Ответственный редактор – к. псих. наук, доцент, заведующий кафедрой «Социальная психология управления» Мельников В.И.
Пример содержания курсовой работы.
Тема: Социально-психологический климат коллектива как функция руководителя.
Введение
Раздел 1. Общая характеристика феномена «социально-психологический климат коллектива».
1.1 Социально-психологический климат коллектива: понятие, основные показатели, значение в жизнедеятельности коллектива
1.2 Факторы, влияющие на социально-психологический климат коллектива.
Раздел 2. Анализ социально-психологического климата коллектива в … (указать организацию)
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Программа исследования социально-психологического климата в коллективе
2.2. Состояние социально-психологического климата коллектива
Раздел 3. Управленческие решения по улучшению социально-психологического климата коллектива в … (указать организацию)
3.1. Пути решения выявленных проблем в организации
3.2 Мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата коллектива и их социальная эффективность
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Работа пишется без включения в текст готовых материалов из научной литературы. Преподаватель проверяет работу на антиплагиат. Курсовая работа должна содержать не менее 50% оригинального авторского текста, а желательно 70-80%. Научные теории следует излагать своими словами в научном стиле. По ходу изложения материала, особенно в теоретическом разделе, студент должен делать ссылки на литературные источники с частотой не реже одной ссылки на 3-4 страницы текста. Ссылки внутри текста оформляется в круглых скобках (10, 23), где первая цифра указывает на источник, а вторая на использованную страницу. Ссылки после текста с указанием автора даются в квадратных скобках [10,23]. . Общий объем курсовой работы – не менее 40 страниц печатного текста.
Этапы контроля выполнения курсовой работой. После выдачи задания на курсовую работу студент в течение трёх недель представляет на подпись научному руководителю план содержания работы и список литературы. Следующий контрольный этап – предоставление руководителю теоретического раздела и методик исследования – перечня документов организации, подлежащих анализу, карты наблюдения, опроса в виде анкеты и (или) интервью, тестовых методик, которые также подписываются преподавателем. Это составляет 50% готовности работы.
Затем предъявляется второй раздел с обязательной формулировкой выявленных проблем (80% готовности работы), и после этого – полностью оформленный текст работы (100% готовность). Выполненная работа завершается защитой и выставлением оценки. Текст курсовой работы студент размещает в портфолио. Сроки работы над каждым этапом даются в задании на выполнение курсовой работы.
Защита курсовой работы обязательна. Без защищенной курсовой работы студент к экзамену не допускается. Защита работы проходит в виде публичного выступления с презентацией на 7 минут и ответов на вопросы преподавателя и аудитории в случае защиты работы в группе студентов. Речь студента должна включать вступление, основную часть и заключение. Вступление строится на содержании введения. Основная часть кратко излагает теорию вопроса, даёт характеристику объекта и программы исследования, представляет основные результаты исследования, указывает на проблемы и пути их решения. В заключении автор работы говорит о социальной значимости предложенных мер.
Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями стандарта организации СТО СГУПС 1. 01 УП. 02–2017 "Система управления качеством. Работа письменная (самостоятельная и отчётная). Требования к структуре и оформлению».
Введение начинается с обоснования выбранной темы, ее актуальности и значения для руководителя. При обосновании актуальности не следует ссылаться на глобальные изменения в общественно-политической или экономической жизни страны и прочие, не связанные с непосредственной темой причины. Обоснование актуальности темы исследования должно начинаться с первой фразы введения. Студенту нужно ответить на вопрос, почему руководителю так важно владеть данной технологией работы с людьми, то есть, почему руководителю так важно владеть знаниями по теме курсовой работы. Ответ на этот вопрос занимает 1 страницу и состоит из 4 абзацев, в каждом из которых содержится новая мысль по данному вопросу.
Актуальность социально-психологических знаний для руководителя может заключаться в использовании их в разных сферах управленческой деятельности.
Знания руководителем индивидуально-типологических особенностей работников может помочь ему предъявить обоснованные требования к качественному подбору кандидатов на должность; распределить работников на рабочие места, должности, на руководство временными проектами. Эти знания в наибольшей мере способствуют дифференцированному подходу к работникам с учётом их темперамента и акцентуаций характера, ведущего канала восприятия, эго-состояний и трансактного анализа взаимодействий, психологических установок и мотивов.
Знание групповой динамики и умение ею управлять помогает руководителю создать коллектив и обеспечить его поступательное развитие, предотвратить возможную утрату интереса людей к работе и распад коллектива, а также управлять эмоциональными состояниями коллектива, создавать благоприятный социально-психологический климат. Управление групповыми социальными процессами позволит руководителю обеспечит благоприятное взаимодействие личности и группы и предотвратить возможные негативные групповые процессы.
Знание психологии общения позволяет руководителю располагать к себе окружающих, продуктивно слушать, вести конструктивную критику, разрешать конфликты, управлять отношениями с помощью невербальных средств общения, формировать организационную культуру.
Знания в области деловых коммуникаций способствуют формированию навыка эффективной организации деловых форм общения: собраний, мозговых штурмов, дискуссий, круглых столов, бесед, переговоров, телефонного разговора, презентаций, публичных выступлений, приёмов по личным вопросам.
Социально-психологические знания способны повысить личную эффективность руководителя в области тайм-менеджмента, управлению эмоциями, развитию лидерских качеств и умению выбирать оптимальный стиль руководства, мотивировать к плодотворному труду и себя, и работников.
Владение методами социальной психологии управления позволит руководителю изучить личностные и деловые качества работников и анализировать групповые процессы, а также осуществлять влияние на отдельных людей и коллективы методами убеждения, внушения, подражания и заражения.
Студент может использовать что-либо из перечисленного выше или найти другие варианты ответов на вопрос актуальности изучаемой им проблемы для руководителей.
Затем во введении формулируются цель курсовой работы и раскрывающие её задачи; обозначаются объект и предмет исследования.
Цель курсовой работы – изменение к лучшему состояния дел в организации. Цель содержит указание на предполагаемые направления использования результатов курсового исследования. Она формулируется в таких терминах как «совершенствование», «улучшение», «оптимизация» и др.
Цель работы может быть сформулирована так. «На основе научных источников и анализа состояния организационной культуры организации предложить меры по её улучшению» или «Совершенствование организационной культуры в ОАО «Промстройсвязь» на основе изучения научных источников и анализа работы предприятия». Если исследование проводится на базе студенческой группы, то оно должно быть ориентировано на будущую руководящую работу студентов.
Далее формулируется совокупность задач, которые следует решить для достижения обозначенной цели. Задачи располагаются сразу после цели, конкретизируют ее и формулируются в глаголах. К примеру, задачи могут быть поставлены такие:
- изучить научную литературу по изучаемой проблеме;
- дать общую характеристику предприятия, на базе которого проводилось исследование;
- разработать программу исследования;
- проанализировать работу предприятия по изучаемому вопросу и выявить достоинства в организации работы и проблемы;
- наметить пути решения выявленных проблем.
Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для исследования. Объектом могут выступать группы людей, предприятия и организации. Но предпочтительнее формулировать объект исследования как обобщенное звучание темы исследования. Например, «социально-психологический климат коллектива», а предмет исследования более узко обозначает названную тему.
Предмет исследования - то, что находится в границах объекта и непосредственно определяет тему исследования. Это может быть сторона или аспект (свойство, отношения и т.п.) объекта, которые непосредственно изучаются. В обозначении предмета исследования курсовой работы тема конкретизируется и формулируется применительно к организации. Например, «социально-психологический климат в коллективе ОАО «Техстройпроект» или «Факторы, влияющие на социально-психологический климат в коллективе ОАО «Техстройпроект».
Во введении также называются основные методы научного исследования. Методы исследования - это совокупность принципов, правила, приёмов, используемых конкретной наукой для познания изучаемых явлений. Это способ достижения цели. Методы исследования классифицируются по разным основаниям. Наиболее распространенной классификацией является следующая:
1) По месту и роли в процессе научного познания методы исследования делятся на теоретические (методы сбора и обработки информации) и эмпирические (методы исследования, основанные на чувственном восприятии и измерениях приборов).
К теоретическим методам исследования относятся такие методы как анализ (деление предмета или явления на составные части), синтез (объединение отдельных элементов в единое целое), абстрагирование (отвлечение от второстепенных признаков предмета с целью конкретизации нужных признаков), классификация (преподнесение информации на основе сравнения), индукция (на основе отдельных фактов делаются общие выводы), дедукция (на основе общих выводов рассматриваются конкретные явления), аналогия (выводы на основе подобия предметов и явлений), обобщение (выявление общих свойств исследуемого явления, по которым они объединяются в какие-либо группы или классы) и другие.
Эмпирические методы исследования - это группа методов, включающая в себя опосредованный или непосредственный сбор данных, получаемых в ходе изучения какого-либо явления. К эмпирическим методам относятся такие методы как наблюдение, сравнение, эксперимент, опрос в двух его разновидностях (анкетирование - письменный опрос и интервью - устный опрос), метод тестов, метод анализа документов и другие.
2) По масштабу использования методы исследования разделяют на универсальные (применяемые для всех отраслей знания) и частные (применяемые для той или иной сферы науки).
3) По характеру получаемой информации методы исследования делятся на количественные и качественные. Количественные методы представляют собой сбор цифровых данных с их последующим статистическим анализом. Эти методы нацелены на строгую стандартизацию и формализацию процесса сбора и обработки информации. Среди количественных методов выделяют статистические (сбор, измерение и анализ массовых количественных данных), библиометрические (подсчёт, сравнение и трактовка документационного потока) и контент-анализ (выделение в тексте документов, газет, журналов смысловых единиц, их подсчёт, частота употребления, что позволяет выявить тенденции развития тех или иных явлений).
Качественные методы исследования это неформализованные методы сбора, анализа информации, экспертной оценки информации, полученной из разных источников. Это методы сбора данных с последующим применением техник и методик извлечения смысла содержания исследуемых явлений.
4) По применению в той или иной сфере познания методы исследования классифицируют на методы педагогики, психологии, социологии. К качественным методам исследования относится анализ документов, опрос, метод тестов, эксперимент, метод кейсов, фокус-группы, биографический метод, метод обобщения независимых характеристик, социометрический метод, метод экспертной оценки и другие.
Во введении следует описать теоретические и те эмпирические методы, которые использовались автором в работе. Для бакалавров достаточно использования таких методов как анализ документов, наблюдение, метод опроса и метод тестов. Введение обычно пишется после того как курсовая работа закончена, поскольку оно носит обобщающий её содержание характер. Начинать работу следует с основной части. Введение должно быть написано полностью самостоятельно без какого-либо переписывания из книг. Объем – 1,5 – 2 страницы.
Основная часть работы состоит из 3 разделов, каждая из которых имеет название. Название разделов в совокупности раскрывает тему курсовой работы, а каждый из разделов имеет 2 пункта, которые раскрывают содержание раздела. Материал курсовой работы должен располагаться в том порядке, который обозначен в названии пункта. Если пункт формулируется так «Темперамент: понятие, теории, виды, особенности проявления в профессиональной деятельности», то только в такой последовательности допустимо изложение содержания материала.
Название разделов не должно повторять названия темы в ее точной формулировке, а названия пунктов – формулировок разделов. В конце каждого раздела в обязательном порядке должны быть выводы по его содержанию . При этом слово «выводы» не пишется. Можно завершить раздел так: «В заключение изложенного в разделе материала, отметим следующее», или «Подводя итог изложенному в данном разделе, можно сделать следующие выводы».
Между основными мыслями, пунктами и разделами должны быть формулировки, связывающие переход от одной мысли к другой. К примеру, после первого раздела это может быть такая фраза «Проведенный в первой главе теоретический анализ позволит нам провести исследование изучаемого феномена (например, социально-психологического климата) в коллективе ОАО «Техстройпроект». После второго раздела связующая фраза может быть следующей «Выявленные нами проблемы и недостатки станут основой для разработки управленческих решений по их устранению». Такие же смысловые переходы должны быть между пунктами и между разными по содержанию кусками работы внутри пунктов (переход от анализа понятий к рассмотрению классификаций, затем этапов, моделей и т.п.). Например, «Мы рассмотрели взгляды учёных на сущность изучаемого явления и далее перейдём к анализу классификаций».
Требования к описанию результатов исследования
В пункте 2.3. отражаются результаты самостоятельно проведенных исследований по организации (или по студенческой группе). Объем содержания этого пункта должен быть не менее 12 страниц.
Изложение материала исследования может осуществляться в 2 вариантах.
Первый вариант. Описываются результаты, полученные по каждому из используемых методов и методик, а в конце формулируются выявленные исследованием проблемы.
При этом, если описываются результаты опроса, то не допустимо писать «На первый вопрос ответили так-то…, на второй так-то…», и так 25 раз подряд. Нужно излагать результаты опроса. Например, 30% респондентов считают, что…., 45% - ……, и только 25% уверены в том, что … Нужно помнить о необходимости перехода от одного метода или методики исследования к другому. «Следующим методом исследования был опрос в виде интервью», «Далее представим результаты исследования по методике…».
Весь этот раздел должен иллюстрироваться таблицами, схемами, диаграммами. Выводы не должны быть противоречивыми, а если результаты анализа по разным методикам различаются между собой, то автор работы должен обязательно дать этому объяснение в тексте курсовой работы.
Каждая проблема должна быть обозначена буквой, а ее формулировка связана с темой курсовой работы. К примеру, если тема курсовой «Психологические барьеры в управленческих отношениях», то проблема не должна формулироваться следующим образом «часть коллектива находится в конфликтных отношениях между собой».
Такая формулировка может подразумевать любую тему: об организационных конфликтах, о социометрическом анализе, о взаимовлиянии личности и группы и множество других. Поэтому проблема, применительно к обозначенной выше теме, должна звучать следующим образом: «часть коллектива находится в конфликтных отношениях между собой по причине наличия у отдельных работников психологических барьеров». Или « Наличие психологических барьеров в межличностном взаимодействии части коллектива приводит к возникновению конфликтов». Общее количество проблем в курсовой работе не должно быть менее четырёх.
Второй вариант. Если студент готов к более сложному анализу изучаемого явления, то он может использовать проблемный подход в подаче материала. Сначала надо описать то положительное, что есть в организации (группе), а затем все исследование представить в виде 4-5 проблем, с четкой их формулировкой и нумерацией. Следует выявить причины появления проблемы, описать как она проявляется. Внутри крупной проблемы можно выделить несколько близких по содержанию подпроблем. Если первый вариант предусматривает последовательное описание каждого метода, то при изложении материала по второму варианту позитивные явления в организации работы предприятия и каждая из проблем подтверждаются всеми используемыми в работе методами.
Таким образом, все выявленные исследованием проблемы излагаются либо в конце данного пункта после описания результатов исследования (1 вариант), либо последовательно по всему содержанию данного пункта (2 вариант).
Ошибочно подписывать рисунки как ответы на задаваемые вопросы. Например, неверно подписать рисунок так «Ответы на вопрос «Удовлетворены ли Вы соей принадлежностью к трудовому коллективу?». Подпись должна отражать содержание рисунка. Например, «Мнение респондентов об их удовлетворённости принадлежностью к трудовому коллективу».
В конце раздела обязательны выводы. Переход к третьему разделу может быть таким: «Выявленные нами проблемы в управлении… станут основой для разработки управленческих решений по их устранению».
План мероприятий по устранению выявленных проблем и их социальная эффективность
Пункт 3.2 – представляет собой план мероприятий по разрешению проблем и отражает их социальную значимость.
Все предлагаемые мероприятия по решению проблем сводятся в таблице в единый план по совершенствованию работы по исследуемому феномену с указанием порядкового номера, названия мероприятия, сроков его выполнения и ответственных за его реализацию.
Мероприятия располагаются в хронологическом порядке по всему проекту в целом, без разделения на проблемы. Здесь, прежде всего, важна логическая последовательность предлагаемых автором действий. К примеру, сначала надо разработать Положение о карьере, а уж потом осуществлять какие-либо меры по ее совершенствованию.
Затем описывается социальная эффективность предложенных мероприятий. Например, по теме повышения лояльности персонала социальная эффективность предложенных автором мер может заключаться в следующем:
– увеличение инициативности персонала по выдвижению прикладных, творческих, социальных проектов;
– повышение приверженности персонала к ценностям организации;
– улучшение социально – психологического климата;
– снижение текучести кадров, особенно среди молодежи.
Социальная эффективность должна описываться не одним предложением, а достаточно подробно. Формулируется предполагаемый социальный эффект (к примеру, «Снизится число конфликтов в организации»), а затем на четверть страницы дается краткое пояснение, за счет чего, по мнению автора, это произойдет.
Например, «Снижение числа конфликтов произойдет за счет ежегодного исследования социально-психологического климата в коллективе и принятия своевременных мер по устранению выявленных проблем. Число конфликтов может снизиться после обучения персонала этике делового поведения во взаимоотношениях с коллегами. Кроме того по решению профсоюзной организации создаётся Конфликтная комиссия, которая будет принимать решения по жалобам сотрудников. Соответственно, конфликтов между работниками и администрацией организации станет меньше в связи с принятием Коллективного договора, в котором будут обозначены права и обязанности каждой из сторон».
Социальных эффектов должно быть не менее четырёх. В конце следует сделать выводы о предложенных управленческих решениях. Например, таким образом, внедрение предложенных нами мер эффективно и социально целесообразно, а значит, может быть предложено для реализации в обследуемой организации.
4 Основные требования к написанию заключения, списку использованных источников и представлению приложений
Заключение призвано кратко подвести итог изложенному в курсовой работе. Заключение напрямую перекликается с введением. Если введение ставит цели и задачи работы, то в заключении анализируется степень их реализации. По своей структуре заключение целесообразно строить так же, как и введение.
В самом общем виде следует отметить, что проведенное студентом теоретическое и эмпирическое исследование подтвердило актуальность избранной темы. Далее нужно показать, достигнута ли цель и выполнены ли поставленные задачи. Нужно показать, какими способами достигалось решение задач.
Следует показать, какие были выявлены достоинства и недостатки в организации работы на предприятии, кратко показать какими путями было предложено их решить, и назвать предполагаемые социальные эффекты от предложенных мероприятий. Если какие-либо задачи не удалось решить, то нужно пояснить, почему и как автор работы планирует их решить в дальнейших исследованиях.
В заключении нужно указать на практическую значимость результатов исследования для организации, показать какие из предложенных мер и какую пользу могут принести организации. Можно обозначить планы на дальнейшее изучение проблемы и предложить возможные способы их решения.
Заключение не должно содержать никакой нумерации, мелких незначительных фактов и слишком общих теоретических суждений. Оно должно делать выводы по исследованию.
Объем заключения 1-1,5 страницы.
К примеру, заключение по теме «Акцентуации характеров в профессиональной деятельности и управленческом общении» может быть представлено следующим образом.
«Руководитель, взаимодействуя со своими подчиненными, давая им распоряжения, выказывая свою оценку по поводу каких–либо действий, должен руководствоваться теоретическими знаниями по индивидульно-типологическим особенностям личности. Важнейшей специфической особенностью работника является акцентуация характеров характера, которая проявляется и в выполнении профессиональных обязанностей и в повседневном общении, что требует к себе индивидуального подхода.
Каждый из акцентуированных работников требует к себе индивидуального подхода. Зная аспекты отношений к различным типам характеров, можно улучшить отношения между руководителем и подчиненными, чтобы наиболее эффективно использовать весь их потенциал.
Принимая на работу людей, назначая их на новые должности, отдавая распоряжения, поощряя или наказывая, руководитель должен руководствоваться не только профессиональными качествами, но и учитывать особенности его характера.
В теоретической части курсовой работы были рассмотрены взгляды учёных на понятия, классификацию и описание проявлений акцентуаций характеров в профессиональной деятельности и управленческом взаимодействии руководителя и подчинённых.
В курсовой работе был представлен управленческий аспект проявлений акцентуации характеров: описаны варианты поведения работников, выявлены достоинства и недостатки работы руководителей по учёту индивидуально-типологических работников.
Исследование выявило ряд проблем по теме работы. Это незнание значительной частью руководителей теории акцентуаций характеров, неумение произвести расстановку кадров с учётом их характерологических особенностей, отсутствие навыков организации совместной работы людей разных характерологических акцентуаций, неэффективное управленческое общение с акцентуированными работниками.
В работе были даны рекомендации по улучшению взаимодействия руководителя с акцентуированными подчиненными. Были предложены управленческие решения по каждой проблеме: организационные мероприятия, проекты новых документов, разработаны задания на проведение обучающих тренингов. Все предложенные меры представлены в виде плана работы с указанием конкретных мероприятий, сроков их реализации и ответственных за их выполнение, а также дана оценка социальной эффективности предложенных мер.
В результате работы над курсовой работой мы пришли к выводу, что использование руководителем знаний по акцентуации характеров работников сделает его работу более эффективной. Цель и задачи, поставленные в курсовой работе, выполнены».
Список использованных источников должен содержать не менее 15 научных источников. Это не столько учебники, сколько книги по психологии управления и руководящей деятельности, монографии и журнальные публикации.
В списке литературы указывается не вся изученная литература, а только наиболее использованная. Все указанные источники нужно хорошо знать и уметь ответить на вопросы по ним на защите курсовой работы (автор, содержание, концепции и др.).
Оформление использованных источников должно соответствовать требованиям Стандарта факультета.
Приложения включает использованные тесты и анкеты, документы организации. Тесты должны быть представлены в полном объёме: с указанием автора, названия методики, предназначения, инструкции по использованию, опросника или задания и интерпретации результатов. Каждый вид приложения начинается с новой страницы и обозначается заглавными буквами.
Список использованных источников
1) Безуглов И.Г., Основы научного исследования. / В.В. Лебединский, А.И. Безуглов, И.Г. Безуглов. – М.: Изд-во Академический проспект, 2008. – 386 с.
2) Добреньков В.И. Методы социологического исследования: Учебник. / В.И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.:ИНФРА-М, 2009. – 768с.
3) Лаптева Н.Г., Методические рекомендации по написанию учебно-методического пособия. / Н.Г. Лаптева, Р.Е. Умербаева - Вестник КазНУ. - 2012. – 89 с.
4) Марковская И.М. Программа и методы социально-психологического исследования: Учебное пособие. / И.М. Марковская – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – 52 с.
5) Новиков А.М. Методология научного исследования. / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: Либроком. – 280 с.
6) Положение о курсовом проекте и курсовой работе. СГУПС, 2017.
7) Чаплыгин Е.А. Курсовая работа: учебно-методическое пособие/ Е.А. Чаплыгин – СПб.: НОУ СЮА, 2012. - 58с.
8) Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. / М.Ф. Шкляр. - М.: Издательство: Дашков и Ко, 2009. - 244с.
Учебное издание
Курсовая работа по дисциплине «Психология управления»
Учебно-методическое пособие
Автор – Николаенко Валентина Михайловна
Ответственный редактор – к. псих. наук, доцент, заведующий кафедрой «Социальная психология управления» Мельников В.И.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 232.