Состав политической системы общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. собственно-политические объединения:

- государство, партии

2. несобственно-политические объединения:

- профсоюзы, религиозные организации

3. организации с незначительным политическим аспектом

  - нумизматов, туристов и т.п.

 

ПОНЯТИЕ ДЕМОКРАТИИ.

ПРИЗНАКИ И ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ

Демократия - это народовластие. Она выражается в виде формы или разновидности государства, основанной на признании народа в качестве источника власти. В отличие от других форм государства (деспотия, автократия и т.п.) демократическая форма отличается такими признаками, как :

- выборность и периодическая сменяемость состава наиболее важных государственных органов и должностных лиц;

 - их подотчетность и подконтрольность перед избирателями и избравшими их гос. органами ;

 - гласность и ответственность в деятельности всех государственных органов;

 - юридическое и фактическое признание принципа подчинения меньшинства большинству и гарантированность прав меньшинства;

- реализация принципа равноправия всех граждан независимо от их пола, политического и социального статуса, вероисповедания, национальности и др.

Демократия имеет разные формы выражения: по способу волеизъявления граждан демократия бывает: прямая, когда волеизъявление граждан выражается непосредственно через выборы, референдумы, собрания, митинги и т.п., и представительная, когда воля граждан выражается непосредственно через их представителей - депутатов, делегатов, . выборщиков. По способу осуществления власти демократия бывает: государственная, т.е. это собственно государство со всей системой его органов - представительными, исполнительными и правоохранительными органами и негосударственная - партии, общественные организации, трудовые коллективы и т.п. К демократии относится также система прав и свобод граждан. Итак:

Формы демократии

прямая                                              государственная

                          представительная                           косвенная

 

Уровень демократии лежит в основе разделения и классификации государств на различные типы политических режимов.

При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным ор­ганом является парламент, известный в ряде стран под другими названиями: Сейм - в Польше, Фольке­тинг - в Дании, Конгресс - в США.

В условиях демократии гражданское общество до­бивается децентрализации государственной власти за счет передачи части властных полномочий орга­нам самоуправления и стремится осуществлять бес­конфликтное взаимодействие с государством

Демократическое государство не тождественно правовому Правовое государство - высшая ступень в развитии демократического государства, поскольку предполагает наличие многих правовых институтов. Условием формирования правового государства является высокая правовая культура общества, утвержденио в обществе общечеловеческих ценно­стей, развитие демократических традиций.

Важное место в создании демократических госу­дарств занимает принцип разделения власти. Наи­более последовательно принцип "трех властей" осу­ществляется в США, причем разделение властей (конгресс, президент, верховный суд) сопровождает­ся важными дополнениями о системе взаимных сдержек, противовесов и социальном единстве вла­сти в лице народа.

В Российской Федерации в соответствии с Консти­туцией 1993 г "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную" (ст. 10 Конституции РФ) Законодательную власть осу­ществляет Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), исполнительную - Прави­тельство РФ, судебную органы правосудия, суды. Президент по Конституции РФ "обеспечивает согла­сованное функционирование и взаимодействие орга­нов государственной власти" (ст. 80 Конституции РФ). Таким образом, Президент обеспечивает цело­стность государственной власти

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Правовое государство - это государство, в котором признается и осуществляется верховенство закона во всех сферах общества.       .

Правовое государство построено на правовых началах: во-первых, во всех сферах общественной жизни признает и осуществляет требования права;

во-вторых, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установками.            

Основные признаки правового государства :

- верховенство правового закона, т.е. недопустимость произвольного (не основанного на законе) вмешательства государства в дела общества; издание подзаконных актов только на основе и во исполнение закона; наличие системы надзора и контроля за осуществлением законов;

- разделение властей, т.е. функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей в относительной независимости, действие их относительно друг от друга в качестве противовеса;        

- гарантированность и реальность прав и свобод граждан, наличие механизма их полной гарантированное и защищенности;

- взаимная ответственность гражданина и государства, т.е. проведение в жизнь принципа оптимального сочетания прав у свобод граждан с их конституционными обязанностями. Указанным признакам соответствуют три составляющие: собственно правовой (нормативный) компонент, индивидуально-правовой (компонент прав и свобод граждан) и организационно-правовой (институциональный) компонент.

Правовой компонент теории и практики правового государства содержит такое правопонимание, для которого характерно различение права и закона и создание правопонимания правовых законов.

Различение права и закона может быть проведено с естественно-правовых и более широких позиций. Отличительным признаком права является принцип формального равенства, то есть применение равного

Принцип формального равенства в правовом вы­ражении представляет собой справедливость как правовое начало. Правовое, равное и справедливое - тождественные понятия. Правовые законы закреп­ляют справедливость, правовые требования и нача­ла равенства, а не произвол властей и привилегии.

Отличительной чертой правового государства от так называемого "государства законности" является разработка, принятие и реализация правовых зако­нов, а не господство законов, легализующих произ­вол, бесправие и несправедливость.

Индивидуально-правовой компонент теории и практики правового государства состоит в утвержде­нии правовой формы и правового характера взаимо­отношений между публичной властью и гражданами.

Правовой характер взаимоотношений проявляется в связанности государства и граждан взаимными правами и обязанностями. Правосубъектность граж­дан, их права и свободы рассматриваются не как продукт воли и усмотрения публичной власти (даро­ванные вольности), а как объективно складываю­щиеся в сообществе отношения, поддержание кото­рых является обязанностью публичной власти.

Институциональный компонент правового госу­дарства включает в себя организационно-правовые факторы, призванные исключить монополизацию власти, то есть ее сосредоточение в руках одного лица, органа или социального слоя. Такими факто­рами являются:

конституционно-правовой регламент государст­венной власти; разделение властей на законода­тельную, исполнительную и судебную, а также кон­ституционно-правовой контроль за правомерностью нормативных актов и действий всех властей.

Правовое государство не тождественно демокра­тическому. Оно представляет собой высшую ступень в развитии демократического государства, поскольку предполагает наличие многих правовых институтов. условием формирования правового государства является высокая правовая культура общества, ут­верждение в обществе общечеловеческих ценно­стей, развитие демократических традиций.

ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

       Юристы до сих пор все еще ищут и не могут найти исчерпывающего и общепризнанного определения для своего понятия "право".

       Тем не менее это понятие можно охарактеризовать следующим образом:

       Право - совокупность (система) общеобязательных норм или правил поведения, установленных и обеспеченных принудительной силой государства.

       Право - может быть рассмотрено с разных сторон, как сложный социальный феномен.

       Общая теория права различает право в объективном значении и право в субъективном значении.

       Право в объективном смысле представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Так, право собственности в объективном значении – это совокупность юридических норм, регулирующих отношение собственности Право называется объективным, так как юридические нормы закреплены в законах, то есть объективизированы.

       Право в субъективном смысле понимается как правомочие, которое имеет субъект – гражданин либо юридическое лицо - в соответствии с нормами права. Так, право собственности в субъективном значении включает в себя три правомочия: владение, пользование и распоряжение. Право называется субъективным, так как правомочия принадлежат субъекту.

       Право - это нормативная система государственно-организованного общества, которую характеризует наличие общеобязательных формально-определенных правил поведения, устанавливающих меру свободы всех субъектов права.

       Основными признаками права принято считать общеобязательность, нормативность, формальную определенность.

       Общеобязательность права характеризуется тем, что право адресовано всем членам общества, имеет связь с государством и поддерживается с помощью государственного принуждения.

Нормативность права - заключается в том. что право закрепляет права и обязанности. Его нормы выступают в качестве критерия оценки поведения как правомерного либо неправомерного.

Итак, праву присущи следующие признаки:

- общеобязательность исполнения, - распростра­няется на всех физических и юридических лиц ;

- установление и гарантированность государст­вом, т.е. утверждение, государством, обеспечение принудительной силой государства;

- формальность, закрепление определенным спо­собом в законе, постановлении, указа, приказе и т.д.;

- нормативность, т.е. право состоит из множества норм;

- системность, т.е. право - это единая и согласо­ванная совокупность норм;

- многократность применения, т.е. право рассчи­тано на регулирование неопределенного количества жизненных случаев.

Сущность права

Сущность права понимается по-разному. Извест­ный русский философ В. Соловьев полагал, что пра­во закрепляет обязательный для всех минимум нравственности. Выдающийся буржуазный юрист Рудольф Иеринг считал сущностью права защиту индивидом собственных интересов. Ряд ученых ви­дят сущность права в применении равного масштаба к разным людям.

В юридической науке сложились два подхода к сущности права. В соответствии с первым подходом право выражает интересы господствующего класса, воплощает его волю и служит средством подавления и насилия по отношению к другим классам. Этот под­ход выражает марксистская теория, которая рас­сматривает право как социально-классовый регуля­тор общественных отношений.

Сторонники другого подхода трактуют сущность права как средство компромисса для снятия проти­воречий в обществе, как средство согласия, уступок. По их мнению, при правовом решении проблем должно быть достигнуто согласие и компромисс, и лишь затем применяться принуждение.

 

МЕСТО, РОЛЬ И ФУНКЦИИ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРАВА

Общая теория права входит в систему юридиче­ских наук, объединенных названием "правоведение", и является гуманитарной, политико-юридической и фундаментальной теоретической наукой.

Гуманитарный характер общей теории права оп­ределяется тем, что предмет этой науки составляют общественные явления - государство и право.

Общая теория права является политико-юридической наукой, так как изучает социальные явления, которые непосредственно относятся к госу­дарственно-правовой сфере (этим она отличается от других гуманитарных наук).

В качестве фундаментальной теоретической науки общая теория права изучает наиболее общие закономерности государства и права (этим она отли­чается от других юридических наук). Теоретические положения этой науки служат основой для решения специальных юридических вопросов.

Роль и назначение права заключается в регу­лировании наиболее важных общественных отноше­нии путем господства над всеми частными, личными и групповыми интересами.

Право как элемент социальной системы функцио­нирует наряду с государственным механизмом, мо­ралью и другими социальными регуляторами.

Общая теория права как фундаментальная наука выполняет ряд функций: онтологическую, гносеоло­гическую и методологическую.

Онтологическая (научно-бытийная) функция -отвечает на вопросы: что есть государство и право, как возникли и каким закономерностям подчиняются.

Гносеологическая (познавательная) функция -состоит в выработке научных концепций, правовых понятий, категорий, механизмов воздействия, а так­же приемов и способов, помогающих научному по­знанию государства и права.

Методологическая функция Общая теория права формулирует правовые идеи, принципы и общие положения, которые имеют основополагающее зна­чение для правоведения в целом.

Право закрепляет существующий в той или иной стране государственный и общественный строй.

Значение права, его роль в жизни общества опре­деляются функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения

Функции права

1. Господствующее место в системе функций пра­ва занимают регулятивная и охранительная функции, в которых проявляется социальное назначение пра­ва, его способность быть регулятором наиболее важных общественных отношении.

Регулятивная функция права проявляется в его способности воздействовать на поведение субъектов правовыми средствами.

Охранительная функция права заключается в его способности охранять положительные и вытес­нять вредные отношения. Охранительная функция права осуществляется путем установления запретов, санкций и реализации юридической ответственности.

Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга: каждая из них по-своему способствует развитию и укрепле­нию позитивных общественных отношений.

2. Экономические, социальные и др. функции права связаны со сферы его воздействия.

3. Законодательные, исполнительные и судеб­ные функции выделяют по субъектам правовой дея­тельности права .

4. Статическую и динамическую функции права выделяют по характеру его воздействия на общест­венные отношения в рамках регулятивной функции.

Статическая функция осуществляется путем за­крепления правовыми средствами отношений, соот­ветствующих интересам общества. Решающее зна­чение здесь имеют институты права, закрепляющие основы конституционного строя, экономическую ос­нову государства, права и свободы личности.

Динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения путем реализации правовых норм в правомерном поведении. Сущность динамической функции права состоит в развитии отношений, соответствующих интересам общества.

 СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Система нормативного регулирования представляет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение людей в различных сферах жизнедеятельности.

В обществе существуют две подсистемы норм - технические и социальные.                        

Технические нормы - это правила использования технических средств, зданий, производственных комплексов, технологий и явлений природы в процессе их эксплуатации. Данные нормы выступают как I средство организации производственных процессов  в режиме безопасности и наибольшей эффективности. Технические нормы регулируют отношения типа "человек - машина" (субъект - объект).

Социальная норма - общее правило поведения. К социальным нормам относятся нормы права, нор­мы морали (нравственности), обычаи и традиции, нормы общественных отношений.

Нормы права являются ядром системы социальных норм, поскольку они регулируют наиболее важ­ные и значимые общественные отношения.

Социальные нормы представляют собой средства организации общественных отношений: они регули­руют поведение людей в обществе.

Социальные нормы упорядочивают отношения в связке "человек - человек" (субъект - субъект).

Технические нормы и социальные взаимодействуют между собой. Важнейшие для общества технические нормы закрепляются государственными стандартами, инструкциями, специальными правилами и

охраняются государством от нарушений, в том числе уголовно-правовыми мерами.                  

Основными видами социальных норм являются обычаи, традиции, нормы морали, религиозные нор­мы, нормы права и корпоративные нормы. Объединяющим началом поведенческих норм выступает их социальный характер, общность выполняемых функций.

Различие социальных норм проявляется по спо­собу их установления и средствам охраны от нару­шений.

На этой основе выделяют общий признак соци­альных норм - правило поведения - и отличитель­ные признаки - источник происхождения, способ обеспечения их действия. Этот несколько упрощен­ный подход позволяет охарактеризовать социальные нормы с позиций их общности и различий.

Обычаи - это правила поведения, сложившиеся под воздействием обстоятельств и выполняемые в силу привычки.

Традиции - это исторически сложившиеся правила поведения, выполняемые под воздействием общест­венного мнения.

Нормы морали - правила поведения, сложившие­ся в обществе в соответствии с общепринятыми представлениями о добре и зле, выполняемые в силу внутреннего убеждения.

Религиозные нормы - это правила поведения, сложившиеся в соответствии с духовными потребно­стями человека, выполняемые в силу внутреннего убеждения

Корпоративные нормы - это правила поведения, установленные общественными организациями для своих членов, охраняемые от нарушений уставными мерами

Нормы права - это правила поведения, установ­ленные либо санкционированные государством и обеспеченные его силой.

Социальные нормы могут быть классифицирова­ны по различным основаниям:

1. По источнику возникновения различают обы­чаи (традиции), нормы морали, религиозные нормы, корпоративные и юридические.

2. По сфере урегулирования общественных от­ношений выделяют политические, организационные эстетические и правовые нормы.

3. По способу выражения - письменные и устные социальные нормы.

 

 ПРАВО И МОРАЛЬ

В теории права соотношение права и морали рассматривается в плане их единства, различии, взаимодействия и противоречий.

Единство права и морали характеризуют нормативность, универсальность и общность.         

Нормативность морали и права заключается в том, что они служат эталоном и критерием оценки поведения людей.                               

Универсальность права и морали проявляется в том, что они распространяются на все общественные отношения, то есть являются самыми универсаль­ными регуляторами в системе социальных норм.

Общность морали и права заключается в том, что эти социальные институты обслуживают общий экономический базис, идеологию и политику.

Единство права и морали обусловлено объективными и субъективными факторами.               

Объективные факторы: экономический базис, который обслуживает право и мораль; идеологическая основа, на которую они опираются; социальные функции, которые они выполняют в качестве , регулятора общественных отношений.          

Субъективное единство обусловлено целостностью человека, внутренней нерасторжимостью его правового и нравственного сознания.               

Единство морали и права вторично по отношению к общесоциальным процессам. Это значит, что единство морали и права может укрепляться либо ослабляться, быть органичным либо принудительным.

Различив между правом и моралью проявляется в их особенностях:

- по происхождению - нормы права устанавливаются государством; нормы морали складываются в соответствии с нравственными представлениями о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестия и так далее;                     

- по сфере действия - нормы права регулируют общественные отношения, имеющие государственную значимость; нормы морали не имеют обособленной сферы воздействия, мораль вездесуща - она все оценивает с точки зрения нравственности;       

- по форме закрепления - правовые нормы по­лучают закрепление в официальных нормативных актах - законах, указах, постановлениях; нормы мо­рали содержатся в сознании людей и находят отра­жение в литературе;

- по содержанию - правовые нормы представ­ляют собой детализованные правила поведения, которые предписывают, кто и что должен делать, каким образом, при каких обстоятельствах и с какими последствиями. Нормы морали выступают в виде обобщенных правил и принципов;

- по способу обеспечения - реализация норм права поддерживается принудительной силой государства; мораль обращается только к совести инди­вида. Санкции позитивного права выступают как мера принуждения. Единственной санкцией морали является нравственное осуждение

Взаимодействие морали и права проявляется в их взаимопроникновении и взаимовлиянии.

Взаимопроникновение состоит в том, что право основывается на морали. Право закрепляет мораль­ные принципы в качестве правовых Требований.

Взаимовлияние проявляется в том, что мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации норм права. В свою очередь право поддерживает требования мо­рали юридическими санкциями и тем самым защи­щает необходимый минимум нравственности.

Противоречия морали и права заключаются:

- в отличии правовых и моральных предписаний;

- в несовпадении моральных и правовых оценок. В одних случаях там, где право налагает запрет, мораль разрешает (самогоноварение). В других слу­чаях -там, где право молчит, мораль осуждает (про­ституция и другие виды разврата). В третьих случаях нормы права не соответствуют нормам морали, про­тивостоят им (смертная казнь).

Причины противоречий::

- объективные - право по своей природе консер­вативно, мораль - динамична. Отсюда право отстает от морали и неизбежно содержит пробелы;

- субъективные - право выражает интересы госу­дарства, мораль выражает интересы общества.

 ПРАВО И ОБЫЧАИ

       Государство и право существовали не всегда.
       Эти институты сформировались на определенном этапе развития общества. В первобытном обществе не было ни государства, ни права. Их общественные
функции выполняли обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях
       Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Мононормы не отделяли право от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Формами выражения социальных норм первобытного общества выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях. Содержание мононормы составляли различного рода табу - запреты совершать определенные действия, тотемы - обязанности сохранять определенные виды животных и регламенты - определенные дозволения. В современном обществе под обычаем в широком смысле подразумеваются все формы привычного поведения: обычаи, традиции, обыкновения и ритуалы, имеющие социальную значимость. Обычаи в узком смысле - нормы, соблюдение которых стало привычным в силу их длительного существования.
       В теории права выделяют обычаи, которые складываются на основе других социальных норм: обычаи - нравы, обычаи - религиозные установки, обычаи - права и обязанности. В любом случае обычаи выполняются без размышлений об источнике происхождения. Норма, которая переходит в обычаи, теряет свой оценочный характер, ее выполнение становится привычкой, не требующей внутренней оценки поведения с позиций морали либо права. Государство, которое стремится обеспечить со блюдение норм права, должно использовать сильные стороны обычая, такие как устойчивость, массовость, привычность.

Устойчивость обычаев проявляется в их значи­тельной инерционной силе и повторяемости привыч­ных форм поведения.

Массовость обычаев - исторически обусловлен­ное свойство, появление которого связано с возник­новением и формированием стереотипов общест­венно приемлемого поведения в социальных груп­пах, сообществах и этносах. Массовость обычаев проявляется в их широком распространении среди населения в качестве образцов поведения, восприни­маемых как нормы быта и межличностного общения.

Привычность обычаев означает отсутствие осо­бых механизмов их обеспечения, включающих в себя меры принуждения. Следование привычному образцу поведения обеспечено самим фактом его существования и не требует специальных условий со стороны общества. Обычаи в силу их привычности воспринимаются населением как органическая часть повседневного образа жизни и выполняются без внутреннего сопротивления как правила, получившие всеобщее признание.

Связь обычаев и норм права прослеживается ис­торически, Государство по мере создания и развития законодательства санкционирует в качестве норм права обычаи, которые отвечают интересам государ­ства, и налагают запрет на обычаи, которые являют­ся пережитками прошлого (тормозят общественное развитие либо имеют негативный характер).

Запретительные меры, применяемые в отношении негативных обычаев, как правило, не дают быстрого результата. Наибольшую устойчивость к средствам правового воздействия обнаруживают питейные обычаи и традиции. Однако вывод о том, что право бессильно изменить обычаи, неверен по существу Право, которое выражает интересы населения и обеспечивает его потребности, со временем входит в привычку. В результате законопослушное поведение становится обычным и массовым явлением.

Юридическая поддержка обычаев или их вытес­нение - основные формы взаимодействия обычного права и привычных форм поведения, ставших обы­чаями, традициями, обыкновениями и ритуалами.

 

 

ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И СИСТЕМА ПРАВА

Норма права - это установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения.

Норме права присущи следующие признаки:     

- общеобязательность исполнения,             

- установление и гарантированность государством,

- формальность,

- многократность применения.

Структура правовой нормы включает в себя составные части: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза указывает на круг лиц, которым адресована норма, а также на обстоятельства, при которых она реализуется.

Диспозиция есть не что иное, как само правило поведения, которое состоит из прав и обязанностей субъектов (участников) правовых отношений.

Санкция указывает на меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям правовых велений.

Знакомясь с вопросом о правовой норме, ее структуре, важно помнить, что правовая норма и конкретная статья закона не совпадают друг с Другом.

Итак: Структура правовой нормы гипотеза диспозиция санкция

Понятие правовая система в общей теории права служит для обозначения взаимосвязи и взаимодействия права, правосознания, правовой практики и других юридических феноменов, существование которых обусловлено закономерностями развития общества и его. потребностями.

Понятие "правовая система" не следует отождествлять с понятием "система права" и правовой надстройкой.

Система права представляет собой нормативное образование, которое включает в себя нормы права, правовые институты и отрасли права. Правовая надстройка как совокупность правовых взглядов, норм, отношений и юридических учреждений харак­теризует место правовых явлении по отношению к экономике, определяется экономическим базисом и опосредует его юридически.. Правовая система в отличие от правовой надстройки характеризует взаи­мосвязь правовых явлений, их функциональное назначение. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Структурные элементы правовой системы:

право, правосознание, юридическая практика, юри­дическая наука, правовая культура, правовые отно­шения и юридическая техника.

Право является основным элементом правовой системы: его существование определяет наличие и функционирование таких элементов, как правосозна­ние, правоотношения и юридическая практика.

, Правосознание - это субъективная сторона пра­ва, в которой проявляется знание права и отношение к нему. Интеллектуальный и эмоциональный элемен­ты правосознания, их уровень и характер оказывают активное влияние на нормотворческую деятельность и юридической практики.

Правоотношения - это форма проявления права в поведении субъектов на основе юридических норм, их связь посредством прав и обязанностей.

Правовая культура как элемент правовой систе­мы включает в себя уровень развития права, право­сознания, правовой практики и др. Правовая культу­ра отражает качественную сторону правовой систе­мы, ее характер и степень развития.

Правовая практика включает в себя три вида юридической деятельности: правотворческую, правоприменительную и судебную практику. Правовая практика является активной стороной системы, ока­зывает обратное воздействие на право и другие эле­менты: в соответствии с потребностями практики изменяется законодательство, развивается юриди­ческая наука и правовая культура.

 

 

 ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

   Форма (источник) права - это прежде всего нормативно-правовые акты, юридические прецеденты, правовые обычаи, правовые договоры и др. Нормативные акты содержат в себе общеобязательные правила поведения и издаются органами государственной власти и управления. С их помощью устанавливаются новые или изменяются и дополняются старые, действующие нормы права. Все нормативные акты находятся в строгой иерархии: законы, подзакон­ные акты - указы, постановления, инструкции и т.п. На вершине ее - конституция

Юридический прецедент выступает в виде не­коего образца поведения или действия судебных и административных органов при решении аналогич­ных с ранее рассматривавшимися решениями или делами. Они подразделяются на судебные и адми­нистративные. Первые создаются судебными, а вто­рые - административными органами.

Правовые обычаи представляют собой правила поведения, первоначально сложившиеся в процессе самой жизни, в результате их многократного и дли­тельного применения, а затем санкционированные и взятые под защиту государством,





Формы (источники) права

1. нормативно-правовые акты     

  а) Законы:

     1. конституционные

     2. обычные

  б) Подзаконные акты:

     1. указы

     2. постановления

     3. инструкции

     4. приказы

2. юридические прецеденты

а) судебные

б) административные

3. правовые обычаи

4. правовые договоры

В учебной литературе под источниками права понимаются различные формы его внешнего выражения, то есть формы права.                       

В научной литературе понятие "источник права" употребляется в трех значениях: в материальном смысле - общественные отношения, в идеологиче­ском смысле - правосознание, в формально-юридическом смысле - формы права.

Источниками права в юридическом смысле явля­ются такие формы права как правовой обычай, юри­дический прецедент, правовая доктрина, норматив­ный договор и нормативный акт.

Правовой обычай - это исторически сложившее­ся привычное правило поведения, санкционирован­ное государством. Обычай является типичным ис­точником феодального права, например, Русская правда - юридический памятник XI века.

В настоящее время правовые обычаи применяют­ся в государствах Азии, Африки, Латинской Америки и в международном праве. В национально-правовых системах развитых государств роль правовых обы­чаев невелика. В России применение обычаев огра­ничено законодательно - Гражданский кодекс РФ предусматривает только обычаи делового оборота.

Юридический прецедент - это судебное или ад­министративное решение по конкретному делу, ставшее образцом для решения аналогичных дел.

По своей сути правовой прецедент представляет собой нормативное решение, имеющее силу закона. Наибольшее распространение прецедент имеет в странах общей правовой семьи - Англия, США, Ка­нада. Прецедентное право отличается крайней сложностью и' запутанностью, но вместе с тем обла­дает известной гибкостью.

В Российской Федерации характер судебного пре­цедента имеют руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, являющиеся обязательными для всех судов. Правоположения, выработанные Вер­ховным Судом, компенсируют отставание норм пра­ва от динамики общественных отношений.

Правовая доктрина как компетентное суждение по правовым вопросам на определенном этапе исто­рического развитая признавалась источником права. Выдающиеся римские юристы имели право давать разъяснения, обязательные для судов.

В средние века в качестве источников права в европейских судах использовались комментарии глоссаторов. В англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на трактаты виднейших английских юристов Брэктона и Глэнвила. В мусульманском праве официальное юридическое значение имеют выводы Абу-Ханифы и других знатоков ислама. В российском государстве правовая доктрина не признается официальным источником права. Однако все юристы-практики пользуются научными комментариями законов.     

Договоры нормативного содержания - это соглашения различных субъектов права, которые содержат общие правила, регулирующие отношения сторон; Нормативные договоры являются источниками права преимущественно в области международных отношений. Нормативное значение договоров признается во всех системах права. Международные договоры выступают в качестве непосредственных источников права либо являются основанием для издания нормативных актов, закрепляющих достигнутые отношения.

Нормативный акт - это правотворческий документ, принятый в строго определенном порядке компетентным органом государства с целью регулирования наиболее важных общественных отношении. В отличие от других правовых актов (актов толкования и правоприменительных актов) нормативный акт создает новые правовые нормы.

Нормативный акт является наиболее важным и наиболее распространенным источником права для государств, составляющих систему так называемого писаного права. В этих государствах нормативные акты образуют иерархическую систему, в которой высшее положение занимают конституции и законы. Система подзаконных актов включает в себя Указы Президента, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств, ведомств, комитетов, решения местных органов, власти. Нормативный акт - самая типичная и наиболее распространенная форма права в Российской Федерации.

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Нормативно-правовые акты действуют в из­вестных пределах во времени, по территории и по кругу лиц, на которых распространяются нормы данного акта.

Действие нормативного акта во времени начина­ется с момента его вступления в силу, порядок которого и сроки устанавливаются законодательством. Они всту­пают в силу: с момента их опубликования; с момента их принятия (в большей части это относится к постановле­ниям правительства и актам министерств и ведомств); в срок, указанный в нормативном акте (это может быть день опубликования или иной срок); в момент их полу­чения (это относится к ряду актов правительства, мини­стерств, комитетов, ведомств, которые рассыпаются тем, кому они адресованы, почтой, факсом и т.д.).

Прекращение действия нормативного акта происхо­дит путем его отмены либо по истечении срока, на кото­рый было рассчитано действие данного акта.

Нормативно-правовые акты действуют также в пространстве. Под пространством обычно пони­мается территория государства, которая включает в себя: сухопутную территорию (к ней относится и территориальное море шириной в 12 морских миль от линии наибольшего отлива), воздушное пространство, недра, невоенные суда под флагом государст­ва, когда они находятся в открытом море, военные суда, где бы они ни находились.

Нормативно-правовые акты действуют по кру­гу лиц, т.е. могут распространяться на неодинаковый круг лиц в зависимости от правового статуса, соци­ального положения, профессии и иных отличитель­ных особенностей этих лиц. Действие правовых ак­тов распространяется не только на граждан, но и на лиц без гражданства, иностранцев, а также лиц с двойным гражданством.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 190.