Несмотря на то, что открытие корреспондентских счетов достаточно простой процесс, хотелось бы остановиться на некоторых практических аспектах этой деятельности.
Прежде всего - это количество и местоположение корреспондентов. Достаточно типичным является подход, при котором открывается небольшое число корреспондентских счетов (2-3 для среднего банка) в очень крупных банковских институтах с мировым именем, а уже через них проводятся расчеты практически в любую точку мира. Этот подход, разумеется, самый простой, но он имеет существенный отрицательный момент, заключающийся в том, что относительная стоимость платежей возрастает, а их скорость при этом может быть недостаточно высокой. Это происходит по причине высоких комиссионных крупнейших банков, а также вследствие того, что в расчетной схеме растет число посредников-корреспондентов, влиять на комиссионные которых наш банк не в состоянии. Иногда на практике подобные схемы могут быть весьма сложны и неудобны клиенту, но, несмотря на это, они безальтернативно диктуются крупным корреспондентом.
Другой способ построения предусматривает открытие более широкой корреспондентской сети. Корреспонденты подбираются, исходя из реальных экономических связей клиентов, с целью добиться того, чтобы по большинству направлений платежей с существенным объемом операций иметь возможность организовать расчеты по прямым корреспондентским отношениям, то есть без дополнительных посредников, быстрее и дешевле. При такой схеме, естественно, необходимо достаточно часто и динамично менять корреспондентов, так как экономические связи клиентов редко бывают достаточно стабильны.
Следующим аспектом развития платежной системы за счет корреспондентских связей является расширение спектра услуг и повышение их качества. Не всегда российскими банками используются на практике все преимущества корреспондентских отношений. Прежде всего это относится к платежному инструментарию и околорасчетным услугам. Российские банки в большинстве своем используют упрощенные формы расчетов и ограниченный набор платежных инструментов, как правило, это - простые переводы и ограниченный набор аккредитивов. Часто подобная ситуация диктуется такими типичными российскими обстоятельствами, как невостребованность подобного рода услуг клиентами по причине невысокого объема и относительной простоты большинства их операций, общей экономической неграмотности или дороговизной для конечного потребителя. Но зачастую это связано и с косностью мышления и недостаточной грамотностью банковских работников или их нежеланием усложнять свою работу. Поэтому российские банки существенно проигрывают в борьбе за крупного корпоративного клиента.
Еще одним аспектом корреспондентских отношений, о котором необходимо сказать, является, если это так можно назвать, "привычка" российских банков к своим корреспондентам. Еще недостаточно привыкнув в полной мере к рыночным отношениям, наши банки воспринимают зарубежных корреспондентов в каком-то идеалистическом свете. Они редко задумываются о том, что и за рубежом встречаются банки как с высоким, так и с низким качеством обслуживания клиентов, как более, так и менее финансово устойчивые, банки, имеющие разные тарифные политики, технологии работы и платежные системы. Поэтому отечественные банки стараются уходить от решения возникающих проблем и склонны воспринимать практические действия и особенности работы зарубежного корреспондента как должное. Разумеется, что подобная ситуация чревата опасными последствиями как для банков, так и для их клиентов.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 256.