Чисто частные блага – блага, доступные в потреблении и приносящие полезность только его владельцу.
Признаки чисто частного блага:
· Исключаемость блага в потреблении;
· Избирательность блага в потреблении.
Чисто общественной благо – благо, кот потребляется коллективно всеми гражданами, независимо от того платят они за него или нет (национальная оборона, пожарная служба, почта, органы правопорядка).
Признаки чисто общественного блага:
· Неисключаемость в потреблении (потребление его одним субъектом не ограничивает его полезность для других);
· Неизбирательность в потреблении (никто не может быть исключен из числа потребителей)
Особенности чисто общественных благ:
1. Потребление этих благ всегда сопровождается положительным внешним эффектом;
2. Все пользователи потребляет одно и тоже количество чисто общественного блага;
3. Предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю = 0, т.к. потребление блага «сообща» не корректируется потребностью в нем каждого потребителя.
Суть проблемы чисто общественных благ не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства.
Р(тыс руб за ед)
Р (тыс. руб. за ед) 30 Dсов=∑qi
DA DB DC Dсов=∑qi DC
P 15
10 DB
DA
5
0 2 4 6 Q QS=12 Кривая спроса на чисто частное благо Кривая спроса на общественное благо.
(получается путем сложения кривых (получается путем суммирования
индивидуального спроса по горизонтали) предельных выгод по вертикали )
Потребление чисто общественного блага происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна.
Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага, независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника , «зайца».
Проблема безбилетника чаще всего возникает в больших, чем в маленьких группах потребителей, т.к. там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков.
В модели Линдаля индивиды договариваются о расходах на предоставление общественного блага и о доле каждого в этих расходах. В условиях равновесия (его в свою очередь называют равновесием по Линдалю) цены устанавливаются на таких уровнях, что все индивиды предъявляют спрос на одно и то же количество общественного блага, которое и является оптимальным объемом его предоставления
Рассмотрим простейший вариант модели Линдаля, когда общественное благо потребляется только двумя индивидами.
На рис. 5 по оси ординат (y) отложена общая величина общественных расходов, по оси абсцисс - доля от этой суммы, которую платят индивид А и индивид В.
Y D D
Q
V E
K M L
Рис. 5. Модель Линдаля.
В точке K индивид А не несет никаких расходов, 100 % необходимой суммы вносит индивид В. По мере движения к точке L доля индивида А растет, а индивид В пользуется общественным благом бесплатно.
Предположив снижение предельной полезности от потребления общественного блага, построим обычные линии спроса с отрицательным наклоном DA для индивида А и DB для индивида В. Точка Е, находящаяся на пересечении двух линий спроса, представляет точку равновесия по Линдалю. Именно в этой точке полезность от потребления последней единицы общественного блага равна налоговой цене одновременно для двух индивидов.
Модель Линдаля показывает, каким образом добровольный обмен и система цен (в специфической форме налоговых цен) приводят к принятию решений об оптимальном объеме предоставления общественного блага.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 258.