Формы правления государства:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Монархии:

парламентарные

дуалистические

абсолютные Республики:

парламентарные

президентские

смешанные (суперпрезидентские)

 ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.

Монархии бывают трех видов - парламентарные, дуалистические и абсолютные.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принад­лежит парламенту. Исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формирова­нии правительства чисто символично. Парламентар­ными монархиями являются Англия, Бельгия, Гол­ландия, Швеция, Япония и др.

Характерной особенностью дуалистической мо­нархии является формально-юридическое разделе­ние государственной власти между монархом и пар­ламентом. Исполнительная власть находится непо­средственно в руках монарха. Законодательная - у парламента. Последний, однако, фактически подчи­няется монарху. Дуалистическими монархиями явля­лись Эфиопия и Иран - до революции, Кайзеровская Германия (1871-1907 гг.).

В современном мире продолжают существовать и абсолютные монархии Ватикан, Оман, Саудовская Аравия, в которых законодательная, исполнительная и судебная власти сосредоточены в руках монарха.

Республики разделяются на два основных вида:

президентские и парламентарные. Существует также дополнительная форма правления - смешан­ная, с чрезвычайно сильной президентской властью (суперпрезидентская) республика, которая объеди­няет черты президентской и парламентарной форм правления.

Отличительные черты парламентарной, прези­дентской и смешанной республик определяются по двум основным критериям - порядку выбора прези­дента и формирования правительства, объему пол­номочий президента - и сводятся к следующему: .

Федеративное государство - сложное государственное образование, союзное государство на территории которого действуют федеративные и республиканские органы власти.

Существует мнение, что федерация - объединение суверенных государств - суверенитет федерации произведен от суверенитета входивших государств.

Согласно другой точке зрения, государственные образования, входящие в состав федерации, не суверенны. поскольку не обладают верховенством внутри федерации и внешней политической независимостью Государства как субъекты федерации имеют некоторый эквивалент суверенитета, так как располагают определенной степенью суверенности и вправе участвовать в осуществлении федеральной власти через верхнюю палату парламента.

Верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее на международной арене - две стороны суверенитета.

Верховенство государства внутри страны проявляется: а) в исключительном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные ее части, б) в универсализме - власть в государстве распрос1раняек;и на все население; в) в прерогативе-государства обладать правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права

Независимость государства проявляется: а) в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений: б) в осуществлении самостоятельной внешней политики; в) в невмешательстве других государе и» во внутренние и внешние дела суверенного государства

Суверенитет - это признак государственной власти, а не государства в целом. Суверенитет можно считать признаком государства с известной долей условности как признак функциональный.

Носителем и гарантом государственного суверенитета является Президент, который, как глава государства, координирует деятельность всех высших органов власти

 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УСТРОЙСТВА

Унитарное государство - единое государственное образование, которое делится лишь на административно-территориальные части. Для унитарного государства характерно существование общих для I всей страны высших органов государственной власти I и управления, единой судебной системы и конституции. Унитарные государства могут быть многонациональными (Афганистан, Китай, Пакистан и др.) и национальными (Венгрия, Польша, Япония и др.).

Признаки унитарного государства: 1) политическое и территориальное единство государства; 2) единое гражданство; 3) единые законодательная, исполнительная и судебная системы; 4) централизация государственной власти; 5) контроль за деятельностью ) административно-территориальных единиц.

В зависимости от вида контроля различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами само­управления регионов осуществляется прямой кон­троль назначением из центра чиновников. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и тем самый с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия.

Федерация состоит из ряда других государств или государственных образований - членов федерации (штатов, кантонов, земель, республик и др.). Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. На территории каждого из них, наряду с деятельностью общих для всей федерации высших

 органов государственной власти и управления, дей­ствуют также свои собственные высшие и местные органы государственной власти и управления. Ана­логично дело обстоит и с конституцией и законами, с судебными, прокурорскими и иными органами.

Существует мнение, что федерация - это объединение суверенных государств, так как суверенитет федерации произведен от суверенитета входивших в нее государств.

Согласно другой точке зрения, государственные образования, входящие в состав федерации, не суверенны, поскольку не обладают верховенством внутри федерации и внешней политической независимостью 1осударства как субъекты федерации имеют некоторый эквивалент суверенитета, так как располагают определенной степенью суверенности и вправе участвовать в осуществлении федеральной власти через верхнюю палату парламента.

Федерация - это сложное государство, для которого характерны следующие признаки: 1) два уровня государственного аппарата - федеральные органы государственной власти и управления и органы власти и управления субъектов федерации- 2) две системы законодательства - федеральная и каждого субъекта федерации: 3) две судебные системы -общефедеральная и субъектов федерации; 4) две системы налогов - федеральная налоговая система и налоговая система субъектов федерации; 5) разделения сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации; 6) "двойное гражданство", то есть гражданин субъекта федерации одновременно является гражданином федерации

Федеративные государства могут быть основаны по территориальному принципу (административные федерации Германии, Мексика, США и др.) и национальному или национально территориальному принципу (Индия, Канада, России и др. )

Конфедерация представляет собой союз государств с номинальными (чисто формальными) правами конфедеративных органов. созданный для достижения определенных временных целей, после достижения которых он либо распадается, либо перерастет в федерацию Поэтому конфедерации нередко называют непрочными государственными образованьями. Исторически существовали следующие конфедерации Швейцарский союз - до 1848г. Германский союз и 1815-1866 гг., США - в 1776-1787 гг. и др.

Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств.

 

ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА .

 Двучленная классификация: демократические и недемократические - тоталитарные режимы. Демократический государственный режим, характеризуется следующими признаками:          

- гарантированность прав и свобод граждан;      

- наличие системы разделения властей;          

-действие свободной прессы, множества партий и других политических объединений;          

- равенство всех перед законом.

Антидемократический режим имеет черты:

- ликвидация или существенное ограничение основных прав и свобод граждан;             

- отказ от системы разделения властей;

- превращение парламента в фиктивный орган и передача всей власти правительству;            

 - срастание правящей партии с государственным аппаратом;

- ликвидация всех оппозиционных партий и свободной прессы.

Профессор А. И. Коваленко выделяет два политических режима: демократический и террористический. Террористический режим подразделяется на фашистский, тоталитарный и авторитарный.

Фашистский режим характеризуется как национально-демагогический, тоталитарный - как казарменный, авторитарный - репрессивный метод осуществления государственной власти.

Многочисленная классификация содержит перечень и характеристику широко известных режимов:

- деспотический режим предполагает полный произвол монарха;

- тиранический режим - узурпация власти тираном и жестокие методы ее осуществления;

- тоталитарный режим - всевластие государства, то есть полный контроль над обществом;

- фашистский режим - крайний шовинизм и бесчеловечность по отношению к врагам нации, прежде всего к евреям и коммунистам;

- авторитарный режим - опора на культ личности партийного лидера и его обожествление;

- либерально-демократический режим -наиболее гуманный и демократический:

- демократический режим - провозглашает и га­рантирует народовластие, возможность избирать представительные органы власти (активное право) и быть избранным (пассивное право)

Комбинированная классификация (Г. В. Назаренко) - деление режимов на демократические и антидемократические с последующей детализацией.

Демократические режимы:

Либеральный режим - государственные органы используют наиболее гуманные и демократические способы и средства. Либеральный режим предпола­гает высокую правовую культуру и развитое право­сознание всего населения.

Демократический режим - признание принципа равенства и свободы всех граждан Проявляется в широком участии народа в управлении государством.

Либерально-демократический режим - формаль­но провозглашенное равенство реализуется на деле

Антидемократические режимы:

Деспотический режим - осуществляется кара­тельными методами и негуманными средствами. Его характерными чертами являются крайний произвол правителей и полное бесправие подданных

Тиранический режим - это режим, при котором власть осуществляется методами физического и морального насилия, построена на произволе и жес­токости лица, узурпировавшего власть.

Авторитарный режим - власть осуществляется ограниченным кругом лиц и не контролируется наро­дом. При этом проявляется вождизм, культ личности и подавление инакомыслящих.

Тоталитарный режим - крайняя форма автори­тарного режима. Тоталитарное государство - прони­кающая и все контролирующая власть. Государст­венная власть осуществляет беспрепятственное по­давление личности.

Фашистский режим - одна из крайних форм тота­литаризма, При фашистском режиме национализм становится государственной политикой; "враги на­ции" уничтожаются бесчеловечными методами.

Мафиозно-криминальный режим - власть в усло­виях полного беззакония с помощью криминальных структур террористически-уголовными методами.

 

 

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Государственный орган - составная часть гос­аппарата, учреждение, участвующее в осуществле­нии функций государства и наделенное для этого государственно-властными полномочиями.

Он имеет следующие признаки:

- это звено действующей системы органов госу­дарства, имеет лишь ей одной присущие функции;

- государственный орган создается на основе юри­дических актов, он не может возникнуть произвольно;

- для осуществления задач каждый государственный орган наделен необходимой государственно-властной компетенцией, т.е. совокупностью соответствующих прав и обязанностей (полномочий).

Государственный аппарат - взятая в единстве вся совокупность государственных органов, система государственных органов, осуществляющих задачи и функции государства. Их подразделяют на законода­тельные, исполнительные, судебные, правоохрани­тельные и др.

Законодательные (представительные) органы из­бираются населением государства; решают наиболее важные вопросы государственной жизни в пределах соответствующей территории путем законотворчества -принятия нормативно-правовых актов (парламент).

Исполнительные органы осуществляют опера­тивную управленческую деятельность в рамках структу­ры, которая установлена законодательными органами. Действуют во исполнении установлений законодатель­ных органов и в процессе своей деятельности принимают необходимые распоряжения исполнительно распорядительные органы (органы управления: глава I государства, правительство, местная администрация.

Судебные органы призваны обеспечивать официальное толкование норм права и разрешать конфликты, споры между лицами (гражданами, организациями). Они подчиняются только закону и независимы от каких бы то ни было органов. К ним относятся система судов всех уровней, включая конституционные, арбитражные и другие суды, действующие в государстве.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Функции государства - это основные направления его деятельности внутри страны и на международной арене, которые выражают его су1 ность. роль и назначение в жизни общества

Основные функции государства сводятся

- к закреплению и охране господствующих форм собственности;

- организации и укреплению единства общества и государства;

- охране и поддержанию общественного порядка и законности в стране.

Наиболее общей классификацией основных функций государства является деление их на внутренние и внешние

К внутренним функциям государства относятся:

- охрана и защита существующего социально экономического, политического строя и господствующих форм собственности (охранительная политическая функции);

- содействие развитию господствующей систем хозяйства и экономическое регулирование в рамках всей страны (экономическая функция);

- пропаганда и зашита господствующих идеологических ценностей и общественное воспитание (иде1 логическая функция);

- пропаганда и защита господствующих идеологических ценностей и общественное воспитание (идеологическая функция).

К внешним функциям государства относятся:

- оборона, обеспечение безопасности государства

- расширение сфер влияния.

Последняя функция в разные эпохи исторического развития проявляется в различных формах: захватнические войны, расширение рынков сбыта и др. Итак:

Функции государства:

1. внутренние 

2. внешние

 

 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Политическая система общества - это совокупность государственных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. В зависимости от степени участия в политической жизни страны эти органы и организации подразделяются на следующие группы.

Собственно-политические. К их числу относятся государство, все политические партии, отдельные общественные организации. Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель.

Наибольшее воздействие на государственную политику оказывают партии - политический инструмент овладения государственной властью и осуществления политики в интересах определенных групп населения. Правящие партии, как правило, для осуществления своих программных целей производят полную смену должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц государства с последующей ротацией номенклатурных кадров. Парламентские партии в механизме государственной власти занимают более скромное место; их политическая деятельность заключается в осуществлении законодательной власти в рамках парламентских процедур и направлена на овладение государственной властью через всеобщие выборы.

Несобственно-политические объединения. К ним относятся такие организации, которые возникают и развиваются в силу экономических и других причин. Это - профсоюзные, религиозные, кооперативные и иные организации. Свою деятельность данные институты осуществляют не в политической, а в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни общества.

Основной целью их создания и деятельности не является политическая цель.

Профсоюзы – организация по защите профессиональных интересов трудящихся по отношению к государству. В условиях демократического режима профсоюзы выдвигают экономические требования и лозунги анархо-синдикалистического характера.

Взаимоотношения государства с профсоюзами строятся при отсутствии государственного руково­дства. Профсоюзы - не "филиалы" государства, а самостоятельные элементы политической системы. Они имеют свои функции, обеспечивающие защиту интересов трудящихся. Социальные задачи должны решаться путем сочетания государственной политики и линии общественных организаций, в том числе и профсоюзов.

Своеобразную роль в политической системе игра­ет церковь как социальный институт, занимающийся духовной деятельностью. Отношение государства

к церкви как элементу неполитического характера закреплено в конституциях современных государств, в том числе в Конституции Российской Федерации.

В соответствии с Основным законом (ст. 14) цер­ковь формально исключена из политической систе­мы. Однако прямо и косвенно церковь пользуется особым духовным влиянием на политическую жизнь, то есть фактически является элементом политиче­ского общества.

Организации, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, ту­ристов и др.     

Дата: 2019-12-22, просмотров: 265.