Раздел IV . ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Управление проектом и контроль за ходом его реализации осуществляется Президуимом Якутской республиканской детской общественной организации «Малая арктическая академия юных талантов» в составе:

 

 
1. Ноев Афанасий Иванович, руководитель исполкома Якутского регионального отделения «Единая Россия»
2. Попова Тамара Николаевна, директор Малой арктической академии юных талантов, зам.директора форума «Ленский край»
3. Осипова Ольга Петровна, преподаватель Педагогического института Якутского гос.университета
4. Дегтярева Варвара Ильинична, зам.директора Якутской городской политехнической школы №2 г.Якутска. 5. Дормидонтов Иннокентий Егорович, рук. Кружка технического творчества Октемского лицея Хангаласского улуса РС(Я)

 

Трехуровневый цикл образовательных программ

по техническому моделированию 

«ИЛИИ ТУППАЙ», «МИН БЭЙЭМ…», «БА5А САНАА»

 

Сроки реализации: 3 уровня (9 лет)

Возраст детей: от 4 до 16 лет по уровням обучения

 

Моякунов Аркадий Спиридонович,

педагог дополнительного образования

Центра детского научно- технического творчества

г.Нюрба Нюрбинского улуса

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Привитие детям знаний, умений и навыков

технического профиля – это непременное

требование современной жизни.

М.Е.Николаев

 

Еще древние великие олонхосуты предсказывали, что якутскому народу предстоят вершины технического развития. Они передавали это через различные иносказательные образы, которые нынче открываются нам в новом понимании. Все это говорит нам о том, что якутский народ с самых древних времен стремился к техническому развитию, якуты с глубокой древности до наших времен пронесли умение ковать металл, обрабатывать дерево. Из книги под названием «Саха сатаабата5а суох» (Нет того, чего не смог бы якут), можно узнать, что якуты в советское время, когда резко вырос уровень технического образования, работали в качестве проектировщиков на секретных военных объектах и космических центрах страны.

Непрерывность обучения состоит в том, что согласованность и перспективность всех компонентов системы должно быть и в целях и задачах, и в содержании и методах, в средствах и формах организации воспитательной и образовательной работы на каждом уровне обучения. Преемственность - основа поступательного развития.

Актуальность программ обусловлена:

· Привлечение детей с младшего возраста техническому моделированию, научно-исследовательской и рационализаторской деятельности.

· Необходимость подготовки кадров по техническому профилю из числа местного населения в связи с перспективой развития Накынского месторождения;

· Профилактика негативных поведений подростков, повышение интереса школьников к дополнительному образованию;

· Необходимость преемственности между ступенями школьного образования, интеграции общего и дополнительного образования, развитие профильного обучения.

Цель цикла программ: Обеспечение преемственности и непрерывности обучения по развитию детского технического творчества посредством разработки и введения развивающей системы по техническому моделированию и художественному конструированию.

Программа состоит из трех уровней:

1 уровень - «Илии туппай» - рассчитана для воспитанников детских садов, с 4-6 лет;

2 уровень - «Мин бэйэм» - для учащихся начальных классов, с 1-4 классы;

3 уровень - «Ба5а санаа» - предпрофильная программа для учащихся среднего звена, с 5-9 классы.

Задачи:

· Создание условий для раскрытия способностей по техническому творчеству, самореализации личности ребенка;

· Повышение мотивации родителей и социума в развитии технического творчества;

· Проведение мониторинга поэтапного развития ребенка, определение критериев, показателей и уровней творческих способностей учащихся в условиях преемственности;

· Учет при обучении индивидуальных национально-этнических особенностей, преемственности поколений;

· Воспитание у детей чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания для развития в социально устойчивую личность.

Применяются следующие виды контроля:

- вводный (перед началом занятий);

- текущий (в ходе учебного процесса);

- рубежный (в период обучения и по завершении определенных разделов);

- итоговый (после завершения всей учебной программы).

Формы оценки усвоения:

- составление карты успешности;

- тестирование, собеседование;

- участие в конкурсах, викторинах, конференциях, олимпиадах, соревнованиях по техническим видам спорта (по простым самоходным установкам, кордовым моделям, авиамоделям, по запуску воздушного змея, судов);

  - участие в выставках, ярмарках.

Образовательная программа «Илии туппай»

Для детей 4-6 лет

Пояснительная записка

«Илии туппай» - (букв.) «озорные, любознательные, любопытные ручки» - словосочетание, используемое у якутов в обозначении «любящий потрогать своими руками, изучить осязанием, тактильно»

Сегодня, в век технического образования, необходимо приобщить детей дошкольного возраста к техническому творчеству через игру, занятия по труду. Для конструирования используются материалы, которых много в нашей повседневной жизни (картонные упаковки, пластмассовые упаковки одноразового питания, пластиковые бутылки из-под напитков, различные бумаги и т.д.). Создавшую своими руками игрушку ребенок бережет, дорожит ею. С этой игрушкой начинает играть, работает над ее усовершенствованием, просит помощи у взрослых. Дети при этом учатся разговорной речи, начинают четко излагать свою мысль, думать.

Свободные занятия в кружке для детей 4-6 лет проводятся продолжительностью в 20-30 минут, и за это время ребенок успевает завершить ту или иную работу. Начиная с 6 лет, ребенок получает возможность участия в различных выставках.

На занятиях по программе «Илии туппай» дети в 4 года выполняют простые работы, в 5 лет – усложненные, в 6 лет – сложные. Постепенно вводятся технические игрушки, геометрические фигуры, самоделки, основы черчения, моделирования, архитектурного творчества. Для четырехлетнего возраста в год может проводиться примерно 21 занятие, для пятилетнего – 26-32 занятия. 

Тематика проведения занятий распределена по возрастным группам. В качестве отдельного раздела прилагается работа с родителями воспитанников. Это сбор сведений о семье воспитанника и о ребенке, даже о знаке зодиака, дальнейшая работа проводится с учетом всех его особенностей.

Образовательная программа «Илии туппай» может быть успешно использована в других дошкольных учреждениях, прогимназиях и родителями, которые хотят развить в своих детях технические навыки. Данная программа позволяет развивать техническое и пространственное мышление, подготовить к школе.

                                             

    Техническ. игрушки Геометрич. формы Основы черчения Основы моделирования Основы архитектуры Самоделки кол. часов Теория Практика
4 года простые 1. Куб, коробка, ящик 2. Строительный конструктор 1. Квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник, круг 2. Упражнения 1. Анфас (красный цвет) 2. Плотный – тонкий, круглый – овальный 3. упражнения 1. Авиация 2. Автомашина 3. Судно 4. Ракета   5. Технические головоломки 1. Трехгранная призма, кубик, четырехгранная призма 2. Виды домов: рисунки, макеты 1. Бумажные самолеты 2. Пускание броском 21 1 20
5 лет усложненные 1. Деревянный конструктор 2. Технический конструктор (пластик) 1. Куб, пирамида, цилиндр, призма 2. Обозначения различных фигур на якутском языке (Монуркэй –цилиндрический, токунук – шар) 1. Анфас (красный) 2 Сгиб бумаги 3. Высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий 1. Техническая головоломка 2. картонные технические модели 3. Использование двигательных функций 1. Сборно-разборные макеты домов 2. Виды построек дома 3. Обнаружение недостатков макета 1. Бумажные, картонные планеры 2. Пускание планеров 26 2 24
6 лет сложные 1. Технический конструктор (металлический) 2. Деревянная мозаика (технич.) 1. Геометрическая головоломка 2. Понятие углов, граней 3. Усеченный конус, пирамида 1. Анфас (красный), бока (синий), верх (желтый) 2. Сгиб, контурная линия, пунктир 3. Очень тонкий, очень широкий, очень длинный, очень короткий 1. Изучение видов древесины 2. Собирание картонных моделей (доделывание при помощи родителя) 3. Приделывание мотора 1. Собирание деревянного макета дома 2. Изучение различных частей, деталей домов 3. Доделывание макета (При пом. родит.) 1. Использование отходных материалов: синтетика, полистерон, органическое стекло и др. – изготовление игрушек 32 2 30

                                                  Выставка  Выставка Выставка

 

ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО ГРУППАМ

 

ГРУППА Колич ество Возраст Часы Тема, цель

1.

Средняя группа

26

4

20

Тема: «Харађар көрбүтүнэн - тугу туппутунан»* Цель: Обучение основам технического творчества, с использованием игровых ситуаций, которые создает ребенок, воспроизводя увиденное
«…Малочисленные народы, имеющие неразрывную тесную связь с природой, в том числе и мы, якуты, относимся к людям осязательных, сенсорных восприятий, но познавательные способности сохраняются до самой старости…» (М. Индеев)

2.

Старшая группа

26

5

25

Тема: «Кулгаађынан истибитин – илиитинэн иңиннэрэр»** Цель: Развитие познавательных способностей в технической области методом поощрения, создание мотивации
«…Ребенок – зеркало семьи. Дети подражают всему, что видят в семье и подражают этому»

3.

Подготови

тельная группа

26

6

30

Тема: «Толкуй тобулбутун – тарбах сайыннарар»*** Цель: Воспитание трудолюбия для последующего расширения полученных знаний
«…Для пробуждения таланта важно уметь улучить тот самый момент, когда он раскрывается, и здесь необходима помощь родителя»

 

* - непереводимая игра слов в значении: визуальные ощущения переносятся на осязательные, сенсорные способности

** - непереводимая игра слов в значении: услышанное ребенком воспроизводится руками, при помощи игры

*** - непереводимая игра слов в значении: придуманное воплощается при помощи рук (развитие воображения, мелкой моторики)

 

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ?

  4 года Четырехлетний ребенок любит большие игрушки: яркие, красивые игрушки он таскает с собой, играет, располагает в различном порядке. Он пытается потрогать все, что ни увидит. Чем больше работают его пальцы, развивается его мелкая моторика, тем лучше развивается мыслительные и творческие способности. Ребенок в этом возрасте «думает пальцами» - отсюда «Илии туппай»
  5 лет Пятилетний ребенок любит подражать тому, что он услышал, узнал. Казалось бы, ребенок сидит сам по себе, занятый игрушками, но на самом деле он в это время все слышит, понимает и принимает к сведению. Об услышанном он может рассказать другим детям или же воспроизвести в процессе какой-нибудь игры. Сбор информации – путь к знаниям.
  6 лет Шестилетний ребенок любит говорить: «Я сам». Он уже начинает пробовать себя в различных видах деятельности. В этом случае важно суметь ненавязчиво помочь ребенку, не мешая при этом процессу его деятельности. Ребенок, конечно же, ценит первое творение своих рук, но ему также крайне значительна помощь отца или старшего брата.

 

КАРТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

 

1. Ф.И.О. родителей, девичья фамилия матери: Предоставляет возможность судить о генеалогических корнях, наследственности, преемственности поколений

2. Дата рождения: Предоставляет возможность судить о влиянии природных катаклизмов, метеоритных бурь, взрывных работ (в Якутии проводились плановые ядерные взрывы), политических изменений.

3.  Знак Зодиака: - / - / - о значении знака Зодиака в профориентационной работе, влиянии на преемственность поколений, на состояние здоровья.

4. Улус (район): определение менталитета, основных занятий, наследственности.

5. Село, город: уровень жизни, природные условия, климат, отношения между людьми, общественный настрой, родственники

6. Какая питьевая вода (из реки, из озера, из крана): Влияние качества питьевой воды на здоровье человека, последствия загрязнения воды.

7. Образование: преемственность поколений, генетическая наследственность, профориентационная подготовка, влияние развития образования.

8. Год окончания учебы: явления природы, политические события, перенесенные эпидемии

9. Нынешняя работа: определение взглядов на жизнь, изучение окружающей обстановки, характеров, здоровья

10. Дата рождения ребенка: общее представление о состоянии здоровья, определение пути развития личности

11. Знак зодиака ребенка: для общего прогноза развития

12. Улус (район) рождения ребенка: влияние общественного сознания, окружающая обстановка, климатические особенности

 

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ДОСТИГНУТО,

И НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

 

4 года 5 лет 6 лет
  · Знание геометрических форм; ·  Различение цветов; · Знание мер длины; · Физическое развитие; · Научиться коллективизму; · Играть в групповые игры; · Оказывать взаимную помощь; · Иметь культуру поведения; · Уметь говорить, рассказывать; · Уметь быстро думать, соображать;   · Развивать интеллектуальные способности; · Уметь передавать свои мысли; · Научиться основам черчения; · Уметь считать; · Уметь сочетать цвета; · Получить общее представление об архитектуре; · Знание геометрических форм и объектов; · Уметь правильно подметить; · Определять недостатки; · Развивать мелкую моторику;     · Практические занятия (умения); · Получить общее представление о технике; · Различение и правильное толкование чертежей · Получить общее представление о строительстве дома · Различать марки автомобилей · Верить в свои способности

 

 

Образовательная программа по техническому моделированию

«Мин бэйэм…»

для учащихся 1-4 классов

 

 

Пояснительная записка

 

Программа «Мин бэйэм…» (Я сам…) является органичным продолжением первой программы «Илии туппай», предназначенной для дошкольников. Это позволяет обеспечить непрерывность, преемственность образовательного процесса.

Цель программы – помочь детям начальных классов овладеть умениями и навыками по техническому моделированию.

Особенностью образовательной программы является то, что по данной программе может работать любой человек: и педагог, и родитель, и юные техники самостоятельно.

Задачи кружка:

- Развитие технического творчества детей

- Популяризация технического образования

- Формирование умений и навыков моделирования и конструирования

- Воспитание всесторонне развитой, социально компетентной личности.

Программа динамична, может быть дополнена конкретными условиями.

С возрастом ребенок хочет делать все сам. Приобретенные в детском саду технические знания в дальнейшем развиваются, и постепенно усложняются. В данном случае, предусмотрена работа пальцев, которая развивает творческое мышление, мелкую моторику пальцев, технические умения, навыки.

В младших классах работают с плотным картоном. Из него можно сделать модели машин, которые легко разбираются и собираются. Если модель можно собрать и разобрать, то она вполне может заменить конструктор. Изделием первоклассников является макет. Его можно только выставлять. У второклассников макеты уже с колесами, поэтому может называться моделью. Имеются все сопутствующие детали, получается модель машины, которую можно привести в движение при помощи рук. У третьеклассников работа усложняется. Они используют в работе пружину, резину. С помощью воздуха и других движущих сил эти модели могут двигаться. Дети получают знание основ черчения и сразу же используют их в работе, приобретая устойчивые навыки. Они уже могут разобраться в несложных чертежах, схемах. Кроме того, требуется, чтобы ребенок, изготовивший модель, смог рассказывать о проделанной работе в устной и в письменной форме. Технический кружок - занятие индивидуальное. Самое большое допустимое количество при начальном моделировании – группа из 10 учеников.

 

 

Требования к умениям и навыкам:

 

- Ребенок должен изготовить два экземпляра своей модели, одна из которых вручается ему в торжественной обстановке;

- Ребенок должен знать названия всех используемых инструментов, для чего они предназначены, как их использовать;

- Ребенок должен учиться самостоятельно конструировать свои модели;

- Ребенок должен знать простые понятия по черчению, геометрии, три вида проекции, различные линии и уметь использовать на практике.

- Хорошо знать правила по технике безопасности.

 

В изучении технологических навыков использована программа П.П. Кондратьева «Технология. Трудовое обучение мальчиков 5-9 классов».

Работу кружка лучше всего вести блоками. После окончательного изготовления моделей, по итогам пройденной темы проводят выставку, где модели оцениваются самими ребятами, их родителями, учителями.

 

Учебно-тематический план

 

 №

Тема

Кол-во часов

В т.ч.

теория практика
1 Автомоделирование 21 2 19
2 Судомоделирование 21 2 19
3 Авиамоделирование 21 2 19
4 Ракетомоделирование 21 2 19
5 Воздушные змеи 15 1 14
6 Архитектура 21 2 19
7 Самоделки 15 1 14

                             Всего                                        135 ч.                12              123

        

 

Возрастные особенности детей по этапам обучения

Шесть-семь лет – время вопросов и ответов Поступивший в первый класс малыш чтобы показать, что он вырос, пробует себя в разных направлениях. Поэтому, если он понимает задание, говорит "Я сам...". Поступает по принципу «Я сам! Я могу, я умею!» Этап программы технического кружка для 1-го класса назвали "Я сам"
Восемь лет  - время спешки "Я – первый… ". Этап программы для 2-го класса назвали "Я первый..." Ребенок в этом возрасте всегда торопится, хочет всегда и везде успевать, всегда желает быть первым. Поэтому первым поднимает руку, хотя и не знает что ответить, лишь бы быть первым. У него уже очень богатый опыт видения окружающего мира, имеет представления об окружающем мире, о себе, о других людях, развито наглядно-действенное мышление, учится преобразовывать игру в художественное творчество. Выбирает из множества направлений только свое. Педагогу нужно увлечь ребенка, умело направить его по правильному пути.
Девять лет - время сомнений В 3-м классе ребенок осваивается в школе. Услышав задание, соглашается не сразу. Он раздумывает, сомневается "Сумею ли?". Не переоценивает свои силы. Знает, кто ему может помочь, а кто нет. Название этапа "А сумею ли я?" В этом возрасте у ребенка появляется ответственность за все, у него появляется очень много вопросов: как это сделать, из чего, а нужно ли, правильно ли сделаю? Он уже становится взрослее, анализирует свои действия. Если взялся за такое ответственное дело, смогу ли это сделать сам? Смогу ли сделать без посторонней помощи?
Десять лет - Время размышлений В 4-м классе ребенок, услышав задание, уже планирует в голове, исходя из имеющегося материала, инструментов и восклицает: "А ... наконец-то я понял". Этап назвали "Я понял! Я могу! Я умею!" Ребенок, наконец-то, уверен в себе. Он знает, как сделать модель, из какого материала, для чего. Сам может сделать задуманное и применить его в реальной жизни. Он может работать по плану, составляет план действий по созданию модели.

 

В третьем классе дети готовят двигающиеся модели.

В четвертом классе ребята умеют распознавать простые схемы и пользоваться ими. Знакомятся со строением мотора, учатся паять.

Содержание программы

1 класс

1. Автомоделирование

Автомодель. Шаблон, чертеж. Шаблон. Вырезание из дерева. Использование пилы, режущих инструментов. Подгонка, обработка, соединение, окрашивание, доделывание деталей. Окончательное завершение, лакировка. Выставка автомоделей. Рассказ автора.

2. Судомоделирование.

Судомодель. Шаблон, чертеж. Вырезание по дереву. Отделка. Подгонка, обработка, улучшение внешнего вида, окрашивание, подгонка деталей. Выставка по судомоделизму. Рассказ автора.

3. Авиамоделирование

Авиамодель. Поделки из бумаги, вырезание с использованием шаблона, укрепление, склеивание, обработка, покраска обрисовывание внешних деталей самолета, подгонка, усовершенствование. Выставка авиамоделей. Рассказ автора.

           4. Архитектура

Архитектура. Картонный домик. Шаблон, чертеж, вырезание при помощи чертежа. Крепежные замки, сгибы, использование резца. Усовершенствование внешнего вида домика, покраска, сборка домика. Составление техпаспорта. Выставка по архитектуре. Рассказ автора.

           5. Самоделки

Самоделки. Игрушки для таскания на веревке. Игрушки, двигающиеся при таскании на веревке. Поделки с ветряным двигателем. Выставка самодельных поделок. Рассказ автора.

            6. Воздушные змеи

Плоский змей. Изготовление реек. Изготовление каркаса змея, пошив материи. Окончательная обработка. Пускание в воздух Выставка воздушных змеев. Подготовка ко Дню защиты детей.

Содержание программы

2 класс

1. Автомоделирование

Автомодель. Шаблон, чертеж. Вырезание из картона с помощью шаблона окон и дверей. Изготовление крепежных замков, отделка, вмонтирование крутящихся колес, вмонтирование двигателя, отделка вида. Выставка.

2. Судомоделирование.

Судомодель. Изготовление катера из картона. Шаблон, чертеж, закрепление, склеивание катера, упрочнение, прилаживание двигателя на основе резины. Судомодель

катера покрытием из капроновой ткани пробное пускание катера подготовка двигателя Выставка судомоделей.

Защита модели.

         3. Авиамоделирование

Авиамодель. Изготовление вертолета. Вмонтирование колес, изготовление вертолета с помощью шаблона. Изготовление винта, вмонтирование двигателя на основе резины. Отделка внешнего вида, покраска, прорисовка, пробное пускание. Выставка авиамоделей. Защита.

          4. Архитектура

Архитектура. Изготовление из дерева макета якутского балагана. Вырезание деталей. Печка-камелек, окошки. Отделка стен, отделка внутреннего вида. Экспозиция интерьера балагана, усовершенствование внешнего вида, лакировка. Выставка по архитектуре.

           5. Самоделки

Самоделки-игрушки, двигающиеся при толкании. Изготовление игрушки с колесами, покраска игрушек на колесах. Выставка самодельных игрушек, защита.

              6. Воздушные змеи

 Изготовление красочных воздушных змеев. Сборка змеев, пробное пускание. Подготовка ко Дню защиты детей. Выставка.

 

Содержание программы

3 класс

1. Автомоделирование.

Автомодель из картона. Вонтирование двигателя, изучение схемы мотора, установка электросхем, подготовка гнезда для батарейки, выключателя. Вмонтирование мотора, вмонтирование двигателя, батарейки. Пробное запускание. Выставка автомоделей. Защита.

2. Судомоделирование.

Судомодель. Изучение мотора, пайка, сборка, подготовка к приладке мотора к катеру. Планирование электросхемы судна, установка электросхем, подключение, подготовка гнезда для батарейки, выключателя, прилаживание двигателя, пробное запускание. Выставка судомоделей. Стендовая защита работ.

3. Авиамоделирование.

Авиамодели планеры из бумаги, планеры без мотора, планер с мотором на основе резины, планеры для настольных игр, вмонтирование двигателя на основе резины. Выставка авиамоделей. Стендовая защита работ.

4. Архитектура.

Архитектура. Изготовление деревянного макета здания, установка внутреннего освещения, отделка внутреннего вида, установка наружного освещения, интерьер, экстерьер, ограда, установка батарейки, выключателя. Выставка по архитектуре. Стендовая защита работ.

5. Самоделки.

Самоделки различные. Двигающиеся игрушки, усовершенствование игрушек.

6. Воздушные змеи.

Изготовление сложных воздушных змеев. Изготовление призмовидных воздушных змеев, змеев с хвостами. Подготовка ко Дню защиты детей.

 

Класс Изделие Инструменты, материалы Знания Умения
1 Неподвижный макет сборно-разборный Картон, ножницы, резец Полосы (прямые, кривые, пунктиры) Собирать и разбирать
2 Макет на колесах сборно-разборный Картон, ножницы, резец, колеса, проволока Схема плана Изготовлять шатун
3 Модель с механическим двигателем Картон, пружина, резина Чертеж Изготовлять колеса, механический двигатель
4 Модель с мотором Провод, вилка, розетка, батарейка Электросхема Изготовлять моторный двигатель

 

 

Образовательная программа предпрофильной подготовки «Ба5а сана»

Для учащихся 5-9 классов

 

Пояснительная записка

Программа «Ба5а санаа» (Моя мечта), предназначенная предпрофильной подготовке учащихся 5-9 классов, является органичным продолжением предыдущих программ «Илии туппай», «Мин бэйэм». Программа соответствует требованиям преемственности, непрерывности развития технического творчества, постоянно совершенствуясь, адаптируясь к новым возникающим условиям. Практическая значимость образовательной программы в поддержке подготовки профессиональных кадров по техническому направлению среди местного населения республики.

В техническом кружке рекомендуются индивидуальные занятия. В техническом кружке есть одна особенность - если ребенок умеет что-то делать, то он обязательно научит этому и других детей.

Возраст 11-15 лет согласно классификации - период развития умений, когда ребенок особенно активно развивается физически, поэтому в этом возрасте дети естественно бывают непоседливы, подвижны. Поэтому необходимо использовать в учебном процессе их любознательность, активность.

 

Учебно-тематический план

 

Тема этапа обучения класс количество часов теория практика
1 «Уһуйуллуу» 5 35 5 30
2 «Первый шаг» 6 35 5 30
3 «Я - рационализатор» 7 35 5 30
4 «Обработка металлов» 8 35 5 30
5 «Малая механизация» 9 35 5 30
  Всего   175 25 150

5 класс

 «Уьуйуллуу»

Мечта: «Когда я вырасту…»

Формируется целеустремленность, усидчивость, трудолюбие, развивается техническое мышление, навыки конструирования.

Что можно изготовить с учащимися?

- фотоэлектронный пистолет

- ручной пулемет с электрической трещоткой

- миноискатель

- автомат со световым имитатором выстрелов

- автомат с динамической головкой

- электронный локатор

- электронный сторож

- емкостный сигнализатор

- акустический выключатель

- электронная сирена

- электрозвонок

- радио

Что должны знать и уметь:

- знать правила техники безопасности

- иметь понятие о радиодеталях

- знать способы пайки

- знать инструменты, необходимые для измерения, паяния, работы с током

- уметь монтировать

- иметь столярные, слесарные навыки

- знать необходимые для этого инструменты

- уметь защищать свою работу

- участвовать в выставках, научных конференциях

- уметь оказывать первую помощь

- знать, как вызвать скорую, милицию, пожарную службу.

- знать план эвакуации при пожаре

- уметь чинить мелкие бытовые предметы.

- уметь проводить интеграцию с такими науками, как физика, технология, черчение, геометрия, математика и т.д.

 

5 класс

 «Первый шаг»

 

Гордость: «Сделали сами»

Что могут изготовлять кружковцы?

 

- инкубатор

- ящик для копчения из старого холодильника

- инструмент для очистки от сора брусники и других ягод

- ящик для взбивания масла

- инструменты для выделки шкур

- универсальный станок для точения косы

- станок для изготовления хомуса

- выгибатель дерева для полозьев саней

- проводить электричество

- различные игрушки.

 

Что должны знать и уметь:

- знать правила техники безопасности

- знать предназначение и название используемых инструментов

- иметь технические навыки

- уметь пользоваться чертежом и составлять его самостоятельно

- основы оказания первой медицинской помощи

- уметь пользоваться огнетушителем

- знать план эвакуации

- уметь защищать свою работу

- провести электропроводку

- знать силу тока, строение мотора

- уметь измерять силу тока

- знать строение выключателя, розетки.

7 класс

 «Я – рационализатор»

Создание, совершенствование приспособлений для облегчения труда.

Что можно усовершенствовать:

 

В чем необходимо усовершенствование Рационализаторские действия
1 Приспособления для заготовки сена Станок для зубцев грабель
2 Сани Станок для изготовления полозьев
3 Мотоциклы Усовершенствование двигателя
4 Велосипеды Установка прицепа или багажника
5 Автомобили Усовешенствование отдельных частей
6 Охотничье снаряжение Легкая корчага

 

Что может создать учащийся:

- станок для изготовления хомуса

- станок для изготовления чехла для хомуса

- станок для затачивания пилы

- станок для глины при изготовлении кирпичей

- станок для выпрямления, срезания катанги

- техника для прополки картофеля

- станок для качания воды

- электричество с использованием силы ветра

- лопата для выгребания снега.

Что должны знать и уметь:

- знать правила техники безопасности

 - знать план эвакуации

- основы оказания первой медицинской помощи

- развивать умения, навыки, творческое мышление

- уметь спаивать металлические предметы

- уметь правильно загибать металлические трубы

- знать различные виды металлов

- уметь ковать железо

- уметь плавить и разливать в формы медь и бронзу

- при разливании металла уметь работать с глиной

- уметь выгибать дерево

- уметь пользоваться напильником, штангенциркулем.

 

8 класс

«Обработка металлов»

Звучит гордо: «Я сделал это сам»

Что можно изготовить?

-токарный станок

- станок по дереву

- ювелирный станок

- станок по кости

- шлифовальный станок

- резцы по дереву

- ножи, отвертки, шила

- точилки для различных инструментов

- велосипед с багажником

- тандем

- мотоцикл с багажником

- легкий прицеп

- водный катамаран

- лодки

- мотонарты

- веломобиль

- различные виды хомусов

- выливание различных фигурок.

 

Что должны знать и уметь:

- знать правила техники безопасности

- знать кузнечные инструменты

- уметь пользоваться кузнечным горном

- уметь ковать, закалять, обрабатывать различные виды металлов

- уметь плавить бронзу

- уметь паять якутским методом

- уметь пользоваться сварочным аппаратом

- знать основы слесарного дела

- уметь красить, шлифовать

- чертить и распознавать чертежи

- развивать рационализаторские способности

- иметь навыки вождения

- знать бытовые приборы

- знать систему электропроводки

- оказывать первую помощь.

 

9 класс

«Малая механизация»

Мы – техники

Что могут изготовить:

- станок для выпиливания дерева

- станок для колки дров

- станок для вырезания по дереву

- станок для выгибания дерева

- станок для плетения веревки

- станок для разминания прутьев

- станок для изготовления кирпичей

- станок для работы с глиной

- станок для выделки шкур

- станок для обработки косы

- технику для обрабатывания почвы

- технику для сажания, копания картошки

- водяной мотор

- точечную сварку

- сварочный аппарат

- сенокосилку

- багажник для машины

- ветряную электростанцию.

 

Что должны знать и уметь:

- знать технологию по всем этапам обучения

- уметь работать с литературой

- уметь собирать материал

- чертить, рисовать

- иметь дизайнерские навыки

- знать свою родословную

 

Список использованной литературы:

1. Журнал «Авиамастер». № 1, 2008.

2. Журнал «За рулем». № 4-5, 2007.

3. Журнал «Левша». № 1, 2004; № 4, 2005.

4. Журнал «Мастерок». № 3, 1999.

5. Журнал «Мир техники». № 5, 2007.

6. Журнал «Моделист-конструктор». № 1-6, 2005; № 4-5, 2006.

7. Журнал «Наука и жизнь». № 6, 1999.

8. Журналы «Наш дом». № 1, 2008.

9. Журнал «Сам себе мастер». № 6, 2008.

10. Журнал «Сделай сам». № 3, 2006.

11. Журнал  «Умелые руки». № 6, 1999.

12. Журнал «Школа и производство». № 1-6, 2007; № 1-6, 2008.

 

ПРОГРАММА

Объединения учащихся

«Радиотехническое конструирование»

(для детей 12 -17 лет)

 

Томская Валентина Иннокентьевна, педагог 

дополнительного образования 1 категории

МОУ ДОД «ЦНТТУ» Вилюйского улуса

 

 

Пояснительная записка

Совершенствование системы образования предъявляет новые требования не только трудовой подготовке и профессиональной ориентации учащихся, но и развитию их деятельности в учреждениях дополнительного образования. Важнейшей составной частью этой работы является деятельность разнообразных кружков технического направления – добровольных творческих объединений учащихся, проявляющих повышенный интерес к той или иной области знаний.

21 век, на пороге которого мы стоим, станет веком глобального информационного общества. Нетрудно догадаться о предстоящем и ближайшем будущем еще более интенсивном внедрении электроники в нашу жизнь. Вот почему так важно изучать электронику буквально с детства, со школьной скамьи.

Целью данной программы является обучение воспитанников основам радиоэлектроники с ориентацией их на получение радиотехнических и радиоинженерных специальностей в колледжах, вузах.

В основу образования по данной программе положен принцип интеграции теоретического обучения с процессом практической исследовательской, самостоятельной научно деятельности воспитанников и технико-технологического конструирования, который определяет задачи:

- формирование творческой личности с активной позицией к самообразованию и творчеству;

- ранняя ориентация на новейшие технологии и методы организации практической деятельности в сфере радиоэлектроники;

- формирование навыков современного организационно-экономического мышления, обеспечивающих социальную адаптацию в условиях современных рыночных отношений;

организация разработок технико-технологических проектов.

 

Дополнительная образовательная программа «Радиотехническое конструирование» рассчитана на 3 года обучения учащихся 3 - 10 классов: первый год обучения – 144 часа, второй и третий – 216 часов. Количество обучаемых в группе 8-10 человек.

По сложности радиотехническое конструирование занимает одно из первых мест в техническом творчестве, поэтому не все желающие могут освоить этот курс, но на первый год принимаются все дети, кто проявил интерес, построить занятия так, чтобы заинтересовать всех ребят, найти каждому из них дело по душе.

Программа направлена на развитие пространственного мышления, расширения базы школьных знаний в области практического конструирования. Она учитывает возрастные и психологические особенности учащихся и составлена по принципу постепенного нарастания степени сложности материала.

 Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по радиотехнике и выполнение монтажных, сборочных и наладочных работ по изготовлению радиоустройств. Выбирая, разрабатывая и монтируя те или иные конструкции, кружковцы должны иметь четкое представление о принципе их действия, назначение отдельных деталей и узлов.

На учебных занятиях обращается особое внимание на соблюдение учащимися правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, санитарии и личной гигиены, на выполнение эколого-гигиенических требований при работе с радиоэлектронной техникой, при монтаже и пайке РЭА. Содержание программы реализуется во взаимосвязи с изучением наук в школе. Теоретические знания значительно углубят знания учащихся по физике.

 

 

Тематический план

Первый год занятий

 

Тема

Количество часов

Всего теория практика 1 Вводное занятие 2 2 - 2 Элементы электро и радиотехники 8 4 4 3 Основы радиопередачи и радиоприема 10 4 6 4  Полупроводниковые диоды и транзисторы 12 4 8 5 Пайка и приемы монтажа 10 2 8 6 Пробники и измерительные приборы 10 4 6 7 Приемники прямого усиления 90 10 80 8 Заключительное занятие 2 2 -     итого 144    

 

 

Содержание

1. Предмет и содержание курса. Значение теоретического и практического материала программы. Обсуждение тематики занятий, порядок работы лаборатории. Вводный инструктаж по технике безопасности при работе с электроинструментами и приборами, питающимися от сети переменного тока. Значение радиоэлектроники для современного общества.

 

2. Элементы радио электротехники. Понятие о строении вещества, электрическом токе и его действиях. Гальванический элемент и батарея элементов – источники постоянного тока. Проводники, полупроводники, непроводники, их свойства и применение. Основные электрические величины (напряжение, сила тока, сопротивление). Понятие о переменном токе и его основных параметрах. Авометр – первый измерительный прибор. Назначение и использование авометра в радиолюбительской практике.

Практическая работа. Ознакомление с устройством гальванических элементов. Измерение тока в цепи, падения напряжения на участках цепи, падения напряжения на участках цепи, расчет сопротивления на участках цепи. Измерение сопротивления резисторов с помощью авометра. Ознакомление с конструкциями резисторов, конденсаторов, катушек индуктивности, трансформаторов.

 

3. Основы радиоприема и радиопередачи. Принципы радиосвязи. Колебательный контур, резонанс и его использование при приеме сигналов радиостанций. Катушки индуктивности, их разновидности и способы изготовления. Марки обмоточных проводов. Принципиальная схема простейшего детекторного приемника.

Практическая работа. Коллективное изготовление двух, трех катушек индуктивности разных конструкций, макетирование приемника и опыты с ним.

 

4. Полупроводниковые диоды и транзисторы. Полупроводниковые материалы и их свойства. Применение их в радиоэлектронике. Современные направления радиоэлектроники. Диод – односторонний проводник тока. Маркировка, основные параметры и применение полупроводниковых диодов в радиоаппаратуре. Стабилизатор: назначение, принцип работы. Светодиоды. Транзистор – трехэлектродный полупроводниковый прибор, его назначение. Графическое изображение транзисторов разных структур на принципиальных схемах. Классификация и маркировка биполярных транзисторов широкого применения. Применение полевых транзисторов.

Практическая работа. Знакомство с различными конструкциями диодов, транзисторов. Измерение прямого и обратного сопротивления диода омметром. Проверка работоспособности транзисторов с помощью авометра. Изготовление транзисторного пробника.

 

5. Пайка и приемы монтажа. Электрический паяльник. Монтаж радиодеталей. Понятие о печатном монтаже и его применении. Правила техники безопасности при работе электропаяльником, слесарными и монтажными инструментами

Практическая работа. Заготовка плат для монтажа на них деталей. Зачистка, формовка и залуживание выводов радиодеталей.

6. Пробники и измерительные приборы. Вычерчивание схем пробников, простейших измерительных приборов. Подбор деталей и монтаж пробника.

 

7. Приемники прямого усиления и принцип его работы. Структурная и принципиальная схема. Назначение деталей.

Практическая работа. Подбор и предварительная проверка радиодеталей, заготовка и разметка монтажных плат.

 

Подведение итогов

Выставка конструкций, их авторская демонстрация. Защита проектов. Поощрение наиболее активных воспитанников.

 

Воспитанники 1 года обучения должны знать:

- меры безопасности при работе в лаборатории;

- основные электрические величины;

- закон Ома и его практическое применение для участка цепи;

сведения о переменном токе и его основных параметрах (период, частота, амплитуда);

-частотный диапазон радиовещания;

-устройство полупроводниковых приборов;

- принцип работы приемника прямого усиления;

Уметь:

- качественно и правильно производить пайку и монтаж радиоустройств;

- разрабатывать и изготовлять печатные платы простей РЭУ;

- пользоваться справочной литературой.

 

Качество обучения учащихся определяется по итогам:

- участия на выставках технического творчества учащихся;

- защита творческих проектов на итоговых мероприятиях;

- тестирования;

- творческой книжки учащихся.

- участия на научно-практических конференциях.

 

Тематический план

Второй год занятий

 

Тема

Количество часов

Всего теория практика 1 Введение 2 2 - 2 Измерительные приборы и генераторы 10 2 8 3 Питание радиоэлектронных устройств от сети переменного тока 68 8 60 4 Интегральные микросхемы и их применение 8 2 6 5 Полупроводниковые приборы 8 2 6 6 Практикум радиолюбителя 118 16 102 7 Заключительное занятие 4 2 2   Итого 216    

 

 

Содержание

 

1.Введение. Общие вопросы организации работы. Правила безопасности при пользовании электросетью, измерительной аппаратурой, станочным оборудованием, слесарным и монтажным инструментом.

2. Измерительные приборы и генераторы. Генератор сигналов низкой частоты. Генератор сигналов высокой частоты. Частомер. Электронные приборы для измерения напряжения, силы тока. Сопротивления, емкости, индуктивности.

Практическая работа. Практика пользования авометром, универсальным вольтметром. Исследование сигналов генераторов при помощи осциллографов частомера.

 

3. Питание радиоэлектронных устройств от сети переменного тока. Принцип преобразования переменного напряжения в постоянное. Однополупериодный выпрямитель. Двухполупериодный выпрямитель. Конструкция силовых трансформаторов. Стабилизация выпрямленного напряжения. Параметрический стабилизатор. Компенсационный стабилизатор.

Практическая работа. Изготовление блока питания с регулирующим выходом напряжения. Защита от перегрузки. Изготовление блока питания на микросхемах.

4. Интегральные микросхемы и их применение. Интегральные микросхемы – миниатюрное – миниатюрное электронное устройство. Их применение в современной радиоэлектронике. Знакомство с аналоговыми и цифровыми микросхемами широкого применения. Использование в любительских радиотехнических устройствах.

Практическая работа. Демонтаж учебных плат. Чтение и изображение микросхем на принципиальных схемах.

 

5. Полупроводниковые приборы. Устройство и принцип действия триггера, симистора, динистора, варистора, фотодиода, светодиода, варикапа.

Практическая работа. Изготовление различных конструкций.с применением полупроводниковых приборов.

 

6. Практикум радиолюбителя. Изготовление конструкций, доступных по уровню сложности с обучаемым второго года обучения. Конструирование как один из видов технического творчества. Работа с источниками технической информации. Выбор схем радиотехнического устройства, планируемого для конструирования в лаборатории. Изготовление самодельных деталей. Компоновка и монтаж радиодеталей на плате. Настройка и регулировка изготовленных радиотехнических устройств. Вычерчивание принципиальных схем с обозначением номиналов радиодеталей, режимов работы активных элементов. Разметка монтажной платы и монтаж. Измерение режимов работы устройства, налаживание и испытание. Составление технической документации на зконченные работы.

 

7. Заключительное занятие. Защита индивидуальных и коллективных проектов. Отбор лучших устройств на выставку технического творчества. Выставка.

 

 Воспитанники 2 года должны знать:

- правила и меры безопасности при работе с электроинструментами;

- основные характеристики УЗЧ;

- выходную мощность, сопротивление нагрузки усилителя; чувствительность, степень нелинейных искажений;

- общие сведения о генераторах электрических колебаний, принципы их работы;

- порядок отыскания неисправностей в различной аппаратуре;

- методику проверки работоспособности отдельных деталей.

Уметь:

- самостоятельно разрабатывать и изготовлять печатные платы для монтажа радиоаппаратуры средней сложности;

- пользоваться промышленными электро-радиоизмерительными приборами;

- изготовлять самодельные устройства

 

Качество обучения учащихся определяется по итогам:

- участия на выставках технического творчества учащихся;

- защита творческих проектов на итоговых мероприятиях;

- тестирования;

- творческой книжки учащихся.

- участия на научно-практических конференциях.

 

 

Й год обучения

 

Обучение в группе третьего года индивидуальное. Тематический план обучения составляется воспитанником при помощи педагога с учетом мотивов, увлечений, теоретических и практических знаний и умений, накопленных за предыдущие годы, а также материально-технической базы лаборатории.

В список приборов и устройств, планируемых для изготовления, включаются изделия повышенной сложности: сетевые блоки питания индивидуального и коллективного пользования, приемопередатчики, стереофонические усилители для качественного воспроизведения звука и др.

Педагог выполняет роль главного технического консультанта, руководителя проекта, старшего товарища и воспитателя.

Воспитанники 3 года обучения должны знать:

- правила меры безопасности при работе с электроинструментами;

- методы налаживания, испытания смонтированных устройств;

- элементы технической эстетики;

- основные понятия о системах автоматического регулирования и управления.

 

Уметь:

- самостоятельно разрабатывать печатные платы для монтажа радиоэлектронных устройств средней и повышенной сложностей;

-  разрабатывать различные электронные устройства с применением различных цифровых и аналоговых микросхем;

- применять электро радиоизмерительные приборы;

- разрабатывать и конструировать учебно-демонстрационные пособия по радиотехнике.

 

 

Качество обучения учащихся определяется по итогам:

- участия на выставках технического творчества учащихся;

- защита творческих проектов на итоговых мероприятиях;

- тестирования;

- творческой книжки учащихся.

- участия на научно-практических конференциях.

 

 

ТЕСТЫ, ВОПРОСЫ

 к дополнительной образовательной программе «Радиотехническое конструирование»

 

Год обучения

 

1. Что называется проводником электрического тока?

А) материал, оказывающий сопротивление Эл. Току;

Б) материал, проводящий электрический ток;

В) материал, не проводящий Эл. Ток.

 

2. Что называется диэлектриком?

А) материал, оказывающий сопротивление электрическому току;

Б) материал, не проводящий электрический ток.

 

3. В чем измеряется напряжение эл. тока?

А) Герц (Гц);

Б) Ампер (А);

В) Вольт (В)

 

4. В чем измеряется сила эл. тока?

А) Герц (Гц);

Б) Ампер (А);

В) Вольт (В)

 

5. В чем измеряется частота переменного тока?

А) Герц (Гц);

Б) Ампер (А);

В) Вольт (В)

 

6. Назовите единицу измерения сопротивления резистора?

А) Ом;

Б) Ватт;

В) микрофарада

 

7. Назовите единицу измерения емкости конденсатора?

А) Ом;

Б) Ватт;

В) микрофарада

 

8. Назовите единицу измерения индуктивности катушки?

А) ОМ;

Б) Генри;

В) Герц

 

9. Какая деталь (детали) относится (относятся) к полупроводниковым элементам?

А) конденсатор;

Б) диод;

В) транзистор

 

10. Назначение основное назначение диода

А) пропускать эл. ток только в одном направлении;

Б) усиливать колебания эл. тока;

В) накапливать энергию эл. тока и отдавать ее.

 

 

11. Назовите основное назначение транзистора

А) пропускать эл. ток только в одном направлении;

Б) усиливать колебания эл. тока;

В) накапливать энергию эл. тока и отдавать ее

 

12. Назовите основное назначение конденсатора?

А) пропускать эл. ток только в одном направлении;

Б) усиливать колебания эл. тока;

В) накапливать энергию эл. тока и отдавать ее

13. Как называются выводы диода?

А) коллектор, эмиттер, база;

Б) анод, катод

 

14. Как называются выводы транзистора?

А) коллектор, эмиттер, база;

Б) анод, катод.

Год обучения

 

1. Как называется прибор, способный принимать электрическую энергию от внешнего источника, хранить ее, а затем отдавать потребителю? (аккумулятор)

2. Флюс, необходимый при пайке? ( канифоль)

3. Что такое форма сигнала? (амплитуда)

4. Какие микросхемы состоят в основном из необработанной платины из кремния ( интегральные)

5. Как называется микросборка деталей в едином корпусе? (микросхема)

6. Прибор, служащий для изучения формы сигнала? (осциллограф)

7. Устройство, служащее для приема или передачи радио или иного сигнала? (антенна)

8. Как называют систему двух электрических проводников, разделенных диэлектриком? (конденсатор)

9. Прибор, служащий для усиления звукового сигнала (усилитель)

10. Устройство для генерирования переменных колебаний без подведения извне какого-либо возбуждающего сигнала? (генератор)

11. Прибор, служащий для преобразования напряжения? (трансформатор)

12. Полупроводниковый прибор, имеющий всего два вывода: анод и катод? (диод0

13. Какую деталь, кроме конденсатора применяют в акустической колонку для более качественного звучания? (фильтр)

 3 год обучения

 

1. Для чего предназначен транзистор? (для усиления и переключения)

2. Продолжительность одного электрического колебания (период)

3. Элемент электрической цепи, служащий для изменения величины напряжения (переменный резистор, теристор)

4. Устройство, предохраняющее электрический прибор от перегрузки (предохранитель)

5. Прибор, предназначенный для приема, усиления и превращения радиосигналов в колебания звуковой частоты ( радиоприемник)

6. Устройство, применяемое при проверке исправности деталей и монтаже радиоприемника ( мультиметр, тестер)

7. Тела, которые обладают способностью проводить электрический ток (проводник)

8. Выводы источника тока, к которым подключается внешняя сеть (клеммы)

9. Одна из возможных неисправностей конденсатора, когда между его обкладками образуется короткое замыкание (пробой).

Список использованной литературы:

 

 

1. Бессонов В. Кружок радиоэлектроники. – М.: Просвещение, 1993.

2. Борисов В. Кружок радиотехнического конструирования. 1993.

3. Варламов Р. Мастерская радиолюбителя. // Радио и связь, 1983.

4. Галкин В. Начинающему радиолюбителю. – Минск, 1995.

5. Гуревич Б., Иваненко Н. Справочник по электронике для молодого рабочего. // Высшая школа, 1987.

6. Дети, техника, творчество. № 1, 2, 2008; № 3, 6 2007.

6. Иванов Б. Энциклопедия начинающего радиолюбителя. – М. 1992.

7.Комский Д. Кружок технической кибернетики. – М.: Просвещение, 1991.

8. Программа образовательной области «Технология». – М.: ВННК «Технология», 1996.

9. Программы для внешкольных учреждений. Технические кружки по электронике, микропроцессорной технике. – М.: Просвещение, 1987.

10. Путятин Н. В помощь начинающему радиолюбителю. – М.: Энергия, 1980.

11. Фролов В. Язык радиосхем. // Радио и связь, 1989.

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ»

(для 4-10 классов)

Иванов Семен Степанович,

               педагог дополнительного

образования высшей категории,

Уваровский Семен Егорович,

педагог дополнительного

образования II категории

 

Пояснительная записка

 

    Данная программа разработана на основании многолетнего опыта работы  авиамодельного кружка. Кружок начал работу в Хатасской средней школе в 1974 г. В кружке занимались сотни учащихся этой школы. Воспитанники, получают технические знания об авиации, умения и навыки пилотирования моделями самолетов. Особое впечатление кружковцы получили от выездов за пределы республики в города Улан-Удэ, Иркутск, Самару, Читу. Бывшие кружковцы-авиамоделисты: Гаврильев Герман, Уваровский Семен, Калачев Евгений окончили Омское летное училище и до сих пор работают по специальности.

    При правильной организации занятий техническим (авиа, судо, авто и др.) творчеством, программа дает детям опыт решения технических задач, помогает принять правильное решение при выборе профессии. Никто из руководителей кружковых занятий не ставили перед собой цели подготовить детей к профессии летчика, авиатехника, столяра, или слесаря. Главное в этих занятиях совместная работа детей и руководителя кружка, а так же родителей (отца), в этом процессе, котором возникает хороший деловой контакт, доверие друг к другу, в активной форме осуществляется трудовое, эстетическое, нравственное воспитание детей.

    Данная программа предусматривает теоретические сведения и практические работы. Выполнения практических работ, указанных в программе, не всегда возможны в процессе деятельности кружка, и зависят от многих причин, а в частности от материальной технической базы конкретных мастерских, а также от практической подготовленности самого кружка. Поэтому руководитель кружка может вносить в программу изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, исключить темы и вводить новые. Программа рассчитана на 144 часа (при занятиях два раза в неделю по 2 часа) или же можно сделать на 216 часов (при занятиях три раза в неделю по 2 часа)

    По программе работа планируется по этапам и технологическим операциям, в этом определенный смысл: виден весь объем того, что надо сделать; постепенно этот объем зримо сокращается: по мере завершающихся операций у ребят появляется азарт, желание и поскорее включиться в еще не выполненные операции. Это очень важно, потому что работа предстоит длительная, и ее результаты отодвигаются на неопределенное время. Чрезвычайно важен возраст ребенка, но дети даже одного возраста владеют не одинаковыми навыками, поэтому конкретных рекомендаций по каждому отдельному случаю ждать невозможно.

    Большой популярностью у воспитанников пользуются итоговые выставки технического творчества, проводимые в центрах. Но самое важное то, что на выставке их увидят и оценят друзья, учителя, которые не всегда замечали трудолюбие и особый интерес к технике. Есть и такие родители, которые обязательно приходят на выставку, чтобы увидеть работу своего ребенка, сравнить с работами других, и рассказать об этом у себя на работе, дома, друзьям.

    Таким образом, одним из результатов развития творческой технической самостоятельности воспитанников является центр массовой внеклассной работы с ребятами по технике и техническому творчеству.   

        

    Цель:

Обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.

 

Задачи:

· Обучить приемам конструирования различных классов авиамоделей;

· Изучить технологической обработке различных конструкционных материалов, принципам подготовки модельной техники;

· Повысить знания в области технического творчества;

· Развивать образное и пространственное мышление;

· Воспитывать терпение и трудолюбие;

Содержание программы направлено на выявление и развитие способностей детей к различным видам технического творчества: авиамоделирование, ракетомоделирование .

Курс программы рассчитан на 3 года обучения.

1 год обучения: 144 часа (2 раза в неделю по два часа);

2 год обучения: 144 часа (2 раза в неделю по два часа);

3 год обучения: 216 часов (3 раза в неделю по три часа);

Программа включает теоретическую часть и практическую работу. Вся работа в кружке тесно связана с техникой, поэтому воспитанники знакомятся с историей авиации, механизмами.

 

Прогнозируемый результат:

В процессе занятий в кружке технического творчества накапливается практический опыт, воспитанники от простых моделей постепенно переходят к освоению более сложных образцов.

 

1 год обучения (4-5 классы)

 

    Программа 1 года обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей.

1 год занятий (подгруппа для малышей не подготовленных)

 

тема

Количество часов

всего теоретические  Практические
1 Вводное занятие Техника безопасности 2 2  
2 Пояснительные беседы различий моделей самолетов 2 1 1
3 Основы теории полета 4 1 3
4 Воздушные змеи 8 1 7
5 Простые модели самолетов: Метательные планера Бумажные модели самолетов 30 2 28
6 Ознакомительные осмотры кордовых моделей 2 1 1
7 Модели простейших ракет. Одноступенчатая модель ракеты с одним двигателем 30 2 28
8 Внутрикружковые соревнования по метательным планерам 2   2
9 Простейшие авиамодели 24 2 22
10 Освоение законов аэродинамики 2 2  
11 Планеры, модели планеров 20 1 19
12 Заключительное занятие, практические полеты 18 2 16
  Итого 144 17 127

 

 

1. Из истории летательных аппаратов.

 

Первые самолеты. Беседа. Как люди научились летать. Планер – простейший летательный аппарат.

Практическая работа. Опыт и наблюдение за падением различных предметов. Изготовление стрелы и летающего крыла из бумаги. Регулировки и запуск моделей.

Авиамоделизм – первая ступень владения авиационной техникой. Цель задачи и содержание работы на учебный год. Ознакомление с достижениями учащихся прядущие годы. Демонстрация моделей, ранее построенных в кружке, правила работы кружке, правила безопасности. Инструменты и материалы.

2.Основные теории полета.

 

Воздух и его основные свойства. Почему и как возникает его подъемная сила. От чего зависит сопротивление воздуха. Тело удобообтекаемой формы. Аэродинамическое качество. Что такое устойчивость полета и как она обеспечивается.

Центр тяжести. Центр давления. Крыло и его характеристика: размах, профиль, хорда. Форма крыльев в плане. Устойчивость угол и угол атаки. Центровка самолета модели. Удлинения крыла.

 

 

3. Воздушные змеи.

 

Сведения о воздухе. Ветер и его скорость, и направление, сила ветра. Аэродинамические силы, действующие на воздушных змей в полете.

Практическая работа. Постройка простейшего змея – плоского «русского змея». Постройка простейшего коробчатого ромбического змея. Совершенствования в постройке коробчатых змеев более сложной конструкции.

Запуск воздушных змеев. Определение высоты полете змея. Проведение соревнований воздушными змеями.

 

4. Простые модели самолетов.

 

Виды самолетов и их назначение: пассажирские, грузовые, военные, спортивные и другие. Устройство модели самолета: фюзеляж, крылья, горизонтальное и вертикальное оперение, на катаром расположены рули.

Практическая работа. Моделирование самолетов из бумаги. Запуск моделей. Управление моделью в полете. Проведение соревнований.

Основные части и модели. Условия, обеспечивающие полет. Центр тяжести, угол атаки. Способы летания в природе.

 

 

5. Модели простейших ракет.

Беседа. Космические летательные аппараты: ракеты, корабли, автоматические межпланетные станции, искусственные спутники Земли. Ракета – средство достижения космической скорости. Основной части ракеты: корпус, головная часть, стабилизаторы.

Основные части и модели. Условия, обеспечивающие полет. Центр тяжести, угол атаки. Способы летания в природе.

Практическая работа. Изготовления бумажных летающих моделей: простейшего планера, планера для фигурного полета, планер с подкосами, планера со свободнонесущим крылом. Игры и соревнование с бумажными моделями («посадка на аэродроме», «Петля Нестерова», «Дальность полета», «Дальнейшей перелет»).

Практическая работа. Изготовление простейших моделей ракет. Запуск моделей.

 

 

6. Одноступенчатая модель ракеты с одним двигателем.

 

Основные элементы ракеты и технические требования к ним. Компоновка ракеты. Материалы и инструменты, применяемые в ракетном моделизме. Понятие о технической эстетике.

Практическая работа. Технологические приемы и варианты изготовления отдельных частей модели. Стапельная сборка. Покраска и отделка моделей. Установка двигателя на модель ракеты. Способы крепления двигателя. Раскрой и укладка, и укладка парашюта. Испытания парашюта. Сбросы. Запуск двигателя на стенде стартовом устройстве.

Изготовление наземного оборудования для запуска модели ракет. Демонстрационные полеты.

 

 

7. Планеры. Модели планеров.

Модель планера – модель летательного аппарата, не обеспеченная собственной тягой. Подъем сила образуется аэродинамическая силами, действующему на неподвижно закрепленной поверхности.

Устройство учебного планера. Фюзеляж, крыло, хвостовое оперение. Система управления планером. Спортивные и рекордные планеры.

Способы запуска планеров с помощью амортизатора, автолебедки, и самолета. Силы, действующие на планер в полете. Дальность планирования. Угол планирования. Скорость снижения. Парения планера в восходящих потоках воздуха.

Практическая работа. Постройка схематических моделей планеров, технология изготовления их отдельных частей. Профиль и установочный угол крыла. Вычерчивания рабочих чертежей в натуральную величину. Изготовление частей и деталей моделей планеров: грузило, рейки фюзеляжа, стабилизатора, киля, рамки, крыла.

Изготовление нервюр крыла. Сборка крыла, Изготовления кабанчика, подкосков для крепления крыла к фюзеляжу. Обтяжка поверхностей стабилизатора, киля и крыла. Определения центра тяжести модели.

Регулировка и запуск моделей. Тренировочные запуски. Организация соревнований с построениями моделями.

 

 

8. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы кружка за год. Подготовка моделей к отчетной выставке. Показателей запуски.

Итоги работы кружка. Выставка моделей. Перспективы работы в новом учебном году.

 

 

Второй год занятий

Примерный тематический план.

(6-8 классы)

 

  

тема

Количество часов

всего теоретические  Практические
1 Вводное занятие Техника безопасности 2 2 -
2 Аэродинамика малых скоростей 22 2 20
3 Новое направление - электролеты 24 2 22
4 Двигатели летающих моделей 22 2 20
5 Свободно летающие модели 24 2 22
6 Кордовые (скоростные пилотажные, гоночные, модели копии самолетов)  22 2 20
7 Радиоуправляемые модели 24 2 22
8 Заключительное занятие. 4 2 2
  Итого 144 16 128

 

 

Содержание.

Вводное занятие. Цель и задачи содержания 2 года обучения. О требованиях к качеству изготовления моделей. Правила безопасности труда. Выяснение годового плана по изготовлению различных типов самолетов. Выбор литературы, рассуждение преимущества данного типа над другими моделями. Возможные применения на данном самолете новшеств по улучшению летных данных. Лекции на тему различий двигателей внутреннего сгорания и типов горючего и присадок, применяемых на данных типах горючего.

 

 

2 Аэродинамика.

Понятия о сопротивление воздуха. Подъемная сила. Поляра крыла. Виды полета. Лекции на темы о воздействии воздушного потока на летательные аппараты. Простые пояснения по правилам огибания воздушного потока вокруг профиля крыла и силы воздействующие при этом.

 

 

3. Электролеты

Применение электричества в авиации. Типы аккумуляторных батарей, современные направления по изготовлению и облегчению веса емкости аккумуляторов. Ознакомление и способы зарядки и техники безопасности по зарядке аккумуляторов. Типы электромоторов постоянного и переменного тока. Различия по питанию и изучение максимальных данных электромоторов. Ознакомление с трехфазными бесщеточными электромоторами и преимущества данных над электромоторами постоянного тока. Совместимость электронных регуляторов оборота на данных моторах и системы радиоуправления ими. Поиск чертежей для установки электрорадиоуправлений на летающие аппараты (самолеты, пилотажные модели и учебные электролеты).

 

4. Двигатели летающих моделей.

Понятия о типах двигателей, используемых в авиации и авиамоделизме. Классификация модельных двигателей. Резиновый двигатель. Приемы изготовления резиновых двигателей, работающих на скручивание. Эксплуатации и хранении резиновых двигателей.

Устройство двухтактных, микролитражных двигателей внутреннего сгорания. Принцип работы двигателей. Охлаждение, смазка системы питания топливом, воспламенения рабочей смеси. Конструкции топливных бочков. Топливные смеси. Эксплуатации двигателей.

Практическая работа. Освоение навыков запуска и регулировки двигателя.

 

5. Свободнолетающие модели.

Технические требования свободнолетающим моделям самолетов с резиновыми и поршневыми двигателями.

Воздушный винт – движитель модели. Геометрические величины, характеризующие воздушный винт, диаметр и шаг винта. Принцип работы лопастей винта. Силы, действующие на лопасти винта превращение. Влияние геометрических форм модели на качество полета. Выбор моделей для постройки. Планер. Понятие о парящем полете.

Практическая работа: профили для моделей планеров. Технические требования. Использования шаблонов и стапелей, облегчающих процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки моделей. Правила запуска моделей планеров.

Вычерчивания рабочего чертежа модели. Заготовка материала. Изготовление деталей узлов. Сборка частей модели. Обтяжка поверхностей. Отделка моделей. Тренировочные запуски. Испытание. Устранения замеченных недостатков.

 

 

6. Кордовые модели самолетов.

Классы и назначение кордовых моделей. Приемы управления полетом кордовой модели. Силы, действующие на модели в полете на корде. Техническое требование кордовым моделям.

Практическая работа. Выбор модели для постройки. Вычерчивание рабочих чертежей моделей. Подготовка материалов. Изготовления шаблонов. Изготовление деталей моделей. Сборка. Пробные полеты. Устранение недостатков. Обучение управлению полетом кордовых моделей. Тренировки запуски. Устранение замеченных недостатков. Тренировочные запуски моделей.    

      

7. Радиоуправляемая модель

Понятия о системе дистанционного управления моделями. Изучения аппаратуры дистанционного управления.

Практическая работа. Выбор радиоуправляемой модели планеров по усмотрения кружковца и руководителя кружка. Применение фирменных систем дистанционного управления моделями. Область применения, методы передачи команды. Конструкция пульта управления. Конструкция приемников и исполнительных механизмов аппаратуры и ухода за ним. Указания по обслуживанию аппаратуры и уходу за ним. Категории (планер) F – 3 – A, F – 3 – B.

Требования к выполнению программы. Программа пилотажа радиоуправляемых моделей. Перечень фигур пилотажа моделей.

 

8. Заключительное занятие

 Организации и проведение внутри кружковых соревнований. Подведения итогов работы кружка. Перспективы работы в новом учебном году.

 

 

Третий год обучения.

(9-10 классы)

 

 На третьем году занятий кружковец строит модель по индивидуальному проекту и готовит ее к участию в соревнованиях.

 Примерный перечень моделей третьего года занятий: модели планеров А – 1, А – 2, резиномоторные модели В – 1, В – 2, таймерные модели С – 1, кордовые (пилотажные, полу копии, копии воздушного боя), радиоуправления модели планеров и самолетов.

В программу можно включить работу над экспериментальными моделями, моделями – копиями, моделями гидросамолетов и аппаратов, выполненных по схеме «летающее крыло».     

тема

Количество часов

всего теоретические  Практические
  Модель по индивидуальному проекту.      
1 Свободно летающие   21 1 20
2 Резиномоторные   21 1 20
3 Таймерные 22 1 21
4 Кордовые скоростные 22 1 21
5     Пилотажные 21 1 20
6      Гоночные 21 1 20
7 Воздушного боя 22 1 21
8 Радиоуправляемые пилотажные 22 1 21
9 Модели планеров 23 1 22
10 Гоночные категории 22 1 21
  Итого 216 10 206

 

 

Список использованной литературы.

1. Внешкольник. Спецвыпуск Саха (Якутия), 1996г.

2. Дети, техника, творчество. № 3, 2008; № 6, 2007; .№ 6, 2006.

3. Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М: Просвещение, 1982.

 

4. Каюнов Н.Г., Назаров А.Ш., Наумов Н.С. Авиамодели чемпионов-М; ДОСААФ, 1978.

5. Крылья Родины. № 3-4, 2000.

6. Моделист конструктор, № 4, 2001; № 1-5, 2004.  

7. Техническое моделирование и конструирование; Учебное пособие для студентов пед.институтов по спец. –М; Просвещение, 1983.

8. Миль Г. Электронное дистанционное управление моделями. Перевод с немецкого В.Н.Польякова. М: ДОСААФ, 1980.

9. Сборник научно-методических материалов по развитию технического творчества учащихся. М: 1995.

10. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков: из опыта работы:/сост.П.Н.Андрианов-М: Просвещение, 1986.

11. Юный техник. № 6, 1995.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 269.