СТАНДАРТЫ СЕРИИ ISO 9000:2000 И УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все более важной задачей российских предприятий, выходящих на мировой рынок, особенно в преддверии вступления во Всемирную торговую организацию, стано­вится создание новых, значительно более эффективных систем управления. Но решение этой задачи становится порой серьёзной проблемой. Слепое копирование систем управления, пусть даже успешных в последнее время, иностранных компаний, попытки создания идеальных и универсальных для любой ситуации на рынке организа­ционных структур заранее обречены на провал.

В значительной степени это связано с неготовностью руководства предприятий понять значение человеческих ресурсов, а значит и роль кадровых служб, в успешном управлении предприятием, достижении конкурентных преимуществ и эффективном использовании финансовых ресурсов. Нередко руководители предприятий просто не знают, какие сведения и какие результаты они могут и должны требовать от кадровых служб1. Неготовыми к работе в условиях внедрения новых систем управления предприятиями зачастую оказываются и кадровые службы. Их работники и руководители смутно представляют себе систему и организацию работы в новых условиях.

Многие из проблемных вопросов могут быть решены использованием на предприятиях международных стан­дартов серии ISO 9000:2000, направленных на создание и постоянное совершенствование эффективных систем управления предприятиями и их бизнес-процессами. Изучение и внедрение этих стандартов, и особенно стандарта ISO 9004-2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности», полезно и для небольших предприятий и организаций, не планирующих выхода на мировой рынок. Ведь эти стандарты не прос­то требования, а обобщение международного опыта в управлении предприятиями.

Система менеджмента качества, или система качественного управления

Руководство любой компании рано или поздно приходит к пониманию того, что для повышения эффективности и возможностей предприятия, обеспечения конкурен­тных преимуществ, получения новых и расширения старых рынков сбыта необходимо упорядочивание всех направлений деятельности.

Одним из возможных направлений работы по упорядочиванию деятельности является внедрение на предприятии системы менеджмента качества основанной на международных'стандартах серии IS09000:2000. Причем существующие на предпри­ятии системы управления различными процессами и ресурсами (маркетинг, реклама, финансы, человеческие ресурсы, логистика и т.п.) могут быть успешно интегрированы в систему менеджмента качества.

Практика показывает, что для создания на предприятии действительно эффек­тивной системы менеджмента качества (СМК) требуется не только стратегическое решение высшего руководства как исполнение требований стандарта IS09001:2000, но и воля высшего руководства довести начатое до конца. В противном случае создание СМ К превратится в непродолжительную рекламную акцию.

Высшее руководство компании должно не только иметь представление о СМ К, но и осуществлять контроль за её разработкой, внедрением и функционированием.

IS 09004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

п.4.1. Успешное руководство и управление организацией требует система­тического и открытого менеджмента. Чтобы добиться успеха, следует внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, разработанную для постоянного улучшения результативности и эффективности организации с учетом потребностей заинтересованных сторон1. Менеджмент организации наряду с другими аспектами включает менеджмент качества. Принципы менеджмента качества IS 09004:2000

Эти принципы были разработаны для применения высшим руководством с целью улучшения деятельности организации.

Л. Ориентация на потребителя ( Customer focus ). Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

Б. Лидерство руководителя ( Leadership ). Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддержи вать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

В. Вовлечение работников (Involvement of people). Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность орга­низации с выгодой использовать их способности.

Г. Процессный подход ( Process approach ). Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

Д. Системный подход к менеджменту ( System approach to management ). Выяв­ление понимания и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносит вклад в результативность и эффективность организации при достижении целей.

Е. Постоянное улучшение ( Continual improvement ). Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как её неизменную цель.

Ж. Принятие решений, основанных на фактах ( Factual approach ). Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

3. Взаимовыгодные отношения с поставщиками (Mutually beneficial supplier re­lationship). Организация и её поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Достаточно часто приходится сталкиваться с мнением, что системы менеджмента качества (СМК), основанные на стандартах серии IS09000:2000, имеют отношение только к техническим вопросам производственного процесса. Такое мнение распро­странено как среди высшего руководства, так и на всех уровнях управления пред­приятиями. И хотя в самих стандартах серии IS09000:2000 прямо указано на то, что система менеджмента (СМК) не имеет никакого отношения к техническим условиям и стандартам производимой продукции, все чаще на упаковке товаров можно видеть гордую надпись: «Наша продукция полностью сертифицирована по международному стандарту качества IS09001:2000». Ещё одной ошибкой является мнение, что стандарты IS09000:2000 распространяют свое действие только на производственные компании и не могут быть распространены на компании, оказывающие услуги.' Видимо, эти заблуждения основываются на одностороннем понимании словосочетания «система менеджмента качества» и незнании того, что стандарты IS09000:2000 применяются для упорядочивания и совершенствования бизнес-процессов, происходящих в ор­ганизации1, а значит, применимы для компаний, работающих в различных сферах экономики и направлениях бизнеса. Чтобы избежать этих ошибок, в последнее время все чаще находит применение термин «система качественного управления».

Дата: 2019-12-22, просмотров: 256.