Общая характеристика исследуемого феномена
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первый раздел носит теоретический характер, и раскрывает тему применительно и к любому человеку, и непосредственно – к руководителю. В ней прорабатываются основные понятия темы, классификации, сопоставляются научные подходы авторов к тем или иным аспектам исследуемой темы. Объем - 16-18 страниц.

Пункт 1.1 содержит, как правило, общую характеристику исследуемого феномена: понятия, природу явления, принятые в науке теории, типологию, модели, стадии развития и др. По каждой из этих характеристик вначале должны быть названы фамилии авторов с инициалами имён или имён и отчеств и сделаны ссылки на научные источники.

Первый пункт начинается с проработки определений. Понятие отвечает на вопрос: «Что это такое?». Необходимо самостоятельно сравнить 3-4 понятия разных авторов. Сравнивать определения можно по глубине и широте охвата содержания, по выделяемым  автором акцентам понятия и др. Для того, чтобы это сделать, необходимо хорошо разобраться в сущности исследуемого термина, в его атрибутивных характеристиках.

Нужно привести текст определений, обозначив каждое определение кавычками, сделать ссылки на источники и описать достоинства и недостатки каждого определения. Как цитаты оформляются взгляды отдельных учёных, а общепринятые в науке факты, суждения и заключения можно излагать без упоминания авторства. Можно группировать сходные по существу определения разных авторов. Затем следует сравнить определения между собой и выбрать наиболее подходящее, на взгляд автора работы, определение из предложенных учеными, или на их основе анализа всех определений вывести собственное. Лучшее определение дается в завершение анализа определений и автор пишет о том, что далее в работе он будет использовать данное определение.

Рассмотрим, например, взгляды учёных на определение такого психологического явления, как «конфликт».

Слово «конфликт» происходит от латинского cоnflictus – столкновение. Наиболее распространенный подход состоит в определении конфликта через противоречие. Однако не всякое противоречие превращается в конфликт. Противоречие становится конфликтом только тогда, когда это выражается в противоборстве сторон.

Существуют разные подходы к определению сущности межличностного конфликта.

Видяпина В.И. отмечает, что «конфликт – это столкновение различных позиций, взглядов, мнений, которое может привести к негативным результатам» […]. Автор верно определяет сущность конфликта, как противоборство между субъектами, но описание последствий является односторонним. Автор указывает только на  негативные результаты конфликта, хотя конфликт может иметь и позитивные последствия (улучшение условий труда, изменение системы премирования, увеличение социального пакета, развитие социального партнёрства, организация доступной среды для маломобильных граждан и другое).

По мнению Гришиной Н.В., «межличностный конфликт представляет собой ситуацию противостояния участников, воспринимаемую и переживаемую  ими как значимую психологическую проблему, требующую своего разрешения и вызывающую активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон». […] Автор указывает на субъективные причины конфликта, не отмечая при этом то, что конфликты могут возникать и в силу объективных обстоятельств. Автор отмечает, что для разрешения конфликта требуется активность его участников. Это неточно, так как конфликт может быть разрешён не противоборствующими сторонами, а руководителем организации или вышестоящей организацией. Также неточно указан способ разрешения конфликта в интересах обеих сторон: конфликт может быть разрешён с ущербом для обеих сторон, например, при преобразовании или ликвидации противоборствующих структурных подразделений.

Крысько В.Г. считает, что «межличностный конфликт – это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений людей в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами» […]. В данном определении автор обозначил конфликт как трудноразрешимую ситуацию, что не раскрывает сущности конфликта как столкновения противоборствующих сил. Трудноразрешимая ситуация - понятие слишком общее и может быть применено к широкому кругу понятий и явлений. Трудноразрешимая ситуация может вообще не быть конфликтной. Также нечётко названы причины возникновения конфликтов: нарушение равновесия между структурными подразделениями не обязательно ведёт к конфликтам.

По мнению Кибанова А.Я., межличностный конфликт – это «борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника» […]. В определении четко обозначена сущность понятия, объект столкновения и цели конфликта. На это определение мы будем ориентироваться в курсовой работе.

Помимо основного определения, обозначающего предмет исследования, в работе должно быть дано определение других терминов, связанных с изучаемой проблемой, в том числе содержащихся в названии темы. При этом не требуется их детального анализа, а достаточно ссылки на одного автора. К примеру, по теме «Мотивация персонала к трудовой деятельности» нужно рассмотреть подробно понятие «мотивация», а кратко такие понятия как «стимулирование», «стимул», «мотив», «мотиваторы», «потребности», «трудовая деятельность».

Далее мы рассмотрим теории изучаемого явления. Теория - это наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях изучаемой области действительности. Теории объясняют природу изучаемого явления. В курсовой работе кратко описываются различные принятые в науке теории и высказывается мнение о том, какая из теорий представляется автору работы  наиболее подходящей и почему. Также следует указать, какая из теорий имеет только историческое значение как попытка объяснить явление, а какая является в настоящее время  принятой наукой. Как правило, существуют несколько теорий, объясняющих какой-либо значимый социально-психологический феномен.

В качестве примера рассмотрим теории такого психологического феномена как темперамент. Знания о темпераменте человека складывались веками и восходят к временам Древней Греции. Исследователи выдвигали разные объяснения причин отличий людей по темпераменту, поэтому в научной литературе представлены различные теории. Иногда учёные выражают сходные позиции в главном, но имеют расхождения в описании второстепенных явлений или в терминологии, и тогда их взгляды на какое- либо социальное или психологическое явление объединяют в одну теорию.

Применительно к исследованию природы темперамента в науке выделяют следующие группы теорий:

– гуморальные теории;

– конституциональные теории;

– психологические теории;

– синтетические концепции;

– биологические концепции.

– физиологическая концепция.

Далее автор курсовой работы должен назвать автора (авторов) каждой теории и кратко описать её суть в терминологии автора. После того, как рассмотрены все теории, нужно в обязательном порядке отметить, какие из названных теорий появлялись как результат поиска истины и имеют лишь историческую ценность, а не являются верными с точки зрения современной науки.  Если теория (теории) принята в науке сегодня, это следует  отметить в работе.

Затем в зависимости от темы  исследуются классификации с указанием фамилий авторов и ссылкой на источник. Прежде чем давать классификацию, необходимо указать основание, на котором строится классификация. Основаниями для классификации социально-психологических явлений могут быть цель исследования, содержание, масштаб, характер причин, ценности, открытость или скрытность выражения того или иного явления, субъективность или объективность рассматриваемых факторов, количество участников и степень активности, время проведения, результаты и последствия и другое.

Каждую классификацию студент должен оценить, выразив своё мнение о её достоинствах и недостатках. Классификации могут быть неполными, не содержать или содержать неверные указания на основания для классификации. К примеру, один из авторов научной работы по карьере персонала классифицирует карьеру на горизонтальную и межорганизационную. Он не только не указывает основания для классификации, но и неверно соединяет в одну классификацию явления из разных  классификаций.

Верной была бы классификация по следующим основаниям: по вектору направления карьеры выделяют карьеру вертикальную, связанную с подъёмом на новый уровень управления и горизонтальную, то есть карьеру без продвижения на вышестоящие должностные ступени (получение рабочим более высокого разряда или защита преподавателем учёной степени разного уровня при работе на той же должности).

По месту реализации карьеры её можно разделить на внутриорганизационную (карьера в рамках одной организации) и межорганизационную (движение по служебной лестнице в разных организациях).

Необходимо сравнить классификации между собой, а затем привести наиболее оптимальный, на взгляд студента, вариант классификации или обобщить все классификации в итоговой таблице. В этом итоговом варианте явление классифицируется наиболее полно на основе различных  оснований авторов. Основания для классификации могут по желанию автора курсовой работы либо указываться в таблице, либо – нет. Пример такой обобщающей таблицы классификации психологических барьеров представлен в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Классификация психологических барьеров по А. И. Иванову

Группа барьеров

Виды барьеров

Описание барьера
1

2

3

Барьеры процесса общения.

Барьеры недостаточного понимания

Компетентность

Различия в компетентности, жизненных ценностях.

Избирательное слушание

Блокирование или искажение информации, противоречащей  устойчивым представлениям.

Информационные перегрузки

Отсеивание информации в результате получения большего количества информации

Оценочные суждения

В ситуации общения собеседник может высказывать оценочные суждения еще до того, как она прозвучала.

Достоверность источника

Достоверность источника зависит от степени доверия к говорящему со стороны собеседника.

Фильтрование

Это своеобразный способ манипуляции информацией, часто применяемый для общения с начальством.

Внутригрупповой язык

Язык, понимаемый только членами определённых   групп. Для других он будет не понятен и являться барьером.

Различие статуса  

Различия статуса собеседников могут мешать эффективному взаимодействию.  

Барьеры процесса общения. Барьеры неправиль-ной установки сознания

Стереотип

Устойчивое, упрощенное мнение о некоторых людях или ситуациях, искажающее информацию.  

Предвзятые взгляды

Барьер перед теми, кто не разделяет убеждения человека

Отсутствие интереса

Человек перестает придавать значение информации.

Первое впечатление

Барьер ошибочного восприятия собеседника.

 Боязнь контакта  

Возникают, когда   необходимо вступить в контакт с собеседником незнакомым, или   более высокого статуса.

Барьеры процесса общения.

Барьеры речевой коммуникации

Смысловые  

Непонимание из-за разности мировосприятия, возраста.

Логический  

Возникает, когда логика одного участника не соответствует логике другого.

Семантический  

Возникает в результате непонимания значения слов.

Стилистический  

Возникает из-за несоответствия стиля речи и ситуации.

Фонетический  

Возникает как результат особенностей речи.   

Барьеры социально-культурных различий

Социально-демографический

Пол, возраст, социальное положение, национальность, образование, профессия, религия, политические взгляды.

Социально-психолог. различия

Темперамент, особенности характера, способности, направленность, психологические комплексы

Психофизиологические барьеры

Барьеры из-за физиологических нарушений   

Психологические барьеры

Барьеры психических состояний и свойства личности.      

 

Барьеры взаимопонимания

Интеллектуальные   Различия в скорости интеллектуальных процессов.  
Мотивационный   Не затрагиваются потребности собеседника.
Эмоциональный   Различия в восприятии эмоций.
Эстетический   Барьер разницы эстетических ценностей.  

Технический барьер

Технический   Отсутствие навыков работы с техникой
Канал   информации Неправильный способа передачи информации

Барьеры, возникающие из-за влияния окружающей среды

Помехи акустики Шум в помещении или за окном, ремонтные работы.
Отвлекающая  обстановка Яркое солнце или, наоборот, тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном.
Температура   Слишком холодно или слишком жарко в помещении.
Погода Дождь, ветер, высокое или низкое давление.
       

 

Аналогично анализу классификации представляются этапы исследуемого явления, модели, факторы, процедуры и т. п. разных авторов. Студент  выявляет сходство и различие в позициях учёных на названные явления, дает самостоятельную оценку научных взглядов каждого автора и указывает, в чем  он с автором согласен, а в чем – нет и почему.

При изложении точки зрения учёных  следует пользоваться такими глаголами как «автор объясняет свою позицию», «не разделяет точку зрения, согласно которой…», «указывает на…», «упоминает, что…», «уточняет», «ссылается на…», «рекомендует», «считает», «излагает», «дискутирует», «возражает», «не соглашается» и другие.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 265.