Место аудита в системе контроля. Аудит и ревизия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Контроль - важная функция управления. Это объективное яв­ление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами - неотъемлемая часть системы регули­рования финансовыми отношениями.

В зависимости от субъекта и характера деятельности финансо­вый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта - на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления - на ре­визионный (ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы до­кументального и фактического контроля, экспертные оценки, ме­тоды анализа и другой инструментарий.

Государственный финансовый контроль регламентируется зако­нами Российской Федерации и другими нормативными актами. В системе государственного финансового контроля имеются спе­циальные контрольные органы: Счетная палата Российской Феде­рации, Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации. В опреде­ленной мере функции государственного финансового контроля выполняют органы Министерства по налогам и сборам, налоговая полиция, а также Центральный банк России, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет России, а также контрольные органы мини­стерств и ведомств.

Объектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, промышленные и коммер­ческие предприятия с государственным участием, предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии, обществен­ные неправительственные организации и учреждения, предпри­нимательские структуры и физические лица в части уплаты нало­гов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Основные задачи государственного финансового контроля: проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверка эффективного и экономного расходования государственных средств; проверка правильности расчета и уплаты налогов. Конт­рольные органы государства могут выполнять свои задачи объек­тивно и эффективно только в том случае, если они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.

Элементами системы внутреннего контроля экономических субъектов являются внутренний аудит и управленческий контроль. Внутренний контроль создается для упорядоченного и эффектив­ного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руковод­ства, охраны активов, обеспечения полноты и точности докумен­тации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. При этом реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена во-первых, на организационно-технический механизм (включающий процедуры контроля, внутреннюю регламентирующую норматив­ную документацию и т.п.) и, во-вторых, на специальные конт­рольные подразделения - управления (отделы) внутреннего аудита.

Организация системы внутреннего контроля является прерога­тивой самого экономического субъекта.

В настоящее время подразделения внутреннего аудита у эконо­мических субъектов по-разному встраиваются в структуру управ­ления экономического субъекта, поэтому условно внутренний аудит можно разделить на внутренний аудит акционеров и внут­ренний аудит исполнительного руководства. Первый из них часто называют независимым внутренним аудитом, так как внутренние аудиторы непосредственно не подчинены исполнительному руко­водству и, следовательно, по поручению собственников, акцио­неров могут осуществлять в том числе и проверку деятельности самого исполнительного руководства.

Некоторые экономические субъекты, по образцу фирм ФРГ, создают у себя подразделения контроллинга и назначают контро­леров. Кратко основные функции этих подразделений и самих контролеров можно охарактеризовать как «управление управлени­ем», т.е. это координация, согласование, контроль, упорядочение и подготовка информации для руководства в виде, удобном для принятия управленческих решений.

Хотя аудиторская деятельность может охватывать все эконо­мические организации независимо от их организационно-право­вых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом ауди­та - собственность акционеров и инвесторов. Независимость - необходимое условие деятельности аудиторов, причем независи­мость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров.

При проведении аудита применяются специальные приемы до­кументального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета.

При проведении ревизионной проверки составления бухгалтер­ских (финансовых) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита.

Так как аудит и ревизия являются способами организации кон­троля за финансово-хозяйственной деятельностью, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 268.