Субъекты РФ, их статус и полномочия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К общим признакам, присущим субъектам Россий­ской Федерации, относятся:

- ограниченная учредительная власть субъектов РФ,

- территориальные права субъектов РФ,

- конституция, устав субъектов РФ,

- система органов государственной власти РФ,

- представительство в органах федеральной власти,

- субъекты РФ имеют свой бюджет, собственность соответствующего уровня (республиканскую, крае­вую, областную и т.д.),

- субъекты РФ выступают самостоятельными уча­стниками международных отношений и внешнеэко­номических связей. Однако их международная правосубъективность ограничена полномочиями, опре­деляемыми федеральной властью.

Компетенция субъектов федерации определяется ст. 73 Конституции РФ. В ней не перечисляются кон­кретные их полномочия. Такой перечень входит в кон­ституции республик, уставы краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга как городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Конституция РФ устанавливает, что субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти вне пределов веде­ния Российской Федерации и ее полномочий по пред­метам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Деление компетенции между РФ и ее субъектами

Основной проблемой в Российской Федерации является разграничение компетенции между феде­рацией и ее субъектами.

Предметы ведения и полномочия РФ составляют федеральную компетенцию (ст. 71, 72). Она осуще­ствляется как исключительно органами федеральной власти, так и совместно с органами государственной власти субъектов федерации.

Предметы ведения и полномочия субъектов Рос­сийской Федерации составляют компетенцию субъ­ектов федерации (ст. 73).

Споры о компетенции между федеральными орга­нами и органами субъектов РФ рассматриваются Конституционным Судом РФ.

 ОРГАНЫ ВЛАСТИ РФ

Президент РФ. Статус Президента РФ за­креплен в главе 4 Конституции.

Президент избирается народом из граждан России не моложе 35 лет, постоянно проживающих в Рос­сийской Федерации не менее 10 лет, на срок - 4 года. Перед вступлением в должность Президент торжественно приносит присягу народу и парламенту.

Президент как глава государства является гаран­том Конституции РФ, прав и свобод человека и граж­данина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государ­ственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов госу­дарственной власти.

Полномочия Президента РФ можно классифици­ровать по следующим группам:

- полномочия в связи с формированием феде­ральных органов государственной власти и аппарата Президента;

- полномочия в связи с деятельностью Федераль­ного Собрания;

- полномочия в связи с деятельностью Прави­тельства;

- полномочия в сфере внешнеэкономической дея­тельности России;

- полномочия в сфере военной политики, обороны и в связи с чрезвычайными обстоятельствами;

- традиционные полномочия, осуществляемые главой государства.

Президент обладает неприкосновенностью. Это означает, что он не может быть подвергнут наказа­нию во время пребывания в должности.

Отрешение Президента рф от должности возмож­но в связи с государственной изменой или соверше­нием им иного тяжкого преступления.

Федеральное Собрание и его палаты

Статус Федерального Собрания закреплен в главе 5 КР. Оно является высшим федеральным законода­тельным органом и осуществляет законодательную власть. Федеральное Собрание является двухпалат­ным органом. Оно состоит из Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации представляет субъектов феде­рации. Каждый из 89 субъектов независимо от их стату­са представлен в Совете Федерации двумя членами: по одному от представительного и исполнительного орга­нов государственной власти. Численность Совета Фе­дерации должна составлять 178 членов.

Государственная Дума состоит 450 депута­тов. 225 депутатов избираются по спискам изби­рательных объединений: партий, движений, бло­ков (по пропорциональной системе).

Вторая половина ~ избираются по мажоритарной системе относительного большинства, т.е. по одно­мандатным избирательным округам (от одного округа - один депутат).

Срок деятельности Государственной Думы - че­тыре года, а для первого созыва установлен срок деятельности в два года.

Палаты Федерального Собрания заседают от­дельно. Совместные их заседания проводятся для заслушивания посланий Президента РФ. посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководи­телей иностранных государств. Каждая из палат имеет свои полномочия.

Правительство РФ является высшим федераль­ным органом и осуществляет исполнительную власть. В состав Правительства входят Председатель, его за­местители федеральные министры. Статус Прави­тельства РФ закрепляется в главе 6 Конституции РФ.

Президент РФ назначает Председателя Прави­тельства РФ с согласия Госдумы. Председатель Правительства в недельный срок представляет Пре­зиденту предложения о структуре федеральных ор­ганов исполнительной власти и предлагает кандида­туры для назначения на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Они утверждаются указом Президента.

Срок полномочий Правительства начинается по­сле его формирования вновь избранным Президен­том РФ и заканчивается формированием нового состава Правительства Президентом, избранным на новых выборах.

Досрочное прекращение полномочий Правитель­ства РФ возможно при отставке Правительства или выражения ему недоверия Государственной Думой.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ФЕДЕРАЛЬНОМ СОБРАНИИ

Законодательный процесс - процедура приня­тия закона в Федеральном Собрании.

Федеральные законы принимаются Госдумой и проходят одобрение в Совете Федерации.

Законодательный процесс начинается с законо­дательной инициативы. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Феде­рации, члены Совета Федерации, депутаты Государ­ственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов федерации. По вопросам своего ведения такое право имеют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Выс­ший Арбитражный Суд РФ.

Проекты федеральных законов вносятся в Госу­дарственную Думу. Проект закона Представляется вместе с объяснительной запиской, которая содер­жит обоснование необходимости его принятия, ха­рактеристику целей, задач и основных положений. При внесении проекта, реализация которого требует дополнительных материальных и иных затрат, при­лагается финансово-экономическое обоснование.

Внесение проекта на рассмотрение состоит в пе­редаче законопроекта в Государственную Думу и принятии его Комитетом по законодательству. Ука­занный комитет проводит экспертизу проекта и вклю­чает его в повестку дня очередного заседания Думы.

Обсуждение законопроектов, которое проходит в Государственной ^уме и Совете Федерации, явля­ется второй стадией законодательного процесса.

Рассмотрение проекта осуществляется в двух-трех чтениях. При первом чтении проекта заслушивается доклад инициатора законопроекта и содоклад рабо­чей комиссии. Затем депутаты высказывают предло­жения и замечания в форме поправок. По результа­там обсуждения законодательный орган одобряет основные положения проекта или отклоняет его.

При втором чтении с докладом выступает пред­ставитель комиссии, проводившей доработку. Обсу­ждение проводится в целом, по разделам либо постатейно.

В результате второго чтения законодательный ор­ган либо принимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку. В последнем случае после внесения поправок и редакционной отработки про­водится третье чтение.

Принятие закона - следующая стадия законода­тельного процесса. Федеральные законы, принима­ются с помощью механизмов голосования: простым большинством и квалифицированным. Федеральные законы принимаются большинством голосов от об­щего числа депутатов Государственной Думы (50% + 1 голос). Федеральные конституционные законы считаются принятыми, если они одобрены не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Го­сударственной Думы. Затем они направляются в Совет Федерации - для одобрения требуется не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Последняя стадия законодательного процесса -подписание и обнародование (опубликование) феде­рального закона. Президент подписывает и обнаро­дует закон в течение четырнадцати дней. Если в течение этого времени он отклонит закон, то Госу­дарственная Дума и Совет Федерации повторно, в установленном порядке, будут рассматривать закон. Совет Федерации либо Государственная Дума могут преодолеть вето Президента путем принятия закона 2/3 голосов. В случае его повторного одобрения парламентом Президент обязан подписать и обнаро­довать закон в течение семи дней.

Принятые законы публикуются в специальных из­даниях, газетах и официально оглашаются. Феде­ральные законы подлежат официальному опублико­ванию в течение 7 дней после их подписания. Феде­ральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их опубликования, если опубликованный закон не предусматривает другого порядка.

 

Ведомственные акты публикуются министерства­ми ведомствами, комитетами в издаваемых этими органами бюллетенях и рассылаются в подчиненные организации. Акты местных органов власти публикуются в соответствующих бюллетенях.

СИСТЕМА СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ

В механизме каждого государства есть сис­тема органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Суд как орган государственной власти занимает особое положение в правоохранительной системе. Суд - это орган государства, который в процессуальном порядке осуществляет правосудие по гражданским, административным и уголовным делам. Суд как независимый орган власти опирается на закон и подчиняется только закону.

Вступившие в законную силу решения суда обяза­тельны для всех субъектов права и подлежат безус­ловному исполнению.

Судебная система возглавляется верховными судебными органами, которые во многих государст­вах выполняют функции Конституционного суда. В соответствии с правовой сферой, на которую рас­пространяются полномочия, различают суды общей, специальной и административной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции (общегражданские су­ды) рассматривают гражданские, трудовые, имуще­ственные споры, дела об административных право­нарушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции (специализиро­ванные суды) рассматривают дела, судопроизводст­во по которым имеет свою специфику, например. арбитражный суд.

Административные суды в основном рассматри­вают жалобы граждан на превышение государствен­ными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в России таких судов нет). Их главная задача - обеспечить законность в государственном управлении

Две разновидности судебных органов сложились в странах, где действуют принципы англосаксонского права (Великобритания, США. Индия), а также в Японии, где функционируют суды по семейным де­лам. Три разновидности судов имеют место в госу­дарствах континентальной Европы, в странах Азии. Африки и Латинской Америки.

Система судов в Российской Федерации подразделяется на три ветви.

- Конституционный Суд Российской Федерации

Статус Конституционного Суда определен в ст 125 Конституции, и законом "О Конституционном Суде РФ" от 21.07.94. Судьи Конституционного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента России из высокопрофессиональных юристов, имеющих стаж работы по специальности не менее 15 лет в воз­расте старше 40 лет на срок 12 лет. Конституционный Суд состоит из 2-х палат по 10 и 9 судей Председатель и его заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты. Конституционный Суд решает дела о соот­ветствии Конституции России федеральных законов актов высших органов государственной власти и управления, законов субъектов федерации.

- суды общей юрисдикции. К ним относятся об­щегражданские и военные суды. На вершине систе­мы находится Верховный Суд Российской Федера­ции. На него возложен судебный надзор за деятельностью всех судов данной ветви.

Общегражданские суды среднего звена - это Вер­ховные Суды республик, краевые, областные суды городские суды в городах Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов Они рассматривают гражданские и уголов­ные дела, отличающиеся повышенной сложностью.

К основным относятся суды округов, районов и го­родов. На долю этих судов приходится рассмотрение гражданских и уголовных дел по существу, а также всех дел об административных правонарушениях, подведомственных судам. К судам общей юрисдик­ции относятся также военные суды,

- арбитражные суды. К их ведению отнесено раз­бирательство дел, связанных в первую очередь с предпринимательской деятельностью. Основное звено образуют Высшие Арбитражные Суды респуб­лик, арбитражные суды краев, областей, городов автономной области и автономных округов На вер­шине системы этих судов находится Высший Арбит­ражный Суд Российской Федерации, который рас­сматривает наиболее сложные дела, проверяет за­конность и обоснованность решений всех арбитраж­ных судов страны.

 

ОТРАСЛИ ПРАВА РФ

1. Государственное право - закрепляют основы государственного и общественного строя, порядок формирования и компетенцию органов госу­дарственной власти и управления, основные права, свободы и обязанности граждан.

2. Административное право - регулирует отно­шении. в системе государственного управления.

3. Финансовое право - совокупность норм, кото­рые регулируют отношения по накоплению и распре­делению государственных финансов.

4. Земельное (аграрное) право - регулирует от­ношения, складывающиеся по поводу владения, пользования и распоряжения землей.

5. Гражданское право объединяет нормы, кото­рые регулируют имущественные отношения и неко­торые личные неимущественные отношения.

в. Трудовое право - регулирует трудовые отно­шения рабочих и служащих с предприятиями, орга­низациями, учреждениями.

7. Природоохранительное право регулирует об­щественные отношения в сфере освоения и исполь­зования окружающей природной среды.

8. Семейное право представляет собой систему норм, которые регулируют брачно-семейные отно­шения, связанные со вступлением в брак, его пре­кращением алиментированием и усыновлением.

9. Уголовное право - регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением деяний, предусмотренных Уголовным кодексом.

10. Уголовно-исполнительное право - это пе­нитенциарная отрасль, нормы которой регулируют условия и порядок отбывания наказаний.

11. Уголовно-процессуальное право регулирует порядок производства по уголовным делам.

12. Гражданско-процессуальное право уста­навливает порядок судебного разбирательства и др. процессуальных действий по гражданским делам.

Международное право - частное и публичное, устанавливается не отдельным государством. а соглашением разных государств и регулирует их взаимоотношения.

Постепенно формируются и совершенствуются предпринимательское право, банковское право, жи­лищное, административно-процессуальное, конститу­ционно-процессуальное и другие отрасли, которые ранее существовали в качестве правовых институтов.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 233.