Вопросу о природе социальных услуг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проводимые в настоящее время реформирование социальной сфе­ры, реализация приоритетных на­циональных проектов в образова­нии, здравоохранении, жилищной политике и сельском хозяйстве направлены на повышение качества жизни граждан Российской Феде­рации. Одним из признаков высоко­го качества жизни в цивилизован­ных государствах является возмож­ность граждан пользоваться систе­мой разнообразных услуг: инфор­мационных, правовых, транспорт­ных, культурных, образователь­ных, медицинских и т. д.

Социальные услуги являются не­отъемлемым атрибутом современного социального государства. Зна­чение этого явления приводит как к выделению самостоятельного эта­па в развитии социального государ­ства — государства социальных услуг, так и к рассмотрению функции по оказа­нию социальных услуг в качестве одной из сторон социальной дея­тельности современного государ­ства.(11)

В современных условиях особую социальную направленность имеют образование, медицинские услуги, социальное обеспечение. К сожале­нию, в ряде исследований сущ­ность социального государства зна­чительно сужается и социальные услуги рассматриваются исключи­тельно с точки зрения потребнос­тей социально незащищенных об­щественных групп. Между тем в условиях постиндустриального об­щества эти услуги важны не толь­ко для беднейших слоев населения, но для большей части общества. Цель этих услуг — содействие, а иногда и непосредственное обеспе­чение человеку достойной жизни и свободного развития.

В ряде имеющихся исследований по проблемам юридической природы социальных услуг в качестве критерия, позволяющего отграни­чить социальные услуги от иных публичных услуг, используется сфе­ра жизни общества, в рамках ко­торой происходит их реализация.

                                                                                                                                                                                                             

Публичный коллективный поря­док предоставления социальных услуг отмечается также некоторы­ми судьями Европейского Суда по правам человека, хотя решения Суда в большинстве своем исходят из преобладания частноправового регулирования над публично-пра­вовым в отношениях по социально­му страхованию, где также имеют место социальные услуги.

К признакам социальных услуг следует относить и то, что условия договора по предоставлению соци­альных услуг, а также обязанность сторон вступить в договор предус­мотрены нормативными правовыми актами и полностью исключают сво­боду договора13.

Особые финансовые условия и иные гарантии доступности этих услуг, которые обеспечивает госу­дарство, и именно оно — также черта, отличающая социальные услуги от иных публичных услуг.

Признаком социальных услуг яв­ляется и тот факт, что они регу­лируются нормами специальных за­конов, не имеющих «прописки» в гражданском законодательстве, а образующих особый блок законода­тельства — социальное законода­тельство, в рамках которого мож­но объединить законодательство об образовании, здравоохранении, культуре, частично жилищное и семейное законодательство, трудо­вое законодательство и законода­тельство о социальном обеспече­нии.

Следующий признак — преобла­дание императивного метода регу­лирования, характерного для пуб­личного права, над диспозитивным, характерным для частного права18. Использование императивного ме­тода привело, в частности, к тому, что ряд социальных услуг непосред­ственно вытекают из системы обя­зательного социального страхова­ния и обязательного медицинского страхования (медицинская помощь в рамках программ ОМС).

Полагаем, что к числу признаков следует отнести и принятие госу­дарством (или иными публичными структурами, например, местным самоуправлением) на себя ответ­ственности (полной или частичной) за социальные услуги.

Право граждан на доступность необходимых благ и услуг предпо­лагает, что в условиях техногенно­го общества, когда значительно возрастает зависимость человека от системы этих благ и услуг, необхо­димо не только участие государ­ства в создании, расширении и со­вершенствовании этой системы, но и вмешательство в процесс получе­ния, пользования теми или иными достижениями цивилизации. Пункты 3 и 6 Декларации об использова­нии научно-технического прогресса в интересах мира и на благо чело­вечества призывают: «Все государ­ства должны принимать меры, на­правленные на то, чтобы достиже­ния науки и техники служили це­лям удовлетворения материальных и духовных потребностей всех сло­ев населения». В подобном духе вы­держана и ст. 17 Декларации соци­ального прогресса и развития.(11)

Социальное обслуживание, вклю­чающее в себя совокупность соответствующих услуг, выступает в роли одного из тех «способов, при помощи которых создаются условия для удовлетворения социально-при­оритетных потребностей, исходя из интересов общества». Будучи сред­ством наиболее полной интеграции человека в общественную жизнь посредством пользования услугами современной инфраструктуры и до­стижениями цивилизации, право на обслуживание, как уже указы­валось, не соответствует возраста­нию доли потребления социальных услуг.

Доступность услуг — это их важ­нейшая характеристика, особенно актуальная для социальных услуг в России. На доступность услуг вли­яет множество факторов, среди них: географический фактор, эко­номический, культурный, органи­зационный, фактор социальной при­надлежности. В связи с этим пола­гаем, что правовое регулирование в сфере социальных услуг, наря­ду с имеющей место тенденцией по их стандартизации, должно со­здать дополнительные гарантии доступности тех услуг, которые непосредственным образом связаны с реализацией социальных и культурных прав, закрепленных в Кон­ституции Российской Федерации.(11)

Дата: 2019-12-22, просмотров: 174.