На некоторых предприятиях система адаптации выстраивается в соответствии с последним признаком классификации. Но для подробной и эффективной ее организации следует рассмотреть вопрос об этапах процесса адаптации с точки зрения различных авторов, компонентах ее организации.
Т. Ю. Базаров считает, что условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа [1].
1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Однако следует помнить, что даже если сотрудник имеет опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, ввиду различий в организационной структуре новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию.
2. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации.
Как правило, программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием). В программе ориентации выделяют 2 части: общую и специальную.
В ходе проведения общей программы ориентации затрагиваются следующие вопросы:
· Общее представление о компании (цели, приоритеты, проблемы; традиции, нормы, стандарты; продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя; разнообразие видов деятельности; организация, структура, связи компании; информация о руководителях);
· Политика организации (принципы кадровой политики; принципы подбора персонала; направления профессиональной подготовки и повышения квалификации; содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности; правила пользования телефоном внутри предприятия; правила использования различных режимов рабочего времени; правила охраны коммерческой тайны и технической документации)[1];
· Оплата труда (нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников; оплата выходных, сверхурочных);
· Дополнительные льготы (страхование, учет стажа работы; пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству; возможности обучения на работе; наличие столовой, буфетов; другие услуги организации для своих сотрудников);
· Охрана труда и соблюдение техники безопасности (места оказания первой медицинской помощи; меры предосторожности; предупреждение о возможных опасностях на производстве; правила противопожарной безопасности; правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них);
· Работник и его отношения с профсоюзом (сроки и условия найма; назначения, перемещения, продвижения; испытательный срок; руководство работой; информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу; права и обязанности работника; права непосредственного руководителя; постановления профсоюзов и политика компании; руководство и оценка исполнения работы; дисциплина и взыскания, оформление жалоб; коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей);
· Служба быта (организация питания; наличие служебных входов; условия для парковки личных автомобилей);
· Экономические факторы (стоимость рабочей силы; стоимость оборудования; ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев).
Затем может быть проведена специальная программа, осуществляемая как в формах бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). Обычно в специальной программе затрагиваются следующие вопросы[14].
· Функции подразделения (цели и приоритеты, организация и структура; направления деятельности; взаимоотношения с другими подразделениями; взаимоотношения внутри подразделения);
· Рабочие обязанности и ответственность (детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом; нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения; длительность рабочего дня и расписание);
· Требуемая отчетность (виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней; отношения с местными и общегосударственными инспекциями);
· Процедуры, правила, предписания: правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; поведение в случае аварий, правила техники безопасности; информирование о несчастных случаях и опасности; гигиенические стандарты; охрана и проблемы, связанные с воровством; отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению; правила поведения на рабочем месте; перерывы (перекуры, обед); использование оборудования; контроль и оценка исполнения;
· Представление сотрудников подразделения.
3. Действенная адаптация. Этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу, он обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации, важно оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами[17].
4. Функционирование. Это завершающий этап адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. При спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1 — 1,5 лет работы, при регулируемом - может наступить уже через несколько месяцев [1].
А.В. Миронова выделяет следующие этапы адаптации новых сотрудников[18]:
1. Подготовительный.
Начало его - принятие решения о приеме на работу конкретного сотрудника. В это время планируется процесс адаптации, разрабатывается его программа, определяются лица, ответственные за мероприятия по каждому направлению (назначаются кураторы (менеджеры СУП), наставник, готовится пакет документов, рабочее место).
2. Выход на работу нового сотрудника.
Беседа менеджера по персоналу с новичком о: истории компании, руководящем составе, правилах внутреннего трудового распорядка, структуре организации, порядке оплаты и премировании, корпоративных нормах, правилах, сотруднику выдаются подготовленные документы.
Наставник или руководитель отдела знакомит сотрудника с: коллегами и их функциональными обязанностями, историей структурного подразделения, схемой взаимодействия с другими отделами, порядком оформления документов, включая отчетность.
Также на данном этапе происходит обсуждение и согласования с сотрудником плана адаптации.
3. Вводное обучение.
4. Реализация плана адаптации.
· Руководитель подразделения или наставник:
- Определяет долгосрочные, первоочередные цели;
- Описывает требования к работе и ожидаемые результаты;
- Контролирует выполнение задач в соответствии с листом адаптации;
· Куратор совместно с ним осуществляет программу социально-психологическая адаптации по направлениям:
- определение психологической совместимости с коллективом, профилактика конфликтов;
- мотивация новичка;
- ознакомление с корпоративной культурой, этикой деловых отношений;
- помощь в развитии необходимых компетенций.
На данном этапе происходят регулярные встречи менеджера по персоналу и работника.
5. Оценка результатов прохождения адаптации.
· Встреча работника со всеми лицами, ответственными за адаптацию;
· Оценка листа адаптации и выполнения поставленных задач, овладения компетенциями [23].
А.П. Егоршин выделяет этапы адаптации персонала, которые по содержанию могут быть охарактеризованы как методы или способы адаптации[13]:
· Испытательный срок продолжительного от 3-х до 6-и месяцев, в течение которого осуществляется овладение необходимыми навыками и умениями и "доводка" работника до необходимых требований модели рабочего места;
· Адаптация молодых специалистов на должностях мастеров и специалистов продолжительностью до трех лет, в течение которых он набирает необходимый производственный опыт и "включается" полноправным членом коллектива предприятия или организации;
· Программа введения в должность руководящего работника продолжительностью до одного года, в течение которого он изучает внутренние нормативные документы подчиненных сотрудников и стратегию развития предприятия до получения необходимого мастерства управления;
· Наставничество и консультирование как форма руководства процессом адаптации молодых рабочих и специалистов со стороны опытных руководителей с ярко выраженными педагогическими навыками;
· Развитие человеческих ресурсов (человеческого капитала) как формы всестороннего развития личности сотрудника организации на протяжении всего периода работы до ухода на пенсию [13].
Сравнение представленных точек зрений показано в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Сравнительная характеристика подходов к процессу адаптации
Автор | Т.Ю. Базаров | А.В. Миронова | А.П. Егоршин |
Этапы | -Оценка уровня подготовленности работника. - Ориентация - общая программа; - специальная программа. - Действенная адаптация. - Функционирование. | - Подготовительный. - Выход на работу нового сотрудника. - Вводное обучение. - Реализация плана адаптации. - Оценка успешности прохождения адаптации. | - испытательный срок; - адаптация молодых специалистов; - программа введения в должность; - наставничество; - развитие человеческих ресурсов. |
Общее | Рассматривают адаптацию как постепенный последовательный процесс Рассматривает адаптацию с точки зрения работы службы управления персоналом |
Продолжение таблицы 1.1
Автор | Т.Ю. Базаров | А.В. Миронова | А.П. Егоршин |
Отличное | - рассматривает адаптацию как процесс, конечная цель которого – успешное приспособление работника, - направлен на человека. | - направлен на формальную сторону адаптации работника; - включает определение результата адаптации, получение обратной связи; - носит практическую направленность. | - этапы представлены непоследовательно; - представляет и методы адаптации персонала, и принципы кадровой политики. |
Существуют другие подходы к вопросу организации процесса адаптации. Один из распространенных – дифференцировать адаптируемых работников и вакантные должности. Так, Климашин И.А. считает уместным создание отдельных программ для должностей разного уровня с учетом следующих факторов[16]:
· Содержание работы;
· Статус и уровень ответственности;
· Разное рабочее окружение;
· Личностные особенности сотрудников [16].
По мнению Юрасова И.А., технология адаптации имеет две стороны: “адаптация для себя, для сотрудника” и “адаптация для организации”. Эти две стороны технологии связаны между собой, но имеют различные цели. Адаптация для себя предполагает создание в минимально короткие сроки имиджа профессионала; адаптация для организации – получение максимально управляемого сотрудника. При этом он рассматривает три группы персонала:
1) люди 35 – 45 лет, люди активного и трудоспособного возраста, сменившие профессию и пришедшие в новую организацию из других профессиональных групп (ученые, инженерно- технические работники, учителя, преподаватели вузов, работники промышленных, строительных, торговых предприятий);
2) люди 20-25 лет, молодые специалисты, окончившие профильные финансово- кредитные высшие и средние учебные заведения;
3) люди, не имеющие четко оформленной предметной специализации, обладающие обширными деловыми или личностными связями [34].
Таким образом, представленные подходы показывают разносторонность направлений развития программы адаптации в разных компаниях, что позволяет выбрать наиболее подходящее в соответствии со спецификой конкретной компании.
Адаптация персонала осуществляется посредством ряда методов, описанных ниже[7].
1. Испытательный срок - это основной период адаптации нового сотрудника организации.
Пункт об испытательном сроке включается в контракт при следующих условиях:
· Этот период необходим в связи со специфическими особенностями работы;
· Необходимость "приглядеться" к новому сотруднику и скрываемым качествам;
· Принятый сотрудник не полностью отвечает требованиям, предъявляемым к "идеальному" работнику;
· Это соответствует действующему законодательству о труде;
· Установленный срок достаточен для овладения рабочими навыками;
· Организован систематический контроль за выполнением работы и регулярная помощь (обратная связь с работником);
· В конце этого периода работник будет извещен о его соответствии или несоответствии занимаемому рабочему месту [13].
По общему правилу, предусмотренному законодателем (ст. 70 ТК РФ), этот период не должен превышать трех месяцев. Исключение сделано лишь для руководителей организаций, главных бухгалтеров и их заместителей, а также для руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений. Испытание деловых и профессиональных качеств этих работников может длиться до шести месяцев. Та же статья 70 ТК РФ устанавливает круг лиц, которым работодатель вообще не вправе предлагать испытательный срок при приеме на работу. Это беременные женщины, подростки, не достигшие 18 лет, сотрудники, приглашенные на работу в порядке перевода от другого работодателя, а также молодые специалисты, впервые поступающие на работу по специальности[14].
Ближе к концу испытательного срока нужно определиться с дальнейшей судьбой работника. Если его профессиональные качества окажутся неудовлетворительными, организация имеет право, предупредив работника в письменной форме за три дня до окончания испытательного срока, расторгнуть с ним трудовой договор. Причем необходимо четко изложить причины, послужившие основанием для признания работника не выдержавшим испытание. Расторжение трудового договора по данному основанию осуществляется без учета мнения профсоюза и без выплаты выходного пособия (ч. 2 ст. 71 ТК РФ).
2. Введение в должность.
В случае если организация уже столь велика, чтобы полагаться только на личные контакты нельзя, один из способов обеспечить наилучшее начало работы новому работнику состоит в разработке и реализации программы введения в должность [13]. Введение в должность может быть индивидуальным и групповым.
Групповое введение в должность сводится к прочтению курса ориентации. Программа общей и специальной ориентации была представлена в описании классификации с точки зрения Т.Ю. Базарова [1].
Индивидуальное введение в должность начинается сразу же после принятия предложения о работе в форме предварительного рассказа об организации, предоставления книг, брошюр, буклетов и т.п. Можно составить специальную Памятку работника, содержащую сведения об организации, структуре, производстве, условиях трудоустройства, социальной политике, льготах, медицинском обслуживании и пр.
Индивидуальное введение в должность завершается на рабочем месте непосредственным руководителем или специальным наставником. Непосредственный руководитель поздравляет нового сотрудника с началом работы, представляет коллективу (рассказывает биографию, особо отмечая достоинства), знакомит с подразделением и обстановкой в нем, подробно излагает требования, в том числе и неписаные, сообщает о трудностях, которые могут встретиться и наиболее распространенных ошибках в работе; о будущих коллегах, особенно тех, у кого трудный характер, и тех, на которых всегда можно положиться, просить совета.
Руководитель осуществляет также инструктаж, контроль за первыми шагами новичка, выявляет сильные и слабые стороны его подготовки, определяет реальную потребность в дополнительном обучении, оказывает всестороннюю помощь в адаптации[22].
Каждому новичку необходимо прикрепить наставника, обладающего достаточно высоким статусом в коллективе, коммуникабельного, готового прийти на помощь.
Непосредственному руководителю целесообразно составить такие документы, как план-график введения в должность с запасом времени 10-15% времени (но на самом деле незаметно осуществлять более быструю подготовку, тогда «досрочное» освоение работы повышает моральный дух, самооценку, удовлетворенность фирмой и руководством), карточку контроля адаптации и постоянно держать в поле зрения этот процесс. План введения в должность может выглядеть, как показано на рисунке 1.1.
В течение первой недели руководителю желательно ежедневно видеться с работником, узнавать об успехах и помогать устранить проблемы. Это позволит как можно раньше (идеально в течение месяца) полностью составить представление о его недостатках и достоинствах, взаимоотношениях в коллективе и т.п. [7]. Руководитель также обязан выявить и зафиксировать все случаи нарушения трудовой дисциплины, включая внутрисменные простои и потери рабочего времени; социально-психологический климат в коллективе в связи с появлением «новичка», вмешиваться лично во все нестандартные или конфликтные ситуации с «новичком», ни в коем случае не давать его на «съедение» неформальному лидеру; не применять строгих мер административного, экономического, социологического и психологического воздействия на «новичка» в период испытательного срока (кроме случаев грубых нарушений, аварий, травматизма) [13]. А поскольку введение в должность проводится во время испытательного срока, являющегося основной мерой программы адаптации то роль руководителя особо важна при адаптации новых сотрудников.
План введения в должность.
Ф.И.О.
___________________________________________
Дата начала работы___________________________
Предмет беседы | Ответственные, Ф.И.О. | Дата Подпись |
Рисунок 1.1 – Бланк плана введения в должность
3. Адаптация молодых специалистов
В качестве основных элементов адаптации молодого специалиста можно выделить следующие:
· Овладение системой профессиональных знаний и навыков;
· Овладение профессиональной ролью [15];
· Выполнение требований трудовой и исполнительской дисциплины;
· Самостоятельность при выполнении должностных функций;
· Удовлетворенность выполняемой работой;
· Интерес к работе, возможность реализации своего потенциала;
· Стремление к совершенствованию в рамках профессии;
· Информированность по важнейшим вопросам работы;
· Установление хороших взаимоотношений с коллегами;
· Ощущение психологического комфорта;
· Чувство справедливого вознаграждения за труд;
· Взаимопонимание с руководителем.
Адаптация молодых специалистов может быть представлена в виде схемы (рисунок 2.2) [13].
1. Прохождение производственной и функциональной практики в подразделениях предприятия |
|
|
|
|
|
|
|
2. Прием на работу молодого специалиста в отдел персонала |
3. Собеседование с заместителем руководителя по кадрам и председателем совета молодых специалистов |
4. Социальная адаптация молодого специалиста (1 – 3 мес.) | |
Для выпускников вузов – приказ о стажировке, встреча с руководителем стажировки, составление и утверждение индивидуального плана адаптации | Для выпускников техникумов – приказ о наставничестве, встреча с наставниками и подготовка плана адаптации на рабочем месте |
5. Профессиональная адаптация на рабочем месте (до 3 лет) | |||
Стажировка в течение года, наставничество | Составление отчета по стажировке | Рассмотрение и принятие решения комиссии после завершения стажировки | Выполнение заданий руководителя на рабочем месте |
6. Повышение деловой квалификации (курсы – ИПК, школа менеджеров, курсы рационализаторов) |
7. Анализ профессиональной адаптации и включение в резерв | |||
Оценка потенциала специалиста | Оценка индивидуального вклада | Вхождение в трудовой коллектив | Возможность профессио-нального выдвижения |
Рисунок 2.2 – Схема работы с молодыми специалистами в организации
4. Наставничество – это процесс, в котором один человек (наставник) ответствен за должностное продвижение и развитие другого человека (наставляемого) вне рамок обычных взаимоотношений менеджера и подчиненного.
Наставничество касается следующих вопросов[26]:
· Введение в должность и перспективы карьерного роста;
· Вхождение в коллектив;
· Вхождение в целом в организацию.
Основные задачи наставника:
· Помощь работнику в освоении и выполнении возложенных на него профессиональных обязанностей;
· Создание условий для развития творческого потенциала (рассматривать предложения наставляемых, помогать в их реализации);
· Оказание помощи при адаптации в освоении корпоративной культуры, закрепленной на предприятии [11].
Характерные черты наставника включают в себя:
· Сильную мотивацию в оказании помощи другим в их развитии;
· Значительный и признанный опыт в навыках;
· Способность определять слабые и сильные стороны наставляемого и формулировать действия по их исправлению или развитию;
· Личные навыки в построении взаимоотношений с наставляемым (и с его менеджером) и проведении тренинга;
· Знание интересов, желаний и способностей своих подчиненных;
· Оказание доверия подчиненным и ожидание того же от них; сосредоточение их интересов в большей степени на личности, чем на работе [13].
М. Латуха выделяет 2 типа компаний в зависимости от института наставничества:
1. Наставничество как система начинает работать только при появлении новых сотрудников и только на время испытательного срока.
2. Наставничество существует на постоянной основе.
В первом случае система адаптации тесно связана с обучением. В каждом отделе назначается наставник, ответственный за адаптацию нового сотрудника. В обязанности наставника входят кураторство и контроль самого процесса адаптации в течение испытательного срока.
В организациях второго типа с момента появления новых сотрудников за каждым закрепляется наставник. У одного наставника может быть и несколько подопечных. Они взаимодействуют и после испытательного срока, в течение всего времени работы в компании. Несколько раз в год наставник может организовывать специальные встречи с подопечными, обсуждать достигнутые результаты, возникающие проблемы. Наставничество носит циклический характер: каждый сотрудник, проработавший в организации определенное время и добившийся конкретных результатов, обязательно становится наставником [19].
5. Консультирование.
Индивидуальное консультирование означает слушание отдельного работника и предоставление ему возможности найти способы решения проблемы или уменьшить беспокойство в значимых для него областях. Среди навыков, требующихся для успешного консультирования на рабочем месте, выделяют[9]:
· Точно определить задачу консультирования;
· Принять неэмоциональную и независимую точку зрения - отсюда использование нами таких понятий, как "деликатная постановка вопросов" и "без критики";
· Навыки, помогающие пониманию: слушание, анализ ситуации, деликатная постановка вопроса, не вовлекаться эмоционально, умение зондировать общественное мнение;
· Навыки, помогающие обдумыванию способов достижения желаемых результатов: умение подсказывать, помощь в рождении идей, умение вести дискуссии, тактичность и дипломатичность;
· Умение сообщать плохие новости.
6. Тренинг – это набор средств, с помощью которых знания, процедуры и мысли преобразуются в практические действия. Тренинг имеет ряд дополнительных значений[11]:
· Планомерный подход, предусматривающий отработку определенных навыков в сочетании с усилением мотивации работника относительно совершенствования работы;
· Процесс, в ходе которого один тренирует другого относительно основ его деятельности путем интенсивного обучения, демонстрации и практической работы;
· Ежедневное обучение и руководство с целью повысить эффективность исполнительской деятельности.
Эти определения тренинга включают в себя несколько важных тем, которые повторяются почти во всех публикациях по персоналу[10]:
· Планомерная отработка навыков;
· Инструктирование, демонстрация, практическая работа;
· Мотивация к улучшению (производительности и качества труда);
· Стремление к повышению эффективности работы.
Основные качества хороших тренеров (обучающих):
· Заинтересованы в своих людях и роли "тренера";
· Ищут потенциальные возможности для развития персонала;
· Владеют педагогическими навыками;
· Имеют большое терпение и такт;
· Особенно не навязывают свое мнение обучаемым;
· Хорошо вникают в психологию управления;
· Владеют вербальными и невербальными коммуникациями [10].
Применительно к адаптации вопрос тренингов непосредственно касается так называемого Welcome!-тренинга.
Данный инструмент адаптации является относительно новым, но доказывает свою эффективность на практике. Он выступает как помощь в ориентировании нового сотрудника в большом объеме информации. Продолжительность тренинга зависит от потребностей компании, а именно, от объема той информации, которую планируется донести до новичков. Периодичность программы зависит от того, как часто и в каком количестве на предприятие приходят новые сотрудники[30].
Тренинг может включать перечисленные ниже информационные блоки (процедуры).
1. Сведения о компании, представленные в доступной форме;
2. Производимые продукты (оказываемые услуги);
3. Корпоративная культура (Разъясняются ее нормы и принципы, основные положения Корпоративного кодекса компании, стандарты в области дресс-кода, делового этикета, рассказывается о негласных традициях, мероприятиях, поздравлениях);
4. Корпоративная политика в области управления персоналом. Задача данного блока – донести информацию о возможностях, предоставляемых компанией сотрудникам, в следующих сферах:
· Профессиональное рост (проведение обучения);
· Развитие карьеры (порядок проведения оценочных процедур, примеры достижений сотрудников);
· Система вознаграждений;
· Условия работы – порядок выдачи зарплаты, предоставления льгот;
· Бытовые вопросы.
5. Экскурсия по компании, например:
· Посещение производства;
· Посещение музея компании;
· Проход по «Аллее славы».
«Аллея славы» – условное название экспозиции дипломов и наград организации, которые размещают на стенах в коридорах или холлах офиса. В некоторых компаниях есть доски почета с фотографиями и описаниями заслуг ключевых сотрудников. Все это можно дополнить, например, небольшой подборкой снимков, сделанных на корпоративных мероприятиях[30].
6. Фильм о компании. В нем, как правило, рассказывается о создании и становлении компании, выпускаемом продукте или оказываемых услугах, корпоративной жизни. Показ фильма осуществляется в том информационном блоке, к которому он относится. Это может быть классический повествовательный фильм, или просто подборка историй.
7. Ответы на вопросы;
8. Оценка курса.
К подготовке «Welcome! - Тренинга» важно привлечь специалистов и руководителей разных подразделений. Она должна включать следующие этапы[32]:
1. Уточнение целей курса и ожидаемых результатов.
2. Определение структуры и содержания программы. Для этого можно провести фокус-группу или интервью среди тех сотрудников, которые работают в организации сравнительно недавно (полгода, год) и могут подсказать, дефицит какой информации они испытывали, когда только пришли в компанию.
3. Подготовка содержательной части тренинга, определение продолжительности и формы проведения. На этом этапе нужно выделить интересные примеры из жизни компании, составить список вопросов для интерактивного обсуждения и подготовить раздаточные материалы.
4. Оценка курса. Как было указано выше, «Welcome! Тренинг» не является тренингом в его привычном понимании, поэтому процесс оценки может включать всего два шага:
· Фиксирование реакции новичков: понравилась ли им форма проведения программы, все ли было понятно и т. д. В конце обучения участникам можно предложить для заполнения небольшую анкету, так называемый smiles-тест, включающий не более 7–10 вопросов[32];
· Проверка знаний с использованием тестов о продукте / услугах, если в этом есть необходимость.
Начинать адаптационный курс рекомендуется с приветствия и вводного слова одного из топ - менеджеров. В зависимости от размера и структуры компании это могут быть генеральный директор, кто-либо из его заместителей, начальник HR-службы. Участие в программе представителя руководства будет позитивно воспринято новичками и повысит статус самого вводного курса. Как вариант, можно подготовить видеообращение первого лица компании к новым сотрудникам.
Основную часть курса, как правило, проводит сотрудник службы персонала – тренинг-менеджер или специалист по подбору и адаптации. Описанием продукта/услуг чаще всего, занимаются работники соответствующего профиля – технологи, маркетологи.
В блоке, разъясняющем кадровую политику организации, наряду со специалистом HR-отдела может выступить сотрудник любого другого подразделения, который расскажет о себе и своем карьерном пути в компании. Это позволит завоевать большее доверие новичков и, в то же время, будет дополнительной мотивацией для самого работника[30].
Для рассказа о социальной политике и защите интересов персонала можно пригласить представителя профсоюза.
Кроме передачи новичкам знаний «из первых рук», такая форма вводного курса, как «Welcome! Тренинг», позволяет дополнительно мотивировать уже работающих сотрудников компании, занятых в проведении адаптационной программы.
7. «Справочник новичка»
Одним из инструментов адаптации также может быть руководство для нового сотрудника или «Справочник новичка», который включает следующую или любую другую информацию в зависимости от специфики компании информацию:
· Приветствие руководителя;
· Подробную информацию о компании;
· Данные обо всех структурных подразделениях (включая данные о руководителях);
· Основные аспекты корпоративной кадровой политики;
· Список служебных телефонов [10].
Итак, в данном параграфе были показаны различные точки зрения на этапы и методы адаптации. Основными подходами к последовательности организации процесса адаптации являются подход Т.Ю. Базарова и А.В. Мироновой. Методы адаптации были рассмотрены с позиции А.П. Егоршина. Это: испытательный срок, введение в должность, наставничество, адаптация молодых специалистов, консультирование, тренинг (Welcome! – тренинг), «Справочник новичка»[1].
Дата: 2019-12-22, просмотров: 255.