КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Муниципальная экономика»
на тему: «Инфраструктура муниципальной экономики: особенности функционирования в рыночной экономике
(на примере городского округа Самара)»
Самара 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………..…………….3
1. Теоретические аспекты изучения инфраструктуры муниципальной экономики……………………………………………………………….…………7
1.1 Понятие и классификация инфраструктуры муниципального образования………………………………………………………………………..7
1.2 Роль инфраструктуры как системы функционирования основных отраслей муниципальной экономики……………………………………………………..11
2. Анализ функционирования инфраструктуры г.о. Самары за период 2003-2009 г………………………………………………………………………….…..17
2.1. Характеристика особенностей инфраструктуры муниципальной экономики……………………………………………………………………..….17
2.2. Состояние инфраструктуры г.о. Самары………...……………………..…26
3. Пути оптимизации развития инфраструктуры муниципальной экономики………………………………………………………..……………….52
Заключение……………………………………………….………………...…….62
Библиографический список……………………..………………………………65
Введение
Децентрализация и демократизация государственного управления, передача органам местного самоуправления значительных полномочий для решения вопросов социально-экономического развития муниципальных образований ставит перед органами управления на местах сложные и неординарные задачи.
По существу, в условиях реформирования российской экономики и развития рынка экономика города и муниципальное управление становятся относительно самостоятельной сферой деятельности, сферой особых отношений экономики и власти, и здесь действуют особые механизмы согласования социальных, экономических и политических интересов власти, населения и бизнеса.
В целях разработки, принятия и реализации эффективных экономических решений инфраструктура рынка и экономика города должна пониматься как комплексное знание, как единое целое, во взаимосвязи и взаимодействии ее основных элементов. В этом контексте очевидно, что ее предметная область существенно шире и сложнее, чем предметная область муниципальной экономики. Как самостоятельное предметное поле специализации, сложившееся в мировой практике достаточно давно, экономика города "вышла" из пространственной экономики, а также экономики общественного сектора.
Актуальность данного исследования обусловил тот факт, что переход к рыночной экономике не поколебал традиционного взгляда на территориальное развитие как на сферу безраздельного доминирования государственного регулирования. Между тем снижающаяся эффективность такого регулирования свидетельствует о том, что дальнейшее игнорирование проблем меры государственного участия в территориальном развитии и его результативности недопустимо. Так же много лет обсуждается проблема отсутствия на муниципальном уровне экономических стимулов и рычагов для самостоятельного развития. Довольно часто местные власти сетуют на то, что центр не определился по какому-то проекту на территории городского округа, а без мнения-санкции столичных чиновников сами местные власти и шагу ступить не могут.
И ресурсы, и полномочия, и ключевые инструменты муниципального развития держит в своих руках центр. Губернаторы и мэры сталкиваются с тем, что интерес федеральных ведомств к развитию муниципальных инфраструктур невысок. Даже крупный по региональным меркам проект, который может дать городскому округу заметный социально-экономический эффект (дополнительные рабочие места, рост налоговых платежей, развитие смежных отраслей), для федерального чиновника остается неприоритетным. Внимание центра способны привлечь только те муниципальные образования, на территории которых планируются или осуществляются макро- и мегаинвестиционные проекты, связанные, как правило, с добычей и транспортировкой на экспорт природных ресурсов. При таком подходе огромное количество городов и других населенных пунктов остается вне интересов государства и не имеет шансов для собственного развития в рамках централизованной региональной политики. Но федеральные власти продолжают внедрять новые механизмы, усиливающие зависимость регионов.
В связи с вышеизложенным, актуализируются проблемы особенностей функционирования инфраструктуры муниципальной экономики, среди которых основными являются:
- недооценка роли и места инфраструктуры, отсутствие пропорциональности между развитием хозяйства и инфраструктуры (инфраструктура отстает), несбалансированность различных видов инфраструктур, остаточный принцип финансирования, изношенность объектов инфраструктуры;
- отсутствие еще невыработанного механизма проведения муниципальной политики в отношении инфраструктуры.
Развитие территорий, отвечающее современным требованиям, может быть эффективным лишь при условии преодоления тенденции чрезмерной централизации в государственной местной политике. Для этого требуется переход от сверхцентрализованной системы с доминированием интересов, ресурсов и действий федерального уровня власти к новой, децентрализованной системе, в которой преобладающее значение должен получить поиск муниципалитетами собственных путей развития.
Объект исследования: инфраструктура городского округа Самары;
Предмет исследования: особенности функционирования инфраструктуры экономики;
Цель курсовой работы: Исследование сущности и специфики инфраструктуры муниципальной экономики и особенностей её функционирования в рыночной экономике;
Задачи курсовой работы:
- Теоретически изучить основы функционирования инфраструктуры муниципальной экономики;
- Выявить особенности и роль инфраструктуры как системы функционирования основных отраслей муниципальной экономики и рассмотреть основные условия формирования эффективной инфраструктуры;
- Исследовать особенности инфраструктуры, как основного регулятора рыночной экономики;
- Выявить достоинства и несовершенства инфраструктуры экономики;
- Разработать практические рекомендации для оптимизации системы регулирования инфраструктуры муниципальной экономики;
Методы исследования, применяемые в работе: обработка статистических данных, метод сравнения, сопоставления аналитических данных, изучение статей и монографий.
Структура курсовой работы состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе рассматриваются теоретические основы инфраструктуры муниципального образования, рассматривается ее структура, роль в экономике. Также рассматривается основная классификация инфраструктуры, ее особенности и ресурсы, необходимые для ее функционирования.
Вторая глава посвящена анализу составляющих инфраструктуры городского округа Самара за период 2006-2009гг, дается характеристика ее основных показателей, определяются основные проблемы и положительные стороны ее функционирования.
В третьей главе определяются основные пути улучшения работы предприятий инфраструктуры, стабилизации их положения в условиях финансово-экономического кризиса.
Для написания работы использовались нормативные акты Российской Федерации, специальная литература, периодические издания, Интернет-ресурсы.
Рис. 2. Состав жилищно-коммунального комплекса
Жилищное хозяйство. Жилищное хозяйство включает жилищный фонд, нежилые здания и помещения общественного, социального и иного назначения, а также предприятия и организации, эксплуатирующие и обслуживающие жилищный фонд и нежилые здания.
Жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома (одноквартирные и многоквартирные), специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. По мере роста благосостояния населения требования к объему и качественным характеристикам жилищного фонда повышаются, соответственно изменяется и структура жилищного фонда города.
Обычный жилой дом является сложным инженерным сооружением с различными коммуникациями: отопление, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, телефон, радио, телевидение (при наличии коллективных антенн), вентиляционные системы и т.п. В многоэтажных жилых домах имеются лифты и мусоропроводы. Если свои квартиры жильцы обустраивают сами, то места общего пользования (подъезды, чердаки, подвалы, кровля) требуют специального обслуживания. Придомовая территория также требует специального обустройства и обслуживания.
Объекты нежилого фонда могут располагаться как в отдельных зданиях, так и на первых этажах жилых домов, где чаще всего размещаются предприятия торговли, бытового обслуживания, различные учреждения и организации, непосредственно связанные с обслуживанием населения. Их функционирование не должно создавать неудобств для жильцов.
Инженерное обеспечение поселений. Инженерное хозяйство - одна из самых сложных систем городского хозяйства. Бесперебойная подача в жилые и общественные здания тепла, воды, электроэнергии, газа требует высокого уровня организации, большого объема ремонтных, очистительных и профилактических работ на инженерных сетях и сооружениях, функционирования аварийных служб. Для большинства районов России серьезной проблемой является ежегодная подготовка инженерных систем к работе в зимний период.
Водоснабжение и водоотведение. Существуют определенные требования к качеству воды для питьевых, хозяйственных и производственных нужд. Если система водоснабжения в городе единая, то вся подаваемая вода должна быть питьевого качества. Еще одна проблема - неравномерность потребления воды в дневное, вечернее и ночное время. Потребность предприятий города в свежей воде определяется с учетом их профиля и производственной мощности. На многих из них действуют системы оборотного водоснабжения, в которых использованная вода не сливается в канализацию, а проходит необходимую очистку и вновь возвращается в производственный цикл. Это позволяет резко сократить потребность в свежей воде. Для жилищного фонда существуют нормативы суточного потребления на человека. Жители, установившие в квартирах приборы учета воды, платят за нее по фактическому расходу, который обычно оказывается значительно ниже расчетного.
Водоснабжение может осуществляться из открытых водоемов и из подземных водоносных горизонтов. В состав водопроводного хозяйства входят водозаборные сооружения, системы очистки и подготовки воды, насосные станции, водопроводные сети от водозабора до каждой квартиры.
Не менее сложна система водоотведения. Объем стоков, попадающих в эту систему, превышает объем водопотребления, поскольку в канализационную сеть попадает и холодная, и горячая вода. Система водоотведения состоит из самотечных коллекторов, подкачивающих насосных станций, сооружений для санитарной очистки сточных вод и сброса их в водоемы.
Теплоснабжение. Система теплоснабжения решает две задачи: отопление и горячее водоснабжение. Потребление тепла более неравномерно, чем потребление воды, поскольку в летний период помещения не отапливаются. Продолжительность отопительного сезона в значительной мере зависит от климатических условий.
Источниками тепловой энергии для нужд города могут быть тепловые электростанции и котельные. К горячей воде в качестве теплоносителя предъявляются высокие требования по чистоте, поскольку при высокой температуре примеси выпадают в осадок и постепенно выводят из строя тепловые сети и сооружения. В силу этого у источников теплоснабжения имеются сложные инженерные сооружения - химводоочистки.
Система теплоснабжения включает в себя прямые и обратные тепловые сети, подкачивающие насосные станции и распределительные тепловые пункты. Существуют две принципиально различные схемы теплоснабжения. По одной горячая вода для отопления и горячего водоснабжения поступает по одним и тем же трубопроводам; в этом случае по обратным трубопроводам идет меньше воды, чем по прямым. По другой схеме по отдельным трубопроводам поступает только горячая вода для отопления, а горячее водоснабжение обеспечивается путем подогрева холодной воды непосредственно в жилых домах или группах домов в специальных котлах - бойлерах. Источником тепла для бойлеров может быть как горячая вода из системы отопления, так и топливо, например природный газ. В некоторых городах такие газовые котлы установлены в каждой квартире многоэтажного дома.
Газоснабжение. Во многих городах действуют системы бытового газоснабжения. Газ может поступать по трубопроводам от магистральных сетей либо завозиться в сжиженном виде во внутриквартальные газораздаточные станции. В частном секторе распространена баллонная система газоснабжения.
Электроснабжение. Электроснабжение городов, как правило, осуществляется от централизованных региональных и межрегиональных энергосистем. Источниками электроэнергии в энергосистеме являются тепловые, гидравлические, атомные и другие электростанции, независимо от места их размещения. Система электроснабжения включает в себя магистральные и внутриквартальные электрические сети, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и другие сооружения.
Общегородское коммунальное хозяйство. Дорожное хозяйство. Улицы и дороги города также являются сложными инженерными сооружениями. В состав дорожной сети входят мосты, путепроводы, виадуки, пешеходные тоннели, водостоки. В ряде городов есть обустроенные набережные. Для содержания и ремонта дорог нужны специальные заводы, производящие асфальт, гравий и другие материалы для дорожного покрытия. Зимой улицы и дороги необходимо чистить от снега, летом поливать и ремонтировать.
Санитарная очистка территории города включает уборку улиц, дорог, внутриквартальных проездов, вывоз снега в зимний период, сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов. Последняя проблема особенно сложна, поскольку ее решение предполагает строительство дорогостоящих полигонов для захоронения отходов и мусороперерабатывающих заводов.
Ливневая канализация предназначена для сбора и удаления дождевых и весенних стоков. Это сложная система коллекторов, ливневых насосных станций и очистных сооружений. Современные технические требования не позволяют объединять ливневые стоки с бытовыми, но во многих городах существует единая, так называемая "общесплавная" система канализации.
Инженерная защита территории необходима городам, расположенным на заболоченных территориях или на территориях с высоким уровнем грунтовых вод, чтобы защитить подземные сооружения от разрушений. Другой вид инженерной защиты - ограждающие дамбы по берегам рек, необходимые в периоды паводков. Серьезную проблему в ряде городов представляет повышенный уровень сейсмической опасности.
Уличное освещение и малые архитектурные формы (памятники, ограды, фонтаны, остановочные павильоны, киоски и др.) помогают формировать архитектурный облик города, повышают комфортность проживания. Особую роль в отдельных городах играет сохранение памятников истории и культуры.
Зеленое хозяйство во многом определяет облик города и комфортность проживания. Зеленые насаждения на территории жилой застройки имеют большое оздоровительное значение, так как очищают и увлажняют воздух, уменьшают силу ветра и городской шум, создают благоприятные условия для отдыха людей. Зеленые насаждения на транспортных магистралях помогают обеспечивать безопасность движения и защищают жилые дома от вредного воздействия городского транспорта. Садово-парковое хозяйство формирует крупные зоны отдыха в городской черте. Озеленение санитарно-защитных зон крупных промышленных предприятий позволяет минимизировать их вредное воздействие на жилые массивы города. Озеленение территории и поддержание зеленого хозяйства города, от крупных садово-парковых массивов до внутриквартального озеленения, является достаточно сложной задачей. Важно правильно выбрать типы деревьев, кустарников и цветов, наиболее соответствующих условиям конкретного города.
Гостиничное хозяйство. Несмотря на то, что большинство гостиниц в российских городах являются частными, обеспечение достаточного их количества относится к стратегическим задачам городской власти.
Банно-прачечное хозяйство. Бани принадлежат к имущественному комплексу предоставления муниципальных услуг населению и особенно востребованы в городах и селах с высокой долей частного сектора. И несмотря на то, что потребность в услугах этого хозяйства в настоящее время снизилась, доля лиц, пользующихся ими, остается существенной. Услугами прачечных пользуются в основном детские сады, больницы, общежития, гостиницы, предприятия общественного питания и т.п.
Ритуальное хозяйство обеспечивает содержание городских кладбищ и функционирование служб оказания ритуальных услуг. Несмотря на то, что в большинстве городов ритуальное хозяйство относится к частному сектору, муниципальные образования контролируют состояние мест массовых захоронений и качество оказываемых услуг.
Транспортный комплекс. Обеспечение населения, предприятий и организаций города транспортными услугами - одна из самых сложных задач городского хозяйства. Транспорт предъявляет соответствующие требования к дорожной сети города, ее пропускной способности. Потребность населения в транспортных перевозках крайне неравномерна (спальные районы, центр города, районы размещения крупных предприятий, места массового отдыха и т.д.), что обусловливает сложности при организации пассажирских перевозок.
В последние годы в осуществлении транспортного обслуживания населения и автосервисе возросла роль частного сектора. Это позволило снять напряжение на ряде загруженных маршрутов, хотя и породило проблемы, связанные с экологией и безопасностью дорожного движения.
Бесперебойную работу городского транспорта обеспечивают такие службы, входящие в состав транспортного комплекса, как транспортные парки (автобусные, трамвайные, троллейбусные), автостоянки, автозаправочные станции, службы автосервиса, системы электроснабжения городского электротранспорта (сети, подстанции), специальная служба содержания трамвайных путей и т.п.
Важную роль в жизни города играют объекты инфраструктуры транспорта: железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты.
Комплекс потребительского рынка. Торговля и общественное питание. В состав этой сферы городского хозяйства входят не только магазины, рынки, предприятия общественного питания, но и большая сеть предприятий (хлебозаводы, молокозаводы, предприятия по производству мороженого и т.п.), оптовых баз, складов, холодильников и морозильников, упаковочных и расфасовочных цехов, специализированный транспорт (хлебовозы, молоковозы и т.п.). Торговля и общественное питание в российских городах практически полностью приватизированы, однако городская власть обязана поддерживать рациональное сочетание крупных и мелких предприятий торговли и общественного питания, рациональное размещение торговых предприятий. Для этого используются такие рычаги, как выделение земельных участков и нежилых помещений, а также ставки арендной платы. Городская администрация может также влиять на ценовую политику в торговле, устанавливая предельные торговые надбавки на жизненно важные товары (хлеб, молоко и некоторые другие).
Бытовое обслуживание населения включает сеть парикмахерских, швейных и других ателье, химчисток, фотоателье и фотолабораторий, мастерских и служб по ремонту квартир, одежды, обуви, бытовой техники, аудио- и видеоаппаратуры, пунктов проката и т.д. Эта сфера также практически полностью принадлежит частному сектору. Органы местного самоуправления должны создавать благоприятные условия для создания и функционирования предприятий службы быта, их равномерного размещения на территории города.
Строительный комплекс. Город не может существовать без строительства для городских нужд, реконструкции и ремонта ранее построенных жилых и нежилых зданий и сооружений. В состав строительного комплекса входят предприятия и организации, осуществляющие строительство, реконструкцию и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов социальной сферы, дорог и других объектов городского хозяйства, предприятия по производству местных строительных материалов (песок, гравий, кирпич, бетон, асфальт), строительных конструкций. Большинство из них является акционерными обществами, часть работ осуществляется малыми предприятиями. Органы местного самоуправления способствуют развитию строительного комплекса на своей территории и выступают в качестве заказчика работ, выполняемых за счет бюджетных средств.
Комплекс общественной безопасности. Безопасность жизнедеятельности на территории города обеспечивают: милиция общественной безопасности, дорожная служба (ГИБДД), пожарная охрана, скорая медицинская помощь, службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, служба спасения на водах, экологическая служба.
Рис. 3. Уровень рентабельности предприятий и организаций в отраслях
Рис. 4. Уровень рентабельности предприятий и организаций сферы здравоохранения
Рис. 5. Уровень рентабельности предприятий и организаций строительства
Рис. 6. Уровень рентабельности организаций сферы образования
По данным приведенных выше 4 графиков можно сделать следующие выводы. Связь, образование, здравоохранение и строительство являются прибыльными сферами. ЖКХ и бытовое обслуживание в рассмотренном периоде являются убыточными. Лишь в 2007 году организации ЖКХ имели прибыль. Однако наблюдается стабилизация положения в этих двух убыточных отраслях, т.е. мы не наблюдаем дальнейшего спада. Таким образом, данные отрасли наименее инвестиционнопривлекательны, а значит, их финансирование в большей мере будет лежать на плечах государства, прежде всего в лице местных органов. Самой стабильной отраслью являлось строительство: достаточно высокая прибыль на протяжении 6 лет. Но в 2009 году, можно уже сейчас сказать, что строительство станет одной из самых убыточных отраслей, так из-за общего снижения доходов населения, спрос на продукцию данной отрасли будет низким, а долгосрочное инвестирование уже было выполнено в предыдущих периодах. Что касается связи, то эта сфера деятельности с 2006 года стала прибыльной (так в 2006 году, например, 100 рублей вложили, 180 получили, то в 2009 100 рублей вложили, а получили 3500 рублей). Т.е. с 2008 года в городском округе Самара отрасль связи является самой развитой и прибыльной. Сюда можно включить мобильную связь, мобильный и домашний интернет. Организации образования и здравоохранения оставались всегда прибыльными, так как являются «продуктами» ежедневного спроса. Однако в период 2005- 2007 года в данных сферах наблюдался спад. Спад происходил из-за недофинансирования, перетока капитала в другие, более прибыльные, отрасли, низкое качество предоставляемых услуг (так в 2003 году в здравоохранении вложили рубль, получили 8 рублей, а уже в 2006 прибыль была в 17 раз меньше). Причем снижение имело резкий характер (всего за 3 года), что не позволило ни государству, ни рынку найти быстро оптимального решения, что негативно отразилось на благосостоянии граждан. Рост произошел после запуска целевых программ «Здоровье» и «Образование», а также увеличения доходов граждан.
Теперь можно перейти непосредственно к характеристики отдельных отраслей инфраструктуры г.о. Самара.
Коммунальная инфраструктура (коммунальный сектор городской экономики) включает в себя ряд подсистем.
В первую очередь, выделим жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК), задача которого - обеспечение нормальной эксплуатации объектов жилой и нежилой недвижимости (жилых и нежилых зданий). Нормальная эксплуатация - это техническое и санитарное обслуживание зданий, проведение необходимых ремонтных и профилактических работ, а также поставка в здания необходимых ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии) для создания комфортных условий проживания и работы (жилищные и коммунальные услуги).
Помимо жилищно-коммунального комплекса, коммунальная инфраструктура обеспечивает поставку необходимых ресурсов в социальный (бюджетный) сектор - школы, больницы и т.п., а также коммерческим потребителям.
Сектор благоустройства обеспечивает должный уровень благоустройства городской среды - это строительство и поддержание городских дорог, зеленых насаждений, зон рекреации, санитарная уборка и т.д.
Предприятия коммунальной инфраструктуры, прежде всего характеризуются тем, что производят общественные блага в чистом виде (городское благоустройство) либо товары и услуги, обладающие существенными чертами общественных благ, — так называемые смешанные общественные блага (водоснабжение). С точки зрения теории общественных благ блага, производимые предприятиями коммунального хозяйства, относятся к категориям локальных и социально значимых благ.
Вторая особенность коммунальной инфраструктуры - сложная система взаимосвязей хозяйствующих субъектов и потребителей услуг, обусловленная как сложной схемой технологического взаимодействия в производственном процессе, так и противоречивыми интересами бизнеса и общества, которые вытекают из публичной природы услуг.
Третьей особенностью коммунальной инфраструктуры является монопольное положение большинства предприятий комплекса на локальных рынках (как правило, в пределах поселений). С одной стороны, это связано с монопольным положением предприятий, обеспечивающих поставку ресурсов по сетевым системам (водоснабжение). С другой — монополизм в жилищном секторе и секторе благоустройства является в значительной степени продуктом социалистической системы хозяйствования, и развитие рыночных институтов в конечном счете приведет к демонополизации этих секторов.
Таблица 5
Жилищный фонд г.о. Самара за период 1998-2009 г.
Показатели | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Общая площадь жилых помещений тыс. м2 | 21266,7 | 21408,4 | 22452,2 | 22664,6 | 22879,6 | 23095,9 | 23478,7 | 23789,7 | 24031,8 | 24409,2 | 24782,5 |
Общая площадь жилых помещений приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года), мг | 17,5 | 17,7 | 18,7 | 19,0 | 19,3 | 19,7 | 20,2 | 20,7 | 21,0 | 21,4 | 21,8 |
Число квартир, тысяч | 419,5 | 422,3 | 439,9 | 442,1 | 445,8 | 448,0 | 451,8 | 455,1 | 457,7 | 463,8 | 468,0 |
Общая площадь аварийного жи- лищного фонда, тыс. м2 | 49,5 | 57,9 | 40,1 | 35,3 | - | - | - | - | - | - | |
Общая площадь жилищного фонда, оборудованная, процентов: |
| ||||||||||
водопроводом | 91 | 93 | 93 | 93 | 93 | 93 | 94 | 94 | 94 | 94 | 94 |
канализацией | 91 | 93 | 92 | 93 | 93 | 93 | 93 | 93 | 93 | 94 | 94 |
отоплением | 73 | 95 | 96 | 96 | 96 | 96 | 96 | 96 | 96 | 97 | 97 |
газом | 89 | 89 | 90 | 90 | 90 | 89 | 89 | 88 | 88 | 87 | 87 |
ваннами (душем) | 84 | 85 | 87 | 87 | 87 | 88 | 88 | 88 | 88 | 88 | 89 |
горячим водоснабжением | 83 | 84 | 87 | 88 | 88 | 88 | 88 | 88 | 89 | 89 | 89 |
напольными электроплитами | 7 | 8 | 7 | 8 | 8 | 8 | 9 | 9 | 10 | 10 | 11 |
Количество приватизированных помещений, тысяч | 13.7 | 10,8 | 12,8 | 11,0 | 16,7 | 20,2 | 10,6 | 17,4 | 31,2 | 23,2 | 9,4 |
их общая площадь, тыс. м2 | 598,2 | 480,0 | 552,1 | 449,1 | 748,2 | 955,0 | 479,9 | 845,8 | 1519,5 | 1122,7 | 424,1 |
Как мы видим, с 1999 года по 2009 год все показатели постоянно увеличиваются. Данное увеличение происходит достаточно заметно по отношению к предыдущему году, что положительно сказывается на благосостоянии граждан. Единственным показателем, который имеет отрицательную динамику, является «Приватизированные помещения». Это связано с тем, что, начиная еще с 1991 года, у граждан появилась возможность оформить помещения в частную собственность. Приватизация возможна только до 1 марта 2010 года. К объектам, которые не подлежат приватизации относят:
1) Ветхое и аварийное жилье
2) Служебные помещения
3) Помещения непрямого назначения (должна быть конкретная цель использования)
Таблица 6
Коммунальное хозяйство
Показатели | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Отпущено воды своим потребителям, тыс. м3 | 234143 | 229023 | 151782 | 213668 | 214360 | 214055 | 211458 | 211837 | 203445 | 207088 | 202546 |
Мощность очистных сооружений канализации, тыс. м3 в сутки | 1737 | 1044 | 1017 | 1017 | 1017 | 1056 | 1046 | 1046 | 1046 | 1017 | 1017 |
Пропущено сточных вод, тыс. м3 | 280757 | 235075 | 228849 | 220300 | 221090 | 212127 | 206498 | 207267 | 201296 | 203284 | 197546 |
в том числе: через очистные сооружения из них: | 277069 | 216541 | 254241 | 263500 | 261208 | 258578 | 243463 | 244126 | 230725 | 234410 | 235139 |
прошли полную биологическую очистку | 277069 | 216325 | 254241 | 263500 | 261208 | 258678 | 243463 | 244126 | 230725 | 234410 | 235139 |
Число источников теплоснабжения, | 274 | 366 | 461 | 148 | 134 | 129 | 108 | 102 | 87 | 87 | 94 |
Число гостиниц и аналогичных средств размещения, единиц | 20 | 14 | 22 | 19 | 20 | 22 | 25 | 26 | 32 | 31 | 34 |
в них мест, единиц | 1725 | 1456 | 1532 | 1466 | 1490 | 1476 | 1886 | 1899 | 2315 | 2172 | 2288 |
По показателю «Отпущено воды» наблюдается снижение. Это связано с тем в Самаре, начиная с 1998, года закрыто много предприятий промышленного назначения. А, как известно, именно они являются главным потребителем водных ресурсов. Кроме того, была проведена модернизация городской водопроводной системы, что позволило сократить количество утечек. Показатели мощности, пропуска сточных вод и очистки за последние годы также снизились по причине износа основных фондов и постоянного недофинансирования. Но показатель «Гостиницы» увеличился. Связано это прежде всего с увеличением трудовой миграции и развитием в Самарской области туризма.
Г.о. Самара отличается развитой транспортной сетью, состоящей из практически всех видов транспорта: железнодорожного, речного, автомобильного, трубопроводного, воздушного. При этом ключевую роль в перевозках играет железнодорожный транспорт, обеспечивающий около 75% грузооборота. Помимо потребностей округа, железнодорожный транспорт обеспечивает связь между восточными и западными регионами России через Самару.
Важное транспортное значение играют реки Волга и Самара с разветвленными судоходными притоками. Такое значение городскому округу придается из-за связи с нижегородским транспортным узлом, который является крупнейшим в России по речному грузообороту.
Городской транспорт (ГТ) является ключевой сферой экономики города с точки зрения обеспечения ключевого преимущества города — доступности разнообразных видов деятельности и взаимодействия. Данная лекция посвящена в основном городскому пассажирскому транспорту (ГПТ) — сфере предоставления общественных транспортных услуг. Хорошая организация и эффективность работы ГПТ оказывают влияние не только на собственно пассажиров, но и на всех жителей города. В России исторически городской пассажирский транспорт развит более, чем во многих других странах.
Основными видами городского пассажирского транспорта (по массовости осваиваемых перевозок) являются автобус, троллейбус, трамвай и метрополитен. При наличии метрополитена им осваивается наибольшая доля внутригородских перевозок, в городах без метрополитена ведущим видом ГПТ является автобус.
Таблица 7
Пассажирский транспорт и связь
Показатели | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Протяженность эксплуатационного пассажирского пути (линий) по видам транспорта, км: трамвайного (в двухпутном исчис- лении) |
| ||||||||||
76,1 | 76,1 | 76,1 | 77,3 | 76,1 | 76,1 | 76,1 | 76,1 | 76,1 | 76,1 | 75,0 | |
автобусного (во внутригородском сообщении) | 1375,0 | 1338,0 | 1295,0 | 1357,5 | 1449,9 | 1421,6 | 1327,8 | 1224,0 | 1005,8 | 897,8 | 624,2 |
троллейбусных линий (в двухпут- ном исчислении) | 92,5 | 92,8 | 92,8 | 92,8 | 92,8 | 92,8 | 92,8 | 92,8 | 92,8 | 92,8 | 92,8 |
метрополитена (в двухпутном исчислении) | 7,8 | 7,8 | 7,8 | 7,8 | 7,8 | 9,1 | 9,1 | 9,1 | 9,1 | 9,1 | 10,3 |
Число маршрутов, единиц: | |||||||||||
трамваев | 20 | 20 | 21 | 22 | 22 | 22 | 22 | 22 | 22 | 22 | 22 |
автобусов (во внутригородском сообщении) | 109 | 109 | 93 | 94 | 98 | 98 | 92 | 77 | 65 | 61 | 48 |
троллейбусов | 18 | 18 | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 |
станций метрополитена | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 9 |
Наличие подвижного состава, единиц: | |||||||||||
трамваев | 422 | 422 | 422 | 422 | 422 | 422 | 424 | 424 | 424 | 424 | 424 |
автобусов (во внутригородском сообщении) | 954 | 986 | 909 | 926 | 877 | 794 | 807 | 736 | 593 | 636 | 516 |
троллейбусов | 263 | 263 | 262 | 252 | 249 | 248 | 248 | 251 | 249 | 249 | 249 |
вагонов метрополитена | 46 | 46 | 46 | 46 | 46 | 46 | 46 | 46 | 46 | 46 | 46 |
Число перевезенных за год пассажи- | |||||||||||
ров, млн. человек: | |||||||||||
трамваями | 156,1 | 171,2 | 177,9 | 187,9 | 207,5 | 204,3 | 202,1 | 193,7 | 71,6 | 79,8 | 93,3 |
автобусами (во внутригородском сообщении) | 251,7 | 269,8 | 364,1 | 381,7 | 352,4 | 289,0 | 242,0 | 210,4 | 98,6 | 49,5 | 59,6 |
троллейбусами | 93,6 | 101,5 | 91,1 | 96,8 | 104,0 | 95,6 | 90,0 | 83,9 | 27,6 | 29,6 | 34,5 |
метрополитеном | 29,3 | 28,6 | 24,9 | 27,3 | 26,0 | 23,6 | 25,3 | 20,8 | 10,8 | 11,4 | 12,0 |
Число телефонных аппаратов теле- фонной сети тыс. штук | 242,2 | 220,0 | 229,6 | 241,7 | 245,6 | 255,4 | 275,1 | 285,5 | 306,9 | 315,4 | 322,5 |
Длина трамвайных путей за рассмотренный период не изменилось, так как такой вид транспорта является в городских масштабах достаточно экономичным, самым экологичным и вместительным. По той же причине не изменились маршруты троллейбусов. А вот автобусные маршруты сократились, как само их число, так и протяженность пути. Это связано с появлением на рынке транспорта частного извоза, который предлагает более выгодные условия (если не считать стоимость проезда): комфорт, малое время прибытия до необходимого места. Из-за постоянного износа основного состава и недофинансирования со стороны государства и частных инвесторов, число троллейбусов и автобусов сократилось. Причина все та же - нерентабельность. Сокращения числа перевезенных граждан связанна с ростом числа личного автотранспорта. Очень положительным моментом можно считать постепенное развитие метрополитена, так как метро может разгрузить дорожный поток, имеет большие возможности перевоза граждан. Постоянный рост телефонизации населения г.о. Самара говорит об увеличении благосостоянии граждан.
Финансовый рынок
Одним из финансовых центров г.о. Самара является Самарская валютная межбанковская биржа, которая была зарегистрирована 29 апреля 1994 года. СВМБ обеспечивает участие в торгах государственными, субфедеральными и корпоративными ценными бумагами, котируемыми в общероссийской торгово-депозитарной системе, в торгах по иностранной валюте – доллару США и евро. Участниками торгов на СВМБ являются 16 банков и финансовых компаний.
Таблица 8
Количество действующих кредитных организаций, имеющих лицензии Банка России, с участием нерезидентов в уставном капитале.
Дата | Действующие кредитные организации на территории г.о. Самара, всего | |||
всего | из них имеют лицензии Банка России | |||
генеральную | предоставляющие право на привлечение вкладов населения | предоставляющие право на совершения операций с иностранной валютой | ||
01.01.2006 | 8 | 5 | 8 | 2 |
01.01.2007 | 8 | 5 | 8 | 3 |
01.01.2008 | 10 | 6 | 10 | 4 |
01.01.2009 | 10 | 6 | 10 | 10 |
В данной таблице указанны только головные банков. За период с 2006 года по 2009 год количество банков увеличилось с 8 до 10. К основным игрокам рынка банковских продуктов относятся банки:
1) Сбербанк
2) ВТБ
3) Банковская корпорация Сосьете Женераль Восток
Данные организации контролируют 70% оборота рынка банковских услуг и в совокупности имеют 67% активов всей банковской системы. Последняя за «кризисный» 2009 г. не претерпела особых изменений: на 1 ноября нет ни одного реорганизованного и ликвидированного банка. Тем самым доказав свою стабильность.
Таблица 9
Группировка действующих кредитных организаций по доле участия нерезидентов в уставном капитале.
Дата | до 1% | от 1% до 20% | от 20% до 50% | от 50% до 100% | 100% |
01.01.2006 | 5 | 1 | 2 | 0 | 0 |
01.01.2007 | 5 | 2 | 1 | 0 | 0 |
01.01.2008 | 7 | 2 | 1 | 0 | 0 |
01.01.2009 | 8 | 4 | 0 | 0 | 0 |
Выше указанная таблица очень хорошо иллюстрирует снижение финансовой зависимости российской (самарской) банковской системы от иностранного капитала. Таким образом, происходит снижение утечки капитала за рубеж. Полученные средства (а именно % по ним), которые банки обязаны были выплачивать своим иностранным партнерам за пользование их финансовыми ресурсами, теперь вливаются в отечественную экономику. На данном этапе данные вложения, прежде всего, направляются в газо-нефтеперерабатывающую промышленность, затем в связь, и только после инвестируются отрасли инфраструктуры.
В Самаре параллельно существуют и надежно функционируют финансовые службы города.
Мониторинг предприятий, проводимый Главным управлением Банка России по г.о. Самара, показывает, что банковский сектор отличается достаточно высоким ем обслуживания и качеством предоставленных услуг. По результатам последнего опроса около 45% предприятий высоко оценили уровень банковского сектора на территории г.о. Самара.
Возможностью получения всего спектра банковских услуг располагали 98,2% предприятий из числа участвующих в мониторинге), и только 10,3 % считали ее низкой, причем активность предприятий в использовании банковских услуг нарастает.
Более 95% предприятий сохранили партнерские отношения с теми кредитными организациями, в которых они обслуживались и ранее. Такие решения предприятий в большей мере определили: наличие опыта сотрудничества, уверенность в финансовом положении банков и филиалов, удобное расположение кредитных организаций, уровень квалификации персонала кредитных организаций.
Предприятия заинтересованы в получении услуг по кредитованию, включая такие его виды, как овердрафт, проектное финансирование, вексельное кредитование, факторинг, лизинг. Предприятия ожидают, что банки продолжат развивать технологии дистанционного банковского обслуживания, в том числе с использованием возможностей Интернет, консалтинговые услуги, включая анализ состояния рынков и рекомендации по вложению средств, иные информационно-аналитические услуги.
Рис. 7. Динамика показателей деятельности банков г.о. Самара
Большая часть пассивов сформирована средствами на счетах физических лиц. По сравнению с началом года их суммарный объем увеличился на 24.7 млрд. руб. (на 36,2%) и на 1 января 2008 г. составил 94,5 млрд. руб. (37,0% всех пассивов). Подавляющая часть данной суммы — срочные вклады (98,8%).
Следующими по значению источниками ресурсов являлись: средства предприятий и организаций на расчетных, текущих и прочих счетах — 37.8 млрд. руб. (15,0% общего объема пассивов); средства в расчетах, большей частью состоящие из ресурсов, переданных головными офисами банков, находящихся за пределами Самарской области, для размещения в городе Самара — 31,7 млрд.
В 2010 гг. ожидается дальнейший рост капитала и прибыли банков. Среднегодовой прирост капитала в рассматриваемом периоде может составить 15-20% (сверх уровня инфляции), прибыли — 50-70%. Кроме того, ожидается, что все крупные банки получат инвестиционные рейтинги международных рейтинговых агентств и осуществят первое публичное размещение своих акций на фондовых биржах (IPO).
Страховые услуги.
В настоящее время на рынке страховых услуг г.о. Самара действуют 23 местные организации и 91 филиал инорегиональных страховых компаний.
В целом состояние страховой инфраструктуры отражает общероссийскую тенденцию — заметно снижается количество действующих местных компаний, а уровень обеспеченности страховыми услугами, как и в большинстве других городов, определяется деятельностью филиалов крупнейших российских страховых организаций.
Сложившаяся ситуация, с одной стороны, приводит к расширению спектра предлагаемых услуг, а с другой — росту конкурентного давления на местные страховые компании и как следствие — к необходимости увеличения их капитализации .
Рис. 8. Развитие рынка страховых услуг
на территории г.о. Самара (ед.)
Несмотря на увеличение количества филиалов инорегиональных страховых компаний, на долю местных страховых организаций приходится более 50% совокупного объема собранных страховых взносов.
Кроме того, в первую десятку крупнейших и стабильно работающих на рынке страховых услуг Самарской области компаний входят преимущественно региональные организации, такие как «Самара-Мед», , «СОК», «АСКОМЕД», «Самара-АСКО».
Совокупный объем собранных на г.о. Самара страховых взносов по всем видам страхования с 2005 по 2007 г. увеличился в 1,5 раза и имеет тенденцию к росту.
В 2007 г. сумма страховых взносов достигла уровня показателя за 2006 г., составив более 10 млрд. руб., из которых 4,1 млрд. руб. приходится на инорегиональные страховые организации, 6,4 млрд. руб. — на региональные компании.
В структуре страховых поступлений в 2006-2007 гг. преобладала доля обязательного страхования, однако в 2008 г. доля поступлений по добровольным видам страхования увеличилась и составила более 50%. При этом наиболее активно в структуре добровольного страхования росло страхование имущества, ответственности, а также личное страхование.
В целях обеспечения страховой защитой рисков областного бюджета и оказания государственной поддержки страхования на территории г.о. Самара ежегодно из областного бюджета выделяются средства на страхование имущества, находящегося в собственности округа, обязательное медицинское страхование неработающих граждан и добровольное медицинское страхование государственных служащих Самары.
Таблица 10
Структура страховых поступлений (в млн. руб.)
Годы | Всего | Добровольное страхование | О6язательное страхование | |||||||
итого | жизнь | личное (кроме жизни) | имущество | Ответ-ствен-ность | итого | личное пасса-жиров | АГО | ОМС | ||
2005 | 7 086 | 3 097 | 54 | 668 | 2 227 | 147 | 3 989 | 18 | 729 | 3 231 |
2006 | 9 060 | 4 009 | 56 | 973 | 2 869 | 112 | 5 050 | 21 | 1 401 | 3 629 |
2007 | 10 802 | 5 452 | 55 | 1 110 | 4 137 | 151 | 5 349 | 20 | 1 687 | 3 643 |
2008 | 10 607 | 5 408 | 60 | 1 212 | 3 990 | 147 | 5 199 | 14 | 1407 | 3 778 |
Официальным годом рождения фондового рынка в России считается 1990 г., когда появились первые нормативные документы, регулирующие будущую деятельность на этом рынке. Однако только в 1992 г. появляются первые участники рынка — инвестиционные институты, компании, акционерные общества. К концу 1996 г. финансовым управлением г.о. Самара на ее территории было зарегистрировано 105 инвестиционных институтов, 9 специализированных инвестиционных фондов приватизации. Среди ведущих операторов на рынке ценных бумаг выделялся ряд банков: Самараагробанк, РосЭстбанк, Волго-Камский коммерческий банк, банк Солидарность, Элка-банк.
Структура Самарского фондового рынка на тот момент включала следующие секторы: государственные ценные бумаги; акции приватизированных предприятий; ценные бумаги частных эмитентов, созданных не в процессе приватизации; ценные бумаги, выпущенные местными органами власти; рынок корпоративных облигаций.
Индекс выпуска по пяти базовым отраслям (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, розничная торговля) в 2008 г. составил относительно соответствующего периода предыдущего года 104,7%, т.е прирост.
Промышленностью (производство оборудования для предприятий инфраструктуры) в 2008г. произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на сумму 2,1 трлн.рублей, или 22,5% от общего объема промышленного производства России. Индекс такого производства по сравнению с 2007 г. составил 105,4%.
Индекс цен производителей промышленной продукции составил 128,4%.
Таблица 11
Количество организаций по видам экономической деятельности (на 1.01, ед.)
Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Всего | 50357 | 53994 | 57205 | 58550 | 60807 |
в том числе: | |||||
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 79 | 92 | 123 | 141 | 162 |
строительство | 4483 | 4886 | 5430 | 5721 | 6208 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 24186 | 25354 | 25935 | 25776 | 26051 |
гостиницы и рестораны | 892 | 924 | 950 | 1048 | 1067 |
транспорт и связь | 1397 | 1690 | 2083 | 2407 | 2772 |
финансовая деятельность | 974 | 1055 | 1108 | 1184 | 1271 |
окончание таблицы 11
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 6611 | 7500 | 8772 | 9556 | 10525 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 314. | 334 | 364 | 374 | 360 |
образование | 1145 | 1192 | 1209 | 1187 | 1210 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 827 | 907 | 909 | 918 | 962 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 3394 | 3555 | 3758 | 3848 | 3782 |
предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства | - | - | 3 | 4 | 4 |
Число предприятий, начиная с 2005 года, постоянно увеличивается. Как уже было сказано, такие предприятия (кроме ЖКХ) являются прибыльными. Их увеличение позволяет создавать новые рабочие места, прежде всего для людей со среднеспециальным образованием.
В 2009 г. предприятиями и организациями всех форм собственности введено 8,1 млн.кв.метров жилья, что составило 106,1% к уровню 2008 года.
Оборот организаций оптовой торговли в 2009 г. составил 1,3 трлн.рублей и увеличился по сравнению с 2008 г. на 10,0%.
Оборот розничной торговли в 2009 г. увеличился в товарной массе по сравнению с 2008г. на 12,5% и составил 929 млрд.рублей. В расчете на душу населения было реализовано потребительских товаров на 30,1 тыс.рублей. В обороте розничной торговли доля непродовольственных товаров составила 52,9%.
Внешнеторговый оборот в 2009 г. характеризовался положительным торговым сальдо (13,5 млрд.долларов США), в том числе экспорт - 16,4 млрд.долларов, импорт - 2,9 млрд.долларов США, и составил 11,5% от общероссийского внешнеторгового оборота.
Предприятиями и организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы в 2009 г. использовано 429 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, или 105,1% к уровню соответствующего периода предшествующего года. На долю городского округа приходится 15,7% всех инвестиций России.
Удельный вес инвестиций за счет собственных средств составляет 57,2%, привлеченные средства - 42,8%, в том числе 6,6% - средства федерального бюджета. Индекс цен производителей в строительстве составил 113,4%.
Индекс потребительских цен составил 112,4%, в том числе на продовольственные товары - 113,0%, непродовольственные товары - 107,3%, платные услуги - 121,6%.
В 2009 г. населению было оказано платных услуг на 268 млрд.рублей, индекс физического объема по сравнению с 2008г. составил 107,7%.
Таблица 12
Услуги населению
Показатели | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Общий объем платных услуг, млн. рублей (до 1998г. - млрд. рублей) Индекс физического объема платных услуг, в процентах к предыдущему ГОДУ | 3751,9 117 | 4409,6111 | 5789,5 108 | 7015,4 101 | 10007,7 116 | 13749,6 106 | 17963,5 103 | 24472,5 113 | 30853,6 106 | 38737,9 106 | 48506,1 109 |
Объем платных услуг в расчете на душу населения, рублей (до 1998г. -тис. рублей) | 3075 | 3632 | 4796 | 5857 | 8425 | 11667 | 15376 | 21148 | 26874 | 33942 | 42650 |
Общий объем бытовых услуг, млн. рублей (до 1998г. - млрд. рублей) Индекс физического объема бытовых услуг, в процентах к предыдущему ГОДУ | 625,0 162 | 839,5 123 | 979,1 97 | 1109,5 100,4 | 1477,8 117 | 1492,6 82 | 1788,5 106 | 2407,3 114 | 3129,6 110 | 3768,1 106 | 4639,1 111 |
Объем бытовых услуг в расчете на душу населения, рублей (до 1998г. -тыс. рублей) | 512 | 691 | 811 | 926 | 1244 | 1266 | 1531 | 2080 | 2726 | 3302 | 4079 |
Динамика данных показателей имеет возрастающую тенденцию. Однако увеличение платных услуг приводит к «удорожанию жизни». А если мы дифференцируем население Самары по возрасту, здоровью и доходам (стариков, инвалидов и детей будет чуть больше половины всего населения), то значит платные услуги снижают уровень жизни населения. Тем более, что «Дорого - не значит лучше». Увеличение бытовых услуг имеет обратный платным услугам эффект. Чем их больше, тем выше конкуренция между поставщиками таких услуг. В борьбе за клиента качество товаров и их цена становятся лучше для потребителя (мы не учитывает монополии).
Образование является одной из важнейших забот городской власти. Жителям неважно, откуда приходят финансовые средства в школу или детский сад. Им важно, чтобы их дети могли ходить в детский сад, а затем в школу, желательно недалеко от дома, чтобы школа была отремонтирована, а зимой в ней было тепло, чтобы детей кормили школьными завтраками, а занятия не отменяли из-за забастовок учителей. Обеспечить все это должны муниципальные власти.
В расходах местных бюджетов российских городов доля расходов на образование за последние семь лет выросла на 8 процентных пунктов и достигла трети расходов муниципального бюджета. По ряду регионов расходы на образование уже превысили расходы на ЖКХ и стали самой крупной статьей расхода муниципальных бюджетов. Именно муниципалитеты финансируют учреждения самого массового общего образования: общеобразовательные школы, детские сады, учреждения дополнительного образования детей.
Переданная в начале 1990-х годов на муниципальный уровень, школа в России, формально перестав быть государственной, стала муниципальной. Децентрализации в образовании способствовало законодательство о местном самоуправлении. Законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О финансовых основах местного самоуправления" образование было отнесено к совместной компетенции местных органов власти. Финансирование общего среднего образования стало осуществляться местными органами. Однако недостаток финансовых средств у бюджетов муниципального уровня (а именно муниципалитеты по действующему законодательству несут ответственность за учреждения общего образования) поставил вопрос о передаче образовательных учреждений в ведение субъектов Российской Федерации. Госсовет в августе 2001 года принял решение о целесообразности передачи школ с муниципального уровня на уровень субъектов Федерации то есть государственный уровень. С одной стороны, на это были серьезные основания. Общее образование, в отличие от других вопросов местного значения (благоустройство, водоснабжение и т.п.), гарантировано Конституцией (гарантии бесплатно го общего образования). Это определяет необходимость государственного финансирования даже в том случае, если у местного самоуправления нет достаточных ресурсов для обеспечения этих конституционных гарантий.
С другой стороны, в большинстве стран общеобразовательная школа, являясь государственной, расположена именно на муниципальном уровне, в ведении местной администрации, вне зависимости от того, из какого бюджета она финансируется. Связано это с тем, что именно муниципальный уровень в наибольшей степени приближен к потребителю образовательной услуги. При передаче школы на уровень вышестоящего бюджета облегчается решение проблемы ее финансового обеспечения, но затрудняется контроль за школой со стороны потребителя, система становится менее прозрачной.
В 2003 году был принят закон, который наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению государственных гарантий прав граждан на общее образование. То есть школа, оставаясь муниципальной, часть финансовых средств должна в обязательном порядке получать с уровня субъекта Федерации в виде субсидии на образовательный процесс. Финансирование же собственности, школьных зданий остается за муниципалитетами.
Новое законодательство о местном самоуправлении закрепляет этот процесс подключения государственного уровня, уровня субъекта Федерации, к финансовому обеспечению общего образования. В Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"2 выделение субвенций муниципалитетам на общее образование отнесено к полномочиям субъектов РФ.
Таким образом, в России стала выстраиваться система финансирования муниципального образования, при которой школа, оставаясь муниципальной, финансово частично обеспечивается из регионального бюджета (правда не напрямую, а через бюджет муниципалитета), обязательства по финансированию разделены между субъектом Федерации (финансирование заработной платы и учебных расходов) и муниципалитетом (содержание зданий). Порядок финансирования всех прочих образовательных учреждений, находящихся в ведении муниципалитетов, не изменился, они полностью должны обеспечиваться средствами местного бюджета.
Таблица 13
Дневные общеобразовательные учреждения
на начало 2008/2009 учебного года
г.о. Самара | Число дневных | Численность обучающихся, | Числен-ность обучаю-щихся, | ||||
Всего | В том числе | всего | В том числе | ||||
Государ-ственных | Негосу-дарствен-ных | Госу- дарственных | Негосударст- венных | ||||
180 | 160 | 20 | 140,9 | 138,3 | 2,6 | 93 |
Таблица 14
Государственные средние специальные учебные заведения
на начало 2008/2009 учебного года
г.о. Самара | Число государственных средних специальных | Численность студентов | |
всего, тыс. человек | в % к 2007/2008 учебному году | ||
61 | 63,0 | 101,6 |
Таблица 15
Высшие учебные заведения на начало 2008/2009 учебного года
| Число | Численность студентов, тыс.человек | Численность студентов, | ||||
всего | в том числе | всего | в том числе в | ||||
государс- твенных | негосудар- ственных | государс- твенных | негосудар- ственных | ||||
г.о. Самара | 30 | 16 | 14 | 170,5 | 141,1 | 29,4 | 104,7 |
Что касается образования, то оно в г.о. Самара всегда высоко уровню, качества. Школ, профессиональных учреждений и ВУЗов достаточно в полной мере, чтобы все желающие могли получить образование того или иного вида. Ежегодно происходит уменьшение числа выпускников школ, но учащихся ВУЗов становится больше за счет притока желающих как из области, соседних областей, так и ближнего зарубежья. Положительным моментом является преобладание государственных ВУЗов над частными, так как уровень подготовки в них выше. Что касается, например, школ, то здесь достаточно спорный вопрос. В частных школах уровень образования намного выше (Университет Наяновой), но не все финансово могут позволить своим детям такое образование.
Численность экономически активного населения по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за 2008 г. составила 15,6 млн.человек, или 65,2% общей численности населения округа и 21,4% экономически активного населения страны.
Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, денежными доходами населения, которые в расчете на душу населения в целом по городскому округу составили 4657 рублей (в среднем по России - 6296 рублей).
Заключение
Современный рынок все настойчивее требует развития горизонтальной интеграции экономического пространства страны, основанной на более эффективных принципах и механизмах прямого взаимодействия муниципальных образований. Речь идет о комплексном, масштабном и проектном взаимодействии одновременно и муниципальных органов государственной власти, и хозяйствующих на их территориях бизнес-структур. Это не что иное, как государственно-частное партнерство при реализации проектов, представляющих особый и общий интерес.
Такое взаимодействие (не обязательно только сопредельных) может оказаться эффективным при реализации крупных инфраструктурных проектов (например, возведения гидроэлектростанций, разработки крупных месторождений, прокладки нефте- или газопроводов, строительства железных и автомобильных дорог). Оно может осуществляться различными способами: в виде финансовой кооперации; путем реализации совместных инвестиционных проектов; в форме совместных социальных программ (например, строительство детских площадок)
Инструмент рыночной кооперации может оказаться существенным дополнением к принятым централизованным схемам сокращения разрывов в уровнях развития всех муниципальных образований. И контрасты здесь не единственная проблема. В самом тяжелом положении находятся депрессивные города с экономикой в состоянии хронического кризиса, не имеющие источников рыночного саморазвития. Есть территории, располагающие, несмотря на тяжелое положение, определенным потенциалом для экономического оживления. Ряд территорий имеет признаки как возрождения, так и спада. В более благоприятном положении находится несколько территорий, где преобразования проводятся энергично и целенаправленно и где уже пожинают первые плоды реструктуризации своих экономик. И совсем немного муниципальных образований занимают довольно сильные позиции, продолжая улучшать инвестиционный имидж. При этом все муниципальные образования независимо от их нынешнего состояния будут вовлекаться в борьбу за привлечение инвесторов, за удержание "своих" или переманивание "чужих" предприятий , за сохранение численности постоянных жителей, рост их занятости и благосостояния, за увеличение потока туристов.
Итак, сегодня на первый план выходят проблемы индивидуального развития каждого муниципального развития, обеспечения единства и целостности страны. В этих условиях задачи муниципальной политики отнюдь не сводятся лишь к поддержке кризисных отраслей. Они существенно усложняются. Цена непродуманного отвлечения ресурсов от решения общенациональных задач и в первую очередь задач экономического роста в пользу развития отдельных территорий в специфических российских условиях может оказаться чересчур высокой.
Эффективное управление экономическими процессами в обществе должно преследовать не только и, может быть, с учетом современного положения в России не столько цели раздела, в том числе между муниципальными образованиями одного региона, скудного общественного богатства, сколько задачи его созидания.
Учитывая, все вышеизложенное в курсовой работе, необходимо сделать ряд выводов:
1. Среди позитивных факторов существенное влияние на улучшение финансово-экономического положения организаций промышленности г.о. Самара оказали:
- благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на товары российского экспорта;
- увеличение внутреннего платежеспособного спроса и инвестиционной активности, что обусловило рост промышленного производства.
2. К факторам, в наибольшей степени оказавшим влияние на снижение финансовых результатов работы промышленности, относились:
- повышение издержек производства из-за роста цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий;
- изменения в Налоговом кодексе РФ, в результате которых, в частности, возросли амортизационные отчисления.
3. В 2008 г. незначительно возросла (на 2%) просроченная дебиторская задолженность промышленности. При этом ее заметный рост (10— 20%) отмечен в электроэнергетике, нефтедобывающей промышленности, черной металлургии, пищевой промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
На сегодняшний день экономисты, географы и другие ученые муниципалитета выделяют следующие факторы, которые определяют конкурентоспособность территории:
- качество рабочей силы (уровень образования, квалификации), развитый рынок труда, дающий возможность поиска работников данных категорий;
- наличие исследовательских центров, позволяющих разрабатывать новые технологии и НИОКР, обмениваться информацией;
- благоприятный бизнес-климат (низкие налоги и финансовая помощь властей, создание объектов бизнес-услуг, предсказуемость действий локальной администрации и высокое качество ее управления территорией);
- создание на территории промышленных кластеров с хорошо развитой сетью вертикальных связей, позволяющих снизить издержки промышленной инфраструктуры, облегчить передачу информации;
- развитые инфраструктура, транспортные и информационные сети, близость международных аэропортов, финансовые услуги и т. д.
- благоприятные условия жизнедеятельности (развитие сферы услуг и коммуникаций, возможности отдыха и пр.) и высокие экологические стандарты.
Исходя из общих критериев муниципальные власти могут определять цели и формировать стратегии развития городского округа.
Библиографический список
1. Амирханов М.М. Экономические проблемы развития рекреационных регионов.: Рос АН. Сочин. науч-иссл. центров.-М.:Экономика, 2007. С.14
2. Алимова Т. Промышленные предприятия в экономике России (статистический анализ)//Предпринимательство в России. 2008.
3. Берсенев В.Л. и др. Стратегия развития Приволжского федерального округа: потенциал роста // Регион: экономика и социология.- 2008.- № 3
4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.; ГУ ВШЭ, 2008.
5. Гохберг М. Приволжский федеральный округ. Экономика регионов // Экономист – 2008 - № 2 .
6. Думова И. И. Механизмы управления региональной инфраструктурой. — Новосибирск: Гуманитарные технологии, 2008.
7. Королева Е. Н. Новые подходы в методическом обеспечении разработки стратегии развития города // Территориальное стратегическое планирование: измеряя результаты. Доклады участников Четвертого общероссийского форума лидеров стратегического планирования 20-21.10.08 г. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «ЛеоЯтьевский центр», 2009.
8. Максимова В., Шишов А. Рыночная экономика Учебник. Москва 2007.
9. Направления развития экономики городского округа Самара. – //Самара, № 18. 2006. С. 12-14
10. Основные тенденции социально – экономического развития субъектов РФ в 2009 году. // Социальное обеспечение.- 2009.- № 77
11. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. – Изд. перераб. и доп. М., 2008
12. Папава В. Роль государства в современной экономической системе» // Вопросы экономики, №11, 2008. С.9
13. Попов А.И. Мегаполис как объект управления. М., 2008.
14. Петров Ю. Присоединение России к ВТО: к оценке последствий и обоснованию стратегии // РЭЖ, 2008.№11-12.
15. Совершенствование системы государственного экономического регулирования в регионах России. Апатиты; НЭП КНЦ РАИ, 2008.
16. Статистика инфраструктуры. М., 2008.
17. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 г. Постановление Правительства Самарской области от 09.10.2006 г. № 12911 www.economy.sam-reg.ru
18. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы/Подред. В.А. Гневко, В.Е. Рохчина. СПб.: ИРЭРАН, ИУЭ, 2009.
19. Слепокуров А. Промышленные предприятия: Сравнительная эффективность (На примере Самарской области).// Экономист – 2008 - № 7
20. Самарская область за годы реформ область за годы реформ. — Самара, 2009.
21. Тараканов М. А. Промышленность Самарской области. — Самара: Изд-во Сам. гос. ун-та, 2009.
22. Тенденции и перспективы развития инфраструктуры. М., 2009.
23. Узякав М.Н. Проблемы построения межотраслевой модели равновесия российской экономики// Проблемы прогнозирования. 2008.
24. Хасаев Г.Р. Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования // Проблемы прогнозирования. 2008. № 3.
25. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С. Булатова. Издательство БЕК. Москва 2008.
26. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: учебник для вузов. - МС.: ГУ ВЭШ, 2009.
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Муниципальная экономика»
на тему: «Инфраструктура муниципальной экономики: особенности функционирования в рыночной экономике
(на примере городского округа Самара)»
Самара 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………..…………….3
1. Теоретические аспекты изучения инфраструктуры муниципальной экономики……………………………………………………………….…………7
1.1 Понятие и классификация инфраструктуры муниципального образования………………………………………………………………………..7
1.2 Роль инфраструктуры как системы функционирования основных отраслей муниципальной экономики……………………………………………………..11
2. Анализ функционирования инфраструктуры г.о. Самары за период 2003-2009 г………………………………………………………………………….…..17
2.1. Характеристика особенностей инфраструктуры муниципальной экономики……………………………………………………………………..….17
2.2. Состояние инфраструктуры г.о. Самары………...……………………..…26
3. Пути оптимизации развития инфраструктуры муниципальной экономики………………………………………………………..……………….52
Заключение……………………………………………….………………...…….62
Библиографический список……………………..………………………………65
Введение
Децентрализация и демократизация государственного управления, передача органам местного самоуправления значительных полномочий для решения вопросов социально-экономического развития муниципальных образований ставит перед органами управления на местах сложные и неординарные задачи.
По существу, в условиях реформирования российской экономики и развития рынка экономика города и муниципальное управление становятся относительно самостоятельной сферой деятельности, сферой особых отношений экономики и власти, и здесь действуют особые механизмы согласования социальных, экономических и политических интересов власти, населения и бизнеса.
В целях разработки, принятия и реализации эффективных экономических решений инфраструктура рынка и экономика города должна пониматься как комплексное знание, как единое целое, во взаимосвязи и взаимодействии ее основных элементов. В этом контексте очевидно, что ее предметная область существенно шире и сложнее, чем предметная область муниципальной экономики. Как самостоятельное предметное поле специализации, сложившееся в мировой практике достаточно давно, экономика города "вышла" из пространственной экономики, а также экономики общественного сектора.
Актуальность данного исследования обусловил тот факт, что переход к рыночной экономике не поколебал традиционного взгляда на территориальное развитие как на сферу безраздельного доминирования государственного регулирования. Между тем снижающаяся эффективность такого регулирования свидетельствует о том, что дальнейшее игнорирование проблем меры государственного участия в территориальном развитии и его результативности недопустимо. Так же много лет обсуждается проблема отсутствия на муниципальном уровне экономических стимулов и рычагов для самостоятельного развития. Довольно часто местные власти сетуют на то, что центр не определился по какому-то проекту на территории городского округа, а без мнения-санкции столичных чиновников сами местные власти и шагу ступить не могут.
И ресурсы, и полномочия, и ключевые инструменты муниципального развития держит в своих руках центр. Губернаторы и мэры сталкиваются с тем, что интерес федеральных ведомств к развитию муниципальных инфраструктур невысок. Даже крупный по региональным меркам проект, который может дать городскому округу заметный социально-экономический эффект (дополнительные рабочие места, рост налоговых платежей, развитие смежных отраслей), для федерального чиновника остается неприоритетным. Внимание центра способны привлечь только те муниципальные образования, на территории которых планируются или осуществляются макро- и мегаинвестиционные проекты, связанные, как правило, с добычей и транспортировкой на экспорт природных ресурсов. При таком подходе огромное количество городов и других населенных пунктов остается вне интересов государства и не имеет шансов для собственного развития в рамках централизованной региональной политики. Но федеральные власти продолжают внедрять новые механизмы, усиливающие зависимость регионов.
В связи с вышеизложенным, актуализируются проблемы особенностей функционирования инфраструктуры муниципальной экономики, среди которых основными являются:
- недооценка роли и места инфраструктуры, отсутствие пропорциональности между развитием хозяйства и инфраструктуры (инфраструктура отстает), несбалансированность различных видов инфраструктур, остаточный принцип финансирования, изношенность объектов инфраструктуры;
- отсутствие еще невыработанного механизма проведения муниципальной политики в отношении инфраструктуры.
Развитие территорий, отвечающее современным требованиям, может быть эффективным лишь при условии преодоления тенденции чрезмерной централизации в государственной местной политике. Для этого требуется переход от сверхцентрализованной системы с доминированием интересов, ресурсов и действий федерального уровня власти к новой, децентрализованной системе, в которой преобладающее значение должен получить поиск муниципалитетами собственных путей развития.
Объект исследования: инфраструктура городского округа Самары;
Предмет исследования: особенности функционирования инфраструктуры экономики;
Цель курсовой работы: Исследование сущности и специфики инфраструктуры муниципальной экономики и особенностей её функционирования в рыночной экономике;
Задачи курсовой работы:
- Теоретически изучить основы функционирования инфраструктуры муниципальной экономики;
- Выявить особенности и роль инфраструктуры как системы функционирования основных отраслей муниципальной экономики и рассмотреть основные условия формирования эффективной инфраструктуры;
- Исследовать особенности инфраструктуры, как основного регулятора рыночной экономики;
- Выявить достоинства и несовершенства инфраструктуры экономики;
- Разработать практические рекомендации для оптимизации системы регулирования инфраструктуры муниципальной экономики;
Методы исследования, применяемые в работе: обработка статистических данных, метод сравнения, сопоставления аналитических данных, изучение статей и монографий.
Структура курсовой работы состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе рассматриваются теоретические основы инфраструктуры муниципального образования, рассматривается ее структура, роль в экономике. Также рассматривается основная классификация инфраструктуры, ее особенности и ресурсы, необходимые для ее функционирования.
Вторая глава посвящена анализу составляющих инфраструктуры городского округа Самара за период 2006-2009гг, дается характеристика ее основных показателей, определяются основные проблемы и положительные стороны ее функционирования.
В третьей главе определяются основные пути улучшения работы предприятий инфраструктуры, стабилизации их положения в условиях финансово-экономического кризиса.
Для написания работы использовались нормативные акты Российской Федерации, специальная литература, периодические издания, Интернет-ресурсы.
Теоретические аспекты изучения инфраструктуры муниципальной экономики
Дата: 2019-12-22, просмотров: 292.