Порядок выборов и основания досрочного прекращения полномочий ГМО.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Согласно 131 ФЗ в структуре органов МС в качестве обязательного условия должна вводиться должность ГМО, как высшего должностного лица МС, избираемого на свой пост практически 2-мя способами:

       -подготовка и проведение прямых муниципальных выборов всем населением муниципального образования и по правилам мажоритарной избирательной системы абсолютного либо относительного большинства голосов;

       -проведение косвенных муниципальных выборов на заседании представительного органа муниципального образования и из числа присутствующих депутатов.

       В таком случае порядок выборов включает несколько основных стадий избирательного процесса:

       1. Выдвижение кандидатов на пост ГМО. В т.ч. может быть из членов партий, общественных объединений и т.д., а также самовыдвижение;

       2. Выступление кандидатов с изложением основных положений своей предвыборной программы, когда любому кандидату предоставляются равные возможности в публичной форме довести другим депутатам свою будущую предвыборную программу;

       3. Обсуждение предложенных кандидатур в качестве ГМО с оценкой другими депутатами деловых, профессиональных и личностных качеств претендентов;

       4. Голосование, которое всегда проводится в тайной форме с использованием избирательных бюллетеней;

       5. Подсчёт голосов и установление официальных результатов. Избранным считается тот, за кого проголосовало 2/3 от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

       Т.о. избранный ГМО торжественно вступает в свои обязанности путём принесения клятвы на заседании выборного органа МС в присутствии руководителей органов государственной власти субъекта РФ, представителей политических партий и иных общественных объединений граждан и членов муниципальной избирательной комиссии.

       Что касается порядка и оснований досрочного прекращения полномочий ГМО, то они, в основном, ничем не отличаются от аналогичных случаев, действующих в отношении депутатов представительного органа муниципального образования, за исключением 2 особых случаев:

       - отрешение от должности;

       - удаление в отставку ГМО.

       Согласно 131 ФЗ, ГМО может быть отрешён от должности высшим должностным лицом субъекта РФ, либо президентом РФ и при наличии такого рода фактов обстоятельств конкретного дела:

1. Издание им НПА, который противоречит Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству и вызвавшие серьёзные негативные правовые последствия;

2. Издание им ненормативного правового акта, который повлёк за собой массовые нарушения прав и свобод личности, а также нарушает территориальную целостность и государственный суверенитет РФ, либо создаёт угрозу интересам обороны и безопасности РФ;

3. Установление фактов нецелевого использования в деятельности средств федерального и регионального бюджета, выделенных в форме субвенции для осуществления отдельных государственных полномочий.

       В таких случаях сначала суд выносит решение и предлагает ГМО принять все меры для устранения выявленных нарушений действующего законодательства, но в сроки, установленные решением суда и не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения. И если ГМО не исполняет решение суда, то тогда глава субъекта РФ или президент РФ может издать специальный правовой акт об отрешении от должности ГМО, но не ранее чем через 1 месяц и не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения. Кроме того, ГМО в течение 10 дней со дня официального опубликования акта об отрешении от должности может обжаловать изданный акт через суд. Такое судебное решение носит окончательный характер.

       В соответствии с 131 ФЗ ГМО может быть удалён в отставку по решению представительного органа МО и при наступлении след конкретных обстоятельств дела:

1. В следствие систематического неисполнения своих должностных полномочий 2 и более месяцев без уважительных причин;

2. В результате признания неудовлетворительной оценки деятельности ГМО по итогам его ежегодного отчёта на заседании представительного органа муниципального образования и если такая его оценка объявляется ему два раза подряд;

3. Установление факта по его вине нецелевого использования не по назначению средств федерального/регионального бюджета, либо возникновения просроченной муниципальной задолженности по выполнению бюджетных и иных муниципальных обязательств;

4. В следствие нарушения им запретов и ограничений, предусмотренных ФЗ «О противодействии и борьбе с коррупцией»;

5. В результате совершения им действия/бездействия, которые могли привести к возникновению в муниципальном образовании конфликта на национальной, расовой, социальной основе.

В этих случаях инициатива удаления главы муниципального образования в отставку может исходить от главы субъекта РФ либо от не менее чем 1/5 количества депутатов представительного органа муниципального образования, о чём незамедлительно ставится в известность сам ГМО, который приглашается на специальное заседание. Там он вправе давать свои официальные объяснения причин, которые стали основанием для постановки вопроса о его удалении в отставку. Само решение по этому вопросу считается принятым окончательно, если за него проголосовало не менее 2/3 от установленной численности депутатов выборного органа местного самоуправления. Затем оно в течение 5 дней со дня его принятия подлежит официальному опубликованию.

 

Компетенция ГМО.

Учитывая особенности правового статуса ГМО, он фактически призван выполнять возложенные на него 3 основные функции:

1. Представительная. Состоящая в следующем:

- ГМО официально представляет и выражает интересы всего населения муниципального образования во взаимоотношениях с другими органами местного самоуправления и органами государственной власти РФ и её субъектов.

- Во-вторых, он может самостоятельно подписывать и заключать публичные договоры и соглашения о межмуниципальном сотрудничестве с иными муниципальными образованиями и иностранными партнёрами.

- В -третьих, ГМО может в некоторых случаях при необходимости созывать и вести заседания представительного органа муниципального образования, входить в его состав по должности и быть его председателем.

Помимо прочего, если он одновременно замещает должность главы местной администрации, он также может наделяться следующими дополнительными полномочиями по взаимодействию с представительным органом муниципального образования:

а) Право подписывать и обнародовать решения, принятые на заседании выборного органа местного самоуправления.

б) Право осуществления нормотворческой инициативы в представительном органе местного самоуправления во внеочередном порядке.

в) Право использовать отлагательное вето в отношении вынесенных актов представительного органа муниципального образования. Но оно может быть преодолено 2/3 депутатов.

Будучи ГМО, он наделяется полномочиями в сфере осуществления исполнительно-распорядительных полномочий.

2. Исполнительно-распорядительная функция ГМО, которая может включать в себя такие отдельные конкретные полномочия по руководству действиями местной администрации:

а) Право разрабатывать схему территориального управления делами местного значения.

б) Право самостоятельно разрабатывать структуру и штаты местной администрации.

в) Право назначать и освобождать от должности ряд руководителей местной администрации без согласования с депутатами представительного органа местного самоуправления.

г) Право самостоятельно решать вопросы приёма и увольнения кадров муниципальных служащих, заключения с ними трудовых договоров/контрактов в качестве работодателя.

д) Право по собственному усмотрению решать вопросы расходования средств местного бюджета и совершения с ними всех финансовых операций.

е) Право самостоятельно распоряжаться и управлять объектами муниципального имущества и совершать с ними по гражданскому законодательству различные виды юридических сделок.

3. Контрольная. Состоящая в следующем:

- Предполагает деятельность ГМО по проверке исполнения и соблюдения актов представительного органа МО, а также актов федерального и регионального законодательства физическими и юридическими лицами, действующими на территории МО.

- Во-вторых, данная функция предполагает участие ГМО в обеспечении охраны общественного порядка во взаимодействии с правоохранительными органами, реагирование на возникающие чрезвычайные ситуации.

- В-третьих, право ГМО на совершение отдельных видов регистрационно-разрешительных действий на занятие отдельными видами предпринимательской и иной хозяйственной деятельности и проведение массовых публичных общественных мероприятий МО.

- И обязанность ГМО рассматривать обращения населения и принимать необходимые меры по защите прав и законных интересов в судебных органах власти, в т.ч. по делам, рассматриваемым из, так называемых, публично-правовых отношений, затрагивающим интересы неопределённого круга лиц, проживающего на территории МО.

 

В целом необходимо отметить, что исходя из особенностей разграничения компетенций между ГМО и представительным органом местного самоуправления, можно выделить 2 основные модели организации муниципальной власти:

1. «Сильный мэр - слабый совет». (Томск)

Организация местного самоуправления - обычно, сильный мэр (глава МО) избирается на пост путём проведения прямых муниципальных выборов всем населением МО. И поэтому он подотчётен и подконтролен в своей деятельности не только перед депутатами представительного органа местного самоуправления, но и непосредственно перед жителями МО, а также перед органами государственной власти РФ и её субъекта. Кроме того, такой сильный мэр (глава МО) одновременно по должности является главой местной администрации и наделяется достаточно существенными полномочиями по взаимодействию с депутатами представительного органа местного самоуправления. Сильный мэр (глава МО) всегда по должности замещает обязанности главы местной администрации и, следовательно, наделяется широкими полномочиями по руководству деятельностью возглавляемой им местной администрации:

   -право расходовать средства бюджета как главного распорядителя

   -право решать вопросы распоряжения и управления муниципальным имуществом.

2. «Слабый мэр - сильный совет». (Северск)

Предусматривает проведение косвенных муниципальных выборов на должность главы МО на заседании представительного органа местного самоуправления. Кроме того, всегда слабый мэр по должности одновременно является председателем представительного органа местного самоуправления. И, следовательно, он в основном выполняет представительную и контрольную функцию. А обязанности главы местной администрации может замещать так называемый «управленец», «сити-менеджер», который избирается на конкурсной основе по решению представительного органа местного самоуправления и затем с ним главой МО заключается срочный договор-контракт на время исполнения своих должностных обязанностей. По всем вопросам своей компетенции такой слабый мэр вынужден согласовывать принимаемые управленческие решения с депутатами представительного органа местного самоуправления и в случае признания неудовлетворительной оценки деятельности такого главы МО, полномочия слабого мэра могут быть досрочно прекращены.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 198.