Модели из бросового материала (21 час)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Создание технических объектов моделей по собственному замыслу с поиском оригинальной формы. Изготовление более сложных моделей, машин, космических кораблей, пристани для кораблей, роботов.

5. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объемных деталей (23 часа)

Экскурсии на производственные предприятия. Понятие о геометрических телах (куб, шар, призма, цилиндр, конус). Изготовление разверток геометрических тел (куб, призма, пирамида, параллелепипед). Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе геометрических тел. Соединение путем склеивания, сшивания, с помощью проволоки. Изготовление колес из картона, фанеры, катушек и способы их соединения. Изготовление машин, ракет, тележек, кубиков с цифрами для игр. Проведение игр и соревнований с выполненными моделями.

6. Техническое моделирование. (60 часов)

а) объемные автомодели. (20 часов)

Анализ чертежа. Приемы выполнения и чтение простейшего сборочного чертежа. Автомодели и их части: рама, кабина, мосты, кузова, колеса. Конструирование недостающих узлов. Крепление движущих колес: Изготовление моделей легковых, грузовых, гоночных машин (ЗАЗ, БелАЗ, самосвал, гоночные №№ 12, 16, 19, 25, танки, трактора).

б) объемные авиамодели. (20 часов)

Первые самолеты и новые достижения. Виды самолетов (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Конструкции летательных аппаратов и основное части самолета: фюзеляж, крыло, стабилизатор, киль, шасси. Конструирование и доконструирование моделей. Моделирование МИГ-29, MИГ-15, СУ-7, СУ-27, ЛА-15, ЯК-15, вертолетов. Нахождение центра тяжести. Запуск модели. Проведение соревнований.

в) объемные судомодели. (20 часов)

Беседа "Россия - великая морская держава". Классификация судов и кораблей (гражданские и военные). Гражданские - транспортные, вспомогательные, специальные, спортивные и т.д. Военные - ракетные, торпедные, артиллерийские, противолодочные, десантные и т.д. Основные элементы судна. Основные элементы набора корпуса (киль, шпангоуты, стрингера, палуба, обшивка (борт, днище), мачты). Изготовление моделей прогулочного катера, яхты, нормандского корабля, рыболовного сейнера. Изготовление модели по рисунку, по наглядному пособию, по собственному замыслу с самостоятельным вычерчиванием чертежа.

7. Изготовление учебно-наглядных пособий, подарков, сувениров. (16 часов)

Изготовление моделей корпуса корабля, корпуса машины, фюзеляжа самолета, светофора. Оформление альбомов с рисунками и фотографиями технических объекта.

Изготовление подарков и сувениров родителям, родственникам, друзьям, ветеранам Великой Отечественной войны.

8. Заключительное занятие. (2 часа)

Анализ проделанной работы. Коллективное обсуждение сделанных моделей, отбор лучших на выставку. Подведение итогов, награждение лучших.

Примерный тематический план третьего года обучения

Тема занятий

Кол-во часов

Теория Практ. Всего 1. Набор в группу. Вводная беседа 3 3 6 2. Графическая подготовка 4 20 24 3. Изготовление моделей с доконструированием. 6 54 60 4. Выбор модели. Вычерчивание чертежа и изготовление модели. 10 66 76 5. Изготовление модели по готовым чертежам. 4 40 44 6. Заключительное занятие. Походы. 2 4 6

Итого

29 187 216

Содержание третьего года обучения

  1. Вводная беседа. (6 часов)

Задачи работы объединения. Обсуждение плана работы. Распределение обязанностей. Анализ чертежей. Изготовление модели по собственному замыслу.

2. Графическая подготовка. (24 часа)

Понятие о конструкторско-технологической деятельности. Повторение и закрепление основных знаний по графике. Совершенствование знаний о масштабе. Порядок составления простейшего чертежа. Правила и порядок чтения технических рисунков, чертежей, сборочных схем. Понятие о работе конструкторов и конструкторских бюро. Общее представление о процессе создания машины. Элементы конструирования (обдумывание, осмысление идеи, создание мысленного образа с попыткой выбрать метод конструирования, определить последовательность изготовления модели).

3. Изготовление моделей с доконструированием. (60 часов)

Выбор чертежа. Определение частей на доконструирование. Правила расчета этих деталей на корабле, самолете, машине.

Выполнение технических рисунков, эскизов или рабочих чертежей. Изготовление выбранных моделей - сборка, регулировка, испытание. Отделка и пробные запуски.

4. Выбор модели. Вычерчивание чертежа и изготовление модели. (76 часов)

Выполнение технического чертежа модели. Порядок проектирования. Вычерчивание общего вида и рабочего чертежа. Главные размеры корабля, машины, самолета. Устройство этих механизмов. Детали набора корабля: киль, шпангоуты, стрингера, обшивка, палуба; машины: рама, кузов, кабина, колеса, мост самолета: корпус (фюзеляж), киль, крылья, стабилизаторы, винт, шасси. Технические требования к моделям. Изготовление модели по собственным чертежам.

5. Изготовление модели по готовым чертежам. (44 часа)

Понятие о машинах, механизмах, судо- и авиамоделях. Различие между ними. Элементы машин, самолетов, кораблей. Конструктивные элементы деталей, их назначение и графическое изображение. Различные способы соединения деталей.

Сборка моделей машин, кораблей, самолетов по готовым чертежам с попыткой самостоятельного планирования предстоящих действий. Изготовление и установка подвижных колес на самолеты, машины.

6. Заключительное занятие. (6 часов)

Подведение итогов за год. Награждение. Рекомендации по самостоятельной работе на летних каникулах.

Литература для педагога

1. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников. - М.: Просвещение, 1985.

2. Горский В.А. Техническое творчество школьников. - М.: Просвещение, 1980.

3. Дети. Техника. Творчество. № 6, 2005; № 4, 2006; № 5, 2007; .№ 1-5, 2008.

4. Журавлева, Болотина. Начальное техническое моделирование. – Москва: «Просвещение», 1982. 

5. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: Просвещение, 1988.

6. Колотилова В.В. Техническое моделирование и конструирование. М, Просвещение, 1983.

7. Кругликов Г.И, Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества, - Москва, «Народное образование», 1996.

8. Крулехт М.В. Крулехт А.А. Самоделкино (методическое пособие для педагогов ДОУ), Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2004.

9. Левша. № 1, 2005.

10. Михайлов А.А, Техническое творчество школьников, М, Просвещение, 1969.

11. Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах. М, Просвещение, 1998.

12. Развитие технического творчества младших школьников, М, Просвещение, 1989.

13. Разумовский. Развитие творческих способностей учащихся. Москва, «Просвещение», 1975.

14.  Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы. – Москва, «Просвещение», 1983.

 

Литература для учащихся

1. Кудишин И.В. Федосеев С.Л. Энциклопедия «Техника», - Москва, «Росмен», 2006.

2. Шимановский В.Г. Сухопутные войска. Москва, «Росмен», 2006.

3. Юный исследователь. Автомобили. Мотоциклы. Поезда. Москва, «Росмен», 1995.

4. Крылов Г.А. Автомобили. - Москва. «А.В.К.- Тимошко», 2004.

5.  Джен Грин Все пригодится.- Москва. «Махаон», 1998.

6. Столярова С.В. Модели кораблей из бумаги. Ярославль. – «Академия развития», 2004.

7. Турьян В.А. Простейшие авиационные модели. Москва, Издательство «ДОСААФ ССР», 1982.    

8. Журналы «Мир техники».

9. Приложения журнала «Юный техник» - «Левша»

 

 

Образовательная программа

«Основы электротехники и радиотехники»

Автор: Новгородов Г.А.

Образование – ЯГУ ФФ,

педстаж- 20 лет

педагог ДО высокой категории

 Пояснительная записка

   В последние годы в нашей республике большое внимание уделяется на подготовку технических кадров. В декабре 2001 года  была принята программа «Развитие элитного инженерного образования в Республике Саха (Якутия)», нацеленная на решение вопроса широкомасштабной подготовки высококвалифицированных специалистов, способных поднять производство в различных отраслях народного хозяйства.

   В изданном Первым Президентом Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаевым указе «О мерах по развитию научно-технического творчества учащихся и молодежи», где говорится о том, что планомерная подготовка технических кадров должно начинаться в стенах образовательных учреждений – в школах, учреждениях дополнительного образования, где выявляются и формируются устойчивый интерес детей к естествознанию, технике, техническому творчеству. 

Первый год обучения рассчитан на учащихся предпрофильных 8-9 классов.

Его задачи:

· Дать теоретические знания по основам электротехники;

· Привить практические навыки и умения, необходимые для выполнения электромонтажных работ;

· Научить пользоваться электродвигателями и электроизмерительными приборами;

· Привить навыки конструирования различных приборов и моделей; Ознакомить с применением электроэнергии в различных областях науки, техники и промышленности.

Задачи второго года обучения:

· Дать основы радиотехники и радиоэлектроники;

· Научить собирать несложные электронные приборы;

· Привить практические навыки и умения, необходимые для выполнения радиомонтажных работ;

· Развивать конструкторские и рационализаторские способности детей;

· Осуществить профессиональную ориентацию и практическую подготовку для работы в различных областях народного хозяйства.

Примерный тематический план программы

Первый год обучения.

Тема занятий всего на теорет. занятия на практич. занятия
1 Вводное занятие 2 2 -
2 Правила безопасности труда и ППБ 1 1 -
3 Основы элементарной электротехники 2 1 1
4 Элементы электрической цепи 8 2 6
5 Понятие о получении электрической энергии. Источники и потребители электрической энергии. 10 2 8
6 Преобразователи электрической энергии в механическую. 22 2 20
7 Понятие об электрической сети. Простейшие игровые автоматы.      
8 Понятие об электроизмерительных приборах. Электроизмерительные приборы и их применение. 20 4 16
9 Бытовые электрические приборы. 22 2 20
10 Пайка и основы электрического монтажа. Постоянный и переменный электрический ток 22 2 20
11 Трехфазный переменный ток 12 2 10
12 Элементы автоматики. 12 2 10
13 Понятие об электронике. 8 2 6
14 Автоматические устройства 22 2 20
15 Понятие об электрическом транспорте 8 2 6
16 Основы конструирования электротехнических устройств. 12 2 10
17 Заключительное занятие 3 3 -
  ИТОГО 216 35 181

 

Содержание программы первого года обучения

1. Вводное занятие (2 часа)

  Первоначальное понятие об энергии и её формах. Применение электрической энергии в народном хозяйстве нашей страны. Достижения науки и техники в области электротехники, электроники и автоматики.

Правила БТ и ППБ (1 час)

  Ознакомление с оборудованием лаборатории радиоэлектроники. Безопасность труда при пайке, механических работах, меры противопожарной безопасности. Выполнение отдельных операций на имеющихся станках и оборудовании.

3. Основы элементарной электротехники (2 часа)

   Электричество в природе. История освоения электрической энергии. Понятие о проводниках и изоляторах. Требования правил безопасности труда при выполнении электромонтажных работ.

Практическая работа. Залуживание и пайка проводников. Изготовление и обработка монтажных плат и панелей из гетинакса, текстолита, оргстекла и других материалов.

4. Элементы электрической цепи (8 часов)

    Электрические провода, их классификация. Допустимый ток в проводе. Электрическое сопротивление и проводимость. Последовательное, параллельное и смешанное соединение потребителей электрической энергии. Способы крепления проводов. Отводы, сращивание, спайка и изоляция проводов в местах соединений. Арматура электросигнализации и внутренней осветительной проводки (выключатели, штепсельная вилка, розетка, патрон). Безопасность труда и оказание первой помощи при поражении электрическим током.

Практическая работа. Составление электрических цепей из батарей гальванических элементов и лампочек от карманного фонаря. Изготовление действующих стендов или моделей (макетов).    Монтаж схемы комнатной проводки на стенде или макете жилого дома. Электрическое освещение витрин, стенных газет, плакатов и лозунгов. Изготовление электрифицированных игрушек для новогодней ёлки.

5. Понятие о получении электрической энергии. Источники и потребители электрической энергии. (10 часов)

  Понятие об Единой энергетической системе СССР. Передача электрической энергии от электростанции к потребителю. Классификация электростанций. Постоянный и переменный ток. Понятие о трансформаторах и выпрямителях.

Практическая работа. Изготовление наглядных пособий. 

6. Преобразователи электрической энергии в механическую (22 часа)

  Классификация электрических двигателей. Понятие об электромагнитном поле. Краткая история электрических двигателей. Устройство электродвигателя постоянного тока. Правила его включения. Понятие об электротранспорте.

Практическая работа. Сборка модели электрического двигателя из деталей электроконструктора. Изготовление устройства для вращения новогодней ёлки и электромеханического переключателя гирлянд лампочек, действующей модели линейного электрического двигателя.

7. Понятие об электрической сети (22 часа)

  Понятие об однофазном и трёхфазном токе. Электрическая сеть жилого дома. Потребители энергии в жилой квартире, школьной мастерской. Требования безопасности труда при выполнении ремонтных работ электросети.

Практическая работа. Изготовление электрической схемы жилого дома. Решение задач по занимательной электротехнике с составлением электрических схем. Изготовление электрифицированных викторин и аттракционов.

8. Понятие об электроизмерительных приборах. (20 часов)

Простейшие электроизмерительные приборы. Принцип их работы. Понятие о классах точности приборов. Названия приборов. Условные обозначения на схемах и шкалах приборов. Условные обозначения на схемах и шкалах приборов. Способы подключения вольтметра и амперметра в электрическую цепь. Классификация электроизмерительных приборов. Измерение мощности и работы электрического тока.

Практическая работа. Измерение общего сопротивления с помощью вольтметра и амперметра. Увеличение пределов измерения амперметра и вольтметра. Изготовление простейшего авометра.

Устройство и подключение однофазного счетчика, отсчет показаний. Измерение сопротивлений омметром. Измерение мощности и работы тока. Изготовление модели действующего демонстрационного вольтметра электромагнитной системы. Мелкий ремонт электроизмерительных приборов (проверка контактов, устранение обрывов проводов, исправление стрелки и др.).

 9. Бытовые электрические приборы (22 часа)

  Классификация бытовых приборов. Принцип действия нагревательных приборов, холодильника, пылесоса, электрического звонка и др. Понятие о техническом паспорте бытовых приборов и правилах их технического обслуживания. Требования безопасности при использовании электробытовых приборов.

Практическая работа. Изготовление электромагнитного крана, электрической сирены, простейшего телеграфного аппарата, электрического звонка для пожарной сигнализации.

Сборка простого электромагнитного реле их деталей электроконструктора и включение с его помощью электрической лампочки.

10.  Пайка и основы электрического монтажа (22 часа)

   Металлы, пластмассы, древесина и другие материалы, применяемые в радиоэлектронике, способы их обработки. Электрический паяльник. Припои, флюсы. Правила пайки.

Демонстрации. Образцы материалов, применяемых при изготовлении корпусов приборов, панелей, шасси и.т.д. Образцы паяльников, подставок к ним и различных приспособлений. Образцы конденсаторов и катушек индуктивности. Колебательные контуры в радиоприемниках.

Практическая работа. Учебный демонтаж, пайка проводников, радиодеталей. Ознакомление с монтажными платами, панелями, шасси различных приборов и устройств. Понятие об амплитуде, частоте, периоде, фазе переменного тока. Конденсатор, катушка индуктивности и резистор цепи переменного тока. Единица измерения емкости и индуктивности. Условные графические обозначения. Последовательный и параллельный колебательный контур. Применение RC-, RL- и RCL- цепей. Исследование RC-, RL- и RCL- цепей с использованием генератора синусоидальных сигналов, генератора прямоугольных импульсов и осциллографа.  

11.  Трехфазный переменный ток (12 часов).

   Получение трехфазного тока. Особенности трехфазного тока. Соединение приемников электрической энергии звездой и треугольником. Понятие о вращающемся магнитном поле. Принцип действия и устройства электродвигателя, трехфазного тока. Изменение направления вращения ротора трехфазного асинхронного электродвигателя.

Практическая работа. Включение электрических лампочек звездой и треугольником. Изготовление действующих стендов и моделей.

12.  Элементы автоматики (12часов)

  Виды отдельных элементов автоматики: датчики, усилители, стабилизаторы, реле, распределители и исполнительные механизмы. Их назначение. Устройство и назначение шагового искателя, его применение в схемах автоматических устройств. Применение тепловых и электромагнитных реле. Условные обозначение элементов схем автоматики. Принцип построения схем автоматических устройств.

Практическая работа. Изготовление отдельных узлов автоматики: датчиков уровня воды, тепловых датчиков с биметаллической пластинкой, релейных схем включения электрических лампочек («Бегущий огонек»), электромеханического счетчика. 

13. Понятие об электронике. (8 часов)

Устройство и принцип работы полупроводниковых приборов. Условные обозначения на схемах. Фото- и термосопротивления, их назначение. Понятие о работе фотореле, реле времени, емкостного реле.

 Практическая работа. Изготовление наглядных пособий: «Типы электронных реле и принцип их работы», «Схема соединения полупроводниковых выпрямителей». Изготовление «емкостного сторожа», реле времени для фотопечати, реле для автоматического выключения света, электронного термометра, выпрямителей для зарядки аккумуляторов.

14.  Автоматические устройства (22 часа)

Задачи автоматики, автоматика в быту, в школе, на производстве. Выбор конструкции и составления схем автоматических устройств.

Практическая работа. Выполнение комплексных работ: автоматизация подачи звонков в школе, изготовление игровых автоматов. Изготовление светотира с автоматическим отсчетом количества попаданий в фотомишень. Выполнение несложной работы по заданию шефствующего предприятия (устройство для автоматического включения для уличного освещения, пожарной сигнализации и другие).

15. Понятие об электрическом транспорте (8 часов)

  Классификация электрических транспортных устройств. История развития различных электрических транспортных машин. Принцип работы различных электрических транспортных систем. Устройство электроподъемников и лифтов.

Практическая работа. Разработка и изготовление моделей электрических систем: монорельс, электромагнитная дорога, электромагнитная труба, виброходы и другие. Действующие модели трамвая, троллейбуса, электровоза, метро и т.д.

16.  Основы конструирования электротехнических устройств (22 часа)

   Понятие о методах поиска новых технических решений. Порядок оформления рационализаторского предложения. Составление тематического плана рационализаторской работы с учетом потребности школьных кабинетов мастерских и базового предприятия.

Практическая работа. Конструирование и изготовление различных электротехнических устройств с учетом потребностей школы, внешкольного предприятия. Оформление рацпредложений, составление технической документации на готовые изделия.

17.  Заключительное занятие (3 часа)

     Подведение итогов работы. Организация выставки. Защита проектов и технических устройств.

Второй год обучения

Тема  занятий

Кол-во часов

всего  теорет. практич.
1 Вводное занятие 2 2 -
2 Правила безопасности труда ППБ. 2 - 2
3 Радиотехнические материалы 12 2 10
4 Полупроводниковые приборы 12 2 10
5 Основные сведения о микросхемах. 22 2 20
6 Питание радиоэлектронных устройств от сети переменного тока. 12 2 10
7 Триггеры и генераторы прямоугольных импульсов. 22 2 20
8 Элементы цифровой техники. 22 2 20
9 Радиоприемные и радиопередающие устройства. 34 4 30
10 Распространение радиоволн. 12 2 10
11 Антенные устройства. 12 2 10
12 Автоматическое регулирование в радиоэлектронике. 12 2 10
13 Ремонт и настройка радиоэлектронной аппаратуры. 34 4 30
14 Микропроцессорная техника в радиоэлектронике. 2 2 -
15 Радиотехническое конструирование. 42 2 40
16 Заключительное занятие      
ИТОГО 254 32 222

Содержание программы второго года обучения

1.  Вводное занятие (2 часа)

  Первоначальное понятие об энергии и её формах. Применение электрической энергии в народном хозяйстве нашей страны. Достижения науки и техники в области электротехники, электроники и автоматики.

Правила БТ и ППБ (2 час)

Ознакомление с оборудованием лаборатории радиоэлектроники. Безопасность труда при пайке, механических работах, меры противопожарной безопасности. Выполнение отдельных операций на имеющихся станках и оборудовании.

3. Радиотехнические материалы (12 часов)

Металлы, пластмассы, древесина и другие материалы, применяемые в радиоэлектронике, способы их обработки.

Электрический паяльник. Припои, флюсы. Правила пайки.

Демонстрации. Образцы материалов, применяемых при изготовлении корпусов приборов, панелей, шасси и.т.д. Образцы паяльников, подставок к ним и различных приспособлений.

Практическая работа. Учебный демонтаж, пайка проводников, радиодеталей. Ознакомление с монтажными платами, панелями, шасси различных приборов и устройств.

4. Полупроводниковые приборы (12 часов)

  Полупроводниковый диод и транзистор. Их принцип действия, основные параметры, вольтамперные характеристики, условные графические обозначения, маркировка. Тиристоры, фотодиоды, варикапы. Светодиоды и их принцип действия, основные параметры и характеристики. Условные графические обозначения, маркировка. Применение полупроводниковых приборов.

Демонстрации. Образцы различных полупроводниковых приборов, различные блоки радиоэлектронной аппаратуры.

Практическая работа. Знакомство с условными графическими обозначениями полупроводниковых приборов по схемам приемников, телевизоров, магнитофонов. Изготовление простых приборов для проверки диодов, транзисторов, тиристоров; изготовление имитатора звука падающего шарика, электронного сторожа, сенсорного выключателя и.т.п. Изготовление стендов «Полупроводниковые диоды», «Транзисторы».

5. Основные сведения о микросхемах (22 часа)

  Принцип действия, конструкция, разновидности микросхем. Условные графические обозначения, маркировка, особенности монтажа и область применения наиболее распространенных микросхем.

Демонстрации. Образцы различных микросхем, блоки радиоэлектронной аппаратуры на микросхемах. Плакаты по теме «Электронные цифровые вычислительные машины».

Практическая работа. Изготовление простых устройств на микросхемах (генератор прямоугольных колебаний, перестраиваемый по частоте; приемник прямого усиления на одной микросхеме; электронный звонок и.т.п.).

6. Питание радиоэлектронных устройств от сети переменного тока (12 часов)

  Общие сведения о выпрямительных устройствах. Основные формулы для расчета распространенных однофазных выпрямителей с емкостном и индуктивным фильтром. Схема сглаживающих фильтров и формулы для расчета. Параметрическая стабилизация постоянного напряжения с использованием микросхем.

Практическая работа. Изготовление стабилизированных источников питания для нужд кружка. Изготовление демонстрационного макета выпрямителя (с использованием осциллографа).

7. Триггеры и генераторы прямоугольных импульсов (22 часа)

Классификация и основные параметры. Устройство и принцип действия, простейшие схемы триггеров и генераторов прямоугольных импульсов, области применения.

Демонстрации. Плакаты по теме «Электронные цифровые вычислительные машины».

Практическая работа. Измерение основных параметров триггеров и генераторов прямоугольных импульсов с помощью осциллографа. Изготовление простых устройств на основе триггеров и генераторов прямоугольных импульсов (электронный термометр, электронные часы, электронный звонок и.т.п.).

8. Элементы цифровой техники (22 часа)

   Общие понятия о системах счисления. Основы алгебры логики. Логические элементы. Регистры, счетчики. Шифраторы, дешифраторы, мультиплексоры, демультиплексоры и другие элементы. Устройство, принцип действия, условные графические обозначения и области применения.

Демонстрации. Плакаты по теме «Электронные цифровые вычислительные машины».

Практическая работа. Изготовление электронных часов с цифровой индикацией и других устройств.

9. Радиоприемные и радиопередающие устройства (34 часа)

   Транзисторные вещательные приемники. Требования, предъявляемые к приемникам. Структурные схемы приемников прямого усиления и супергетеродинного типа. Особенности построения стереофонических приемников. Электронная настройка приемников. Основные требования, предъявляемые к передатчикам. Структурная схема передатчика. Особенности конструирования радиовещательных передатчиков.

Практическая работа. Измерение основных параметров приемников. Изготовление приемников прямого усиления и простейших приемников на транзисторах и микросхемах.

10. Распространение радиоволн (12 часов)

  Распространение длинных и средних волн вдоль земной поверхности и за счет отражения от ионосферы. Распространение коротких и ультракоротких волн. Дальнее тропосферное распространение ультракоротких волн. Распространение ультракоротких волн до расстояний порядка прямой видимости.

11. Антенные устройства (12 часов)

Антенны для радиовещания и телевидения. Основные технические характеристики антенн. Антенны для радиовещания на длинных, средних и коротких волнах. Антенны для телевизионного вещания.

Практическая работа. Исследование антенны типа «волновой канал». Исследование направленных и диапазонных свойств антенне. Ознакомление с конструкцией и методикой настройки антенны.

12. Автоматическое регулирование в радиоэлектронике (12 часов)

  Общие сведения об автоматической регулировке усиления и автоматическом слежении за частотой в радиоприемниках. Структурные схемы АРУ, АПЧ, ФАПЧ. Общие сведения об автоматическом сопровождении целей по дальности и угловым координатам в радиолокации и телевизионной автоматике.

Практическая работа. Изготовление источника питания компенсационного типа как системы автоматического управления. Измерение эффективности АРУ современного переносного транзисторного приемника.

13.  Ремонт и настройка радиоэлектронной аппаратуры (34 часа)

Возможные неисправности радиоприемников, способы их выявления и устранения. Причины и характер неисправностей. Отыскание неисправностей с помощью измерительных приборов. Методика настройки приемников.

Практическая работа. Отыскание и устранение неисправностей в бытовой радиоаппаратуре, имеющейся в кружке или принадлежащей членам кружка, педагогам. Разработка и изготовление приборов и устройств по заказу.

14. Микропроцессорная техника в радиоэлектронике (2 часа)

Применение микропроцессоров в измерительной технике, бортовой (самолеты, суда, ИСЗ) и наземной радиоэлектронной аппаратуре для автоматизации управления объектами в реальном масштабе времени, для получения дополнительной информации и для других целей.

15. Радиотехническое конструирование (42 часа)

Выбор схемы измерительного прибора, усилителя ЗЧ или радиовещательного приемника, планируемых для конструирования в кружке. Разбор по принципиальной схеме работы радиотехнического устройства и назначения его элементов. Возможные упрощения, изменения и дополнения. Выбор способа монтажа. Компоновка и монтаж деталей на плате. Внешний вид и конструкция футляра (корпус) будущего прибора или устройства, удобство пользования им.

Практическая работа. Вычерчивание принципиальных схем с обозначением номиналов резисторов и конденсаторов, номинальных напряжений электролитических конденсаторов, режимов работы активных элементов. Подбор, изготовление деталей, их предварительная проверка.

Разметка монтажной платы и монтаж. Проверка монтажа по принципиальной схеме, измерение режимов работы транзисторов (электронных ламп), испытание и налаживание смонтированного устройства. Составление технической документации на законченные работы.

16. Заключительное занятие (2 часа)

Подведение итогов работы кружка. Защита законченных радиотехнических устройств. Поощрение актива.

 

Литература

1. Борисов В.Г. Практикум начинающего радиолюбителя- М: ДОСААФ, 1983.

2. Борисов В.Г. Юный радиолюбитель – 7 издание переработанный и дополненный - М: «Радио и связь», 1992.

3. Варламов Г.Г. Мастерская радиолюбителя – М: «Радио и связь», 1983.

4. Дети, техника, творчество. № 3,4, 2004; № 4, 2005; № 6, 2006; № 5, 2007.

5. Иванов Б.С. В помощь радиокружку – М.: Энергия, 1982.

6. Иванов Б.С. Электроника в самоделках. – М.: ДОСААФ , 1995.

7. Меерсон А.М Радиоизмерительная техника. – 3-е изд., перераб. и дополн. – Л: Энергия, 1977.

8. Путятин Н.Н. В помощь начинающему радиолюбителю. – М: ДОСААФ, 1982.

9. Семенов Л.В. Юный электротехник. – М: Просвещение, 1999

10. Справочник радиолюбителя-конструктора. – 3 –е изд., перераб. и доп. – М: Радио и связь, 1982.

Программа

Клуба « Юный астроном »

«Ad astra per aspera et per ludum»

(«К звездам через тернии и забавы»)

Сроки реализации: 3 года

(Возраст учащихся 10 – 16 лет)

Педагог дополнительного образования

                Усов Михаил Аввакумович,

                  отличник образования РС (Я),

МОУ ДОД «Дворец детского творчества», г. Якутск

Пояснительная записка

  Астрономия - одна из немногих наук, где сохранились до сих пор задачи, в решение которых посильный вклад могут внести школьники.

Программа астрономического клуба предполагает духовный и творческий рост ребенка, занимающегося в клубе и на его многолетнюю деятельность в нем. С другой стороны, программы отдельных групп обучения могут быть самостоятельными и вполне закончены, если ребенок решит избрать другой вид деятельности.

Отличием программы являются:

1. Актуализация межпредметных связей, объединение их в единую систему естественного развития космоса и выработка на его основе мировоззрения, обоснованного на научном познании.

2. Программа близка к самым современным достижениям науки, часть тем и предлагаемых рефератов и докладов опирается на достижения последних лет и представляет собой включение ученика в современную науку, участие ученика в научное познание. Это прежде всего темы о черных дырах, строении галактик, закон Хаббла, попытки объяснения сложного строения Солнечной системы и другие.

3. Индивидуализация обучения (активные методы работы с информацией, большой объем самостоятельной работы, углубленное изучение тем по своему выбору, совместная работа с учеными в подготовке докладов, рефератов и др.)

4. Постоянная развивающая компонента с помощью практических работ, анализом разнообразных ситуаций, задач, докладов.

 

    Программа рассчитана на 4 года обучения.

Основная цель и задачи программы:

Цель: Формирование представлений учащихся о Мире и своем месте в нем.

Задачи:

1.Творческое и духовное развитие ребенка: его фантазии, доброты, памяти, внимания, познавательной активности, культуры поведения, умения видеть и ценить красоту.

2. Развитие интереса к астрономической науке, космической технике.

3. Сплочение коллектива и развитие общественной активности ребят, развитие навыков общения и взаимодействия в коллективе.

4. Формирование здорового образа жизни.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 306.