звука Щребенку предлагается длительно произносить сочетания, состоящие из нескольких смягченных звуков Ш (ШЬ-ШЬ-ШЬ).

Примерный лексический материал для закрепления свистящих и шипящих звуков

При повторении

Дата: 2019-12-10, просмотров: 248.