Зачем современному бизнесу нужны интеллектуальные услуги?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вопрос, вынесенный в заголовок данного параграфа, безусловно, риторический. Единственное, что заставляет современные компании и просто деловых людей не только использовать предлагаемые на рынке, но и искать поставщиков новых, уникальных интеллектуальных услуг, - выгода для бизнеса, а нередко и отсутствие альтернативы для выживания в условиях рынка.

Потенциальными потребителями рынка интеллектуальных услуг (РИУ) являются:

· предприниматели / бизнесмены[1] всех видов и уровней. Соответственно, причиной, заставляющей их использовать РИУ, является стремление обеспечить конкурентоспособность своего бизнеса,

· различного вида бесприбыльные, бюджетные структуры, решающие социально значимые задачи. Для таких структур характерно стремление не превысить бюджет (а, при разумной системе финансирования, и сэкономить).

Таким образом, для обоих видов потребителей принципиально важным фактором является эффективность оказываемых услуг. Если в начальный период перехода России к рынку пресловутый «дефицит» и слабая конкуренция позволяли предприятиям игнорировать уровень и объем РИУ (в «лучших» традициях советского периода развития страны, когда т.н. «новая техника» навязывалась потребителям, поскольку их благополучие практически не зависело от приверженности к инновациям), то сейчас такая позиция является контрпродуктивной.

К числу основных проблем развития отечественного рынка интеллектуальных услуг следует отнести:

· отсутствие общепринятого критерия и доступного инструмента оценки эффективности услуг,

· значительная стоимость большей части услуг, связанных с инноватикой,

· традиционное для значительной части отечественных предпринимателей недоверие к основным поставщикам ИУ – консультантам и специалистам по инжинирингу,

· недостаточный уровень информированности потребителей;

· сложившаяся структура рынка – дорогие международные консультанты и не имеющие соответствующего «имиджа» российские фирмы, между которыми трудно сделать выбор;

· определенный консерватизм компаний "классических" секторов экономики, не склонных расширять рыночные ниши и инновационно неактивных.

Основными клиентами РИУ выступают четыре сектора: крупные финансовые группы (естественные монополии и предприятия экспортной ориентации), крупные предприятия оптовой и розничной торговли, инвестиционные (инвестиционно-строительные) компании, а также собственно сектор предприятий новой экономики. Три последних сектора характеризуются высокой склонностью к инновациям и высокой конкурентностью "своих" рынков. Принципиальная модель формирования спроса на интеллектуальные услуги в процессе стратегического развития компании показана на рис. 1.9.1.

 

Рис.1.9.1. Модель формирования участия сферы интеллектуальных услуг в корпоративном стратегическом развитии

 

Стоит задача обеспечить высокое качество интеллектуальных услуг, предоставляемых российскими фирмами, а также информационную и ценовую доступность таких услуг для предприятий всех секторов экономики. Предстоит предпринять меры по преодолению сложившейся сегментации рынка, в основном мерами информационной политики: государственное стимулирование формирования единой информационной инфраструктуры РИУ, в первую очередь – системы рейтингов и обязательных требований к фирмам–поставщикам интеллектуальных услуг по предоставлению публичной информации о своей деятельности в части, не нарушающей прав предприятий-заказчиков данных услуг. Важным условием развития РИУ являются жесткие меры по приведению массового профессионального образования к международным стандартам.

Рынок интеллектуальных услуг является одним из самых перспективных в России. Данный сектор экономики, по существу - индустрия интеллектуальных услуг, является одним из немногих, способных приносить высокие прибыли. Поэтому инновационный, инвестиционный, технологический менеджмент и консалтинг - особенно в области высоких технологий, разработка и внедрение достижений науки в реальный сектор экономики, приобретают в современных условиях максимальную актуальность.

Парадокс отсталости российского рынка интеллектуальных услуг при наличии все еще достаточно мощной науки в стране, объясняется крайне слабой интеграцией научно - исследовательской деятельности ученых, не ориентированной в должной мере на коммерциализацию технологий, на формирование технологической политики, отвечающей требованиям рынка, а также отсутствием удовлетворительной проводящей сети научно - технического прогресса. Многие понятия в области инноватики в настоящем смысле еще только входят в российскую практику. Существует мнение о целесообразности создания национальной инновационной системы в связи с возрастающей сложностью проблем в научно-технологической, социально - экономической и промышленной сферах, потребностью в формировании новых подходов.

В новых условиях глобальной конкуренции выиграют те страны, которые разовьют экономику знаний до максимально доступных объемов. Безнадежно отстанут государства, пренебрегающие нуждами интеллектуального производства. В цепочке «интеллектуальное воспроизводство – механизм внедрения – репродуктивное воспроизводство» все элементы взаимосвязаны, но преимущественное развитие и использование возможностей духовного производства остаются приоритетным условием всякого прогресса.

Отсюда следует, что инвестиции в инновационную сферу в конечном счете наиболее эффективны. Объективно их требуется сегодня гораздо больше, чем есть, но меньше, чем капиталовложений в репродуктивное производство. Инвестиции в знание, интеллектуальное развитие никогда не бывают проигрышными. Их чистый эффект самоценен, а производственное использование лишь усиливает этот эффект.

Резюме

 

Современные предприятия и компании существуют сегодня в хаотичном переходном периоде, который формируется глобальной конкуренцией, быстрыми переменами, растущими потоками информации и коммуникаций, увеличивающейся сложностью бизнеса и всепроникающей глобализацией. Скорость перемен стала настолько высокой, что привела к рождению новой эры бизнеса. В результате этого на сегодняшнем рынке стали доминировать абсолютно новые фирмы, которые совсем недавно еще даже не существовали, а из старых мировых лидеров-гигантов выжили только те, которые сумели научиться двигаться быстрее. Эта новая экономическая и деловая среда также характеризуется частыми технологическими прорывами, быстро меняющими правила игры на рынке, и формированием нового покупателя, который приспособился к этим быстрым переменам и приоритеты которого стали меняться со скоростью показа телевизионных реклам. Принципиальные отличия современной бизнес-среды настолько разнятся с традиционными подходами к управлению бизнесом в индустриальную эпоху, что общепризнанным является факт рождения «новой экономики», основными факторами развития которой являются:

§ Знания – интеллектуальный капитал стал стратегическим фактором; система понятий, используемых для принятия решения, критична для компании,

§ Перемены – непрерывные, быстрые и сложные; создают неопределенность и сокращают предсказуемость,

§ Глобализация – в научно-технических разработках, технологиях, производстве, торговле, финансах, коммуникациях и информации, которая привела к раскрытию экономик, глобальной гиперконкуренции и взаимозависимости бизнесов.

Отметим, что знания и интеллект являются важнейшими движущими силами развития «новой экономики».

Общие тенденции повышения интеллектуализации и значимости для бизнеса интеллектуальных процессов услуг сводятся к нижеследующему:

1) Повышение интеллектуальной и информационной насыщенности создаваемых и продвигаемых товаров и услуг, в результате чего большинство товаров становятся «умными вещами», т.е. содержат в себе сложную «умную» технику, позволяющую усложнять и расширять функциональные возможности товаров. При этом интеллектуальная, «мягкая» (soft) часть товара как по стоимости, так и по потребительской полезности, становится большей. Она уже превалирует над «жесткой» (hard) составляющей. Здесь речь идет не только о традиционно сложных технических товарах, или о традиционных высоко технологичных товарах. Понятие «высоких технологий» проникает во многие секторы рынка. Традиционные объекты, такие как дом или автомобиль, насыщаются интеллектом до такой степени, что берут на себя массу интеллектуальных функций, выполнявшихся (не самым эффективным образом) человеком. На рынке появляются «умные дома» (smart house, intelligent building) и «умные автомобили» (smart car).

2) Интеллектуализация бизнеса проявляется в повышении значения не отдельных товаров, а конкретных решений для определенного заказчика, что предполагает приложение дополнительного интеллекта. Вместо типового, массового товара возникает идеальное представление о товаре, как об адаптированной для конкретного (уникального) потребителя комплексной системе товаров и услуг, направленных на решение конкретных задач клиента. Данный процесс может быть назван «кастомизацией».

3)  «Виртуализация экономики» означает, что  товар, как предмет экономических отношений, все больше «развеществляется», теряя свою материальную оболочку, но все больше отходя на задний план. Естественно, тенденция «виртуализации» тесно связана с развитием эффективных телекоммуникационных систем, в первую очередь – с развитием технологий, использующих сеть Интернет. Анализ технологической составляющей данной тенденции опять-таки показывает ее вторичный характер.

4) Повышение значимости интеллектуальных активов приводит к их доминированию над традиционными материальными активами и ценностями.

Ответами на вызовы современных условий ведения бизнеса стали:

§ управление знаниями, как новая парадигма интеллектуального менеджмента, направленного на приобретение и повышение эффективности использования интеллектуального капитала компании,

§ создание обучающихся, интеллектуальных организаций, способных развивать не только свои компетенции в области производственно-хозяйственной деятельности, но и свои способности наращивать интеллектуальный потенциал,

§ динамичное развитие рынка интеллектуальных услуг, направленных на решение сложнейших задач современного бизнеса.

 

1.11. Базовые понятия и определения

 

«Кастомизация» - модульный подход к производству и продвижению продукции, производство товаров и услуг, в точности соответствующих требованиям конкретных (а не абстрактных, среднестатистических) клиентов и потребителей; переосмысление ценностей массового производства и переход к производству большого ассортимента товаров, но небольшими партиями, предназначенного для различных целевых групп потребителей и сегментов рынка.

«Массовая кастомизация» - доминирование «кастомизации» над «массовым производством», которое, естественно, не упраздняется совсем, но постепенно все глубже отодвигается на второй план; проявление «кастомизации» в производстве и продвижении товаров, которые до недавнего времени представлялись товарами массового спроса и в силу этого подразумевали массовое производство; переход так называемого массового спроса к высоко структурированной форме, когда «массовый» покупатель реагирует на «кастомизированный» товар или услугу.

«Новая экономика» - особый, складывающийся сегодня во многих отраслях экономики хозяйственный порядок, характеризующийся небывалым усилением конкуренции, превращением ранее уникальных товаров в рядовые, превращение ранее рядовых товаров в уникальные и адаптированные под конкретного клиента, стремительными переменами, быстрым устареванием технологий, бизнес-идей и профессий, властным проникновением телекоммуникационных систем,  доминированием факторов знаний и интеллекта.

Виртуализация экономики – повышение значимости нематериальных активов и процессов; проникновение современных информационных технологий, способных создавать собственные прототипы реальности, в хозяйственные процессы.

Интеллектуализация продукции и услуг - увеличение как количества, так и стоимости интеллектуальных решений, используемых при создании, продвижении и эксплуатации продукции и услуг.

Интеллектуальная модель – представление коллективного, бессознательно воспринимаемого порядка, алгоритма деятельности; отражает не материальный уровень хозяйственных операций и бизнес-процессов, а ментальный, интеллектуальный уровень архетипов, определяющих поведение системы.

Интеллектуальная система - информационная система, использующая базу знаний и развитую систему программ её обработки.

Интеллектуальное здание – жилой или промышленный объект строительства, оснащенный большим количеством информационно-технологических систем, обеспечивающих выполнения комплекса функций и услуг (традиционно выполняемых в ручном режиме человеком самостоятельно или не выполнявшихся вовсе) в автоматическом режиме.

Интеллектуальное моделирование организации - совокупность методов и средств разработки практических моделей, представляющих организацию, в первую очередь, как высокоразвитую систему обработки информации, аналогичную высшей нервной системе человека, в целях повышения адаптивности, результативности и эффективности деятельности.

Информатизация продукции и услуг - повышение доли и значимости информационной составляющей продукции и услуг в процессах их производства и продвижения на рынке.

Обучающаяся организация – организационная система, способная самостоятельно развивать свои ключевые компетенции и наращивать интеллектуальный потенциал.

Управление знаниями – комплексная дисциплина, основная цель которой состоит в развитии методов и технологий, позволяющих существенно повысить организационные способности по поиску, приобретению, использованию и развитию интеллектуальных ресурсов.

 

Библиография

 

1. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке, М., 2001.

2. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. Пер. с англ. – М.: 1999.

3. Мильнер Б.З. Управление знаниями. Эволюция и революция в   организации. М.: 2004.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество, М.: Academia, 1999.

5. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Инвестиционно- строительный инжиниринг. М., ИЦ «Елима», 2007.

6. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Всеобщая история менеджмента. М., ИЦ «Елима», 2006.

 

 


[1] Бизнес – предпринимательская деятельность; занятие, приносящее доход, прибыль (см., например, Большой толковый словарь русского языка. – Норинт, Санкт-Петербург, 2003).

Бизнесмен – тот, кто занимается бизнесом; предприниматель, делец (см. там же).


Дата: 2019-12-22, просмотров: 200.