Разработка методики рейтинговых измерений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Разработать методику для проведения простого рейтингового замера популярности газет «Советская Сибирь» и «Ведомости Законодательного собрания Новосибирской области».

2. Разработать методику проведения рейтингового замера динамики развития популярности социальных сетей «Одноклассники», «Мой мир» и «Так-так-так» в Новосибирске, используя метод «из прошлого – в будущее».     

Литература

Основная

1. Кочеткова А.В.  Медиапланирование : учебно-практическое пособие. – М.: РИП-холдинг. – 2003.

2. Романов А.А. Маркетинговые коммуникации. – М.: Эксмо. – 2006.

3. Щепилов К.В. Медиаисследования и медиапланирование. – Москва.: РИП-холдинг. – 2004.

Дополнительная

1. Балабанов А.В. Занимательное медиапланирование. – М.: РИП-холдинг, 2001.

2. Бузин В.А. Основы медиапланирования : курс лекций. – М.: Междунар. ин-т рекламы. – 2002.

3. Калужская М.В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? – М.: Чистые пруды. – 2006.

4. Климин А.И. Медиапланирование своими силами. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер. – 2008.

5. Социология журналистики. Конспект лекций/Авт.-сост. Е. И. Дмитриев – Минск: БГУ, 2001

6. Цыганов В.В. Информационные войны в бизнесе и политике: теория и методология. – М.: Академический Проект. – 2007.

7. Шарков Ф.И. Консалтинг в связях с общественностью : учебник для вузов по специальности "Связи с общественностью". – М.: Экзамен. – 2005.

8. Шейнов В. П. Пиар "белый" и "черный": Технология скрытого управления людьми – М.: АСТ; Минск: Харвест. – 2007.

9. Шмелев А.Г. Продуктивная конкуренция: опыт конструирования объединительной концепции: проблемы формирования открытого общества в России. – М.: Магистр. – 1997.

Практическое занятие № 8

Социологическое мышление журналиста

Разработать Программу журналистского исследования нарушений прав граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной (муниципальной) власти и органов управления. В качестве ориентира использовать следующий алгоритм:

1. Определить объект и предмет исследования.

2. Провести анализ выступлений местных СМИ по данной проблеме и ответной реакции на них чиновников.

3. Проанализировать публикации на сайтах и блогах местного сообщества на эту тему и формы возможной ответной реакции на них.

4. Провести интерпретацию и эмпирическую операционализацию основных понятий.

5. Сформулировать рабочие гипотезы, отвечая на вопросы: почему это происходит? Что следует предпринять для решения данной проблемы? Кто должен эту проблему решать?

6. Упорядочить собранные данные методами простой и перекрестной группировки.

7. Определить устойчивые сочетания свойств, используя метод эмпирической типологизации.

8. Составить план будущей публикации.

Литература

Основная

1. Гартон Э. Паблисити: жми сюда. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер. – 2003.

2. Социология журналистики: Учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Журналстика» / Под редакцией С.Г. Корконосенко. – М.: Аспект Пресс. – 2004.

Дополнительная

1. Ворошилова А.А. Антология научных исследований в области манипуляции сознанием: монография. - Красноярск: СибГАУ, 2007.

2. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д: Феникс. – 2004.

3. Свитич Л. Г. Социология журналистики: Учебное пособие. – М.: ИМПЭ им. А.С. Гри­боедова, 2005.

4. Социология журналистики. Конспект лекций/Авт.-сост. Е. И. Дмитриев – Минск: БГУ, 2001

5. Урсу Н. Причины актуализации использования технологий политического манипулирования в СМИ современной России // Власть, №1 -2012’01.

6. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. - М.: Алгоритм, 2000

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

А) Рекомендации по проведению лекций, семинаров и лабораторных занятий

Дисциплина «Социология журналистики» изучается студентами на 4 курсе параллельно с политологией, психологией журналистики, экономикой и менеджментом СМИ, основами рекламы и паблик рилейшенз на основе интегративного подхода. К моменту изучения данной дисциплины студенты обладают необходимыми знаниями и умениями в области как теоретических, мировоззренческих дисциплин (философии, социологии, культурологи), так и профессиональных дисциплин, включая правовые основы журналистики, профессиональную этику и основы творческой деятельности журналиста, опора на которые позволяет разнообразить самостоятельную работу при изучении специального социологического направления.

При планировании самостоятельной работы в рамках социологии журналистики принимались во внимание основные ее уровни.

1. Копирующие действия обучающихся по заданному образцу.

Это уровень идентификации объектов и явлений, на котором студент их узнает и сравнивает с известным образцом. Цель и мотивацию действий определяет преподаватель. Задача студентов – правильно выполнить задание.

2. Репродуктивная деятельность – воспроизведение материала. В основном, это задания, которые студенты выполняют по образцу, находят готовые ответы в предлагаемых преподавателем источниках.

3. Продуктивная деятельность применения учебных знаний и умений. Мотивационно-целевой компонент реализуется учащимися при помощи преподавателя. Задания эвристического характера: решение познавательных задач, обобщение, систематизация, установление внутрипредметных и межпредметных связей. Студенты приобретают опыт поисковой деятельности.

4. Творческая деятельность по переносу знаний и умений в нестандартные ситуации. Мотивационно-целевой компонент полностью реализуется студентом, который сам разрабатывает тематику и методику исследовательской работы, формулирует проблемы. Содержание компонента составляют задания творческого характера.

Основная задача, стоящая перед преподавателем, заключается в создании мотивации студентов на изучение предмета, так как рассматриваемая дисциплина относится к федеральному компоненту, завершается зачетом.

К 4 курсу все уровни большинством студентов в той или иной степени освоены, поэтому первая вводная лекция является проблемной. Проблемную ситуацию создает преподаватель, он формулирует проблему и показывает пути ее решения. В качестве домашнего задания студентам предлагается выразить свое отношение к разным точкам зрения. В течение следующей лекции студентам предлагается самим составить план, который потом сравнивается с планом преподавателя. Усложняется работа предложением определить проявления и характер выражения в региональной печати, телевидения и радио «теории повестки дня», «теории свободной печати», «теории стереотипных капсул» и обосновать свои выводы. Первое практическое занятие направлено на реализацию творческого потенциала студентов, перед которыми стоит задача определить основную тематическую направленность анализа советскими и российскими публицистами острых социальных тем в период застоя, перестройки, «лихих» 90-х и в новом тысячелетии. Полевой этап исследования связан с поиском адекватных публицистических текстов, а кабинетное исследование включает их анализ, интерпретации и подготовку отчета о выполнении задания.  

 По мере углубления в изучение методологических основ и освоение методических навыков создания инструментария для проведения социологических исследований, «полевой» (внеаудиторный) этап сбора информации будет увеличиваться, а кабинетный (аудиторный) сократится до обсуждения структуры отчета о проведенном исследовании. Анализ полученных данных и написание отчета будет выполняться и оцениваться преподавателем как самостоятельная работа студента. Навыки сбора и анализа эмпирических данных, их изложение в аналитических записках и докладах с последующей электронной презентацией и обсуждением в аудитории позволяет сделать подготовку к практическим занятиям мотивированной и более осмысленной.

Кроме того, на первых занятиях каждый студент выбирает тему исследования из списка, предлагаемого преподавателем. Материал может быть подготовлен в любом виде, большая часть студентов выбирает электронные презентации, основой которых являются сообщения о проведенных исследованиях конкретных СМИ, их аудиториях, проблемах и возможных сценариях дальнейшего творческого развития журналистских коллективов.

В процессе изучения курса темы могут изменяться, что связано с увеличением эмпирической базы и изменениями проблемных полей, со степенью погружения студентов в предмет.

В связи с развитием интернет-технологий общение студентов с преподавателем осуществляется и в режиме он-лайн. На странице сайта НГПУ преподавателем предложены виды заданий, которые студенты выполняют к определенному практическому занятию, а также проходят электронное тестирование.

Неотъемлемой частью обучения постепенно становится тестирование, которое из нелюбимого занятия может перерасти в достаточно интересную работу. От выполнения тестов, подготовленных преподавателем, студенты переходят на другую степень сложности: сами пробуют создать тестовые задания четырех основных видов (закрытой и открытой формы, тесты на упорядочение и соответствие). Подобная работа помогает студентам запомнить необходимые понятия, формировать у них умение выделять главное из объемного материала, систематизировать и обобщать знания. При подготовке данного вида работы студенты знают, что их наиболее удачные тестовые задания попадают в общий тестовый банк, часть которого используется преподавателем на зачете. Мотивацией к данной работе являются и дополнительные «бонусы» к зачету.

При планировании тех или иных видов самостоятельной работы, несомненно, принимается во внимание определенная тема занятия. Так, например, у четверокурсников особый интерес вызывают «инновационные» социологические методы получения информации, которые могут быть адаптированы к конкретной работе журналиста – фокус-группы, кейс-стади, социометрические опросы, социодрама, включенное наблюдение… Использование нетрадиционных способов получения информации в специфических условиях, когда журналисту или социологу приходится работать на грани фола. В связи с этим подготовка к занятиям по темам  «Структура социологического исследования», «Социологические методы в журналистике» включает внеаудиторные встречи студентов с действующими социологами, журналистами, специалистами по связям с общественностью, а также с профессионалами из других отраслей информационной деятельности, чей богатый опыт может пригодится будущим журналистам.  

Планируя самостоятельную работу, следует принимть во внимание и формы организации учебной деятельности: фронтальную, индивидуальную, групповую, парную. Та или иная форма работы сначала предлагается преподавателем, но студенты вправе предложить свою форму.

Если при выполнении заданий репродуктивного и продуктивного характера студенты стремятся работать в группах, то при переходе на уровень творческой деятельности работа проходит индивидуально или в парах.

Б) Порядок решения задач, обсуждение ситуаций

В качестве домашнего задания студентам предлагается разработать Программу журналистского исследования нарушений прав граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной (муниципальной) власти и органов управления.

Схема анализа СМИ:

В качестве ориентира предлагается использовать следующий алгоритм:

1. Определить объект и предмет исследования.

2. Провести анализ выступлений местных СМИ по данной проблеме и ответной реакции на них чиновников.

3. Проанализировать публикации на сайтах и блогах местного сообщества на эту тему и формы возможной ответной реакции на них.

4. Провести интерпретацию и эмпирическую операционализацию основных понятий.

5. Сформулировать рабочие гипотезы, отвечая на вопросы: почему это происходит? Что следует предпринять для решения данной проблемы? Кто должен эту проблему решать?

6. Упорядочить собранные данные методами простой и перекрестной группировки.

7. Определить устойчивые сочетания свойств, используя метод эмпирической типологизации.

8. Составить план будущей публикации.

В) Рекомендации по использованию оборудования и программного обеспечения

Для сбора информации студенты используют:

диктофоны,

фото и видеотехнику,

демонстрируют навыки владения стенографией.

Для компьютерного анализа текстовой информации используются программы Textanalist, ВААЛ

Для подготовки отчетов по практическим заданиям приветствуется использование электронных презентаций

Г) Описание критериально-оценочного аппарата

Оценивание выполнения самостоятельных заданий осуществляется по 3-х бальной шкале.

Д) Рекомендации по организации контроля

Задания для самостоятельной работы проверяются на занятии, в течение семестра проводятся 2 промежуточных теста, в конце семестра - заключительное электронное тестирование. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

А) Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины

Для выполнения всего объема работы необходимо распределить время на подготовку к практическим занятиям (анализ теоретического и учебно-методического материала, а также собранной эмпирической информации), к электронным презентациям (отчеты в форме аналитической записки или аналитического доклада).

Б) Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы, требования к представлению результатов СР, критерии оценки результатов

Первая группа заданий связана с анализом прочитанной научной литературы, список изданий прилагается к каждому занятию. При ознакомлении с научными источниками следует найти ответы на поставленные вопросы к занятию.

Вторую группу заданий составляет анализ полученных (в процессе кабинетного или полевого исследования) эмпирических данных в соответствии с формулировкой задания по каждой теме. Например:

Дата: 2019-12-22, просмотров: 717.