ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В БИЗНЕСЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А.Ю. Забродин

                                             

 

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В БИЗНЕСЕ

 

 

СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

                         Москва-Экономика

Содержание

Введение

Глава 1. Характеристика тенденций развития «новой экономики»

 1.1. Влияние «новой экономики» на развитие интеллектуальных услуг

1.2. Общие характеристики тенденций интеллектуализации современного бизнеса

1.3. «Кастомизация» современного товарного пространства

1.4. Интеллектуализация комплексных решений

1.5. «Виртуализация» хозяйственных отношений

1.6. Интеллектуальные активы и рынок интеллектуальных услуг

1.7. Управление знаниями как парадигма интеллектуального менеджмента

1.8. Обучающиеся и интеллектуальные организации

1.9. Резюме

1.10. Базовые понятия и определения

1.11. Библиография

Глава 2. Структура и сущность интеллектуальных услуг в бизнесе

2.1. Характеристика сферы интеллектуальных услуг

2.2. Развитие инфраструктуры сферы интеллектуальных услуг

2.3. Резюме

2.4. Базовые понятия и определения

2.5. Библиография

Глава 3. Диагностика и анализ бизнеса

3.1. Основные понятия

3.2. Ситуационный анализ

3.2.1. Общие положения

3.2.2. Анализ сильных и слабых сторон компании (SWOT-анализ)

3.2.3. Анализ стратегической позиции компании

3.2.4. Анализ сегментов рынка

3.2.5. Анализ конкуренции

3.2.6. Позиционный анализ

3.3. Организационно-управленческий анализ

3.4. Финансово-экономический анализ

3.5. Производственно-хозяйственный анализ

3.6. Анализ кадрового потенциала

3.7. Оценка бизнеса

3.7.1. Оценка стоимости бизнеса

3.7.2. Этапы процесса оценки

3.8. Резюме

3.9. Базовые понятия и определения

3.10. Библиография

Приложения

 

Глава 4. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

4.1. Сущность и стратегия НИОКР в современной России

4.2. Организация и порядок выполнения НИР

4.2.1. Виды НИР и их основные этапы

4.2.2. Методы оценки научно-технической результативности НИР

4.3. Организация и порядок выполнения ОКР

4.3.1. Основные задачи и этапы ОКР

4.3.2. Общая логика проектирования; интегральный показатель качества изделия

4.3.3.Интегральный экономический показатель изделия и его технико-экономическая эффективность

4.3.4. Управление эффективностью разработки

4.4. Управление знаниями при выполнении НИОКР

4.5. Стратегия НИОКР

4.5.1. Общие положения

4.5.2. Общие подходы к стратегии НИОКР

4.6. Отбор и оценка проектов НИОКР

4.6.1. Содержание и процедура оценки и отбора

4.6.2. Маркетинговые критерии

4.6.3. Научно-технические критерии

4.6.4. Производственные критерии

4.6.5. Организация оценки проекта

4.7. Финансовая оценка научно- технических проектов

4.7.1.Финансовые критерии оценки проектов

4.7.2. Финансовый анализ в процессе НИОКР

4.7.3. Оценка эффективности инвестиций в НИОКР

4.7.4. Годовой экономический эффект и экономическая эффективность при эксплуатации новых изделий

4.7.5. Финансовая оптимизация структуры НИОКР

4.8. Обобщение отечественного и зарубежного опыта организации НИОКР

4.9. Резюме

4.10. Базовые понятия и определения

4.11. Библиография

 

Глава 5. Консультационные услуги

5.1. Понятие об управленческом консультировании

5.2. Рынок и методы управленческого консультирования

5.3. Оплата труда консультантов

5.3.1. Повременная оплата

5.3.2. Фиксированная (недифференцированная) оплата*

5.3.3. Процент от стоимости объекта консультирования или результата

5.3.4. Комбинированная оплата

5.4. Специализация консультантов

5.5. Организация совместной работы с консультантами

5.6. Отбор персонала консультационных фирм

5.7. Резюме

5.8. Базовые понятия и определения

5.9. Библиография

Приложения

 

Глава 6. Инжиниринг

6.1. Понятия и определения

6.2. Нормативно-правовые основы инжиниринговых услуг

6.2.1. Международный подход к нормированию и стандартизации в строительном инжиниринге

6.2.2. Требования к техническим регламентам

6.2.3. Перспективы развития технического регулирования

6.3. Организация и управление инжиниринговой деятельностью

6.4. Прединвестиционный инжиниринг

6.4.1. Процедура и организация прединвестиционной подготовки проекта

6.4.2. Исследование возможностей инвестирования

6.4.3. Прединвестиционные исследования

6.4.4. Обоснование инвестиций

6.5. Проектный инжиниринг

6.5.1. Организация проектного инжиниринга

6.5.2. Предпроектная и проектная подготовка строительства

6.5.2.3. Авторский надзор за строительством. Участие в комиссии по сдаче-приемке объекта в эксплуатацию

6.6. Инжиниринг в организации строительства объектов

6.7. Резюме

6.8. Базовые понятия и определения

6.9. Библиография

Приложения

 

Глава 7. Маркетинг

7.1. Разработка и вывод товара на рынок

7.2. Практические аспекты реализации маркетинга

7.3. Организация маркетинговых исследований

7.4. Сегментирование рынка и позиционирование товара на нем

7.5. Выбор целевого рынка

7.6. Маркетинговое исследование инновационных проектов

7.7. Резюме

7.8. Базовые понятия и определения

7.9. Библиография

 

Глава 9. Финансовые услуги

9.1. Основные положения

9.2. Системы финансового управления

9.3. Принятие инвестиционных решений

9.4. Финансовая деятельность компаний

9.5 Корпоративное финансирование

9.5.1. Собственные средства

9.5.2. Привлеченные средства

9.5.3. Заемные средства

9.5.4. Финансовые решения при корпоративном финансировании проектов

9.6. Метод проектного финансирования

9.6.1. Основные определения

9.6.2.Классификация схем проектного финансирования

9.6.3. Особенности проектного финансирования

9.6.4. Преимущества и недостатки проектного финансирования

9.6.5. Проблемы проектного финансирования в России

9.7. Особенности оказания финансовых услуг в инвестиционном комплексе России

9.8. Аудит

9.8.1. Основные положения

9.8.2. Тенденции развития рынка аудиторских услуг в России

9.8.3. Участники российского рынка аудиторских услуг

9.9. Резюме

9.10. Базовые понятия и определения

9.11. Библиография

 

Глава 10. Инновации

10.1. Сущность инновационной деятельности

10.2. Корпоративная инновационная деятельность

10.3. Научно-техническая подготовка производства

10.3.1. Структура жизненного цикла изделия

10.3.2. Стратегическая роль научно-технической подготовки производства

10.3.3. Конструкторская подготовка производства на заводе-изготовителе серийной продукции

10.3.4. Технологическая подготовка производства (ТПП)

10.3.5. Организационная подготовка производства (ОПП)

10.4. Коммерциализация технологий. Трансфер технологий

10.5. Финансирование инновационного бизнеса

10.6. Организационное развитие инновационных компаний

10.7. Экономическая разведка

10.7.1. Информационные базы в НИОКР

10.7.2. Основные источники и каналы информации

10.7.3. Организация службы информации фирмы

10.8. Резюме

10.9. Базовые понятия и определения

10.10. Библиография

 

Глава 14. Примеры интеллектуальных систем в менеджменте и строительстве

14.1. Понятие о нейроинформатике и ее приложениях в области менеджмента и строительства

14.2. Примеры использования методов нейросетевого управления в робототехнике и мехатронике

14.3. Примеры использования нейронных сетей в менеджменте

14.4. Экспертные системы в менеджменте

14.5. Интеллектуальные здания

14.6. Резюме

14.7. Базовые понятия и определения

14.8. Библиография

Заключение

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие "новой экономики" является одним из приоритетных направлений государственной политики России и основывается на опережающем росте т.н. интеллектуальных услуг.

Структура рынка интеллектуальных услуг (РИУ) включает диагностику, консультирование и аналитику, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), инфокоммуникационное посредничество, маркетинговые и юридические услуги, а также инжиниринг, профессиональный (в т.ч. инновационный) менеджмент и системное финансовое управление (рис.1.1.1). Объем РИУ в России все еще невелик, хотя в последние годы рынок расширяется за счет спроса средних предприятий. Основная проблема развития данного рынка – отсутствие общепринятого критерия эффективности услуг такого рода, в результате предприятия предпочитают не использовать дорогих внешних консультантов, замещая их услуги формально более дешевыми собственными работниками или развиваясь по инерции.

Также затрудняют развитие рынка интеллектуальных услуг:

· недостаточный уровень информированности потребителей;

· сложившаяся структура рынка – дорогие международные консультанты и не имеющие соответствующего «имиджа» российские фирмы, между которыми трудно сделать выбор;

· неудачная трансформация и адаптация к рыночным условиям сложившейся в советское время системы связей науки, производства и образования;

· определенный консерватизм компаний "классических" секторов экономики, не склонных расширять рыночные ниши и инновационно неактивных.

Основными клиентами РИУ выступают четыре сектора: крупные финансовые группы (естественные монополии и предприятия экспортной ориентации), крупные предприятия оптовой и розничной торговли, инвестиционные (инвестиционно-строительные) компании, а также собственно сектор предприятий новой экономики. Три последних сектора характеризуются высокой склонностью к инновациям и высокой конкурентностью "своих" рынков.

Мировой рынок интеллектуальных услуг еще не сложился и характеризуется значительной степенью национально-культурной сегментированности. В то же время очевидно, что в течение 10–15 лет основные сектора рынка приобретут международный характер. В России, по прогнозам, рынок интеллектуальных услуг будет расти на 15–25% в год. К 2010 г. он может достигнуть 1 % ВВП (оценка на 2008 г. – 0,3% ВВП). При этом существует серьезная возможность дальнейшего захвата наиболее платежеспособного сектора РИУ международными корпорациями, с оттеснением национальных компаний на периферию. Продолжение раздельного ("ценового" и "культурного") существования "международного" и "местного" секторов РИУ может повлечь достаточно неблагоприятные последствия для развития малого и среднего бизнеса в России.

Стоит задача обеспечить высокое качество интеллектуальных услуг, предоставляемых российскими фирмами, а также информационную и ценовую доступность таких услуг для предприятий всех секторов экономики. Предстоит предпринять меры по преодолению сложившейся сегментации рынка, в основном мерами информационной политики: государственное стимулирование формирования единой информационной инфраструктуры РИУ, в первую очередь – системы рейтингов и обязательных требований к фирмам–поставщикам интеллектуальных услуг по предоставлению публичной информации о своей деятельности в части, не нарушающей прав предприятий-заказчиков данных услуг. Важным условием развития РИУ являются жесткие меры по приведению массового профессионального образования к международным стандартам.

Рынок интеллектуальных услуг является одним из самых перспективных в России. Данный сектор экономики, по существу - индустрия интеллектуальных услуг, является одним из немногих, способных приносить высокие прибыли. Поэтому инновационный, инвестиционный, технологический менеджмент и консалтинг в области высоких технологий, разработка и внедрение достижений науки в реальный сектор экономики, приобретают в современных условиях максимальную актуальность.

Парадокс технологической отсталости российского рынка интеллектуальных услуг при наличии все еще достаточно мощной науки в стране, объясняется крайне слабой интеграцией научно - исследовательской деятельности ученых, не ориентированной в должной мере на коммерциализацию технологий, на формирование технологической политики, отвечающей требованиям рынка, а также отсутствием удовлетворительной проводящей сети научно - технического прогресса. Такие понятия, как корпоративность, стратегическое управление и планирование, технологический и инновационный менеджмент, управление нематериальными активами, интеллектуальный капитал в настоящем смысле еще только входят в российскую практику. Существует мнение о целесообразности создания социально – ориентированной национальной инновационной системы в связи с возрастающей сложностью, глобализацией проблем в научно-технологической, социально - экономической и промышленной сферах, потребностью в формировании новых подходов в научно-технологической и промышленной индустрии.

Наступил плодотворный период в создании предпосылок развития мировой экономики с точки зрения интенсивности адаптации технических и организационных открытий и достижений. Больше выиграют те страны, которые разовьют экономику знаний до максимально доступных объемов. Безнадежно отстанут государства, пренебрегающие нуждами интеллектуального производства. В цепочке «интеллектуальное воспроизводство – механизм внедрения – репродуктивное воспроизводство» все элементы взаимосвязаны, но преимущественное развитие и использование возможностей духовного производства остаются приоритетным условием всякого прогресса.

Отсюда следует, что инвестиции в инновационную сферу в конечном счете наиболее эффективны. Объективно их требуется сегодня гораздо больше, чем есть, но меньше, чем капиталовложений в репродуктивное производство. Инвестиции в знание, интеллектуальное развитие никогда не бывают проигрышными. Их чистый эффект самоценен, а производственное использование лишь усиливает этот эффект.

---

Перечисленные проблемы нашли отражение в ряде отечественных и зарубежных публикаций, посвященных отдельным аспектам сферы интеллектуальных услуг. Вместе с тем до сих пор нет единой монографии, комплексно освещающей формы и методы новой мультидисциплины. Данная книга призвана восполнить этот пробел, вооружив широкий круг читателей системными знаниями в указанной области.

Структура книги подчинена указанной цели и состоит из введения, 13 глав, заключения, приложений, предметного указателя и библиографии. Авторы стремились, соблюдая «интернациональный» характер структуры справочника, обеспечить полное соответствие материала нормативно-правовым реалиям современной России.

Глава 1 посвящена характеристике структуры и сущности интеллектуальных услуг. В ней, помимо того, описаны особенности отечественного окружения сферы интеллектуальных услуг, а также раскрыты базовые понятия интеллектуальной собственности.

В главе 2 - «Диагностика и анализ» показано, как осуществить эти важнейшие функции интеллектуальных услуг, начиная с системного анализа и оценки компании и заканчивая пакетом рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

Глава 3 – «Прикладные НИОКР» показывает современную организацию НИОКР, их роль в обеспечении эффективности интеллектуальных услуг и приводит примеры мировой практики организации НИОКР.

Глава 4 посвящена секретам консалтинга, являющегося, по сути, искусством. В самом деле, где и как искать заказчика, как с ним работать, в чем особенности инновационного и управленческого консультирования – ответы на эти и многие другие вопросы дает данная глава.

Сложнейшему вопросу сферы интеллектуальных услуг посвящена глава 5 – «Инжиниринг». Здесь приведены основополагающие нормы и стандарты, описана организация и управление инжиниринговой деятельностью, показаны методы системного учета т.н. человеческого фактора.

Глава 6 посвящена маркетингу, включая: разработку и вывод товара на рынок, практику реализации маркетинга инноваций, организацию маркетинговых исследований, порядок сегментирования рынка и позиционирование товара на нем, выбор целевого рынка, методологию маркетингового исследования инновационных проектов.

В главе 7 – «Профессиональное управление» приведены основные рекомендации по методам структуризации проекта, формирования команды, организации работ по проекту, а также основы т.н. риск-менеджмента.

Финансовые услуги являются важной составляющей интеллектуальных услуг и рассмотрены в главе 8. Здесь, в частности рассмотрены методы управления стоимостью, методы корпоративного и проектного финансирования. На этой основе показаны средства оптимизации финансовой деятельности компаний.

Инновационный менеджмент является содержанием главы 9 и основан на тезисе: знание – это стратегический ресурс фирмы. Для реализации этого ресурса должны быть реализованы такие его элементы, как маркетинг, научно-техническая подготовка производства, современные технологии трансфера, экономическая разведка и многое другое.

Особый срез проблемы интеллектуальных услуг представляют инфокоммуникационные услуги, совокупность которых приведена в главе 10. К ним отнесены ИКТ-инфраструктура, рынок услуг связи, новая технологическая и экономическая политика на базе соответствующего механизма государственного регулирования, а также ряд частных, но весьма важных вопросов – гармонизация использования радиочастотного спектра, упорядочение системы лицензирования. Совокупность этих и других мер должна позволить создать национальное производство оборудования связи и программного обеспечения.

Формы и методы оказания юридических услуг являются содержанием главы 11 и включают изложение правовых и нормативных основ в инвестиционном комплексе страны.

Защита прав интеллектуальной собственности составляет содержание главы 12. Рассмотрены авторские права и смежные права, патентное право, средства индивидуализации товаров и услуг, охрана нетрадиционных объектов и виды правовой защиты интеллектуальной собственности. Завершают главу такие важные для практики вопросы, как функции Роспатента и международное сотрудничество в области защиты прав интеллектуальной собственности.

Заключает книгу (глава 13) изложение примеров интеллектуальных систем: интеллектуальные робототехнические системы, экспертные системы, нейронные сети в менеджменте, интеллектуальные здания.

Монография предназначена для широкого круга читателей – бизнесменов, консультантов, специалистов по системному инжинирингу, научных работников; книга будет также полезной студентам и аспирантам, обучающихся по экономическим специальностям, а также слушателям тренингов и специальных профессиональных семинаров по проблематике «Интеллектуальные услуги в инвестиционно-строительном комплексе и других сферах современного бизнеса».

Автор выражает искреннюю благодарность ректору Института инвестиционного развития проф. д. т. н., действительному члену МАИЭС за полезные советы и методическую помощь в процессе подготовки рукописи.

Бурное развитие новой мультидисциплины обуславливает необходимость периодической актуализации структуры и содержания книги. Ваши замечания и предложения будут с благодарностью приняты авторами по адресу: 119049, Москва, ул. Донская,15, Институт инвестиционного развития, тел./факс: 740-16-34, http://idi.com.ru

 

Рынок

Экономическое развитие Постепенное, линейное, довольно предсказуемое Изменчивое – чрезвычайно быстрые перемены со взрывными взлетами и падениями, и хаотичное – направление экономических перемен не может быть точно определено Перемены на рынке Медленные и линейные Быстрые и непредсказуемые Цикл жизни продуктов и технология Длинный Короткий Основные двигатели экономики Крупные индустриальные фирмы Инновационные предпринимательские фирмы, движимые знаниями Масштаб конкуренции Локальный Глобальная гиперконкуренция Доминирующая сила на рынке Поставщик Покупатель Конкуренция: название игры Размер: Крупный съедает мелкого Скорость: Быстрый съедает медленного Маркетинг: название игры Массовый маркетинг Дифференциация

Предприятие

Динамика Медленная Ускоряющаяся под воздействием ожиданий все более требовательных покупателей Основное внимание на: Стабильность Управление переменами Стратегия развития бизнеса Стратегическая пирамида: видение, миссия, цели, планы действий Движимая открывающимися возможностями; динамичная стратегия Мера успеха Прибыль Капитализация рынка (рыночная цена компании) Организация производства Массовая продукция Гибкая; стройное производство Основные двигатели роста Капитал Ресурсы: люди, знания, способности Основные источники инноваций Научные исследования Научные исследования, системные инновации, управление знаниями, интеграция, создание нового бизнеса, венчурные стратегии, новые бизнес модели Основные двигатели технологий Автоматизация и механизация Информационные и телекоммуникационные технологии, е-бизнес, компьютерные дизайн, быстрое создание прототипов и производство Основные источники устойчивого конкурентного преимущества Доступ к исходным материалам, дешевой рабочей силе и капиталам; сокращение себестоимости за счет больших масштабов производства Лидерство, командная работа, предпринимательское творчество, скорость; уполномочивание подчиненных, партнерство с покупателем; дифференцирующие стратегии; конкурентные стратегии, отличительные корпоративные способности; организационное совершенство Самый драгоценный ресурс Финансовый капитал Людской капитал Механизм принятия решений Вертикальный Распределенный Инновационный процесс Периодический, линейный Непрерывный, системный Фокус производства Внутренние процессы Системное управление бизнес процессами и вся цепочка создания ценности Стратегические альянсы с другими фирмами Редкие, менталитет одиночки Партнерство ради доступа к новым способностям Организационные структуры Иерархические, пирамидальные, бюрократические, функциональные Взаимосвязанные подсистемы; гибкие, децентрализованные, уполномочивание подчиненных, плоские или сетевые структуры Бизнес модель Традиционная: командуй-и-контролируй Новая: основной фокус на людей, знания и взаимосвязи

Рабочая сила

Лидерство Вертикальное Распределенное: уполномочивание подчиненных и самолидерство Характеристики рабочей силы В основном мужчины, высокая доля полу-обученных и необученных Равноправие полов; высокая доля работников с высшим образованием Умения Узкая специализация, стандартизация Широкая специализация, гибкость Требования к образованию Сертификат или диплом Непрерывное обучение: вопрос не в том, что ты знаешь, а как быстро ты умеешь узнавать новое Отношения менеджера и подчиненных Конфронтация Сотрудничество, командная работа Занятость Стабильная Подвержена влияниям рыночных возможностей и факторов риска Сотрудники рассматриваются как: Затраты Инвестиции

 

В качестве трех основных движущих сил экономики обычно выделяют:

§ Знания – интеллектуальный капитал стал стратегическим фактором; система понятий, используемых для принятия решения, критична для компании.

§ Перемены – непрерывные, быстрые и сложные; создают неопределенность и сокращают предсказуемость.

§ Глобализация – в научно-технических разработках, технологиях, производстве, торговле, финансах, коммуникациях и информации, которая привела к раскрытию экономик, глобальной гиперконкуренции и взаимозависимости бизнесов.

Первым и важнейшим фактором «новой экономики» является интеллект и знания. Два других фактора только еще более усиливают значимость интеллектуального капитала, но при этом имеют и самостоятельное значение. Настоящая работа посвящена проблематике интеллектуальных услуг для современного бизнеса, в связи с чем фактор интеллекта представляет особый интерес. Рассмотрим основные составляющие этой движущей силы «новой экономики».

 

Резюме

 

Современные предприятия и компании существуют сегодня в хаотичном переходном периоде, который формируется глобальной конкуренцией, быстрыми переменами, растущими потоками информации и коммуникаций, увеличивающейся сложностью бизнеса и всепроникающей глобализацией. Скорость перемен стала настолько высокой, что привела к рождению новой эры бизнеса. В результате этого на сегодняшнем рынке стали доминировать абсолютно новые фирмы, которые совсем недавно еще даже не существовали, а из старых мировых лидеров-гигантов выжили только те, которые сумели научиться двигаться быстрее. Эта новая экономическая и деловая среда также характеризуется частыми технологическими прорывами, быстро меняющими правила игры на рынке, и формированием нового покупателя, который приспособился к этим быстрым переменам и приоритеты которого стали меняться со скоростью показа телевизионных реклам. Принципиальные отличия современной бизнес-среды настолько разнятся с традиционными подходами к управлению бизнесом в индустриальную эпоху, что общепризнанным является факт рождения «новой экономики», основными факторами развития которой являются:

§ Знания – интеллектуальный капитал стал стратегическим фактором; система понятий, используемых для принятия решения, критична для компании,

§ Перемены – непрерывные, быстрые и сложные; создают неопределенность и сокращают предсказуемость,

§ Глобализация – в научно-технических разработках, технологиях, производстве, торговле, финансах, коммуникациях и информации, которая привела к раскрытию экономик, глобальной гиперконкуренции и взаимозависимости бизнесов.

Отметим, что знания и интеллект являются важнейшими движущими силами развития «новой экономики».

Общие тенденции повышения интеллектуализации и значимости для бизнеса интеллектуальных процессов услуг сводятся к нижеследующему:

1) Повышение интеллектуальной и информационной насыщенности создаваемых и продвигаемых товаров и услуг, в результате чего большинство товаров становятся «умными вещами», т.е. содержат в себе сложную «умную» технику, позволяющую усложнять и расширять функциональные возможности товаров. При этом интеллектуальная, «мягкая» (soft) часть товара как по стоимости, так и по потребительской полезности, становится большей. Она уже превалирует над «жесткой» (hard) составляющей. Здесь речь идет не только о традиционно сложных технических товарах, или о традиционных высоко технологичных товарах. Понятие «высоких технологий» проникает во многие секторы рынка. Традиционные объекты, такие как дом или автомобиль, насыщаются интеллектом до такой степени, что берут на себя массу интеллектуальных функций, выполнявшихся (не самым эффективным образом) человеком. На рынке появляются «умные дома» (smart house, intelligent building) и «умные автомобили» (smart car).

2) Интеллектуализация бизнеса проявляется в повышении значения не отдельных товаров, а конкретных решений для определенного заказчика, что предполагает приложение дополнительного интеллекта. Вместо типового, массового товара возникает идеальное представление о товаре, как об адаптированной для конкретного (уникального) потребителя комплексной системе товаров и услуг, направленных на решение конкретных задач клиента. Данный процесс может быть назван «кастомизацией».

3)  «Виртуализация экономики» означает, что  товар, как предмет экономических отношений, все больше «развеществляется», теряя свою материальную оболочку, но все больше отходя на задний план. Естественно, тенденция «виртуализации» тесно связана с развитием эффективных телекоммуникационных систем, в первую очередь – с развитием технологий, использующих сеть Интернет. Анализ технологической составляющей данной тенденции опять-таки показывает ее вторичный характер.

4) Повышение значимости интеллектуальных активов приводит к их доминированию над традиционными материальными активами и ценностями.

Ответами на вызовы современных условий ведения бизнеса стали:

§ управление знаниями, как новая парадигма интеллектуального менеджмента, направленного на приобретение и повышение эффективности использования интеллектуального капитала компании,

§ создание обучающихся, интеллектуальных организаций, способных развивать не только свои компетенции в области производственно-хозяйственной деятельности, но и свои способности наращивать интеллектуальный потенциал,

§ динамичное развитие рынка интеллектуальных услуг, направленных на решение сложнейших задач современного бизнеса.

 

1.11. Базовые понятия и определения

 

«Кастомизация» - модульный подход к производству и продвижению продукции, производство товаров и услуг, в точности соответствующих требованиям конкретных (а не абстрактных, среднестатистических) клиентов и потребителей; переосмысление ценностей массового производства и переход к производству большого ассортимента товаров, но небольшими партиями, предназначенного для различных целевых групп потребителей и сегментов рынка.

«Массовая кастомизация» - доминирование «кастомизации» над «массовым производством», которое, естественно, не упраздняется совсем, но постепенно все глубже отодвигается на второй план; проявление «кастомизации» в производстве и продвижении товаров, которые до недавнего времени представлялись товарами массового спроса и в силу этого подразумевали массовое производство; переход так называемого массового спроса к высоко структурированной форме, когда «массовый» покупатель реагирует на «кастомизированный» товар или услугу.

«Новая экономика» - особый, складывающийся сегодня во многих отраслях экономики хозяйственный порядок, характеризующийся небывалым усилением конкуренции, превращением ранее уникальных товаров в рядовые, превращение ранее рядовых товаров в уникальные и адаптированные под конкретного клиента, стремительными переменами, быстрым устареванием технологий, бизнес-идей и профессий, властным проникновением телекоммуникационных систем,  доминированием факторов знаний и интеллекта.

Виртуализация экономики – повышение значимости нематериальных активов и процессов; проникновение современных информационных технологий, способных создавать собственные прототипы реальности, в хозяйственные процессы.

Интеллектуализация продукции и услуг - увеличение как количества, так и стоимости интеллектуальных решений, используемых при создании, продвижении и эксплуатации продукции и услуг.

Интеллектуальная модель – представление коллективного, бессознательно воспринимаемого порядка, алгоритма деятельности; отражает не материальный уровень хозяйственных операций и бизнес-процессов, а ментальный, интеллектуальный уровень архетипов, определяющих поведение системы.

Интеллектуальная система - информационная система, использующая базу знаний и развитую систему программ её обработки.

Интеллектуальное здание – жилой или промышленный объект строительства, оснащенный большим количеством информационно-технологических систем, обеспечивающих выполнения комплекса функций и услуг (традиционно выполняемых в ручном режиме человеком самостоятельно или не выполнявшихся вовсе) в автоматическом режиме.

Интеллектуальное моделирование организации - совокупность методов и средств разработки практических моделей, представляющих организацию, в первую очередь, как высокоразвитую систему обработки информации, аналогичную высшей нервной системе человека, в целях повышения адаптивности, результативности и эффективности деятельности.

Информатизация продукции и услуг - повышение доли и значимости информационной составляющей продукции и услуг в процессах их производства и продвижения на рынке.

Обучающаяся организация – организационная система, способная самостоятельно развивать свои ключевые компетенции и наращивать интеллектуальный потенциал.

Управление знаниями – комплексная дисциплина, основная цель которой состоит в развитии методов и технологий, позволяющих существенно повысить организационные способности по поиску, приобретению, использованию и развитию интеллектуальных ресурсов.

 

Библиография

 

1. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке, М., 2001.

2. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. Пер. с англ. – М.: 1999.

3. Мильнер Б.З. Управление знаниями. Эволюция и революция в   организации. М.: 2004.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество, М.: Academia, 1999.

5. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Инвестиционно- строительный инжиниринг. М., ИЦ «Елима», 2007.

6. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Всеобщая история менеджмента. М., ИЦ «Елима», 2006.

 

 


[1] Бизнес – предпринимательская деятельность; занятие, приносящее доход, прибыль (см., например, Большой толковый словарь русского языка. – Норинт, Санкт-Петербург, 2003).

Бизнесмен – тот, кто занимается бизнесом; предприниматель, делец (см. там же).


А.Ю. Забродин

                                             

 

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В БИЗНЕСЕ

 

 

СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

                         Москва-Экономика

Содержание

Введение

Дата: 2019-12-22, просмотров: 209.