1. собственно-политические объединения:
- государство, партии
2. несобственно-политические объединения:
- профсоюзы, религиозные организации
3. организации с незначительным политическим аспектом
- нумизматов, туристов и т.п.
ПОНЯТИЕ ДЕМОКРАТИИ.
ПРИЗНАКИ И ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ
Демократия - это народовластие. Она выражается в виде формы или разновидности государства, основанной на признании народа в качестве источника власти. В отличие от других форм государства (деспотия, автократия и т.п.) демократическая форма отличается такими признаками, как :
- выборность и периодическая сменяемость состава наиболее важных государственных органов и должностных лиц;
- их подотчетность и подконтрольность перед избирателями и избравшими их гос. органами ;
- гласность и ответственность в деятельности всех государственных органов;
- юридическое и фактическое признание принципа подчинения меньшинства большинству и гарантированность прав меньшинства;
- реализация принципа равноправия всех граждан независимо от их пола, политического и социального статуса, вероисповедания, национальности и др.
Демократия имеет разные формы выражения: по способу волеизъявления граждан демократия бывает: прямая, когда волеизъявление граждан выражается непосредственно через выборы, референдумы, собрания, митинги и т.п., и представительная, когда воля граждан выражается непосредственно через их представителей - депутатов, делегатов, . выборщиков. По способу осуществления власти демократия бывает: государственная, т.е. это собственно государство со всей системой его органов - представительными, исполнительными и правоохранительными органами и негосударственная - партии, общественные организации, трудовые коллективы и т.п. К демократии относится также система прав и свобод граждан. Итак:
Формы демократии
прямая государственная
представительная косвенная
Уровень демократии лежит в основе разделения и классификации государств на различные типы политических режимов.
При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент, известный в ряде стран под другими названиями: Сейм - в Польше, Фолькетинг - в Дании, Конгресс - в США.
В условиях демократии гражданское общество добивается децентрализации государственной власти за счет передачи части властных полномочий органам самоуправления и стремится осуществлять бесконфликтное взаимодействие с государством
Демократическое государство не тождественно правовому Правовое государство - высшая ступень в развитии демократического государства, поскольку предполагает наличие многих правовых институтов. Условием формирования правового государства является высокая правовая культура общества, утвержденио в обществе общечеловеческих ценностей, развитие демократических традиций.
Важное место в создании демократических государств занимает принцип разделения власти. Наиболее последовательно принцип "трех властей" осуществляется в США, причем разделение властей (конгресс, президент, верховный суд) сопровождается важными дополнениями о системе взаимных сдержек, противовесов и социальном единстве власти в лице народа.
В Российской Федерации в соответствии с Конституцией 1993 г "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную" (ст. 10 Конституции РФ) Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), исполнительную - Правительство РФ, судебную органы правосудия, суды. Президент по Конституции РФ "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" (ст. 80 Конституции РФ). Таким образом, Президент обеспечивает целостность государственной власти
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Правовое государство - это государство, в котором признается и осуществляется верховенство закона во всех сферах общества. .
Правовое государство построено на правовых началах: во-первых, во всех сферах общественной жизни признает и осуществляет требования права;
во-вторых, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установками.
Основные признаки правового государства :
- верховенство правового закона, т.е. недопустимость произвольного (не основанного на законе) вмешательства государства в дела общества; издание подзаконных актов только на основе и во исполнение закона; наличие системы надзора и контроля за осуществлением законов;
- разделение властей, т.е. функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей в относительной независимости, действие их относительно друг от друга в качестве противовеса;
- гарантированность и реальность прав и свобод граждан, наличие механизма их полной гарантированное и защищенности;
- взаимная ответственность гражданина и государства, т.е. проведение в жизнь принципа оптимального сочетания прав у свобод граждан с их конституционными обязанностями. Указанным признакам соответствуют три составляющие: собственно правовой (нормативный) компонент, индивидуально-правовой (компонент прав и свобод граждан) и организационно-правовой (институциональный) компонент.
Правовой компонент теории и практики правового государства содержит такое правопонимание, для которого характерно различение права и закона и создание правопонимания правовых законов.
Различение права и закона может быть проведено с естественно-правовых и более широких позиций. Отличительным признаком права является принцип формального равенства, то есть применение равного
Принцип формального равенства в правовом выражении представляет собой справедливость как правовое начало. Правовое, равное и справедливое - тождественные понятия. Правовые законы закрепляют справедливость, правовые требования и начала равенства, а не произвол властей и привилегии.
Отличительной чертой правового государства от так называемого "государства законности" является разработка, принятие и реализация правовых законов, а не господство законов, легализующих произвол, бесправие и несправедливость.
Индивидуально-правовой компонент теории и практики правового государства состоит в утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений между публичной властью и гражданами.
Правовой характер взаимоотношений проявляется в связанности государства и граждан взаимными правами и обязанностями. Правосубъектность граждан, их права и свободы рассматриваются не как продукт воли и усмотрения публичной власти (дарованные вольности), а как объективно складывающиеся в сообществе отношения, поддержание которых является обязанностью публичной власти.
Институциональный компонент правового государства включает в себя организационно-правовые факторы, призванные исключить монополизацию власти, то есть ее сосредоточение в руках одного лица, органа или социального слоя. Такими факторами являются:
конституционно-правовой регламент государственной власти; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также конституционно-правовой контроль за правомерностью нормативных актов и действий всех властей.
Правовое государство не тождественно демократическому. Оно представляет собой высшую ступень в развитии демократического государства, поскольку предполагает наличие многих правовых институтов. условием формирования правового государства является высокая правовая культура общества, утверждение в обществе общечеловеческих ценностей, развитие демократических традиций.
ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ПРАВА
Юристы до сих пор все еще ищут и не могут найти исчерпывающего и общепризнанного определения для своего понятия "право".
Тем не менее это понятие можно охарактеризовать следующим образом:
Право - совокупность (система) общеобязательных норм или правил поведения, установленных и обеспеченных принудительной силой государства.
Право - может быть рассмотрено с разных сторон, как сложный социальный феномен.
Общая теория права различает право в объективном значении и право в субъективном значении.
Право в объективном смысле представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Так, право собственности в объективном значении – это совокупность юридических норм, регулирующих отношение собственности Право называется объективным, так как юридические нормы закреплены в законах, то есть объективизированы.
Право в субъективном смысле понимается как правомочие, которое имеет субъект – гражданин либо юридическое лицо - в соответствии с нормами права. Так, право собственности в субъективном значении включает в себя три правомочия: владение, пользование и распоряжение. Право называется субъективным, так как правомочия принадлежат субъекту.
Право - это нормативная система государственно-организованного общества, которую характеризует наличие общеобязательных формально-определенных правил поведения, устанавливающих меру свободы всех субъектов права.
Основными признаками права принято считать общеобязательность, нормативность, формальную определенность.
Общеобязательность права характеризуется тем, что право адресовано всем членам общества, имеет связь с государством и поддерживается с помощью государственного принуждения.
Нормативность права - заключается в том. что право закрепляет права и обязанности. Его нормы выступают в качестве критерия оценки поведения как правомерного либо неправомерного.
Итак, праву присущи следующие признаки:
- общеобязательность исполнения, - распространяется на всех физических и юридических лиц ;
- установление и гарантированность государством, т.е. утверждение, государством, обеспечение принудительной силой государства;
- формальность, закрепление определенным способом в законе, постановлении, указа, приказе и т.д.;
- нормативность, т.е. право состоит из множества норм;
- системность, т.е. право - это единая и согласованная совокупность норм;
- многократность применения, т.е. право рассчитано на регулирование неопределенного количества жизненных случаев.
Сущность права
Сущность права понимается по-разному. Известный русский философ В. Соловьев полагал, что право закрепляет обязательный для всех минимум нравственности. Выдающийся буржуазный юрист Рудольф Иеринг считал сущностью права защиту индивидом собственных интересов. Ряд ученых видят сущность права в применении равного масштаба к разным людям.
В юридической науке сложились два подхода к сущности права. В соответствии с первым подходом право выражает интересы господствующего класса, воплощает его волю и служит средством подавления и насилия по отношению к другим классам. Этот подход выражает марксистская теория, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.
Сторонники другого подхода трактуют сущность права как средство компромисса для снятия противоречий в обществе, как средство согласия, уступок. По их мнению, при правовом решении проблем должно быть достигнуто согласие и компромисс, и лишь затем применяться принуждение.
МЕСТО, РОЛЬ И ФУНКЦИИ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРАВА
Общая теория права входит в систему юридических наук, объединенных названием "правоведение", и является гуманитарной, политико-юридической и фундаментальной теоретической наукой.
Гуманитарный характер общей теории права определяется тем, что предмет этой науки составляют общественные явления - государство и право.
Общая теория права является политико-юридической наукой, так как изучает социальные явления, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере (этим она отличается от других гуманитарных наук).
В качестве фундаментальной теоретической науки общая теория права изучает наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук). Теоретические положения этой науки служат основой для решения специальных юридических вопросов.
Роль и назначение права заключается в регулировании наиболее важных общественных отношении путем господства над всеми частными, личными и групповыми интересами.
Право как элемент социальной системы функционирует наряду с государственным механизмом, моралью и другими социальными регуляторами.
Общая теория права как фундаментальная наука выполняет ряд функций: онтологическую, гносеологическую и методологическую.
Онтологическая (научно-бытийная) функция -отвечает на вопросы: что есть государство и право, как возникли и каким закономерностям подчиняются.
Гносеологическая (познавательная) функция -состоит в выработке научных концепций, правовых понятий, категорий, механизмов воздействия, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.
Методологическая функция Общая теория права формулирует правовые идеи, принципы и общие положения, которые имеют основополагающее значение для правоведения в целом.
Право закрепляет существующий в той или иной стране государственный и общественный строй.
Значение права, его роль в жизни общества определяются функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения
Функции права
1. Господствующее место в системе функций права занимают регулятивная и охранительная функции, в которых проявляется социальное назначение права, его способность быть регулятором наиболее важных общественных отношении.
Регулятивная функция права проявляется в его способности воздействовать на поведение субъектов правовыми средствами.
Охранительная функция права заключается в его способности охранять положительные и вытеснять вредные отношения. Охранительная функция права осуществляется путем установления запретов, санкций и реализации юридической ответственности.
Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга: каждая из них по-своему способствует развитию и укреплению позитивных общественных отношений.
2. Экономические, социальные и др. функции права связаны со сферы его воздействия.
3. Законодательные, исполнительные и судебные функции выделяют по субъектам правовой деятельности права .
4. Статическую и динамическую функции права выделяют по характеру его воздействия на общественные отношения в рамках регулятивной функции.
Статическая функция осуществляется путем закрепления правовыми средствами отношений, соответствующих интересам общества. Решающее значение здесь имеют институты права, закрепляющие основы конституционного строя, экономическую основу государства, права и свободы личности.
Динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения путем реализации правовых норм в правомерном поведении. Сущность динамической функции права состоит в развитии отношений, соответствующих интересам общества.
СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
Система нормативного регулирования представляет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение людей в различных сферах жизнедеятельности.
В обществе существуют две подсистемы норм - технические и социальные.
Технические нормы - это правила использования технических средств, зданий, производственных комплексов, технологий и явлений природы в процессе их эксплуатации. Данные нормы выступают как I средство организации производственных процессов в режиме безопасности и наибольшей эффективности. Технические нормы регулируют отношения типа "человек - машина" (субъект - объект).
Социальная норма - общее правило поведения. К социальным нормам относятся нормы права, нормы морали (нравственности), обычаи и традиции, нормы общественных отношений.
Нормы права являются ядром системы социальных норм, поскольку они регулируют наиболее важные и значимые общественные отношения.
Социальные нормы представляют собой средства организации общественных отношений: они регулируют поведение людей в обществе.
Социальные нормы упорядочивают отношения в связке "человек - человек" (субъект - субъект).
Технические нормы и социальные взаимодействуют между собой. Важнейшие для общества технические нормы закрепляются государственными стандартами, инструкциями, специальными правилами и
охраняются государством от нарушений, в том числе уголовно-правовыми мерами.
Основными видами социальных норм являются обычаи, традиции, нормы морали, религиозные нормы, нормы права и корпоративные нормы. Объединяющим началом поведенческих норм выступает их социальный характер, общность выполняемых функций.
Различие социальных норм проявляется по способу их установления и средствам охраны от нарушений.
На этой основе выделяют общий признак социальных норм - правило поведения - и отличительные признаки - источник происхождения, способ обеспечения их действия. Этот несколько упрощенный подход позволяет охарактеризовать социальные нормы с позиций их общности и различий.
Обычаи - это правила поведения, сложившиеся под воздействием обстоятельств и выполняемые в силу привычки.
Традиции - это исторически сложившиеся правила поведения, выполняемые под воздействием общественного мнения.
Нормы морали - правила поведения, сложившиеся в обществе в соответствии с общепринятыми представлениями о добре и зле, выполняемые в силу внутреннего убеждения.
Религиозные нормы - это правила поведения, сложившиеся в соответствии с духовными потребностями человека, выполняемые в силу внутреннего убеждения
Корпоративные нормы - это правила поведения, установленные общественными организациями для своих членов, охраняемые от нарушений уставными мерами
Нормы права - это правила поведения, установленные либо санкционированные государством и обеспеченные его силой.
Социальные нормы могут быть классифицированы по различным основаниям:
1. По источнику возникновения различают обычаи (традиции), нормы морали, религиозные нормы, корпоративные и юридические.
2. По сфере урегулирования общественных отношений выделяют политические, организационные эстетические и правовые нормы.
3. По способу выражения - письменные и устные социальные нормы.
ПРАВО И МОРАЛЬ
В теории права соотношение права и морали рассматривается в плане их единства, различии, взаимодействия и противоречий.
Единство права и морали характеризуют нормативность, универсальность и общность.
Нормативность морали и права заключается в том, что они служат эталоном и критерием оценки поведения людей.
Универсальность права и морали проявляется в том, что они распространяются на все общественные отношения, то есть являются самыми универсальными регуляторами в системе социальных норм.
Общность морали и права заключается в том, что эти социальные институты обслуживают общий экономический базис, идеологию и политику.
Единство права и морали обусловлено объективными и субъективными факторами.
Объективные факторы: экономический базис, который обслуживает право и мораль; идеологическая основа, на которую они опираются; социальные функции, которые они выполняют в качестве , регулятора общественных отношений.
Субъективное единство обусловлено целостностью человека, внутренней нерасторжимостью его правового и нравственного сознания.
Единство морали и права вторично по отношению к общесоциальным процессам. Это значит, что единство морали и права может укрепляться либо ослабляться, быть органичным либо принудительным.
Различив между правом и моралью проявляется в их особенностях:
- по происхождению - нормы права устанавливаются государством; нормы морали складываются в соответствии с нравственными представлениями о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестия и так далее;
- по сфере действия - нормы права регулируют общественные отношения, имеющие государственную значимость; нормы морали не имеют обособленной сферы воздействия, мораль вездесуща - она все оценивает с точки зрения нравственности;
- по форме закрепления - правовые нормы получают закрепление в официальных нормативных актах - законах, указах, постановлениях; нормы морали содержатся в сознании людей и находят отражение в литературе;
- по содержанию - правовые нормы представляют собой детализованные правила поведения, которые предписывают, кто и что должен делать, каким образом, при каких обстоятельствах и с какими последствиями. Нормы морали выступают в виде обобщенных правил и принципов;
- по способу обеспечения - реализация норм права поддерживается принудительной силой государства; мораль обращается только к совести индивида. Санкции позитивного права выступают как мера принуждения. Единственной санкцией морали является нравственное осуждение
Взаимодействие морали и права проявляется в их взаимопроникновении и взаимовлиянии.
Взаимопроникновение состоит в том, что право основывается на морали. Право закрепляет моральные принципы в качестве правовых Требований.
Взаимовлияние проявляется в том, что мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации норм права. В свою очередь право поддерживает требования морали юридическими санкциями и тем самым защищает необходимый минимум нравственности.
Противоречия морали и права заключаются:
- в отличии правовых и моральных предписаний;
- в несовпадении моральных и правовых оценок. В одних случаях там, где право налагает запрет, мораль разрешает (самогоноварение). В других случаях -там, где право молчит, мораль осуждает (проституция и другие виды разврата). В третьих случаях нормы права не соответствуют нормам морали, противостоят им (смертная казнь).
Причины противоречий::
- объективные - право по своей природе консервативно, мораль - динамична. Отсюда право отстает от морали и неизбежно содержит пробелы;
- субъективные - право выражает интересы государства, мораль выражает интересы общества.
ПРАВО И ОБЫЧАИ
Государство и право существовали не всегда.
Эти институты сформировались на определенном этапе развития общества. В первобытном обществе не было ни государства, ни права. Их общественные
функции выполняли обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях
Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Мононормы не отделяли право от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Формами выражения социальных норм первобытного общества выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях. Содержание мононормы составляли различного рода табу - запреты совершать определенные действия, тотемы - обязанности сохранять определенные виды животных и регламенты - определенные дозволения. В современном обществе под обычаем в широком смысле подразумеваются все формы привычного поведения: обычаи, традиции, обыкновения и ритуалы, имеющие социальную значимость. Обычаи в узком смысле - нормы, соблюдение которых стало привычным в силу их длительного существования.
В теории права выделяют обычаи, которые складываются на основе других социальных норм: обычаи - нравы, обычаи - религиозные установки, обычаи - права и обязанности. В любом случае обычаи выполняются без размышлений об источнике происхождения. Норма, которая переходит в обычаи, теряет свой оценочный характер, ее выполнение становится привычкой, не требующей внутренней оценки поведения с позиций морали либо права. Государство, которое стремится обеспечить со блюдение норм права, должно использовать сильные стороны обычая, такие как устойчивость, массовость, привычность.
Устойчивость обычаев проявляется в их значительной инерционной силе и повторяемости привычных форм поведения.
Массовость обычаев - исторически обусловленное свойство, появление которого связано с возникновением и формированием стереотипов общественно приемлемого поведения в социальных группах, сообществах и этносах. Массовость обычаев проявляется в их широком распространении среди населения в качестве образцов поведения, воспринимаемых как нормы быта и межличностного общения.
Привычность обычаев означает отсутствие особых механизмов их обеспечения, включающих в себя меры принуждения. Следование привычному образцу поведения обеспечено самим фактом его существования и не требует специальных условий со стороны общества. Обычаи в силу их привычности воспринимаются населением как органическая часть повседневного образа жизни и выполняются без внутреннего сопротивления как правила, получившие всеобщее признание.
Связь обычаев и норм права прослеживается исторически, Государство по мере создания и развития законодательства санкционирует в качестве норм права обычаи, которые отвечают интересам государства, и налагают запрет на обычаи, которые являются пережитками прошлого (тормозят общественное развитие либо имеют негативный характер).
Запретительные меры, применяемые в отношении негативных обычаев, как правило, не дают быстрого результата. Наибольшую устойчивость к средствам правового воздействия обнаруживают питейные обычаи и традиции. Однако вывод о том, что право бессильно изменить обычаи, неверен по существу Право, которое выражает интересы населения и обеспечивает его потребности, со временем входит в привычку. В результате законопослушное поведение становится обычным и массовым явлением.
Юридическая поддержка обычаев или их вытеснение - основные формы взаимодействия обычного права и привычных форм поведения, ставших обычаями, традициями, обыкновениями и ритуалами.
ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И СИСТЕМА ПРАВА
Норма права - это установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения.
Норме права присущи следующие признаки:
- общеобязательность исполнения,
- установление и гарантированность государством,
- формальность,
- многократность применения.
Структура правовой нормы включает в себя составные части: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза указывает на круг лиц, которым адресована норма, а также на обстоятельства, при которых она реализуется.
Диспозиция есть не что иное, как само правило поведения, которое состоит из прав и обязанностей субъектов (участников) правовых отношений.
Санкция указывает на меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям правовых велений.
Знакомясь с вопросом о правовой норме, ее структуре, важно помнить, что правовая норма и конкретная статья закона не совпадают друг с Другом.
Итак: Структура правовой нормы гипотеза диспозиция санкция
Понятие правовая система в общей теории права служит для обозначения взаимосвязи и взаимодействия права, правосознания, правовой практики и других юридических феноменов, существование которых обусловлено закономерностями развития общества и его. потребностями.
Понятие "правовая система" не следует отождествлять с понятием "система права" и правовой надстройкой.
Система права представляет собой нормативное образование, которое включает в себя нормы права, правовые институты и отрасли права. Правовая надстройка как совокупность правовых взглядов, норм, отношений и юридических учреждений характеризует место правовых явлении по отношению к экономике, определяется экономическим базисом и опосредует его юридически.. Правовая система в отличие от правовой надстройки характеризует взаимосвязь правовых явлений, их функциональное назначение. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.
Структурные элементы правовой системы:
право, правосознание, юридическая практика, юридическая наука, правовая культура, правовые отношения и юридическая техника.
Право является основным элементом правовой системы: его существование определяет наличие и функционирование таких элементов, как правосознание, правоотношения и юридическая практика.
, Правосознание - это субъективная сторона права, в которой проявляется знание права и отношение к нему. Интеллектуальный и эмоциональный элементы правосознания, их уровень и характер оказывают активное влияние на нормотворческую деятельность и юридической практики.
Правоотношения - это форма проявления права в поведении субъектов на основе юридических норм, их связь посредством прав и обязанностей.
Правовая культура как элемент правовой системы включает в себя уровень развития права, правосознания, правовой практики и др. Правовая культура отражает качественную сторону правовой системы, ее характер и степень развития.
Правовая практика включает в себя три вида юридической деятельности: правотворческую, правоприменительную и судебную практику. Правовая практика является активной стороной системы, оказывает обратное воздействие на право и другие элементы: в соответствии с потребностями практики изменяется законодательство, развивается юридическая наука и правовая культура.
ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА
Форма (источник) права - это прежде всего нормативно-правовые акты, юридические прецеденты, правовые обычаи, правовые договоры и др. Нормативные акты содержат в себе общеобязательные правила поведения и издаются органами государственной власти и управления. С их помощью устанавливаются новые или изменяются и дополняются старые, действующие нормы права. Все нормативные акты находятся в строгой иерархии: законы, подзаконные акты - указы, постановления, инструкции и т.п. На вершине ее - конституция
Юридический прецедент выступает в виде некоего образца поведения или действия судебных и административных органов при решении аналогичных с ранее рассматривавшимися решениями или делами. Они подразделяются на судебные и административные. Первые создаются судебными, а вторые - административными органами.
Правовые обычаи представляют собой правила поведения, первоначально сложившиеся в процессе самой жизни, в результате их многократного и длительного применения, а затем санкционированные и взятые под защиту государством,
Формы (источники) права
1. нормативно-правовые акты
а) Законы:
1. конституционные
2. обычные
б) Подзаконные акты:
1. указы
2. постановления
3. инструкции
4. приказы
2. юридические прецеденты
а) судебные
б) административные
3. правовые обычаи
4. правовые договоры
В учебной литературе под источниками права понимаются различные формы его внешнего выражения, то есть формы права.
В научной литературе понятие "источник права" употребляется в трех значениях: в материальном смысле - общественные отношения, в идеологическом смысле - правосознание, в формально-юридическом смысле - формы права.
Источниками права в юридическом смысле являются такие формы права как правовой обычай, юридический прецедент, правовая доктрина, нормативный договор и нормативный акт.
Правовой обычай - это исторически сложившееся привычное правило поведения, санкционированное государством. Обычай является типичным источником феодального права, например, Русская правда - юридический памятник XI века.
В настоящее время правовые обычаи применяются в государствах Азии, Африки, Латинской Америки и в международном праве. В национально-правовых системах развитых государств роль правовых обычаев невелика. В России применение обычаев ограничено законодательно - Гражданский кодекс РФ предусматривает только обычаи делового оборота.
Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному делу, ставшее образцом для решения аналогичных дел.
По своей сути правовой прецедент представляет собой нормативное решение, имеющее силу закона. Наибольшее распространение прецедент имеет в странах общей правовой семьи - Англия, США, Канада. Прецедентное право отличается крайней сложностью и' запутанностью, но вместе с тем обладает известной гибкостью.
В Российской Федерации характер судебного прецедента имеют руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, являющиеся обязательными для всех судов. Правоположения, выработанные Верховным Судом, компенсируют отставание норм права от динамики общественных отношений.
Правовая доктрина как компетентное суждение по правовым вопросам на определенном этапе исторического развитая признавалась источником права. Выдающиеся римские юристы имели право давать разъяснения, обязательные для судов.
В средние века в качестве источников права в европейских судах использовались комментарии глоссаторов. В англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на трактаты виднейших английских юристов Брэктона и Глэнвила. В мусульманском праве официальное юридическое значение имеют выводы Абу-Ханифы и других знатоков ислама. В российском государстве правовая доктрина не признается официальным источником права. Однако все юристы-практики пользуются научными комментариями законов.
Договоры нормативного содержания - это соглашения различных субъектов права, которые содержат общие правила, регулирующие отношения сторон; Нормативные договоры являются источниками права преимущественно в области международных отношений. Нормативное значение договоров признается во всех системах права. Международные договоры выступают в качестве непосредственных источников права либо являются основанием для издания нормативных актов, закрепляющих достигнутые отношения.
Нормативный акт - это правотворческий документ, принятый в строго определенном порядке компетентным органом государства с целью регулирования наиболее важных общественных отношении. В отличие от других правовых актов (актов толкования и правоприменительных актов) нормативный акт создает новые правовые нормы.
Нормативный акт является наиболее важным и наиболее распространенным источником права для государств, составляющих систему так называемого писаного права. В этих государствах нормативные акты образуют иерархическую систему, в которой высшее положение занимают конституции и законы. Система подзаконных актов включает в себя Указы Президента, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств, ведомств, комитетов, решения местных органов, власти. Нормативный акт - самая типичная и наиболее распространенная форма права в Российской Федерации.
ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
Нормативно-правовые акты действуют в известных пределах во времени, по территории и по кругу лиц, на которых распространяются нормы данного акта.
Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в силу, порядок которого и сроки устанавливаются законодательством. Они вступают в силу: с момента их опубликования; с момента их принятия (в большей части это относится к постановлениям правительства и актам министерств и ведомств); в срок, указанный в нормативном акте (это может быть день опубликования или иной срок); в момент их получения (это относится к ряду актов правительства, министерств, комитетов, ведомств, которые рассыпаются тем, кому они адресованы, почтой, факсом и т.д.).
Прекращение действия нормативного акта происходит путем его отмены либо по истечении срока, на который было рассчитано действие данного акта.
Нормативно-правовые акты действуют также в пространстве. Под пространством обычно понимается территория государства, которая включает в себя: сухопутную территорию (к ней относится и территориальное море шириной в 12 морских миль от линии наибольшего отлива), воздушное пространство, недра, невоенные суда под флагом государства, когда они находятся в открытом море, военные суда, где бы они ни находились.
Нормативно-правовые акты действуют по кругу лиц, т.е. могут распространяться на неодинаковый круг лиц в зависимости от правового статуса, социального положения, профессии и иных отличительных особенностей этих лиц. Действие правовых актов распространяется не только на граждан, но и на лиц без гражданства, иностранцев, а также лиц с двойным гражданством.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 226.