Классификация предприятий по степени концентрации производства и капитала. Философия современной предпринимательской деятельности. Маркетинг и менеджмент.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По степени концентрации производства и капитала предприятия делят на мелкие, средние и крупные. То или иное предприятие можно отнести к разряду крупных или мелких, а по характеру своей деятельности оно может быть отнесено соответственно к мелкому или крупному производству. В основе деления предприятий на мелкие, средние и крупные лежат количественные параметры, тогда как их характеристика по принадлежности к мелкому, среднему или крупному производству дается на основе качественных критериев.

Предпринимательство – хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения доходов. В широком смысле – это предприимчивость, инициативность, активность в сфере экономики. В узком смысле- это экономическая деятельность собственника или хозяйствующего субъекта. П-во – это неотъемлемый атрибут рыночной экономики и фактор производства.

П-во следует отличать от предпринимательской способности - особый вид человеческого капитала, который состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды производимого продукта, технологий, форм организации бизнеса при определенной степени риска и возможности понести убытки.

П-во характеризуется следующими чертами:

1. Свобода в выборе хозяйственной деятельности и ее методов, не только самостоятельность, но и новаторство;

2. Ответственность за принимаемые решения и их последствия и сопряженный с этим риск. Осуществление предпринимательства связано с риском. Пред-кий риск – это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, программой его действий либо получит доходы, ниже тех, на которые он рассчитывал.

3. Ориентация на достижение экономического и морального успеха.

П-во – одна из форм бизнеса. Бизнес – это система охватывающая всех хозяйственников и интегрирующая их деятельность в одно целое. Суть – каждый субъект рыночной экономики занимается своим делом и в тоже время в обществе отработаны такие механизмы, благодаря которым такой бизнес не наносит ущерба другим людям, легально реализующим собственные экономические инициативы, предприимчивость, деловую хватку.

Коммерция – торговая деятельность людей, направленная на получение торговой прибыли. Основная цель современной коммерции – всестороннее обслуживание непосредственно производства и рационализация сферы обращения.

К новейшим формам предпринимательства можно отнести лизинг (своеобразное сочетание аренды и кредита для реализации средств производства) и факторинг (форма коммерческой деятельности, ускоряющая торговые сделки по реализации продукции путем покупки у производящей фирмы требований к своим клиентам).

Менеджмент – деятельность по управлению производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и при меняемых для повышения эффективности, экономичности и увеличения прибыли. М-т - наука об управлении человеческими отношениями в процессе производства и взаимосвязей потребителей и производителей.

Маркетинг – целостная система организации деятельности предприятий, фирм, когда в основе хозяйственных решений лежат требования рынка, реальные запросы покупателя, а также производственно сбытовые возможности отдельных предприятий.

Под маркетингом понимают такую комплексную систему организации производства и сбыта продукции, которая построена на основе исследования рынка, предварительном изучении и формировании потребительского спроса.

Издержки предприятия и их виды. Графическое изображение динамики различных видов издержек. Условия минимизации издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах. Положительный и отрицательный эффекты масштаба производства.

 

Издержки производства представляют собой совокупность затрат, связанных с выпуском продукции. Они подразделяются на внешние и внутренние, постоянные, переменные и совокупные (общие).

В основе разграничения издержек на внутренние и внешние лежат критерии принадлежности используемого ресурса. Внутренние издержки – это затраты на ресурсы, принадлежащие предприятию, и его нормальная прибыль за риск. Внешние издержки – это платежи внешним поставщикам.

Различают бухгалтерские и экономические издержки. Бух-кие издержки представляют собой фактический расход факторов производства для изготовления определенного количества продукции по ценам их приобретения. Эти издержки бывают прямые (затраты на сырье, материалы, топливо) и косвенные (накладные расходы, з/п, амортизация). Экономические издержки любого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости при наилучшем из всех возможных варианте использования. Они бывают явные и неявные. Явные – это альтернативные издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. Неявные издержки – альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцу предприятия.

В краткосрочном периоде издержки производства подразделяются на постоянные и переменные. Критерием отнесения издержек к тем или иным является их реакция на изменение объема производства. Если при изменении объема выпускаемой продукции величина определенных затрат остается неизменной, то речь идет о постоянных издержках. Если же затраты изменяются вместе с изменением объемов выпускаемой продукции, то речь идет о переменных издержках. В сумме постоянные и переменные издержки образуют общие издержки. Издержки производства, приходящиеся на единицу продукции, называются средними издержками. Средние издержки бывают постоянными переменными и общими. Они рассчитываются путем деления соответственно постоянных, переменных и общих издержек на объем продукции, связанный с данными издержками. Однако средние издержки необходимо отличать от предельных издержек, которые также связаны с выпуском единицы продукции. Если средние издержки указывают, какие затраты в среднем приходятся на единицу продукции при данном объеме производства, то предельные издержки свидетельствуют о затратах, приходящихся на выпуск каждой дополнительной единицы продукции по отношению к уже имеющемуся объему производства.

         
   

В долгосрочном периоде все издержки становятся переменными, так как происходят изменения не только в самом производстве в результате инвестиционной деятельности, но и в условиях хозяйствования, т.е. изменения самой экономической среды использования факторов производства.

         
   

      

      1)                                          2)                                             3)

1) – Постоянные издержки производства. По у – издержки производства, по х – объем производства.

2) – Переменные издержки производства. По у – издержки производства, по х – количество произведенной продукции.

3) Совокупные издержки производства. По у – издержки производства, по х – количество произведенной продукции.

 

Динамика издержек в долгосрочном периоде определяется эффектом масштаба.

Если по мере роста масштаба производства средние издержки имеют тенденцию к понижению, говорят о положительном эффекте масштаба, или экономии от роста производства. Такая экономия достигается за счет специализации труда, более эффективного управления, экономии на использовании капитала.

Если с ростом масштаба производства средние издержки возрастают , то эффект масштаба будет отрицательным. В результате отдача от вложений снизится, а средние издержки в долгосрочном периоде начнут расти по мере дальнейшего увеличения объема производства.

Если по мере увеличения масштабов производства средние издержки не изменяют своей величины, то эффект масштаба будет нулевым.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 360.