Пункт 1.2. первого раздела должен быть посвящен самому важному исследуемому социально-психологическому явлению. По объему этот пункт не может быть менее 10 страниц.
Именно этот пункт является основой для объединения всех разделов курсовой работы (теоретического, аналитического и проектного) в единую смысловую конструкцию. Курсовая работа становится логически последовательно выстроенной:
– в пункте 1.2 теоретически детально исследуются основные составляющие интересующего автора явления;
– в пункте 2.2 на основе теоретических знаний об изучаемом феномене разрабатывается программа и подбирается инструментарий исследования;
– в пункте 2.3 его основе излагаются результаты исследования и формулируются проблемы;
– в пункте 3.1 предлагаются управленческие решения по разрешению проблем.
Пункт должен начинаться с перечня основных составляющих исследуемого явления, а затем детально рассматривать каждую составляющую.
Наиболее значимыми феноменами в курсовой работе могут быть: составляющие элементы какого-либо явления (например, организационной культуры); факторы, определяющие развитие или сдерживание развития предмета исследования (например, влияющие на социально-психологический климат), мотиваторы (например, учебной или трудовой деятельности), процедуры (например, приёма на работу или аттестации работников), виды (например, психологических барьеров или адаптации), модели (например, карьеры персонала), формы или методы исследуемого явления (например, обучения или психологической защиты). Таких, анализируемых в данном пункте социально-психологических явлений, должно быть не менее 10.
Каждая структурная единица должна быть названа, обозначена заглавными буквами и достаточно подробно (не менее чем на страницу) описана с использованием нескольких источников. Если даётся перечисление чего-либо в столбик, то лучше это обозначать чёрточками, а не буквами и цифрами. Цифры и буквы используются для выделения значимых смысловых блоков текста, когда эти блоки располагаются на большом расстоянии друг от друга.
Нужно дать понимание описываемого явления, привести примеры его проявления сначала в жизни отдельного человека или группы (предмет – общей или социальной психологии), а затем представить проявление этого феномена в профессиональной деятельности и управленческом общении (предмет – психологии управления). Примеры должны содержать не просто описание феномена, но и конкретно демонстрирующие их ситуации.
Приведём пример возможного начала изложения материала в этом пункте по теме «Управление руководителем эмоциональными состояниями коллектива».
Рассмотрим наиболее распространенные в коллективах эмоциональные состояния: фрустрацию, стресс, эмоциональное выгорание, страх, монотонию, гнев, аффект, тревожность, радость, интерес, воодушевление.
Далее подробнее опишем каждое каждое из перечисленных состояний.
1. Фрустрация. Фрустрация определяется как:
– акт блокировки или прерывания поведения, направленного на достижение значимой цели (фрустрационная ситуация);
– эмоциональное состояние человека, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо сильной потребности или упреков со стороны других людей.
Последнее может взывать такие сильные эмоции как враждебность, гнев, вину, досаду, тревогу. А то препятствие, которое не может преодолеть человек и которое мешает ему достичь поставленных задач, называется фрустратором.
Также фрустрацию могут вызывать внутренние конфликты. По К. Левину, это может быть:
- конфликт равнозначных положительных возможностей, или ситуация «буриданова осла». Он возникает, когда у человека имеются две или больше привлекательные цели, но он не может достичь их одновременно. Данный конфликт вызывает слабую фрустрацию, потому что при любом из выборов человек остается в выигрыше;
- конфликт равнозначных отрицательных возможностей, или ситуацию «из двух зол...». Это ситуация, когда у человека стоит выбор из двух непривлекательных перспектив и, что бы он ни выбрал, он окажется в проигрыше. Фрустрация при таком типе часто бывает самой сильной и человек пытается «спастись» от нее бегством, а в противном случае возникает гнев;
- конфликт положительно-отрицательных возможностей или «проблема выбора». Он возникает, когда цель имеет и положительную, и отрицательную сторону. Такой тип конфликта очень часто встречается в жизни и в данном случае фрустрация бывает средней силы. При его разрешении сначала человек может идти к своей цели, но потом возникает боязнь неприятностей, которая может привести к отказу от достижения намеченного.
Фрустрационное состояние возникает не сразу. Для его появления необходимо преодолеть фрустрационный порог, который определяется рядом таких моментов, как повторное неудовлетворение, глубина неудовлетворенности, эмоциональная возбудимость, уровень притязаний человека. Также фрустрация оказывает различное влияние на деятельность человека. В одних случаях она может мобилизовать его для достижения цели и повысить мотивационную силу, в других - демобилизовать, и тогда человек либо пытается уйти от конфликтной ситуации, либо вообще отказывается от выполнения деятельности.
В трудовых коллективах фрустрация у отдельных работников и коллектива в целом может возникнуть как результат не достижения поставленных целей. Например, не сдали в срок строительный объект и сотрудники не получат ожидаемую премию; не смогли доказать необходимость для организации своего отдела и его упразднят. Фрустрацию у работников вызывают не сбывшиеся ожидания: на вышестоящую должность назначили другого; уменьшили социальный пакет. Примером фрустрации вследствие внутреннего конфликта может быть ситуация, когда отказали в отпуске, а путёвки для всей семьи уже были приобретены, и работник вынужден принимать непростое решение. Или работа нравится, но отношение начальства кажется несправедливым и работать тяжело. Также причиной фрустрации может быть чувство вины работника: например, он не пришёл на заключение договора и сорвались планируемые поставки материалов, что негативно скажется на заработной плате всего коллектива; допустил много брака в изготовлении деталей и бригаде придётся работать сверхурочно.
Аналогично представляется материал по всем перечисленным в начале пункта социально-психологическим явлениям.
В целом раздел, также как и вся курсовая работа, должна продемонстрировать знание студентом научной литературы, умение анализировать позиции ученых и выражать свою точку зрения. Предполагаются постоянные ссылки на авторов, с указанием их фамилий и инициалов, а также источников информации.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 245.