Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательской программы. Программа может реализовываться в несколько этапов исследования, и последовательность этих этапов с указанием сроков проведения исследований должна быть отражена в программе. В пункте 2.2 описывается программа исследования, включающая проблему и актуальность исследования, цель и задачи исследования, предмет и объект изучения, а также используемые студентом научные методы исследования. Формулировки целей и задач, предмета и объекта исследования не должны повторять формулировки, приводимые во введении. Если данные формулировки во введении относятся ко всей курсовой работе, то в этом пункте они отражают только цели, задачи, предмет и объект непосредственного исследования.
Проблема исследования выявляет противоречия в изучаемых явлениях, которые в работе предстоит разрешить. Например, «Планирование карьеры персонала производится работниками службы управления персоналом в одностороннем порядке без учёта интересов претендентов» или «Распределение руководителем фонда материального вознаграждения воспринимается работниками как несправедливое».
К примеру, описание программы по теме нематериальной мотивации работников может выглядеть следующим образом.
Таблица 3.1 – Программа исследования
Элемент программы | Содержание элемента |
1 | 2 |
Проблема исследования | Система нематериальной мотивации разработана без учета теории поколений в ОАО «РЖД», поэтому требует совершенствования. |
Актуальность исследования | Нематериальная мотивация трудового поведения персонала является практически единственным источником конкурентоспособности, что обуславливает роль человеческих ресурсов в организации. От того, как они относятся к своей работе, зависит успех компании. |
Цель исследования | Изучить степень влияния инструментов нематериальной мотивации на основную деятельность работников с учетом теории поколений в ОАО «РЖД» |
Задачи исследования | 1) Выявить уровень осведомлённости среди работников о существующих видах нематериальной мотивации; 2) Оценить удовлетворённость существующими видами поощрений в зависимости от категории работников; 3) Выявить уровень осведомлённости среди работников о существующих видах нематериальной мотивации; 4) Оценить удовлетворённость существующими видами поощрений в зависимости от категории работников; 5) Описать механизм реализации нематериальных поощрений; |
6) Выявить иные виды нематериальной мотивации, не включённые в программу; 7) Оценить отношение к иным видам нематериальной мотивации; 8) Сформировать предложения по совершенствованию системы нематериальной мотивации; 9) Выявить факторы (действия руководителя), снижающие мотивацию сотрудника к эффективной работе; 10) Выявить факторы, влияющие на повышение удовлетворённости сотрудников рабочим процессом; 11) Выявить факторы, мотивирующие к повышению эффективности работы. | |
Продолжение таблицы 3.1 | |
1 | 2 |
Объект исследования | Рабочие, специалисты, руководители среднего звена, руководители предприятий. |
Предмет исследования | Повышение эффективности нематериальной мотивации трудовой деятельности работников ОАО «РЖД». |
Методы исследования | Анализ документов, наблюдение, опрос, фокус-группы, метод тестов, фотография использования рабочего времени, экспертный опрос и другие. |
Описание программы может быть представлено как в таблице, так и в текстовом варианте.
Задачи исследования могут также начинаться с глаголов «обосновать», «выявить», «показать», «определить место проблемы в…», «сопоставить», «выявить корреляцию между…».
Студент должен быть использовать совокупность эмпирических методов: анализ документов, наблюдение, опрос в двух его разновидностях – анкетировании и интервью, метод тестов, социометрический анализ, сравнительный анализ и другие. Описание каждого метода предваряется небольшим (не более, чем на 0,3 страницы) теоретическим описанием метода. Этим автор поясняет, почему он выбрал этот метод для проводимого им исследования.
Далее подробно должен быть описан каждый из методов исследования. Приведём примеры представления в курсовой работе материала по методам исследования.
Метод анализа документов. Анализ документов - это метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации. Метод анализа документов – это также совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения информации из документальных источников при изучении процессов и явлений в целях решения определённых задач. К документам предприятия или организации относятся Кодексы, Положения, протоколы, доклады, решения, личные дела отчёты, приказы, распоряжения, архивные материалы.
Данный метод предоставляет исследователю возможность определить структуру и элементы изучаемой системы управления, взаимосвязи, существующие между этими элементами, изучить законы функционирования данной системы, приобрести сведения, необходимые для изменения изучаемой системы и т.д.
Документы могут быть не полностью освещать изучаемую проблему, а содержать отдельные элементы нужного автору содержания. К примеру, в организации может не быть какого-либо документа о социально-психологическом климате коллектива, но могут быть Положения, приказы, распоряжения, касающиеся отдельных факторов, влияющих на социально-психологический климат. Такими документами могут быть Кодекс профессиональной или корпоративной этики, Положение о материальной и нематериальной мотивации, приказы, касающиеся условий труда, проведения культурно-массовых мероприятий, поощрений и наказаний.
Приведём пример описания методов и методик. Рассмотрим, прежде всего, как в курсовой работе можно представить метод анализа документов.
Нами исследованы документы федерального, регионального уровня и уровня организации. Нематериальное стимулирование в ОАО «РЖД» регламентируется следующими документами:
– Положением «О видах поощрения в Центральной дирекции управления движения филиале ОАО «РЖД» от … . № … Приказ от … г. N … о видах поощрений в ОАО «РЖД»;
– Положением об организации и проведении отраслевых конкурсов «Доска почета» и «Профессиональное мастерство»;
– Положением «Об аттестации работников ОАО «РЖД»;
– Кодексом деловой этики;
– Положением о мотивации и стимулировании работников ОАО «РЖД»;
– Положением ОАО «РЖД» от … № … «О формировании единого кадрового резерва ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществ;
– Распоряжение № … от … «Об утверждении Методических рекомендаций по оценке условий труда для основных профессий ОАО «РЖД».
Наблюдение - описательный психологический - метод психологии, который заключается в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Достоинства метода наблюдения:
– позволяет непосредственно охватить и зафиксировать поведение работников;
– позволяет одновременно охватить поведение работников и руководителей по отношению друг к другу или к определенным задачам и поручениям в естественных условиях;
– наблюдение позволяет провести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов;
– проведение наблюдения не требует высокой квалификации;
– для наблюдения не требуется специальной аппаратуры.
Основным недостатком наблюдения является субъективизм в трактовке выявленных фактов.
В социологии выделяют следующие виды наблюдения:
- по форме организации - формализованное (структурированное, стандартизированное, контролируемое) и неформализованное (бесструктурное, простое, неконтролируемое);
- по степени включённости наблюдателя - невключённое (простое) и включённое (исследователь находится в составе наблюдаемых);
- по форме взаимоотношений исследователя с испытуемыми - скрытое и открытое. Скрытое и включённое наблюдение могут выступать синонимами, обозначая один и тот же вид наблюдения.
Метод наблюдения применяется для того, чтобы в процессе трудовой деятельности незаметно для персонала выявить существующие проблемы и недостатки. В ходе наблюдения может было выявлено, как сотрудники реагируют стиль руководства и на делегирование им полномочий руководителя. При помощи этого метода можно выявить отношение руководителя к делу и его личный вклад в достижение целей организации или предприятия, выявить его организаторские и коммуникативные качества.
Много информации можно получить о взаимодействии работников друг с другом по различным деловым вопросам, к примеру, в процессе документооборота (подписание документов, передача документов из отдела в отдел, своевременность выполнения поставленных задач и т.д.). Наблюдение позволит оценить социально-психологические процессы в коллективе: уровень групповой динамики и социально-психологический климат коллектива, феномены влияния группы на личность и личности на группу.
Метод наблюдения требует составления карты наблюдения с указанием цели наблюдения. В полном виде карта располагается в приложении, но детально описывается в этом пункте. Карта наблюдения может выглядеть по-разному и представляет собой таблицу, в которой по горизонтали могут, например, располагаться фамилии респондентов, а по вертикали - наблюдаемые показатели и частота их проявления. Помимо этого наблюдение предполагает и описание различных ситуаций, подтверждающих исследуемый феномен.
Опрос. Опрос – метод получения первичной социологической информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования. Опрос - это вербальный метод получения объективной информации о склонностях людей, мотивах их деятельности, мнениях, оценках. Является самым распространенным методом получения первичной информации. Достоинства опросного метода: универсальность, простота организации, возможность повторных исследований. Недостатки: контактность, вторичность по отношению к фактам, субъективность респондента, неискренность в ответах испытуемых.
Опрос имеет две формы сбора информации: анкетирование и интервьюирование.
а) Анкетирование. Это основной метод получения первичной социально-психологической информации на основе опроса испытуемого, в ходе которого в качестве инструмента используется объединённый единым замыслом вопросник (анкета).
Анкета - логически упорядоченный набор утверждений и вопросов, позволяющих собрать стандартизируемую информацию по интересующей исследователя проблеме.
По числу респондентов анкетирование бывает индивидуальное и групповое, по полноте охвата: опрос всех представителей выборки, и выборочное – опрос части представителей выборки. Сбор информации может проводиться как очно – в присутствии анкетера, так и заочно, когда анкеты раздаются респондентам в напечатанном виде или рассылаются по почте, публикуются в социальных сетях и т.д., и заполняются ими в свободное время.
Экспертный опрос – разновидность социологического опроса, в котором респондентами выступают эксперты, то есть специалисты, имеющие глубокие знания о предмете или объекте исследования.
Для проведения исследования студент самостоятельно разрабатывает анкету из 20-25 вопросов и даёт краткое их описание. По каждому вопросу должны быть представлены варианты ответов, а по некоторым вопросам и свободный ответ. Можно задать какую-либо ситуацию с вариантами ответов. При описании метода в этом пункте отмечается, сколько было вопросов, каких аспектов изучаемого явления они касались и сколько респондентов участвовали в опросе.
К примеру, по курсовой работе «Акцентуации характеров в профессиональной деятельности и управленческом общении» метод опроса в виде анкетирования можно описать следующим образом. «Нами был составлен опросник из 26 вопросов. Все вопросы были разбиты на 4 блока. Первый блок из 7 вопросов был направлен на выявление знаний студентов по теме акцентуаций характеров. Второй блок из 8 вопросов выявлял наличие или отсутствие у испытуемых какой-либо акцентуации характера. Третья группа вопросов предназначалась для выявления умений студентов использовать характерологические особенности при распределении людей на оптимальные для них рабочие места и должности. Завершающая серия вопросов касалась умения организовать деловое общение с учётом акцентуаций характеров работников.
б) Интервьюирование. Это социологический метод получения информации при непосредственной беседе интервьюера и интервьюируемого по вопросам, зафиксированным в специальном вопроснике или плане интервью.
В зависимости от степени стандартизации диалога выделяют интервью формализованное (по детально разработанной и логически последовательной программе) и неформализованное (предполагает относительную свободу интервьюера). По числу обсуждаемых тем интервью делится на фокусированное (обсуждение одной темы) и нефокусированное (нет единого предмета обсуждения). По числу участников интервью подразделяются на индивидуальные и групповые.
Индивидуальное интервьюирование имеет два способа сбора информации: по телефону или «с глазу на глаз». Для интервью достаточно 7-10 вопросов с кратким описанием направленности их содержания.
Групповое интервью имеет две разновидности – фокус-группа и мозговая атака. Фокус-группа – это беседа небольшой группы людей (8-12 человек) по определённому плану на определённую исследователем тему в непосредственном личном контакте. Фокус-группа является качественным, т.е. достаточно гибким методом сбора социологической информации, позволяет прийти к достоверным выводам.
Например, описание интервью может быть представлено следующим образом. В курсовой работе нами проводилось индивидуальное интервью с руководителем отдела кадров ООО «Техстройсервис», позволившее оценить успешность управления лояльностью персонала. В интервью руководителю предлагалось ответить на 8 открытых вопросов. Вопросы касались оценки лояльности работников к организации. Выявлялось понимание руководителем лояльности, основные формы проявления лояльности работниками, оценка уровня лояльности, обсуждались пути повышения лояльности сотрудников. Текст интервью представлен в приложении Б.
Представим пример вопросов интервью, полный перечень которых даётся в приложении.
1. Как вы понимаете значение феномена лояльность?
2. Какова, на ваш взгляд, важность лояльности персонала для организации?
3. Каковы основные направления в области управления лояльностью поддерживаются в вашей организации?
4. Каков, на ваш взгляд, уровень лояльности работников ? и др.
Автор курсовой работы должен указать, какие категории испытуемых и в каком количестве были охвачены каждым методом исследования. Называется тип выборки и обосновывается её репрезентативность. Полный текст содержания методик исследования дается в приложениях к работе.
В программе нужно описать и обосновать целесообразность и репрезентативность выборки исследования. проводимое студентом социологическое исследование может быть сплошным (генеральная совокупность) и выборочным. Совокупность, из которой отбираются варианты для изучения, называется генеральной, а отобранная из генеральной совокупности часть её членов носит название выборки, или выборочной совокупности.
При выборочном исследовании по строгим правилам отбирается определённое количество людей. Выборочная совокупность основывается на объекте исследования, то есть категориях работников предприятия. Выборочная совокупность количественно меньше, чем объект исследования, но является не менее надёжным методом. Минимальным количеством обследуемых социологи считают 25% или 20- 50 человек.
Репрезентативной выборкой в социологии считается такая выборочная совокупность, основные характеристики которой полностью совпадают (представлены в той же пропорции или с той же частотой) с такими же характеристиками генеральной совокупности.
Метод тестов. Психологическое тестирование - это метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник. Предметом тестирования могут быть любые психологические характеристики человека: психические процессы, состояния, свойства, отношения и т.п. Основой психологического тестирования является психологический тест - стандартизированная система испытаний, позволяющая обнаружить и измерить качественные и количественные индивидуально-психологические различия. Процесс тестирования, как правило, включает в себя три этапа:
1) выбор методики, адекватной целям и задачам тестирования;
2) собственно тестирование, т.е. сбор данных в соответствии с инструкцией;
3) сравнение полученных данных с «нормой» или между собой и вынесение оценки.
Нужно отличать метод и методики исследования. Метод тестов представляет собой способ познания, включающий в себя отдельные методики.. Методика - это совокупность приёмов конкретного исследования. Методики, как правило, имеют авторство и направлены на изучение тех или иных аспектов предмета исследования. Студент указывает автора методики и описывает, что собою методика представляет, что выявляет и как интерпретируются полученные по данной методике результаты. Например, метод тестов может быть представлен сотнями конкретных методик (Проективная методика определения стилевых ориентаций поведения руководителя А.А. Ершова, Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Экспресс-методика» оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе А.С. Михалюка и Л.Ю.Шалыто).
Называется автор методики, даётся описание назначения теста, число вопросов и порядок ответов на вопросы и описывается способ получения результата и сам возможный результат. Этот материал берётся из инструкции по использованию теста. Описание теста может выглядеть так.
«Для диагностики акцентуаций характеров мы использовали тест-опросник К. Леонгарда-Н.Шмишека, цель которого изучение типов и степени выраженности акцентуаций характера. Методика рассчитана на людей старше 14 лет без каких-либо других ограничений. Тест состоит из 97 вопросов, на которые в регистрационном бланке испытуемый должен ответить либо «да», либо «нет». Опросник содержит «шкалу лжи», по которой показатель выше 5 баллов свидетельствует о недостоверности ответов респондентов. Подсчёт баллов по тесту проводится в соответствии с ключом к тесту: сумма баллов умножается на соответствующий коэффициент. Баллы от 0 до 11 свидетельствуют об отсутствии акцентуации, от 12 до 15 - трактуется как наличие признаков акцентуации, от16 до 19 баллов – интерпретируется как тенденция к акцентуации и интервал от 20 до 24 баллов оценивается как наличие акцентуации. В методике приводится описание типичных проявлений акцентуаций характера каждого типа.»
Может использоваться метод сравнительного анализ, который заключается в сопоставлении отдельных свойств явлений и процессов в системах управления с целью обнаружения их сходства и различий. Обязательным для проведения данного анализа является определение критериев сравнения, присущих каждому из сравниваемых объектов, документов, явлений.
Например, «Нами было произведено сравнение 15 программ обучения по следующим критериям: год разработки, количество необходимых часов для обучения, форма итогового контроля, форма обучения и выдаваемый документ по итогам обучения. Также сравнивалось количество часов отведенных на разные модули программ. Кроме того, нами был произведен сравнительный анализ результатов анкетирования слушателей Института повышения квалификации и профессорско-преподавательского состава по критериям удовлетворенности курсом в целом, по техническими средствами обучения, по методическими материалами. Рассматривались критерии новизны изучаемого материала и практической направленности деятельности.
Ни один из приведённых выше методов социологического исследования не является универсальным. Выбрать надёжный метод - значит логически обосновать его соответствие поставленной задаче. Объем этого пункта – 3-4 страницы.
Перейти к следующему пункту курсовой работы можно при помощи следующей фразы. Подобранный и разработанный нами инструментарий позволит выявить состояние работы в коллективе по исследуемому феномену и представить результаты исследования в следующем пункте.
Требования к описанию результатов исследования
В пункте 2.3. отражаются результаты самостоятельно проведенных исследований по организации (или по студенческой группе). Объем содержания этого пункта должен быть не менее 12 страниц.
Изложение материала исследования может осуществляться в 2 вариантах.
Первый вариант. Описываются результаты, полученные по каждому из используемых методов и методик, а в конце формулируются выявленные исследованием проблемы.
При этом, если описываются результаты опроса, то не допустимо писать «На первый вопрос ответили так-то…, на второй так-то…», и так 25 раз подряд. Нужно излагать результаты опроса. Например, 30% респондентов считают, что…., 45% - ……, и только 25% уверены в том, что … Нужно помнить о необходимости перехода от одного метода или методики исследования к другому. «Следующим методом исследования был опрос в виде интервью», «Далее представим результаты исследования по методике…».
Весь этот раздел должен иллюстрироваться таблицами, схемами, диаграммами. Выводы не должны быть противоречивыми, а если результаты анализа по разным методикам различаются между собой, то автор работы должен обязательно дать этому объяснение в тексте курсовой работы.
Каждая проблема должна быть обозначена буквой, а ее формулировка связана с темой курсовой работы. К примеру, если тема курсовой «Психологические барьеры в управленческих отношениях», то проблема не должна формулироваться следующим образом «часть коллектива находится в конфликтных отношениях между собой».
Такая формулировка может подразумевать любую тему: об организационных конфликтах, о социометрическом анализе, о взаимовлиянии личности и группы и множество других. Поэтому проблема, применительно к обозначенной выше теме, должна звучать следующим образом: «часть коллектива находится в конфликтных отношениях между собой по причине наличия у отдельных работников психологических барьеров». Или « Наличие психологических барьеров в межличностном взаимодействии части коллектива приводит к возникновению конфликтов». Общее количество проблем в курсовой работе не должно быть менее четырёх.
Второй вариант. Если студент готов к более сложному анализу изучаемого явления, то он может использовать проблемный подход в подаче материала. Сначала надо описать то положительное, что есть в организации (группе), а затем все исследование представить в виде 4-5 проблем, с четкой их формулировкой и нумерацией. Следует выявить причины появления проблемы, описать как она проявляется. Внутри крупной проблемы можно выделить несколько близких по содержанию подпроблем. Если первый вариант предусматривает последовательное описание каждого метода, то при изложении материала по второму варианту позитивные явления в организации работы предприятия и каждая из проблем подтверждаются всеми используемыми в работе методами.
Таким образом, все выявленные исследованием проблемы излагаются либо в конце данного пункта после описания результатов исследования (1 вариант), либо последовательно по всему содержанию данного пункта (2 вариант).
Ошибочно подписывать рисунки как ответы на задаваемые вопросы. Например, неверно подписать рисунок так «Ответы на вопрос «Удовлетворены ли Вы соей принадлежностью к трудовому коллективу?». Подпись должна отражать содержание рисунка. Например, «Мнение респондентов об их удовлетворённости принадлежностью к трудовому коллективу».
В конце раздела обязательны выводы. Переход к третьему разделу может быть таким: «Выявленные нами проблемы в управлении… станут основой для разработки управленческих решений по их устранению».
Дата: 2019-12-09, просмотров: 256.