Глава 1. Понятие услуги как объекта.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Услуги связи

В рассматриваемой сфере отношения по оказанию данного вида услуг наряду с нормами ГК регулируются также положениями иных федеральных законов и иных правовых актов. Согласно ст. 2 Феде­рального закона от 16 февраля 1995 г. «О связи» (далее — Закон о связи) под услугами связи понимается деятельность по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообще­ний электросвязи. Указанные услуги оказываются пользователям связи гражданами и юридическими лицами (операторами связи), получившими право на этот вид деятельности на основании ли­цензии (ст.15 Закона о связи). Все средства связи, используемые во взаимоувязанной сети связи РФ, подлежат обязательной проверке (сертификации) на соответствие установ­ленным стандартам, иным нормам и техническим требованиям. Сертификации также могут подлежать услуги связи, предоставля­емые на сети связи общего пользования (ст.16 Закона о связи). Так, согласно ст. 28 Закона о связи операторы связи обязаны предос­тавлять пользователям услуги связи, соответствующие по качеству стандартам, техническим нормам, сертификатам, а также условиям договора о предоставлении услуг связи. В соответствии со ст. 21 Закона о связи тарифы на услуги связи устанавливаются на договорной основе. В случаях, предусмотрен­ных законодательством, по отдельным видам услуг связи, оказы­ваемых предприятиями связи, тарифы могут регулироваться госу­дарством. Согласно ст. 27 Закона о связи все пользователи связи на тер­ритории Российской Федерации на равных условиях имеют право передавать сообщения по сетям электрической и почтовой связи. Пользователю связи на территории Российской Федерации не может быть отказано в доступе к услугам сети связи общего пользования. Следовательно, договор о предоставлении услуг свя­зи общего пользования является публичным. Вместе с тем владель­цы сетей и средств связи обязаны предоставлять абсолютный при­оритет всем сообщениям, касающимся безопасности человечес­кой жизни на море, земле, в воздухе, космическом пространстве, проведения неотложных мероприятий в области обороны, без­опасности и охраны правопорядка в РФ, а так­же сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях и стихийных бедствиях. Это положение полностью соот­ветствует п. 2 ст. 1 ГК. Защита прав пользователей связи на предоставление услуг элек­трической и почтовой связи надлежащего качества, получение информации о таких услугах и об их исполнителях, а также меха­низм реализации этих прав регулируются законодательством Рос­сийской Федерации. В частности, при предоставлении услуг связи потребителям на их взаимоотношения с услугодателями распро­страняется действие положений Закона о защите прав потребителей.

Согласно ст. 32 Закона о связи все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. Информация о почтовых от­правлениях и передаваемых по сетям электрической связи сооб­щениях, а также сами эти отправления и сообщения могут вы­даваться только отправителям и адресатам или их законным представителям. Прослушивание телефонных переговоров, ознакомле­ние с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, по­лучение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. В соответствии со ст. 37 Закона о связи операторы связи несут имущественную ответственность за утрату, повреждение ценных почтовых отправлений, недостачу вложений почтовых отправле­ний в размере объявленной ценности, искажение текста телеграм­мы, изменившее ее смысл, недоставку телеграммы или вручение телеграммы адресату по истечении 24 часов с момента ее подачи в размере внесенной платы за телеграмму (за исключением теле­грамм, адресованных в населенные пункты, не имеющие элект­росвязи). Таким образом, ответственность оператора связи явля­ется ограниченной. В свою очередь, при нарушении пользователем связи правил эксплуатации оконечного оборудования сети электросвязи, исполь­зовании на сети несертифицированного оборудования, а также при несвоевременной оплате услуг связи оператору связи предостав­ляется право приостановить доступ пользователя связи к сети элек­тросвязи до устранения недостатков, за исключением случаев, пре­дусмотренных ст. 29 Закона о связи. При этом пользователь связи обязан возместить оператору связи не полученные им доходы, а также возместить ущерб, вызванный простоем оборудования, и вред, причиненный его повреждением. Одному из важнейших видов связи специально посвящен Фе­деральный закон от 9 августа 1995 г. «О почтовой связи»[1] (далее —Закон о почтовой связи), устанавливающий некоторые особенно­сти оказания услуг почтовой связи.

Под услугами почтовой связи понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых от­правлений, а также по осуществлению почтовых переводов денеж­ных средств.

Согласно ст. 16 Закона о почтовой связи услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе.

По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой свя­зи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему поч­товое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату, а пользователь услуг почтовой связи, в свою очередь, обязан оплатить оказанные ему услуги.

Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку пись­менной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной коррес­понденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевоз­ки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разраба­тываются федеральным органом исполнительной власти, осуще­ствляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством РФ. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи са­мостоятельно. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установ­ленным стандартам, а также предоставляемой операторами почто­вой связи информации об условиях оказания данных услуг.

Согласно ст. 29 Закона о почтовой связи плата за услуги почто­вой связи, за исключением универсальных услуг почтовой свя­зи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи операторы почтовой связи не­сут перед пользователями услуг почтовой связи имущественную ответственность. Ответственность операторов почтовой связи на­ступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почто­вых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи. В ст. 34 Закона о почтовой связи конкретизи­руются по сравнению с Законом о связи меры ограниченной иму­щественной ответственности оператора почтовой связи перед пользо­вателем. За нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправ­лений и осуществления почтовых переводов денежных средств для личных (бытовых) нужд граждан операторы почтовой связи вы­плачивают неустойку в размере 3 процентов платы за услугу почто­вой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу, а также за нарушение кон­трольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом — разницу между платой за пересылку воздушным и наземным транспортом.

Наряду с указанными Законами порядок и сроки оказания отдельных видов услуг связи регулируются утвержденными Пра­вительством РФ правилами.(4)

Аудиторские услуги

Этот вид платных услуг ориентирован главным образом на сферу предпринимательства. Согласно п. 3 Временных правил аудиторс­кой деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность ауди­торов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедом­ственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платеж­но-расчетной документации, налоговых деклараций и других финан­совых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг.

В связи с этим аудиторская деятельность, как и многие другие виды оказания платных услуг, подлежит лицензированию, а спе­циалисты в данной области — аттестации на право осуществления аудиторской деятельности[2]. Несмотря на наличие специальных нор­мативных актов, регулирующих особенности аудиторской деятель­ности в отдельных сферах хозяйственной деятельности (банковс­кой, на рынке ценных бумаг и т. п.), ими, однако, не устанавли­вается специфика договорных отношений между исполнителями и заказчиками, поэтому при заключении и исполнении этого вида услуг стороны должны руководствоваться правилами гл. 39 ГК.

Правовые услуги

Оказание правовых услуг также подчинено общим правилам, установленным гл. 39 ГК. Вместе с тем на практике применение норм данной главы, а также договорных условий при оказании правовых услуг вызвало неоднозначное толкование. В связи с этим в информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 1999 г. № 48 «О некоторых вопросах судебной практи­ки, возникающих при рассмотрении споров, связанных с догово­рами на оказание правовых услуг» содержатся разъяснения, прежде всего относительно предмета такого договора. Договор об оказании правовых услуг может считаться заключенным, если в нем пере­числены определенные действия, которые обязан совершить ис­полнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить. В последнем случае круг возможных дей­ствий исполнителя может быть определен согласно ст. 431 ГК на основании предшествовавших заключению договора переговоров и переписки, практики, установившейся во взаимоотношениях сторон, обычаев делового оборота, последующего поведения сто­рон и т. д.

Если в договор в соответствии с п. 4 ст. 421 ГК включаются ус­ловия о предоставлении исполнителем заказчику материальных результатов его действий или деятельности (письменные консуль­тации и разъяснения, проекты договоров, заявлений, жалоб и других документов правового характера), то такой договор приоб­ретает смешанный характер и содержит в себе элементы договора подряда и договора возмездного оказания услуг (п. 3 ст. 421 ГК).

Что касается вопроса об оплате правовых услуг, то согласно ст. 779 ГК исполнитель приобретает право на оплату услуг только при совершении определенных в договоре действий или деятель­ности, поэтому отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг недопустим. Вместе с тем если в договоре об оказании правовых услуг размер оплаты ставится в зависимость от решения суда или иного государственного органа, которое будет принято, то требование исполнителя о выплате такого вознаграждения не подлежит судом удовлетворению. В этом случае размер вознаграж­дения должен определяться в соответствии с требованиями п. 3 ст. 424 ГК и с учетом фактически совершенных исполнителем дей­ствий или деятельности.

Некоторые проблемы применения административной ответственности за нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд членами конкурсной или аукционной комиссий

Со вступлением в силу Федерального закона от 21 июля 2005 г. «О закупках товаров для государствен­ных и муниципальных нужд» (далее — Федераль­ный закон о закупках) начался новый этап развития системы государственных и муниципальных заку­пок, организация которой призвана способствовать экономии бюджетных средств, а также предотвраще­нию коррупции в рассматриваемой сфере. Венцом законодательной политики в этом направлении ста­ло принятие Федерального закона «О внесении из­менений в некоторые законодательные акты Россий­ской Федерации и признании утратившими силу от­дельных положений законодательных актов Россий­ской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 2 февраля 2006 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Этим законом в Особенную часть Кодекса об адми­нистративных правонарушениях РФ были включе­ны четыре статьи, предусматривающие ответствен­ность за различные нарушения законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок.

Объектом нарушения порядка размещения за­каза на поставки товаров, выполнение работ, оказа­ние услуг для государственных или муниципальных нужд членами конкурсной или аукционной комис­сий, как, собственно, и других правонарушений в сфере размещения заказов, является собственность (это следует из размещения ст. 7.30 КоАП РФ в гла­ве седьмой Кодекса), что весьма спорно. В диспозиции названной статьи не говорится об ущербе соб­ственнику в лице государства, юридических или физических лиц.

Определенное в КоАП РФ место для «Наруше­ния порядка размещения заказа на поставки това­ров, выполнение работ, оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд» и статей о других правонарушениях в сфере размещения заказа не учитывает общие положения Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г.4 о том, что отношения, возни­кающие между субъектами бюджетных правоотно­шений в процессе формирования доходов и осуще­ствления расходов бюджетов всех уровней бюджет­ной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетным правоотношениям (ч. 1 ст. 1). Таким образом, расходы по государственным и муниципальным закупкам относятся к расходам бюджета, которые осуществляются в рамках бюд­жетных правоотношений. Соответственно при на­личии в нормативном правовом акте структурной единицы, охватывающей охранительные финансо­вые нормы, именно в нее как наиболее близкую бюджетным нормам должны быть включены поло­жения об ответственности за нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполне­ние работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.(13)

Нельзя не обратить внимания и на санкцию ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ. Она носит абсолютно-опреде­ленный характер, предусматривая наложение административного штрафа в размере двадцати пяти МРОТ. Введение такой жесткой санкции сомни­тельно в силу нескольких причин.

Прежде всего она не учитывает то обстоятель­ство, что в комиссию входят не менее пяти человек, которые могут представлять как заказчика, уполно­моченный орган, так и третьих лиц; комиссию воз­главляет председатель (п. 2, 3 ст. 7 Федерального за­кона о закупках). Несмотря на то что комиссия пра­вомочна осуществлять свои функции, если на ее за­седании присутствует не менее чем пятьдесят про­центов общего числа ее членов (п. 10 ст. 7 Федераль­ного закона о закупках), более чем вероятна ситуа­ция, когда одинаковое административное наказа­ние будет применено к лицам, имеющим вне ко­миссии различный статус. Такое уравнивание пра­вового положения членов конкурсной и аукцион­ной комиссий в контексте размера назначаемого штрафа входит в определенное противоречие с не­обходимостью учитывать личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягча­ющие административную ответственность, и обсто­ятельства, отягчающие административную ответ­ственность, что закреплена в ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ.(13)

В Российской Федерации

На рубеже веков в РФ стра­хование привлекает все больше внимания законо­дательной и исполнительной властей. Страховая деятельность способствует бюджетному наполне­нию через использование налогового механизма и вместе с тем снижает бюджетные расходы на покры­тие имущественных потерь, возникших в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф и чрезвычайных событий. В этой связи страхование становится важным сегментом формирующейся рыночной экономики.

Отрицательно сказывается на становлении рынка страховых услуг отсутствие стимулирования широкомасштабных слоев населения к использова­нию возможностей страхового механизма защиты нарушенных имущественных интересов.

Формирование страхового рынка носит в значи­тельной мере стихийный характер, и во многих слу­чаях защита прав и интересов страхователей не обеспечена должным образом, что приводит к не­доверию граждан к страховым организациям. По данным социологического исследования о причи­нах отсутствия страхового интереса, респондентами были названы основные препятствия, сдерживаю­щие развитие страхования в России. Главным отри­цательным фактором оказалось недоверие к страхо­вым организациям. Среди других — высокие стра­ховые взносы (страховые премии), отсутствие фи­нансовых возможностей страхователей — различ­ных слоев населения.(9)

Невысоким остается не только интерес населе­ния к страхованию, но и коммерческих структур. Как отмечается в литературе, «в российской деловой практике отсутствие страховой защиты у любой коммерческой фирмы очень незначительно влияет на отношения с партнерами по бизнесу. Ссылки на отсутствие страховой культуры и укоренившихся традиций к страхованию выглядят малоубедитель­ными. Скорее, причина кроется в отсутствии эко­номического интереса к страхованию, при наличии довольно размытой правовой базы, регулирующей хозяйственный оборот».

Страхование становится необходимым элемен­том социально-экономической системы общества, обеспечивающим защиту имущественных интересов граждан, организаций и государства. Оно обеспечи­вает гарантии восстановления имущественного по­ложения субъектов, существовавшего до воздействия вредоносных факторов, оказывает положительное влияние на укрепление финансов страны. Являясь средством освобождения бюджета от непредвиден­ных и значительных по объему расходов на заглажи­вание вреда, вызванного страховыми событиями, страхование выступает устойчивым источником дол­госрочных инвестиций. Все это предопределяет стратегическую направляющую развития страхова­ния в условиях рыночного ведения хозяйства.

Направления развития страхования в России становятся более определенными, целенаправлен­ными и эффективными. Проблемы страхования ак­туализируются в связи с вступлением в силу Согла­шения о партнерстве и сотрудничестве между Рос­сийской Федерацией и Европейским Союзом, предстоящим вступлением нашего государства во Всемирную торговую организацию.

Основными задачами по развитию страхового дела в России Концепция называет формирование законодательной базы страховых услуг; развитие обязательного и добровольного видов страхования; создание эффективного механизма государственно­го регулирования и надзора за страховой деятельно­стью; стимулирование перевода сбережений насе­ления в долгосрочные инвестиции с использовани­ем механизмов долгосрочного страхования жизни; поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком.    

Потребности экономики обусловили не только формирование независимых страховых обществ, их союзов, ассоциаций и других форм объединений страховых организаций, но и развития таких новых, ранее не применявшихся в нашей стране нетради­ционных видов страхования, как страхование пред­принимательского риска, страхование ответствен­ности. Объективная основа развития страхового рынка — необходимость обеспечения непрерывности процесса воспроизводства путем предоставле­ния денежной помощи потерпевшим в случае не­предвиденных, неблагоприятных обстоятельств. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта страховой деятельности проводятся марке­тинговые исследования конъюнктуры рынка стра­ховых услуг, что дает возможность определить перс­пективные направления и тенденции их развития и развития страхового сервиса в стране.

Перспективы развития российского страхового рынка находят отражение не только в программных документах, не имеющих непосредственно регулятивно-нормативный характер, но и в нормативно-правовых актах. В последней редакции Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Фе­дерации» уточнены цели и задачи организации страхового дела. В качестве цели названо обеспече­ние защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, государства, а также публично-правовых территориальных образований РФ при наступлении страховых событий. Что же касается задач, то закон формулирует их как «проведение единой государственной политики в сфере страхо­вания; установление принципов страхования и формирования механизмов страхования, обеспечи­вающих экономическую безопасность граждан и хо­зяйствующих субъектов на территории Российской Федерации» (п. 1 ст. 3 закона). Примечательно, что ранее законодательно не определялись цели и зада­чи в области страхования и в качестве субъектов, обеспечиваемых страховой защитой, не назывались публично-правовые территориальные образова­ния.

Анализ программных и нормативно-правовых актов последнего периода позволяет сделать выво­ды о заметном повышении интереса и востребова­нии института страхования со стороны государства. Четко наметилась тенденция к расширению и раз­витию рынка страховых услуг за счет появления но­вых страховых организаций, укрепления их финан­совой устойчивости, внедрения таких видов обяза­тельного страхования, как страхование гражданско-правовой ответственности автовладельцев, вкладов населения в кредитно-расчетные учреждения. В по­вестке дня: страхование жилых помещений, пере­возки опасных грузов, объектов производственного назначения.(9)

 


 

 


Глава 1. Понятие услуги как объекта.

1.1. Услуга: Понятие содержание, виды.

Обязательства по оказанию услуг входят в группу договорных обязательств. К данным обязательствам относят: перевозка, транспортная экспедиция, заем и кредит, факторинг, банковский счет, банковский вклад, а также безналичные расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, возмездное оказание услуг.(6)

В римском праве обязательство об оказании услуг именовалось locatio-conductio operarum и делилось на предоставление за плату физического труда и предоставление духовной деятельности. В российской дореволюционной цивилистике выделение обяза­тельств об оказании услуг по общему правилу не проводилось. Так, Г. Ф. Шершеневич, давая классификацию договоров по их цели, выделял договоры о предоставлении пользования чужи­ми услугами. К ним он относил личный наем, возмездное ока­зание услуг, перевозку, доверенность, комиссию, поклажу, то­варищество.В юридической литературе советского периода большая группа ученых обосновывала необходимость выделения в системе граж­данско-правовых обязательств особого, самостоятельного обяза­тельства об оказании услуг. При этом отсутствовало единство мне­ний о правовой природе этих обязательств и их видах. Основыва­ясь на нематериальном характере услуги, Е. Д. Шешенин сделал вывод, что предметом подрядных договоров являются результа­ты, воплощающиеся в товарах (вещах), а предметом договоров, порождающих обязательства по оказанию услуг, — результаты деятельности, не существующие отдельно от исполнителей и не являющиеся вещами. Согласно другому мнению, в любом воз­мездном договоре можно усматривать услугу одного контраген­та и вознаграждение за нее со стороны другого. М. И. Брагинский - предложил деление договоров на договоры по производству работ и договоры услуг, относя к последнему виду поставку, снабжение энергией и газом и т. д. Другие ученые полагали, что для выделения самостоятельного договора об оказании услуг нет оснований.(4) Сфера действия обязательства по оказанию услуг зависит от того, какое содержание вкладывается в понятие услуги. Если под услугой понимать все то, что приносит какой-либо полезный эффект, то едва ли не все обязательства незави­симо от оснований их возникновения, субъектного состава, распределения прав и обязанностей сторон, цели и т.д. могут быть отнесены к обязательствам по оказанию услуг. Такого подхода, по-видимому, не избежал и законодатель, который вкладывает в понятие услуги доста­точно широкое содержание. Впрочем, этот подход не проводится с должной последовательностью. Многие обязательства, предметом ко­торых является услуга, выделены в самостоятельные виды гражданско-правовых обязательств. И это правильно, поскольку при чрезмерно широком определении понятия услуги это понятие обесценивается и из него не могут быть извлечены сколько-нибудь плодотворные выводы как в теоретическом, так и в практическом плане. (3)

Виды услуг по договору возмездного оказания услуг:

1. Материальные услуги, которые «материализуются » в предмете или в личности потребителя услуг.

2. Нематериальные услуги, когда нет никакого овеществленного результата. Результат оказания услуг гарантирован быть не может.(5)

Материальные услуги получают объективированное выражение либо в предмете природы либо в личности самого потребителя услуг. Они выражаются в создании новой вещи, ее перемещении, внесении в нее изменений и т.д. К материальным относятся и такие услуги, которые воплощаются в личности самого человека (например, услуги парикмахера, банщика, перевозчика, осуществляющего перевозку пассажиров). Но в чем бы ни выражались материальные услуги, их результат всегда может быть гарантирован лицом, оказывающим услуги, т.е. услугодателем. Нема­териальные услуги характеризуются, во-первых, тем, что деятельность услугодателя не воплощается в овеществленном результате и, во-вто­рых, тем, что услугодатель не гарантирует достижение предполагаемого положительного результата.(3)

Обязательства по оказанию услуг следует отграничить от сходных с ними обязательственных отношений. Основное различие между обязательствами заключено в особенностях опосредуемых ими экономи­ческих отношений. Так, различие между обязательством подрядного типа и обязательством по оказанию услуг заключено в различной экономической форме результата оказываемых услуг. В обязательстве по оказанию услуг предметом является результат деятельности услуго­дателя, не отделимый от самой деятельности и не получающий овеще­ствленного выражения. В обязательствах подрядного типа и примыкающих к ним обязательствах по производству работ предметом правоотношения выступает овеществленный результат деятельности исполнителя. Он может выражаться в создании новой вещи, изменении существующих вещей, быть продуктом духовного творчества, нашедшим свое объективированное выражение в чертежах, схемах, книгах, отчетах, картинах и т.п. Результат может быть различным, но именно его «вещность» служит конституирующим признаком обязательств по выполнению работ.(3)

С принятием и введением в действие части второй ГК ситу­ация принципиально не изменилась. В отличие от обязательств по передаче имущества в собственность (иное вещное право) или в пользование и обязательств о выполнении работ, кото­рые объединяются вокруг общих положений, обязательства об оказании услуг общей части не имеют. Нормы гл. 39 ГК не могут претендовать на такую роль, поскольку призваны урегулировать достаточно четкий круг только фактических, но не иных услуг (п. 2 ст. 779 ГК).(3)

Услуги связи

В рассматриваемой сфере отношения по оказанию данного вида услуг наряду с нормами ГК регулируются также положениями иных федеральных законов и иных правовых актов. Согласно ст. 2 Феде­рального закона от 16 февраля 1995 г. «О связи» (далее — Закон о связи) под услугами связи понимается деятельность по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообще­ний электросвязи. Указанные услуги оказываются пользователям связи гражданами и юридическими лицами (операторами связи), получившими право на этот вид деятельности на основании ли­цензии (ст.15 Закона о связи). Все средства связи, используемые во взаимоувязанной сети связи РФ, подлежат обязательной проверке (сертификации) на соответствие установ­ленным стандартам, иным нормам и техническим требованиям. Сертификации также могут подлежать услуги связи, предоставля­емые на сети связи общего пользования (ст.16 Закона о связи). Так, согласно ст. 28 Закона о связи операторы связи обязаны предос­тавлять пользователям услуги связи, соответствующие по качеству стандартам, техническим нормам, сертификатам, а также условиям договора о предоставлении услуг связи. В соответствии со ст. 21 Закона о связи тарифы на услуги связи устанавливаются на договорной основе. В случаях, предусмотрен­ных законодательством, по отдельным видам услуг связи, оказы­ваемых предприятиями связи, тарифы могут регулироваться госу­дарством. Согласно ст. 27 Закона о связи все пользователи связи на тер­ритории Российской Федерации на равных условиях имеют право передавать сообщения по сетям электрической и почтовой связи. Пользователю связи на территории Российской Федерации не может быть отказано в доступе к услугам сети связи общего пользования. Следовательно, договор о предоставлении услуг свя­зи общего пользования является публичным. Вместе с тем владель­цы сетей и средств связи обязаны предоставлять абсолютный при­оритет всем сообщениям, касающимся безопасности человечес­кой жизни на море, земле, в воздухе, космическом пространстве, проведения неотложных мероприятий в области обороны, без­опасности и охраны правопорядка в РФ, а так­же сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях и стихийных бедствиях. Это положение полностью соот­ветствует п. 2 ст. 1 ГК. Защита прав пользователей связи на предоставление услуг элек­трической и почтовой связи надлежащего качества, получение информации о таких услугах и об их исполнителях, а также меха­низм реализации этих прав регулируются законодательством Рос­сийской Федерации. В частности, при предоставлении услуг связи потребителям на их взаимоотношения с услугодателями распро­страняется действие положений Закона о защите прав потребителей.

Согласно ст. 32 Закона о связи все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. Информация о почтовых от­правлениях и передаваемых по сетям электрической связи сооб­щениях, а также сами эти отправления и сообщения могут вы­даваться только отправителям и адресатам или их законным представителям. Прослушивание телефонных переговоров, ознакомле­ние с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, по­лучение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. В соответствии со ст. 37 Закона о связи операторы связи несут имущественную ответственность за утрату, повреждение ценных почтовых отправлений, недостачу вложений почтовых отправле­ний в размере объявленной ценности, искажение текста телеграм­мы, изменившее ее смысл, недоставку телеграммы или вручение телеграммы адресату по истечении 24 часов с момента ее подачи в размере внесенной платы за телеграмму (за исключением теле­грамм, адресованных в населенные пункты, не имеющие элект­росвязи). Таким образом, ответственность оператора связи явля­ется ограниченной. В свою очередь, при нарушении пользователем связи правил эксплуатации оконечного оборудования сети электросвязи, исполь­зовании на сети несертифицированного оборудования, а также при несвоевременной оплате услуг связи оператору связи предостав­ляется право приостановить доступ пользователя связи к сети элек­тросвязи до устранения недостатков, за исключением случаев, пре­дусмотренных ст. 29 Закона о связи. При этом пользователь связи обязан возместить оператору связи не полученные им доходы, а также возместить ущерб, вызванный простоем оборудования, и вред, причиненный его повреждением. Одному из важнейших видов связи специально посвящен Фе­деральный закон от 9 августа 1995 г. «О почтовой связи»[1] (далее —Закон о почтовой связи), устанавливающий некоторые особенно­сти оказания услуг почтовой связи.

Под услугами почтовой связи понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых от­правлений, а также по осуществлению почтовых переводов денеж­ных средств.

Согласно ст. 16 Закона о почтовой связи услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе.

По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой свя­зи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему поч­товое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату, а пользователь услуг почтовой связи, в свою очередь, обязан оплатить оказанные ему услуги.

Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку пись­менной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной коррес­понденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевоз­ки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разраба­тываются федеральным органом исполнительной власти, осуще­ствляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством РФ. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи са­мостоятельно. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установ­ленным стандартам, а также предоставляемой операторами почто­вой связи информации об условиях оказания данных услуг.

Согласно ст. 29 Закона о почтовой связи плата за услуги почто­вой связи, за исключением универсальных услуг почтовой свя­зи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи операторы почтовой связи не­сут перед пользователями услуг почтовой связи имущественную ответственность. Ответственность операторов почтовой связи на­ступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почто­вых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи. В ст. 34 Закона о почтовой связи конкретизи­руются по сравнению с Законом о связи меры ограниченной иму­щественной ответственности оператора почтовой связи перед пользо­вателем. За нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправ­лений и осуществления почтовых переводов денежных средств для личных (бытовых) нужд граждан операторы почтовой связи вы­плачивают неустойку в размере 3 процентов платы за услугу почто­вой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу, а также за нарушение кон­трольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом — разницу между платой за пересылку воздушным и наземным транспортом.

Наряду с указанными Законами порядок и сроки оказания отдельных видов услуг связи регулируются утвержденными Пра­вительством РФ правилами.(4)

Дата: 2019-12-22, просмотров: 180.