В настоящее время в компании действует система адаптации персонала, осуществляемая на основе «Положения об адаптации» (Приложение А).
Для наиболее многостороннего исследования существующей системы адаптации было проведено исследование, включающее:
1. Анализ успешности прохождения адаптации новыми сотрудниками по листам оценки деятельности в период испытательного срока (оценка проводится по окончании первого, второго, третьего месяца испытательного срока), по выполнению задач, поставленных на испытательный срок.
2. Исследование мнения руководителей, участвующих в программе адаптации, по вопросу проведения программы в компании посредством анкетирования.
3. Исследование мнения наставников новых сотрудников с помощью анкетирования.
4. Исследование мнения новых сотрудников, прошедших адаптацию.
5. Анкетирование работников, прошедших адаптацию, для выявления разделов, которые необходимо включить в «Справочник новичка».
Были проанализированы следующие данные:
· показатели успешности адаптации по результатам оценки;
· количество прошедших испытательный срок по итогам адаптации;
· количество уволенных среди адаптированных сотрудников;
· соответствие 80% фактических задач плановым (запланированным результатам);
· анализ успешности социально-психологической адаптации (оценка в бланке по параметру «Взаимоотношения в коллективе», наблюдения менеджера по персоналу).
Количественные данные представлены в таблице 2.14.
Таблица 2.14 – Анализ успешности прохождения адаптации
Показатель | Абс.кол-во,чел. | Отн.кол-во, % |
1. Количество работников, у которых 43% показателей получили оценку «Хорошо» и «Отлично» по результатам оценки | 15 | 18,75 |
2. Количество прошедших испытательный срок | 20 | 25 |
3. Количество уволенных среди адаптированных сотрудников | 10 | 12,5 |
4. Соответствие 80% фактических задач запланированным. | 18 | 85,71 |
5. Количество работников, успешно прошедших социально-психологическую адаптацию (по мнению менеджера по персоналу) | 14 | 22,35 |
6. Показатель "Взаимоотношения в коллективе" оценен на "Хорошо" или "Отлично" | 15 | 71,43 |
Выводы по таблице:
1. Показатели оценки находятся на среднем уровне.
2. Количество сотрудников, прошедших испытательный срок невысок, при этом некоторые из них (12,5%) впоследствии уволились.
3. Невысокими являются показатели социально-психологической адаптации как, по мнению менеджера по персоналу, так и по данным листов адаптации, заполненных руководителями.
Процентные показатели приведенных показателей показаны на рисунке 2.12.
Рисунок 2.12 - Анализ успешности прохождения адаптации
Также был проведен опрос руководителей. Они были опрошены по следующим вопросам:
- Сколько раз Вы принимали участие в адаптации (то есть и в процедуре оценки)?
- Была ли адаптация успешной?
- Считаете ли Вы адаптацию важной?
- Проводится ли программа адаптации на должном уровне?
- Ваши предложения.
Всего было опрошено 19 руководителей, принимавших участие в адаптации. Распределение ролей в период адаптации (в качестве оценивающих либо наставников и по частоте участия) показано в таблице 2.15.
Успешность адаптации оценивается руководителями высоко (80% указали на это).
Таблица 2.15 – Участие руководителей в программе адаптации
Форма участия руководителей | Частота участия, раз | ||
1 | 2 | 3 | |
Наставничество | 7 | 2 |
|
Оценка | 4 | 2 | 4 |
В программе адаптации принимали участие 20 наставников. Среди них также был проведен опрос с помощью анкеты.
Результаты проведенного анкетирования среди наставников:
1. Большинство (67%) наставников считает, что адаптация проводится на должном уровне.
2. Основными причинами недостатков системы признаны несвоевременная работа вспомогательных служб (указали 56% наставников), нечеткая (нерегламентированная) подготовка к адаптации нового сотрудника (48%), что подтверждают данные о том, что 63% наставников указали, что рабочее место нового сотрудника обеспечивается несвоевременно.
3. Большинство наставников (88%) удовлетворены доплатой за наставничество.
4. Большинство наставников (63%) указывают на сложность социально-психологической адаптации.
Результаты исследования мнения сотрудников, участвующих в программе адаптации, по вопросам организации адаптации, сведены в таблицу 2.16.
По результатам исследований мнений по данным вопросам, можно рассчитывать на поддержку мер усовершенствования со стороны всех участников процедуры.
Таблица 2.16 – Результаты опроса о программе адаптации
Вопрос | Показатель | Адаптированные сотрудники | Наставники | Руководители | Итого | ||
Необходима ли адаптация? | Кол-во работников, ответивших положительно, чел. | 20 | 19 | 15 | 54 | ||
Отн. количество, % | 95,24 | 90,48 | 78,95 | 88,52 | |||
Проводится ли адаптация на должном уровне? | Кол-во работников, ответивших положительно, чел. | 15 | 17 | 14 | 46 | ||
Отн. количество, % | 71,53 | 80,95 | 73,68 | 75,41 | |||
Исследование мнения адаптированных сотрудников по разным блокам прошло в рамках одного анкетирования. Результаты исследования успешности проведения адаптации, по мнению адаптированных сотрудников, представлены в таблицах 2.17 – 2.20
Таблица 2.17 - Удовлетворенность особенностями работы
Фактор | Абс.кол-во, чел. | Отн. кол-во, % |
1.Содержание труда | 14 | 65 |
2.Наличие перспектив | 11 | 53 |
3.Оснащенность рабочего места | 16 | 78 |
4.Размер зарплаты | 7 | 35 |
5.Организация труда | 14 | 67 |
6.Отношения с руководителем | 14 | 69 |
7.Отношения с коллегами | 17 | 81 |
Были обобщены данные по продолжительности овладения профессиональными навыками, указанными работниками (таблица 2.18).
Таблица 2.18– Срок овладения профессиональными навыками
Срок | до 2 месяцев | от 2 до 6 месяцев | от 6 до 12 месяцев | свыше года |
Абс. кол-во, чел. | 9 | 8 | 4 | 0 |
Отн. кол-во, % | 42,86 | 38,10 | 19,05 | 0,00 |
При проведении анкетирования были выявлены основные затруднения, возникающие у работников в процессе адаптации. Они были сгруппированы и количественно обобщены в виде таблицы (таблица 2.19).
Таблица 2.19– Затруднения в процессе адаптации
Показатель | Абс.кол-во, чел. | Отн.кол-во, % |
Задержка в оборудовании рабочего места | 7 | 33,33 |
Продолжение таблицы 2.19
Показатель | Абс.кол-во, чел. | Отн.кол-во, % | |
Обращение к руководству | 7 | 33,33 | |
Общение с коллегами (коллективом) | 12 | 57,14 | |
Отсутствие информации о лицах, к которым можно обратиться по интересующим вопросам | 5 | 23,81 | |
Отсутствие информации о трудовой дисциплине, принятой в компании: |
| ||
- отношение к опозданиям, отсутствиям; | 2 | 9,52 | |
- график работы, обеденные перерывы; | 1 | 4,76 | |
- правил пользования средствами связи; | 3 | 14,29 | |
- дисциплинарные нарушения. | 3 | 14,29 | |
Таким образом, можно сказать, что несвоевременная подготовка рабочего места, отсутствие информации о трудовой дисциплине, затруднения в общении с коллективом, с руководством компании, говорит о недостаточно эффективной системе адаптации персонала, существующей в компании.
Одной из задач анкеты было выявление информации, которую следует включить в «Справочник новичка». Количественное и процентное распределение мнений работников по данному вопросу показано в таблице 2.20.
Таблица 2.20 – Результаты опроса по поводу разделов «Справочника новичка»
Раздел | Абс.кол-во,чел. | Отн.кол-во,% |
О принятой форме одежды | 7 | 33,33 |
О принятых нормах общения | 11 | 52,38 |
О правилах общения с клиентами | 17 | 80,95 |
О правилах обращения к руководству и коллегам | 17 | 80,95 |
Об оформлении пропуска | 14 | 66,67 |
О традициях компании | 18 | 85,71 |
О графике работы и обеденном перерыве | 11 | 52,38 |
О местонахождении столовой, | 13 | 61,90 |
О правилах пользования | ||
- электронной почтой | 14 | 66,67 |
- телефоном | 8 | 38,10 |
- офисной техникой | 7 | 33,33 |
Продолжение таблицы 2.20
Раздел | Абс. кол-во, чел | Отн. кол-во, % | |
- компьютерной сетью | 14 | 66,67 | |
О процедуре получения зарплаты | 15 | 71,43 | |
О правилах оформления |
| 0,00 | |
- больничного | 8 | 38,10 | |
- отсутствия | 16 | 76,19 | |
- бланков основных документов, регламентов | 16 | 76,19 | |
Об ответственных за оборудование рабочего места | 18 | 85,71 | |
О миссии, стратегии компании | 18 | 85,71 | |
О ценностях компании | 18 | 85,71 | |
Выводы по таблицам:
· наибольшая неудовлетворенность адаптированных сотрудников связана с факторами: наличие перспектив и размер зарплаты;
· срок овладения профессиональными навыками оценивается как приемлемый;
· наиболее часто работники указывали на трудности в общении с коллегами (57%), задержки в оборудовании рабочего места и обращении к руководству (по 33%), отсутствие информации о лицах, к которым можно обратиться по интересующим их вопросам (по 23%);
· большинством были указаны следующие разделы для «Справочника новичка»:
- о правилах общения с клиентами;
- о правилах обращения к вышестоящему руководству и коллегам;
- об оформлении пропуска, о процедуре получения зарплаты, о правилах оформления отсутствия, бланков основных документов, регламентов;
- о миссии, стратегии компании, о ценностях компании;
- об ответственных за оборудование рабочего места и процедуре оборудования.
Предложения наставников и руководителей были обобщены и сведены в таблицу 2.21
Таблица 2.21 – Предложения по усовершенствованию программы адаптации
Количество Предложения | Руководителей | Наставников | ||
Абс., чел. | Отн.,% | Абс.,чел. | Отн.,% | |
Упрощение системы адаптации | 14 | 73,68 | 19 | 90,48 |
Увеличение вовлечения рядовых сотрудников | 11 | 57,89 | 16 | 76,19 |
Распределение ответственности по подготовке к приходу нового сотрудника | 15 | 78,95 | 15 | 71,43 |
Улучшение работы отдела персонала | 6 | 31,58 | 7 | 33,33 |
Улучшение работы ответственных за оборудование рабочего места служб | 8 | 42,11 | 9 | 42,86 |
Необходимость социально-психологической адаптации | 16 | 84,21 | 17 | 80,95 |
Из таблицы видно, что наиболее часто высказываемые предложения:
· упрощение системы адаптации;
· увеличение вовлечения числа рядовых сотрудников;
· разработка программы социально-психологической адаптации.
Соответственно, могут быть сформулированы недостатки, устранение которых позволит повысить эффективность действующей системы адаптации:
· недостаточная эффективность социально-психологической адаптации,
· недостаточная подготовка к приходу сотрудников менеджером по персоналу вспомогательных служб,
· недостаточное ознакомление с миссией, стратегическими аспектами существования компании,
· недостаточность информирования о продукции компании,
· сложность системы,
· нечеткость взаимодействия со вспомогательными службами при обеспечении рабочего места нового сотрудника,
Но могут быть обозначены факторы, способствующие преодолению недостатков и решения (рекомендации) для них:
· признание важности адаптации руководителями, наставниками,
· достаточно хорошо выстроенная программа адаптации.
По этим причинам вводимые изменения существующей на предприятии системы должны быть преимущественно построены на предложениях руководителей и наставников, следовательно, допустимые решения:
· массовые процедуры адаптации,
· включение в адаптацию рядовых сотрудников компании,
· формирование справочника новичка с соответствующими разделами,
· улучшения работы по подготовке к приходу нового сотрудника,
· использование мер, улучшающих взаимодействие в коллективе, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию новых сотрудников.
Итак, в соответствии с результатами анализа деятельности компании многие из угроз внешней среды являются также возможностями ввиду устойчивого положения компании на рынке. Кроме того, у компании есть ряд неоспоримых преимуществ (широкий ассортимент продукции, хорошее качество обслуживания, отлаженная сеть связей с потребителями, сотрудничество со сбытовыми структурами), которые позволяют нейтрализовать угрозы и воспользоваться возможностями внешней среды. По результатам анализа персонала компании и эффективности системы управления персоналом, были сделаны выводы о сильных и слабых сторонах коллектива и программы работы с ним.
Удовлетворенность персонала оплатой труда и возможностями карьерного роста невысокая. Работникам не предоставляется возможность участвовать в управлении, большинство решений принимаются высшим руководством. При этом организации присущ авторитарный стиль руководства.
Проблемы, существующие в компании с точки зрения структуры и персонала и проводимой работы в управлении персоналом, обусловлены нежеланием работников выполнять работу на должном уровне. Одной из причин является учет не всех потребностей персонала при построении работы в области управления персоналом. Особой категорией являются молодых работников, составляющих большую часть персонала и наиболее проблемную. В соответствии с этим, первоочередную важность приобретает программа адаптации новых работников.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 223.