Роль инфраструктуры как система функционирования основных отраслей муниципальной экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изначально понятие «инфраструктура» означало определен­ную совокупность объектов и сооружений, которые обеспечива­ли функционирование вооруженных сил. Позднее (в 40-х годах) в зарубежной экономической литературе это понятие начали упот­реблять для характеристики отраслей, которые обеспечивали раз­витие материального производства (дороги, мосты, порты, аэродромы, линии электропередач и т.п.).

«Инфраструктура» как категория технологического способа производства является совокупностью базовых отраслей и тех­нико-экономических отношений между людьми в процессе их деятельности относительно обеспечения условий производства, обращения, распределения и потребления товаров и услуг. Ведь именно в процессе её специализации, кооперирования, обмена дея­тельностью и других форм технико-экономических отношений осуществляется движение товаров от одного субъекта хозяйство­вания к другому.

Инфраструктура развивается в определенных общественных формах. Такими формами, прежде всего, являются отдельные (го­сударственная, частная и коллективная) и смешанные типы соб­ственности, которые образуются вследствие объединения двух или больше типов собственности. С учетом этого, современную инф­раструктуру можно определить как совокупность базовых от­раслей (или материальную основу экономической системы) и со­вокупность экономических отношений (прежде всего, отношений экономической собственности), которые возникают и развивают­ся в процессе деятельности людей относительно использования объектов инфраструктуры и присвоения условий и результатов такой деятельности, а также государственного регулирования этих отраслей.

Сущность инфраструктуры подробно раскрывается в выпол­няемых ею функциях. Такими функциями являются:

1) движение разных видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) между функционирующими предприятиями и организациями, производителями и потребителями;

2) купля-про­дажа разнообразных товаров;

3) обеспечение информацией учас­тников рынка;

4) повышение эффективности работы субъектов рыночных отношений вследствие их специализации;

5) организа­ционно-правовое оформление регулированных рыночных отно­шений;

6) отображение экономической конъюнктуры в общем, важнейших видов рынка в частности;

7) содействие процессу го­сударственного регулирования экономики и контроля над рыноч­ными процессами.

8) способствование оказанию населению услуг для их нормальной жизнедеятельности

Сущность инфраструктуры разворачивается в целостность в процессе использования основных объектов инфраструктуры или ее составляющих и элементов.

Роль инфраструктуры заключается в следующем:

1) создает условия для непрерывности воспроизводства;

2) обеспечивает связь между фазами воспроизводственного процесса;

3) ускоряет экономический оборот;

4) способствует эффективному использованию ресурсов региона;

5) интегрирует региональную экономику в национальную;

6) уменьшает накладные издержки (уменьшает себестоимость).

Инфраструктура выступает как результат развития производительных сил общества; она является отражением тех экономических отношений, которые сложились на данном этапе; содержание инфраструктуры определяется единством составляющих её отраслей, а ее функционирование во многом зависит от ресурсов, которыми обладает то или иное муниципальное образование.

Характеристики ресурсов выдаются ведущими отраслевыми институтами городских округов с учетом анализа состояния на конкретный момент времени. Ограничения ресурсов сырья балансируются с потребностью в них городских округов. В качестве регулятора использования сырьевых ресурсов принимались денежные оценки углеводородного сырья на момент проведения исследований.

Топливно-энергетические ресурсы - ресурсы общего назначения. Оцениваются с учетом сложившегося уровня затрат электроэнергии, топлива.

Земельные ресурсы. Оцениваются относительно, но с учетом возможной прибыли от использования земель в сельском хозяйстве.

Водные ресурсы - ресурсы общего назначения. Оценку фактора использования воды проводят с учетом потребности ее для технологических нужд: балансированный забор вод, сток вод.

Трудовые ресурсы - локальные ресурсы общего пользования. Оцениваются по уровню надбавок к заработной плате в зависимости от городского округа. Кроме надбавок на заработную плату устанавливаются ограничения на использования труда конкретной отраслью в данном округе, так как существуют объективные экономические пределы использования этого дефицитного вида ресурсов.

Капитальные вложения. Особенности этого вида ресурсов находят отражение через коэффициенты, отражающие стоимость строительно-монтажных работ. Эти коэффициенты учитывают специфику каждого города, региона, отражают различия стоимости строительно-монтажных работ.

Социальная инфраструктура - один из важнейших показателей экономического уровня городского округа, характеризующий необходимость строительства объектов городского хозяйства непроизводственного назначения (предприятий торговли, быта, общественного питания, медицинского обслуживания). Эти расходы удорожают строительство и связанны с миграцией населения.

И социальная инфраструктура, и производственная являются составляющими муниципальной экономики и являются объектом управления муниципальной экономической политики.

Термин «муниципальная экономика» используется в литературе в разных значениях. Иногда он употребляется как синоним понятий "муниципальное хозяйство" (совокупность хозяйствующих субъектов, находящихся в муниципальной собственности) или "местное хозяйство" (муниципальное хозяйство плюс домохозяйства). Муниципальную экономику можно рассматривать также как часть национальной экономики, раздел экономической науки, учебную дисциплину. С позиций муниципального управления будет использоваться следующее определение.

 Муниципальная экономика - это совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию.

    Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и процессами на территории - важнейший компонент муниципальной деятельности. Именно использование экономических ресурсов позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению. В этом смысле можно сказать, что муниципальная экономика - это экономика оказания муниципальных услуг.

Муниципальная экономическая политика - система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества. Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными по отношению к ним.

Экономические ресурсы - многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности.

Основу организации пространственного размещения жилой застройки, объектов городского хозяйства и социальной сферы на территории города составляет инфраструктура.

 Градообслуживающая сфера, или городское хозяйство, представляет собой сложный комплекс различных подотраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах. Оно относится к отраслям непроизводственной сферы.  В состав градообслуживающей сферы ( рис. 1 ) входят:

- жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК);

- транспортный комплекс;

- строительный комплекс (жилищно-гражданское строительство и строительная индустрия местного значения);

- комплекс потребительского рынка (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения);

- комплекс служб, обеспечивающих общественную безопасность на территории муниципального образования, в том числе экологическую;

- системы управления, связи, информации и другие организации, обслуживающие городские нужды.

Объекты социальной сферы относятся к городскому хозяйству в той мере, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта.

 Чем больше город по численности населения и территории, тем больше услуг должны предоставлять предприятия и организации городского хозяйства не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного жителя. Большим городам необходима хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть. Повышение этажности жилых зданий вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т.д.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 264.