«В акустике - ГОСТ 25902-83, ГОСТ 51061-97, стандарт ANSI S3.2, Процедура оценки разборчивости речи включает:
- выбор для прослушивания элементов речи (звуки, слоги, слова, фразы);
- подбор состава экспертов;
- оценивание качества голоса диктора, его дикции, интонации и др.;
- определение требований к помещению и условиям в нем (уровню шумов и др.)
- выбор методики проведения измерений и методов статистической обработки результатов» [17, 19].
Стандартизованные правила регламентируют:
1. испытательный материал - специально составленные таблицы слогов, слов, фраз, которые воспроизводятся диктором для оценки уровня разборчивости речи в помещении. В отечественных стандартах чаще используется оценка слоговой разборчивости, поскольку она имеет ряд преимуществ (меньшую запоминаемость, удобство при обработке и др.).
2. специальный подбор дикторов (с хорошей дикцией, правильной речью, с хорошим слухом) зачитывают в определенном ритме стандартизованные слоговые таблицы в выбранном помещении - с естественной акустикой или через звукоусилительную систему.
3.поведение группы слушателей(20 человек)- размещается в разных местах помещения и записывает прослушиваемый текст.
Отношение правильно записанных на слух фонетических элементов к общему количеству переданных определяет процент разборчивости.
Для ориентировочной оценки результатов испытаний в стандарте приведены классы средних значений разборчивости речи, указанные в таблице.
Таблица 3. Классы средних значений разборчивости речи.
Класс | Условия | Средние значения слоговой разборчивости в % |
I | отличные | Свыше 90 |
II | хорошие | от 80 до 90 |
III | удовлетворительные | от 70 до 80 |
IV | плохие | Ниже 70 |
В аудиологии оценить уровни разборчивости речи пациентов позволяет речевая аудиометрия – одна из распространенных субъективных методик исследования слуха. Цель речевой аудиометрии состоит в определении зависимости разборчивости речи от уровня интенсивности речевого сигнала. Измерение распознавания прослушиваемой речи позволяет сделать заключение о наличие нормы или дисфункции слухового восприятия речи. Речевая аудиометрия проводится с использованием аудиометра, обладающего возможностью проведения этого исследования, воспроизводящего устройства (CD-плейер или магнитофон) и речевых таблиц многосложных слов (Гринберг Г.И. и соавт., 1957 и др.), учитывающих важнейшие фонетические особенности, характерные для русской речи. Дикторский текст подается через воздушные телефоны. Регистрируется порог недифференцированной речи и далее – 50, 80 и 100% или максимальная разборчивость речи для данного пациента. Разборчивость речи выражаемая в процентах правильных ответов при прослушивании через наушники, чаще всего оценивается в виде пяти уровней или порогов. Первый уровень - определяет интенсивность предъявляемой речи, при которой она воспринимается только как отчетливый звуковой сигнал- порог обнаружения (в норме 5-10 дБ над порогом слышимости тона 1000 Гц).
Второй уровень - разборчивость прослушиваемой речи в пределах 20% (в норме при 15-20 дБ). Третий уровень - 50% разборчивости (в норме 25-30 дБ). Четвертый уровень – 80% (в норме 35-40 дБ). Пятый уровень - 100% разборчивость, способность человека безошибочно разбирать всю артикуляционную таблицу (в норме 45-50 дБ).
Рис. 28. Процент разборчивости речи.
«Процент разборчивости, регистрируемый у конкретного человека, откладывается на специальном бланке, где по оси абсцисс даются значения интенсивности предъявления слов таблицы, а по оси ординат – процент правильных ответов обследуемого. Кроме того на бланке разборчивости обязательно присутствует кривая разборчивости при нормальном слухе (нормализованная кривая). Артикуляционную кривую, полученную при обследовании пациентов со сниженным слухом, сравнивают с нормальной артикуляционной кривой.
Кроме того, в аудиологии исследуется уровень разборчивости прослушиваемой речи в присутствии маскирующих шумов. При этом определяются пороги слышимости речи и распознавание речи.
Использование речевой аудиометрии позволяет выявить и определить природу заболевания, возможностях его лечения, оценивать эффективность настройки слухового аппарата или кохлеарного импланта» [5,7,8,18].
«При организации исследования слуха речью рекомендуется соблюдать следующие условия :учитывать анамнез или диагноз ребенка; определить требования к помещению, в котором будет проводиться исследование; выбрать методику исследования и подготовить речевой материал; использовать шепотную, разговорную и громкую речь (в зависимости от состояния слуха и цели исследования); применять в качестве речевого материала звуки речи, слова, фразы. И.Я. Темкина и др.), которые сбалансированы по частотному спектру, мощности, фонетическому и слоговому составу, а также соответствуют уровню развития речи детей с нарушениями слуха.
Штерн и др., позволяющие воспринимать 70-80% речевой информации» [10,11,15, 16].
Дата: 2019-12-22, просмотров: 311.