Теоретические аспекты прогнозирования деловой среды на предприятии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

Факультет Экономики и предпринимательства

 

Кафедра «Организация производственной и коммерческой деятельности»

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

"Прогнозирование деловой среды на предприятии ООО «Покров»"

 

Москва 2009



Введение

 

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Деловая среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать определенном промежутке времени.Под внутренней средой понимается хозяйственный организм организации, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности.Внутренняя среда организации – это часть той общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.Изучение деловой среды направлено на выявление сильных и слабых сторон организации. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе, которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – предмет пристального внимания со стороны менеджера, обязанного избавиться или минимизировать их влияние.Но деловая среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.Необходимо постоянно проводить анализ деловой среды организации в сравнении положения деловой среды конкурентов. Постоянное наблюдение за изменениями внутренней среды организации способствует решению ряда постепенных задач.Современная среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.Задача прогнозирования деловой среды состоит в составлении и обеспечении такого прогноза взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Проблемой работы является прогнозирование деловой среды в условиях конкуренции мини-пекарни ООО «Покров».

Актуальностью темы являются вопросы развития деловой среды предприятия, выявление сильных и слабых сторон развития организации в условиях рыночных отношений.

Значимость работы заключается в том, что умение прогнозировать деловую среду предприятия на мини-пекарни ООО «Покров» создаст финансовую базу для расширения воспроизводства, роста доходов трудового коллектива, для более существенной финансовой помощи учредителю, Калужской Епархии.

Цель исследования – изучить факторы прогнозирования деловой среды мини-пекарни ООО «Покров».

В достижении поставленной цели поможет решение следующих задач:

1. Определить понятия, сущность и значение деловой среды и внутрифирменного прогнозирования;

2. Изучить методологию прогнозирования;

3. Охарактеризовать исследуемое предприятие;

4. Исследовать основные технико-экономические показатели ООО «Покров»;

5. Выявить сильные и слабые стороны предприятия;

6. Разработать конкретные мероприятия прогнозу развития на ООО «Покров».

Объект исследования – деловая среда организации.

Субъект исследования – пекарня ООО «Покров».

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка

используемой литературы.

 

 



Деловая среда предприятия

 

Не существует ни одной организации, которая не имела бы внешнего окружения и не находилась бы с ним в состоянии постоянного взаимодействия. Любая организация нуждается в регулярном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности. При этом каждая организация должна отдавать что-то во внешнюю среду в качестве компенсации за получаемые ресурсы, обеспечивающие ее существование. Как только рвутся связи с внешней средой, организация погибает. В последнее время в связи с усилением и усложнением конкуренции, а также в связи с резким ускорением процессов изменения в окружающей среде организации все в большей мере вынуждены уделять внимание вопросам взаимодействия с окружением, все в большей мере развивать способности адаптации к изменениям внешней среды.

Настоящее время – это время технологических переворотов, появление принципиально новых инноваций, приводящих практически одномоментно к моральному устареванию больших групп традиционных изделий, быстрые и радикальные изменения в соотношение сил конкурентов – все это заставляет организацию постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, использовать стратегическое мышление, стремясь определить надвигающиеся перемены.

Характеристика любой организации невозможна без четкого отражения влияния факторов внешней среды и оценки факторов внутренней среды на цели развития организации и характер ее деятельности. При этом важно определить сущность окружающей среды и характер ее влияния на управление организацией.

Внешнюю среду организации, как правило, разделяют на макросреду и микросреду (Приложение №1).

Макросреда – характеризует все ситуации в бизнес среде города (страны, региона), ее характерные особенности влияют на деятельность всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности и специфики продукции, предлагаемой на рынке.[1]

К макросреде относятся более широкие социальные факторы, которые влияют на микросреду:

– демографические;

– экономические;

– природные;

– научно-технические;

– политико-правовые.

Демографические факторы определяются демографической средой, которая является одной из важнейших, поскольку эта среда во многом определяет будущий спрос. Демографические факторы – это численность населения, его плотность; территориальное размещение; возрастная структура, рождаемость, смертность; количество браков и разводов; этническая и религиозная структура населения.

Экономическая среда – состоит из факторов, которые влияют на покупательские способности населения и характер покупок. Экономические факторы – это экономическое положение страны (региона); покупательская способность граждан; динамика и структура потребления; финансовое, валютное, кредитное положение страны.

Природная среда – это ресурсы самой природы, необходимые для деятельности организации или оказывающие на нее влияние. Природные факторы – природные ресурсы страны (региона), перспективы их использования; степень обеспеченности национального производства основными видами сырья и топлива; влияние государственных органов на интенсивность ресурсопотребления; уровень загрязнения окружающей среды в целом и по отдельным регионам.

Технологическая среда – это самая мощная сила, которая воздействует на все технические возможности организации. Научно-технические факторы – это темпы и масштабы научно-технических и технологических изменений; интенсивность инноваций; инновационный потенциал организации и ее основных конкурентов; требования к безопасности нововведений; размеры затрат на НИОКР; квалификация персонала.

Политико-правовая среда – включает в себя законодательные факторы, влияющие на деятельность организации. Политико-правовые факторы – это политические институты в стране и их разновидность; состояние законодательства, регулирующего экономическую и хозяйственную деятельность; последствия влияния внешнеэкономической политики на конкуренцию и спрос на внутреннем рынке; влияние общественности на характер решений, принимаемых государственными органами.

Культурная среда – включает в себя учреждения, которые оказывают влияние на основные ценности, предпочтения и поведенческие нормы общества.

Социокультурные факторы – это уровень культурного развития; формы культур; особенности культурных и нравственных ценностей групп потребителей; степень подверженности общественного сознания влияниям внешних факторов.

Микросреда – характеризует параметры и ситуацию деятельности на отдельно взятом рынке, представляющем для организации особый интерес (например, характеристика рынка хлебобулочных изделий).[2]

К микросреде относят силы, действующие в сфере, непосредственно примыкающей к ней, которые могут влиять на ее способность обслуживать клиентов:

– сама организация;

– поставщики;

– покупатели;

– посредники;

– конкуренты;

– финансовые организации;

– средства массовой информации;

– общественность.

 

         
 
ОРГАНИЗАЦИЯ

 

 


Рис. 1. Непосредственные составляющие внешней микросреды организации (обычно финансовые организации, СМИ и общественность называют контактными аудиториями)[3]

Покупатели – важнейшая составляющая микросреды организации. Знание конкретных желаний своих потребителей, их стремлений и надежд позволяет организации разрабатывать четкие цели развития и программы их осуществления.

Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:

– географическое месторасположение покупателя;

– демографические характеристики покупателя, такие как возраст, образование, сфера деятельности и т.д.;

– социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.;

– отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.д.

Изучая покупателя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа покупателя. К числу таких факторов относят следующие:

– соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;

– объем закупок, осуществляемых покупателем;

– уровень информированности покупателя;

– наличие замещающих продуктов;

– стоимость для покупателя к переходу к другому продавцу;

– чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, его ориентации на определенную марку, системы стимулирования и ответственности лиц, принимающих решение о покупке.

Поставщики – это организации и частные лица, которые поставляют ресурсы, необходимые для производства товаров или для оказания услуг. Они также снабжают организации различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами от которых зависит эффективность работы организаций, себестоимость и качество производимых продуктов.

Тенденции в развитии рынка, влияющие на поставщиков, могут серьезно повлиять на реализацию организацией своих целей. Поэтому при выборе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентную силу поставщика определяют следующие факторы:

– уровень специализированности поставщика;

– величина стоимости переключения для поставщика на других клиентов;

– степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов;

– концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;

– важность для поставщика объема продаж.

При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:

– стоимость поставляемого товара;

– гарантию качества поставляемого товара;

– временный график поставки товара;

– пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.

Чем бы ни занималась организация, на каком бы товаре не специализировалось, наиболее важными посредниками являются транспортные, финансовые и исследовательские рекламные посредники.

Транспортные средства служат для того, чтобы доставлять покупателям произведенный товар.

Маркетинговыми посредниками называют организации, которые помогают ей определить целевой рынок, рекламировать, продвигать на рынок, продавать и доставлять товар или услуги покупателю. Все они обычно связаны друг с другом. Агентства по маркетинговым услугам – это фирмы, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, рекламные агентства, СМИ, консультанты.

Финансовые организации – банки, кредитные и страховые компании, прочие организации, финансирующие сделки, совершаемые организациями и уменьшающие риски, с которыми сопряжена их работа.

Конкуренты. Любой организации противостоит широкий спектр конкурентов. Рыночная теория гласит: для того, чтобы преуспеть в бизнесе, организация должна удовлетворять не только изменяющиеся потребности клиентов, но и приспосабливаться к стратегиям ее конкурентов. Организация должна получить стратегическое преимущество, внедрив в сознание клиентов приоритет своих товаров.

Степень успеха организации на рынке зависит от различных факторов, из которых складываются ее рыночные возможности. Этот успех определяется во многом элементами внутренней среды организации.

Кадровый потенциал организации охватывает:

– взаимодействие менеджеров и рабочих;

– найм, обучение и продвижение кадров;

– оценка результатов труда и стимулирование;

– создание и поддержание отношений между работниками и т.д.

Организационно-управленческие возможности организации:

– коммуникационные процессы;

– организационные структуры;

– нормы, правила, процедуры;

– распределение прав и ответственности;

– иерархия подчинения.

Проектно-конструкторский потенциал:

– изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства;

– обслуживание технологического парка;

– осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый потенциал организацииохватывает процессы, связанные с реализацией продукции, а также:

– стратегию продукта, стратегию ценообразования;

– стратегию продвижения товара на рынке;

– выбор рынков сбыта в системе распределения.

Материальные и финансовые возможности организации включают в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств организации, а также:

– поддержание ликвидности;

– обеспечение прибыльности;

– создание инвестиционных возможностей и т.д.

При анализе факторы окружающей среды разделяют на:[4]

контролируемые организацией (управляемые и направляемые ею). К ним относят все факторы внутренней (внутрифирменной) среды, а также микросреды, с которой организация непосредственно взаимодействует, поскольку эти факторы (покупатели, поставщики, посредники, конкуренты), вступая во взаимодействие с организацией, имеют встречное воздействие (но не контроль);

неконтролируемые организацией (находящиеся за пределами ее властных полномочий). К ним относят макрофакторы внешней среды, которые носят практически односторонний характер воздействия на организацию, ей лишь остается активно приспосабливаться к ним.

При рассмотрении факторов внутренней (внутрифирменной) среды, контролируемых организацией, следует учитывать, что часть факторов управляется высшим руководством организации (область деятельности, стратегические цели развития, роль маркетинга и других служб организации, общефирменная (корпоративная организационная) культура).

Организация должна располагать эффективной системой обратных связей, позволяющей иметь достаточно полное представление о соответствующих факторах неконтролируемой внешней среды.

На основе данной информации организация должна адаптировать свою стратегию к окружающей среде с учетом своих конкурентных преимуществ и целей развития. Долгосрочный стабильный успех предполагает необходимость находить новые возможности, соответствующие цели, а также своевременно реагировать на угрозы конкурентов, изменяя стратегию развития организации.

 


Характеристика предприятия

Полное фирменное наименование Общества:

«Общество с ограниченной ответственностью «Покров».

Сокращенное наименование Общества: ООО «Покров»

Место нахождения Общества: Российская Федерация, 248007, г. Калуга, ул. Королёва, д. 12. тел. 74–92–24.

Размер уставного фонда – 6 тыс. рублей. По масштабу деятельности ООО «Покров» можно отнести к мелким промышленным предприятиям (среднесписочная численность работников 17 человек).

По товарной специализации ООО «Покров» – узкоспециализированное предприятие. ООО «Покров» является клиентом банка ОАО «Газэнергобанк» г. Калуга к/с 30101810600000000701, БИК 042908701 и имеет расчетный счет №40702810300000001006, ИНН 4027052437, КПП 402701001.

Генеральным директором ООО «Покров» является Карельский Владимир Спартакович.

 

Цели и задачи организации

ООО «Покров» – предприятие пищевой промышленности, предназначенное для производства хлебобулочных изделий.

Целью коммерческой деятельности Общества является извлечение прибыли.

Основным видом деятельности Общества является хлебопекарное производство.

Основной задачей этого предприятия является:

– удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров.

Основное отличие ООО «Покров» состоит в том, что в основу деятельности заложена молитва и духовность. Вся продукция готовится с добавлением святой воды и освящается священником ООО «Покров» работает не на объёмы, а на ассортимент. В отличие от конкурентов предприятие производит расширенный ассортимент сдобных изделий доступных по цене и хороших вкусовых качеств. ООО «Покров» поставляет в торговую сеть следующий ассортимент хлебобулочных изделий: хлеб «Покровский», «Церковный», «Богородский», пирог с курагой, пирог с черносливом, рулет, ватрушка с творогом и др.

Таблица 1. «Выпуск продукции на ООО «Покров» за 2007–2008 гг»

п/п

Ассортимент

2007 г.

2008 г.

Изменение

выработка в % к итогу выработка в % к итогу по абсолютному значению, т в %
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Хлебобулочные изделия, всего 127,2 100,0 134,5 100,0 + 7,3 + 5,7
2 Хлеб 60,6 47,6 57,2 42,5 – 3,4 – 5,7
3 Булочные 51,4 40,5 55,7 41,4 + 4,3 + 8,2
4 Сдобные 15,2 11,9 21,6 16,1 + 6,4 + 42,1

 

Данные Таблицы 1 показывают, что в 2008 г. выпуск хлебобулочных изделий увеличился на 7,3 т или на 5,7%. Это говорит о том, что рост выпуска продукции в натуральном выражении связан с активизацией рынка сбыта. Наблюдается значительный рост булочных изделий на 4,3 т или 8,2% и сдобных мелкоштучных изделий на 6,4 т или 42,1%.


Таблица 2. «Ассортимент выпуска продукции на ООО «Покров» за 2007–2008 г»


П/п

Наименование

Масса кг

Розничная цена руб.

2007 г. 2008 г. 1 2 3 4 5 1. Хлеб «Церковный» 0,7 17–60 18–50 2. Хлеб «Церковный» 0,35 9–30 9–50 3. Хлеб «Покровский» 0,3 7–80 8–50 4. Хлеб «Деревенский» 0,45 9–30 9–50 5. Хлеб «Пряно-заварной» 0,35 9–30 9–50 6. Хлеб «Богородский» 0,45 – 8–50 7. Хлеб «Богородский» пикантный 0,5 – 10–00 8. Хлеб «Луковый» 0,3 9–70 10–50 9. Хлеб «Луковый с сыром» 0,05 4–60 5–00 10. Хлеб с отрубями 0,4 8–20 9–00 11. Батон «Нива» 0,35 9–30 9–50 12. Батон «Русь» 0,3 8–20 9–00 13. Хлеб «Бутербродный» 0,2 5–40 6–00 14. Пирог с курагой 0,6 – 71–00 15. Пирог с черносливом 0,6 – 85–00 16. Пирог с повидлом 0,6 – 55–00 17. Бублик 0,07 4–60 5–00 18. Рулет 0,08 – 7–50 19. Плюшка 0,07 5–60 6–00 20. Звёздочка 0,05 3–60 4–00 21. Звёздочка с помадкой 0,06 5–60 6–00 22. Булочка к чаю 0,05 3–30 3–50 23. Ватрушка с творогом 0,05 6–90 7–50 24. Рулетик маленький 0,04 3–90 4–00

 

Ассортимент выпуска продукции составляет более 20 наименований. Поступили в торговую сеть новые виды изделий: Хлеб «Богородский», пирог с повидлом, каравай «Свадебный», пирог с курагой, пирог с черносливом, рулет, ватрушка с творогом и др.

Рост цен на изделия в 2008 году объясняется повышением себестоимости продукции по отношению к предшествующему году, за счёт подорожания сырья, увеличения транспортных расходов, тарифов на электроэнергию, заработной платы всем работникам ООО «Покров».

 

Директор

1. Решает самостоятельно вопросы деятельности предприятия, без особой на то доверенности действует от его имени, представляет его интересы во всех отечественных организациях, фирмах и предприятиях.

2. Распоряжается в пределах предоставленного ему права имуществом, заключает договора, в том числе по найму работников.

3. Издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками предприятия.

4. Несет ответственность в пределах своих полномочий за деятельность предприятия, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества предприятия.

5. Выдает доверенности, открывает в банках счета, пользуется правом распоряжения средствами.

6. Вместе с механиком и электриком составляет график профилактического технического обслуживания оборудования и следит за его соблюдением.

Бухгалтер

Подчиняется директору предприятия.

1. Отвечает за ведение бухгалтерского учета на предприятии.

2. Осуществляет организацию бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

3. Обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

4. Обеспечивает контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

5. Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств учет издержек производства и обращения, выполнения работ, а также финансовых и кредитных операций.

6. Отвечает за своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Механик

Подчиняется директору предприятия.

1. Обеспечивает бесперебойную и технически правильную эксплуатацию и надежную работу оборудования.

2. Отвечает за своевременный ремонт технических средств.

3. Содержит оборудование в работоспособном состоянии и на требуемом уровне точности.

4. Согласует планы с директором и подрядными организациями, привлекаемыми для проведения ремонта.

5. Своевременно обеспечивает подрядные организации необходимой технической документацией.

6. Участвует в составлении титульных списков на капитальный ремонт и модернизацию оборудования, работ по повышению её надёжности и долговечности

7. Обеспечивает технический надзор за состоянием, содержанием и ремонтом помещений, зданий и сооружений.

8. Обеспечивает рациональное использование материалов на выполнение работ.

Технолог

Подчиняется директору.

1. В своей работе руководствуется нормативно-технической документацией (НТД) на сырье готовую продукцию, санитарными правилами для предприятий хлебопекарной промышленности, правилами организации и ведения технологического процесса.

2. Разрабатывает технологический план производства, основные технологические нормативы на полуфабрикаты, производственные рецептуры и технологические указания.

3. Своевременно ставит вопрос перед руководством о качестве поставляемого сырья.

4. Обеспечивает контроль сырья, технологического процесса готовой продукции в объеме, установленном по данному предприятию.

5. Систематически следит за наличием действующей НТД на сырье, методы испытаний и готовой продукции, за внесением изменений и дополнений в НТД, правильно применять ее в части контроля сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и т.д.

6. Организовывает по мере необходимости проведения полных выпечек с целью проверки качества сырья, установления производственной рецептуры, уточнение технологического процесса.

7. Проводит работу по улучшению качества изделий, разработке и внедрению новых сортов изделий.

8. Готовит документацию на сертификацию выпускаемой продукции.

Грузчик

Подчиняется технологу.

1. Занимается разгрузкой и подачей сырья в производство.

2. Переносит сырье на склады для хранения.

3. Занимается погрузкой готовой продукции в автотранспорт.

4. Отвечает за сохранность сырья и продукции во время погрузки.

Уборщица

Подчиняется технологу.

1. Осуществляет уборку административных, служебных и производственных помещений.

2. Отвечает за санитарное состояние помещений.

Пекарь

Подчиняется технологу.

1. Следит за расстойкой и выпечкой готовых изделий, за температурой, режимом выпечки.

2. Закатывает и выкатывает контейнеры.

3. Следит за дозировкой сырья, согласно рецептуры.

4. Соблюдает параметры режима замеса.

5. Отвечает за качество выполняемой работы.

 

Формовщик

Подчиняется технологу.

1. Вручную разделывает тесто на заготовки.

2. Следит за заданной массой.

3. Предает форму изделиям.

4. Отвечает за качество выполняемой работы.

Упаковщик

Подчиняется технологу.

1. Сортирует хлебобулочные изделия.

2. Упаковывает продукцию в целлофановые пакеты.

3. Укладывает изделия в лотки.

4. Отвечает за качество выполняемой работы.

 

Показатели

Годы

2008 в % к 2007

2007 2008 1 2 3 4 5 1. Производственная мощность, тонн 187 187 100,0 2. Коэффициент использования производственной мощности 0,68 0,72 – 3. Объем производства в натуральном выражении, тонн 127,2 134,5 105,7 4. Товарная продукция, тыс. руб. 3 870,4 4 411,6 113,9 5. Объем реализованной продукции, тыс. руб. 3 870,4 4 411,6 113,9 6. Численность промышленно-производственного персонала, чел. 17 17 100,0 7. Выработка продукции на одного работающего ППП, тыс. руб. 227,6 259,5 113,9 8. Себестоимость товарной продукции, тыс. руб. 3 333,5 3 750,2 112,5 9. Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб. 0,86 0,86 100,0 10. Прибыль от продаж, тыс. руб. 540,9 661,4 122,3 11. Рентабельность продукции, % 16,1 17,6 –

Коэффициент использования производственной мощности увеличился на 4% по сравнению с предыдущим годом за счет увеличения объёмов производства на том же самом оборудовании.

Объём производства в натуральном выражении в отчетном году увеличился на 5,7% по сравнению с базисным. Причиной этому послужило расширение ассортимента более 20 наименований, повышение качества производимой продукции, увеличение спроса на выпускаемую продукцию и расширение рынка сбыта.

Товарная продукция в 2008 году увеличилась по отношению к 2007 году на 13,9% за счёт увеличения объёмов производства и повышения оптовых цен на продукцию.

Объём реализованной продукции в тысячах рублях увеличился на 13,9%, причинами этого послужило увеличение объёмов рынка сбыта, повышение качества продукции данного предприятия.

Выработка продукции на одного работающего ППП в отчетном году повысилась на 13,9% по сравнению с предыдущим годом за счет увеличения объёмов производства.

Повышение себестоимости товарной продукции на 12,5% по отношению к предшествующему году объясняется: увеличением выпуска объёма продукции на 5,7%, повышением цен на сырьё, транспортных расходов, увеличение заработной платы всем работникам ООО «Покров», повышение тарифов на электроэнергию.

Прибыль увеличилась в отчётном периоде на 22,3% и составляет 661,4 тыс. руб. Это связано с тем, что в 2008 году увеличился объём производства за счёт расширения ассортимента производимой на предприятии продукции. И увеличился объём реализованной продукции за счёт увеличения рынка сбыта. Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к себестоимости. Как видно из Таблицы 3 рентабельность продукции увеличилась в 2008 году на 1,5% и по абсолютной сумме составила 17,6%. Повышение рентабельности продукции в 2008 году характеризует результативность производственно-хозяйственной деятельности ООО «Покров» с положительной стороны.

 

Таблица 4. Показатели, характеризующие производство и реализацию продукции ООО «Покров»

№ п/п


Показатели

Факт

2008 г. в % к 2007 г

2007 год 2008 год
1 2 3 4 5
1 Объём производства в натуральном выражении, всего (тонн): в том числе: · хлеб · булочные изделия · сдобные изделия 127,2     60,6 51,5 15,2 134,5     57,2 55,7 21,6 105,7     94,3 108,2 142,1
2 Товарная продукция, всего в том числе (тыс. руб.): · хлеб · булочные изделия · сдобные изделия   3 870,4 1 589,9 1 596,5 684,0 4 411,6   1 481,0 1 893,8 1 036,8 113,9   93,2 118,6 151,6
3 Объём реализованной продукции (тыс. руб.): 3 870,4 4 411,6 113,9
4 Средняя цена 1 тонны выпущенной продукции (тыс. руб.): 30,4 32,8 107,8

 

Рисунок 4. Выпуск хлебобулочных изделий на ООО «Покров» за 2007–2008 г

 


По данным таблицы 4 можно пронаблюдать тенденция увеличения объёмов производства булочных и сдобных изделий, соответственно на 8,2% и 42,1%, так как в 2008 году были внедрены новые сорта мелкоштучных изделий.

Увеличение объёмов производства булочных и сдобных изделий произошло за счёт увеличения объёмов их реализации, соответственно на 18,6% и 51,6%.

Товарная продукция по каждой номенклатуре изделий увеличилась за счёт повышения цен на продукцию ООО «Покров».

Средняя цена 1 тонны продукции увеличилась на 7,8% в 2008 году по сравнению с 2007 годом.

Подводя итоги анализа таблиц 3 и 4, можно сделать выводы:

– на предприятии ООО «Покров» в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличился объём производства в натуральном выражении на 5,7% и объём реализации на 13,9% за счёт расширения ассортимента выпускаемой продукции, повышения качества производимой продукции, расширения рынка сбыта. Выработка продукции на 1 работника ППП в 2008 году повысилась на 13,9% за счёт роста объёмов продукции. Прибыль в 2008 году увеличилась на 22,3% и по абсолютной сумме составила 661,4 тыс. руб.

Одним из показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погасить свои платежные обязательства.

 

Таблица 5. Оценка платежеспособности ООО «Покров»

№ п/п Показатели 2007 г. 2008 г.
1 2 3 4
1. Объём производства, тонн. 127,2 134,5
2. Оборотные активы, тыс. руб. 1067 1256
3. Краткосрочные обязательства, тыс. руб. 3 138 3 395
4. Коэффициент абсолютной ликвидности (не ниже 0,2… 0.5) 0,34 0,37
5. Коэффициент промежуточной ликвидности (не ниже 1,0) 1,45 1,52
6. Коэффициент общей ликвидности (в пределах 1,0… 2,0) 1,08 1.12

 

Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т.е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. Понятие платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует не только текущее состояние расчетов, но и перспективу.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.

Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается, как отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам. Его значение признается достаточным, если он не ниже 0,2–0,5. Если предприятие в текущей момент может на 20–50% погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной. Как видно из Таблицы 5, абсолютный показатель ликвидности ООО «Покров» 0,34–0,37, т.е. на текущий момент предприятие может немедленно погасить краткосрочные обязательства на 37%, что свидетельствует о платежеспособности.

Коэффициент промежуточной ликвидности определяется как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам. Этот показатель характеризует, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, оказанные услуги. Из Таблицы 5 видно, что коэффициент промежуточной ликвидности 1,45–1,52. Это говорит о том, что предприятие платежеспособно, своевременно проводит расчеты с дебиторами.

Коэффициент общей ликвидности представляет собой отношение всех текущих активов к краткосрочным обязательствам. Он позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Из Таблицы 5 видно, что отношение текущих активов и краткосрочных обязательств выше, чем соотношение 1:1 (2007 г. – 1,08; 2008 г. – 1,12). Это говорит о том, что ООО «Покров», располагает оборотными средствами для погашения краткосрочных обязательств.

 


Виды основных средств

На начало года

На конец года

Изменения, +\- Сумма, тыс. р. Удельный вес, % Сумма, тыс. р. Удельный вес, % Сумма, тыс. р. 1 Здания и сооружения 1241,9 37,75 1674,9 39,14 433,0 2 Машины и оборудование 1767,6 53,73 2365,1 55,27 597,6 3 Передаточные устройства 225,0 6,84 220,4 5,15 -4,6 4 Хозяйственный инвентарь 55,3 1,68 18,9 0,44 -36,4 5 Всего производ. фондов 3289,8 100,00 4279,3 100,00 989,5

Согласно данным таблицы 6 производственные фонды увеличились в 2008 году по сравнению с 2007 на 980,5 тыс. р. В том числе: здания и сооружения увеличились на 433,0 тыс. р., машины и оборудование увеличились на 597,6 тыс. р., передаточные устройства уменьшились в стоимости на 4,6 тыс. р., хозяйственный инвентарь уменьшился на 36,4 тыс. р.

Рассмотрев структуру основных производственных фондов можно сделать вывод, что наибольший удельный вес занимают машины и оборудование и составляют 55,27%, затем здания и сооружения, составляющие 39,14%.

Для успешного присутствия на рынке производителей необходимо проводить грамотную ценовую политику на предприятии, постоянно отслеживать цены конкурентов и следить за ценой сырья, материалов, топлива, энергии и т.д., а также прогнозировать, по возможности, их рост.

 

Таблица 7. Структура себестоимости ООО «Покров»

Элементы затрат Доля, %
1 Материальные затраты, всего: 63,40
1.1 Сырье и материалы 57,91
1.2 Топливо 2,70
1.3 Энергия 1,77
1.4 Покупные изделия и полуфабрикаты 0,10
1.5 Прочие 0,92
2 Затраты на оплату труда 10,54
3 Отчисления на социальные нужды 2,74
4 Амортизация основных фондов 9,70
5 Прочие затраты 13,62
Итого затрат 100

В прогнозируемом периоде ожидается повышение стоимости сырья на 21% (по данным маркетинговых агентств), топливо будет реализовываться по цене на 18% больше, чем в предыдущем году, энергия также подорожает – на 20%. Согласно Таблица , влияние стоимости сырья на общее увеличение себестоимости изделий будет 21%*57,91=12,16%, топлива: 18%*2,7=0,49%, энергии: 20%*1,77=0,35%. Итоговое повышение себестоимости составит: 12,16+0,49+0,35=13%.

На предприятии ООО «Покров» низкий уровень технической и информационной автоматизации производства, слабая техническая оснащенность. Высокий уровень ручного труда ведет к низкой производительности и не позволяет повысить объем производства.

Предприятие ООО «Покров» не является лидером в городе Калуга по хлебопечению. В малом и среднем хлебопечении есть свои лидеры. Одним из ярких представителей является ЗАО «Калужский хлеб». Отличную продукцию вырабатывают: ЗАО «Хлебзавод №1», ЧП Клеева, ООО «Тулю», пекарня «Золотая нива». Предприятие осуществляет свою деятельность без перебоев в работе. Оценим объемы реализуемой продукции ООО «Покров» за 2008 год.

 

Таблица 8. Объем реализации хлебобулочных изделий ООО «Покров» за 2008 г.

 


Всего

1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Объем, тыс. р. 4411,6 1202 1280 826,7 1102,9

Объем, тонн

134,5 36,65 39,02 25,20 33,63

Доля, %

100 27,25% 29,01% 18,74% 25,00%

 

Из таблицы №8 видно, что максимальный уровень продаж осуществляется во 2 квартале. Это связано и с праздничными днями, в которые реализуется основная масса продукции, и с расположением торговых точек предприятия преимущественно возле высших учебных заведений. Ограниченностью торговых точек, где осуществляется торговля хлебобулочными изделиями, а также с низкая производительностью труда ведет снижению объемов производимой продукции, производственной мощности, уменьшению прибыли предприятия, рентабельности и ликвидности.

 

Таблица 9. Анализ выпускаемой продукции ООО «Покров»

№ п/п

Ассортимент

2007 г.

2008 г.

выработкат в % к итогу выработкат в % к итогу
1 2 3 4 5 6
1 Булочные изделия, всего 51,4 100,0 55,7 100,0
2 в том числе мелкоштучные изделия 9,5 18,5 10,4 18,7
3 Прочие булочные изделия 41,9 81,5 45,3 81,3

 

Данные таблицы №9 показывают, что доля мелкоштучных изделий развесом 0,05 кг в производстве булочных изделий очень низкая, и составляет в 2007 году 18,5%, а в 2008 году 18,7%, т. к. деление тестовых заготовок осуществляется вручную.

Таким образом, в ходе прохождения практики на ООО «Покров» выявлены следующие проблемы:

– ограниченность торговых точек;

– неразвитый ассортимент продукции, в частности маленький объем выпуска мелкоштучных изделий (пирожки, плюшки, ватрушки);

– высокий уровень ручного труда;

– низкая производительность труда;

Продажа хлебобулочных изделий осуществляется только рядом с местом их производства, то есть у ООО «Покров» неразвитый рынок сбыта готовой продукции, отсутствует сеть торговых точек.

Так как учредителем ООО «Покров» является Калужская Епархия, то на предприятии есть возможность организовать сбыт производимой продукции на территории городских церквей, или на прилегающих к ним площадях.

В 2009 году на заключительном этапе реставрации находятся 4-е церкви в городе Калуга. Их открытие и проведение служб намечено на второй квартал 2009 года. Так на территории вновь работающих церквей необходимо открыть торговые точки для реализации производимой продукции населению.

Данное мероприятие невозможно осуществить без увеличения производительности труда, расширения ассортимента выпускаемой продукции.

Выполнение этих предложений позволит расширить рынки сбыта продукции, увеличить производительность труда, объём производимой продукции, соответственно, увеличить прибыль и рентабельность, финансовую устойчивость и независимость предприятия.

 

 



Прогнозирование поставщиков

 

К числу основного сырья используемого на предприятии относят: мука, яйца, вода, дрожжи.

Поставщиками сырья для ООО «Покров» являются предприятия-производители города Калуги:

Мука – ЗАО «Воротынский «Мелькомбинат»;

Яйцо – Карачевская птицефабрика

Прочие сырье: (мак, изюм, молоко, кунжутное семя, и др.) – оптовые склады города Калуги.

Предприятие занимает маленькое здание, в состав которого входят: производственные, торговое и административно-бытовые помещения. Производственное помещение предназначено для обработки сырья, мойки посуды. Складские помещения отсутствуют. Мука хранится в мешках в наземном помещении, яйца в холодильнике, прочее сырье – кладовое помещение. Торговое помещение использует для реализации производимой продукции. Поэтому на предприятии нет производственных запасов из-за нехватки складских площадей. И, следовательно, предприятию нет смысла расширять круг поставщиков, искать новых, т. к. негде складировать и хранить производственные запасы. В связи с этим, и производительность продукции будет меньше, чем у конкурентов. Предприятие ООО «Покров» не является лидером в городе Калуга по хлебопечению. В малом и среднем хлебопечении есть свои лидеры. Одним из ярких представителей является ЗАО «Калужский хлеб». Отличную продукцию вырабатывают: ЗАО «Хлебзавод №1», ЧП Клеева, ООО «Тулю», пекарня «Золотая нива».

 

Таблица 12. Объем реализации хлебобулочных изделий основных предприятий города за 2008 г.

Объем, тыс. р. ООО «Покров» ИП КЛЕЕВАН.Ф. ЧП РЫЖЕНКОВА С.А. ООО «ТУЛЮ»
2007 г. 3 870,4 6566,4 10359,3 8499,7
2008 г. 4411,6 7992,3 11332,9 6566,5

 

Диаграмма 6. Динамика производства продукции основных конкурентов ООО «Покров»


Как видно из диаграммы, объем реализации у конкурентов гораздо выше, чем у ООО «Покров». Это связано с ограниченностью торговых точек, где осуществляется торговля хлебобулочными изделиями, а также с низкой производительностью труда.

ООО «Покров» это организация, относящаяся к Калужской Епархии. Калужская Епархия всю прибыль, от реализации продукции забирает и использует данные денежные средства на реставрацию церквей и храмов Калуги и Калужской области. Поэтому на ООО «Покров» ручной труд, нет оборудования, а, следовательно, низкая производительность труда, объемы производства и реализации и прибыль.

 


Год

Год

Отклонения, %

Объем, тыс. р. Доля рынка Объем, тыс. р. Доля рынка ООО «Покров» 3 870,4 13,21 4411,6 14,56 1,35 ИП КЛЕЕВА Н.Ф. 6566,4 22,41 7992,3 26,37 3,96 ЧП РЫЖЕНКОВА С.А. 10359,3 35,36 11332,9 37,4 2,04 ООО «ТУЛЮ» 8499,7 29,01 6566,5 21,67 -7,34 Итого 29 295,8 100 30 303,3 100 -

 

Общий объем продукции, реализованной хлебопекарнями вырос с 29 295,8 тыс. р. до 30 303,3 тыс. р. (см. Таблица 1). Изменения составили 30 303,30–29 295,80 = 1 007, 5 тыс. руб.

Существующее положение ООО «Покров» на рынке хлебобулочных изделий среди малых предприятий можно оценить как недостаточно развитое (см. Таблица №13) ввиду низкой доли производительности на рынке хлебобулочных изделий среди малых предприятий (13,21% в 2007-м году, 14,56% в 2008-м году). В 2008-м году ООО «Покров» увеличил свое присутствие на рынке на 14,56%-13,21%=1,35%. Объем увеличился с 3 870,4 тыс. руб. до 4411,6 тыс. руб., разница составила 4411,6–3870,4=541,2 тыс. руб. Основным лидером является частный предприниматель Рыженкова С.А., имеющая развитую торговую сеть, обладающую высокой эффективностью вследствие расположения торговых точек преимущественно в центральной части города, а также больших производственных мощностей, позволяющих доминировать среди малых предприятий на рынке хлебобулочных изделий. Единственным предприятием, которое не только не смогло увеличить объемы реализации, но и допустило сокращение их на 8499,7–6566,5=1933,2 тыс. руб. стало ООО «ТУЛЮ». По информации, предоставленной этой организацией, такое снижение объемов реализованной продукции было вызвано закрытием одного из цехов, производящих продукцию, из-за низкой рентабельности. Так как цех предприятия находился на арендованной площади в центральной части города, то резкий скачок цен на аренду производственных площадей вынудил руководителей прекратить деятельность данного цеха.

В проектируемом периоде неизбежно повышение себестоимости продукции, т. к. постоянно повышаются затраты на изготовление продукции. Это связано с повышением отпускной цены на сырье и материалы, повышение стоимости энергии и топлива. Для осуществления этого мероприятия необходимо, чтобы товар после повышения цены не потерял своей конкурентоспособности, то есть при прочих равных одинаковых условиях и качествах цена продукции не должна превышать цену конкурентов. Иначе неизбежен отток покупателей, а этого допускать нельзя.

 

 


Таблица 14. Сравнение цен конкурентов в процентах с продукцией ООО «Покров», (%)

  Наименование ИП Клеева Н.Ф. ЧП Рыженкова С.А. ООО «ТУЛЮ»
1. Хлеб «Покровский» 129,4 141,2 135,3
2. Хлеб «Деревенский» 121,1 131,6 126,3
3. Хлеб «Пряно-заварной» 118,9 131,6 115,8
4. Хлеб «Богородский» 132,9 134,1 129,4
5. Хлеб «Богородский» пикантный 132 140 130
6. Батон «Нива» 127,4 136,8 126,3
7. Батон «Русь» 131,1 134,4 127,8
8. Хлеб «Бутербродный» 125 133,3 120
9. Булочка с отрубями 133,3 150 150
10. Булочка с луком 120 130 120
11. Булочка поминальная 140 150 143,3
12. Пирог с курагой 127 132,4 131
13. Пирог с черносливом 114,1 117,1 114,7
14. Пирог с повидлом 133,5 138,2 140
15. Калач с маком 120 130 116,7

 

Данные, представленные в 14, свидетельствуют о значительном превышении цены продукции основных конкурентов над продукцией ООО «Покров». Так, например, «булочка с отрубями» (строка 9) производства ЧП Рыженкова С.А. стоит на 50% больше, чем такая же продукции предприятия ООО «Покров». Такое значительно превышение (30–50%) присутствует по всему товарному ассортименту.

 

Таблица 15. Уровни цен продукции основных конкурентов по сравнению с ООО «Покров», (%)

ИП Клеева Н.Ф. ЧП Рыженкова С.А. ООО «ТУЛЮ»
Минимум 114,1 117,1 114,7
Максимум 140 150 150
Среднее значение 127,1 135,4 128,4

Из Таблица  следует, что минимальный уровень отклонения цены имеет ИП Клеева Н.Ф. и составляет 114,1% от цены ООО «Покров», а максимальный уровень зафиксирован у ЧП Рыженковой С.А. Минимальное значение среднего отклонения 135,4%.

Проведенный анализ цены хлебобулочных изделий основных конкурентов предприятия ООО «Покров» показывает, что имеется значительный резерв увеличения цены готовой продукции. Так как качество продукции ООО «Покров» не уступает качеству продукции конкурентов, а также имеет конкурентное преимущество в виде религиозных особенностей, то отпускную цену каждой единицы продукции следует повысить до величины минимального отклонения – 114,1%. Такое повышение цен позволит избежать оттока клиентов, т.к. цена продукции ООО «Покров» будет оставаться ниже цены продукции конкурентов и иметь конкурентное преимущество.

 


Показатели

Базисный вариант 2008 г.

Проектируемый вариант

Отклонение

абсолют. +/- относит. % 1. 2. 3. 4. 5. 1. Производственная мощность, тонн 187 195 +8 104,3 2. Коэффициент использования производственной мощности 0,72 0,8 +0,08 – 3. Объем производства в натуральном выражении, тыс. тонн 134,5 156 +21,5 116,4 4. Товарная продукция, тыс. руб. 4 411,6 5375,4 +963,8 121,8 5. Объем реализованной продукции, тыс. руб. 4 411,6 5375,4 +963,8 121,8 6. Численность промышленно-производственного персонала, чел. 17 17 – – 7. Выработка продукции на одного работающего ППП тыс. руб. 259,5 3162, +56,7 121,8 8. Себестоимость товарной продукции, тыс. руб. 3 750,2 4522,6 +772,4 120,5 9. Затраты на 1 руб. товарной продукции, руб. 0,85 0,84 -0,1 – 10. Прибыль от реализации, тыс. руб. 661,40 852,8 +191,4 141,5 11. Рентабельность, % 17,6 18,8 +1,2 -

Проанализировав затраты и экономическую эффективность мероприятий, можно сделать следующие выводы.

Объем производства в натуральном выражении в проектируемом варианте увеличится на 21,5 тонн/год и составит 134,5+21,5=156 тонн/год. Увеличение в процентном соотношении – 16% (156/134,5*100–100).

Объем реализованной продукции вырастет в денежном выражении будет составлять 4411,6+963,8= 5375,4 что на 963,8 (5375,4–4411,6) тыс. руб. больше, чем в базисный период. В процентном соотношении это увеличение будет 5375,4/4411,6*100–100=21,8%. В результате предлагаемых мероприятий численность сотрудников ППП не изменится и останется на прежнем уровне – 17 человек. А выработка продукции на 1 сотрудника ППП увеличится при этом и составит 5375,4/17=316,2 тыс. руб. Разница в денежном выражении с базисным периодом: 316,2–259,51=56,7 тыс. руб., отклонение в процентах: 316,2/259,11*100–100=21,5%, то есть столько же, на сколько увеличиться объем реализованной продукции, это связано с тем, что численность сотрудников не изменится. Такой рост производительности труда характеризует общую положительную динамику изменений технико-экономических показателей в результате проведения мероприятий по совершенствованию эффективности коммерческой деятельности ООО «Покров».

Себестоимость товарной продукции в проектируемом варианте увеличиться, во-первых, прямо-пропорционально увеличению объема производства, во-вторых, за счет увеличения стоимости сырья, топлива, энергии на 13%: 3750,2*1,1613*1,13=4522,6 тыс. руб. Абсолютное отклонение себестоимости от базиса: 4522,6–3750,2=772,4 тыс. руб., отклонение в процентах: 4522,6/3750,2*100–100=21%.

Затраты на 1 руб. товарной продукции составят: 4522,6/5375,4=0,84 руб. – это на 0,01 коп. меньше, чем в базисном периоде. Прибыль в проектируемом варианте будет: 5375,4–4522,6=852,8 тыс. руб., что на 852,8–661,4=191,4 тыс. руб. больше, чем базисе. Отклонение в процентах составит: 852,8/661,4*100–100=29%. Рентабельность продукции, рассчитываемое как отношение прибыли от реализации продукции к себестоимости товарной продукции будет: 852,8/4522,6*100=18,8%. Рост рентабельности: 18,8–17,6=1,2%. Эти сведения отражены таблице №17.

Подведем итог по рекомендуемым мероприятиям для повышения коммерческой эффективности деятельности ООО «Покров»: прибыль в результате увеличится на 29%, рентабельность на 1,2%, что положительным образом скажется на финансовом благополучии предприятия и даст стимул для дальнейшего расширения своей деятельности. Полученную прибыль можно будет использовать на модернизацию оборудования, в результате появится возможность занять большую долю рынка по производству хлебобулочных изделий среди малых предприятий в городе Калуге.

 



Заключение

 

Прогнозирование показателей деятельности фирмы призвано определить цели на перспективу. Имеются немало фирм, у которых отсутствуют четкие представления о целях деятельности на будущее. У них есть единая экономическая цель любого бизнеса – максимизация прибыли. Но в современных условиях рынка необходим и важен прогноз возможного состояния фирмы в будущем, которое сложится под влиянием как внешних, так и внутренних условий деятельности предприятия, а затем уже его проработка по вариантам согласно желаемым целям хозяйствования.

Цель данной дипломной – разработать мероприятия, направленные на прогнозирование деловой среды на предприятии ООО «Покров».

ООО «Покров» – предприятие пищевой промышленности, предназначенное для производства хлебобулочных изделий. Целью коммерческой деятельности Общества является извлечение прибыли. Основным видом деятельности Общества является хлебопекарное производство.

Основной задачей этого предприятия является удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров.

ООО «Покров» в 2008-м году сумело улучшить свои экономические показатели, по сравнению с 2007-м годом. Так, произошло увеличение объема производства на 5,7% за счет выпуска продукции на том же самом оборудовании. Объем реализованной продукции увеличился на 13,9% за счет увеличения цены и снижения себестоимости выпускаемых изделий. В итоге, прибыль от реализации увеличилась на 22,3% и составила 661,4 тыс. руб., а рентабельность продукции составила 17,6%.

При прохождении практики на ООО «Покров» были выявлены следующие проблемы:

– ограниченность торговых точек;

– неразвитый ассортимент продукции, в частности маленький объем выпуска мелкоштучных изделий (пирожки, плюшки, ватрушки);

– высокий уровень ручного труда;

– низкая производительность труда;

На основании выделенных проблем выносятся для защиты мероприятия по их устранению:

1. Оптимизация отпускной цены предприятия с учетом влияния инфляции на стоимость сырья, топлива, энергии. Так как качество продукции ООО «Покров» не уступает качеству продукции конкурентов, а также имеет конкурентное преимущество в виде религиозных особенностей, то отпускную цену каждой единицы продукции следует повысить до величины минимального отклонения – 114,1%. Такое повышение цен позволит избежать оттока клиентов, т.к. цена продукции ООО «Покров» будет оставаться ниже цены продукции конкурентов и иметь конкурентное преимущество. Приведенный ранее анализ повышения цен на сырье, топливо, энергии показал, что себестоимость продукции увеличится на 13%. В результате мероприятия увеличение стоимости продукции с учетом инфляции составит 14,1–13%=1,1%. Общий годовой экономический эффект от проведения данного мероприятия – 135,29 тыс. руб.

2. Открытие новых точек продаж продукции.

Так как учредителем ООО «Покров» является Калужская Епархия, то на предприятии есть возможность организовать сбыт производимой продукции на территории городских церквей, или на прилегающих к ним площадях, причем торговля хлебобулочными изделиями может осуществляться служителями церкви. Продажа продукции предприятия ООО «Покров» служителями церкви поможет избавиться от необходимых затрат в виде заработной платы продавцам, что является неоспоримым конкурентным преимуществом.

В 2009 году подходит к завершению реставрация 2-х церквей города Калуги. С началом богослужений во вновь открывшихся церквях появятся новые рынки сбыта продукции. Открытие новых торговых точек на их территории повлечет за собой увеличение выпуска продукции; расширение ассортимента приведет к новым потребителям, а, следовательно, повысит имидж предприятия, увеличит доходы и прибыль.

Годовой объем выпуска продукции в натуральном выражении увеличился на 16% и составил 21,5. (156–134,5). Реализовано было продукции в 2008 году на 5375,4 тыс. руб.

Соответственно дополнительный выделенный резерв увеличения объема производства можно направить на реализацию в уже действующие церкви, так и во вновь открывшиеся церкви города.

Проектируем прирост прибыли от реализации продукции в результате проведения мероприятия по увеличению торговых точек составит 56 тыс. руб. (301 тыс. руб. - 245 тыс. руб.).

Эти мероприятия, направленные на устранение проблем, присутствующих на ООО «Покров», позволят улучшить финансовое состояние предприятия за счет увеличения прибыли на 191,4 тыс. руб. (29,4%), а также повысить рентабельность продукции на 1,16 п., что составит 18,8%. Это в полной мере реализует цели, поставленные в данной работе.

 

 



Список литературы

 

1. Маркетинг: Учебник/ Александр Федорович Барышев. – 2-е изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-200 с.

2. Маркетинг: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.А. Васильева.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-208 с.

3. Финансовый анализ: учебник/Л.С. Васильева, М.В. Петровская. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.:КНОРУС, 2007.-816 с.

4. Менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. Д.В. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2008.-399 с.:ил.

5. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: «Экономистъ», 2008.-670 с.:ил.

6. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка; Учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.-400 с.

7. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.-728 с.

8. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. Методическое пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005 г. - 334 с.

9. Экономика организации (предприятия, фирмы): Учебник/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, Б.Н. Чернышева. – М.: Вузовский учебник, 2008.-536 с.

10. Экономический анализ: Учебник для вузов/ Под ред. Л.Т. Гиляровской. – 2-е изд., доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-615 с.

11. Менеджмент предприятия. Анализ и диагностика: Учебник / Глазов М.М., Фирова И.П.-СПб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2007. – 239 с.

12. Доценко В.А. Практическое руководство по санитарному надзору за предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, общественного питания и торговли. Учебное пособие.- СПб.:ГИОРД, 2002.-496 с.

13. Планирование на предприятии: Учебник. – 3-е изд., испр.- М.: ИНФРА-М, 2008.-416 с.

14. Экономический анализ деятельности предприятия. Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений, экономистов и преподавателей. – М.: Академический проспект, 2005.-576 с.

15. Предприятие в сфере сервиса. Управление прогнозируемыми процессами (теория и практика): учебное пособие/ Л.И. Ерохина, Б.В. Башмачникова.-М.: Флинта: МПСИ, 2006.-248 с.

16. Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов/ Ю.Ф. Елизаров: – 3-е изд., испр.- М.: Издательство «Экзамен», 2008.-495 с.

17. Планирование на предприятии: учебное пособие/ А.И. Ильин. – 7-е изд., испр. и доп.-М.: Новое знание, 2006.- 668 с.

18. Организация и планирование производства: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ под. ред. А.Н. Ильченко, И.Д. Кузнецовой. – 2-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.-208 с.

19. Основы менеджмента: учебник/А.И. Кошелев, Н.Н. Иванникова.- М.: Издательство «Экзамен», 2007.-510 с.

20. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник/ Б.Н. Кузык, В.И. Кушмин, Ю.В. Яковец. – 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008.-575 с.

21. Ким С.А. Маркетинг: Учебное пособие.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.-240 с.

22. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов/ Лысенко Д.В.-М.: ИНФРА-М, 2009.-320 с.

23. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. Н.П. Любушина.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-471 с.

24. Менеджмент. Учебник. – 2-е изд., доп. И перераб. / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзова.-М.: ИНФРА-М, 2008.-330 с.

25. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 4-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2008.-736 с.

26. Маркетинг: Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений.- М.: Гуманист. издатцентр ВЛАДОС, 2005.-352 с.

27. Менеджмент: нормирование и управление производственными запасами и оборотными средствами предприятия: Учебное пособие / А.Р. Родионов, Р.А. Родионов.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.-614 с.

28. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. Савицкая Г.В. – 5-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2009.-536 с.

29. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 4-е изд. / Под ред. В.М. Семенова-СПб.: Питер, 2006.-384 с.

30. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / Под ред. проф. Соломина В.П.- СПб.: Питер, 2005.-240 с.

31. Финансовый анализ. Управление финансами: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-639 с.

32. Экономический анализ.: Учебное пособие для студентов вузов/А.А. Максютов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 г.-543 с.

33. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник.-М.:ИНФРА-М, 2008.-528 с. – (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).

34. Экономика фирмы: учебное пособие для студентов вузов/Л.Н. Чечевицына, Н.Н. Чуев.-изд. 2-е, доп. И перераб.-Ростов н/Д: Феникс, 2007.-382 с.

35. Чуева Л.Н. Экономика фирмы: Учебник для студентов вузов. – 2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.-486 с.

36. Филатов О.К., Т.Ф. Рябова, Е.В. Минаева Экономика предприятий (организаций): Изд. третье, перераб. и доп. – М.:Финансы и статистика, 2005 г.

37. Цыганова Т.Б. технология хлебопекарного производства: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2001 г.


[1] Менеджмент: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»:ИНФРА-М,2008-с.30.

[2] Менеджмент : учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»:ИНФРА-М, 2008 - с. 32

[3] Менеджмент : учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»:ИНФРА-М, 2008 - с. 33

[4] Менеджмент.Учебник.-2-е изд.,перераб.и доп./Под ред.проф.М.П.Переверзова.-М.: ИНФРА-М,2008.-28 с.

[5] Менеджмент предприятия. Анализ и диагностика. Учебник.- Спб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2007. - 156 с.

[6] Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 4-е изд., перераб и доп.-М.:Экономистъ,2008.-215с.

[7] Менеджмент:учебник/О.С.Виханский,А.И.Наумов.-4-е изд.,перераб и доп.-М.:Экономистъ,2008.-207с.

[8] Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.А. Васильева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 г .- 158 с.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

Факультет Экономики и предпринимательства

 

Кафедра «Организация производственной и коммерческой деятельности»

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

"Прогнозирование деловой среды на предприятии ООО «Покров»"

 

Москва 2009



Введение

 

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Деловая среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать определенном промежутке времени.Под внутренней средой понимается хозяйственный организм организации, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности.Внутренняя среда организации – это часть той общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.Изучение деловой среды направлено на выявление сильных и слабых сторон организации. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе, которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – предмет пристального внимания со стороны менеджера, обязанного избавиться или минимизировать их влияние.Но деловая среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.Необходимо постоянно проводить анализ деловой среды организации в сравнении положения деловой среды конкурентов. Постоянное наблюдение за изменениями внутренней среды организации способствует решению ряда постепенных задач.Современная среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.Задача прогнозирования деловой среды состоит в составлении и обеспечении такого прогноза взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Проблемой работы является прогнозирование деловой среды в условиях конкуренции мини-пекарни ООО «Покров».

Актуальностью темы являются вопросы развития деловой среды предприятия, выявление сильных и слабых сторон развития организации в условиях рыночных отношений.

Значимость работы заключается в том, что умение прогнозировать деловую среду предприятия на мини-пекарни ООО «Покров» создаст финансовую базу для расширения воспроизводства, роста доходов трудового коллектива, для более существенной финансовой помощи учредителю, Калужской Епархии.

Цель исследования – изучить факторы прогнозирования деловой среды мини-пекарни ООО «Покров».

В достижении поставленной цели поможет решение следующих задач:

1. Определить понятия, сущность и значение деловой среды и внутрифирменного прогнозирования;

2. Изучить методологию прогнозирования;

3. Охарактеризовать исследуемое предприятие;

4. Исследовать основные технико-экономические показатели ООО «Покров»;

5. Выявить сильные и слабые стороны предприятия;

6. Разработать конкретные мероприятия прогнозу развития на ООО «Покров».

Объект исследования – деловая среда организации.

Субъект исследования – пекарня ООО «Покров».

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка

используемой литературы.

 

 



Теоретические аспекты прогнозирования деловой среды на предприятии

Деловая среда предприятия

 

Не существует ни одной организации, которая не имела бы внешнего окружения и не находилась бы с ним в состоянии постоянного взаимодействия. Любая организация нуждается в регулярном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности. При этом каждая организация должна отдавать что-то во внешнюю среду в качестве компенсации за получаемые ресурсы, обеспечивающие ее существование. Как только рвутся связи с внешней средой, организация погибает. В последнее время в связи с усилением и усложнением конкуренции, а также в связи с резким ускорением процессов изменения в окружающей среде организации все в большей мере вынуждены уделять внимание вопросам взаимодействия с окружением, все в большей мере развивать способности адаптации к изменениям внешней среды.

Настоящее время – это время технологических переворотов, появление принципиально новых инноваций, приводящих практически одномоментно к моральному устареванию больших групп традиционных изделий, быстрые и радикальные изменения в соотношение сил конкурентов – все это заставляет организацию постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, использовать стратегическое мышление, стремясь определить надвигающиеся перемены.

Характеристика любой организации невозможна без четкого отражения влияния факторов внешней среды и оценки факторов внутренней среды на цели развития организации и характер ее деятельности. При этом важно определить сущность окружающей среды и характер ее влияния на управление организацией.

Внешнюю среду организации, как правило, разделяют на макросреду и микросреду (Приложение №1).

Макросреда – характеризует все ситуации в бизнес среде города (страны, региона), ее характерные особенности влияют на деятельность всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности и специфики продукции, предлагаемой на рынке.[1]

К макросреде относятся более широкие социальные факторы, которые влияют на микросреду:

– демографические;

– экономические;

– природные;

– научно-технические;

– политико-правовые.

Демографические факторы определяются демографической средой, которая является одной из важнейших, поскольку эта среда во многом определяет будущий спрос. Демографические факторы – это численность населения, его плотность; территориальное размещение; возрастная структура, рождаемость, смертность; количество браков и разводов; этническая и религиозная структура населения.

Экономическая среда – состоит из факторов, которые влияют на покупательские способности населения и характер покупок. Экономические факторы – это экономическое положение страны (региона); покупательская способность граждан; динамика и структура потребления; финансовое, валютное, кредитное положение страны.

Природная среда – это ресурсы самой природы, необходимые для деятельности организации или оказывающие на нее влияние. Природные факторы – природные ресурсы страны (региона), перспективы их использования; степень обеспеченности национального производства основными видами сырья и топлива; влияние государственных органов на интенсивность ресурсопотребления; уровень загрязнения окружающей среды в целом и по отдельным регионам.

Технологическая среда – это самая мощная сила, которая воздействует на все технические возможности организации. Научно-технические факторы – это темпы и масштабы научно-технических и технологических изменений; интенсивность инноваций; инновационный потенциал организации и ее основных конкурентов; требования к безопасности нововведений; размеры затрат на НИОКР; квалификация персонала.

Политико-правовая среда – включает в себя законодательные факторы, влияющие на деятельность организации. Политико-правовые факторы – это политические институты в стране и их разновидность; состояние законодательства, регулирующего экономическую и хозяйственную деятельность; последствия влияния внешнеэкономической политики на конкуренцию и спрос на внутреннем рынке; влияние общественности на характер решений, принимаемых государственными органами.

Культурная среда – включает в себя учреждения, которые оказывают влияние на основные ценности, предпочтения и поведенческие нормы общества.

Социокультурные факторы – это уровень культурного развития; формы культур; особенности культурных и нравственных ценностей групп потребителей; степень подверженности общественного сознания влияниям внешних факторов.

Микросреда – характеризует параметры и ситуацию деятельности на отдельно взятом рынке, представляющем для организации особый интерес (например, характеристика рынка хлебобулочных изделий).[2]

К микросреде относят силы, действующие в сфере, непосредственно примыкающей к ней, которые могут влиять на ее способность обслуживать клиентов:

– сама организация;

– поставщики;

– покупатели;

– посредники;

– конкуренты;

– финансовые организации;

– средства массовой информации;

– общественность.

 

         
 
ОРГАНИЗАЦИЯ

 

 


Рис. 1. Непосредственные составляющие внешней микросреды организации (обычно финансовые организации, СМИ и общественность называют контактными аудиториями)[3]

Покупатели – важнейшая составляющая микросреды организации. Знание конкретных желаний своих потребителей, их стремлений и надежд позволяет организации разрабатывать четкие цели развития и программы их осуществления.

Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:

– географическое месторасположение покупателя;

– демографические характеристики покупателя, такие как возраст, образование, сфера деятельности и т.д.;

– социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.;

– отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.д.

Изучая покупателя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа покупателя. К числу таких факторов относят следующие:

– соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;

– объем закупок, осуществляемых покупателем;

– уровень информированности покупателя;

– наличие замещающих продуктов;

– стоимость для покупателя к переходу к другому продавцу;

– чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, его ориентации на определенную марку, системы стимулирования и ответственности лиц, принимающих решение о покупке.

Поставщики – это организации и частные лица, которые поставляют ресурсы, необходимые для производства товаров или для оказания услуг. Они также снабжают организации различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами от которых зависит эффективность работы организаций, себестоимость и качество производимых продуктов.

Тенденции в развитии рынка, влияющие на поставщиков, могут серьезно повлиять на реализацию организацией своих целей. Поэтому при выборе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентную силу поставщика определяют следующие факторы:

– уровень специализированности поставщика;

– величина стоимости переключения для поставщика на других клиентов;

– степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов;

– концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;

– важность для поставщика объема продаж.

При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:

– стоимость поставляемого товара;

– гарантию качества поставляемого товара;

– временный график поставки товара;

– пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.

Чем бы ни занималась организация, на каком бы товаре не специализировалось, наиболее важными посредниками являются транспортные, финансовые и исследовательские рекламные посредники.

Транспортные средства служат для того, чтобы доставлять покупателям произведенный товар.

Маркетинговыми посредниками называют организации, которые помогают ей определить целевой рынок, рекламировать, продвигать на рынок, продавать и доставлять товар или услуги покупателю. Все они обычно связаны друг с другом. Агентства по маркетинговым услугам – это фирмы, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, рекламные агентства, СМИ, консультанты.

Финансовые организации – банки, кредитные и страховые компании, прочие организации, финансирующие сделки, совершаемые организациями и уменьшающие риски, с которыми сопряжена их работа.

Конкуренты. Любой организации противостоит широкий спектр конкурентов. Рыночная теория гласит: для того, чтобы преуспеть в бизнесе, организация должна удовлетворять не только изменяющиеся потребности клиентов, но и приспосабливаться к стратегиям ее конкурентов. Организация должна получить стратегическое преимущество, внедрив в сознание клиентов приоритет своих товаров.

Степень успеха организации на рынке зависит от различных факторов, из которых складываются ее рыночные возможности. Этот успех определяется во многом элементами внутренней среды организации.

Кадровый потенциал организации охватывает:

– взаимодействие менеджеров и рабочих;

– найм, обучение и продвижение кадров;

– оценка результатов труда и стимулирование;

– создание и поддержание отношений между работниками и т.д.

Организационно-управленческие возможности организации:

– коммуникационные процессы;

– организационные структуры;

– нормы, правила, процедуры;

– распределение прав и ответственности;

– иерархия подчинения.

Проектно-конструкторский потенциал:

– изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства;

– обслуживание технологического парка;

– осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый потенциал организацииохватывает процессы, связанные с реализацией продукции, а также:

– стратегию продукта, стратегию ценообразования;

– стратегию продвижения товара на рынке;

– выбор рынков сбыта в системе распределения.

Материальные и финансовые возможности организации включают в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств организации, а также:

– поддержание ликвидности;

– обеспечение прибыльности;

– создание инвестиционных возможностей и т.д.

При анализе факторы окружающей среды разделяют на:[4]

контролируемые организацией (управляемые и направляемые ею). К ним относят все факторы внутренней (внутрифирменной) среды, а также микросреды, с которой организация непосредственно взаимодействует, поскольку эти факторы (покупатели, поставщики, посредники, конкуренты), вступая во взаимодействие с организацией, имеют встречное воздействие (но не контроль);

неконтролируемые организацией (находящиеся за пределами ее властных полномочий). К ним относят макрофакторы внешней среды, которые носят практически односторонний характер воздействия на организацию, ей лишь остается активно приспосабливаться к ним.

При рассмотрении факторов внутренней (внутрифирменной) среды, контролируемых организацией, следует учитывать, что часть факторов управляется высшим руководством организации (область деятельности, стратегические цели развития, роль маркетинга и других служб организации, общефирменная (корпоративная организационная) культура).

Организация должна располагать эффективной системой обратных связей, позволяющей иметь достаточно полное представление о соответствующих факторах неконтролируемой внешней среды.

На основе данной информации организация должна адаптировать свою стратегию к окружающей среде с учетом своих конкурентных преимуществ и целей развития. Долгосрочный стабильный успех предполагает необходимость находить новые возможности, соответствующие цели, а также своевременно реагировать на угрозы конкурентов, изменяя стратегию развития организации.

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 253.