1. Взаимодействие журналистики и социологии.
2. Социологические исследования аудитории в дореволюционной, советской и постсоветской России.
3. Использование рейтинговой информации в социально-аналитической и коммерческой деятельности.
4. Формы участия аудитории в производстве контента: традиционные и новые медиа.
5. Кто и зачем обращается (пишет, звонит и т.п.) в редакцию: контент-анализ за небольшой период.
6. Факторы надежности социологической информации о функционировании СМИ.
7. Основные показатели, применяемые в рейтинговых исследованиях.
8. Правила, нормы использования социологической информации (с примерами).
9. Отличия интервью в социологии от журналистского.
10. Аудитория СМИ: исследования стандартные и Ad Hoc.
11. Контент-анализ местной газеты (за 1 месяц).
12. Герои печатных полос и эфира (контент-анализ материалов).
13. Российские журналисты: особенности профессионального сознания (по материалам социологических исследований).
14. Общественное мнение о СМИ (анализ данных, опубликованных в социологической периодике).
15. Использование возможностей интернет-ресурсов традиционными СМИ для расширения участия аудитории в коммуникации.
16. Специфика количественных и качественных исследований СМИ.
17. Проект прессовой анкеты для конкретного издания.
18. Контакты власти и населения через СМИ (контент-анализ публикаций и передач).
19. Условия и факторы развития социологии печати, радио и телевидения.
20. Основные этапы послевоенного развития отечественной социологии СМИ.
21. Особенности интерактивных опросов в средствах массовой информации.
22. Журналистика в институциональном порядке СМИ
23. Области прикладного применения социологии в журналистике
24. Практические особенности инструментария контент-анализа газетных СМИ, описания и анализа результатов
25. Опросы в социологии и журналистике.
Варианты тестовых заданий
1. Журналистика – многомерное социально-экономическое явление, которое определяется следующими качественными характеристиками (отметить несоответствия):
общественный институт
предмет изучения социологии
система специальных знаний
философская проблема
совокупность средств и приемов массовой информации
профессиональная деятельность
структурная составляющая политической системы
2. Формирование социологии журналистики как специальной научной дисциплины обусловлено (указать 3-правильных ответа):
институционализацией журналистики,
необходимостью формирования общественного сознания,
развитием журналистики как специфического способа исследования социальной реальности,
силой влияния массовых коммуникаций на общественное мнение
формированием определенной совокупности методов и приемов изучения общества.
3. С точки зрения Ф. Сиберг, У. Шрамма, Т. Питерсона, авторов классического исследования «Четыре теории прессы», существуют следующие основные теории СМИ (указать лишние подсказки):
авторитарная теория
социально-демократическая теория
либертарианская теория
марксистко-ленинская коммунистическая теория
теория социальной ответственности
советская тоталитарная теория
4. По мнению известного американского социолога М. Кастельса современная мировая экономика, общество и культура построены на интересах, ценностях, институтах и системах представлений. Это приводит (указать лишние подсказки):
к социальной сплоченности;
к социальному и научно-техническому прогрессу;
к ограничению коллективной креативности, конфискации плодов информационной технологии и отклонению нашей энергии в русло самоуничтожающей конфронтации;
к закату истории
5. Главная цель СМИ, с точки зрения авторов и последователей теории социальной ответственности (отметить один правильный ответ):
информировать, развлекать и продавать, но в основном помогать находить истину и контролировать правительство
способствовать успеху и поддержанию государственной или общественной системы;
информировать, развлекать и продавать, но в основном переводить конфликты на уровень обсуждения
поддерживать и проводить политику действующего правительства и обслуживать государство
6. В основе либертарианской теории прессы (по Ф. Сибергу, У. Шрамму, Т. Питерсону) лежат (отметить правильный ответ):
философия абсолютной власти монарха, его правительства или обоих;
работы Хокинга, комиссии по свободе прессы и практикующие журналисты, этические кодексы средств массовой информации;
работы Мильтона, Локка, Милля и общая теория рационализма и естественных прав;
марксистско-ленинско-сталинское учение с примесью Гегеля и русской философии ХIХ в.
7 . Управленческая грамотность современных руководителей СМИ и журналистов определяется умением организовать поступление и профессионально использовать социологическую информацию в двух основных направлениях (найти правильные ответы):
организация функционирования СМИ в обществе
обеспечение взаимодействий с органами власти и управления
определение динамики и тенденций развития социальных процессов, которые могут быть отражены в журналистике
Дата: 2019-12-22, просмотров: 896.