Оценка эффективности существующей системы адаптации персонала в  ООО «Челябгранит »
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время в компании действует система адаптации персонала, осуществляемая на основе «Положения об адаптации» (Приложение А).

Для наиболее многостороннего исследования существующей системы адаптации было проведено исследование, включающее:

1. Анализ успешности прохождения адаптации новыми сотрудниками по листам оценки деятельности в период испытательного срока (оценка проводится по окончании первого, второго, третьего месяца испытательного срока), по выполнению задач, поставленных на испытательный срок.

2. Исследование мнения руководителей, участвующих в программе адаптации, по вопросу проведения программы в компании посредством анкетирования.

3. Исследование мнения наставников новых сотрудников с помощью анкетирования.

4. Исследование мнения новых сотрудников, прошедших адаптацию.

5. Анкетирование работников, прошедших адаптацию, для выявления разделов, которые необходимо включить в «Справочник новичка».

Были проанализированы следующие данные:

· показатели успешности адаптации по результатам оценки;

· количество прошедших испытательный срок по итогам адаптации;

· количество уволенных среди адаптированных сотрудников;

· соответствие 80% фактических задач плановым (запланированным результатам);

· анализ успешности социально-психологической адаптации (оценка в бланке по параметру «Взаимоотношения в коллективе», наблюдения менеджера по персоналу).

Количественные данные представлены в таблице 2.14.

Таблица 2.14 – Анализ успешности прохождения адаптации

Показатель

Абс.кол-во,чел. Отн.кол-во, %
1. Количество работников, у которых 43% показателей получили оценку «Хорошо» и «Отлично» по результатам оценки

15

18,75

2. Количество прошедших испытательный срок

20

25

3. Количество уволенных среди адаптированных сотрудников

10

12,5

4. Соответствие 80% фактических задач запланированным.

18

85,71

5. Количество работников, успешно прошедших социально-психологическую адаптацию (по мнению менеджера по персоналу)

14

22,35

6. Показатель "Взаимоотношения в коллективе" оценен на "Хорошо" или "Отлично"

15

71,43

Выводы по таблице:

1. Показатели оценки находятся на среднем  уровне.

2. Количество сотрудников, прошедших испытательный срок невысок, при этом некоторые из них (12,5%) впоследствии уволились.

3. Невысокими являются показатели социально-психологической адаптации как, по мнению менеджера по персоналу, так и по данным листов адаптации, заполненных руководителями.

Процентные показатели приведенных показателей показаны на рисунке 2.12.

Рисунок 2.12 - Анализ успешности прохождения адаптации

Также был проведен опрос руководителей. Они были опрошены по следующим вопросам:

- Сколько раз Вы принимали участие в адаптации (то есть и в процедуре оценки)?

- Была ли адаптация успешной?

- Считаете ли Вы адаптацию важной?

- Проводится ли программа адаптации на должном уровне?

- Ваши предложения.

Всего было опрошено 19 руководителей, принимавших участие в адаптации. Распределение ролей в период адаптации (в качестве оценивающих либо наставников и по частоте участия) показано в таблице 2.15.

Успешность адаптации оценивается руководителями высоко (80% указали на это).

Таблица 2.15 – Участие руководителей в программе адаптации

Форма участия руководителей

Частота участия, раз

1

2

3

Наставничество

7

2

 

Оценка

4

2

4

 

В программе адаптации принимали участие 20 наставников. Среди них также был проведен опрос с помощью анкеты.

Результаты проведенного анкетирования среди наставников:

1. Большинство (67%) наставников считает, что адаптация проводится на должном уровне.

2. Основными причинами недостатков системы признаны несвоевременная работа вспомогательных служб (указали 56% наставников), нечеткая (нерегламентированная) подготовка к адаптации нового сотрудника (48%), что подтверждают данные о том, что 63% наставников указали, что рабочее место нового сотрудника обеспечивается несвоевременно.

3. Большинство наставников (88%) удовлетворены доплатой за наставничество.

4. Большинство наставников (63%) указывают на сложность социально-психологической адаптации.

Результаты исследования мнения сотрудников, участвующих в программе адаптации, по вопросам организации адаптации, сведены в таблицу 2.16.

По результатам исследований мнений по данным вопросам, можно рассчитывать на поддержку мер усовершенствования со стороны всех участников процедуры.

 

 

Таблица 2.16 – Результаты опроса о программе адаптации

Вопрос Показатель Адаптированные сотрудники

Наставники

Руководители Итого  

Необходима ли адаптация?

Кол-во работников, ответивших положительно, чел. 20

19

15 54  
Отн. количество, % 95,24

90,48

78,95 88,52  

Проводится ли адаптация на должном уровне?

Кол-во работников, ответивших положительно, чел.

15

17 14

46

Отн. количество, %

71,53

80,95 73,68

75,41

               

Исследование мнения адаптированных сотрудников по разным блокам прошло в рамках одного анкетирования. Результаты исследования успешности проведения адаптации, по мнению адаптированных сотрудников, представлены в таблицах 2.17 – 2.20

Таблица 2.17 - Удовлетворенность особенностями работы

Фактор

Абс.кол-во, чел.

Отн. кол-во, %

1.Содержание труда

14

65

2.Наличие перспектив

11

53

3.Оснащенность рабочего места

16

78

4.Размер зарплаты

7

35

5.Организация труда

14

67

6.Отношения с руководителем

14

69

7.Отношения с коллегами

17

81

 

Были обобщены данные по продолжительности овладения профессиональными навыками, указанными работниками (таблица 2.18).

Таблица 2.18– Срок овладения профессиональными навыками

Срок

до 2 месяцев от 2 до 6 месяцев от 6 до 12 месяцев свыше года
Абс. кол-во, чел. 9 8 4 0
Отн. кол-во, %

42,86

38,10

19,05

0,00

 

При проведении анкетирования были выявлены основные затруднения, возникающие у работников в процессе адаптации. Они были сгруппированы и количественно обобщены в виде таблицы (таблица 2.19).

Таблица 2.19– Затруднения в процессе адаптации

Показатель

Абс.кол-во, чел. Отн.кол-во, %
Задержка в оборудовании рабочего места 7 33,33

Продолжение таблицы 2.19

Показатель Абс.кол-во, чел.

Отн.кол-во, %

Обращение к руководству

7

33,33
Общение с коллегами (коллективом)

12

57,14
Отсутствие информации о лицах, к которым можно обратиться по интересующим вопросам

5

23,81
Отсутствие информации о трудовой дисциплине, принятой в компании:

 

 
- отношение к опозданиям, отсутствиям;

2

9,52
- график работы, обеденные перерывы;

1

4,76
- правил пользования средствами связи;

3

14,29
- дисциплинарные нарушения.

3

14,29
       

 

Таким образом, можно сказать, что несвоевременная подготовка рабочего места, отсутствие информации о трудовой дисциплине, затруднения в общении с коллективом, с руководством компании, говорит о недостаточно эффективной системе адаптации персонала, существующей в компании.

Одной из задач анкеты было выявление информации, которую следует включить в «Справочник новичка». Количественное и процентное распределение мнений работников по данному вопросу показано в таблице 2.20.

Таблица 2.20 – Результаты опроса по поводу разделов «Справочника новичка»

Раздел Абс.кол-во,чел. Отн.кол-во,%
О принятой форме одежды 7 33,33
О принятых нормах общения 11 52,38
О правилах общения с клиентами 17 80,95
О правилах обращения к руководству и коллегам 17 80,95
Об оформлении пропуска 14 66,67
О традициях компании 18 85,71
О графике работы и обеденном перерыве 11 52,38
О местонахождении столовой, 13 61,90
О правилах пользования    
- электронной почтой 14 66,67
- телефоном 8 38,10
- офисной техникой 7 33,33

Продолжение таблицы 2.20

Раздел Абс. кол-во, чел

Отн. кол-во, %

- компьютерной сетью

14

66,67
О процедуре получения зарплаты

15

71,43
О правилах оформления

 

0,00
- больничного

8

38,10
- отсутствия

16

76,19
- бланков основных документов, регламентов

16

76,19
Об ответственных за оборудование рабочего места

18

85,71
О миссии, стратегии компании

18

85,71
О ценностях компании

18

85,71
       

 

Выводы по таблицам:

· наибольшая неудовлетворенность адаптированных сотрудников связана с факторами: наличие перспектив и размер зарплаты;

· срок овладения профессиональными навыками оценивается как приемлемый;

· наиболее часто работники указывали на трудности в общении с коллегами (57%), задержки в оборудовании рабочего места и обращении к руководству (по 33%), отсутствие информации о лицах, к которым можно обратиться по интересующим их вопросам (по 23%);

· большинством были указаны следующие разделы для «Справочника новичка»:

- о правилах общения с клиентами;

- о правилах обращения к вышестоящему руководству и коллегам;

- об оформлении пропуска, о процедуре получения зарплаты, о правилах оформления отсутствия, бланков основных документов, регламентов;

- о миссии, стратегии компании, о ценностях компании;

- об ответственных за оборудование рабочего места и процедуре оборудования.

Предложения наставников и руководителей были обобщены и сведены в таблицу 2.21

Таблица 2.21 – Предложения по усовершенствованию программы адаптации

                                                   Количество

Предложения                        

Руководителей

Наставников

Абс., чел. Отн.,% Абс.,чел. Отн.,%
Упрощение системы адаптации 14 73,68 19 90,48
Увеличение вовлечения рядовых сотрудников 11 57,89 16 76,19
Распределение ответственности по подготовке к приходу нового сотрудника 15 78,95 15 71,43
Улучшение работы отдела персонала 6 31,58 7 33,33
Улучшение работы ответственных за оборудование рабочего места служб 8 42,11 9 42,86
Необходимость социально-психологической адаптации 16 84,21 17 80,95

 

Из таблицы видно, что наиболее часто высказываемые предложения:

· упрощение системы адаптации;

· увеличение вовлечения числа рядовых сотрудников;

· разработка программы социально-психологической адаптации.

Соответственно, могут быть сформулированы недостатки, устранение которых позволит повысить эффективность действующей системы адаптации:

· недостаточная эффективность социально-психологической адаптации,

· недостаточная подготовка к приходу сотрудников менеджером по персоналу вспомогательных служб,

· недостаточное ознакомление с миссией, стратегическими аспектами существования компании,

· недостаточность информирования о продукции компании,

· сложность системы,

· нечеткость взаимодействия со вспомогательными службами при обеспечении рабочего места нового сотрудника,

Но могут быть обозначены факторы, способствующие преодолению недостатков и решения (рекомендации) для них:

· признание важности адаптации руководителями, наставниками,

· достаточно хорошо выстроенная программа адаптации.

По этим причинам вводимые изменения существующей на предприятии системы должны быть преимущественно построены на предложениях руководителей и наставников, следовательно, допустимые решения:

· массовые процедуры адаптации,

· включение в адаптацию рядовых сотрудников компании,

· формирование справочника новичка с соответствующими разделами,

· улучшения работы по подготовке к приходу нового сотрудника,

· использование мер, улучшающих взаимодействие в коллективе, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию новых сотрудников.

Итак, в соответствии с результатами анализа деятельности компании многие из угроз внешней среды являются также возможностями ввиду устойчивого положения компании на рынке. Кроме того, у компании есть ряд неоспоримых преимуществ (широкий ассортимент продукции, хорошее качество обслуживания, отлаженная сеть связей с потребителями, сотрудничество со сбытовыми структурами), которые позволяют нейтрализовать угрозы и воспользоваться возможностями внешней среды. По результатам анализа персонала компании и эффективности системы управления персоналом, были сделаны выводы о сильных и слабых сторонах коллектива и программы работы с ним.

Удовлетворенность персонала оплатой труда и возможностями карьерного роста невысокая. Работникам не предоставляется возможность участвовать в управлении, большинство решений принимаются высшим руководством. При этом организации присущ авторитарный стиль руководства.

Проблемы, существующие в компании с точки зрения структуры и персонала и проводимой работы в управлении персоналом, обусловлены нежеланием работников выполнять работу на должном уровне. Одной из причин является учет не всех потребностей персонала при построении работы в области управления персоналом. Особой категорией являются молодых работников, составляющих большую часть персонала и наиболее проблемную. В соответствии с этим, первоочередную важность приобретает программа адаптации новых работников.

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 223.