Изначально понятие «инфраструктура» означало определенную совокупность объектов и сооружений, которые обеспечивали функционирование вооруженных сил. Позднее (в 40-х годах) в зарубежной экономической литературе это понятие начали употреблять для характеристики отраслей, которые обеспечивали развитие материального производства (дороги, мосты, порты, аэродромы, линии электропередач и т.п.).
«Инфраструктура» как категория технологического способа производства является совокупностью базовых отраслей и технико-экономических отношений между людьми в процессе их деятельности относительно обеспечения условий производства, обращения, распределения и потребления товаров и услуг. Ведь именно в процессе её специализации, кооперирования, обмена деятельностью и других форм технико-экономических отношений осуществляется движение товаров от одного субъекта хозяйствования к другому.
Инфраструктура развивается в определенных общественных формах. Такими формами, прежде всего, являются отдельные (государственная, частная и коллективная) и смешанные типы собственности, которые образуются вследствие объединения двух или больше типов собственности. С учетом этого, современную инфраструктуру можно определить как совокупность базовых отраслей (или материальную основу экономической системы) и совокупность экономических отношений (прежде всего, отношений экономической собственности), которые возникают и развиваются в процессе деятельности людей относительно использования объектов инфраструктуры и присвоения условий и результатов такой деятельности, а также государственного регулирования этих отраслей.
Сущность инфраструктуры подробно раскрывается в выполняемых ею функциях. Такими функциями являются:
1) движение разных видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) между функционирующими предприятиями и организациями, производителями и потребителями;
2) купля-продажа разнообразных товаров;
3) обеспечение информацией участников рынка;
4) повышение эффективности работы субъектов рыночных отношений вследствие их специализации;
5) организационно-правовое оформление регулированных рыночных отношений;
6) отображение экономической конъюнктуры в общем, важнейших видов рынка в частности;
7) содействие процессу государственного регулирования экономики и контроля над рыночными процессами.
8) способствование оказанию населению услуг для их нормальной жизнедеятельности
Сущность инфраструктуры разворачивается в целостность в процессе использования основных объектов инфраструктуры или ее составляющих и элементов.
Роль инфраструктуры заключается в следующем:
1) создает условия для непрерывности воспроизводства;
2) обеспечивает связь между фазами воспроизводственного процесса;
3) ускоряет экономический оборот;
4) способствует эффективному использованию ресурсов региона;
5) интегрирует региональную экономику в национальную;
6) уменьшает накладные издержки (уменьшает себестоимость).
Инфраструктура выступает как результат развития производительных сил общества; она является отражением тех экономических отношений, которые сложились на данном этапе; содержание инфраструктуры определяется единством составляющих её отраслей, а ее функционирование во многом зависит от ресурсов, которыми обладает то или иное муниципальное образование.
Характеристики ресурсов выдаются ведущими отраслевыми институтами городских округов с учетом анализа состояния на конкретный момент времени. Ограничения ресурсов сырья балансируются с потребностью в них городских округов. В качестве регулятора использования сырьевых ресурсов принимались денежные оценки углеводородного сырья на момент проведения исследований.
Топливно-энергетические ресурсы - ресурсы общего назначения. Оцениваются с учетом сложившегося уровня затрат электроэнергии, топлива.
Земельные ресурсы. Оцениваются относительно, но с учетом возможной прибыли от использования земель в сельском хозяйстве.
Водные ресурсы - ресурсы общего назначения. Оценку фактора использования воды проводят с учетом потребности ее для технологических нужд: балансированный забор вод, сток вод.
Трудовые ресурсы - локальные ресурсы общего пользования. Оцениваются по уровню надбавок к заработной плате в зависимости от городского округа. Кроме надбавок на заработную плату устанавливаются ограничения на использования труда конкретной отраслью в данном округе, так как существуют объективные экономические пределы использования этого дефицитного вида ресурсов.
Капитальные вложения. Особенности этого вида ресурсов находят отражение через коэффициенты, отражающие стоимость строительно-монтажных работ. Эти коэффициенты учитывают специфику каждого города, региона, отражают различия стоимости строительно-монтажных работ.
Социальная инфраструктура - один из важнейших показателей экономического уровня городского округа, характеризующий необходимость строительства объектов городского хозяйства непроизводственного назначения (предприятий торговли, быта, общественного питания, медицинского обслуживания). Эти расходы удорожают строительство и связанны с миграцией населения.
И социальная инфраструктура, и производственная являются составляющими муниципальной экономики и являются объектом управления муниципальной экономической политики.
Термин «муниципальная экономика» используется в литературе в разных значениях. Иногда он употребляется как синоним понятий "муниципальное хозяйство" (совокупность хозяйствующих субъектов, находящихся в муниципальной собственности) или "местное хозяйство" (муниципальное хозяйство плюс домохозяйства). Муниципальную экономику можно рассматривать также как часть национальной экономики, раздел экономической науки, учебную дисциплину. С позиций муниципального управления будет использоваться следующее определение.
Муниципальная экономика - это совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию.
Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и процессами на территории - важнейший компонент муниципальной деятельности. Именно использование экономических ресурсов позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению. В этом смысле можно сказать, что муниципальная экономика - это экономика оказания муниципальных услуг.
Муниципальная экономическая политика - система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества. Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными по отношению к ним.
Экономические ресурсы - многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности.
Основу организации пространственного размещения жилой застройки, объектов городского хозяйства и социальной сферы на территории города составляет инфраструктура.
Градообслуживающая сфера, или городское хозяйство, представляет собой сложный комплекс различных подотраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах. Оно относится к отраслям непроизводственной сферы. В состав градообслуживающей сферы ( рис. 1 ) входят:
- жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК);
- транспортный комплекс;
- строительный комплекс (жилищно-гражданское строительство и строительная индустрия местного значения);
- комплекс потребительского рынка (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения);
- комплекс служб, обеспечивающих общественную безопасность на территории муниципального образования, в том числе экологическую;
- системы управления, связи, информации и другие организации, обслуживающие городские нужды.
Объекты социальной сферы относятся к городскому хозяйству в той мере, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта.
Чем больше город по численности населения и территории, тем больше услуг должны предоставлять предприятия и организации городского хозяйства не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного жителя. Большим городам необходима хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть. Повышение этажности жилых зданий вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т.д.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 264.