Сегодня на первый план выходят проблемы развития каждого муниципального образования, обеспечения единства и целостности страны. В этих условиях задачи местной политики отнюдь не сводятся лишь к поддержке кризисных территорий. Они существенно усложняются. Цена непродуманного отвлечения ресурсов от решения общенациональных задач и в первую очередь задач экономического роста в пользу развития отдельных территорий в специфических российских условиях может оказаться чересчур высокой.
Эффективное управление экономическими и социальными процессами в обществе должно преследовать не только и, может быть, с учетом современного положения в России не столько цели раздела, в том числе между образованиями, скудного общественного богатства, сколько задачи его созидания. Сложившаяся после выборов президента РФ 2000 года политическая ситуация создала условия для перехода к активной политике муниципального развития при поддержке федерального уровня и стимулирования инвестиций, согласования усилий центра и муниципалитетов. Характер их взаимоотношений должен способствовать возникновению предпосылок для экономического роста и самой Федерации, ее регионов и городов.
Основными направлениями развития инфраструктуры рынка являются: - преодоление экономического кризиса, приведшего к резкому сокращению производства, повышению уровня безработицы, к взаимным неплатежам, нарушению внутрирайонных и межрайонных связей, к снижению уровня жизни населения; - в машиностроительном комплексе – проведение серьезной реконструкции, модернизации предприятий, усиление внутриотраслевых связей по кооперации; - приведение земельной реформы в действие, реструктуризация крупных предприятий;- создание сети в городе крупных перерабатывающих предприятий для более глубокой переработки продукции; - решение социальных проблем и повышение уровня жизни населения на основе достижения утраченных позиций и дальнейшего развития отраслей материального производства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, здравохранения и др.).Итак, по данным "Самарской газеты" от 16 августа 2009 года, генерального плана развития инфраструктурного потенциала сейчас у г.о. Самары нет. Действующий ныне был принят в 1997 году и рассчитан на период до 2005 года. В настоящий момент кроме этого документа развитие городского округа регулируется еще «Правилами застройки и землепользования», утвержденными постановлением Самарской городской думы №61 от 26.04.2001.
С приходом в нашу жизнь рыночных отношений возникла необходимость разработки нового, отражающего реалии сегодняшнего дня, генерального плана. Результатом работы нескольких экспертных групп стал опубликованный 16 августа 2009 года проект этого документа, который определит развитие города на ближайшие 20-30 лет.
В целом документ можно разделить на три части относительно сферы приложения: жилье (строительство и реконструкция), социальная инфраструктура, техническая инфраструктура.
Согласно новому генплану, развитие города будет проходить за счет:
1) совершенствования пространственной организации уже застроенных территорий (в т.ч. сноса ветхого жилья);
2) освоения новых площадок.
Территориально г.о. Самару планируют расширить в трех направлениях: север и северо-восток (земли Красноглинского и Кировского районов) и юг (Куйбышеский р-н). В этих направлениях расположены так называемые "условно свободные территории" (данные в приведенной таблице).
Что касается социальной инфраструктуры, в разделе "Градостроительное развитие общественного пространства" отмечается, что сеть учреждений обслуживания населения достаточно развита, но "их мощность не всегда достаточна для проживающего населения".
Особое внимание разработчики проекта генплана уделили развитию рекреационных зон и инфраструктуры отдыха и туризма. В течение 10 лет планируется построить Самарский зоопарк (на территории 100 га), канатную дорогу Самара - о.Проран - с.Рождествено, рекреационно-туристическую экспозицию "Старая Самара", спортивную арену на территории Самарского Заречья, а также развить сеть объектов детско-юношеского туризма и создать пешеходные торгово-рекреационные зоны по некоторым спускающимся к Волге улицам.
Развитие технической инфраструктуры в проекте представлено планами по созданию промышленно-коммунальных зон на правом берегу реки Самары. Площади более 191 га авторы проекта выделили под строительство крупного транспортно-логистического центра. А всего под объекты промышленно-коммунального строительства выделено порядка 1100 га. Проектом предложены места расположения пожарных депо, депо метрополитена и пр. В районе пос. Ясная Поляна на муниципальных землях предполагается выделить под кладбище территории в 70 га.
Для улучшения экологической обстановки в мегаполисе в генплане прописан ряд мер. Например, до 2015 года планируется разработать и реализовать проекты организации санитарно-защитных зон (СЗЗ) промышленных предприятий Самары. Правда, при этом следующий пункт декларирует планы по сокращению величины таких зон промышленных и коммунальных предприятий. Возможно, организация СЗЗ будет подразумевать сокращение их площади. Однако, не факт, что экологическая ситуация в городе при этом улучшится.
Среди прочих мер по борьбе с загрязнением воздуха упомянут первый этап программы по переводу муниципального транспорта на использование природного газа в качестве моторного топлива.
Водные объекты планируется беречь путем снижения объемов стоков, строительства и реконструкции очистных сооружений. На мусорных полигонах авторы проекта предусмотрели создание сортировочных станций. Утилизация ТБО будет проводиться тремя методами: рециклингом, компостированием и термическим обеззараживанием. По заключению разработчиков проекта, мощностей существующих ныне полигонов хватит еще на 25-30 лет. После публикации проекта Генерального плана до его окончательного утверждения должно пройти три месяца. В течение следующих трех месяцев после утверждения этого документа должен быть разработан план его реализации на ближайшие два года с перечнем планировочных мероприятий и финансово-экономическим обоснованием. Однако самым главным итогом утверждения генплана должно стать начало планомерной и упорядоченной работы по приданию Самаре достойного вида, улучшению качества жизни горожан и, пожалуй, более четких перспектив развития города с точки зрения инвесторов.
Основные направления управления экономикой муниципального образования:
- управление муниципальным имуществом;
- финансовая политика - управление муниципальными финансами;
- промышленная политика - взаимодействие с немуниципальными хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования;
- налоговая, тарифная, ценовая политика;
- инвестиционная политика;
- управление межмуниципальными и международными экономическими связями муниципальных образований и др.
Для решения стоящих перед городским округом проблем необходимо создать четырёхуровневую систему программных документов, состоящую из программы социально-экономического развития области, областных целевых программ, программ правительства Самары, ведомственных программ.
Освоение мощных и высокоэффективных топливно-энергетических ресурсов, леса, полезных ископаемых позволило создать здесь развитую систему, специализацией которой стали энергоемкие отрасли цветной металлургии, химическая, атомная, микробиологическая промышленность, крупнейший в стране лесной комплекс, а также машиностроение, производство строительных материалов и др.
За годы реформ ведущие отрасли с высокоэффективной энергетической и сырьевой базой благодаря их конкурентоспособности на зарубежном рынке сумели не только сохранить объемы производства, но в ряде случаев даже их увеличить. Отрасли, не опирающиеся на высокоэффективные ресурсы (машиностроение, легкая, химико-фармацевтическая промышленность и др.) и ориентирующиеся преимущественно на неплатежеспособный внутренний рынок, понесли серьезный урон.
Реалии рыночных реформ таковы, что инвестиции — как российские, так и зарубежные — идут главным образом в сырьевые отрасли, дающие гарантированный результат и наиболее уверенно конкурирующие на зарубежном рынке, о чем свидетельствует анализ работы промышленности за последние 15 лет. Городской округ Самара располагает значительным ресурсным потенциалом, причем не месного, а федерального значения.
Это крупные месторождения природного газа, нефти, железных руд, огромные лесные массивы, обеспечивающие благоприятные перспективы для освоения и реализации продукции на зарубежном и отечественном рынках как в сыром, так и в переработанном виде.
Эти крупномасштабные ресурсные проекты могут стать импульсом развития экономики не только городского округа Самары, но и всего региона. А как известно развитие инфраструктуры прямо пропорционально развитию промышленности.
Перспективные индустриальные и транспортные проекты города характеризуются различными сроками реализации, в значительной части проектов пока не ясными. Тем не менее, приведенные ресурсные проекты предусматривают добычу полезных ископаемых и производство продукции, востребованной и конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Поэтому они вошли в перспективные планы крупных, располагающих финансами компаний, и это представляется серьезной гарантией того, что, по крайней мере большая часть из них будет реализована. Следовательно, новый промышленный бум в течение ближайших десятилетий городскому округу Самара гарантирован.
Освоение и транспорт нефти и газа, а также реализация других ресурсных проектов будут способствовать развитию как в Самаре, так и области, так и в других субъектах Федерации смежных производств в различных отраслях промышленности. Увеличится производство горного и металлургического оборудования, строительных материалов, продукции деревообработки. Реализация проекта, особенно в части производства алюминия, а также транспорта нефти и газа, потребует значительных дополнительных мощностей в электроэнергетике. Все это создаст многие тысячи высокооплачиваемых рабочих мест и укрепит налоговую базу регионов.
Работа с предприятиями промышленности и транспорта города по линии заключения соглашений и организации их взаимной поддержки производится путем взаимозачетов и других форм расчетов за потребляемую продукцию и услуги.
Возможно улучшение инвестиционного климата путем снижения инвестиционных рисков. Инструментом этого может служить содействие созданию страховых и залоговых фондов, ассоциаций финансово-кредитных организаций, предоставление государственных гарантий и иных форм государственной поддержки. Муниципальные власти могут воздействовать на объявление предприятия банкротом (или его отсрочку) и проведение процедуры банкротства, а также на условия продажи находящихся в областной собственности пакетов акций предприятий их новым собственникам.
Задачи развития в области инфраструктуры связаны с реализацией пакета проектов и работой с бизнес-структурами и федеральным центром для ее возможной оптимизации. Территории города (окраины) привлекают газовиков, нефтяников, лесников. Местные власти могут решить вопрос комплексного освоения территории при совместном участии компаний в инфраструктурных проектах.
В политике Министерства регионального развития РФ доминирует принцип поддержки уже не регионов, а муниципальных образований — его локомотивов, что, в частности, непосредственно сказалось на распределении федерального фонда развития регионов. Таким образом, финансировать теперь будут в первую очередь не регионы, а входящие в его состав муниципальные образования.
Экономические реформы не могут быть самоцелью. Их задача - способствовать необходимым переменам в народном хозяйстве, упрочению положения страны в мировой экономической системе. Соответственно, об успехе или провале реформ можно судить лишь по тому, насколько ожидаемые результаты совпадают с намеченными целями.
При разработке комплекса соответствующих мер необходимо охватывать можно больше направлений. Поставить и решить как можно больше задач. Какие-то, но все-таки, будут решены, а не заниматься развитием только прибыльных отраслей, сфер, предприятий. Результаты подобных стремлений, продиктованных самыми лучшими намерениями, весьма незначительны. Во-первых, чрезвычайно обширен сам круг законодательного обеспечения перехода к рынку страны, которая более 70 лет жила по законам централизованно управляемой экономики. Во-вторых, многие предложения, очевидно правильные с точки зрения специалистов, наталкиваются на непонимание и неприятие со стороны общества. По нашему мнению, только при наличии четко обозначенных целей, относящихся к преобразованиям в собственно экономике, можно сузить круг подлежащих решению проблем, сформулировать практически реализуемый перечень мер по реформированию отношений в экономике.
Нужна программа развития экономики городского округа, реализующая некую стратегию, предусматривающую использование экспортных ресурсов. Отсутствие стратегии и соответствующих ей экономических механизмов не позволяет дать истинную оценку эффективности предлагаемых больших проектов и делает бессмысленной их разработку.
Промышленная структура экономики городского округа Самара характеризуется большой концентрацией производственных мощностей, обусловленной использованием, как правило, высокоэффективных крупных источников.
С сокращением внутреннего рынка эффект от эксплуатации предприятий-гигантов начинают перекрывать растущие затраты на транспортировку сырья и готовой продукции. Преобладание производств с незавершенным технологическим циклом, к тому же часто сконцентрированных на крупных градообразующих предприятиях, обусловливает малую приспособляемость производственной структуры области к быстро меняющимся условиям рынка, и, следовательно, необходимость дополнения рыночных механизмов элементами государственного регулирования. Отмеченные особенности экономики г.о. Самара, а также «утяжеленная» производственная структура, ее возросшая зависимость от конъюнктуры внешнего рынка в значительной мере определяют рисковый характер и необходимость повышения ее адаптивных возможностей.
Экономика городского округа, ее эффективная структура представляются в виде устойчиво развивающегося ядра и зоны гибкости, берущей на себя реакцию на действие фактора неопределенности, например конъюнктуры цен. Ядро устойчивости образуют предприятия отраслей специализации, реализующие объективные конкурентные преимущества региона, а зону гибкости — технологически и организационно связанные с ними небольшие и средние предприятия, с гибкими технологиями и более разнообразной номенклатурой выпускаемой продукции. Прежде всего это предприятия, активно использующие эффективные ресурсы межотраслевого назначения, — топливно-энергетические, водные, трудовые. При этом крупные производства, что не менее важно, представляются единственными градообразующими объектами для многих городов.
Крупные предприятия, маневренные свойства которых ограничены жесткой технологической схемой и значительными объемами производства, в условиях переходной экономики столкнулись, по существу, с новой для себя проблемой. В отличие от дореформенной экономики, когда они были звеньями «единой фабрики», в современных условиях с разрывом хозяйственных связей, падением внутреннего спроса на их продукцию, резким возрастанием транспортных и энергетических тарифов сейчас стали наиболее чувствительны к разного рода возмущениям.
Подобная двухслойная структура характерна и для экономики развитых стран. Причем базовым выступает слой крупных фирм, включающий сети их представительств, — конкурентной олигополии, дополняемый слоем автоматизированных мелких неассоциированных фирм.
Использование обоснованных нами приоритетных направлений и элементов организационного механизма экономической стратегии г.о. Самара, отвечающих особенностям ее экономики, а также принципам устойчивого и прогрессивного технико-экономического развития, позволяет сформировать эффективную производственную и институциональную структуру экономики, отличную от экстраполяционного «тиражирования» существующей.
Структурная политика включает: реконструкцию и модернизацию ведущих производств, имеющих конкурентные преимущества, не на прежней технико-технологической базе (что продолжило бы ее консервацию), а на основе перехода к технологиям передовых технологических укладов; создание промышленных комплексов с полным циклом переработки сырья в соответствии с общей закономерностью эволюции отраслевой структуры промышленного производства, характеризующейся опережающим ростом обрабатывающей промышленности, повышением эффективности использования добываемого сырья; развитие агропромышленного комплекса с целью максимального самообеспечения области качественными продуктами питания; индивидуальное жилищное строительство, приоритетность которого обусловлена нарастанием социальной напряженности в связи с ростом неудовлетворенной потребности в жилье из-за десятикратного снижения его ввода в предыдущие года (1991-2000) и низкой платежеспособности большей части населения, а также тем, что жилье, как никакой другой товар, формирует мотивацию к труду, сбережениям, здоровому образу жизни и, кроме того, является катализатором развития многих отраслей экономики.
С целью совершенствования институциональной структуры предполагается формирование корпоративных структур — вертикально-интегрированных компаний и финансово-промышленных групп, объединяющих финансовый капитал, торгово-сбытовые сети, производственный и научно-технический потенциал и обладающих большими возможностями для осуществления прогрессивных структурных преобразований экономики, повышения ее гибкости и технологической завершенности.
Эффект проектов достигается на основе разумного компромисса — сокращении удельных производственных затрат при росте как относительных, так и абсолютных затрат на транспортировку сырья и готовой продукции, сохранении природной среды, уменьшении потерь от снижения маневренных свойств и адаптивных возможностей региональной экономики.
Для современной экономики особенно важным следствием эффекта масштаба являются сокращение удельных расходов на НИОКР и возможность применения передовой технологии производства. С целью повышения эффекта масштаба образуются международные альянсы компаний (например, в автомобилестроении). Эти свойства эффекта масштаба еще мало используются крупными предприятиями российских регионов. Такие изменения способствуют развитию малого предпринимательства, в том числе и путем реструктуризации крупных корпораций с образованием внутрифирменных малых предприятий, характеризующихся высоким риском хозяйственной деятельности, большой маневренностью и гибкостью.
Заключение
Современный рынок все настойчивее требует развития горизонтальной интеграции экономического пространства страны, основанной на более эффективных принципах и механизмах прямого взаимодействия муниципальных образований. Речь идет о комплексном, масштабном и проектном взаимодействии одновременно и муниципальных органов государственной власти, и хозяйствующих на их территориях бизнес-структур. Это не что иное, как государственно-частное партнерство при реализации проектов, представляющих особый и общий интерес.
Такое взаимодействие (не обязательно только сопредельных) может оказаться эффективным при реализации крупных инфраструктурных проектов (например, возведения гидроэлектростанций, разработки крупных месторождений, прокладки нефте- или газопроводов, строительства железных и автомобильных дорог). Оно может осуществляться различными способами: в виде финансовой кооперации; путем реализации совместных инвестиционных проектов; в форме совместных социальных программ (например, строительство детских площадок)
Инструмент рыночной кооперации может оказаться существенным дополнением к принятым централизованным схемам сокращения разрывов в уровнях развития всех муниципальных образований. И контрасты здесь не единственная проблема. В самом тяжелом положении находятся депрессивные города с экономикой в состоянии хронического кризиса, не имеющие источников рыночного саморазвития. Есть территории, располагающие, несмотря на тяжелое положение, определенным потенциалом для экономического оживления. Ряд территорий имеет признаки как возрождения, так и спада. В более благоприятном положении находится несколько территорий, где преобразования проводятся энергично и целенаправленно и где уже пожинают первые плоды реструктуризации своих экономик. И совсем немного муниципальных образований занимают довольно сильные позиции, продолжая улучшать инвестиционный имидж. При этом все муниципальные образования независимо от их нынешнего состояния будут вовлекаться в борьбу за привлечение инвесторов, за удержание "своих" или переманивание "чужих" предприятий , за сохранение численности постоянных жителей, рост их занятости и благосостояния, за увеличение потока туристов.
Итак, сегодня на первый план выходят проблемы индивидуального развития каждого муниципального развития, обеспечения единства и целостности страны. В этих условиях задачи муниципальной политики отнюдь не сводятся лишь к поддержке кризисных отраслей. Они существенно усложняются. Цена непродуманного отвлечения ресурсов от решения общенациональных задач и в первую очередь задач экономического роста в пользу развития отдельных территорий в специфических российских условиях может оказаться чересчур высокой.
Эффективное управление экономическими процессами в обществе должно преследовать не только и, может быть, с учетом современного положения в России не столько цели раздела, в том числе между муниципальными образованиями одного региона, скудного общественного богатства, сколько задачи его созидания.
Учитывая, все вышеизложенное в курсовой работе, необходимо сделать ряд выводов:
1. Среди позитивных факторов существенное влияние на улучшение финансово-экономического положения организаций промышленности г.о. Самара оказали:
- благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на товары российского экспорта;
- увеличение внутреннего платежеспособного спроса и инвестиционной активности, что обусловило рост промышленного производства.
2. К факторам, в наибольшей степени оказавшим влияние на снижение финансовых результатов работы промышленности, относились:
- повышение издержек производства из-за роста цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий;
- изменения в Налоговом кодексе РФ, в результате которых, в частности, возросли амортизационные отчисления.
3. В 2008 г. незначительно возросла (на 2%) просроченная дебиторская задолженность промышленности. При этом ее заметный рост (10— 20%) отмечен в электроэнергетике, нефтедобывающей промышленности, черной металлургии, пищевой промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
На сегодняшний день экономисты, географы и другие ученые муниципалитета выделяют следующие факторы, которые определяют конкурентоспособность территории:
- качество рабочей силы (уровень образования, квалификации), развитый рынок труда, дающий возможность поиска работников данных категорий;
- наличие исследовательских центров, позволяющих разрабатывать новые технологии и НИОКР, обмениваться информацией;
- благоприятный бизнес-климат (низкие налоги и финансовая помощь властей, создание объектов бизнес-услуг, предсказуемость действий локальной администрации и высокое качество ее управления территорией);
- создание на территории промышленных кластеров с хорошо развитой сетью вертикальных связей, позволяющих снизить издержки промышленной инфраструктуры, облегчить передачу информации;
- развитые инфраструктура, транспортные и информационные сети, близость международных аэропортов, финансовые услуги и т. д.
- благоприятные условия жизнедеятельности (развитие сферы услуг и коммуникаций, возможности отдыха и пр.) и высокие экологические стандарты.
Исходя из общих критериев муниципальные власти могут определять цели и формировать стратегии развития городского округа.
Библиографический список
1. Амирханов М.М. Экономические проблемы развития рекреационных регионов.: Рос АН. Сочин. науч-иссл. центров.-М.:Экономика, 2007. С.14
2. Алимова Т. Промышленные предприятия в экономике России (статистический анализ)//Предпринимательство в России. 2008.
3. Берсенев В.Л. и др. Стратегия развития Приволжского федерального округа: потенциал роста // Регион: экономика и социология.- 2008.- № 3
4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.; ГУ ВШЭ, 2008.
5. Гохберг М. Приволжский федеральный округ. Экономика регионов // Экономист – 2008 - № 2 .
6. Думова И. И. Механизмы управления региональной инфраструктурой. — Новосибирск: Гуманитарные технологии, 2008.
7. Королева Е. Н. Новые подходы в методическом обеспечении разработки стратегии развития города // Территориальное стратегическое планирование: измеряя результаты. Доклады участников Четвертого общероссийского форума лидеров стратегического планирования 20-21.10.08 г. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «ЛеоЯтьевский центр», 2009.
8. Максимова В., Шишов А. Рыночная экономика Учебник. Москва 2007.
9. Направления развития экономики городского округа Самара. – //Самара, № 18. 2006. С. 12-14
10. Основные тенденции социально – экономического развития субъектов РФ в 2009 году. // Социальное обеспечение.- 2009.- № 77
11. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. – Изд. перераб. и доп. М., 2008
12. Папава В. Роль государства в современной экономической системе» // Вопросы экономики, №11, 2008. С.9
13. Попов А.И. Мегаполис как объект управления. М., 2008.
14. Петров Ю. Присоединение России к ВТО: к оценке последствий и обоснованию стратегии // РЭЖ, 2008.№11-12.
15. Совершенствование системы государственного экономического регулирования в регионах России. Апатиты; НЭП КНЦ РАИ, 2008.
16. Статистика инфраструктуры. М., 2008.
17. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 г. Постановление Правительства Самарской области от 09.10.2006 г. № 12911 www.economy.sam-reg.ru
18. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы/Подред. В.А. Гневко, В.Е. Рохчина. СПб.: ИРЭРАН, ИУЭ, 2009.
19. Слепокуров А. Промышленные предприятия: Сравнительная эффективность (На примере Самарской области).// Экономист – 2008 - № 7
20. Самарская область за годы реформ область за годы реформ. — Самара, 2009.
21. Тараканов М. А. Промышленность Самарской области. — Самара: Изд-во Сам. гос. ун-та, 2009.
22. Тенденции и перспективы развития инфраструктуры. М., 2009.
23. Узякав М.Н. Проблемы построения межотраслевой модели равновесия российской экономики// Проблемы прогнозирования. 2008.
24. Хасаев Г.Р. Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования // Проблемы прогнозирования. 2008. № 3.
25. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С. Булатова. Издательство БЕК. Москва 2008.
26. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: учебник для вузов. - МС.: ГУ ВЭШ, 2009.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 243.