Неформальные молодежные движения и объединения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение............................................................................................................................... 3

2. Неформальные молодежные движения и объединения................................................... 4

2.1 .Термины и понятия

2.2. Классификация неформальных движений

2.3. Субкультура молодежных формирований

2.4. Предпосылки образования неформальных молодежных формирований

2.5. Структура молодежных движений

2.6. Неформальные молодежные движения и объединения в Московской области

3. Экстремизм......................................................................................................................... 15

3.1. Основные юридические понятия в области экстремизма

3.2. Экстремистское поведение молодежи

3.3. Некоторые молодёжные объединения экстремистской направленности в
современной России

4. Профилактика экстремизма в молодежной среде.........................................................  21

4.1. Принципы, типы и основные направления профилактики молодежного
экстремизма

4.2. Деятельность органов государственной власти и органов местного
самоуправления по предотвращению экстремизма в молодёжной среде

5. Положительный опыт работы органов местного самоуправления и учреждений
по работе с молодежью Московской области по вопросам организации
профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде.............................  25

6. Приложение.....................................................................................................................   32

6.1. Нормативные правовые акты

6.2. Использованная литература

7. Составители......................................................................................................................    67

 

 






Введение

Глобальный характер изменений в экономической, политической и идеологической сферах привел к потере реальных жизненных ориентиров у части российской молодежи. В нашем обществе разрушена старая система ценностей, а новая еще только начала формироваться.

Снятие ряда ограничений на объединения граждан привело к очень быстрому возникновению ряда неформальных движений, в которые были вовлечены миллионы молодых людей. По данным различных социальных исследований в неформальном движении участвуют миллионы молодых россиян. Если 15-20 лет назад спектр интересов различных объединений сводился к 10-20 наименованиям, то сегодня речь идет о многих десятках (от 70 до 200).

Неформальные объединения молодежи - это автономно и спонтанно возникающие молодёжные группы и движения, объединённые общими идеалами и интересами, отличными от общепринятых, традиционных представлений о престижном и полезном. Неформальные объединения молодёжи исторически возникают вместе с выделением молодёжи в отдельную социально-демографическую группу, расширением границ молодёжного возраста, с ростом многообразия форм её воспитания и образования.

Факт существования неформалов четко прослеживается на примере Московского региона и Московской области, где уживаются представители различных молодежных течений.

Они могут успешно вписываться в процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим фактором, выступая с позиций голого критиканства и открытого противостояния правоохранительным органам и органам власти. Деятельность абсолютного большинства самодеятельных объединений осуществляется в рамках правовых и моральных норм, однако для 6 - 9 % таких групп характерны антисоциальные проявления.

Возникновение неформальных молодежных движений и объединений, их быстрый рост, сигнализирует о том, что в обществе существуют проблемы, противоречия, значительный недостаток в удовлетворении интересов и запросов людей, и эти новые образования восполняют, компенсируют его.

Неформальное движение в Подмосковье можно охарактеризовать как объединение организаций самых различных общественных, общественно-политических ориентации, в основе деятельности большинства из которых лежат традиции демократизма и свободомыслия. Неформальные движения и объединения представляют самые разнообразные интересы входящих в них молодых людей, которых отличает активная жизненная позиция, подражание выбранному типу поведения.

Неформальные объединения молодёжи образуют особый молодёжный социум или молодёжную субкультуру, в которой выражаются как специфически молодёжные интересы (спорт, мода и т.д.), так и своеобразно понимаемые молодёжью традиционные формы деятельности (политика, искусство, бизнес и т.д.).

В качестве неформальных объединений молодёжи выступают разного рода инициативные группы, клубы по интересам и т.д. Хотя во всех такого рода молодёжных объединениях господствует спонтанное, неформальное общение, они имеют вполне определённую внутреннюю структуру. Для всех неформальных объединений молодёжи характерно наличие неформальных лидеров, идентификационных символов и ритуалов, особого языка (слэнга). Сверх того, многие молодёжные группы располагают своими рабочими и печатными органами.

Экстремистские проявления наблюдаются у относительно небольшого круга молодых людей. Деятельность каждого неформального молодежного движения и объединения нуждается в глубоком анализе. Данное пособие является сборником данных различных организаций, проводящих работу среди неформальных объединений молодежи. Надеемся, что содержащиеся в нем материалы окажут практическую помощь в работе всем заинтересованным лицам

Термины и понятия

В настоящее время при описании неформальных молодежных движений и объединений используются различные термины, взятые из области права, культурологии, биологии, социологии и социальной психологии, или просто из средств массовой информации. В такой ситуации одни и те же термины нередко имеют разное значение, особенно если отсутствует их юридическое определение.

«Неформальные объединения» - неюридическое понятие, пришедшее из газет в 80-е годы как противовес «формальным», т.е. официально определенным зарегистрированным организациям. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать как формирования, объединяющие в себе молодежь по признаку субкультуры.

У неформального объединения отсутствуют обязательные, юридически определенные атрибуты общественного объединения: устав, учредители и многое другое. Часто отсутствует сам факт объединения, так как под одним и тем же названием могут существовать разные формирования, как, к примеру, это имеется у "сатанистов" - фанатов тяжелого "сатанистского" рока и сторонников различных философских концепций "сатанизма".

Неформальные объединения не стремятся регистрировать себя в качестве юридического лица, не желают уведомлять (по довольно сложной форме) о своем создании как общественного объединения без образования юридического лица, во многом выводя себя за рамки регулирования Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Все неформальные движения могут называться движениями только условно, так как в общепринятом юридическом понимании ни движениями, ни объединениями они не являются. Единственным признаком, объединяющим входящих туда подростков является субкультура - то есть, прежде всего, специфическая внешняя символика и атрибутика, во вторую очередь - нормы поведения, и только в третьих - какая-либо идеология и мораль. К примеру, скинхедами являются не те, кто имеет пронацистскую идеологию, а те, кто бреет голову и имеет иную внешнюю атрибутику скинов.

В разное время у термина «неформальные молодежные объединения» имелось несколько смысловых нагрузок. В 1980-е годы это было почти синонимом термина «самодеятельные объединения», которые в свою очередь были прообразами официальных общественных объединений, существующих в настоящее время.

После выхода самодеятельных (общественных) объединений «из подполья» в рамках неформальных молодежных объединений остались только молодежные субкультурные сообщества и радикальные формирования, которые не имели возможности стать официальными общественными организациями.

Почти все существующие неформальные объединения (за исключением радикалов) можно отнести к категории досуговых, т.е. ориентированных на свободное времяпровождение.

Учитывая это, в данном пособии под неформальным объединением мы будем подразумевать вид социальных объединений различных категорий людей, отличительной особенностью которого является спонтанно сложившаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом не институциональной (т.е. не зафиксированной в государственных, общественных традиционно сложившихся институтах) сферы, которая основана на принципах самодеятельности.

Экстремизм 3.1.

В современной России

В зависимости от направленности деятельности молодежные экстремистские организации, действующие на территории России, можно классифицировать по следующим основным течениям.

 

Религиозная направленность

В настоящее время наблюдается рост активности ряда объединений, культивирующих религиозный фанатизм, который основывается на извращённых духовных канонах. Как правило, эта деятельность сопряжена с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а также с совершением иных противоправных деяний. При этом тщательно камуфлируемые религиозные доктрины данных структур допускают использование насилия, угроз, шантажа, если они идут на благо организации.

Наибольшую опасность сегодня представляют сторонники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама - ваххабизм.

Лидеры и идеологи ваххабитского течения работу среди российской молодёжи считают одним из главных направлений своей деятельности. В ряде субъектов Российской Федерации функционируют так называемые центры исламской молодёжи и лагеря исламской молодёжи, где членами международных террористических и экстремистских организаций ("Хизбут-Тахрир", "ИДУ", "Рефах", "Аль-Фатх", "НУР" и др.) проводится обучение радикальному исламу, вербовка и вовлечение граждан в экстремистские формирования.

Еще одним религиозным течением, в рядах которого наблюдается большое количество молодых людей, являются сатанисты.

Из наиболее известных объединений сатанистов нашего времени можно назвать: церковь сатаны, Международную ассоциацию люциферистов кельтско-восточного обряда, "Зелёный орден", "Чёрный ангел", "Южный крест", культ Афины Паллады, культ Изиды, "Готы".

Представители этих движений несут ответственность за случаи ритуального насилия, являются социально опасными, особенно для молодёжи, поскольку воздействуют на неокрепшую психику молодых людей.

Например, готы - движение, зародившееся в конце 70-х годов 20-го века на волне пост-панка. Готическая субкультура разнообразна и неоднородна. Общими чертами для нее являются: мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике, пристрастие к фильмам ужасов, соответствующей литературе и музыке.

 

Готы идеализируют смерть, но при этом тоже любят жить, только с надрывом. Суть их идеологии - смакование боли и страданий. Позитив в общем понимании ничего не значит для настоящего гота. Наоборот, ему приятно упиваться своим несчастьем, реальным или надуманным. Готы даже создали свою философию, в которой счастливые представляются ограниченными, а несчастные - свободными. Обратное понимание вещей - способ выразить себя и найти свое место в жестоком мире. В этом понимании уныние -не христианский грех, а естественное состояние.

Готическая эстетика крайне эклектична по набору используемых и популярных символов, можно встретить и египетскую, и христианскую, и кельтскую символику. Основным готическим символом является египетский крест «Анкх», символ вечной жизни. Также часто употребляются и другие египетские символы, такие, как «Глаз Ра». Кельтская символика встречается в виде обильного использования кельтских крестов и различных кельтских орнаментов. Достаточно широко представлена оккультная символика - используются пентаграммы (как обычные, так и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти - украшения с гробиками, черепами, и т.д. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей - различные изображения летучих мышей (связь с вампирами и с готами очевидна) можно встретить на сотнях готических страниц в интернете и на множестве готов в виде украшений.

Характерный внешний вид готов:

- Чёрная или чёрная с элементами других цветов (в основном красного) одежда;

- Чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью косметики);

- Высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь;

- Чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для
девушек), одежда под старину, кожаная одежда;

- Чёрные повязки на руках (запястьях);

- Шипованный ошейник;

- Контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией
бесцветной радужной оболочки;

- Серебряные (или другого белого металла) украшения оккультной тематики.



Политическая направленность

К числу экстремистских политических организаций и движений, наиболее активно действующих на территории России, ставящих своей целью изменение конституционного строя в России, относится партия "Русское национальное единство" (РНЕ), которая является крупной праворадикальной политической организацией.

За последние годы в ряде городов и регионов отмечалась активность последователей РНЕ, деятельность которых заключается, как правило, в распространении материалов, популяризирующих идеи РНЕ и содержащих призывы к вступлению в эту организацию. Однако в ряде регионов имели место действия сторонников РНЕ, непосредственно направленные на разжигание национальной розни.

Следует отметить также и леворадикальные объединения. В первую очередь это -Революционный коммунистический союз молодёжи (большевиков) и Авангард красной молодёжи (АКМ), которые возникли после раскола Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ), а также запрещённая ныне Национал-большевистская партия (НБП). Данные организации объединяют молодых людей прокоммунистической ориентации и имеют выраженную экстремистскую направленность, ставя своей целью борьбу с властью.

 

Приложение


6.1. Нормативные правовые акты

 

19 мая 1995 года                                                                                                              N 82-ФЗ

 


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ (извлечение)

Принят

Государственной Думой 14 апреля 1995 года

(в ред. Федеральных законов от 17.05.1997 N 78-ФЗ, от 19.07.1998 N 112-ФЗ, от 12.03.2002 N 26-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 10.01.2006 N 18-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 19.05.2010 Ы88-Ф3)

Глава I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 10.01.2006 N 18-ФЗ.

Статья 3. Содержание права граждан на объединение

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих

 

целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Статья 5. Понятие общественного объединения

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица -общественные объединения.

Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

общественная организация;

общественное движение;

общественный фонд;

общественное учреждение;

орган общественной самодеятельности;

политическая партия, (абзац введен Федеральным законом от 12.03.2002 N 26-ФЗ)

Часть вторая исключена. - Федеральный закон от 12.03.2002 N 26-ФЗ.

Статья 15. Принципы создания и деятельности общественных объединений

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

Статья 16. Ограничения на создание и деятельность общественных объединений

Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности, (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

Включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

Ограничения на создание отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться только федеральным законом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ

МОЛОДЕЖНЫХ И ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (извлечение)

                                                                                                                                Принят

Государственной Думой 26 мая 1995 года

(в ред. Федеральных законов

от 21.03.2002 N31-03, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации (далее - молодежные и детские объединения), (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и зашиты их прав, (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Глава I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением федеральными органами исполнительной власти мер государственной поддержки молодежных и детских объединений.

2. Иные отношения, в которые вступают молодежные и детские объединения с федеральными органами исполнительной власти, юридическими лицами и гражданами, регулируются соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

молодежные и детские коммерческие организации;

молодежные и детские религиозные организации;

молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами;

молодежные и детские объединения, учреждаемые либо создаваемые политическими партиями.

 

 

3. Требования в отношении молодежных и детских объединений, устанавливаемые пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, не могут служить основанием для ограничения права детей и молодежи на объединение.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственной поддержке молодежных и детских объединений

1. Законодательство Российской Федерации о государственной поддержке
молодежных и детских объединений состоит из настоящего Федерального закона,
основывающегося на положениях Конституции Российской Федерации и являющегося
частью законодательства Российской Федерации об общественных объединениях.

2. Вопросы государственной поддержки молодежных и детских объединений в субъектах Российской Федерации регулируются законодательством субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Если международным договором   Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Принципы государственной поддержки молодежных и детских объединений

Исходя из основных направлений государственной молодежной политики государственная поддержка молодежных и детских объединений осуществляется в соответствии с принципами:

приоритета общих гуманистических и патриотических ценностей в деятельности молодежных и детских объединений;

равенства прав на государственную поддержку молодежных и детских объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона;

признания самостоятельности молодежных и детских объединений и их права на участие в определении мер государственной поддержки;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Меры государственной поддержки молодежных и детских объединений не могут быть использованы федеральными органами исполнительной власти, должностными лицами против законных интересов молодежных и детских объединений, а также в целях изменения характера их деятельности, (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 4. Молодежные и детские объединения, являющиеся объектами государственной поддержки

1. Государственная поддержка в соответствии с настоящим Федеральным законом может оказываться зарегистрированным в установленном законом порядке: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

детским объединениям, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности, (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Государственная поддержка общероссийских, международных молодежных и детских объединений осуществляется при соблюдении ими следующих условий:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

объединение является юридическим лицом и действует не менее одного года с момента его государственной регистрации;

в объединении насчитывается не менее 3000 членов. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Соответствие обращающегося за государственной поддержкой молодежного или детского объединения установленным настоящим Федеральным законом требованиям определяется федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики.

3. Объединение молодежного или детского объединения в ассоциацию (союз) с другими молодежными или детскими общественными объединениями при сохранении им организационной самостоятельности не может служить основанием для исключения его из числа объектов государственной поддержки.

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 5. Права молодежных и детских объединений (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Молодежные и детские объединения имеют право:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

готовить доклады Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о положении детей и молодежи, участвовать в обсуждении докладов федеральных органов исполнительной власти по указанным вопросам, а также вносить предложения по реализации государственной молодежной политики;

вносить предложения субъектам права законодательной инициативы по изменению федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы детей и молодежи;

участвовать в подготовке и обсуждении проектов федеральных программ в области государственной молодежной политики.

2. Представители молодежных и детских объединений, их координационных советов имеют право участвовать в заседаниях федеральных органов исполнительной власти при принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы детей и молодежи.





РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (извлечение)

Принят  

Государственной Думой

21 мая 1999 года

Одобрен

Советом Федерации 9 июня 1999 года

(вред. Федеральных законов от 13.01.2001 N 1-ФЗ,

от 07.07.2003 N 111-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 01.12.2004 N 150-ФЗ,

от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 22.04.2005 N 39-ФЗ,

от 05.01.2006 N 9-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ,

от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ,

от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 13.10.2009 М233-Ф3)

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Глава I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; (абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные

действия;

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

(абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 111-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ)

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; (в ред. Федерального закона от 01,12.2004 N 150-ФЗ)

индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, - пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта, (абзац введен Федеральным законом от 22.04.2005 N 39-ФЗ)

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного
обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней,
индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности
полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного

самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; (в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ)

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного
взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает
административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и
освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

3. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.










И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Составители

Данное пособие подготовлено Комитетом по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодёжью Московской области в соответствии с решением Антитеррористической комиссии Московской области по вопросу «О совершенствовании взаимодействия органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области с общественными и религиозными объединениями по вопросам профилактики экстремизма на национальной и религиозной почве, формировании толерантности и культуры межнационального общения жителей Подмосковья» (п. 1.5.2 протокола № 18 от 07.07.2009 г.)-

Согласовано:

- Письмом Министерства по делам территориальных образований Московской
области от 14.07.2010 № 23-1276;

- Письмом Министерства образования Московской области от 12.07.2010
№5742-12д/08;

- Письмом Главного управления внутренних дел по Московской  области
от 15.07.2010 №35/1996;

- Письмом Главного управления региональной безопасности Московской области
от 06.10.2010 №25-4459-1.

Утверждено распоряжением Комитета по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области от 28.10.2010 № 120/рп.

Благодарим за предоставленный информационный материал и активную помощь при подготовке пособия:

- Главное управление внутренних дел по Московской области;

- Министерство по делам территориальных образований Московской области;

- Министерство образования Московской области;

- Главное управление региональной безопасности Московской области;

- Институт молодежной политики и социальных технологий «МАТИ» - Российского
государственного технологического университета имени К.Э. Циолковского.

Выражаем признательность главам муниципальных образований и руководителям органов, реализующих полномочия по осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью в муниципальных образованиях и муниципальных учреждениях по работе с молодежью Московской области:

• Городской округ Балашиха;

• Городской округ Бронницы;

• Волоколамский муниципальный район;

• Воскресенский муниципальный район;

• Городской округ Дзержинский;

• Дмитровский муниципальный район;

• Городской округ Долгопрудный;

• Егорьевский муниципальный район;

• Истринский муниципальный район;

• Каширский муниципальный район;

• Городской округ Климовск;

• Клинский муниципальный район;

• Коломенский муниципальный район;

• Городской округ Коломна;

• Городской округ Королев;

• Городской округ Лосино-Петровский;

• Лотошинский муниципальный район;

• Луховицкий муниципальный район;

• Можайский муниципальный район;

• Мытищинский муниципальный район;

• Ногинский муниципальный район;

• Одинцовский муниципальный район;

• Озерский муниципальный район;

• Городской округ Орехово-Зуево;

• Орехово-Зуевский муниципальный район;

• Павлово-Посадский муниципальный район;

• Подольский муниципальный район;

• Раменский муниципальный район;

• Городской округ Рошаль;

• Ступинский муниципальный район;

• Городской округ Троицк;

• Городской округ Черноголовка;

• Чеховский муниципальный район;

• Шатурский муниципальный район;

• Щелковский муниципальный район;

• Городской округ Электрогорск;

• Городской округ Электросталь;

• Городской округ Восход.

 






СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение............................................................................................................................... 3

2. Неформальные молодежные движения и объединения................................................... 4

2.1 .Термины и понятия

2.2. Классификация неформальных движений

2.3. Субкультура молодежных формирований

2.4. Предпосылки образования неформальных молодежных формирований

2.5. Структура молодежных движений

2.6. Неформальные молодежные движения и объединения в Московской области

3. Экстремизм......................................................................................................................... 15

3.1. Основные юридические понятия в области экстремизма

3.2. Экстремистское поведение молодежи

3.3. Некоторые молодёжные объединения экстремистской направленности в
современной России

4. Профилактика экстремизма в молодежной среде.........................................................  21

4.1. Принципы, типы и основные направления профилактики молодежного
экстремизма

4.2. Деятельность органов государственной власти и органов местного
самоуправления по предотвращению экстремизма в молодёжной среде

5. Положительный опыт работы органов местного самоуправления и учреждений
по работе с молодежью Московской области по вопросам организации
профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде.............................  25

6. Приложение.....................................................................................................................   32

6.1. Нормативные правовые акты

6.2. Использованная литература

7. Составители......................................................................................................................    67

 

 






Введение

Глобальный характер изменений в экономической, политической и идеологической сферах привел к потере реальных жизненных ориентиров у части российской молодежи. В нашем обществе разрушена старая система ценностей, а новая еще только начала формироваться.

Снятие ряда ограничений на объединения граждан привело к очень быстрому возникновению ряда неформальных движений, в которые были вовлечены миллионы молодых людей. По данным различных социальных исследований в неформальном движении участвуют миллионы молодых россиян. Если 15-20 лет назад спектр интересов различных объединений сводился к 10-20 наименованиям, то сегодня речь идет о многих десятках (от 70 до 200).

Неформальные объединения молодежи - это автономно и спонтанно возникающие молодёжные группы и движения, объединённые общими идеалами и интересами, отличными от общепринятых, традиционных представлений о престижном и полезном. Неформальные объединения молодёжи исторически возникают вместе с выделением молодёжи в отдельную социально-демографическую группу, расширением границ молодёжного возраста, с ростом многообразия форм её воспитания и образования.

Факт существования неформалов четко прослеживается на примере Московского региона и Московской области, где уживаются представители различных молодежных течений.

Они могут успешно вписываться в процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим фактором, выступая с позиций голого критиканства и открытого противостояния правоохранительным органам и органам власти. Деятельность абсолютного большинства самодеятельных объединений осуществляется в рамках правовых и моральных норм, однако для 6 - 9 % таких групп характерны антисоциальные проявления.

Возникновение неформальных молодежных движений и объединений, их быстрый рост, сигнализирует о том, что в обществе существуют проблемы, противоречия, значительный недостаток в удовлетворении интересов и запросов людей, и эти новые образования восполняют, компенсируют его.

Неформальное движение в Подмосковье можно охарактеризовать как объединение организаций самых различных общественных, общественно-политических ориентации, в основе деятельности большинства из которых лежат традиции демократизма и свободомыслия. Неформальные движения и объединения представляют самые разнообразные интересы входящих в них молодых людей, которых отличает активная жизненная позиция, подражание выбранному типу поведения.

Неформальные объединения молодёжи образуют особый молодёжный социум или молодёжную субкультуру, в которой выражаются как специфически молодёжные интересы (спорт, мода и т.д.), так и своеобразно понимаемые молодёжью традиционные формы деятельности (политика, искусство, бизнес и т.д.).

В качестве неформальных объединений молодёжи выступают разного рода инициативные группы, клубы по интересам и т.д. Хотя во всех такого рода молодёжных объединениях господствует спонтанное, неформальное общение, они имеют вполне определённую внутреннюю структуру. Для всех неформальных объединений молодёжи характерно наличие неформальных лидеров, идентификационных символов и ритуалов, особого языка (слэнга). Сверх того, многие молодёжные группы располагают своими рабочими и печатными органами.

Экстремистские проявления наблюдаются у относительно небольшого круга молодых людей. Деятельность каждого неформального молодежного движения и объединения нуждается в глубоком анализе. Данное пособие является сборником данных различных организаций, проводящих работу среди неформальных объединений молодежи. Надеемся, что содержащиеся в нем материалы окажут практическую помощь в работе всем заинтересованным лицам

Неформальные молодежные движения и объединения

Термины и понятия

В настоящее время при описании неформальных молодежных движений и объединений используются различные термины, взятые из области права, культурологии, биологии, социологии и социальной психологии, или просто из средств массовой информации. В такой ситуации одни и те же термины нередко имеют разное значение, особенно если отсутствует их юридическое определение.

«Неформальные объединения» - неюридическое понятие, пришедшее из газет в 80-е годы как противовес «формальным», т.е. официально определенным зарегистрированным организациям. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать как формирования, объединяющие в себе молодежь по признаку субкультуры.

У неформального объединения отсутствуют обязательные, юридически определенные атрибуты общественного объединения: устав, учредители и многое другое. Часто отсутствует сам факт объединения, так как под одним и тем же названием могут существовать разные формирования, как, к примеру, это имеется у "сатанистов" - фанатов тяжелого "сатанистского" рока и сторонников различных философских концепций "сатанизма".

Неформальные объединения не стремятся регистрировать себя в качестве юридического лица, не желают уведомлять (по довольно сложной форме) о своем создании как общественного объединения без образования юридического лица, во многом выводя себя за рамки регулирования Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Все неформальные движения могут называться движениями только условно, так как в общепринятом юридическом понимании ни движениями, ни объединениями они не являются. Единственным признаком, объединяющим входящих туда подростков является субкультура - то есть, прежде всего, специфическая внешняя символика и атрибутика, во вторую очередь - нормы поведения, и только в третьих - какая-либо идеология и мораль. К примеру, скинхедами являются не те, кто имеет пронацистскую идеологию, а те, кто бреет голову и имеет иную внешнюю атрибутику скинов.

В разное время у термина «неформальные молодежные объединения» имелось несколько смысловых нагрузок. В 1980-е годы это было почти синонимом термина «самодеятельные объединения», которые в свою очередь были прообразами официальных общественных объединений, существующих в настоящее время.

После выхода самодеятельных (общественных) объединений «из подполья» в рамках неформальных молодежных объединений остались только молодежные субкультурные сообщества и радикальные формирования, которые не имели возможности стать официальными общественными организациями.

Почти все существующие неформальные объединения (за исключением радикалов) можно отнести к категории досуговых, т.е. ориентированных на свободное времяпровождение.

Учитывая это, в данном пособии под неформальным объединением мы будем подразумевать вид социальных объединений различных категорий людей, отличительной особенностью которого является спонтанно сложившаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом не институциональной (т.е. не зафиксированной в государственных, общественных традиционно сложившихся институтах) сферы, которая основана на принципах самодеятельности.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 226.