| 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
% | млрд руб. | |||||||
Все оказанные услуги | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 3407,0 |
в том числе: | ||||||||
бытовые | 12,2 | 11,7 | 10,7 | 10,5 | 10,1 | 9,9 | 10,0 | 339,1 |
транспортные | 26,6 | 24,2 | 22,9 | 22,2 | 21,5 | 21,2 | 21,3 | 725,7 |
услуги связи | 12,1 | 14,8 | 16,7 | 17,6 | 18,5 | 18,6 | 19,6 | 666,7 |
жилищные | 3,7 | 4,3 | 4,5 | 4,8 | 5,3 | 5,6 | 5,2 | 178,4 |
коммунальные | 15,1 | 16,1 | 17,3 | 17,4 | 18,3 | 18,0 | 17,3 | 590,3 |
услуги гостиниц и аналогичных средств размещения | 3,0 | 3,0 | 2,9 | 2,9 | 2,6 | 2,7 | 2,6 | 88,9 |
услуги культуры | 1,9 | 2,0 | 2,3 | 2,5 | 2,3 | 2,2 | 2,4 | 80,2 |
туристские | 1,5 | 1,4 | 1,3 | 1,3 | 1,5 | 1,6 | 1,5 | 50,1 |
услуги физической культуры и спорта | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,7 | 0,6 | 0,6 | 19,1 |
медицинские | 4,7 | 4,9 | 4,8 | 4,9 | 4,8 | 4,9 | 4,9 | 167,5 |
санаторно-оздоровительные | 2,5 | 2,1 | 1,8 | 1,7 | 1,6 | 1,5 | 1,5 | 49,5 |
ветеринарные | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 6,6 |
услуги правового характера | 4,8 | 3,9 | 3,2 | 2,7 | 2,3 | 2,5 | 2,6 | 88,8 |
услуги системы образования | 6,9 | 6,7 | 6,7 | 6,8 | 6,7 | 6,9 | 6,8 | 231,7 |
прочие платные услуги | 4,3 | 4,2 | 4,2 | 4,0 | 3,6 | 3,6 | 3,5 | 124,4 |
Продолжая рассматривать внутренний российский рынок туризма и определять «портрет» российского целевого рынка, нужно рассмотреть такую тенденцию, как не мобильность российского населения. Это подтверждают такие факты, что за последние три года страны СНГ и дальнее зарубежье посетили, соответственно, лишь 6 и 5 % россиян. В основном путешествовали по России: 30 % побывали в своём региональном центре, 15 % – в Москве, 6 % – в Санкт-Петербурге, 12 % – на отечественных курортах, 26 % в других городах страны за пределами своего региона. Каждый третий опрошенный (37 %) не покидал пределов своего места жительства за этот период [32]. Эти данные получены в 2006 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Доля «невыездных» выше среди женщин (41 % против 33 % среди мужчин), россиян старшего возраста (65 % в группе 60 лет и старше, для сравнения: в группах до 44 лет – 25–27 %), менее образованных (68 % среди респондентов с образованием ниже среднего, 24 % – с высшим и неоконченным высшим образованием), плохо материально обеспеченных (47 %, в группе средне обеспеченных – 34 %, хорошо обеспеченных – 28 %).
Наиболее характерная цель поездки за пределы своего места жительства – навестить родных и друзей, на неё указывают 32 % опрошенных. Кроме того, выезжают на отдых, лечение, с туристскими целями (22 %), по работе (18 %), на учёбу (5 %) [32].
Таким образом, российский портрет внутреннего туриста можно охарактеризовать следующим образом: женщина старшего возраста, с образованием ниже среднего, плохо материально обеспеченна, цель поездки – навестить родных, друзей (32 %) и лечение, отдых, туризм (22 %). Данный портрет даёт нам понять об имеющемся наличии у россиян желания осуществлять туристские поездки, но материальное положение не оставляет шансов получать данные услуги. Это вызывает необходимость улучшения предпосылок для увеличения социального туризма в конечной потребительской корзине российских жителей.
Таблица 14
Опрос россиян о местах пребывания
За пределами своего постоянного места жительства
Где Вы бывали за пределами своего постоянного места жительства
за последние три года? (любое число ответов)
Всего
Опрошенных
Возраст, лет
Источник: по материалам [32].
Таблица 15
Опрос россиян о целях выезда
За пределы своего постоянного места жительства
С какой целью Вы выезжали за пределы своего места жительства?
(любое число ответов)
Всего
Опрошенных
Пол
Источник: по материалам [32].
Согласно опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) наиболее распространённым видом летнего отдыха россиян остаётся отдых на даче, садовом участке; каждое лето 2003–2006 гг. таким образом отдыхали по 22–24 % опрошенных. На российском побережье Чёрного моря проводили свой отпуск по 6–9 % опрошенных. В других местах на территории страны – по 9–10 % респондентов. Менее распространён отдых в Крыму (1–2 %), в прибалтийских странах (1 %), других местах бывшего СССР (2–3 %), а также за их пределами (1–3 %). Большинство во время отпуска оставалось дома; однако доля таких респондентов сократилась с 61 % в 2003 г. до 56 % в 2005 г., в 2006 г. составила 59 %. Чем выше доходы респондентов, тем реже они проводят лето дома (не выезжали на отдых летом 2005 г. от 44 % в группе с доходами свыше 5000 руб. в месяц на члена семьи до 78 % в группе с доходами до 1500 руб. в 2006 г.).
Таблица 16
Дата: 2019-12-22, просмотров: 262.