Внешние эффекты, их классификация и интернализация. Теорема Коуза.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Внешние эффекты (экстерналии) – эффекты (издержки или выгоды), не имеющие стоимостной оценки, в результате рыночных сделок между экономическими субъектами, которые получают третьи лица.

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные.

Отрицательные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Например, нечестная конкуренция за клиентский капитал, ущерб при нарушении авторских прав, загрязнение окружающей среды при производстве товара и т.д.

Отрицательные внешние эффекты – разница между издержками по осуществлению собственно рыночной операции и полными издержками, которые учитывают и последствия внешних воздействий.

Частные издержки (РС) - связаны непосредственно с производством блага, включаются в цену, носят внутренний характер.

Внешние издержки (ЕС) - вызванные производством или потреблением данного блага затраты лиц, не принимающих участия в данной сделке, не отражаются в цене блага имеют внешний характер.

Общественные (социальные) издержки (SР) – совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц:          SC=PC+EC

Некоторое увеличение производства блага (∆Q) ведет к увеличению каждого вида издержек в виде их прироста : предельные частные издержки MPC=∆PC/∆Q, предельные внешние издержки MEC=∆EC/∆Q, 

Предельные общественные издержки MSC= ∆SC/∆Q= MPC+MEC

 

                                        P                               MSC = MPC+MEC

                                                                        

                                                                                       S=MPC

                                       P3                   A 

                                      P2               E2                MEC       


                                       P1                        E1

     
 

 


                                                                                       D=MSB 


                                                              Q2 Q1               Q

 

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем, по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами .  

 

Положительные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. Например, выгоды, приносимые фирмам, повышающим квалификацию и образование своих работников, выгоды от создания интеграционных союзов производителей, выгоды фирм, кот получают от потребителей бесплатно информацию о выявленных недостатках товаров и т.д.

Положительный внешний эффект – дополнительная полезность возникающая в результате использования блага и не находящая отражения в его цене.

Частная выгода (РВ) – это увеличение благосостояния потребителя данного блага.

Внешняя выгода (ЕВ) – это рост благосостояния третьих лиц , вызванного производством или потреблением данного блага.

Общественная выгода (SB) – совокупная выгода всех лиц, которые затрагивают производство и потребление данного блага: SB=PB+EB.

Увеличение производства и потребления блага вызывает прирост каждого вида выгод: предельная частная выгода (MPB = ∆PB/∆Q), предельная внешняя выгода (MEB = ∆EB/∆Q), предельная общественная выгода – MSB = ∆SB/∆Q = MPB + MEB.

 

                                 P                                                  S=MSC

                                                    MSB=MPB+MEB

                                                          A               

                                P2                         E2                                   

                                                                                    MEC

                                P1                              E1

                                     

                                                                     D=MPB


                                               Q1   Q2             Q

 

При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.   

 

Причина существования внешних эффектов – отсутствие установленных прав собственности на ресурсы.

Внешние эффекты искажают информацию об издержках и выгодах, что приводит к неэффективности распределения ресурсов, проявляющейся в перепроизводстве и недопроизводстве благ.

 

Теорема Коуза : Если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности, (если отвлечься от эффекта дохода).

 

 





Дата: 2019-12-22, просмотров: 215.