С 2007 г. продолжился рост объемов операций кредитных организаций, действующих на территории г.о. Самара. Суммарный объем их активов и пассивов (по головным офисам и филиалам кредитных организаций, расположенным на территории региона) увеличился на 58% (с учетом уровня инфляции — на 45,4%) и достиг 252,3 млрд. руб. на 1 января 2008 г. (рис. 3.26).
Рис. 7. Динамика показателей деятельности банков г.о. Самара
Большая часть пассивов сформирована средствами на счетах физических лиц. По сравнению с началом года их суммарный объем увеличился на 24.7 млрд. руб. (на 36,2%) и на 1 января 2008 г. составил 94,5 млрд. руб. (37,0% всех пассивов). Подавляющая часть данной суммы — срочные вклады (98,8%).
Следующими по значению источниками ресурсов являлись: средства предприятий и организаций на расчетных, текущих и прочих счетах — 37.8 млрд. руб. (15,0% общего объема пассивов); средства в расчетах, большей частью состоящие из ресурсов, переданных головными офисами банков, находящихся за пределами Самарской области, для размещения в городе Самара — 31,7 млрд.
В 2010 гг. ожидается дальнейший рост капитала и прибыли банков. Среднегодовой прирост капитала в рассматриваемом периоде может составить 15-20% (сверх уровня инфляции), прибыли — 50-70%. Кроме того, ожидается, что все крупные банки получат инвестиционные рейтинги международных рейтинговых агентств и осуществят первое публичное размещение своих акций на фондовых биржах (IPO).
Страховые услуги.
В настоящее время на рынке страховых услуг г.о. Самара действуют 23 местные организации и 91 филиал инорегиональных страховых компаний.
В целом состояние страховой инфраструктуры отражает общероссийскую тенденцию — заметно снижается количество действующих местных компаний, а уровень обеспеченности страховыми услугами, как и в большинстве других городов, определяется деятельностью филиалов крупнейших российских страховых организаций.
Сложившаяся ситуация, с одной стороны, приводит к расширению спектра предлагаемых услуг, а с другой — росту конкурентного давления на местные страховые компании и как следствие — к необходимости увеличения их капитализации .
Рис. 8. Развитие рынка страховых услуг
на территории г.о. Самара (ед.)
Несмотря на увеличение количества филиалов инорегиональных страховых компаний, на долю местных страховых организаций приходится более 50% совокупного объема собранных страховых взносов.
Кроме того, в первую десятку крупнейших и стабильно работающих на рынке страховых услуг Самарской области компаний входят преимущественно региональные организации, такие как «Самара-Мед», , «СОК», «АСКОМЕД», «Самара-АСКО».
Совокупный объем собранных на г.о. Самара страховых взносов по всем видам страхования с 2005 по 2007 г. увеличился в 1,5 раза и имеет тенденцию к росту.
В 2007 г. сумма страховых взносов достигла уровня показателя за 2006 г., составив более 10 млрд. руб., из которых 4,1 млрд. руб. приходится на инорегиональные страховые организации, 6,4 млрд. руб. — на региональные компании.
В структуре страховых поступлений в 2006-2007 гг. преобладала доля обязательного страхования, однако в 2008 г. доля поступлений по добровольным видам страхования увеличилась и составила более 50%. При этом наиболее активно в структуре добровольного страхования росло страхование имущества, ответственности, а также личное страхование.
В целях обеспечения страховой защитой рисков областного бюджета и оказания государственной поддержки страхования на территории г.о. Самара ежегодно из областного бюджета выделяются средства на страхование имущества, находящегося в собственности округа, обязательное медицинское страхование неработающих граждан и добровольное медицинское страхование государственных служащих Самары.
Таблица 10
Структура страховых поступлений (в млн. руб.)
Годы | Всего | Добровольное страхование | О6язательное страхование | |||||||
итого | жизнь | личное (кроме жизни) | имущество | Ответ-ствен-ность | итого | личное пасса-жиров | АГО | ОМС | ||
2005 | 7 086 | 3 097 | 54 | 668 | 2 227 | 147 | 3 989 | 18 | 729 | 3 231 |
2006 | 9 060 | 4 009 | 56 | 973 | 2 869 | 112 | 5 050 | 21 | 1 401 | 3 629 |
2007 | 10 802 | 5 452 | 55 | 1 110 | 4 137 | 151 | 5 349 | 20 | 1 687 | 3 643 |
2008 | 10 607 | 5 408 | 60 | 1 212 | 3 990 | 147 | 5 199 | 14 | 1407 | 3 778 |
Официальным годом рождения фондового рынка в России считается 1990 г., когда появились первые нормативные документы, регулирующие будущую деятельность на этом рынке. Однако только в 1992 г. появляются первые участники рынка — инвестиционные институты, компании, акционерные общества. К концу 1996 г. финансовым управлением г.о. Самара на ее территории было зарегистрировано 105 инвестиционных институтов, 9 специализированных инвестиционных фондов приватизации. Среди ведущих операторов на рынке ценных бумаг выделялся ряд банков: Самараагробанк, РосЭстбанк, Волго-Камский коммерческий банк, банк Солидарность, Элка-банк.
Структура Самарского фондового рынка на тот момент включала следующие секторы: государственные ценные бумаги; акции приватизированных предприятий; ценные бумаги частных эмитентов, созданных не в процессе приватизации; ценные бумаги, выпущенные местными органами власти; рынок корпоративных облигаций.
Индекс выпуска по пяти базовым отраслям (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, розничная торговля) в 2008 г. составил относительно соответствующего периода предыдущего года 104,7%, т.е прирост.
Промышленностью (производство оборудования для предприятий инфраструктуры) в 2008г. произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на сумму 2,1 трлн.рублей, или 22,5% от общего объема промышленного производства России. Индекс такого производства по сравнению с 2007 г. составил 105,4%.
Индекс цен производителей промышленной продукции составил 128,4%.
Таблица 11
Количество организаций по видам экономической деятельности (на 1.01, ед.)
Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Всего | 50357 | 53994 | 57205 | 58550 | 60807 |
в том числе: | |||||
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 79 | 92 | 123 | 141 | 162 |
строительство | 4483 | 4886 | 5430 | 5721 | 6208 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 24186 | 25354 | 25935 | 25776 | 26051 |
гостиницы и рестораны | 892 | 924 | 950 | 1048 | 1067 |
транспорт и связь | 1397 | 1690 | 2083 | 2407 | 2772 |
финансовая деятельность | 974 | 1055 | 1108 | 1184 | 1271 |
окончание таблицы 11
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 6611 | 7500 | 8772 | 9556 | 10525 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 314. | 334 | 364 | 374 | 360 |
образование | 1145 | 1192 | 1209 | 1187 | 1210 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 827 | 907 | 909 | 918 | 962 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 3394 | 3555 | 3758 | 3848 | 3782 |
предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства | - | - | 3 | 4 | 4 |
Число предприятий, начиная с 2005 года, постоянно увеличивается. Как уже было сказано, такие предприятия (кроме ЖКХ) являются прибыльными. Их увеличение позволяет создавать новые рабочие места, прежде всего для людей со среднеспециальным образованием.
В 2009 г. предприятиями и организациями всех форм собственности введено 8,1 млн.кв.метров жилья, что составило 106,1% к уровню 2008 года.
Оборот организаций оптовой торговли в 2009 г. составил 1,3 трлн.рублей и увеличился по сравнению с 2008 г. на 10,0%.
Оборот розничной торговли в 2009 г. увеличился в товарной массе по сравнению с 2008г. на 12,5% и составил 929 млрд.рублей. В расчете на душу населения было реализовано потребительских товаров на 30,1 тыс.рублей. В обороте розничной торговли доля непродовольственных товаров составила 52,9%.
Внешнеторговый оборот в 2009 г. характеризовался положительным торговым сальдо (13,5 млрд.долларов США), в том числе экспорт - 16,4 млрд.долларов, импорт - 2,9 млрд.долларов США, и составил 11,5% от общероссийского внешнеторгового оборота.
Предприятиями и организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы в 2009 г. использовано 429 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, или 105,1% к уровню соответствующего периода предшествующего года. На долю городского округа приходится 15,7% всех инвестиций России.
Удельный вес инвестиций за счет собственных средств составляет 57,2%, привлеченные средства - 42,8%, в том числе 6,6% - средства федерального бюджета. Индекс цен производителей в строительстве составил 113,4%.
Индекс потребительских цен составил 112,4%, в том числе на продовольственные товары - 113,0%, непродовольственные товары - 107,3%, платные услуги - 121,6%.
В 2009 г. населению было оказано платных услуг на 268 млрд.рублей, индекс физического объема по сравнению с 2008г. составил 107,7%.
Таблица 12
Услуги населению
Показатели | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Общий объем платных услуг, млн. рублей (до 1998г. - млрд. рублей) Индекс физического объема платных услуг, в процентах к предыдущему ГОДУ | 3751,9 117 | 4409,6111 | 5789,5 108 | 7015,4 101 | 10007,7 116 | 13749,6 106 | 17963,5 103 | 24472,5 113 | 30853,6 106 | 38737,9 106 | 48506,1 109 |
Объем платных услуг в расчете на душу населения, рублей (до 1998г. -тис. рублей) | 3075 | 3632 | 4796 | 5857 | 8425 | 11667 | 15376 | 21148 | 26874 | 33942 | 42650 |
Общий объем бытовых услуг, млн. рублей (до 1998г. - млрд. рублей) Индекс физического объема бытовых услуг, в процентах к предыдущему ГОДУ | 625,0 162 | 839,5 123 | 979,1 97 | 1109,5 100,4 | 1477,8 117 | 1492,6 82 | 1788,5 106 | 2407,3 114 | 3129,6 110 | 3768,1 106 | 4639,1 111 |
Объем бытовых услуг в расчете на душу населения, рублей (до 1998г. -тыс. рублей) | 512 | 691 | 811 | 926 | 1244 | 1266 | 1531 | 2080 | 2726 | 3302 | 4079 |
Динамика данных показателей имеет возрастающую тенденцию. Однако увеличение платных услуг приводит к «удорожанию жизни». А если мы дифференцируем население Самары по возрасту, здоровью и доходам (стариков, инвалидов и детей будет чуть больше половины всего населения), то значит платные услуги снижают уровень жизни населения. Тем более, что «Дорого - не значит лучше». Увеличение бытовых услуг имеет обратный платным услугам эффект. Чем их больше, тем выше конкуренция между поставщиками таких услуг. В борьбе за клиента качество товаров и их цена становятся лучше для потребителя (мы не учитывает монополии).
Образование является одной из важнейших забот городской власти. Жителям неважно, откуда приходят финансовые средства в школу или детский сад. Им важно, чтобы их дети могли ходить в детский сад, а затем в школу, желательно недалеко от дома, чтобы школа была отремонтирована, а зимой в ней было тепло, чтобы детей кормили школьными завтраками, а занятия не отменяли из-за забастовок учителей. Обеспечить все это должны муниципальные власти.
В расходах местных бюджетов российских городов доля расходов на образование за последние семь лет выросла на 8 процентных пунктов и достигла трети расходов муниципального бюджета. По ряду регионов расходы на образование уже превысили расходы на ЖКХ и стали самой крупной статьей расхода муниципальных бюджетов. Именно муниципалитеты финансируют учреждения самого массового общего образования: общеобразовательные школы, детские сады, учреждения дополнительного образования детей.
Переданная в начале 1990-х годов на муниципальный уровень, школа в России, формально перестав быть государственной, стала муниципальной. Децентрализации в образовании способствовало законодательство о местном самоуправлении. Законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О финансовых основах местного самоуправления" образование было отнесено к совместной компетенции местных органов власти. Финансирование общего среднего образования стало осуществляться местными органами. Однако недостаток финансовых средств у бюджетов муниципального уровня (а именно муниципалитеты по действующему законодательству несут ответственность за учреждения общего образования) поставил вопрос о передаче образовательных учреждений в ведение субъектов Российской Федерации. Госсовет в августе 2001 года принял решение о целесообразности передачи школ с муниципального уровня на уровень субъектов Федерации то есть государственный уровень. С одной стороны, на это были серьезные основания. Общее образование, в отличие от других вопросов местного значения (благоустройство, водоснабжение и т.п.), гарантировано Конституцией (гарантии бесплатно го общего образования). Это определяет необходимость государственного финансирования даже в том случае, если у местного самоуправления нет достаточных ресурсов для обеспечения этих конституционных гарантий.
С другой стороны, в большинстве стран общеобразовательная школа, являясь государственной, расположена именно на муниципальном уровне, в ведении местной администрации, вне зависимости от того, из какого бюджета она финансируется. Связано это с тем, что именно муниципальный уровень в наибольшей степени приближен к потребителю образовательной услуги. При передаче школы на уровень вышестоящего бюджета облегчается решение проблемы ее финансового обеспечения, но затрудняется контроль за школой со стороны потребителя, система становится менее прозрачной.
В 2003 году был принят закон, который наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению государственных гарантий прав граждан на общее образование. То есть школа, оставаясь муниципальной, часть финансовых средств должна в обязательном порядке получать с уровня субъекта Федерации в виде субсидии на образовательный процесс. Финансирование же собственности, школьных зданий остается за муниципалитетами.
Новое законодательство о местном самоуправлении закрепляет этот процесс подключения государственного уровня, уровня субъекта Федерации, к финансовому обеспечению общего образования. В Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"2 выделение субвенций муниципалитетам на общее образование отнесено к полномочиям субъектов РФ.
Таким образом, в России стала выстраиваться система финансирования муниципального образования, при которой школа, оставаясь муниципальной, финансово частично обеспечивается из регионального бюджета (правда не напрямую, а через бюджет муниципалитета), обязательства по финансированию разделены между субъектом Федерации (финансирование заработной платы и учебных расходов) и муниципалитетом (содержание зданий). Порядок финансирования всех прочих образовательных учреждений, находящихся в ведении муниципалитетов, не изменился, они полностью должны обеспечиваться средствами местного бюджета.
Таблица 13
Дневные общеобразовательные учреждения
на начало 2008/2009 учебного года
г.о. Самара | Число дневных | Численность обучающихся, | Числен-ность обучаю-щихся, | ||||
Всего | В том числе | всего | В том числе | ||||
Государ-ственных | Негосу-дарствен-ных | Госу- дарственных | Негосударст- венных | ||||
180 | 160 | 20 | 140,9 | 138,3 | 2,6 | 93 |
Таблица 14
Государственные средние специальные учебные заведения
на начало 2008/2009 учебного года
г.о. Самара | Число государственных средних специальных | Численность студентов | |
всего, тыс. человек | в % к 2007/2008 учебному году | ||
61 | 63,0 | 101,6 |
Таблица 15
Высшие учебные заведения на начало 2008/2009 учебного года
| Число | Численность студентов, тыс.человек | Численность студентов, | ||||
всего | в том числе | всего | в том числе в | ||||
государс- твенных | негосудар- ственных | государс- твенных | негосудар- ственных | ||||
г.о. Самара | 30 | 16 | 14 | 170,5 | 141,1 | 29,4 | 104,7 |
Что касается образования, то оно в г.о. Самара всегда высоко уровню, качества. Школ, профессиональных учреждений и ВУЗов достаточно в полной мере, чтобы все желающие могли получить образование того или иного вида. Ежегодно происходит уменьшение числа выпускников школ, но учащихся ВУЗов становится больше за счет притока желающих как из области, соседних областей, так и ближнего зарубежья. Положительным моментом является преобладание государственных ВУЗов над частными, так как уровень подготовки в них выше. Что касается, например, школ, то здесь достаточно спорный вопрос. В частных школах уровень образования намного выше (Университет Наяновой), но не все финансово могут позволить своим детям такое образование.
Численность экономически активного населения по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за 2008 г. составила 15,6 млн.человек, или 65,2% общей численности населения округа и 21,4% экономически активного населения страны.
Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, денежными доходами населения, которые в расчете на душу населения в целом по городскому округу составили 4657 рублей (в среднем по России - 6296 рублей).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 276.