"Предпринимательство, являясь одной из базовых форм проявления общественных отношений, способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида. В странах с рыночной экономикой малый бизнес жизненно необходим для ее нормального функционирования. Он является источником доходов среднего класса, который обеспечивает устойчивость экономики любой страны. Экономические преобразования, проводимые в последние годы в России в целях формирования многоукладной экономики, включают в качестве одного из направлений реформ поддержку развития малых предприятий" [47,с.5].
Под предпринимательской деятельностью понимается "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (абзац 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Существенные изменения в организацию учета малых предприятий внесены Федеральным законом от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Установлен новый ценз по численности работающих и дополнительные критерии для отнесения предприятий к категории "малых". К субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации (юридические лица), одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
· доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации не превышает 25%;
· доля уставного капитала, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
· средняя численность работников за отчетный период в зависимости от вида деятельности организации не превышает предельного уровня;
Средняя численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений этого предприятия.
"Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли" [5,с.10] .
Развитие малого бизнеса в СССР по существу началось с появлением в 1987 году Закона о кооперации, который создал правовую основу для легальной трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики и возникновения частных малых предприятий (в теневой экономике малый бизнес в строительстве, бытовых и транспортных услугах существовал и в условиях планового хозяйства). Однако потребовалось еще несколько лет, чтобы сформировалась массовая база предпринимательства.
В Хакасии на 1 января 1991 года было зарегистрировано 742 кооператива из них действующих 601 или 81%. Наибольшее количество кооперативов было сосредоточено в таких отраслях как строительство (33,4%), промышленность по производству товаров народного потребления (15%), бытовому обслуживанию населения (11,8%). Основная их часть располагалась в городах Абакане - 44,4%, Саяногорске - 17,3%, Черногорске.
Начало широкому развитию малых предприятий в России было положено Постановлением Совета Министров РСФСР "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР" от 18 июля 1991г. № 406, в котором развитие сети малых предприятий провозглашалось одной из важнейших мер по формированию республиканского и местных товарных рынков и поддержке предпринимательской деятельности.
"Начавшийся в 1992 году этап в развитии малого бизнеса связан с приватизацией мелких государственных предприятий, на базе которых были организованы акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью. В отличие от существовавших ранее малых предприятий, которые в лучшем случае были вынуждены арендовать необходимые площади и оборудование, данные предприятия обрели собственную производственно-технологическую базу. Именно их существование в значительной мере смягчило социальные последствия общего экономического кризиса" [46, с.5].
В Хакасии, как и на всей территории России, с 1992 по 1994гг. наблюдается быстрый рост малых предприятий. К концу 1994 года в республике насчитывалось 3404 малых предприятия (в этот период существовали иные, чем сейчас, критерии отнесения к малым предприятиям), а доля работающих на них в общей численности занятых на предприятиях и организациях республики составляла 15%. В среднем на одном предприятии было занято 9 человек.
"Сравнительно быстрое развитие малых предприятий объясняется их большими адаптационными возможностями по сравнению с крупными предприятиями к таким внешним условиям хозяйствования, как изменения спроса, ресурсного обеспечения и других" [57,с. 240].
Основной формой собственности для предприятий малого бизнеса является частная, она преобладала во всех его отраслях и составляла 86% в целом по республике, а в таких отраслях как заготовки и операции с недвижимым имуществом достигла 100%. По прежнему отличительной чертой малого бизнеса является совместительство.
Рынок малого предпринимательства в сторону торговой и посреднической деятельности стал закономерной реакцией на введение правительством налогового прессинга. Налоговая политика, направленная на изъятие до 70-90% доходов малых предприятий подталкивало их искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудно контролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов.
Люди впервые в жизни получили свободу для предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников, надежду на получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и услуг.
Важность малого бизнеса для развития экономики декларировалась и подчеркивалась в правительственных документах на всех этапах его развития, но лишь 14 июня 1995 года были оформлены правовые основы его существования принятием Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
В становлении отечественного малого предпринимательства имеется целый ряд нерешенных проблем, мешающих выполнению им его социально-экономических функций. Малые предпринимательства наиболее остро испытывают трудности, характерные для экономики переходного периода. Ни один слой общества не находится под прессом стольких проблем, как предприниматель. Проблемы малых предприятий на разных этапах их "жизненного цикла": на этапе открытия собственного дела, на этапе становления, имеют существенные отличия.
На начальном этапе развития предпринимательства актуальна проблема сбыта, причем ее острота существенным образом зависит от отраслевой принадлежности предприятия. Присутствует и компонент, связанный с ошибками в выборе предпринимателем профиля деятельности, поскольку большинство из них пока не могут сами провести квалифицированный анализ рынка и не в состоянии по финансовым соображениям заказать такое исследование консалтинговым фирмам.
Исходя из этого, торговля, как сфера деятельности для начинающих предпринимателей, наиболее привлекательна. Этот вид деятельности не требует серьезных первоначальных затрат, не выдвигает жестких требований к квалификации и опыту, имеет быстрый оборот капитала и невысокий риск, поскольку в случае неудачи не возникает проблемы распродажи имущества.
Как утверждает статистика, самый трудный период выхода на рынок большинство малых российских предприятий завершают успешно: 6,2% - в состоянии решить все возникающие проблемы, 61,8% - основную часть проблем. Не могут адаптироваться и справиться с основной массой трудностей 29,0%, а число абсолютных неудачников составляет в среднем 3%.
Под этапом становления малого предпринимательства понимается завоевание места на товарном рынке (рынке услуг). Легкое кооперативное обогащение в предшествующие реформам годы создало иллюзию, что подлинное предпринимательство доступно каждому. Однако со временем наступил период жесткого естественного отбора наиболее достойных, талантливых и способных. Отечественное предпринимательство, делающее первые робкие шаги встало на грань выживания.
Главной проблемой, по единодушному мнению предпринимателей, преодолевших этап открытия собственного дела, является нестабильность законодательства. Сюда же они относят и часто меняющиеся, иногда противоречащие друг другу и федеральному законодательству нормативно-правовые акты региональных и местных властей, а также налоговый прессинг и усложненность систем налогообложения.
Все проблемы текущей деятельности свойственны для каждого действующего малого предприятия, хотя степень их остроты различна: финансирование инвестиций, дороговизна кредита, недостаточность оборотных средств, подбор кадров, неплатежи контрагентов, медлительность банковских расчетов, проблемы организации сбыта, приобретения сырья и оборудования, невыполнение обязательств партнерами, отсутствие достоверной информации о финансовом положении партнера, высокая арендная плата за помещения, ограничение возможности получения лизинговых услуг и другое.
К специфическим российским проблемам функционирования малых предприятий, обусловленных социокультурной средой, традициями, воздействием государственной политики, относятся: сокращение внутреннего спроса, отсутствие доступной, полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг, недоброжелательность со стороны массы людей, привыкших к "справедливой" уравниловке, общая политическая и экономическая нестабильность.
Несмотря на огромное количество проблем, от разрешения которых напрямую зависят перспективы малого отечественного предпринимательства, оно продолжает доказывать свою высокую адаптивность и жизнеспособность. Но увеличение масштабов деятельности малых предприятий пока не компенсирует снижение выпуска продукции и доходов в государственном секторе экономики на крупных и средних предприятиях. По мнению специалистов, результаты малых предприятий будут реально осуществимы лишь тогда, когда их количество составит 1,6 - 2,0 миллиона, а число постоянно занятых в них 12-15 млн. человек.
Проблема развития и поддержки предпринимательства является одной из приоритетных в государственной и региональной политике, от которой в значительной степени зависит развитие экономики и улучшение социального обеспечения населения. Это направление одобрено "Концепцией государственной политики поддержки малого предпринимательства Российской Федерации", а также закреплено рядом законодательных актов Российской Федерации и Республики Хакасия.
На 01.01.2008 года в Российской Федерации функционирует свыше 900 тысяч малых предприятий, с численностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек. Этот показатель держится на одном уровне в течение 4-5 лет.
Серьезно заявило о себе в различных сферах экономики предпринимательство в Республике Хакасия. На территории нашей республики на начало 2008 года действовало около 1300 малых предприятий, 22,2 тыс. индивидуальных предпринимателей, 1350 крестьянских (фермерских) хозяйств.
В расчете на 1 000 человек населения республики приходится в среднем около трёх малых предприятий, что ниже общероссийских показателей. По сравнению с 2005 годом количество малых предприятий уменьшилось на 245 единиц. Снижение количества малых предприятий произошло в основном в связи с ликвидацией убыточных предприятий. По ряду причин, многие, решившие заняться предпринимательской деятельностью, предпочитают хозяйствовать как предприниматели без образования юридического лица, а не регистрировать юридические лица. Количество предпринимателей увеличилось по сравнению с 2005 годом на 1291 зарегистрированных, или на 6,2%.
Действующие малые предприятия расширяют свою деятельность и создают дополнительные рабочие места. Все шире применяют наемную рабочую силу и предприниматели. Но реально число наемных работников намного выше данного показателя, так как необходимо учесть следующие факторы:
· во-первых, хоть это и преследуется законодательными актами, далеко не все предприниматели официально оформляют трудовые отношения со своими наемными работниками;
· во-вторых, многие предприниматели при привлечении наемной рабочей силы оформляют так называемые гражданско-правовые договоры (агентские, договоры подряда, договоры возмездного оказания услуг). Подобные договоры не являются трудовыми, и, следовательно, их не регистрируют в органах местного самоуправления. При этом зачастую такие договоры скрывают именно трудовые отношения.
Всего же в малом бизнесе (с учетом индивидуальных предпринимателей, их наемных работников и работающих на постоянной основе в малых предприятиях) занято свыше 65 тыс. человек, что составляет 24,4% экономически активного населения республики. Данный показатель позволяет сделать выводы о значительном вкладе малого предпринимательства в сферу занятости населения.
Ежегодно растет объем продукции, произведенной малыми предприятиями. Сохраняется тенденция к сокращению доли торговых и малых посреднических предприятий в объеме товаров (работ и услуг), произведенной малыми предприятиями, и постепенно возрастает доля промышленных, строительных, транспортных предприятий.
Основная часть малых предприятий действует в г. Абакане - 46 %, в г. Черногорске - 35 %. Недостаточное развитие малого предпринимательства в сельских районах связано, прежде всего, с низким уровнем платежеспособного спроса населения.
Одной из важнейших проблем развития частного бизнеса в муниципальных образованиях является то, что действующие муниципальные предприятия на сегодняшний день занимаются не только вопросами жизнеобеспечения, но и разнообразным бизнесом, при этом нередко с убытками, которые покрываются из муниципального бюджета, следовательно, такое компенсирование происходит за счет налогоплательщиков, в частности, налогоплательщиков - частных предприятий. Для развития малого предпринимательства необходимы нормальные условия. Для начала целесообразно определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют наибольшую роль. Этот сектор экономики должен создать необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующие ниши в потребительской сфере, создавать дополнительные рабочие места, являться основным источником формирования рабочего класса, то есть расширять социальную базу проводимых реформ.
Труднодоступность кредитов для малого бизнеса - одна из серьезнейших препятствий на пути роста его конкурентоспособности, хотя стимулирование последнего банками, является существенным условием продвижения к высокоэффективной экономике. Отсутствие у малых предприятий необходимых залоговых возможностей, неразвитость системы гарантий, неустойчивость региональных кредитных организаций, спекулятивный и корпоративно-политизированный характер, - с другой, - все это предопределяет фактическую отчужденность в отношениях между сектором малых предприятий и банковским сектором.
Заемные источники для пополнения оборотных средств традиционно включают банковский краткосрочный кредит. Он активно используется лишь в тех случаях, когда кредитуемая операция приносит доход, превышающий расходы по уплате банковского процента за пользование ссудой. В условиях инфляции заемные средства в виде кредитов банка нередко используются более эффективно, чем собственные оборотные средства. Причина в том, что заемные источники имеют целевое назначение, как правило, совершают быстрый кругооборот, за их использованием ведется жесткий контроль со стороны финансовых служб. Кроме того, заемщик, возмещая банку, кредит в большей степени, чем ожидалось обесцененными деньгами, оказывается в выигрыше. Все перечисленные проблемы резко обостряются в период учреждения малых предприятий и их выхода на рынок, а также в условиях финансовых кризисов.
Следует отметить, что в республике Хакасия с 01.04.2009 года начал свою деятельность Фонд развития малого и среднего бизнеса при содействии правительства республики, помощь от деятельности которого повлечет за собой развитие новых малых предприятий, позволит не только решить проблему занятости населения, но и служить росту объемов выпускаемой в Хакасии продукции народного потребления.
Таким образом, актуальность проблемы деятельности и развития малого бизнеса бесспорна. Развитие малого бизнеса последние несколько лет провозглашается как одно из важнейших в направлении государственного регулирования, с ним связывают большие надежды в решении ключевых проблем российской экономики: развитие производства и торговли, создание класса мелких собственников, новых рабочих мест, обеспечение значительных платежей в бюджет путем расширения налогооблагаемой базы за счет роста предпринимательской активности в этом секторе. Очевидно то, что задача развития малого бизнеса остается одним из приоритетов экономической политики как государства, так и Республики Хакасия.
ГЛАВА 2. Анализ РАЗРАБОТКИ СБЫТОВОЙ деятельности ИП Цхай зэн суни "Корейская кухня"
Дата: 2019-12-22, просмотров: 261.