Планирование запасов на предприятии осуществляется по нижеприведенной методике.
Норматив оборотных средств по запасам товаров исчисляется на основании их среднего однодневного расхода (Р) и средней нормы запаса в днях.
Однодневный расход определяется путем деления затрат на определенный элемент оборотных средств на 90 дней (при равномерном характере производства – на 360 дней).
Средняя норма оборотных средств определяется как средневзвешенная величина исходя из норм оборотных средств на отдельные виды или группы комплектующих и их однодневного расхода.
Норма оборотных средств по каждому виду комплектующих учитывает время пребывания в текущем (Т), страховом (С), транспортном (М), технологическом (А) и подготовительном (Д) запасах.
Текущий запас – основной вид запаса, необходимый для бесперебойной работы предприятия между двумя очередными поставками. На размер текущего запаса влияют периодичность поставок товаров по договорам и объем их продаж. Норма оборотных средств в текущем запасе обычно принимается в размере 50% среднего цикла снабжения, что обусловлено поставкой товаров несколькими поставщиками и в разные сроки.
Страховой запас – второй по величине вид запаса, который создается на случаи непредвиденных отклонений в снабжении и обеспечивает непрерывную работу предприятия. Страховой запас принимается, как правило, в размере 50% текущего запаса, но может быть и меньше этой величины в зависимости от местоположения поставщиков и вероятности перебоя в поставках.
Транспортный запас сознаётся в случае превышения сроков грузооборота в сравнении со сроками документооборота на предприятиях, удаленных от поставщиков на значительные расстояния.
Подготовительный запас связан с необходимостью приемки, разгрузки, сортировки и складирования товаров. Нормы времени, необходимого для этих операций, устанавливаются по каждой операции на средний размер поставки на основании технологических расчетов или посредством хронометража.
Норматив оборотных средств в запасах (Нз), отражающий общую потребность в оборотных средствах по этому элементу запасов, исчисляется как сумма норм оборотных средств в текущем, страховом, транспортном и подготовительном запасах. Полученная общая норма умножается на однодневный расход по каждому виду или группам материалов. В таблице 10 приведены данные по нормативам продуктовых запасов магазина.
Таблица 10 Дневные нормативы оборотных средств в магазине «DENIM», тыс. руб.
Товарные группы | Текущий запас | Страховой запас | Транспортный запас | Подготовительный запас | Итого: |
плодоовощная продукция | 18,03 | 9,02 | 3,61 | 1,80 | 32,46 |
сахар, кондитерские изделия | 6,76 | 3,38 | 1,35 | 0,68 | 12,17 |
чай, кофе | 13,53 | 6,76 | 2,71 | 1,35 | 24,35 |
алкогольная продукция | 29,31 | 14,65 | 5,86 | 2,93 | 52,75 |
безалкогольные напитки | 9,02 | 4,51 | 1,80 | 0,90 | 16,23 |
молочные продукты | 33,81 | 16,91 | 6,76 | 3,38 | 60,87 |
сыры, колбасы | 42,83 | 21,42 | 8,57 | 4,28 | 77,10 |
мясо и мясные продукты | 29,31 | 14,65 | 5,86 | 2,93 | 52,75 |
рыба и рыбные товары | 6,76 | 3,38 | 1,35 | 0,68 | 12,17 |
прочие продукты питания | 6,76 | 3,38 | 1,35 | 0,68 | 12,17 |
хозяйственные товары | 20,29 | 10,14 | 4,06 | 2,03 | 36,52 |
сопутствующие товары | 9,02 | 4,51 | 1,80 | 0,90 | 16,23 |
Страховой запас на предприятии составляет 50% от текущего, транспортный – 20% от текущего, подготовительный – 5% от текущего.
Выбор поставщиков осуществляется по следующей технологии.
1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:
· изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;
· посещение выставок и ярмарок;
· переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальных поставщиков.
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Учитывается цена и качество поставляемой продукции, а также надежность поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.
К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:
· удаленность поставщика от потребителя;
· сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
· наличие резервных мощностей;
· организация управления качеством у поставщика;
· психологический климат у поставщика (возможности забастовок);
· способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока
· службы поставляемого оборудования;
· финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.
4. Заказ продукции.
Непосредственно формирование заявок у поставщиков осуществляется следующим образом. Менеджер по закупкам высылает поставщику по e-mail или факсу заказ, в котором перечисляется интересующая продукция, количество, условия, сроки поставки или резервирования. На основании полученного заказа поставщик выставляет подтверждение с указанием номенклатуры, цен, количества, условий и сроков поставки продукции. Формы расчетов, используемые предприятием, в динамике отображены на рис. 7.
Рисунок 7 – Формы расчета магазина «DENIM» за закупаемую продукцию, %
Таким образом, на предприятии существует тенденция к возрастанию доли продукции, закупаемой с отсрочкой платежа.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 289.