При наличии возможности выбора и необходимых средств
А где бы Вы предпочли отдыхать, если бы у Вас была возможность выбора
и необходимые средства? (до двух ответов)
Источник: по материалам [32].
Таблица 17
Опрос о будущих планах летнего отдыха
Где Вы собираетесь отдыхать этим летом? (любое число ответов) | ||||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
На даче, садовом участке | 20 | 20 | 22 | 18 |
На Чёрном море (Россия) | 5 | 7 | 9 | 8 |
В другом городе, селе России | 8 | 6 | 7 | 8 |
В Крыму | 1 | 1 | 1 | 2 |
В Прибалтике | 1 | 1 | 0 | 1 |
В других местах на территории бывшего Союза | 2 | 2 | 4 | 2 |
За границей | 2 | 3 | 3 | 3 |
Дома | 58 | 59 | 52 | 57 |
Затрудняюсь ответить | 8 | 6 | 7 | 7 |
Источник: по материалам [32] |
Таблица 18
Опрос о предпочитаемых видах отдыха российскими гражданами
Какой вид отдыха Вы предпочитаете? (любое число ответов) | |||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Пляжный отдых | 30 | 35 | 31 |
Лечение в санаториях | 28 | 32 | 27 |
В домах отдыха, пансионатах | 16 | 25 | 22 |
Походы (пешие, велосипедные, байдарочные и т.д.), рыбалка, охота | 19 | 22 | 20 |
Познавательный отдых – экскурсии, путешествия по историческим, памятным местам | 21 | 28 | 29 |
Отдых на даче, огороде | 12 | 16 | 20 |
Отдых дома | 14 | 17 | 23 |
Другое | 3 | 3 | 4 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 3 | 3 |
Источник: по материалам [24] |
Таблица 19
Опрос о будущих планах летнего отдыха детей российских граждан
Если у Вас есть несовершеннолетние дети или внуки, скажите, где и с кем они будут отдыхать этим летом? (любое число ответов, % от тех, у кого есть несовершеннолетние дети / внуки) | |||||
Г. |
Г. | 2007 г. | |||
Дома / никуда не поедут | 46 | 41 | 39 | ||
На даче / на садовом участке | 16 | 15 | 16 | ||
В детском лагере отдыха | 14 | 13 | 15 | ||
Пойдут в поход / поедут куда-то вместе с другими детьми | 2 | 4 | 2 | ||
Поедут с родителями на Черноморское побережье Кавказа | 7 | 10 | 8 | ||
Поедут с родителями в другое место в России | 9 | 8 | 8 | ||
Поедут с родителями в какую-либо страну СНГ | 2 | 2 | 2 | ||
Поедут с родителями за рубеж | 2 | 3 | 2 | ||
Проведут время без родителей у родственников/знакомых в России | 7 | 5 | 5 | ||
Проведут время без родителей у родственников/знакомых в СНГ | 2 | 1 | 2 | ||
Проведут время без родителей у родственников/знакомых за рубежом | 0 | 0 | 0 | ||
Другое | 5 | 2 | 3 | ||
Затрудняюсь ответить | 8 | 12 | 10 | ||
Источник: по материалам [24]. | |||||
Рассматривая таблицы, можно сделать вывод о большом желании отдыхать за границей, но и о не имеющихся средствах для осуществления данных целей. Самый большой потенциальный спрос имеется на рынке познавательного туризма и лечебного, что является подвидами рынка социальных туристских услуг.
Таким образом, необходимость изучения рынка социального туризма очень велика, требуются новые инструменты для увеличения объёмов социальных услуг в сфере туризма. Необходимо создавать предпосылки для создания данных условий, что в свою очередь требует научного подхода: использования сочетания как экономических, статистических, так и политических и социальных знаний.
Выбор маркетинговых подходов позиционирования
Туристской услуги
Позиционирование – это важный ориентир для маркетинговых действий. По мнению А.В. Дьяченко, позиционирование – это заключительный этап анализа потребителей. Проведя сегментирование и определив приоритетные сегменты в товарном портфеле предприятия, необходимо предложить продукцию таким образом, чтобы она была привлекательной для целевых сегментов и отличалась от предложений конкурентов. Следует позиционировать ту ценность, которую решили предложить потребителю, чтобы завоевать максимально возможную долю выбранного нами сегмента или сегментов [11].
На рынке туризма от того, как турфирма позиционируется на рынке, во многом зависит и её рыночный успех. В теории стратегического маркетинга позиционирование рассматривается как главная маркетинговая стратегия фирмы. Однако, несмотря на важность этого вопроса, в практике туристских фирм чаще встречается «стихийное» позиционирование турфирмы или её турпродуктов – по принципу «как получится».
Если фирма занимается производством и продажей услуг, т.е. в том случае, когда качество «неосязаемого товара», как, например, тура, можно определить только после его потребления, позиционирование фирмы облегчает покупателям выбор производителя услуг, а производителю позволяет отличиться от конкурентов.
Позиционирование можно определить как представление о товаре или фирме (соответственно речь идет о позиционировании товара или позиционировании самой фирмы), которое имеется в умах её покупателей относительно товаров/фирм её конкурентов. Нужно отметить, что в туристской отрасли особое значение имеет также позиционирование места – позиционирование страны, региона в сознании её покупателей. Например, сегодня Россия, по статистике мнений большинства иностранцев, страна опасная для туристов [37].
Наиболее частой ошибкой менеджмента турфирмы можно считать отсутствие систематической работы по позиционированию фирмы и/или её турпродуктов.
Независимо от того, занимается ли туристская фирма регулярным маркетингом, или руководство фирмы не имеет вообще никакого представления о сущности маркетинга, если предприятие существует на рынке уже несколько лет, наверняка у покупателей уже сложилось о ней определенное представление. Имидж турфирмы, составная часть позиционирования, часто играет определяющую роль в решении туристов иметь или не иметь дело с данной турфирмой. Но, прежде чем говорить о формировании предложений в сфере услуг и о формировании имиджа туристской фирмы, продуктом которой является туристская услуга, необходимо определиться, чем маркетинг сферы услуг отличается от маркетинга товаров повседневного спроса и длительного использования (табл. 20).
Таблица 20
Отличия товара от услуги
Характеристика | Товар | Услуга |
Материальность | Осязаем | Неосязаем |
Перемещаемость во времени | Перемещаем | Не перемещаем |
Вариативность | Не вариативен | Вариативен |
Соотношение процессов получения и оказания/продажи услуги/товара | Не разделимы | Разделимы |
Источник: составлено автором. |
Перемещаемость во времени и пространстве заключается в том, что товар можно использовать по назначению или по собственному усмотрению.
Услуга же – это процесс, в ходе которого задействуются ресурсы какого-либо сервисного предприятия, для того чтобы изменить текущее состояние либо самого человека – получателя услуги, либо принадлежащей ему собственности. Человек приобретает полезные навыки в ходе образования, укрепляет своё здоровье, прибегая к услугам медицинских учреждений и спортивных клубов, использует транспорт, чтобы оказаться там, где необходимо. Также потребитель может заключить договор на ремонт квартиры, отдать свои вещи в химчистку и прибегнуть к услугам биржи, желая улучшить своё благосостояние.
Вариативность заключается в том, что стандарты оказания услуг сложнее стандартов на товары, кроме того, контроль соблюдения стандартов обслуживания обычными методами в точке оказания услуг, как правило, затруднителен. Во многих случаях к любому клиенту нужно искать свой подход, требуемая услуга может быть ожидаема со стороны клиента именно в том виде, как он себе её представляет. Поэтому здесь трудно определить стандарты предоставления услуг, помимо того, что клиент должен быть доволен результатом.
Видно, что действия, которые относятся к сфере услуг, разнообразны. У каждой из них своя целевая аудитория, они направлены на различные объекты, имеют разную степень чувствительности к продвижению, различаются по степени осязаемости, эластичности спроса по цене и т.д. Каждая из них требует своих маркетинговых исследований.
А.В. Дьяченко выделяет в системе позиционирования продукта (как товара, так и услуги) следующие основные элементы системы позиционирования (рис. 45).
Рис. 45. Основные элементы,
Дата: 2019-12-22, просмотров: 262.