Глава 8. Профессиональное управление бизнесом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

8.1. Понятия и определения

8.2. Жизненный цикл проекта. Функции и подсистемы управления проектами

8.3. Структуризация проекта

8.3.1. Структура разбиения работ

8.3.2. Назначение ответственных

8.3.3. Определение основных вех

8.3.4. Сетевое планирование

8.4. Формирование команды

8.5. Организация работ по проекту

8.6. Резюме

8.7. Базовые понятия и определения

8.8. Библиография

Приложения

Приложение 7.1

Глава 9. Финансовые услуги

9.1. Основные положения

9.2. Системы финансового управления

9.3. Принятие инвестиционных решений

9.4. Финансовая деятельность компаний

9.5 Корпоративное финансирование

9.5.1. Собственные средства

9.5.2. Привлеченные средства

9.5.3. Заемные средства

9.5.4. Финансовые решения при корпоративном финансировании проектов

9.6. Метод проектного финансирования

9.6.1. Основные определения

9.6.2.Классификация схем проектного финансирования

9.6.3. Особенности проектного финансирования

9.6.4. Преимущества и недостатки проектного финансирования

9.6.5. Проблемы проектного финансирования в России

9.7. Особенности оказания финансовых услуг в инвестиционном комплексе России

9.8. Аудит

9.8.1. Основные положения

9.8.2. Тенденции развития рынка аудиторских услуг в России

9.8.3. Участники российского рынка аудиторских услуг

9.9. Резюме

9.10. Базовые понятия и определения

9.11. Библиография

 

Глава 10. Инновации

10.1. Сущность инновационной деятельности

10.2. Корпоративная инновационная деятельность

10.3. Научно-техническая подготовка производства

10.3.1. Структура жизненного цикла изделия

10.3.2. Стратегическая роль научно-технической подготовки производства

10.3.3. Конструкторская подготовка производства на заводе-изготовителе серийной продукции

10.3.4. Технологическая подготовка производства (ТПП)

10.3.5. Организационная подготовка производства (ОПП)

10.4. Коммерциализация технологий. Трансфер технологий

10.5. Финансирование инновационного бизнеса

10.6. Организационное развитие инновационных компаний

10.7. Экономическая разведка

10.7.1. Информационные базы в НИОКР

10.7.2. Основные источники и каналы информации

10.7.3. Организация службы информации фирмы

10.8. Резюме

10.9. Базовые понятия и определения

10.10. Библиография

 

Глава 11. Информационные коммуникационные услуги

11.1. Роль инфокоммуникационных услуг в создании информационного общества

11.2. Сущность и содержание инфоркоммуникационных услуг

11.3. Особенности инфокоммуникационных услуг

11.4. Инфокоммуникационные услуги и новые требования к сетям связи

11.5. Базовые положения концепции NGN

11.6. IP – телефония

11.7. Резюме

11.8. Базовые понятия и определения

11.7. Библиография

 

Глава 12. Юридическая поддержка бизнеса

12.1. Современные методы юридической поддержки бизнеса

12.2. Основы правового консалтинга

12.3. Развитие международного рынка юридического сопровождения российского бизнеса

12.4. Регистрация прав на недвижимость

12.5. Резюме

12.6. Базовые понятия и определения

 12.7. Библиография

 

Глава 13. Защита интеллектуальной собственности

13.1. Основные понятия интеллектуальной собственности.

13.2. Авторское право и смежные права.

13.3. Патентное право.

13.4. Средства индивидуализации товаров и услуг

13.5. Охрана нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности.

13.6. Виды правовой защиты интеллектуальной собственности.

13.7. Функции Роспатента

13.8. Международное сотрудничество

13.9. Резюме

13.10. Базовые понятия и определения

13.11. Библиография

Приложения

 

Глава 14. Примеры интеллектуальных систем в менеджменте и строительстве

14.1. Понятие о нейроинформатике и ее приложениях в области менеджмента и строительства

14.2. Примеры использования методов нейросетевого управления в робототехнике и мехатронике

14.3. Примеры использования нейронных сетей в менеджменте

14.4. Экспертные системы в менеджменте

14.5. Интеллектуальные здания

14.6. Резюме

14.7. Базовые понятия и определения

14.8. Библиография

Заключение

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие "новой экономики" является одним из приоритетных направлений государственной политики России и основывается на опережающем росте т.н. интеллектуальных услуг.

Структура рынка интеллектуальных услуг (РИУ) включает диагностику, консультирование и аналитику, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), инфокоммуникационное посредничество, маркетинговые и юридические услуги, а также инжиниринг, профессиональный (в т.ч. инновационный) менеджмент и системное финансовое управление (рис.1.1.1). Объем РИУ в России все еще невелик, хотя в последние годы рынок расширяется за счет спроса средних предприятий. Основная проблема развития данного рынка – отсутствие общепринятого критерия эффективности услуг такого рода, в результате предприятия предпочитают не использовать дорогих внешних консультантов, замещая их услуги формально более дешевыми собственными работниками или развиваясь по инерции.

Также затрудняют развитие рынка интеллектуальных услуг:

· недостаточный уровень информированности потребителей;

· сложившаяся структура рынка – дорогие международные консультанты и не имеющие соответствующего «имиджа» российские фирмы, между которыми трудно сделать выбор;

· неудачная трансформация и адаптация к рыночным условиям сложившейся в советское время системы связей науки, производства и образования;

· определенный консерватизм компаний "классических" секторов экономики, не склонных расширять рыночные ниши и инновационно неактивных.

Основными клиентами РИУ выступают четыре сектора: крупные финансовые группы (естественные монополии и предприятия экспортной ориентации), крупные предприятия оптовой и розничной торговли, инвестиционные (инвестиционно-строительные) компании, а также собственно сектор предприятий новой экономики. Три последних сектора характеризуются высокой склонностью к инновациям и высокой конкурентностью "своих" рынков.

Мировой рынок интеллектуальных услуг еще не сложился и характеризуется значительной степенью национально-культурной сегментированности. В то же время очевидно, что в течение 10–15 лет основные сектора рынка приобретут международный характер. В России, по прогнозам, рынок интеллектуальных услуг будет расти на 15–25% в год. К 2010 г. он может достигнуть 1 % ВВП (оценка на 2008 г. – 0,3% ВВП). При этом существует серьезная возможность дальнейшего захвата наиболее платежеспособного сектора РИУ международными корпорациями, с оттеснением национальных компаний на периферию. Продолжение раздельного ("ценового" и "культурного") существования "международного" и "местного" секторов РИУ может повлечь достаточно неблагоприятные последствия для развития малого и среднего бизнеса в России.

Стоит задача обеспечить высокое качество интеллектуальных услуг, предоставляемых российскими фирмами, а также информационную и ценовую доступность таких услуг для предприятий всех секторов экономики. Предстоит предпринять меры по преодолению сложившейся сегментации рынка, в основном мерами информационной политики: государственное стимулирование формирования единой информационной инфраструктуры РИУ, в первую очередь – системы рейтингов и обязательных требований к фирмам–поставщикам интеллектуальных услуг по предоставлению публичной информации о своей деятельности в части, не нарушающей прав предприятий-заказчиков данных услуг. Важным условием развития РИУ являются жесткие меры по приведению массового профессионального образования к международным стандартам.

Рынок интеллектуальных услуг является одним из самых перспективных в России. Данный сектор экономики, по существу - индустрия интеллектуальных услуг, является одним из немногих, способных приносить высокие прибыли. Поэтому инновационный, инвестиционный, технологический менеджмент и консалтинг в области высоких технологий, разработка и внедрение достижений науки в реальный сектор экономики, приобретают в современных условиях максимальную актуальность.

Парадокс технологической отсталости российского рынка интеллектуальных услуг при наличии все еще достаточно мощной науки в стране, объясняется крайне слабой интеграцией научно - исследовательской деятельности ученых, не ориентированной в должной мере на коммерциализацию технологий, на формирование технологической политики, отвечающей требованиям рынка, а также отсутствием удовлетворительной проводящей сети научно - технического прогресса. Такие понятия, как корпоративность, стратегическое управление и планирование, технологический и инновационный менеджмент, управление нематериальными активами, интеллектуальный капитал в настоящем смысле еще только входят в российскую практику. Существует мнение о целесообразности создания социально – ориентированной национальной инновационной системы в связи с возрастающей сложностью, глобализацией проблем в научно-технологической, социально - экономической и промышленной сферах, потребностью в формировании новых подходов в научно-технологической и промышленной индустрии.

Наступил плодотворный период в создании предпосылок развития мировой экономики с точки зрения интенсивности адаптации технических и организационных открытий и достижений. Больше выиграют те страны, которые разовьют экономику знаний до максимально доступных объемов. Безнадежно отстанут государства, пренебрегающие нуждами интеллектуального производства. В цепочке «интеллектуальное воспроизводство – механизм внедрения – репродуктивное воспроизводство» все элементы взаимосвязаны, но преимущественное развитие и использование возможностей духовного производства остаются приоритетным условием всякого прогресса.

Отсюда следует, что инвестиции в инновационную сферу в конечном счете наиболее эффективны. Объективно их требуется сегодня гораздо больше, чем есть, но меньше, чем капиталовложений в репродуктивное производство. Инвестиции в знание, интеллектуальное развитие никогда не бывают проигрышными. Их чистый эффект самоценен, а производственное использование лишь усиливает этот эффект.

---

Перечисленные проблемы нашли отражение в ряде отечественных и зарубежных публикаций, посвященных отдельным аспектам сферы интеллектуальных услуг. Вместе с тем до сих пор нет единой монографии, комплексно освещающей формы и методы новой мультидисциплины. Данная книга призвана восполнить этот пробел, вооружив широкий круг читателей системными знаниями в указанной области.

Структура книги подчинена указанной цели и состоит из введения, 13 глав, заключения, приложений, предметного указателя и библиографии. Авторы стремились, соблюдая «интернациональный» характер структуры справочника, обеспечить полное соответствие материала нормативно-правовым реалиям современной России.

Глава 1 посвящена характеристике структуры и сущности интеллектуальных услуг. В ней, помимо того, описаны особенности отечественного окружения сферы интеллектуальных услуг, а также раскрыты базовые понятия интеллектуальной собственности.

В главе 2 - «Диагностика и анализ» показано, как осуществить эти важнейшие функции интеллектуальных услуг, начиная с системного анализа и оценки компании и заканчивая пакетом рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

Глава 3 – «Прикладные НИОКР» показывает современную организацию НИОКР, их роль в обеспечении эффективности интеллектуальных услуг и приводит примеры мировой практики организации НИОКР.

Глава 4 посвящена секретам консалтинга, являющегося, по сути, искусством. В самом деле, где и как искать заказчика, как с ним работать, в чем особенности инновационного и управленческого консультирования – ответы на эти и многие другие вопросы дает данная глава.

Сложнейшему вопросу сферы интеллектуальных услуг посвящена глава 5 – «Инжиниринг». Здесь приведены основополагающие нормы и стандарты, описана организация и управление инжиниринговой деятельностью, показаны методы системного учета т.н. человеческого фактора.

Глава 6 посвящена маркетингу, включая: разработку и вывод товара на рынок, практику реализации маркетинга инноваций, организацию маркетинговых исследований, порядок сегментирования рынка и позиционирование товара на нем, выбор целевого рынка, методологию маркетингового исследования инновационных проектов.

В главе 7 – «Профессиональное управление» приведены основные рекомендации по методам структуризации проекта, формирования команды, организации работ по проекту, а также основы т.н. риск-менеджмента.

Финансовые услуги являются важной составляющей интеллектуальных услуг и рассмотрены в главе 8. Здесь, в частности рассмотрены методы управления стоимостью, методы корпоративного и проектного финансирования. На этой основе показаны средства оптимизации финансовой деятельности компаний.

Инновационный менеджмент является содержанием главы 9 и основан на тезисе: знание – это стратегический ресурс фирмы. Для реализации этого ресурса должны быть реализованы такие его элементы, как маркетинг, научно-техническая подготовка производства, современные технологии трансфера, экономическая разведка и многое другое.

Особый срез проблемы интеллектуальных услуг представляют инфокоммуникационные услуги, совокупность которых приведена в главе 10. К ним отнесены ИКТ-инфраструктура, рынок услуг связи, новая технологическая и экономическая политика на базе соответствующего механизма государственного регулирования, а также ряд частных, но весьма важных вопросов – гармонизация использования радиочастотного спектра, упорядочение системы лицензирования. Совокупность этих и других мер должна позволить создать национальное производство оборудования связи и программного обеспечения.

Формы и методы оказания юридических услуг являются содержанием главы 11 и включают изложение правовых и нормативных основ в инвестиционном комплексе страны.

Защита прав интеллектуальной собственности составляет содержание главы 12. Рассмотрены авторские права и смежные права, патентное право, средства индивидуализации товаров и услуг, охрана нетрадиционных объектов и виды правовой защиты интеллектуальной собственности. Завершают главу такие важные для практики вопросы, как функции Роспатента и международное сотрудничество в области защиты прав интеллектуальной собственности.

Заключает книгу (глава 13) изложение примеров интеллектуальных систем: интеллектуальные робототехнические системы, экспертные системы, нейронные сети в менеджменте, интеллектуальные здания.

Монография предназначена для широкого круга читателей – бизнесменов, консультантов, специалистов по системному инжинирингу, научных работников; книга будет также полезной студентам и аспирантам, обучающихся по экономическим специальностям, а также слушателям тренингов и специальных профессиональных семинаров по проблематике «Интеллектуальные услуги в инвестиционно-строительном комплексе и других сферах современного бизнеса».

Автор выражает искреннюю благодарность ректору Института инвестиционного развития проф. д. т. н., действительному члену МАИЭС за полезные советы и методическую помощь в процессе подготовки рукописи.

Бурное развитие новой мультидисциплины обуславливает необходимость периодической актуализации структуры и содержания книги. Ваши замечания и предложения будут с благодарностью приняты авторами по адресу: 119049, Москва, ул. Донская,15, Институт инвестиционного развития, тел./факс: 740-16-34, http://idi.com.ru

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 188.