Коммерческая деятельность кредитных организаций г.о. Самара.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С 2007 г. продолжился рост объемов опера­ций кредитных организаций, действующих на территории г.о. Самара. Суммарный объ­ем их активов и пассивов (по головным офисам и филиалам кредитных организаций, расположен­ным на территории региона) увеличился на 58% (с учетом уровня инфляции — на 45,4%) и достиг 252,3 млрд. руб. на 1 января 2008 г. (рис. 3.26).

Рис. 7. Динамика показателей деятельности банков г.о. Самара

Большая часть пассивов сформирована сред­ствами на счетах физических лиц. По сравнению с началом года их суммарный объем увеличился на 24.7 млрд. руб. (на 36,2%) и на 1 января 2008 г. составил 94,5 млрд. руб. (37,0% всех пассивов). Подавляющая часть данной суммы — срочные вклады (98,8%).

Следующими по значению источниками ре­сурсов являлись: средства предприятий и орга­низаций на расчетных, текущих и прочих счетах — 37.8     млрд. руб. (15,0% общего объема пассивов); средства в расчетах, большей частью состоящие из ресурсов, переданных головными офисами банков, находящихся за пределами Самарской области, для размещения в городе Самара — 31,7 млрд.

В 2010 гг. ожидается дальнейший рост капитала и прибыли банков. Сред­негодовой прирост капитала в рассматриваемом периоде может составить 15-20% (сверх уровня инфляции), прибыли — 50-70%. Кроме того, ожи­дается, что все крупные банки получат инвестиционные рейтинги международных рейтинговых агентств и осущест­вят первое публичное размещение своих акций на фондовых биржах (IPO).

Страховые услуги.

В настоящее время на рынке страховых услуг г.о. Самара действуют 23 местные орга­низации и 91 филиал инорегиональных страховых компаний.

В целом состояние страховой инфраструктуры отражает общероссийскую тен­денцию — заметно снижается количество дейст­вующих местных компаний, а уровень обеспечен­ности страховыми услугами, как и в большинстве других городов, определяется дея­тельностью филиалов крупнейших российских страховых организаций.

Сложившаяся ситуация, с одной стороны, при­водит к расширению спектра предлагаемых ус­луг, а с другой — росту конкурентного давления на местные страховые компании и как следст­вие — к необходимости увеличения их капитали­зации .

                  

Рис. 8. Развитие рынка страховых услуг

 на территории г.о. Самара (ед.)

Несмотря на увеличение количества филиалов инорегиональных страховых компаний, на долю местных страховых организаций приходится бо­лее 50% совокупного объема собранных страхо­вых взносов.

Кроме того, в первую десятку крупнейших и стабильно работающих на рынке страховых услуг Самарской области компаний входят преимущественно региональные организации, такие как «Самара-Мед», , «СОК», «АСКОМЕД», «Самара-АСКО».

Совокупный объем собранных на г.о. Самара страховых взносов по всем видам страхования с 2005 по 2007 г. увеличился в 1,5 раза и имеет тенденцию к росту.

В 2007 г.  сумма страховых взносов достигла уровня показателя за 2006 г., составив более 10 млрд. руб., из которых 4,1 млрд. руб. приходится на инорегиональные страховые орга­низации, 6,4 млрд. руб. — на региональные ком­пании.

В структуре страховых поступлений в 2006-2007 гг. преобладала доля обязательного страхования, однако в 2008 г. доля поступлений по добровольным видам страхования увеличи­лась и составила более 50%. При этом наиболее активно в структуре добровольного страхования росло страхование имущества, ответственности, а также личное страхование.

В целях обеспечения страховой защитой рис­ков областного бюджета и оказания государст­венной поддержки страхования на территории г.о. Самара ежегодно из областного бюд­жета выделяются средства на страхование имущества, находящегося в собственности округа, обязательное медицинское страхование нерабо­тающих граждан и добровольное медицинское страхование государственных служащих Самары.

Таблица 10

Структура страховых поступлений (в млн. руб.)

Годы Всего

Добровольное страхование

О6язательное страхование

        итого жизнь личное (кроме жизни) имущест­во Ответ-ствен-ность итого личное пасса-жи­ров АГО ОМС
2005 7 086 3 097 54 668 2 227 147 3 989 18 729 3 231
2006 9 060 4 009 56 973 2 869 112 5 050 21 1 401 3 629
2007 10 802 5 452 55 1 110 4 137 151 5 349 20 1 687 3 643
2008 10 607 5 408 60 1 212 3 990 147 5 199 14 1407 3 778

 

Официальным годом рождения фондового рынка в России считается 1990 г., когда появи­лись первые нормативные документы, регули­рующие будущую деятельность на этом рынке. Однако только в 1992 г. появляются первые участ­ники рынка — инвестиционные институты, компа­нии, акционерные общества. К концу 1996 г. фи­нансовым управлением г.о. Самара  на ее территории было зарегистрировано 105 инвести­ционных институтов, 9 специализированных ин­вестиционных фондов приватизации. Среди ведущих операторов на рынке ценных бумаг выделялся ряд банков: Самараагробанк, РосЭстбанк, Волго-Камский коммерческий банк, банк Солидарность, Элка-банк.

Структура Самарского фондового рынка на тот момент включала следующие секторы: госу­дарственные ценные бумаги; акции приватизиро­ванных предприятий; ценные бумаги частных эмитентов, созданных не в процессе приватиза­ции; ценные бумаги, выпущенные местными ор­ганами власти; рынок корпоративных облигаций.

Индекс выпуска по пяти базовым отраслям (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, розничная торговля) в 2008 г. составил относительно соответствующего периода предыдущего года 104,7%, т.е прирост.

Промышленностью (производство оборудования для предприятий инфраструктуры) в 2008г. произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на сумму 2,1 трлн.рублей, или 22,5% от общего объема промышленного производства России. Индекс такого производства по сравнению с 2007 г. составил 105,4%.

Индекс цен производителей промышленной продукции составил 128,4%.

 

Таблица 11

Количество организаций по видам экономической деятельности (на 1.01, ед.)

 

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009
Всего 50357 53994 57205 58550 60807
в том числе:          
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 79 92 123 141 162
строительство 4483 4886 5430 5721 6208
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 24186 25354 25935 25776 26051
гостиницы и рестораны 892 924 950 1048 1067
транспорт и связь 1397 1690 2083 2407 2772
финансовая деятельность 974 1055 1108 1184 1271

окончание таблицы 11

операции с недвижимым имуществом, аренда и предостав­ление услуг 6611 7500 8772 9556 10525
государственное управление и обеспечение военной безо­пасности; обязательное социальное обеспечение 314. 334 364 374 360
образование 1145 1192 1209 1187 1210
здравоохранение и предоставление социальных услуг 827 907 909 918 962
предоставление прочих коммунальных, социальных и пер­сональных услуг 3394 3555 3758 3848 3782
предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства - - 3 4 4

 

Число предприятий, начиная с 2005 года, постоянно увеличивается. Как уже было сказано, такие предприятия (кроме ЖКХ) являются прибыльными. Их увеличение позволяет создавать новые рабочие места, прежде всего для людей со среднеспециальным образованием.

В 2009 г. предприятиями и организациями всех форм собственности введено 8,1 млн.кв.метров жилья, что составило 106,1% к уровню 2008 года.

Оборот организаций оптовой торговли в 2009 г. составил 1,3 трлн.рублей и увеличился по сравнению с 2008 г. на 10,0%.

Оборот розничной торговли в 2009 г. увеличился в товарной массе по сравнению с 2008г. на 12,5% и составил 929 млрд.рублей. В расчете на душу населения было реализовано потребительских товаров на 30,1 тыс.рублей. В обороте розничной торговли доля непродовольственных товаров составила 52,9%.

Внешнеторговый оборот в 2009 г. характеризовался положительным торговым сальдо (13,5 млрд.долларов США), в том числе экспорт - 16,4 млрд.долларов, импорт - 2,9 млрд.долларов США, и составил 11,5% от общероссийского внешнеторгового оборота.

Предприятиями и организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы в 2009 г. использовано 429 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, или 105,1% к уровню соответствующего периода предшествующего года. На долю городского  округа приходится 15,7% всех инвестиций России.

Удельный вес инвестиций за счет собственных средств составляет 57,2%, привлеченные средства - 42,8%, в том числе 6,6% - средства федерального бюджета. Индекс цен производителей в строительстве составил 113,4%.

Индекс потребительских цен составил 112,4%, в том числе на продовольственные товары - 113,0%, непродовольственные товары - 107,3%, платные услуги - 121,6%.

В 2009 г. населению было оказано платных услуг на 268 млрд.рублей, индекс физического объема по сравнению с 2008г. составил 107,7%.

 

Таблица 12

 

Услуги населению

 

Показатели 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Общий объем платных услуг, млн. рублей (до 1998г. - млрд. рублей) Индекс физического объема платных услуг, в процентах к предыдущему ГОДУ 3751,9 117 4409,6111 5789,5 108 7015,4 101 10007,7 116 13749,6 106 17963,5 103 24472,5 113 30853,6 106 38737,9 106 48506,1 109
Объем платных услуг в расчете на душу населения, рублей (до 1998г. -тис. рублей) 3075 3632 4796 5857 8425 11667 15376 21148 26874 33942 42650
Общий объем бытовых услуг, млн. рублей (до 1998г. - млрд. рублей) Индекс физического объема бытовых услуг, в процентах к предыдущему ГОДУ 625,0 162 839,5 123 979,1 97 1109,5 100,4 1477,8 117 1492,6 82 1788,5 106 2407,3 114 3129,6 110 3768,1 106 4639,1 111
Объем бытовых услуг в расчете на душу населения, рублей (до 1998г. -тыс. рублей) 512 691 811 926 1244 1266 1531 2080 2726 3302 4079

 

Динамика данных показателей имеет возрастающую тенденцию. Однако увеличение платных услуг приводит к «удорожанию жизни». А если мы дифференцируем население Самары по возрасту, здоровью и доходам (стариков, инвалидов и детей будет чуть больше половины всего населения), то значит платные услуги снижают уровень жизни населения. Тем более, что «Дорого - не значит лучше». Увеличение бытовых услуг имеет обратный платным услугам эффект. Чем их больше, тем выше конкуренция между поставщиками таких услуг. В борьбе за клиента качество товаров и их цена становятся лучше для потребителя (мы не учитывает монополии).

Образование является одной из важнейших забот городской власти. Жителям неважно, откуда приходят финансовые средства в школу или детский сад. Им важно, чтобы их дети могли ходить в детский сад, а затем в школу, желательно недалеко от дома, чтобы школа была отремонтирована, а зимой в ней было тепло, чтобы детей кормили школьными завтраками, а занятия не отменяли из-за забастовок учителей. Обеспечить все это долж­ны муниципальные власти.

В расходах местных бюджетов российских городов доля расходов на об­разование за последние семь лет выросла на 8 процентных пунктов и достигла трети расходов муниципального бюджета. По ряду регионов расхо­ды на образование уже превысили расходы на ЖКХ и стали самой крупной статьей расхода муниципальных бюджетов. Именно муниципалитеты фи­нансируют учреждения самого массового общего образования: общеобра­зовательные школы, детские сады, учреждения дополнительного образо­вания детей.

Переданная в начале 1990-х годов на муниципальный уровень, школа в России, формально перестав быть государственной, стала муниципальной. Децентрализации в образовании способствовало законодательство о мест­ном самоуправлении. Законами "Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации" и "О финансовых основах местного самоуправления" образование было отнесено к совместной компетенции местных органов власти. Финансирование общего среднего образования стало осуществляться местными органами. Однако недостаток финансовых средств у бюджетов муниципального уровня (а именно муниципалитеты по действующему законодательству несут ответственность за учреждения общего образования) поставил вопрос о передаче образовательных учреждений в ведение субъектов Российской Федерации. Госсовет в августе 2001 года принял решение о целесообразности передачи школ с муниципального уровня на уровень субъектов Федерации то есть государственный уровень. С одной стороны, на это были серьезные основания. Общее образование, в отличие от других вопросов местного значения (благоустройство, водоснабжение и т.п.), гарантировано Конституцией (гарантии бесплатно го общего образования). Это определяет необходимость государственного финансирования даже в том случае, если у местного самоуправления нет достаточных ресурсов для обеспечения этих конституционных гарантий.

С другой стороны, в большинстве стран общеобразовательная школа, являясь государственной, расположена именно на муниципальном уровне, в ведении местной администрации, вне зависимости от того, из какого бю­джета она финансируется. Связано это с тем, что именно муниципальный уровень в наибольшей степени приближен к потребителю образователь­ной услуги. При передаче школы на уровень вышестоящего бюджета облег­чается решение проблемы ее финансового обеспечения, но затрудняется контроль за школой со стороны потребителя, система становится менее прозрачной.

В 2003 году был принят закон, который наделяет органы местного само­управления государственными полномочиями по обеспечению государст­венных гарантий прав граждан на общее образование. То есть школа, оста­ваясь муниципальной, часть финансовых средств должна в обязательном порядке получать с уровня субъекта Федерации в виде субсидии на образо­вательный процесс. Финансирование же собственности, школьных зданий остается за муниципалитетами.

Новое законодательство о местном самоуправлении закрепляет этот процесс подключения государственного уровня, уровня субъекта Федера­ции, к финансовому обеспечению общего образования. В Федеральном за­коне "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об об­щих принципах организации законодательных (представительных) и ис­полнительных органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации"2 выделение субвенций муниципалитетам на общее образование отнесено к полномочиям субъектов РФ.

Таким образом, в России стала выстраиваться система финансирования муниципального образования, при которой школа, оставаясь муниципаль­ной, финансово частично обеспечивается из регионального бюджета (правда не напрямую, а через бюджет муниципалитета), обязательства по финансированию разделены между субъектом Федерации (финансирова­ние заработной платы и учебных расходов) и муниципалитетом (содержа­ние зданий). Порядок финансирования всех прочих образовательных учреждений, находящихся в ведении муниципалитетов, не изменился, они полностью должны обеспечиваться средствами местного бюджета.

Таблица 13

Дневные общеобразовательные учреждения

на начало 2008/2009 учебного года

 

г.о. Самара

Число дневных
общеобразовательных учреждений

Численность обучающихся,
тыс.человек

Числен-ность обучаю-щихся,
в % к 2007/2008 учебному году

Всего

В том числе

всего

В том числе

Государ-ственных Негосу-дарствен-ных Госу- дарственных Негосударст- венных
180 160 20 140,9 138,3 2,6 93

 

Таблица 14

Государственные средние специальные учебные заведения

на начало 2008/2009 учебного года

г.о. Самара

Число государственных средних специальных
учебных заведений

Численность студентов

всего, тыс. человек в % к 2007/2008 учебному году
61 63,0 101,6

 

Таблица 15

Высшие учебные заведения на начало 2008/2009 учебного года

 

Число
высших учебных заведений

Численность студентов, тыс.человек

Численность студентов,
в % к 2007/2008 учебному году

всего

в том числе

всего

в том числе в

государс- твенных негосудар- ственных государс- твенных негосудар- ственных
г.о. Самара 30 16 14 170,5 141,1 29,4 104,7

 

Что касается образования, то оно в г.о. Самара всегда высоко уровню, качества. Школ, профессиональных учреждений и ВУЗов достаточно в полной мере, чтобы все желающие могли получить образование того или иного вида. Ежегодно происходит уменьшение числа выпускников школ, но учащихся ВУЗов становится больше за счет притока желающих как из области, соседних областей, так и ближнего зарубежья. Положительным моментом является преобладание государственных ВУЗов над частными, так как уровень подготовки в них выше. Что касается, например, школ, то здесь достаточно спорный вопрос. В частных школах уровень образования намного выше (Университет Наяновой), но не все финансово могут позволить своим детям такое образование.

Численность экономически активного населения по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за 2008 г. составила 15,6 млн.человек, или 65,2% общей численности населения округа и 21,4% экономически активного населения страны.

Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, денежными доходами населения, которые в расчете на душу населения в целом по городскому округу составили 4657 рублей (в среднем по России - 6296 рублей).







Дата: 2019-12-22, просмотров: 276.