Рецензент - к. псих. н., доцент, кафедры «Профессиональное обучение, педагогика и психология»    Гайнанова А.Р.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                                                         

                                                          Сибирский государственный

                                                          университет путей сообщения, 2019

                                                          Николаенко В.М., 2019

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….....................4

1. Структура работы и  содержание разделов «Введение» и "Теоретические основы написания курсовой работы"……………………………………………8

1.1 Общая характеристика исследуемого феномена …………………………..14

1.2 Описание наиболее значимого феномена курсовой работы………………...20

2  Аналитическое исследование в курсовой работе……………………………25

2.1 Общая характеристика предприятия………………………………………….25

2.2 Описание программы исследования………………………………………….25

2.3 Требования к описанию результатов исследования…………………………36

3  Представление материала в проектной части курсовой работы……………...39

3.1 Разработка основных направлений и способов решения выявленных проблем……………………………………………………………………………39

3.2 План мероприятий по устранению выявленных проблем и их социальная эффективность……………………………………………………………………...40

4. Основные требования к написанию заключения, списку использованных источников и представлению приложений……………………………………….42

 Список использованных источников......…………………………………………45

 

 


Введение

 

Дисциплина "Психология управления" является основным учебным курсом по подготовке студентов к деятельности в социально-психологической сфере. Курсовая работа  по названной дисциплине направлена на   более глубокое освоение  изучаемого курса.  

Целью написания курсовой работы является:                    

–  систематизация и обобщение теоретических знаний и практических умений по изучаемой дисциплине;

–  овладение необходимыми общекультурными и профессиональными  компетенциями в виде знаний,  умений и навыков по учебной дисциплине.

–  формирование научного мышления, выработка навыков самостоятельного научного исследования, критической оценки научных взглядов, умения находить оптимальные пути решения выявленных проблем.

Учебно-методическое пособие состоит из четырёх разделов, в которых описываются требования к представлению студентом материала в каждой из частей работы. В разделе, посвященном теоретическим аспектам исследования, содержатся методические рекомендации по анализу понятий, классификаций, стадий, моделей исследования. В аналитической части работы содержатся требования к общей характеристике предприятия, подробно описывается программа исследования, дается методология исследования и варианты представления результатов исследования. Студенты учатся формулировать проблемы, выявлять причины их возникновения и описывать научными социльно-психологическими методами исследования их проявление в организации.

 В проектной части работы студент учится находить управленческие решения по устранению выявленных исследованием проблем, обосновывать их необходимость и оценивать социальную эффективность.

 

1 Структура работы и содержание разделов «Введение» и "Теоретические основы написания курсовой работы»

 

По содержанию курсовая работа    носит  программно -исследовательский характер. Начинать  погружение в тему следует   с изучения учебников и учебных пособий, в которых в систематизированном виде содержится изложение основных научных категорий, необходимых для использования в курсовой работе. Это позволит осознать сущность избранной темы и наметить основную нить исследования. Помимо учебных изданий необходимо использовать монографии, книги по теме, нормативные документы, научные статьи в журналах и сборниках. В журнальных публикациях отражаются современные проблемы той или иной темы и пути их решения, а также опыт работы лучших отечественных и зарубежных предприятий по изучаемому вопросу.

На основании собранного материала и в соответствии с заданием студент составляет план курсовой работы. В плане в логическом порядке перечисляются вопросы, которые нужно осветить в курсовой работе. Формулировки плана по мере  погружения студента в материал могут уточняться и дополняться. Курсовая работа состоит из одного теоретического и двух практических разделов. Практические разделы по своему целевому назначению разделяются на аналитический  и проектный. В этих разделах не должно быть теоретического материала, они полностью базируются на результатах эмпирического исследования и обобщении лучших отечественных и зарубежных практик организации работы по избранной теме.

Примерная структура работы:

- титульный лист;

- задание на выполнение работы;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения


Пример  содержания  курсовой работы.

Тема: Социально-психологический климат коллектива как функция руководителя.                                

Введение

 Раздел 1. Общая характеристика феномена «социально-психологический климат коллектива». 

1.1 Социально-психологический климат коллектива: понятие, основные показатели, значение в жизнедеятельности коллектива

1.2 Факторы, влияющие на социально-психологический климат коллектива.

 Раздел 2. Анализ социально-психологического климата коллектива в … (указать организацию)                              

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Программа исследования социально-психологического климата в коллективе                                

2.2. Состояние социально-психологического климата коллектива

 Раздел 3. Управленческие решения по улучшению социально-психологического климата коллектива в … (указать организацию)

3.1. Пути решения выявленных проблем в организации

3.2 Мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата коллектива и их социальная эффективность                                                  

Заключение

Список использованной литературы

Приложения                

Работа пишется без включения  в текст готовых материалов из научной литературы. Преподаватель проверяет работу на антиплагиат. Курсовая работа должна содержать не менее 50% оригинального авторского текста, а желательно 70-80%. Научные теории следует излагать своими словами в научном стиле. По ходу изложения материала, особенно в теоретическом разделе, студент должен делать ссылки на литературные источники с частотой не реже одной ссылки на 3-4 страницы текста.  Ссылки внутри текста оформляется в круглых скобках (10, 23), где первая цифра указывает на источник, а вторая на использованную страницу.   Ссылки   после текста с указанием автора даются в квадратных скобках [10,23].  . Общий объем курсовой работы – не менее 40 страниц печатного текста.  

Этапы контроля выполнения курсовой работой. После выдачи задания на курсовую работу студент в течение трёх недель представляет на подпись научному руководителю план содержания работы и список литературы. Следующий контрольный этап – предоставление руководителю теоретического раздела и методик исследования – перечня документов организации, подлежащих анализу, карты наблюдения, опроса в виде анкеты и (или) интервью, тестовых методик, которые также подписываются преподавателем. Это составляет 50% готовности работы.

Затем предъявляется второй раздел с обязательной формулировкой выявленных проблем (80% готовности работы), и после этого – полностью оформленный текст работы (100% готовность). Выполненная работа завершается защитой и выставлением оценки. Текст курсовой работы студент размещает в портфолио. Сроки работы над каждым этапом даются в задании на выполнение курсовой работы.

Защита курсовой работы обязательна. Без защищенной курсовой работы студент к экзамену не допускается. Защита работы проходит в виде публичного выступления с презентацией на 7 минут и ответов на вопросы преподавателя и аудитории в случае защиты работы в группе студентов. Речь студента должна включать вступление, основную часть и заключение. Вступление строится на содержании введения. Основная часть кратко излагает теорию вопроса, даёт характеристику объекта и программы исследования, представляет основные результаты исследования, указывает на проблемы и пути их решения. В заключении автор работы говорит о социальной значимости предложенных мер.

Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями стандарта организации СТО СГУПС 1. 01 УП. 02–2017 "Система управления качеством.   Работа письменная (самостоятельная и отчётная). Требования к структуре и оформлению».              

Введение начинается   с обоснования выбранной темы, ее актуальности и значения для руководителя. При обосновании актуальности не следует ссылаться на глобальные изменения в общественно-политической или экономической жизни страны и прочие, не связанные с непосредственной темой причины. Обоснование актуальности темы исследования должно начинаться с первой фразы введения. Студенту нужно ответить на вопрос, почему руководителю так важно владеть данной технологией  работы с людьми, то есть, почему руководителю так важно владеть знаниями по теме курсовой работы.  Ответ на этот вопрос занимает 1 страницу и состоит из 4 абзацев, в каждом из которых содержится новая мысль по данному вопросу.

Актуальность  социально-психологических знаний  для руководителя может заключаться в использовании их в разных  сферах управленческой деятельности.  

Знания руководителем индивидуально-типологических особенностей работников может помочь ему предъявить обоснованные требования к качественному подбору кандидатов на должность; распределить работников на  рабочие места, должности, на руководство временными проектами. Эти знания в наибольшей мере способствуют дифференцированному подходу к работникам с учётом их темперамента и акцентуаций характера, ведущего канала восприятия, эго-состояний и трансактного анализа  взаимодействий, психологических установок и мотивов.

Знание групповой динамики и умение ею управлять помогает руководителю создать коллектив и обеспечить его поступательное развитие, предотвратить возможную утрату интереса людей к работе и распад коллектива, а также управлять эмоциональными состояниями коллектива, создавать благоприятный социально-психологический климат. Управление групповыми социальными процессами позволит руководителю обеспечит благоприятное взаимодействие личности и группы и предотвратить возможные негативные групповые процессы.

Знание психологии общения позволяет руководителю располагать к себе окружающих, продуктивно слушать, вести конструктивную критику, разрешать конфликты, управлять отношениями с помощью невербальных средств общения, формировать организационную культуру.

Знания в области деловых коммуникаций способствуют формированию навыка эффективной организации деловых форм общения: собраний, мозговых штурмов, дискуссий, круглых столов, бесед, переговоров, телефонного разговора, презентаций, публичных выступлений, приёмов по личным вопросам.

Социально-психологические знания способны повысить личную эффективность руководителя в области тайм-менеджмента, управлению эмоциями, развитию лидерских качеств и умению выбирать оптимальный стиль руководства, мотивировать к плодотворному труду и себя, и работников.

Владение методами социальной психологии управления позволит руководителю изучить личностные и деловые качества работников и анализировать групповые процессы, а также осуществлять влияние на отдельных людей и коллективы методами убеждения, внушения, подражания и заражения.

Студент может использовать что-либо из перечисленного выше или найти другие варианты ответов на вопрос актуальности изучаемой им проблемы для руководителей.

Затем во введении формулируются цель курсовой работы и раскрывающие её задачи; обозначаются объект и предмет исследования.  

Цель курсовой работы – изменение к лучшему  состояния дел в организации. Цель содержит указание на предполагаемые направления использования результатов курсового исследования.  Она формулируется в таких терминах как «совершенствование», «улучшение», «оптимизация» и др.

Цель работы может быть сформулирована так. «На основе научных источников и анализа состояния организационной культуры организации предложить меры по её улучшению» или «Совершенствование организационной культуры в ОАО «Промстройсвязь» на основе изучения научных источников и анализа работы предприятия». Если исследование проводится на базе студенческой группы, то оно должно быть ориентировано на будущую руководящую работу студентов.

Далее формулируется совокупность задач, которые следует решить для достижения обозначенной цели. Задачи располагаются сразу после цели, конкретизируют ее и формулируются в глаголах. К примеру, задачи могут быть поставлены такие:

- изучить научную литературу по изучаемой проблеме;

- дать общую характеристику предприятия, на базе которого проводилось исследование;

- разработать программу исследования;

- проанализировать работу предприятия по изучаемому вопросу и выявить достоинства в организации работы  и проблемы;

- наметить пути решения выявленных проблем.

Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для исследования. Объектом могут выступать группы людей, предприятия и организации. Но предпочтительнее формулировать  объект исследования как обобщенное звучание темы исследования. Например, «социально-психологический климат коллектива», а предмет исследования более узко обозначает названную тему.

Предмет исследования - то, что находится в границах объекта и непосредственно определяет тему исследования. Это может быть сторона или аспект (свойство, отношения и т.п.) объекта, которые непосредственно изучаются. В обозначении предмета исследования курсовой работы тема конкретизируется  и формулируется применительно к организации. Например, «социально-психологический климат в коллективе ОАО «Техстройпроект» или «Факторы, влияющие на социально-психологический климат в коллективе ОАО «Техстройпроект».

Во введении также называются основные методы научного исследования. Методы исследования - это совокупность принципов, правила, приёмов, используемых конкретной наукой для познания изучаемых явлений. Это способ достижения цели. Методы исследования классифицируются по разным основаниям. Наиболее распространенной классификацией является следующая:

1) По месту и роли в процессе научного познания методы исследования делятся на теоретические (методы сбора и обработки информации) и эмпирические (методы исследования, основанные на чувственном восприятии и измерениях приборов).

К теоретическим методам исследования относятся такие методы как анализ (деление предмета или явления на составные части), синтез (объединение отдельных элементов в единое целое), абстрагирование (отвлечение от второстепенных признаков предмета с целью конкретизации нужных признаков), классификация (преподнесение информации на основе сравнения), индукция (на основе отдельных фактов делаются общие выводы), дедукция (на основе общих выводов рассматриваются конкретные явления), аналогия (выводы на основе подобия предметов и явлений), обобщение (выявление общих свойств исследуемого явления, по которым они объединяются в какие-либо группы или классы) и другие.

Эмпирические методы исследования - это группа методов, включающая в себя опосредованный или непосредственный сбор данных, получаемых в ходе изучения какого-либо явления. К эмпирическим методам относятся такие методы как наблюдение, сравнение, эксперимент, опрос в двух его разновидностях (анкетирование - письменный опрос и интервью - устный опрос), метод тестов, метод анализа документов и другие.

2) По масштабу использования методы исследования  разделяют на универсальные (применяемые для всех отраслей знания) и частные (применяемые для той или иной сферы науки).

3) По характеру получаемой информации методы исследования делятся на количественные и качественные. Количественные методы представляют собой сбор цифровых данных с их последующим статистическим анализом. Эти методы нацелены на строгую стандартизацию и формализацию процесса сбора и обработки информации. Среди количественных методов выделяют статистические (сбор, измерение и анализ массовых количественных данных), библиометрические (подсчёт, сравнение и трактовка документационного потока) и контент-анализ (выделение в тексте документов, газет, журналов смысловых единиц, их подсчёт, частота употребления, что позволяет выявить тенденции развития тех или иных явлений).

Качественные методы исследования это неформализованные методы сбора, анализа информации, экспертной оценки информации, полученной из разных источников. Это методы сбора данных с последующим применением техник и методик извлечения смысла содержания исследуемых явлений.

4) По применению в той или иной сфере познания методы исследования классифицируют  на методы педагогики, психологии, социологии. К качественным методам исследования относится анализ документов, опрос, метод тестов, эксперимент, метод кейсов, фокус-группы, биографический метод, метод обобщения независимых характеристик, социометрический метод, метод экспертной оценки и другие.

Во введении следует описать теоретические и те эмпирические методы, которые использовались автором в работе. Для бакалавров достаточно использования таких методов как анализ документов, наблюдение, метод опроса и метод тестов. Введение обычно пишется после того как курсовая работа закончена, поскольку оно носит обобщающий её содержание характер. Начинать работу следует с основной части. Введение должно быть написано полностью самостоятельно без какого-либо переписывания из книг. Объем – 1,5 – 2 страницы.

Основная часть работы состоит из 3  разделов, каждая из которых имеет название. Название  разделов в совокупности раскрывает тему курсовой работы, а каждый из разделов имеет 2 пункта, которые раскрывают содержание раздела. Материал курсовой работы должен располагаться в том порядке, который обозначен в названии пункта. Если пункт формулируется так «Темперамент: понятие, теории, виды, особенности проявления в профессиональной деятельности», то только в такой последовательности допустимо изложение содержания материала.

Название разделов не должно повторять названия темы в ее точной формулировке, а названия пунктов – формулировок разделов. В конце каждого раздела в обязательном порядке должны быть выводы по  его содержанию  . При этом слово «выводы» не пишется. Можно завершить раздел так: «В заключение изложенного в  разделе материала, отметим следующее»,  или  «Подводя итог изложенному в данном разделе, можно сделать следующие выводы».

Между основными мыслями, пунктами и  разделами должны быть формулировки, связывающие переход от одной мысли к другой. К примеру, после первого раздела это может быть такая фраза «Проведенный в первой главе теоретический анализ позволит нам провести исследование изучаемого феномена (например, социально-психологического климата) в коллективе ОАО «Техстройпроект». После второго раздела связующая фраза может быть следующей «Выявленные нами проблемы и недостатки станут основой для разработки управленческих решений по их устранению». Такие же смысловые переходы должны быть между пунктами и между разными по содержанию кусками работы внутри пунктов (переход от анализа понятий к рассмотрению классификаций, затем этапов, моделей и т.п.). Например, «Мы рассмотрели взгляды учёных на сущность изучаемого явления и далее перейдём к анализу классификаций».

 

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 257.