Структура и состав правоотношения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В юридической науке правоотношение рассматри­вается как явление, имеющее сложную структуру и определенный состав.

Под структурой правоотношения понимается внут­реннее строение и взаимосвязь его' элементов. Структуру правоотношения образуют три элемента:

субъекты правоотношения, его содержание и объект.

Субъектами правоотношения являются его участ­ники (стороны, контрагенты).

Юридическое содержание правоотношения об­разуют субъективные права и юридические обязан­ности субъектов. Материальное содержание право­отношения представляет собой поведение сторон (действие либо бездействие), связанное с реализа­цией принадлежащих им прав и обязанностей.

Объект правоотношения - то, по поводу чего субъекты вступают в правовую связь. В качестве объектов правоотношений выступают разнообразные материальные и нематериальные блага. Правоотно­шение имеет не только структуру, но и состав.

 Состав правоотношения образуют два элемента - его участники, то есть субъекты. Права и обязанно­сти субъектов в составе правоотношения выступают как юридические свойства участников правоотноше­ния, а не как самостоятельные элементы пра­воотношения. В качестве структуры правоотношения рассматриваются отношения между субъектами, то есть их правовые связи.

В процессе функционирования структура правоот­ношения, с одной стороны, определяется содержа­нием прав и обязанностей субъектов (юридическая структура), с другой стороны, структура проявляется в поведении субъектов в ходе реализации прав и обязанностей (фактическая структура). При совпаде­нии юридической и фактической структур имеет ме­сто правомерное поведение, при несовпадении -правонарушение либо отклоняющееся поведение.

Субъекты (участники) правоотношений -физические и юридические лица:

- физические лица - это граждане, участники пра­воотношений, обладающие правоспособностью;

- юридические лица - это предприятия, организа­ции, государственные и негосударственные учреж­дения, имеющие обособленное имущество, наде­ленные правом выступать от своего имени во всех отношениях и нести самостоятельно ответственность по своим обязательствам.

Субъекты (участники) правоотношений обладают определенными субъективными правами и юридиче­скими обязанностями:

- субъективное право - это мера возможного (га­рантируемого законом) поведения, т.е. возможность:

использовать либо не использовать предоставлен­ные законом права; требовать определенного пове­дения от другого лица; обратиться к государству за защитой своих прав;

- юридическая обязанность - это мера должного (необходимого, установленного законом) поведения, т.е. обязанность лица совершать определенные действия или воздержаться от их свершения; и при­менение, в случае неисполнения обязанностей, к обязанному лицу государственного принуждения.

 

 ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ

Все субъекты правоотношений, чтобы реали­зовать свои права и обязанности, должны обладать правосубъектностью.

Правосубъектность включает в себя три юридиче­ских свойства: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность:

Правоспособность - это предусмотренная нор­мами права возможность иметь права и нести обя­занности. Закон наделяет правоспособностью всех физических лиц независимо от возраста и состояния здоровья. Правоспособность возникает в момент рождения и прекращается смертью.

Дееспособность - это способность самостоятельно (своими силами) осуществлять права и обязанности. Дееспособность зависит от возраста и состояния психического здоровья. Объем дееспособности может быть полным либо неполным. Полностью дееспособные лица вправе совершать любые юридически значимые действия. Дееспособность в полном объеме в силу закона наступает с 18 лет, а в случае вступления в брак - с 16 лет.       

Дееспособность может быть ограничена по решению суда только в отношении алкоголиков и нарко­манов. Недееспособными могут быть признаны пси­хически больные либо слабоумные, которые не по­нимают фактический характер и социальную значи­мость своих действий.

Объем неполной дееспособности складывается из двух элементов: эмансипированных правомочий и Опекаемых прав. Первые принадлежат субъекту безраздельно, вторые обеспечиваются с помощью законных представителей (родители, опекуны, попе­чители, детские учреждения).

Подростки, в возрасте от 14 до 18 лет имеют не­полную дееспособность. Они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться, своим заработком (стипендией), совершать денеж­ные вклады.

Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет имеют час­тичную дееспособность и вправе самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки.         

Деликтоспособность представляет собой спо­собность нести ответственность за допущенное на­рушение (деликт). Деликтоспособность - это пассив­ная сторона дееспособности и как таковая зависит от возраста и состояния психики. Деликтоспособностью не обладают недееспособные (по гражданским де­лам), малолетние и невменяемые (по администра­тивным и уголовным делам).

Виды правосубъектности: общая и специальная.

Общей правосубъектностью обладают граждане, достигшие 18-летнего возраста и не признанные судом недееспособными. Они вправе вступать в любые гражданские правоотношения.

Специальная правосубъектность необходима для участия в правоотношениях, требующих высоких профессиональных знаний, например, судья должен иметь высшее юридическое образование и возраст не менее 25 лет.

Правоспособность юридических лиц возникает од­новременно с дееспособностью и называется право-дееспособностью.

Праводееспособность властных органов имену­ется компетенцией.

Юридические факты. Субъективные права и обя­занности, сами правоотношения всегда связаны с жизненными обстоятельствами.

Юридические факты - предпосылки правоотноше­ний, фиксируются в гипотезе юридических норм и при наличии их в реальной действительности влекут предусмотренные нормами права последствия.

Юридические факты многообразны и классифици­руются по различным основаниям:

1. В зависимости от последствий факты делятся на правосбразующие (вызывают возникновение прав и обязанностей), правоизменяющие (влекут измене­ние правоотношений) и правопрекращающие (пре­кращают права и обязанности. В трудовом праве такими фактами соответственно являются: заключе­ние трудового договора, перевод на другую работу, увольнение).

2. По волевому критерию юридические факты делятся на события деяния и состояния

 

 ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

Реализация права - это воплощение предписаний правовых норм в правомерном поведении участников общественных отношений.

В зависимости от действий субъектов выделяют формы непосредственной реализации: соблюдение, исполнение, использование норм права и формы опосредствованной реализации: применение норм права. При непосредственной реализации субъекты в процессе правомерной деятельности сами реализуют правовые Предписания в форме использования прав, соблюдения и исполнения обязанностей.     

При опосредствованной реализации осуществле­ние прав и обязанностей происходит с помощью властной деятельности государственных органов и должностных лиц в форме применения норм права. 

В зависимости от способа осуществления прав и обязанностей различают соблюдение, исполнение и использование норм права.

Соблюдение норм права - это воздержание от запрещенных действий, которое не требует вступле­ния в правовые отношения. Воздержание как пас­сивный вид реализации норм права состоит в со­блюдении запрещающих норм. Суть этого вида со­стоит в несовершении противоправных действий.

Исполнение норм права - реализация правовых предписаний, которая заключается в осуществлении требований обязывающих норм. Сущность этого вида реализации состоит в совершении обязатель­ных действий, которые предписаны, нормами права.

Использование норм права - это реализация правовых предписаний, которая состоит в осуществ­лении правомочий, предусмотренных управомочивающими нормами. Использование состоит в такой реализации норм права, которая предполагает сво­бодное волеизъявление: субъект вправе использо­вать, либо не использовать предоставленные ему правомочия. Использование правомочий может осу­ществляться как в правоотношениях, так и вне пра­воотношений. В первом случае праву одной стороны соответствует обязанность другой. Во втором случае субъект использует всеобщее право: участвует в демонстрации, пользуется свободой слова.

Применение норм права

Применение норм права необходимо в тех случа­ях, когда нормы права не могут быть реализованы субъектами без помощи государственных органов. Случаи необходимости правоприменения:

- существует спор о праве, правах и обязанностях;

- имеется препятствие в осуществлении права ли­бо совершено правонарушение;

- требуется определить момент возникновения прав или факт прекращения обязанностей:

- возникает необходимость реализовать субъективное право;

- требуется привлечь правонарушителей к ответ­ственности;

- принимается решение о награждении отличив­шихся граждан;

- возникает необходимость принять государствен­ное решение, имеющее правовую значимость.

Применение норм права - это особая форма реа­лизации норм права государственными органами, которое обеспечивает осуществление правовых предписаний гражданами и юридическими лицами.

Применение как процесс правореализации имеет ряд особенностей:

1. Правоприменение - это властная деятельность, которая осуществляется компетентными органами государства в отношении конкретных лиц путем вы­несения правоприменительных актов, имеющих обя­зательную силу.

2. Правоприменение - это комплексная деятель­ность, так как применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других норм, в том числе процессуальных норм, которые регулируют порядок применения правовых предписании и способствуют обеспечению законно­сти в правоприменительной деятельности.

3. Правоприменение - это организующая деятель­ность. С одной стороны, действие государственных органов и должностных лиц состоит из ряда органи­зационных мероприятий, направленных на реализа­цию норм права, с другой стороны, с помощью этих действий осуществляется организация поведения конкретных субъектов права и тем самым происходит реализация норм права.

СТАДИИ ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА

Основными последовательными стадиями I процесса применения норм права являются: установление фактических обстоятельств дела, опреде­ление юридической основы и вынесение решения.

Установление фактических обстоятельств де­ла состоит в сборе фактов, необходимых для выне­сения решения. Круг таких обстоятельств, обычно, обозначен в законе.

Обстоятельства, подлежащие установлению, об­разуют фактическую основу применения норм права. фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетель­ских показаний, исследования документов и других данных, являющихся доказательствами. Установле­ние фактических обстоятельств должно отвечать на вопросы: что? где? когда? кто?

Определение юридической основы дела состо­ит в выборе и анализе юридических норм, подлежа­щих применению для вынесения решения. Выбор юридических норм осуществляется посредством правовой квалификации, те. путем юридической оценки тактических обстоятельств дела в соответст­вии с законом. Анализ норм осуществляется путем уяснения их содержания и проверки их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В задачу компетентного органа входит выбор нормы, толкова­ние - уяснение, а в ряде случаев преодоление про­белов в праве путем применения права по аналогии.

Вынесение решения по делу представляет со­бой издание компетентным органом правоприменительного акта в форме приговора, приказа, распоря­жения и т. п. Перед вынесением конкретного ре­шения необходимо убедиться, что фактические об­стоятельства установлены правильно и с достаточ­ной полнотой, что они достоверны, им дана правиль­ная юридическая оценка, а применяемая норма пра­ва относится к данному случаю. Затем компетентный орган выносит властное решение и объявляет его заинтересованным лицам. На этом процесс применения нормы права заканчивается и наступает реа­лизация применения нормы права .

АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

Акты применения норм права - это официальные документы, которые издаются на основе норм права и определяют персональные права и обязанности конкретных лиц либо меры ответственности.

Не являются актами применения документы, кото­рые имеют юридическое значение, но правоотноше­ний непосредственно не порождают (справки, ди­пломы, грамоты).

Акты применения норм права издаются в установ­ленной форме, имеют точное наименование: приго­вор, приказ, распоряжение, постановление. Обяза­тельными атрибутами акта применения являются дата и место издания; наименование органа, издав­шего акт; подпись ответственного лица. Эти сведе­ния образуют вводную часть.

Структура содержания имеет три части: основ­ную, описательную и резолютивную.

Описательная часть содержит фабулу дела -сведения о тактических обстоятельствах. В мотиви­ровочной части дается обоснование решения. В резолютивной части излагается принятое решение.

В зависимости от характера регулирующего воздействия выделяют исполнительные и право­охранительные правоприменительные акты.

Исполнительные акты определяют персональ­ные права и юридические обязанности конкретных лиц. Правоохранительные акты устанавливают меры ответственности, применяемые к конкретным правонарушителям по уголовным, административ­ным и гражданским делам.

Правоохранительные акты по субъекту подраз­деляются на контрольно-надзорные, следственные и юрисдикционные.

Контрольно-надзорные - это акты прокуратуры и контрольно-ревизионных органов. Следственные - это акты органов следствия и дознания. Юрисдик­ционные - это акты судебных органов.

Основными требованиями к правоприменительным актам, являются законность, обоснованность, целесообразность и справедливость.

 ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ

Правосознание - это одна из форм обществен­ного сознания, которая выражает представления и чувства людей о праве и его реализации. Оно со­стоит из идей, взглядов, представлений, убеждений, настроении, чувств людей о праве, которые являют­ся основными элементами (частями) правосознания.

Правосознание - осознанное и духовное право-чувствование, которое проявляется в признании ценности права и в стремлении к справедливости.

Элементы, входящие в структуру правосознания, как правило объединяют в три большие группы - идео­логические, психологические, поведенческие:

- идеологические элементы - правовые знания, идеи, представления, взгляды, понятия, убеждения;

- психологические элементы - правовые чувства, эмоции, настроения, переживания;

- поведенческие элементы - правовые мотивы поведения, установки, готовность к действию.

Структура правозознания

 1. идеологические элементы - правовые знания, идеи, представления, взгляды, понятия, убеждения

 2. психологические элементы - правовые чувства, эмоции, настроения, переживания

3. поведенческие элементы - правовые мотивы по ведения, установки, готовность к действию

Виды правосознания

1) По характеру субъектов правосознание может быть массовым (общественным), групповым и индивидуальным; обыденным или профессиональным. Общественное правосознание выражает правовыевоззрения общества в целом. На его основе складывается правосознание групповое (правовые воззрения группы лиц - трудового коллектива, семьи и т.п.) , и индивидуальное правосознание - правовые воззрения каждого гражданина. Особое значение в имеет правосознание юристов - профессиональное правосознание. Оно вырабатывается специальным, обучением в юридических вузах, формируется на практической правовой работе.   

Массовое правосознание отражает обществен­ное мнение в отношении роли и ценности права в жизни общества и проявляется в правовых взглядах, идеях, представлениях и правовых установках, под­держиваемых обществом.

Групповое правосознание выражает специфику правового сознания конкретных социальных групп.

Индивидуальное правосознание представляет собой систему познавательных, ценностных и мотивационных элементов, характеризующих отношение личности к праву и правовым явлениям.

2. В зависимости от уровня обобщения выде­ляют эмпирическое (обыденное), профессиональное (юридическое) и доктринальное (научное).

Обыденное правосознание является наименее глубоким. Правовые знания здесь ограничены лич­ным опытом и житейскими устремлениями. Знания имеют фрагментарный, зачастую поверхностный и бессистемный характер. Отношение к праву про­тиворечиво и во многом зависит от господствующих настроений и сиюминутных эмоций. В бытовом пра­восознании преобладают психологические элементы.

Профессиональное правосознание включает в себя программные юридические знания и предмет­но-деловое отношение к праву, которое проявляется в умении грамотно реализовать правовые нормы и качественно применить правовые навыки.

Доктринальное правосознание имеет концепту­альный характер. Его содержание составляют пра­вовые обобщения, правовые идеи и теории. Отличи­тельными свойствами доктринального правосозна­ния являются целостность, системность, способ­ность к прогнозированию. Отношение к праву и пра­вовым явлениям у носителей доктринального право­сознания обусловлено теоретическими воззрениями.

Функции правосознания: регулятивная, позна­вательная. оценочная и прогностическая.

Наиболее важной функцией правосознания явля­ется регулятивная. Чем выше правосознание, тем крепче законность и правопорядок в обществе и, напротив, чем ниже правосознание, тем больше совершается правонарушений.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА

Правовая культура в широком смысле - это правовая культура общества, которая охватывает . все ценности, созданные в сфере права, в том числе ясные законы, совершенная законодательная техни­ка, развитая правовая наука, высоко организованная юридическая практика и другие качественные дости­жения в области правовой деятельности.

Правовая культура отдельного лица, является элементом общей культуры личности и включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правомерного поведения, близ­ко примыкает к образованности и зависит от право­вой информированности

Структура правовой культуры может быть пред­ставлена как системное образование, которое вклю­чает в себя культуру правового сознания, правового поведения и культуру функционирования законода­тельных, судебных и правоприменительных органов.

Культура правового сознания включает в себя правовую интуицию, позволяющую отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого, право­вые знания, представления и убеждения.

Культура правового поведения характеризуется наличием правовых ориентации и определенным характером и уровнем правовой активности, благо­даря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.

Правовая культура законодательной и право­охранительной систем проявляется в культуре правотворчеста, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должн. лиц.

Правовую культуру можно классифицировать по различным основаниям:

В зависимости от уровней выделяют три вида пра­вовой культуры: обыденная, профессиональная и доктринальная.

Обыденный уровень правовой культуры харак­теризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Обыденная правовая культура имеет поверхностный и неглубокий характер.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практикующих юристов: судей, адво­катов, сотрудников правоохранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, про­фессионально владеют правовыми навыками.

Доктринальный уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабаты­вается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Функции правовой культуры:

Познавательная функция заключается в освое­нии правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Она тесно связана с формированием правового государства.

Регулятивная функция направлена на обес­печение эффективного функционирования всех эле­ментов правовой системы и создания устойчивого правопорядка. Регулятивная функция правовой куль­туры осуществляется посредством реализации пра­вовых и других социальных норм.

Нормативно-ценностная функция состоит в "измерении" индивидуального поведения, законно­сти, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права. В результате культурно-правовой оценки одни элемен­ты правовой действительности получают одобрение, другие - подвергаются критическому осмыслению.

Коммуникативная функция способствует со­гласованию общественных, групповых и личных ин­тересов, обеспечивает социальное сплочение лю­дей. Коммуникативная функция реализуется в пра­вовом общении, в процессе получения образования

Прогностическая функция охватывает тенден­ции развития правотворчества и реализации права;

укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

 

 

ПРАВОТВОРЧЕСТВО. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ

Правотворчество - это деятельность государст­венных органов, направленная на совершенствова­ние законодательства путем создания новых норма­тивных актов, изменения и отмены устаревших норм.

Правотворчество является составной частью бо­лее широкого процесса - правообразования.

Правообразование - процесс формирования и оформления нормативных актов. Процесс правооб­разования включает в себя ряд этапов- анализ и оценка сложившейся действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правовом регули­ровании, а также разработка и применение норма­тивных предписаний. Последний этап правообразо­вания выступает как Правотворчество.

Сущность правотворчества - возведении госу­дарственной воли в закон, то есть в форму юридиче­ских предписаний, имеющих обязательное значение.

Основное содержание правотворчества: принятие законов путем референдума, издание нормативных актов управомоченными органами, в некоторых странах издание судебных прецедентов. Другие проявления правотворчества - изменение норм, отмена устаревших предписаний - имеют вспомогательное значение. Эта деятельность подчинена основной цели правотворчества, которая состоит в совершенствовании действующего законодательства.

Принципы правотворческого процесса: демо­кратизм, законность, гуманизм, научность, профес­сионализм, гласность, тщательность подготовки проекта, техничность.

Демократизм - проявляется в осуществлении свободного и подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, обес­печение активного участия населения в правотворчестве, учет общественного мнения и выражение в законах интересов различных слоев общества.

Законность - соблюдение установленного поряд­ка подготовки принятия и опубликования норматив­ных актов и правотворческой процедуры.

Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции правотворческого органа и соответствовать Конституции страны, ее законам и иным нормативным актам.

Гуманизм предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовле­творение духовных и материальных потребностей индивида. В соответствии с принципом гуманизма человек и его интересы должны быть в центре зако­нодательной деятельности.

Научность - соответствие назревшим потребно­стям общественного развития, его объективным за­кономерностям; правотворчество должно быть науч­но обоснованным, учитывать достижения науки и практики, основываться на теоретических разработ­ках новых нормативных решении.

Профессионализм. Осуществление принципа профессионализма предполагает участие в разра­ботке новых правотворческих решений квалифици­рованных специалистов: ученых и практиков, рабо­тающих в соответствующих отраслях права, имею­щих высокую профессиональную подготовку, боль­ший опыт работы и глубокие знания.

Гласность. Этот принцип состоит в открытости правотворческого процесса для широкой обществен­ности и проявляется в публикации проектов с после­дующим обсуждением в печати.

Тщательность подготовки проекта - использо­вание не только отечественного, но и зарубежного опыта, а также результатов социологических, поли­тологических, психологических и иных исследований, основанных на различного рода справках, докладных записках и иных материалах, позволяющих избежать принятия скороспелых и непродуманных решений.

Техничность. Как принцип правотворчество предполагает техническое совершенство принимае­мых актов, которое достигается благодаря широкому использованию выработанных юридической наукой и проверенных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов и правил законодательной техники.

 

 

ФОРМЫ И ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА

В РФ существуют три основные формы правотворчества: принятие нормативных актов органами государства, принятие нормативных актов непосред­ственно народом путем референдума и заключение различных нормативных соглашений.

Принятие нормативных актов органами государства. Эта форма правотворческой деятельно­сти является наиболее распространенным явлением в Российской Федерации Правом издания нормативных актов обладают высший представительный орган федерации, представительные органы субъектов федерации и органы местного самоуправления. К числу правотворческих органов относятся Президент Российской Федерации, Правительство, министерства, государственные комитеты и ведомства федерации, соответствующие органы республик, главы администраций национально-государственных и административно-территориальных образований. Администрация объединений, предприятий и учреждений в пределах своих полномочий издает так называемые локальные нормативные акты, регулирующие отношения внутри собственных подразделении. Принятие нормативных актов путем референдума. Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической силой, в утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. На всенародное голосование может быть поставлен законопроект, по которому гражданам предлагается высказать свое решение. Референдум - один из путей расширения демократии и привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. По своему характеру референдум может быть контрольным, плебисцитарным и консультативным. Контрольный референдум - это всенародное согласование, проводимое в соответствии с нормой, прямо закрепленной в Конституции. Факультативный референдум - голосование, проводимое по требованию определенного числа избирателей.

Плебисцитарный референдум - это референ­дум, результаты которого необязательны для испол­нения, имеют рекомендательный характер.

Заключение нормативных соглашений как форма правотворчества представляет собой состав­ление договоров нормативного содержания между различными субъектами права.

Виды соглашений:

1. По уровню, на котором они заключаются, со­глашения могут, быть федеральными, республикан­скими, отраслевыми и территориальными.

Федеральные соглашения заключаются между общероссийскими объединениями профсоюзов и Правительством Российской Федерации. На других уровнях соответственно сторонами соглашения вы­ступают республиканские объединения профсоюзов, отраслевые профсоюзы, уполномоченные предста­вители и органы власти соответствующего уровня.

2. По сфере регулируемых отношении - гене­ральные, отраслевые и специальные соглашения,

Генеральные соглашения устанавливают общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики.

Отраслевые или тарифные соглашения опреде­ляют направления социально-экономического раз­вития, условия труда и оплаты, социальные гарантии для работников отрасли.

Специальные соглашения устанавливают условия решения социально-экономических проблем, свя­занных с территориальными особенностями.

В зависимости от субъектов правотворческой деятельности:

- правотворчество государственных органов, которое осуществляется компетентными государст­венными органами, такими как:

Совет Федерации, Государственная Дума, Прави­тельство РФ и другие органы;

- правотворчество отдельных лиц: Президента РФ, министров, руководителей государственных комитетов и ведомств; - правотворчество органов местного самоуправления;

- правотворчество администраций государствен­ных объединений, предприятий и учреждении.

 

СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Стадии правотворчества - последовательные, взаимосвязанные правотворческие действия в процессе создания нормативных актов.

1. Принятие решения о подготовке проекта. На­чальная стадия - включение в планы правоподготовительных работ. Кроме того, относительно законопроектов такое решение может исходить от высшего законодательного органа и организаций, обладающих правом законодательной инициативы.     

2. Подготовка текста проекта: первоначальные проекты составляются теми органами и организациями, деятельности которых они соответствуют. При необходимости участвуют Верховный Суд, Генеральная прокуратура, Министерство юстиции и др.  

Этапы подготовки законопроекта: составление текста проекта, предварительное обсуждение проекта, согласование проекта и его доработка.

При составлении текста проекта используют два принципа: ведомственный и парламентский.

Ведомственно принцип - проект составляют спе­циалисты соответствующего ведомства.

Парламентский принцип - разработкой текста проекта занимаются постоянные комиссии и комис­сии высшего законодательного органа.

Предварительное обсуждение проводится заин­тересованными органами, организациями и общест­венностью в процессе совещании, заседаний, в форме публикаций, рецензий, заключений, отзывов.

Согласование проекта представляет собой вы­несение предложений по тексту проекта заинтересо­ванными органами, в первую очередь органами юс­тиции, прокуратуры, МВД и Верховного Суда.

Доработка проекта осуществляется рабочей ко­миссией на основе поступивших предложений и за­ключается в редактировании текста. В случае необ­ходимости создается редакционная комиссия.

3. Внесение законопроекта в соответствующий правотворческий орган. Правом официального внесения законопроектов в высший представитель­ный орган пользуются органы организации и лица, предусмотренные Конституцией.

Проект закона представляется с объяснительной запиской, которая содержит обоснование необходи­мости его принятия, характеристику целей, задач и основных положений. При необходимости, при­лагается финансово-экономическое обоснование.

Внесение проекта на рассмотрение состоит в пе­редаче законопроекта в Государственную Думу и принятии его Комитетом по законодательству. Ука­занный комитет проводит экспертизу проекта и вклю­чает его а повестку дня очередного заседания Думы.

4. Обсуждение проекта. Рассмотрение проекта осуществляется в двух-трех чтениях. При первом чтении проекта заслушивается доклад инициатора законопроекта и содоклад рабочей комиссии. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет основные положения проекта либо откло­няет его. При втором чтении обсуждение проводится в целом, по разделам, либо постатейно. В результа­те законодательный орган принимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку.

5. Принятие проекта. Достигается с помощью ме­ханизмов голосования: простым большинством и квалифицированным. Федеральные законы прини­маются большинством голосов от общего числа де­путатов Государственной Думы (50% + 1 голос). Фе­деральные конституционные законы считаются при­нятыми, если они одобрены не менее 2/3 голосов от числа депутатов Государственной Думы и не менее 3/4 голосов от числа членов Совета Федерации.

6. Подписание закона. Принятый закон в течение 5 дней направляется на подпись Президенту. На подписание закона отводится 14 дней. Президент может использовать право вето и отклонить закон. Совет Федерации либо Государственная Дума могут преодолеть вето Президента 2/3 голосов. Вновь принятый закон подлежит подписанию в течение 7 дней после поступления к Президенту.

7. Официальное опубликование принятого нормативного акта. Принятые законы публикуются в специальных изданиях, газетах и официально ог­лашаются в течение 7 дней после их подписания. Федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их опубликования

 

 ЗАКОННОСТЬ

Сущность, содержание, значение:

Законность в широком смысле - господство за­конов в общественной жизни, то есть правовой ре­жим, при котором нормативные предписания осуще­ствляются всеми участниками правовых отношении.

Законность в узком смысле слова - это правомер­ная деятельность государственных органов, которая соответствует принципу законосообразности.

Сущность законности заключается в точном и неуклонном соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов всеми субъектами пра­ва: гражданами, должностными лицами, государст­венными и общественными организациями.

В содержание законности включают два элемен­та: наличие законов и реализацию законов. Однако законы как таковые не входят в содержание законно­сти. Они являются нормативной основой законности. При этом законы должны иметь правовой характер, то есть выражать интересы всего населения, а не произвол властей.

Значение законности состоит в противостоянии деспотизму власти, охране личности от произвола, государство от анархии, общество от насилия. От­сутствие законности порождает административный произвол и беззаконие. Отказ от законности способствует росту коррупции, преступности, насилию во г всех его формах и ведет к деградации общества.

Принципы и гарантии законности - принципиальные положения правовой жизни общества, выражающие содержание законности. К принципам законности относят всеобщность законности, верховенство закона, единство законности и целесообразности, связь законности с культурой, неотвратимость ответственности и контроль за реализацией закона.

1 Всеобщность законности означает равенство всех перед законом независимо от социального положения, благосостояния, национальности и других . признаков. Последовательное проведение в жизнь этого принципа обеспечивает права и свободы лич­ности, а также равную ответственность всех перед законом.

Единство законности означает, что законы име­ют одинаковую силу на территории всего государст­ва. Проявление местничества представляет собой явное отступление от законности.

Верховенство закона - законы обладают высшей юридической силой и выступают основным регулято­ром общественных отношений. Все другие норма­тивные акты являются подзаконными и принимаются на основе и во исполнение законов. Этот принцип направлен против создания ведомственных норма­тивных актов, не соответствующих законам, и само­чинных распоряжений должностных лиц.

Единство законности и целесообразности оз­начает недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям мнимой либо пресловутой целесообразности, ибо высшая целесообразность заключается в неукоснительной реализации требо­ваний законов.

Неразрывная связь законности с культурой со­стоит в том, что законность должна опираться на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные законы создают нормативную базу законности, а правовая культура выступает в качест­ве условия создания правовых законов и качествен­ной их реализации.

Неотвратимость ответственности. Этот принцип означает, что укрепление законности связано не с суровостью законов, а с неизбежностью наказания. На практике реализация этого принципа должна проявляться в повышении раскрываемое преступ­лений и своевременном рассмотрении администра­тивных, уголовных и гражданских дел.

Контроль за реализацией законов. Выполнение этого принципа заключается в осуществлении кон­троля за деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранительной системы в целом в форме прокурорского и конституционного надзора, ибо бесконтрольность во многих случаях порождает беззаконие.

Принципы законности взаимосвязаны между собой и образуют систему принципов, позволяющую судить о состоянии законности, ее уровне и характере.

 ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ. ПРАВОПОРЯДОК

Гарантии законности - объективные и субъективные, факторы, создающие основу точной реализации законов всеми субъектами права: социально-экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии.

Социально-экономические гарантии - высокий уровень и стабильность экономики, многообразие форм собственности, устранение монополизма, от­сутствие социальных кризисов, высокий уровень социальной защищенности и материального обеспе­чения граждан.

Политические гарантии - укрепление демокра­тизма государственного и общественного строя, расширение гласности и общественного контроля за деятельностью администраций всех уровней, фор­мирование и развитие открытой полит, системы.

Идеологические гарантии - нормирование, раз­витие и укрепление идеологии, рассматривающей человека в качестве высшей ценности общества, а гражданина - высшей ценности государства.

Юридические гарантии заключаются в совер­шенствовании нормативной базы, разделении вла­стей, своевременном предотвращении, предупреж­дении и пресечении правонарушений, обеспечении прав личности законными средствами.

Общественные гарантии - высокий уровень пра­вового сознания и правовой культуры общества, нетерпимость к нарушениям законов, активность общественных организаций и массовых правозащит­ных движений.

Соотношение законности с общественным порядком, правопорядком и дисциплиной

Законность соотносится с тремя однопорядковыми явлениями: общественным порядком, правопоряд­ком и дисциплиной.

Общественный порядок представляет собой систему упорядоченных стабильных общественных отношений, сложившихся под воздействием соци­альных норм, норм права, морали и обычаев.

Правопорядок - часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляет ядро общественного порядка. По сути правопорядок - реализованная законность. Правопорядок - результат законности, т.е. упорядо­ченная система правоотношений: конституционных, административных, гражданско-правовых и др.

Правопорядок и законность не тождественные по­нятия: они соотносятся между собой как цель и средство. Целью является правопорядок, а средст­вом - законность. Незаконные способы поддержания порядка разрушают его изнутри, т.к. противоречат природе правопорядка как порядка законного.

Там, где порядок в обществе держится только на узаконенной силе, выдаваемой за право, правовой порядок отсутствует. Его. место занимает законопорядок - суррогат правопорядка. Законопорядок на­ходит свою опору не в правосознании граждан, а в законопослушании, основу которого составляют не­гативные санкции закона. Подлинный правопорядок основывается, с одной стороны, на сознательном и добровольном осуществлении правовых предпи­саний гражданами, с другой стороны - на защите прав и свобод граждан органами государства.

Дисциплина - это система общественных отно­шений, которая складывается в учреждениях, пред­приятиях и организациях и других общественных местах в соответствии с нормами права, правилами внутреннего распорядка и другими социальными нормами, способствующими достижению социально-значимых результатов. Сущность дисциплины за­ключается в сознательном самоограничении индиви­да в процессе коллективной деятельности. Внешняя дисциплина - проявление муштры, внутренняя -явление культуры.

Законность - более узкое понятие, чем дисципли­на, ибо если первое означает соблюдение лишь правовых норм, то второе - соблюдение всех соци­альных норм, включая нравственные, этические и правовые. Если результатом законности выступает правопорядок, то результатом дисциплины.

 

 

 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Деятельность людей в обществе складывается из разнообразных действий (поступков) отдельных индивидов. Все человеческие поступки можно подразделить на две основные группы: поступки общественно полезные (правомерное поведение) и поступки общественно вредные (неправомерное поведение).

Правомерное поведение - это такое поведение, которое соответствует (не противоречит) нормам права. Правомерное поведение способствует укреплению законности и правопорядка.
 Основным условием правомерного поведения является создание государством условий, при которых большинство граждан совершали бы только правомерные поступки, создание норм права, которые давали бы возможность людям именно посредством правомерного поведения удовлетворить свои потребности и интересы, т.е. исходя из интересов личности и общества. Как правило, нормы права имеют именно такое содержание.

Большинство юридически значимых поступков в обществе являются правомерными. По сути это и обеспечивает стабильность общества. Изменение соотношения между правомерными и противоправными поступками снижает стабильность общества, ослабляет законность и правопорядок. Это особенно наглядно просматривается в переходные этапы развития общества.

Сущность правомерного поведения состоит в его социальной значимости и полезности. Правомерное поведение является основой нормального функционирования гражданского общества и фактором, содействующим развитию правового государства.

Правомерное поведение может осуществляться в форме действия или бездействия. Традиционно считается, что активное поведение полезнее пассивного, так как активное поведение предполагает противодействие неправомерным поступкам. При этом не принимается во внимание, что правомерное бездействие представляет собой воздержание от запрещенных действий, то есть соблюдение норм права.

В структуре правомерного поведения выделяют объективную и субъективную стороны. Объективная сторона поведения индивида характеризуется фак­тическими действиями (бездействием) и последст­виями этих действий. Правомерность объективной стороны поведения определяется внешним соответ­ствием поступков правовым предписаниям. Субъек­тивная сторона деятельности индивида представ­ляет собой отношение к своим действиям и его по­следствиям. Субъективная сторона правомерного поведения характеризуется внутренней согласован­ностью положительных намерений, целей и мотивов с правовыми предписаниями.

В юридической литературе ранее отвергалась зна­чимость внутренней стороны и роль мотивов правомер­ного поведения. В последнее время к проблеме типиза­ции правомерного поведения, к его внутренней стороне проявляется закономерный интерес.

В зависимости от доминирующих мотивов специа­листы подразделяют правомерное поведение на маргинальное, ведущим мотивом которого является опасение подвергнуться ответственности; конфор­мистское - в силу привычки и социально-активное - в силу солидарности с правовыми предписаниями.

Правомерное поведение опирается на признание духовных ценностей, права и правовую интуицию -они позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого.

Закон связывает способность к правомерному по­ведению с возможностью действовать осознанно и тем самым согласовывать свои действия с правовы­ми нормами. В связи с этим недееспособные и не­вменяемые исключаются из числа лиц, способных действовать правомерно. Общественно опасное поведение таких лиц не может рассматриваться как неправомерное: поведение невменяемых лиц явля­ется аномальным, а действия недееспособных -юридически ничтожными.

Антиподом правомерного поведения является противоправное поведение - правонарушение (пре­ступления, административные проступки, дисципли­нарные проступки, гражданские правонарушения).

ПОНЯТИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Противоправное поведение (правонаруше­ние) нарушает предписания правовых норм и нано­сит вред обществу.

Правонарушение - это общественно опасное противоправное деяние (действие или бездействие), совершенное виновно, то есть умышленно либо по неосторожности, за которое предусмотрена юриди­ческая ответственность.

Признаки правонарушения:

общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.

Общественная опасность - это социологический признак правонарушения, который заключается в причинении вреда (либо в создании угрозы причине­ния) законным интересам личности, общества и го­сударства. Общественная опасность имеет два пока­зателя: характер общественной опасности (качест­венный признак) и степень общественной опасности (количественный признак).

В теории права доминирует мнение, что общест­венная опасность (ее характер и степень) зависит от всех объективных и субъективных признаков право­нарушения. Неоднократно высказывалась мысль, что общественная опасность преимущественно опреде­ляется характером вины (Б.С.Утевский, П.А.Фефелов). Следует отметить, что характер об­щественной опасности в первую очередь зависит от ценности объекта посягательства, а степень обще­ственной опасности определяется размером причи­ненного ущерба.

Противоправность - нормативный признак пра­вонарушения, который закрепляет запрещенность общественно опасных деяний. Это означает, что правонарушениями признаются только те общест­венно опасные деяния, которые прямо предусмотре­ны нормами права. Признак противоправности ис­ключает применение принципа аналогии в отноше­нии антиобщественных действий, указанных в зако­не, и тем самым препятствует административному и судебному произволу.

Противоправность как юридическое выражение общественной опасности деяния может быть раз­личной. В соответствии с действующим законода­тельством выделяют несколько видов проти­воправности: дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную.

Обстоятельствами, исключающими противоправ­ность деяния, являются:

- необходимая оборона - соразмерная защита от противоправных посягательств путем причинения вреда посягающему;

- крайняя необходимость - действие по устранению опасности путем причинения вреда третьим лицам;

- задержание лица, совершившего правонарушение путем причинения соразмерного вреда в случае со­противления.

Виновность - это субъективный признак право­нарушения, который выражает внутреннее отноше­ние лица к общественно опасному деянию и его последствиям в форме умысла либо неосторожно­сти. В соответствии с принципом виновности право­нарушением признается противоправное деяние, совершенное виновно, то есть осознанно и водимо. Соответственно не являются правонарушениями деяния недееспособных и невменяемых лиц, то есть лиц, не способных действовать виновно. В тех слу­чаях, когда лицо не предвидит наступления общест­венно опасных последствии, не должно было и не могло их предвидеть по обстоятельствам дела, име­ет место казус или случай без вины.

Наказуемость - признак правонарушения, который выражает его отрицательную государственную оцен­ку как деяния опасного, противоправного и виновно­го. Правонарушение как порицаемое поведение представляет собой деяние, за которое предусмот­рена юридическая ответственность в виде уголовно­го наказания либо взыскание дисциплинарного, ад­министративного или имущественного характера.

Общие признаки правонарушений позволяют от­граничить их от других видов антиобщественного (отклоняющегося) поведения, таких как алкоголизм, аморальное поведение, суицидальные поступки.

                                                      

 ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

По степени общественной опасности правонарушения делятся на проступки и преступления.

Проступки совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия. От характера причиненного вреда проступки разделяют на дисциплинарные нарушения, административные проступки и гражданские правонарушения - деликты.

 Дисциплинарные нарушения - проступки, которые совершаются в сфере служебных отношений, посягают на обязательный порядок деятельности организаций, предприятий и учреждении, ослабляют трудовую, служебную, воинскую или учебную дисциплину. Кодекс законов о труде относит к числу дисциплинарных взысканий замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Дисциплинарная ответственность налагается администрацией по месту работы (учебы) либо вышестоящим органом. Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров, военнослужащих регулируется специальными положениями.

 Административный Проступок - правонарушение, которое посягает на установленный порядок управления и наказывается мерами административного взыскания. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях такими мерами являются предупреждение, штраф, лишение водительских прав, административный арест (до 15 суток) и др. взыскания. Административная ответственность налагается специальными органами (административная комиссия, и др. инспекции), а в случае административного ареста взыскание налагается судом.
 Деликты - это гражданско-правовые нарушения в сфере имущественных и личных неимущественных отношении. При нарушении имущественных прав
гражданско-правовая ответственность имеет имущественный характер и состоит в возмещении убытков, возвращении вещи и т.д. При нарушении личных неимущественных прав гражданско-правовая ответственность может включать в себя денежную компенсацию за причиненный моральный вред и опровержение порочащих сведении.

Гражданско-правовая ответственность налагается, судом общей юрисдикции, арбитражным судом, а также третейским судом.

Преступления - это правонарушения, предусмотренные Уголовным кодексом и запрещенные под угрозой наказания. В отличие от проступков преступления имеют большую общественную опасность и более значительную степень общественной опасности (причиняют существенный ущерб).

 

 

 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В литературе высказывается мнение, что сущ­ность юридической ответственности состоит в при­менении к правонарушителю мер государственного принуждения. Однако далеко не каждая мера госу­дарственного принуждения представляет собой юри­дическую ответственность. Например, принудитель­ные меры медицинского характера, применяемые в отношении невменяемых лиц, совершивших общест­венно опасные деяния, выступают в качестве мер социальной защиты и несмотря на принудительный характер не являются разновидностью юридической ответственности.

Сущность юридической ответственности заключается в отрицательной правовой оценке по­ведения правонарушителя от имени государства.

Итак, юридическая ответственность - это право­вое отношение, в котором государство дает отрица­тельную правовую оценку правонарушителю и под­вергает его принудительному воздействию в рамках закона.

Выделяют следующие основные принципы юри­дической ответственности: справедливости, гума­низма, законности, обоснованности, неотвратимости, целесообразности

В зависимости от характера совершенных право­нарушений юридическая ответственность классифи­цируется на уголовно-правовую, гражданско-правовую, административную, дисциплинарную и материальную.

Уголовная ответственность - это карательный вид ответственности, предусматривающий меры наказания, которые назначаются судом.

Гражданско-правовая ответственность преду­смотрена за гражданские правонарушения и состоит в применении мер имущественного характера.            Административная ответственность наступает за совершение административных проступков, пре­дусмотренных Кодексом об административных пра­вонарушениях, а также другим законодательством.

Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарных проступков, то есть за нарушение трудовой дисциплины, которые могут выражаться в несоблюдении требований, предъяв­ляемых к работникам.

Материальная ответственность наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими трудовых обязанностей.

Социальная ответственность: Общая теория права особо выделяет два типа: ретроспективную и позитивную.

Ретроспективная ответственность имеет ме­сто в том случае, когда субъект несет ответствен­ность за противоправное деяние, которое совершил в прошлом. По существу все виды юридической от­ветственности имеют ретроспективный характер, так . как ответственность наступает за содеянное, а не за намерение совершить противоправный поступок.

Позитивная (перспективная) ответственность характеризуется ответственным поведением, кото­рое предполагает не только следование социальным нормам но и полезную социальную активность. По­зитивная ответственность не имеет ретроспективного характера и не может считаться юридической. Пози­тивная ответственность по существу является мо­ральной категорией.

КОНСТИТУЦИЯ РФ

Конституция Российской Федерации - это основной закон, верховенство которого проявляется в прямом действии и применении на территории всей федерации. Как Основной закон Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, форму государст­венного устройства, систему законодательной, ис­полнительной и судебной властей на федеральном. республиканском и местном уровнях, основные на­правления законодательного регулирования и поря­док нормотворческой деятельности.

Конституционной истории России известны пять основных законов:

- Конституция РСФСР 1918 г., провозгласившая государство диктатуры пролетариата, республику Советов;

- Конституция РСФСР 1925 г. - первая консти­туция России, учредителя и члена Союза ССР;

- Конституция РСФСР 1937 г., объявившая Рос­сию социалистическим государством рабочих и кре­стьян, политическую основу которой составили Сове­ты депутатов трудящихся;

- Конституция РСФСР 1978 г., провозгласившая построение "общенародного государства" и "развито­го социализма".

- Конституция Российской Федерации 1993 г.. провозгласившая Россию правовым государством.




Дата: 2019-12-22, просмотров: 213.