Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей или всеобщей культурой. В то же время наша культура неоднородна. Во всех обществах существует множество подгрупп, различающихся своими культурными ценностями и традициями. Такого рода культурные группы, с одной стороны тесно связанные с доминирующей культурой, а с другой стороны отличающиеся от нее, принято называть субкультурами.
Субкультура - система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.
В современном обществе существует значительное количество таких субкультур. Это классовые, этнические, молодежные субкультуры и т.д.
В той или иной степени каждый человек принадлежит к какой-то субкультуре, хотя чаще они не имеют ни самоназвания, ни системы символов, обозначающих их границы. В молодежных формированиях наиболее часто имеют место молодежные субкультуры, контркультуры, криминальная (зоновская) субкультура, и элементы детской субкультуры.
1. Молодежная субкультура (подростковая) - культурное пространство и круг
общения подростковых и молодежных сообществ, помогающих им адаптироваться в социуме и создавать свои автономные формы культурной активности. Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры - стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса. Поэтому, несмотря на декларирование представителями субкультуры своей приверженности каким-либо идеологическим, религиозным, политическим концепциям, обычно они не особо вникают в них и в основном объединяются по внешним характеристикам - одежда, прическа, музыка, места общения и т.д.
Подростковые и молодежные субкультуры выполняют не только социализирующие функции, но и конструктивно-творческие, поскольку явления молодежной субкультуры непосредственно включены в жизнь общества и определяют некоторые формы его развития.
2. Контркультура - совокупность принятых в группе культурных образцов,
которые противоположны образцам доминирующей культуры и бросают ей вызов. Данное
явление, получившее название «контркультуры» появилось в 1960-е годы. В наиболее
развитой форме этот феномен проявился в элитарных университетах США и Западной
Европы. В крайней и наиболее последовательной форме проявилась в движении хиппи.
На место господствовавшего культа денег, материального благополучия они выдвинули
культ простоты. На место конформизма как ценности («будь как все») пришла высокая
оценка способности быть непохожим на других, жить как живется, не оглядываясь на
других. Джинсы, бывшие в Америке рабочей одеждой, стали использоваться
состоятельными студентами как повседневная, а то и выходная одежда, в которой
посещали университет, гуляли по улице, ходили на концерты. Ценились не просто
джинсы, а тертые до дыр. Хиппи ввели моду на длинные волосы у мужчин. Распущенные
женские волосы стали выходной прической. В употребление вошли грубые ботинки
рабочего и солдатского типов. В это же время, впервые в цивилизованной истории Запада
женщины обнажили на всеобщее обозрение коленки, надев мини-юбки. Повсеместным
стало доселе редкое ношение девушками брюк, особенно в общественных местах.
Трезвости, как норме жизни, было противопоставлено употребление наркотиков (именно
здесь начало эпидемии наркомании, захлестнувшей Запад, а теперь и территорию
бывшего СССР). В моду вошла музыка, резавшая слух старшему поколению. Хиппи
увлекались бродяжничеством, попрошайничали.
Появление контркультурных тенденций вызывается разными причинами. Прежде всего, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени и имеется в любом обществе, за исключением случаев институированного единомыслия (в условиях диктатуры и тоталитарных режимов). Подобные явления начинаются с отрицания существующей культуры, которая объявляется чепухой, хламом. В результате образование только мешает продвижению в этом направлении. Чаще всего носителями подобных тенденций выступает молодежь и/или представители преступного мира. Порою для того, чтобы занять видное место в контркультурной среде, надо просто активно отрицать существующую культуру, ничего не предлагая взамен.
3. Криминальная субкультура.
Субкультура многих молодежных движений часто содержит те или иные элементы криминальной субкультуры, некоторые виды которых вообще базируются на криминальной субкультуре.
Криминальная субкультура - это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций. Эти асоциальные группы характеризуются размытостью моральных норм, жестокостью, утратой общечеловеческих качеств - жалости, сострадания и т.д., отсутствием запретов на любую, в том числе и интимную информацию, половой распущенностью, низким уровнем развития и т.д. Для нее характерны жестокость и обман, безжалостность и вымогательство, паразитизм и вандализм. Причем зачастую это выдается за справедливость, верность товариществу, долг перед «своими». Во многих группировках организуются занятия силовыми видами спорта (в основном восточными единоборствами).
Криминальная субкультура, благодаря наличию в ней определенной доли романтических моментов, таинственности, необычности, привлекательности, сравнительно легко усваивается молодежью. Немаловажную роль играет и то, что криминальной субкультуре свойственен игровой и эмоциональный характер.
Приверженность криминальной субкультуре, усвоение ее норм и ценностей осуществляется, как правило, личностью, не получившей в силу различных условий признания и решившей добиться его, по крайней мере, в криминальном сообществе. Приобщение к криминальной субкультуре происходит относительно быстро и является своеобразным способом компенсации неудач, преследующих личность; особенно это касается лиц молодежного возраста.
4. Детская субкультура - культурное пространство детского сообщества, куда, как в данность, включен каждый ребенок. Она складывается как наследуемая каждым поколением детей совокупность языковых форм, смыслов, установок, способов общения, манеры поведения, характерных для детских сообществ в той или иной конкретно исторической ситуации.
Детская субкультура занимает особое место в общечеловеческой культуре. По некоторым параметрам она относительно автономна, поскольку ее основные ценности передаются изустно, а также через транслируемые из поколения в поколение сверстников нормы общения и взаимодействия. В детском фольклоре, например, содержится особый кодекс поведения, наряду с фиксируемыми нравственными нормами в отношении самого детского сообщества и сообщества взрослых. Эти нормы, закрепленные в традиционных словесных формулах, часто имеют для детей почти магическую силу.
Обобщенно рассматривая субкультуру в качестве определенного набора символов, можно констатировать наличие семантических элементов субкультуры, достаточно специфичных, чтобы говорить о том, что их носители (будь то люди или письменные материалы или электронные ресурсы) с большой степенью вероятности находятся в контексте искомой субкультуры. При этом подобные элементы должны быть достаточно лаконичны по форме, чтобы их было возможно использовать при поиске материалов и идентификации контекста.
Выделение индикаторов для каждой субкультуры - сложная и трудоемкая работа. Для этой цели производится исследование субкультуры каждого конкретного неформального движения, и выделяются какие-либо специфические (и менее специфические) слова и словосочетания, характерные для семантического поля его субкультуры.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 237.