В юридической науке правоотношение рассматривается как явление, имеющее сложную структуру и определенный состав.
Под структурой правоотношения понимается внутреннее строение и взаимосвязь его' элементов. Структуру правоотношения образуют три элемента:
субъекты правоотношения, его содержание и объект.
Субъектами правоотношения являются его участники (стороны, контрагенты).
Юридическое содержание правоотношения образуют субъективные права и юридические обязанности субъектов. Материальное содержание правоотношения представляет собой поведение сторон (действие либо бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей.
Объект правоотношения - то, по поводу чего субъекты вступают в правовую связь. В качестве объектов правоотношений выступают разнообразные материальные и нематериальные блага. Правоотношение имеет не только структуру, но и состав.
Состав правоотношения образуют два элемента - его участники, то есть субъекты. Права и обязанности субъектов в составе правоотношения выступают как юридические свойства участников правоотношения, а не как самостоятельные элементы правоотношения. В качестве структуры правоотношения рассматриваются отношения между субъектами, то есть их правовые связи.
В процессе функционирования структура правоотношения, с одной стороны, определяется содержанием прав и обязанностей субъектов (юридическая структура), с другой стороны, структура проявляется в поведении субъектов в ходе реализации прав и обязанностей (фактическая структура). При совпадении юридической и фактической структур имеет место правомерное поведение, при несовпадении -правонарушение либо отклоняющееся поведение.
Субъекты (участники) правоотношений -физические и юридические лица:
- физические лица - это граждане, участники правоотношений, обладающие правоспособностью;
- юридические лица - это предприятия, организации, государственные и негосударственные учреждения, имеющие обособленное имущество, наделенные правом выступать от своего имени во всех отношениях и нести самостоятельно ответственность по своим обязательствам.
Субъекты (участники) правоотношений обладают определенными субъективными правами и юридическими обязанностями:
- субъективное право - это мера возможного (гарантируемого законом) поведения, т.е. возможность:
использовать либо не использовать предоставленные законом права; требовать определенного поведения от другого лица; обратиться к государству за защитой своих прав;
- юридическая обязанность - это мера должного (необходимого, установленного законом) поведения, т.е. обязанность лица совершать определенные действия или воздержаться от их свершения; и применение, в случае неисполнения обязанностей, к обязанному лицу государственного принуждения.
ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ
Все субъекты правоотношений, чтобы реализовать свои права и обязанности, должны обладать правосубъектностью.
Правосубъектность включает в себя три юридических свойства: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность:
Правоспособность - это предусмотренная нормами права возможность иметь права и нести обязанности. Закон наделяет правоспособностью всех физических лиц независимо от возраста и состояния здоровья. Правоспособность возникает в момент рождения и прекращается смертью.
Дееспособность - это способность самостоятельно (своими силами) осуществлять права и обязанности. Дееспособность зависит от возраста и состояния психического здоровья. Объем дееспособности может быть полным либо неполным. Полностью дееспособные лица вправе совершать любые юридически значимые действия. Дееспособность в полном объеме в силу закона наступает с 18 лет, а в случае вступления в брак - с 16 лет.
Дееспособность может быть ограничена по решению суда только в отношении алкоголиков и наркоманов. Недееспособными могут быть признаны психически больные либо слабоумные, которые не понимают фактический характер и социальную значимость своих действий.
Объем неполной дееспособности складывается из двух элементов: эмансипированных правомочий и Опекаемых прав. Первые принадлежат субъекту безраздельно, вторые обеспечиваются с помощью законных представителей (родители, опекуны, попечители, детские учреждения).
Подростки, в возрасте от 14 до 18 лет имеют неполную дееспособность. Они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться, своим заработком (стипендией), совершать денежные вклады.
Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет имеют частичную дееспособность и вправе самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки.
Деликтоспособность представляет собой способность нести ответственность за допущенное нарушение (деликт). Деликтоспособность - это пассивная сторона дееспособности и как таковая зависит от возраста и состояния психики. Деликтоспособностью не обладают недееспособные (по гражданским делам), малолетние и невменяемые (по административным и уголовным делам).
Виды правосубъектности: общая и специальная.
Общей правосубъектностью обладают граждане, достигшие 18-летнего возраста и не признанные судом недееспособными. Они вправе вступать в любые гражданские правоотношения.
Специальная правосубъектность необходима для участия в правоотношениях, требующих высоких профессиональных знаний, например, судья должен иметь высшее юридическое образование и возраст не менее 25 лет.
Правоспособность юридических лиц возникает одновременно с дееспособностью и называется право-дееспособностью.
Праводееспособность властных органов именуется компетенцией.
Юридические факты. Субъективные права и обязанности, сами правоотношения всегда связаны с жизненными обстоятельствами.
Юридические факты - предпосылки правоотношений, фиксируются в гипотезе юридических норм и при наличии их в реальной действительности влекут предусмотренные нормами права последствия.
Юридические факты многообразны и классифицируются по различным основаниям:
1. В зависимости от последствий факты делятся на правосбразующие (вызывают возникновение прав и обязанностей), правоизменяющие (влекут изменение правоотношений) и правопрекращающие (прекращают права и обязанности. В трудовом праве такими фактами соответственно являются: заключение трудового договора, перевод на другую работу, увольнение).
2. По волевому критерию юридические факты делятся на события деяния и состояния
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА
Реализация права - это воплощение предписаний правовых норм в правомерном поведении участников общественных отношений.
В зависимости от действий субъектов выделяют формы непосредственной реализации: соблюдение, исполнение, использование норм права и формы опосредствованной реализации: применение норм права. При непосредственной реализации субъекты в процессе правомерной деятельности сами реализуют правовые Предписания в форме использования прав, соблюдения и исполнения обязанностей.
При опосредствованной реализации осуществление прав и обязанностей происходит с помощью властной деятельности государственных органов и должностных лиц в форме применения норм права.
В зависимости от способа осуществления прав и обязанностей различают соблюдение, исполнение и использование норм права.
Соблюдение норм права - это воздержание от запрещенных действий, которое не требует вступления в правовые отношения. Воздержание как пассивный вид реализации норм права состоит в соблюдении запрещающих норм. Суть этого вида состоит в несовершении противоправных действий.
Исполнение норм права - реализация правовых предписаний, которая заключается в осуществлении требований обязывающих норм. Сущность этого вида реализации состоит в совершении обязательных действий, которые предписаны, нормами права.
Использование норм права - это реализация правовых предписаний, которая состоит в осуществлении правомочий, предусмотренных управомочивающими нормами. Использование состоит в такой реализации норм права, которая предполагает свободное волеизъявление: субъект вправе использовать, либо не использовать предоставленные ему правомочия. Использование правомочий может осуществляться как в правоотношениях, так и вне правоотношений. В первом случае праву одной стороны соответствует обязанность другой. Во втором случае субъект использует всеобщее право: участвует в демонстрации, пользуется свободой слова.
Применение норм права
Применение норм права необходимо в тех случаях, когда нормы права не могут быть реализованы субъектами без помощи государственных органов. Случаи необходимости правоприменения:
- существует спор о праве, правах и обязанностях;
- имеется препятствие в осуществлении права либо совершено правонарушение;
- требуется определить момент возникновения прав или факт прекращения обязанностей:
- возникает необходимость реализовать субъективное право;
- требуется привлечь правонарушителей к ответственности;
- принимается решение о награждении отличившихся граждан;
- возникает необходимость принять государственное решение, имеющее правовую значимость.
Применение норм права - это особая форма реализации норм права государственными органами, которое обеспечивает осуществление правовых предписаний гражданами и юридическими лицами.
Применение как процесс правореализации имеет ряд особенностей:
1. Правоприменение - это властная деятельность, которая осуществляется компетентными органами государства в отношении конкретных лиц путем вынесения правоприменительных актов, имеющих обязательную силу.
2. Правоприменение - это комплексная деятельность, так как применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других норм, в том числе процессуальных норм, которые регулируют порядок применения правовых предписании и способствуют обеспечению законности в правоприменительной деятельности.
3. Правоприменение - это организующая деятельность. С одной стороны, действие государственных органов и должностных лиц состоит из ряда организационных мероприятий, направленных на реализацию норм права, с другой стороны, с помощью этих действий осуществляется организация поведения конкретных субъектов права и тем самым происходит реализация норм права.
СТАДИИ ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА
Основными последовательными стадиями I процесса применения норм права являются: установление фактических обстоятельств дела, определение юридической основы и вынесение решения.
Установление фактических обстоятельств дела состоит в сборе фактов, необходимых для вынесения решения. Круг таких обстоятельств, обычно, обозначен в законе.
Обстоятельства, подлежащие установлению, образуют фактическую основу применения норм права. фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетельских показаний, исследования документов и других данных, являющихся доказательствами. Установление фактических обстоятельств должно отвечать на вопросы: что? где? когда? кто?
Определение юридической основы дела состоит в выборе и анализе юридических норм, подлежащих применению для вынесения решения. Выбор юридических норм осуществляется посредством правовой квалификации, те. путем юридической оценки тактических обстоятельств дела в соответствии с законом. Анализ норм осуществляется путем уяснения их содержания и проверки их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В задачу компетентного органа входит выбор нормы, толкование - уяснение, а в ряде случаев преодоление пробелов в праве путем применения права по аналогии.
Вынесение решения по делу представляет собой издание компетентным органом правоприменительного акта в форме приговора, приказа, распоряжения и т. п. Перед вынесением конкретного решения необходимо убедиться, что фактические обстоятельства установлены правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны, им дана правильная юридическая оценка, а применяемая норма права относится к данному случаю. Затем компетентный орган выносит властное решение и объявляет его заинтересованным лицам. На этом процесс применения нормы права заканчивается и наступает реализация применения нормы права .
АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ
Акты применения норм права - это официальные документы, которые издаются на основе норм права и определяют персональные права и обязанности конкретных лиц либо меры ответственности.
Не являются актами применения документы, которые имеют юридическое значение, но правоотношений непосредственно не порождают (справки, дипломы, грамоты).
Акты применения норм права издаются в установленной форме, имеют точное наименование: приговор, приказ, распоряжение, постановление. Обязательными атрибутами акта применения являются дата и место издания; наименование органа, издавшего акт; подпись ответственного лица. Эти сведения образуют вводную часть.
Структура содержания имеет три части: основную, описательную и резолютивную.
Описательная часть содержит фабулу дела -сведения о тактических обстоятельствах. В мотивировочной части дается обоснование решения. В резолютивной части излагается принятое решение.
В зависимости от характера регулирующего воздействия выделяют исполнительные и правоохранительные правоприменительные акты.
Исполнительные акты определяют персональные права и юридические обязанности конкретных лиц. Правоохранительные акты устанавливают меры ответственности, применяемые к конкретным правонарушителям по уголовным, административным и гражданским делам.
Правоохранительные акты по субъекту подразделяются на контрольно-надзорные, следственные и юрисдикционные.
Контрольно-надзорные - это акты прокуратуры и контрольно-ревизионных органов. Следственные - это акты органов следствия и дознания. Юрисдикционные - это акты судебных органов.
Основными требованиями к правоприменительным актам, являются законность, обоснованность, целесообразность и справедливость.
ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ
Правосознание - это одна из форм общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о праве и его реализации. Оно состоит из идей, взглядов, представлений, убеждений, настроении, чувств людей о праве, которые являются основными элементами (частями) правосознания.
Правосознание - осознанное и духовное право-чувствование, которое проявляется в признании ценности права и в стремлении к справедливости.
Элементы, входящие в структуру правосознания, как правило объединяют в три большие группы - идеологические, психологические, поведенческие:
- идеологические элементы - правовые знания, идеи, представления, взгляды, понятия, убеждения;
- психологические элементы - правовые чувства, эмоции, настроения, переживания;
- поведенческие элементы - правовые мотивы поведения, установки, готовность к действию.
Структура правозознания
1. идеологические элементы - правовые знания, идеи, представления, взгляды, понятия, убеждения
2. психологические элементы - правовые чувства, эмоции, настроения, переживания
3. поведенческие элементы - правовые мотивы по ведения, установки, готовность к действию
Виды правосознания
1) По характеру субъектов правосознание может быть массовым (общественным), групповым и индивидуальным; обыденным или профессиональным. Общественное правосознание выражает правовыевоззрения общества в целом. На его основе складывается правосознание групповое (правовые воззрения группы лиц - трудового коллектива, семьи и т.п.) , и индивидуальное правосознание - правовые воззрения каждого гражданина. Особое значение в имеет правосознание юристов - профессиональное правосознание. Оно вырабатывается специальным, обучением в юридических вузах, формируется на практической правовой работе.
Массовое правосознание отражает общественное мнение в отношении роли и ценности права в жизни общества и проявляется в правовых взглядах, идеях, представлениях и правовых установках, поддерживаемых обществом.
Групповое правосознание выражает специфику правового сознания конкретных социальных групп.
Индивидуальное правосознание представляет собой систему познавательных, ценностных и мотивационных элементов, характеризующих отношение личности к праву и правовым явлениям.
2. В зависимости от уровня обобщения выделяют эмпирическое (обыденное), профессиональное (юридическое) и доктринальное (научное).
Обыденное правосознание является наименее глубоким. Правовые знания здесь ограничены личным опытом и житейскими устремлениями. Знания имеют фрагментарный, зачастую поверхностный и бессистемный характер. Отношение к праву противоречиво и во многом зависит от господствующих настроений и сиюминутных эмоций. В бытовом правосознании преобладают психологические элементы.
Профессиональное правосознание включает в себя программные юридические знания и предметно-деловое отношение к праву, которое проявляется в умении грамотно реализовать правовые нормы и качественно применить правовые навыки.
Доктринальное правосознание имеет концептуальный характер. Его содержание составляют правовые обобщения, правовые идеи и теории. Отличительными свойствами доктринального правосознания являются целостность, системность, способность к прогнозированию. Отношение к праву и правовым явлениям у носителей доктринального правосознания обусловлено теоретическими воззрениями.
Функции правосознания: регулятивная, познавательная. оценочная и прогностическая.
Наиболее важной функцией правосознания является регулятивная. Чем выше правосознание, тем крепче законность и правопорядок в обществе и, напротив, чем ниже правосознание, тем больше совершается правонарушений.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА
Правовая культура в широком смысле - это правовая культура общества, которая охватывает . все ценности, созданные в сфере права, в том числе ясные законы, совершенная законодательная техника, развитая правовая наука, высоко организованная юридическая практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности.
Правовая культура отдельного лица, является элементом общей культуры личности и включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правомерного поведения, близко примыкает к образованности и зависит от правовой информированности
Структура правовой культуры может быть представлена как системное образование, которое включает в себя культуру правового сознания, правового поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.
Культура правового сознания включает в себя правовую интуицию, позволяющую отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого, правовые знания, представления и убеждения.
Культура правового поведения характеризуется наличием правовых ориентации и определенным характером и уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.
Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчеста, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должн. лиц.
Правовую культуру можно классифицировать по различным основаниям:
В зависимости от уровней выделяют три вида правовой культуры: обыденная, профессиональная и доктринальная.
Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Обыденная правовая культура имеет поверхностный и неглубокий характер.
Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, профессионально владеют правовыми навыками.
Доктринальный уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Функции правовой культуры:
Познавательная функция заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Она тесно связана с формированием правового государства.
Регулятивная функция направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка. Регулятивная функция правовой культуры осуществляется посредством реализации правовых и других социальных норм.
Нормативно-ценностная функция состоит в "измерении" индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права. В результате культурно-правовой оценки одни элементы правовой действительности получают одобрение, другие - подвергаются критическому осмыслению.
Коммуникативная функция способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей. Коммуникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования
Прогностическая функция охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права;
укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ
Правотворчество - это деятельность государственных органов, направленная на совершенствование законодательства путем создания новых нормативных актов, изменения и отмены устаревших норм.
Правотворчество является составной частью более широкого процесса - правообразования.
Правообразование - процесс формирования и оформления нормативных актов. Процесс правообразования включает в себя ряд этапов- анализ и оценка сложившейся действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, а также разработка и применение нормативных предписаний. Последний этап правообразования выступает как Правотворчество.
Сущность правотворчества - возведении государственной воли в закон, то есть в форму юридических предписаний, имеющих обязательное значение.
Основное содержание правотворчества: принятие законов путем референдума, издание нормативных актов управомоченными органами, в некоторых странах издание судебных прецедентов. Другие проявления правотворчества - изменение норм, отмена устаревших предписаний - имеют вспомогательное значение. Эта деятельность подчинена основной цели правотворчества, которая состоит в совершенствовании действующего законодательства.
Принципы правотворческого процесса: демократизм, законность, гуманизм, научность, профессионализм, гласность, тщательность подготовки проекта, техничность.
Демократизм - проявляется в осуществлении свободного и подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, обеспечение активного участия населения в правотворчестве, учет общественного мнения и выражение в законах интересов различных слоев общества.
Законность - соблюдение установленного порядка подготовки принятия и опубликования нормативных актов и правотворческой процедуры.
Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции правотворческого органа и соответствовать Конституции страны, ее законам и иным нормативным актам.
Гуманизм предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение духовных и материальных потребностей индивида. В соответствии с принципом гуманизма человек и его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.
Научность - соответствие назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям; правотворчество должно быть научно обоснованным, учитывать достижения науки и практики, основываться на теоретических разработках новых нормативных решении.
Профессионализм. Осуществление принципа профессионализма предполагает участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов: ученых и практиков, работающих в соответствующих отраслях права, имеющих высокую профессиональную подготовку, больший опыт работы и глубокие знания.
Гласность. Этот принцип состоит в открытости правотворческого процесса для широкой общественности и проявляется в публикации проектов с последующим обсуждением в печати.
Тщательность подготовки проекта - использование не только отечественного, но и зарубежного опыта, а также результатов социологических, политологических, психологических и иных исследований, основанных на различного рода справках, докладных записках и иных материалах, позволяющих избежать принятия скороспелых и непродуманных решений.
Техничность. Как принцип правотворчество предполагает техническое совершенство принимаемых актов, которое достигается благодаря широкому использованию выработанных юридической наукой и проверенных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов и правил законодательной техники.
ФОРМЫ И ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
В РФ существуют три основные формы правотворчества: принятие нормативных актов органами государства, принятие нормативных актов непосредственно народом путем референдума и заключение различных нормативных соглашений.
Принятие нормативных актов органами государства. Эта форма правотворческой деятельности является наиболее распространенным явлением в Российской Федерации Правом издания нормативных актов обладают высший представительный орган федерации, представительные органы субъектов федерации и органы местного самоуправления. К числу правотворческих органов относятся Президент Российской Федерации, Правительство, министерства, государственные комитеты и ведомства федерации, соответствующие органы республик, главы администраций национально-государственных и административно-территориальных образований. Администрация объединений, предприятий и учреждений в пределах своих полномочий издает так называемые локальные нормативные акты, регулирующие отношения внутри собственных подразделении. Принятие нормативных актов путем референдума. Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической силой, в утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. На всенародное голосование может быть поставлен законопроект, по которому гражданам предлагается высказать свое решение. Референдум - один из путей расширения демократии и привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. По своему характеру референдум может быть контрольным, плебисцитарным и консультативным. Контрольный референдум - это всенародное согласование, проводимое в соответствии с нормой, прямо закрепленной в Конституции. Факультативный референдум - голосование, проводимое по требованию определенного числа избирателей.
Плебисцитарный референдум - это референдум, результаты которого необязательны для исполнения, имеют рекомендательный характер.
Заключение нормативных соглашений как форма правотворчества представляет собой составление договоров нормативного содержания между различными субъектами права.
Виды соглашений:
1. По уровню, на котором они заключаются, соглашения могут, быть федеральными, республиканскими, отраслевыми и территориальными.
Федеральные соглашения заключаются между общероссийскими объединениями профсоюзов и Правительством Российской Федерации. На других уровнях соответственно сторонами соглашения выступают республиканские объединения профсоюзов, отраслевые профсоюзы, уполномоченные представители и органы власти соответствующего уровня.
2. По сфере регулируемых отношении - генеральные, отраслевые и специальные соглашения,
Генеральные соглашения устанавливают общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики.
Отраслевые или тарифные соглашения определяют направления социально-экономического развития, условия труда и оплаты, социальные гарантии для работников отрасли.
Специальные соглашения устанавливают условия решения социально-экономических проблем, связанных с территориальными особенностями.
В зависимости от субъектов правотворческой деятельности:
- правотворчество государственных органов, которое осуществляется компетентными государственными органами, такими как:
Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ и другие органы;
- правотворчество отдельных лиц: Президента РФ, министров, руководителей государственных комитетов и ведомств; - правотворчество органов местного самоуправления;
- правотворчество администраций государственных объединений, предприятий и учреждении.
СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
Стадии правотворчества - последовательные, взаимосвязанные правотворческие действия в процессе создания нормативных актов.
1. Принятие решения о подготовке проекта. Начальная стадия - включение в планы правоподготовительных работ. Кроме того, относительно законопроектов такое решение может исходить от высшего законодательного органа и организаций, обладающих правом законодательной инициативы.
2. Подготовка текста проекта: первоначальные проекты составляются теми органами и организациями, деятельности которых они соответствуют. При необходимости участвуют Верховный Суд, Генеральная прокуратура, Министерство юстиции и др.
Этапы подготовки законопроекта: составление текста проекта, предварительное обсуждение проекта, согласование проекта и его доработка.
При составлении текста проекта используют два принципа: ведомственный и парламентский.
Ведомственно принцип - проект составляют специалисты соответствующего ведомства.
Парламентский принцип - разработкой текста проекта занимаются постоянные комиссии и комиссии высшего законодательного органа.
Предварительное обсуждение проводится заинтересованными органами, организациями и общественностью в процессе совещании, заседаний, в форме публикаций, рецензий, заключений, отзывов.
Согласование проекта представляет собой вынесение предложений по тексту проекта заинтересованными органами, в первую очередь органами юстиции, прокуратуры, МВД и Верховного Суда.
Доработка проекта осуществляется рабочей комиссией на основе поступивших предложений и заключается в редактировании текста. В случае необходимости создается редакционная комиссия.
3. Внесение законопроекта в соответствующий правотворческий орган. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган пользуются органы организации и лица, предусмотренные Конституцией.
Проект закона представляется с объяснительной запиской, которая содержит обоснование необходимости его принятия, характеристику целей, задач и основных положений. При необходимости, прилагается финансово-экономическое обоснование.
Внесение проекта на рассмотрение состоит в передаче законопроекта в Государственную Думу и принятии его Комитетом по законодательству. Указанный комитет проводит экспертизу проекта и включает его а повестку дня очередного заседания Думы.
4. Обсуждение проекта. Рассмотрение проекта осуществляется в двух-трех чтениях. При первом чтении проекта заслушивается доклад инициатора законопроекта и содоклад рабочей комиссии. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет основные положения проекта либо отклоняет его. При втором чтении обсуждение проводится в целом, по разделам, либо постатейно. В результате законодательный орган принимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку.
5. Принятие проекта. Достигается с помощью механизмов голосования: простым большинством и квалифицированным. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (50% + 1 голос). Федеральные конституционные законы считаются принятыми, если они одобрены не менее 2/3 голосов от числа депутатов Государственной Думы и не менее 3/4 голосов от числа членов Совета Федерации.
6. Подписание закона. Принятый закон в течение 5 дней направляется на подпись Президенту. На подписание закона отводится 14 дней. Президент может использовать право вето и отклонить закон. Совет Федерации либо Государственная Дума могут преодолеть вето Президента 2/3 голосов. Вновь принятый закон подлежит подписанию в течение 7 дней после поступления к Президенту.
7. Официальное опубликование принятого нормативного акта. Принятые законы публикуются в специальных изданиях, газетах и официально оглашаются в течение 7 дней после их подписания. Федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их опубликования
ЗАКОННОСТЬ
Сущность, содержание, значение:
Законность в широком смысле - господство законов в общественной жизни, то есть правовой режим, при котором нормативные предписания осуществляются всеми участниками правовых отношении.
Законность в узком смысле слова - это правомерная деятельность государственных органов, которая соответствует принципу законосообразности.
Сущность законности заключается в точном и неуклонном соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.
В содержание законности включают два элемента: наличие законов и реализацию законов. Однако законы как таковые не входят в содержание законности. Они являются нормативной основой законности. При этом законы должны иметь правовой характер, то есть выражать интересы всего населения, а не произвол властей.
Значение законности состоит в противостоянии деспотизму власти, охране личности от произвола, государство от анархии, общество от насилия. Отсутствие законности порождает административный произвол и беззаконие. Отказ от законности способствует росту коррупции, преступности, насилию во г всех его формах и ведет к деградации общества.
Принципы и гарантии законности - принципиальные положения правовой жизни общества, выражающие содержание законности. К принципам законности относят всеобщность законности, верховенство закона, единство законности и целесообразности, связь законности с культурой, неотвратимость ответственности и контроль за реализацией закона.
1 Всеобщность законности означает равенство всех перед законом независимо от социального положения, благосостояния, национальности и других . признаков. Последовательное проведение в жизнь этого принципа обеспечивает права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.
Единство законности означает, что законы имеют одинаковую силу на территории всего государства. Проявление местничества представляет собой явное отступление от законности.
Верховенство закона - законы обладают высшей юридической силой и выступают основным регулятором общественных отношений. Все другие нормативные акты являются подзаконными и принимаются на основе и во исполнение законов. Этот принцип направлен против создания ведомственных нормативных актов, не соответствующих законам, и самочинных распоряжений должностных лиц.
Единство законности и целесообразности означает недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям мнимой либо пресловутой целесообразности, ибо высшая целесообразность заключается в неукоснительной реализации требований законов.
Неразрывная связь законности с культурой состоит в том, что законность должна опираться на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные законы создают нормативную базу законности, а правовая культура выступает в качестве условия создания правовых законов и качественной их реализации.
Неотвратимость ответственности. Этот принцип означает, что укрепление законности связано не с суровостью законов, а с неизбежностью наказания. На практике реализация этого принципа должна проявляться в повышении раскрываемое преступлений и своевременном рассмотрении административных, уголовных и гражданских дел.
Контроль за реализацией законов. Выполнение этого принципа заключается в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранительной системы в целом в форме прокурорского и конституционного надзора, ибо бесконтрольность во многих случаях порождает беззаконие.
Принципы законности взаимосвязаны между собой и образуют систему принципов, позволяющую судить о состоянии законности, ее уровне и характере.
ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ. ПРАВОПОРЯДОК
Гарантии законности - объективные и субъективные, факторы, создающие основу точной реализации законов всеми субъектами права: социально-экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии.
Социально-экономические гарантии - высокий уровень и стабильность экономики, многообразие форм собственности, устранение монополизма, отсутствие социальных кризисов, высокий уровень социальной защищенности и материального обеспечения граждан.
Политические гарантии - укрепление демократизма государственного и общественного строя, расширение гласности и общественного контроля за деятельностью администраций всех уровней, формирование и развитие открытой полит, системы.
Идеологические гарантии - нормирование, развитие и укрепление идеологии, рассматривающей человека в качестве высшей ценности общества, а гражданина - высшей ценности государства.
Юридические гарантии заключаются в совершенствовании нормативной базы, разделении властей, своевременном предотвращении, предупреждении и пресечении правонарушений, обеспечении прав личности законными средствами.
Общественные гарантии - высокий уровень правового сознания и правовой культуры общества, нетерпимость к нарушениям законов, активность общественных организаций и массовых правозащитных движений.
Соотношение законности с общественным порядком, правопорядком и дисциплиной
Законность соотносится с тремя однопорядковыми явлениями: общественным порядком, правопорядком и дисциплиной.
Общественный порядок представляет собой систему упорядоченных стабильных общественных отношений, сложившихся под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев.
Правопорядок - часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляет ядро общественного порядка. По сути правопорядок - реализованная законность. Правопорядок - результат законности, т.е. упорядоченная система правоотношений: конституционных, административных, гражданско-правовых и др.
Правопорядок и законность не тождественные понятия: они соотносятся между собой как цель и средство. Целью является правопорядок, а средством - законность. Незаконные способы поддержания порядка разрушают его изнутри, т.к. противоречат природе правопорядка как порядка законного.
Там, где порядок в обществе держится только на узаконенной силе, выдаваемой за право, правовой порядок отсутствует. Его. место занимает законопорядок - суррогат правопорядка. Законопорядок находит свою опору не в правосознании граждан, а в законопослушании, основу которого составляют негативные санкции закона. Подлинный правопорядок основывается, с одной стороны, на сознательном и добровольном осуществлении правовых предписаний гражданами, с другой стороны - на защите прав и свобод граждан органами государства.
Дисциплина - это система общественных отношений, которая складывается в учреждениях, предприятиях и организациях и других общественных местах в соответствии с нормами права, правилами внутреннего распорядка и другими социальными нормами, способствующими достижению социально-значимых результатов. Сущность дисциплины заключается в сознательном самоограничении индивида в процессе коллективной деятельности. Внешняя дисциплина - проявление муштры, внутренняя -явление культуры.
Законность - более узкое понятие, чем дисциплина, ибо если первое означает соблюдение лишь правовых норм, то второе - соблюдение всех социальных норм, включая нравственные, этические и правовые. Если результатом законности выступает правопорядок, то результатом дисциплины.
ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Деятельность людей в обществе складывается из разнообразных действий (поступков) отдельных индивидов. Все человеческие поступки можно подразделить на две основные группы: поступки общественно полезные (правомерное поведение) и поступки общественно вредные (неправомерное поведение).
Правомерное поведение - это такое поведение, которое соответствует (не противоречит) нормам права. Правомерное поведение способствует укреплению законности и правопорядка.
Основным условием правомерного поведения является создание государством условий, при которых большинство граждан совершали бы только правомерные поступки, создание норм права, которые давали бы возможность людям именно посредством правомерного поведения удовлетворить свои потребности и интересы, т.е. исходя из интересов личности и общества. Как правило, нормы права имеют именно такое содержание.
Большинство юридически значимых поступков в обществе являются правомерными. По сути это и обеспечивает стабильность общества. Изменение соотношения между правомерными и противоправными поступками снижает стабильность общества, ослабляет законность и правопорядок. Это особенно наглядно просматривается в переходные этапы развития общества.
Сущность правомерного поведения состоит в его социальной значимости и полезности. Правомерное поведение является основой нормального функционирования гражданского общества и фактором, содействующим развитию правового государства.
Правомерное поведение может осуществляться в форме действия или бездействия. Традиционно считается, что активное поведение полезнее пассивного, так как активное поведение предполагает противодействие неправомерным поступкам. При этом не принимается во внимание, что правомерное бездействие представляет собой воздержание от запрещенных действий, то есть соблюдение норм права.
В структуре правомерного поведения выделяют объективную и субъективную стороны. Объективная сторона поведения индивида характеризуется фактическими действиями (бездействием) и последствиями этих действий. Правомерность объективной стороны поведения определяется внешним соответствием поступков правовым предписаниям. Субъективная сторона деятельности индивида представляет собой отношение к своим действиям и его последствиям. Субъективная сторона правомерного поведения характеризуется внутренней согласованностью положительных намерений, целей и мотивов с правовыми предписаниями.
В юридической литературе ранее отвергалась значимость внутренней стороны и роль мотивов правомерного поведения. В последнее время к проблеме типизации правомерного поведения, к его внутренней стороне проявляется закономерный интерес.
В зависимости от доминирующих мотивов специалисты подразделяют правомерное поведение на маргинальное, ведущим мотивом которого является опасение подвергнуться ответственности; конформистское - в силу привычки и социально-активное - в силу солидарности с правовыми предписаниями.
Правомерное поведение опирается на признание духовных ценностей, права и правовую интуицию -они позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого.
Закон связывает способность к правомерному поведению с возможностью действовать осознанно и тем самым согласовывать свои действия с правовыми нормами. В связи с этим недееспособные и невменяемые исключаются из числа лиц, способных действовать правомерно. Общественно опасное поведение таких лиц не может рассматриваться как неправомерное: поведение невменяемых лиц является аномальным, а действия недееспособных -юридически ничтожными.
Антиподом правомерного поведения является противоправное поведение - правонарушение (преступления, административные проступки, дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения).
ПОНЯТИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Противоправное поведение (правонарушение) нарушает предписания правовых норм и наносит вред обществу.
Правонарушение - это общественно опасное противоправное деяние (действие или бездействие), совершенное виновно, то есть умышленно либо по неосторожности, за которое предусмотрена юридическая ответственность.
Признаки правонарушения:
общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.
Общественная опасность - это социологический признак правонарушения, который заключается в причинении вреда (либо в создании угрозы причинения) законным интересам личности, общества и государства. Общественная опасность имеет два показателя: характер общественной опасности (качественный признак) и степень общественной опасности (количественный признак).
В теории права доминирует мнение, что общественная опасность (ее характер и степень) зависит от всех объективных и субъективных признаков правонарушения. Неоднократно высказывалась мысль, что общественная опасность преимущественно определяется характером вины (Б.С.Утевский, П.А.Фефелов). Следует отметить, что характер общественной опасности в первую очередь зависит от ценности объекта посягательства, а степень общественной опасности определяется размером причиненного ущерба.
Противоправность - нормативный признак правонарушения, который закрепляет запрещенность общественно опасных деяний. Это означает, что правонарушениями признаются только те общественно опасные деяния, которые прямо предусмотрены нормами права. Признак противоправности исключает применение принципа аналогии в отношении антиобщественных действий, указанных в законе, и тем самым препятствует административному и судебному произволу.
Противоправность как юридическое выражение общественной опасности деяния может быть различной. В соответствии с действующим законодательством выделяют несколько видов противоправности: дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную.
Обстоятельствами, исключающими противоправность деяния, являются:
- необходимая оборона - соразмерная защита от противоправных посягательств путем причинения вреда посягающему;
- крайняя необходимость - действие по устранению опасности путем причинения вреда третьим лицам;
- задержание лица, совершившего правонарушение путем причинения соразмерного вреда в случае сопротивления.
Виновность - это субъективный признак правонарушения, который выражает внутреннее отношение лица к общественно опасному деянию и его последствиям в форме умысла либо неосторожности. В соответствии с принципом виновности правонарушением признается противоправное деяние, совершенное виновно, то есть осознанно и водимо. Соответственно не являются правонарушениями деяния недееспособных и невменяемых лиц, то есть лиц, не способных действовать виновно. В тех случаях, когда лицо не предвидит наступления общественно опасных последствии, не должно было и не могло их предвидеть по обстоятельствам дела, имеет место казус или случай без вины.
Наказуемость - признак правонарушения, который выражает его отрицательную государственную оценку как деяния опасного, противоправного и виновного. Правонарушение как порицаемое поведение представляет собой деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность в виде уголовного наказания либо взыскание дисциплинарного, административного или имущественного характера.
Общие признаки правонарушений позволяют отграничить их от других видов антиобщественного (отклоняющегося) поведения, таких как алкоголизм, аморальное поведение, суицидальные поступки.
ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
По степени общественной опасности правонарушения делятся на проступки и преступления.
Проступки совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия. От характера причиненного вреда проступки разделяют на дисциплинарные нарушения, административные проступки и гражданские правонарушения - деликты.
Дисциплинарные нарушения - проступки, которые совершаются в сфере служебных отношений, посягают на обязательный порядок деятельности организаций, предприятий и учреждении, ослабляют трудовую, служебную, воинскую или учебную дисциплину. Кодекс законов о труде относит к числу дисциплинарных взысканий замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Дисциплинарная ответственность налагается администрацией по месту работы (учебы) либо вышестоящим органом. Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров, военнослужащих регулируется специальными положениями.
Административный Проступок - правонарушение, которое посягает на установленный порядок управления и наказывается мерами административного взыскания. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях такими мерами являются предупреждение, штраф, лишение водительских прав, административный арест (до 15 суток) и др. взыскания. Административная ответственность налагается специальными органами (административная комиссия, и др. инспекции), а в случае административного ареста взыскание налагается судом.
Деликты - это гражданско-правовые нарушения в сфере имущественных и личных неимущественных отношении. При нарушении имущественных прав
гражданско-правовая ответственность имеет имущественный характер и состоит в возмещении убытков, возвращении вещи и т.д. При нарушении личных неимущественных прав гражданско-правовая ответственность может включать в себя денежную компенсацию за причиненный моральный вред и опровержение порочащих сведении.
Гражданско-правовая ответственность налагается, судом общей юрисдикции, арбитражным судом, а также третейским судом.
Преступления - это правонарушения, предусмотренные Уголовным кодексом и запрещенные под угрозой наказания. В отличие от проступков преступления имеют большую общественную опасность и более значительную степень общественной опасности (причиняют существенный ущерб).
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В литературе высказывается мнение, что сущность юридической ответственности состоит в применении к правонарушителю мер государственного принуждения. Однако далеко не каждая мера государственного принуждения представляет собой юридическую ответственность. Например, принудительные меры медицинского характера, применяемые в отношении невменяемых лиц, совершивших общественно опасные деяния, выступают в качестве мер социальной защиты и несмотря на принудительный характер не являются разновидностью юридической ответственности.
Сущность юридической ответственности заключается в отрицательной правовой оценке поведения правонарушителя от имени государства.
Итак, юридическая ответственность - это правовое отношение, в котором государство дает отрицательную правовую оценку правонарушителю и подвергает его принудительному воздействию в рамках закона.
Выделяют следующие основные принципы юридической ответственности: справедливости, гуманизма, законности, обоснованности, неотвратимости, целесообразности
В зависимости от характера совершенных правонарушений юридическая ответственность классифицируется на уголовно-правовую, гражданско-правовую, административную, дисциплинарную и материальную.
Уголовная ответственность - это карательный вид ответственности, предусматривающий меры наказания, которые назначаются судом.
Гражданско-правовая ответственность предусмотрена за гражданские правонарушения и состоит в применении мер имущественного характера. Административная ответственность наступает за совершение административных проступков, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, а также другим законодательством.
Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарных проступков, то есть за нарушение трудовой дисциплины, которые могут выражаться в несоблюдении требований, предъявляемых к работникам.
Материальная ответственность наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими трудовых обязанностей.
Социальная ответственность: Общая теория права особо выделяет два типа: ретроспективную и позитивную.
Ретроспективная ответственность имеет место в том случае, когда субъект несет ответственность за противоправное деяние, которое совершил в прошлом. По существу все виды юридической ответственности имеют ретроспективный характер, так . как ответственность наступает за содеянное, а не за намерение совершить противоправный поступок.
Позитивная (перспективная) ответственность характеризуется ответственным поведением, которое предполагает не только следование социальным нормам но и полезную социальную активность. Позитивная ответственность не имеет ретроспективного характера и не может считаться юридической. Позитивная ответственность по существу является моральной категорией.
КОНСТИТУЦИЯ РФ
Конституция Российской Федерации - это основной закон, верховенство которого проявляется в прямом действии и применении на территории всей федерации. Как Основной закон Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, систему законодательной, исполнительной и судебной властей на федеральном. республиканском и местном уровнях, основные направления законодательного регулирования и порядок нормотворческой деятельности.
Конституционной истории России известны пять основных законов:
- Конституция РСФСР 1918 г., провозгласившая государство диктатуры пролетариата, республику Советов;
- Конституция РСФСР 1925 г. - первая конституция России, учредителя и члена Союза ССР;
- Конституция РСФСР 1937 г., объявившая Россию социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую основу которой составили Советы депутатов трудящихся;
- Конституция РСФСР 1978 г., провозгласившая построение "общенародного государства" и "развитого социализма".
- Конституция Российской Федерации 1993 г.. провозгласившая Россию правовым государством.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 250.