Монархии:
парламентарные
дуалистические
абсолютные Республики:
парламентарные
президентские
смешанные (суперпрезидентские)
ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.
Монархии бывают трех видов - парламентарные, дуалистические и абсолютные.
Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично. Парламентарными монархиями являются Англия, Бельгия, Голландия, Швеция, Япония и др.
Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха. Законодательная - у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху. Дуалистическими монархиями являлись Эфиопия и Иран - до революции, Кайзеровская Германия (1871-1907 гг.).
В современном мире продолжают существовать и абсолютные монархии Ватикан, Оман, Саудовская Аравия, в которых законодательная, исполнительная и судебная власти сосредоточены в руках монарха.
Республики разделяются на два основных вида:
президентские и парламентарные. Существует также дополнительная форма правления - смешанная, с чрезвычайно сильной президентской властью (суперпрезидентская) республика, которая объединяет черты президентской и парламентарной форм правления.
Отличительные черты парламентарной, президентской и смешанной республик определяются по двум основным критериям - порядку выбора президента и формирования правительства, объему полномочий президента - и сводятся к следующему: .
Федеративное государство - сложное государственное образование, союзное государство на территории которого действуют федеративные и республиканские органы власти.
Существует мнение, что федерация - объединение суверенных государств - суверенитет федерации произведен от суверенитета входивших государств.
Согласно другой точке зрения, государственные образования, входящие в состав федерации, не суверенны. поскольку не обладают верховенством внутри федерации и внешней политической независимостью Государства как субъекты федерации имеют некоторый эквивалент суверенитета, так как располагают определенной степенью суверенности и вправе участвовать в осуществлении федеральной власти через верхнюю палату парламента.
Верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее на международной арене - две стороны суверенитета.
Верховенство государства внутри страны проявляется: а) в исключительном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные ее части, б) в универсализме - власть в государстве распрос1раняек;и на все население; в) в прерогативе-государства обладать правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права
Независимость государства проявляется: а) в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений: б) в осуществлении самостоятельной внешней политики; в) в невмешательстве других государе и» во внутренние и внешние дела суверенного государства
Суверенитет - это признак государственной власти, а не государства в целом. Суверенитет можно считать признаком государства с известной долей условности как признак функциональный.
Носителем и гарантом государственного суверенитета является Президент, который, как глава государства, координирует деятельность всех высших органов власти
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УСТРОЙСТВА
Унитарное государство - единое государственное образование, которое делится лишь на административно-территориальные части. Для унитарного государства характерно существование общих для I всей страны высших органов государственной власти I и управления, единой судебной системы и конституции. Унитарные государства могут быть многонациональными (Афганистан, Китай, Пакистан и др.) и национальными (Венгрия, Польша, Япония и др.).
Признаки унитарного государства: 1) политическое и территориальное единство государства; 2) единое гражданство; 3) единые законодательная, исполнительная и судебная системы; 4) централизация государственной власти; 5) контроль за деятельностью ) административно-территориальных единиц.
В зависимости от вида контроля различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначением из центра чиновников. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и тем самый с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия.
Федерация состоит из ряда других государств или государственных образований - членов федерации (штатов, кантонов, земель, республик и др.). Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. На территории каждого из них, наряду с деятельностью общих для всей федерации высших
органов государственной власти и управления, действуют также свои собственные высшие и местные органы государственной власти и управления. Аналогично дело обстоит и с конституцией и законами, с судебными, прокурорскими и иными органами.
Существует мнение, что федерация - это объединение суверенных государств, так как суверенитет федерации произведен от суверенитета входивших в нее государств.
Согласно другой точке зрения, государственные образования, входящие в состав федерации, не суверенны, поскольку не обладают верховенством внутри федерации и внешней политической независимостью 1осударства как субъекты федерации имеют некоторый эквивалент суверенитета, так как располагают определенной степенью суверенности и вправе участвовать в осуществлении федеральной власти через верхнюю палату парламента.
Федерация - это сложное государство, для которого характерны следующие признаки: 1) два уровня государственного аппарата - федеральные органы государственной власти и управления и органы власти и управления субъектов федерации- 2) две системы законодательства - федеральная и каждого субъекта федерации: 3) две судебные системы -общефедеральная и субъектов федерации; 4) две системы налогов - федеральная налоговая система и налоговая система субъектов федерации; 5) разделения сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации; 6) "двойное гражданство", то есть гражданин субъекта федерации одновременно является гражданином федерации
Федеративные государства могут быть основаны по территориальному принципу (административные федерации Германии, Мексика, США и др.) и национальному или национально территориальному принципу (Индия, Канада, России и др. )
Конфедерация представляет собой союз государств с номинальными (чисто формальными) правами конфедеративных органов. созданный для достижения определенных временных целей, после достижения которых он либо распадается, либо перерастет в федерацию Поэтому конфедерации нередко называют непрочными государственными образованьями. Исторически существовали следующие конфедерации Швейцарский союз - до 1848г. Германский союз и 1815-1866 гг., США - в 1776-1787 гг. и др.
Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств.
ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА .
Двучленная классификация: демократические и недемократические - тоталитарные режимы. Демократический государственный режим, характеризуется следующими признаками:
- гарантированность прав и свобод граждан;
- наличие системы разделения властей;
-действие свободной прессы, множества партий и других политических объединений;
- равенство всех перед законом.
Антидемократический режим имеет черты:
- ликвидация или существенное ограничение основных прав и свобод граждан;
- отказ от системы разделения властей;
- превращение парламента в фиктивный орган и передача всей власти правительству;
- срастание правящей партии с государственным аппаратом;
- ликвидация всех оппозиционных партий и свободной прессы.
Профессор А. И. Коваленко выделяет два политических режима: демократический и террористический. Террористический режим подразделяется на фашистский, тоталитарный и авторитарный.
Фашистский режим характеризуется как национально-демагогический, тоталитарный - как казарменный, авторитарный - репрессивный метод осуществления государственной власти.
Многочисленная классификация содержит перечень и характеристику широко известных режимов:
- деспотический режим предполагает полный произвол монарха;
- тиранический режим - узурпация власти тираном и жестокие методы ее осуществления;
- тоталитарный режим - всевластие государства, то есть полный контроль над обществом;
- фашистский режим - крайний шовинизм и бесчеловечность по отношению к врагам нации, прежде всего к евреям и коммунистам;
- авторитарный режим - опора на культ личности партийного лидера и его обожествление;
- либерально-демократический режим -наиболее гуманный и демократический:
- демократический режим - провозглашает и гарантирует народовластие, возможность избирать представительные органы власти (активное право) и быть избранным (пассивное право)
Комбинированная классификация (Г. В. Назаренко) - деление режимов на демократические и антидемократические с последующей детализацией.
Демократические режимы:
Либеральный режим - государственные органы используют наиболее гуманные и демократические способы и средства. Либеральный режим предполагает высокую правовую культуру и развитое правосознание всего населения.
Демократический режим - признание принципа равенства и свободы всех граждан Проявляется в широком участии народа в управлении государством.
Либерально-демократический режим - формально провозглашенное равенство реализуется на деле
Антидемократические режимы:
Деспотический режим - осуществляется карательными методами и негуманными средствами. Его характерными чертами являются крайний произвол правителей и полное бесправие подданных
Тиранический режим - это режим, при котором власть осуществляется методами физического и морального насилия, построена на произволе и жестокости лица, узурпировавшего власть.
Авторитарный режим - власть осуществляется ограниченным кругом лиц и не контролируется народом. При этом проявляется вождизм, культ личности и подавление инакомыслящих.
Тоталитарный режим - крайняя форма авторитарного режима. Тоталитарное государство - проникающая и все контролирующая власть. Государственная власть осуществляет беспрепятственное подавление личности.
Фашистский режим - одна из крайних форм тоталитаризма, При фашистском режиме национализм становится государственной политикой; "враги нации" уничтожаются бесчеловечными методами.
Мафиозно-криминальный режим - власть в условиях полного беззакония с помощью криминальных структур террористически-уголовными методами.
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
Государственный орган - составная часть госаппарата, учреждение, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властными полномочиями.
Он имеет следующие признаки:
- это звено действующей системы органов государства, имеет лишь ей одной присущие функции;
- государственный орган создается на основе юридических актов, он не может возникнуть произвольно;
- для осуществления задач каждый государственный орган наделен необходимой государственно-властной компетенцией, т.е. совокупностью соответствующих прав и обязанностей (полномочий).
Государственный аппарат - взятая в единстве вся совокупность государственных органов, система государственных органов, осуществляющих задачи и функции государства. Их подразделяют на законодательные, исполнительные, судебные, правоохранительные и др.
Законодательные (представительные) органы избираются населением государства; решают наиболее важные вопросы государственной жизни в пределах соответствующей территории путем законотворчества -принятия нормативно-правовых актов (парламент).
Исполнительные органы осуществляют оперативную управленческую деятельность в рамках структуры, которая установлена законодательными органами. Действуют во исполнении установлений законодательных органов и в процессе своей деятельности принимают необходимые распоряжения исполнительно распорядительные органы (органы управления: глава I государства, правительство, местная администрация.
Судебные органы призваны обеспечивать официальное толкование норм права и разрешать конфликты, споры между лицами (гражданами, организациями). Они подчиняются только закону и независимы от каких бы то ни было органов. К ним относятся система судов всех уровней, включая конституционные, арбитражные и другие суды, действующие в государстве.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Функции государства - это основные направления его деятельности внутри страны и на международной арене, которые выражают его су1 ность. роль и назначение в жизни общества
Основные функции государства сводятся
- к закреплению и охране господствующих форм собственности;
- организации и укреплению единства общества и государства;
- охране и поддержанию общественного порядка и законности в стране.
Наиболее общей классификацией основных функций государства является деление их на внутренние и внешние
К внутренним функциям государства относятся:
- охрана и защита существующего социально экономического, политического строя и господствующих форм собственности (охранительная политическая функции);
- содействие развитию господствующей систем хозяйства и экономическое регулирование в рамках всей страны (экономическая функция);
- пропаганда и зашита господствующих идеологических ценностей и общественное воспитание (иде1 логическая функция);
- пропаганда и защита господствующих идеологических ценностей и общественное воспитание (идеологическая функция).
К внешним функциям государства относятся:
- оборона, обеспечение безопасности государства
- расширение сфер влияния.
Последняя функция в разные эпохи исторического развития проявляется в различных формах: захватнические войны, расширение рынков сбыта и др. Итак:
Функции государства:
1. внутренние
2. внешние
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Политическая система общества - это совокупность государственных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. В зависимости от степени участия в политической жизни страны эти органы и организации подразделяются на следующие группы.
Собственно-политические. К их числу относятся государство, все политические партии, отдельные общественные организации. Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель.
Наибольшее воздействие на государственную политику оказывают партии - политический инструмент овладения государственной властью и осуществления политики в интересах определенных групп населения. Правящие партии, как правило, для осуществления своих программных целей производят полную смену должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц государства с последующей ротацией номенклатурных кадров. Парламентские партии в механизме государственной власти занимают более скромное место; их политическая деятельность заключается в осуществлении законодательной власти в рамках парламентских процедур и направлена на овладение государственной властью через всеобщие выборы.
Несобственно-политические объединения. К ним относятся такие организации, которые возникают и развиваются в силу экономических и других причин. Это - профсоюзные, религиозные, кооперативные и иные организации. Свою деятельность данные институты осуществляют не в политической, а в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни общества.
Основной целью их создания и деятельности не является политическая цель.
Профсоюзы – организация по защите профессиональных интересов трудящихся по отношению к государству. В условиях демократического режима профсоюзы выдвигают экономические требования и лозунги анархо-синдикалистического характера.
Взаимоотношения государства с профсоюзами строятся при отсутствии государственного руководства. Профсоюзы - не "филиалы" государства, а самостоятельные элементы политической системы. Они имеют свои функции, обеспечивающие защиту интересов трудящихся. Социальные задачи должны решаться путем сочетания государственной политики и линии общественных организаций, в том числе и профсоюзов.
Своеобразную роль в политической системе играет церковь как социальный институт, занимающийся духовной деятельностью. Отношение государства
к церкви как элементу неполитического характера закреплено в конституциях современных государств, в том числе в Конституции Российской Федерации.
В соответствии с Основным законом (ст. 14) церковь формально исключена из политической системы. Однако прямо и косвенно церковь пользуется особым духовным влиянием на политическую жизнь, то есть фактически является элементом политического общества.
Организации, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, туристов и др.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 265.