3.1. Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта
В условиях рынка и жесткой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия. Это становится возможным, когда выполняется несколько условий:
- администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке;
- существуют конкретные цели, к достижению которых должно стремиться предприятие;
- при постановке целей предприятия менеджмент активно использует планирование, строго контролируется и выполняется каждый шаг плана для их достижения;
- администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой фирмы[24].
Инвестиционный план составляется для внутренних и внешних целей. В подавляющем большинстве случаев бизнес-план фирмы начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции.
Бизнес-план – основной документ инвестора, описывающий новую идею, новый бизнес, модернизацию или диверсификацию бизнеса, объем необходимых инвестиций и показатели эффективности данного проекта[25].
Основными точками приложения инвестиционного планирования являются следующие процессы:
- привлечение кредита;
- поиск инвестора;
- принятие управленческих решений[26].
Инвестиционный план для привлечения инвестора имеет свою специфику. Основными задачами в данном случае является убедить инвестора в выгодности для него вложений в представляемый ему инвестиционный проект.
Бизнес-план ЗАО «Алексинский хлебокомбинат» предполагает увеличение объемов выпуска майонезной продукции за счет внедрения новой упаковки «дой-пак».
«Дой-пак» является прекрасной альтернативой стеклянным банкам и ПЭТ-бутылкам. В отличие от стекла, новая упаковка не бьется, меньше весит, не занимает много места при транспортировке, избавляет от необходимости приобретения и складирования тары, чем существенно снижает финансовые затраты производства. А возможность нанесения на материал красочной многоцветной печати дает дополнительный выигрыш по сравнению с другими видами упаковки.
Важным преимуществом предлагаемой упаковки является и уменьшение складских и транспортных расходов готовой продукции. Конкурентные плюсы упаковок «дой-пак» – практичность, надежность в транспортировке и хранении. Например, для хранения рулонных пленочных материалов либо готовых пакетов потребуется несоизмеримо меньше складской площади, чем при хранении 250-грамовых стеклянных банок.
В этой связи пакеты «дой-пак» способствуют дальнейшему продвижению продукта на рынке и являются весьма эффективным средством повышения продаж.
Главной целью разрабатываемого бизнес-плана является увеличение объемов выпуска майонезной продукции, получение прибыли за счет производства и реализации конкурентоспособной продукции.
Реализация бизнес-плана позволит решить следующие задачи:
- увеличить объемы производства;
- удовлетворить потребности рынка в майонезной продукции;
- создать новые источники получения прибыли за счет диверсификации предприятия;
- обеспечить загруженность производственных мощностей.
Разрабатываемый инвестиционный проект по увеличению объема выпуска продукции предлагается внедрять в ЗАО «Алексинский хлебокомбинат».
Закрытое акционерное общество «Алексинский хлебокомбинат» создано на базе Алексинского хлебокомбината Тульского областного Управления хлебопекарной промышленности.
ЗАО «Алексинский хлебокомбинат» специализируется на производстве широкого ассортимента хлебобулочной и кондитерской продукции: печенья различных сортов, хлебобулочных кремовых изделий, пряников сувенирных сушек, сухарей и хлеба Особым направлением деятельности является изготовление сиропов и напитков из высококачественных натуральных концентратов фруктов.
Продукция ЗАО «Алексинский хлебокомбинат» удостоена 4 золотых, 3 Серебряных и 2 Бронзовых Знаков качества XXI века.
Осуществляет следующие виды деятельности:
- производство, переработка и реализация продуктов питания;
- снабженческо-сбытовая, торгово-закупочная и посредническая деятельность;
- розничная и оптовая торговля;
- оказание сервисных услуг населению;
- организация предприятий общественного питания собственной торговой сети.
Пункты реализации продукции находятся на территории города.
Предприятие в своей работе руководствуется Уставом ЗАО «Алексинский хлебокомбинат», утвержденного общим собранием акционеров.
Руководство предприятием осуществляет генеральный директор (единоличный исполнительный орган), избираемый общим собранием акционеров. Высшим органом управления является общее собрание акционеров. Контроль за деятельностью общества осуществляется ревизионной комиссией. Промежуточным исполнительным органом между собраниями является наблюдательный совет, избираемый общим собранием акционеров.
Численность персонала аппарата управления и оплата определены согласно штатному расписанию. Учет осуществляет бухгалтерский отдел, который возглавляет главный бухгалтер.
На каждого работника ЗАО «Алексинский хлебокомбинат» разработана должностная инструкция.
Цель инвестиционного проекта для «Алексинского хлебокомбината» заключается во внедрении новой упаковки «дой-пак» для майонезной продукции вместо 250-грамовых стеклянных банок.
Проведенные маркетинговые исследования по предлагаемой продукции свидетельствуют о существовании значительного объема спроса на майонезную продукцию.
Спрос на данную продукцию стабилен, так как майонез является одним из самых популярных продуктов у россиян.
Майонез всегда считался традиционным продуктом для нашей страны. По статистике, майонез входит в рацион 92% российских семей. В отдельных регионах России этот показатель достигает 98%.
Потенциальными потребителями являются физические и юридические лица.
По емкости рынка майонеза Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире. При этом единого мнения о данных и размерах этого сегмента у аналитиков не существует.
На российском рынке представлен майонез различной жирности - от 25 - 30% до 80%. В настоящее время производители предлагают на рынок майонез нескольких видов, из которых самым известным и популярным является «Провансаль».
В настоящее время на российском рынке большую популярность имеет майонез «Слобода» под торговой маркой Эфко. Основной объем продаж приходится на Москву и ближнее Подмосковье, в регионы отгружается 5 - 10% продукции[27].
Таблица 2
Основные компании-производители майонезной продукции, %
Компания | 2006 | 2007 |
Эфко («Слобода») | 15,0 | 13,8 |
Юнилевер (Calve) | 12,0 | 12,5 |
СКИТ (Москва) («Скит Провансаль») | 9,6 | 10,8 |
Петросоюз («Моя семья», «Мечта хозяйки») | 10,5 | 8,3 |
Московский ЖК («Россиянка Провансаль») | 6,9 | 7,5 |
Балтимор («Балтимор») | 8,3 | 7,5 |
Нижегородский МЖК («Провансаль», «Ряба») | 7,4 | 7,1 |
Другие | 30,3 | 32,6 |
Итого | 100 | 100 |
Перспективы развития рынка майонезной продукции позволяют прогнозировать увеличение объемов продаж и соответствующую загрузку производственных мощностей предприятия.
План маркетинговых действий включает комплекс действий, включая товарную, ценовую, сбытовую и сервисную политику и стратегию[28].
Товарная политика ЗАО «Алексинский хлебокомбинат» предполагает обеспечение ассортимента майонезной продукции в удобной упаковке «дой-пак» и приспособление к рыночным условиям.
Товарная стратегия предприятия предусматривает:
- создание различных упаковок «дой-пак»;
- учет требований потребителя к характеристикам майонеза;
- своевременную поставку в магазины города.
Ценовая политика увязана с общими целями предприятия и включает формирование кратко- и долгосрочных целей на базе издержек производства и спроса на продукцию, а также цен конкурентов.
Ценовая стратегия базируется на товарной политике и предполагает:
- использование механизма гибких цен в зависимости от упаковки и жирности майонеза;
- хорошее качество при ценах ниже аналогов;
- разработку системы льгот и скидок в зависимости от условий поставки[29].
В основе стратегии ценообразования лежит метод средних затрат, который предусматривает установление рыночной цены исходя из издержек производства при загрузке производственных мощностей (80%) и прогнозируемом уровне прибыли, сопоставимым со средней учетной ставкой.
Сбытовая политика ЗАО «Алексинский хлебокомбинат» ориентирована на формирование и стимулирование спроса на продукцию.
Сбытовая стратегия заключается в:
- создании и регулировании коммерческих связей;
- рекламной деятельности в различных формах;
- участии в выставках и ярмарках и презентации демонстрационных образцов[30].
Сервис ориентирован на постоянное изучение, анализ и учет требований заказчиков с целью совершенствования изделий.
Майонезная продукция хлебокомбината прошла этап экспериментального освоения и отработки технологии на предприятии. Трудности в освоении технологии практически отсутствуют, так как ЗАО «Алексинский хлебокомбинат» специализируется на производстве данной продукции. Сопоставление возможного объема продаж с производственными возможностями предприятия позволяет внедрить предлагаемый бизнес-план, также спрогнозировать объемы производства и реализации майонезной продукции на период с 2008 до 2010 года (приложение 3).
Трудоемкость изготовления майонеза представлена в таблице 3.
Таблица 3
Структура трудоемкости производства майонеза, %
Вид работ | Хлебобулочные изделия | Кондитерские изделия | Безалкогольные напитки | Майонезная продукция |
Подготовка ингредиентов | 8,24 | 9,24 | 3 | 6 |
Перемешивание | 15,45 | 15,45 | 15,70 | 15,70 |
Замешивание | 35,20 | 35,20 | 10 | 25 |
Расфасовка | 27 | 27 | 10 | 8 |
Укладка | 12,5 | 12,5 | 12 | 12 |
Печение | 2,5 | 2,5 | ||
Упаковка | 2,0 | 2,0 | 4,0 | 4,0 |
Из таблицы видно, что трудоемкость производства майонеза гораздо ниже, чем трудоемкость изготовления хлебобулочных и кондитерских изделий.
Производство майонезной продукции организуется на действующих производственных площадях ЗАО «Алексинский хлебокомбинат» с использованием существующего оборудования. Однако для серийного производства необходимы затраты на приобретение дополнительного оборудования и оборотных средств, на техническую подготовку производства и его частичную реконструкцию.
Необходимые размеры инвестиций связаны с освоением новой упаковочной технологией. В связи с этим требуется проведение реконструкции и технического перевооружения ряда производств.
Для этого необходимо следующее:
- приобретение оборудования;
- строительно-монтажные работы, связанные с монтажом и демонтажем оборудования;
- необходимые проектно-конструкторские работы;
- технологическая подготовка производства.
Рассмотрим необходимое количество оборудования и их стоимость и данные сведем в таблицу 4.
Таблица 4
Необходимые средства для технической подготовки и развития производства
Статья затрат | Кол-во оборудования, ед. | Сумма затрат, тыс. руб. | Поставщик (город) |
Перемешивающее оборудование | 3 | 15,44 | Волгоград, Тюмень |
Фасовочное оборудование | 4 | 33,46 | Ростов Н/Д, Псков |
Приобретение спец.инструмента | 53 | 9,17 | |
Технологическая подготовка | 2,33 | ||
Затраты на реконструкцию | 60,78 | ||
Всего | 121,18 |
Из таблицы видно, что наибольших вложений потребует пополнение оборотных средств, в частности замена фасовочного оборудования.
Потребность в материальных ресурсах, с указанием основных поставщиков представлена в приложении 4.
Производство майонеза в новых упаковках не повлечет за собой дополнительного набора персонала и рабочих кадров и их обучения, а требуется лишь определенная перестановка работников.
Смета расходов на производство майонеза представлена в приложении 5.
Калькуляция на производство майонеза представлена в приложении 6.
В процессе деятельности ЗАО «Алексинский хлебокомбинат» может столкнуться с различными рисками. Они представлены производственными рисками, коммерческими рисками, финансовыми рисками и рисками, связанными с форс-мажорными обстоятельствами.
Производственные риски связаны с различными нарушениями в производственной процессе или в процессе поставок сырья, материалов и комплектующих изделий.
Коммерческие риски связаны с реализацией продукции на товарном рынке (уменьшение размеров и емкости рынка, снижение платежеспособного спроса, появление новых конкурентов и т.п.)
Финансовые риски вызываются инфляционными процессами, всеобъемлющими неплатежами, колебаниями курса рубля и т.п.
Риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами, - это риски, обусловленные непредвиденными обстоятельствами (стихийные бедствия, смена политического курса страны, забастовка и т.п.).
Возможные случаи риска, связанные с деятельностью Алексинского хлебокомбината, представлены в таблице 5.
Вероятность наступления различных рисков оценивается по следующей шкале:
0- риск рассматривается как несущественный;
25- риск скорее всего не реализуется;
50- о наступлении события ничего определенного сказать нельзя;
75- риск скорее всего проявится;
100- риск наверняка реализуется.
Таблица 5
Возможные виды риска, связанные с реализацией проекта
Риски | Отрицательные последствия | Оценка, % |
1. Финансовые | ||
Неустойчивость спроса в связи с появлением новых конкурентов | Уменьшение объемов продаж | 60 |
Снижение цен конкурентами | Снижение цен | 5 |
Рост налогов | Уменьшение прибыли | 20 |
Неплатежеспособность потребителей | Уменьшение объемов продаж и снижение прибыли | 30 |
Рост цен на энергоресурсы | Снижение прибыли | 50 |
Недостаток собственных оборотных средств | Увеличение объемов заемных средств | 2 |
Итого по финансовым рискам | 167 | |
Средний % риска | 27,8 | |
2. Социальные | ||
Отношение местных властей | Дополнительные затраты на выполнение их требований | 5 |
Квалификация кадров | Низкое качество услуг, увеличение поломок | 10 |
Итого по социальным рискам | 15 | |
Средний % риска | 7,5 | |
3. Технические | ||
Изношенность средств производства | Уменьшение объемов производства и прибыли | 0 |
Недостаточная надежность оборудования | Увеличение аварийности, снижение качества услуг | 7 |
Итого по техническим рискам | 7 | |
Средний % риска | 3,5 | |
Всего | 191 | |
Средний % риска | 17,4 |
Основные факторы риска по проекту:
- появление новых конкурентов;
- рост цен на энергоресурсы;
- неплатежеспособность потребителей.
Основными путями снижения степени влияния данных факторов (при их возникновении) являются: снижение издержек производства, расширение ассортимента предлагаемых услуг и улучшение их качества.
В целом же риск проекта оценивается как несущественный.
Так как инвестиционный риск характеризует вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь, его уровень при оценке определяется как отклонение ожидаемых доходов от инвестирования от средней или расчетной величины. Поэтому оценка инвестиционных рисков всегда связана с оценкой ожидаемых доходов и их потерь[31].
Инвестиционный план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса. Является одним из основных инструментов, определяющих эффективность деятельности предприятий, а также необходимым условием для получения компанией внешнего финансирования.
3.2. Расчет раздела бизнес-плана «Финансовый план»
Финансово-экономическая оценка инвестиционных проектов занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами. При всех прочих благоприятных характеристиках проекта он никогда не будет принят к реализации, если не обеспечит возмещения вложенных средств за счет доходов от реализации товаров или услуг, получения прибыли, обеспечивающей рентабельность инвестиций не ниже желательного для фирмы уровня; окупаемости инвестиций в пределах срока, приемлемого для фирмы[32].
Конечная цель состоит в подтвeрждeнии обоснованности и гарантий успешной реализации прeдполагаeмых проектов, а также экономической эффективности проектов и политических, экономических, тeхнологичeских и социальных рисков, сопряженных с их рeализациeй.
Целью разработки финансового плана является определение эффективности производства майонеза в упаковке «дой-пак».
На ЗАО «Алексинский хлебокомбинат» в месяц производится 20 000 банок майонеза и реализуется по цене 18 руб. 80 коп. за банку, что приносит предприятию 376 тыс.руб. прибыли.
Хлебокомбинат для фасовки майонеза использует стеклянные банки, стоимостью 0,63 руб. за банку.
Рассчитаем расходы для одной стеклянной банки майонеза.
Таблица 6
Расчет расходов на 1 банку майонеза
Наименование расходов | Ед. изм. | Объем | Цена ед-цы, руб. | Сумма, тыс.руб. |
Расход упаковки на выпуск 0,63*20 000=12 600 | руб. | 12 600 | 0,63 | 12,60 |
Транспортные расходы по доставке 15% от стоимости | 1,89 | |||
Итого | т.р. | 14,49 |
На 1 банку майонеза расходы по упаковке будут составлять:
14 490/20 00=0,72 руб.
После замены оборудования «Алексинский хлебокомбинат» будет использовать упаковку «дой-пак», стоимость которой 0,41 руб., то значительно сократятся расходы на 1 банку майонеза что приведет к снижению затрат на упаковку и составят (14,49-9,43=5,06) 5,06 т.р.
Рассчитаем расходы для одного пакета «дой-пак» майонеза.
Таблица 7
Расчет расходов на 1 упаковку майонеза
Наименование расходов | Ед. изм. | Объем | Цена ед-цы, руб. | Сумма, тыс.руб. |
Расход упаковки на выпуск 0,41*20 000=12 600 | руб. | 8 200 | 0,41 | 8,20 |
Транспортные расходы по доставке 15% от стоимости | 1,23 | |||
Итого | т.р. | 9,43 |
На 1 банку майонеза расходы на упаковку составят:
9 430/20 00=0,47 руб.
После замены упаковки хлебокомбинат будет тратить 0,41 руб. на упаковку «дой-пак», что приведет к снижению затрат, а соответственно к увеличению прибыли предприятия.
Для того чтобы осуществить замену стеклянной тары на полиэтиленовую нужно изменить третий этап фасовки майонеза. Это можно осуществить при помощи замены морально и физически устаревшего оборудования на новое.
Для замены оборудования на ЗАО «Алексинский хлебокомбинат» потребуются инвестиции в размере 709,1 тыс. руб., которые представлены в таблице 8.
Таблица 8
Потребность в инвестициях по годам планируемого периода, тыс. руб.
Направления инвестиций | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | Итого | Структура, % |
Общая потребность, всего, в т.ч. | 271,27 | 137,83 | 170,83 | 129,17 | 709,11 | 55,56 |
Приобретение не стандартизированного оборудования | 19,44 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 19,44 | 1,50 |
Приобретение оснастки и спец инструмента | 38,48 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 37,72 | 2,94 |
НИОКР | 0,89 | 0,00 | 0,69 | 0,69 | 2,28 | 0,17 |
Тех.подготовка производства | 2,33 | 0,00 | 0,69 | 0,69 | 3,72 | 0,28 |
Реконструкция производства | 57,44 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 60,78 | 4,83 |
Пополнение оборотных средств | 146,94 | 136,25 | 166,67 | 125,00 | 574,86 | 45,06 |
Проведение маркетинга | 1,69 | 0,83 | 1,39 | 1,39 | 5,31 | 0,39 |
Неучтенные расходы | 1,41 | 0,75 | 1,39 | 1,39 | 4,94 | 0,39 |
Источниками финансирования являются:
- средства инвестора в размере 222,22 тыс. руб. с финансированием во 2 квартале 2008 года;
- собственные средства предприятия в общей сумме 486,89 тыс. руб., в том числе в 2008 г. – 49,05 тыс. руб. (за счет реинвестирования части прибыли и амортизационных отчислений). Представим источники финансирования в таблице 9.
Таблица 9
Источники финансирования, тыс. руб.
Источники финансирования | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | Итого |
Инвестиционный кредит | 222,22 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 222,22 |
Прибыль от производства продукции | 33,44 | 110,03 | 149,17 | 107,50 | 400,14 |
Амортизация | 15,61 | 21,67 | 21,67 | 21,67 | 80,61 |
Переходящий остаток прибыли | 0,00 | 1,00 | 2,00 | 3,00 | 4,00 |
Всего инвестиций | 271,28 | 137,83 | 170,83 | 129,17 | 709,11 |
Необходимые инвестиции для организации серийного производства майонеза в упаковки «дой-пак» составят 709,1 тыс. руб., в том числе средства инвестора в размере 222,2 тыс. руб.
Инвестиционный кредит является льготным (процентная ставка составляет 11,7 % годовых). Срок его погашения при работе предприятия по запланированному графику – 25 месяцев.
Обеспечением по кредиту являются:
- залог имущества предприятия;
- участие кредитора в уставном капитале предприятия;
- прибыль, получаемая предприятием (в том числе и от других бизнес - линий).
Источником погашения кредита и процентов по нему является прибыль от производства указанной продукции, причем погашение процентов по кредиту начинается через 6 месяцев после начала инвестирования.
Обеспечением заемщика под предоставляемый кредит является залог имущества предприятия и прибыль, получаемая от всех направлений финансово-хозяйственной деятельности[33].
План доходов и расходов и расчет чистой прибыли представлен в приложении 7.
Ежегодный объем прибыли после выхода на планируемый объем продаж составит 611,1 тыс. руб.
В течение первых двух лет (2008-2010 г.г.) всю чистую прибыль предприятия предполагается направить на развитие производственных мощностей и пополнение оборотных средств. В 2010 г. предусматривается начало погашения кредита и выплата гарантированных дивидендов инвестору. С 2009 года начисление дивидендов предусматривается всем участникам проекта. Возвратить кредит планируется в конце 2011 года. При этом инвестор получит доход в виде процентов в сумме 48,08 тыс. руб. и гарантированный доход в виде дивидендов в сумме 101,08 тыс. руб. Кроме того, участие в прибыли 2012 года позволит получить еще 125 тыс. руб. Таким образом, инвестор получит доход в недисконтированных оценках равный 274,16 тыс. руб.
Производство майонеза будет убыточно в течение одного квартала с момента инвестирования. Начиная со 2 квартала, планируется получение прибыли в размере 19 % от объема продаж. В расчетах учтено налогообложение.
Баланс денежных расходов и поступлений представлен в приложении 8, где произведена оценка поступления и расходования денежных средств в динамике.
Расчет потребности в оборотном капитале представлен в приложение 9.
При этом расчет произведен исходя из планируемых нормативов оборотных средств по элементам с учетом ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Срок окупаемости проекта – 5,5 месяцев с начала инвестирования при ставке за кредит 11,7 %.
Произведем расчет показателей прибыли произведен в таблице 10.
Таблица 10
Отчет по прибыли, тыс. руб.
Наименование показателя | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Валовая прибыль | 66,5 | 258,06 | 458,80 | 704,08 |
Налоги из прибыли | 10,25 | 34 | 54,66 | 78,91 |
Чистая прибыль | 56,25 | 224,05 | 404,13 | 625,16 |
Возврат кредита и проценты | 16,67 | 107,38 | 1460,13 | 0 |
Прибыль, направленная на развитие производства | 33,49 | 110,02 | 149,16 | 107,5 |
Распределяемая прибыль | 6,14 | 6,63 | 108,72 | 517,66 |
То же, нарастающим итогом | 0 | 6,63 | 115,36 | 633,02 |
Дивиденды - всего | 0 | 6,63 | 86,11 | 228,69 |
То же, нарастающим итогом | 0 | 6,63 | 106,63 | 321,44 |
В том числе: Дивиденды инвестору (гарантированные) | 0 | 6,63 | 25,83 | 68,61 |
То же, нарастающим итогом | 0 | 6,63 | 32,47 | 101,08 |
Остаток прибыли | 6,14 | 0 | 22,61 | 288,97 |
Таким образом, прибыль от реализации майонеза позволит осуществить финансирование развития производства, погашение кредита и процентов по нему, а также выплату дивидендов всем участникам проекта, начиная с 2008 года (в том числе инвестору, начиная с 2008 года).
По расчету бизнес-плана погашение инвестиционного кредита планируется с 4 квартала 2008 года. Составим график погашения инвестиционного кредита и процентов по нему в таблице 11.
Таблица 11
График погашения инвестиционного кредита, тыс.руб.
Наименование показателя | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | Всего | ||||||
2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | 1 п/г | 2 п/г | |||
Проценты за кредит | 0,00 | 0,00 | 16,67 | 5,56 | 5,56 | 5,56 | 4,61 | 6,81 | 3,33 | 0,00 | 38,14 |
Возврат основного долга | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 37,50 | 48,61 | 69,44 | 66,67 | 0,00 | 222,22 |
Всего | 0,00 | 0,00 | 16,67 | 5,56 | 5,56 | 43,06 | 53,22 | 76,25 | 70,00 | 0,00 | 270,31 |
Показатель кредитного покрытия инвестиций составляет 33%, соответственно показатель самофинансирования инвестиций – 69%.
Коэффициент покрытия финансово-эксплуатационных расходов составляет 102%. Таким образом, обеспечивается полное покрытие финансово-эксплуатационных потребностей.
Расчет показателей безубыточности и финансовой прочности деятельности ЗАО «Алексинский хлебокомбинат» позволяет определить объем производства при котором предприятие не несет ни убытков и не получает прибыль.
Расчет безубыточности и финансовой прочности произведен в таблице 12.
Таблица 12
Расчет безубыточности и запаса финансовой прочности, тыс.руб.
Наименование показателя | 2008 | 2011 |
Объем продаж | 402,78 | 4652,78 |
Условно - постоянные расходы | 113,53 | 1028,56 |
Удельный вес условно - постоянных расходов в объеме продаж, % | 21,00 | 21,33 |
Точка безубыточности | 182,50 | 1669,72 |
Запас финансовой прочности | 220,28 | 2983,06 |
Таким образом, точка безубыточности (порог рентабельности) в 2008 году составляет 182,5 тыс. руб.; в 2012 году – 1669,72 тыс. руб. (т.е. объем выручки должен составлять не менее указанных величин соответственно).
Запас финансовой прочности составляет в 2008 году 220,28 тыс. руб.; в 2012 году - 2983,6 тыс. руб.
По рассчитанному финансовому плану устанавливаем, что разрабатываемый инвестиционный проект будет приносить прибыль ЗАО «Алексинский хлебокомбинат».
Дата: 2019-12-22, просмотров: 279.