Внешние эффекты (экстерналии) – эффекты (издержки или выгоды), не имеющие стоимостной оценки, в результате рыночных сделок между экономическими субъектами, которые получают третьи лица.
Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные.
Отрицательные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Например, нечестная конкуренция за клиентский капитал, ущерб при нарушении авторских прав, загрязнение окружающей среды при производстве товара и т.д.
Отрицательные внешние эффекты – разница между издержками по осуществлению собственно рыночной операции и полными издержками, которые учитывают и последствия внешних воздействий.
Частные издержки (РС) - связаны непосредственно с производством блага, включаются в цену, носят внутренний характер.
Внешние издержки (ЕС) - вызванные производством или потреблением данного блага затраты лиц, не принимающих участия в данной сделке, не отражаются в цене блага имеют внешний характер.
Общественные (социальные) издержки (SР) – совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц: SC=PC+EC
Некоторое увеличение производства блага (∆Q) ведет к увеличению каждого вида издержек в виде их прироста : предельные частные издержки MPC=∆PC/∆Q, предельные внешние издержки MEC=∆EC/∆Q,
Предельные общественные издержки MSC= ∆SC/∆Q= MPC+MEC
P MSC = MPC+MEC
S=MPC
P3 A
P2 E2 MEC
P1 E1
D=MSB
Q2 Q1 Q
При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем, по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами .
Положительные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. Например, выгоды, приносимые фирмам, повышающим квалификацию и образование своих работников, выгоды от создания интеграционных союзов производителей, выгоды фирм, кот получают от потребителей бесплатно информацию о выявленных недостатках товаров и т.д.
Положительный внешний эффект – дополнительная полезность возникающая в результате использования блага и не находящая отражения в его цене.
Частная выгода (РВ) – это увеличение благосостояния потребителя данного блага.
Внешняя выгода (ЕВ) – это рост благосостояния третьих лиц , вызванного производством или потреблением данного блага.
Общественная выгода (SB) – совокупная выгода всех лиц, которые затрагивают производство и потребление данного блага: SB=PB+EB.
Увеличение производства и потребления блага вызывает прирост каждого вида выгод: предельная частная выгода (MPB = ∆PB/∆Q), предельная внешняя выгода (MEB = ∆EB/∆Q), предельная общественная выгода – MSB = ∆SB/∆Q = MPB + MEB.
P S=MSC
MSB=MPB+MEB
A
P2 E2
MEC
P1 E1
D=MPB
Q1 Q2 Q
При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
Причина существования внешних эффектов – отсутствие установленных прав собственности на ресурсы.
Внешние эффекты искажают информацию об издержках и выгодах, что приводит к неэффективности распределения ресурсов, проявляющейся в перепроизводстве и недопроизводстве благ.
Теорема Коуза : Если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности, (если отвлечься от эффекта дохода).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 245.