У некоторых слушателей может возникнуть вполне закономерный вопрос о том, каким же образом возможно достижение освобождение: приходит ли оно само по себе в урочный час в будущем; наступает ли автоматически по успокоении или разрушении заблуждения, либо достигается исключительно личными усилиями самого индивидуума. Если допустить, что таковое достигается при соединении первых двух причин, то какой тогда смысл давать все эти наставления; а если достижение его возможно исключительно благодаря личным усилиям, то здесь встаёт вопрос о том, что наставления вроде бы слушают все, но на практике получается так, что одни способы, рекомендуемые в них, применять можно, тогда как другие нет; так в чём же причина?
Ответ: Для реализации одного результата требуется соединение различных причин. Говоря о возможности реализации пути к освобождению, необходимо отметить, что здесь требуется наличие всех трёх вышеупомянутых причин, когда же таковые отсутствуют, то и освобождение становится невозможным. Что касается первой из них – урочного времени достижения или, иными словами, судьбы, то это не вещь какая-то, не объект познания: в какое время становится возможным достижение результата, то и называется урочным временем достижения, а полученный результат – самой судьбой. Далее, что касается успокоения и разрушения кармы, то всё это имеет непосредственную связь лишь с энергией материальных частиц: Атман не выступает здесь в роли её творца или разрушителя. А вот третий пункт – личные усилия, действительно является персональной обязанностью души, и все наставления даются именно с целью воодушевления, побуждения её к такого рода усилиям.
На этом пути джива может применить такие средства, которые гарантируют достижение указанной цели вне всякого сомнения, и в этом случае она неизбежно найдёт и иные, вспомогательные средства, и заветная цель благодаря такому союзу будет достигнута. В иной ситуации может оказаться так, что средства, применяемые ею, могут и не гарантировать достижения цели, и здесь потребуется их комбинация с другими, второстепенными причинами, ибо в случае отсутствия таковых цель достигнута не будет.
Итак, тот путь к освобождению, который описывается в учении Победителей, приводит к достижению этой цели вне всякого сомнения. Джива, по личному выбору и личной воле прилагающая усилия к достижению освобождения в соответствии с заповедями Джинешвары, естественным образом приходит и к урочному времени достижения освобождения, и получает благую судьбу, и успокаивает и сбрасывает карму. Так что любой, кто стремиться к освобождению, опираясь на собственные усилия, рано или поздно встречает и все [вспомогательные] причины и, вне всякого сомнения, достигает освобождения. Тот же, кто не проявляет желания идти к освобождению, опираясь на личные усилия, так никогда и не получит ни урочного его часа, ни благой судьбы, ни успокоения и разрушения кармы. А посему делайте выводы: человек, не прилагающий никаких личных усилий к освобождению, встретиться со вспомогательными его причинами не может, и самого освобождения не достигнет никогда, и ни малейших иллюзий посему поводу не стройте.
Вопрос: А как быть с тем фактом, что проповеди слушают все, но некоторые могут применить наставления о пути к освобождению на практике, а некоторые – нет?
Ответ: Причина тому проста: всякий, кто, выслушав наставления, приходит к пониманию, что зависит оное в первую очередь от его личных усилий, начинает прилагать таковые; тот же, кто к таковому пониманию не приходит, соответствующих усилий приложить не может. Наставления – сугубо дидактический вопрос и ни что более, а что же до плода, то этот будет находиться в полной зависимости от меры приложенных самим индивидуумом усилий.
Вопрос: Но ведь вам известен такой факт, что дравьялинги-муни, оставив ради освобождения жизнь домохозяев, практикуют строжайшие аскезы, т.е. личные усилия в данном случае налицо, однако никакой цели так и не достигают. Не даёт ли это основания утверждать, что личные усилия всё-таки бесполезны?
Ответ: А о какой цели может быть речь, когда их личные усилия направлены на достижение несколько иного плода? В шастрах ясно сказано, что их цель – связанность чистой кармой, ради коей они и практикуют конвенциональные разновидности дхармы – аскезу и прочие, к которым питают большую привязанность. А если кто-то вознамерился достичь освобождения указанным способом, то вряд ли что из этого получится, поскольку данный подход – заблуждение.
Вопрос: Насколько нам известно, причина заблуждения – [омрачающая] карма, но никак не человеческие усилия. Проясните этот пункт.
Ответ: Заблуждения рассеиваются благодаря окончательному пониманию [природы таттв], основанному на слушании истинных наставлений; человеческие усилия содействовать этому не могут, а потому [ранее существовавшие] ошибки сохранятся. Другое дело, когда усилия эти направлены на это самое окончательное установление [природы таттв] – тогда действительно карма, вводящая в заблуждение, служащая причиной всех наших ошибок, успокаивается или разрушается, и заблуждения, соответственно, исчезают, поскольку в процессе такого установления душа в её аспекте модификации очищается, а интенсивность и продолжительность связанности кармой, вводящей в заблуждение, сокращаются.
Вопрос: А когда активное сознание не может сосредоточиться на таком процессе установления, то причина этого так же кроется в карме?
Ответ: [Это зависит от вида живых существ]: так, у джив, обладающих одним чувством, вообще не наблюдается никаких способностей к мышлению, и в данном случае действительно единственной причиной является карма. Способность направить активное сознание на установление [природы таттв] появляется с успокоением или разрушением омрачающей знание и иных видов кармы. Однако реальность такова, что джива готова направить своё активное сознание на что угодно, кроме этого, так что здесь в большей мере просматривается её собственный порок, а не вина кармы.
Вопрос: Поскольку заблуждение, как известно, выступает в качестве основного разрушителя правильных веры и поведения, возможно ли применение средств достижения освобождения в условиях, пока таковое наличествует в душе?
Ответ: Как только что было сказано, если человек не направляет своё сознание на установление истинного смысла таттв, то это – его собственный порок; если же он своими личными усилиями направляет сознание в указанном направлении, то такие средства осуществления освобождения, как правильная вера и прочие, зарождаются естественным образом, благодаря уменьшению заблуждения. А посему основная из задач, лежащих перед индивидуумом, стремящимся к освобождению, это сосредоточение сознания на установлении истинного смысла таттв. Наставления, как уже отмечалось, даются с той же самой целью, и благодаря таким личным усилиям путь к освобождению осуществляется автоматически.
Что же касается тех, кто оказывается не в состоянии прийти к окончательному решению относительно смысла таттв, то это уже вина не кармы, а их самих. Если же они, желая хоть как-то поддержать свой авторитет, приписывают собственные недостатки карме, то это уже входит в прямое противоречие с заповедями Победителей. Такие люди, целиком и полностью отдающие свою жизнь удовлетворению чувственных наслаждений, могут говорить лишь ложь. Будь их стремление к освобождению истинным, разве стали бы они придумывать такого рода аргументацию? В мирских делах человек может видеть, что его усилия не оправдывают себя и, тем не менее, продолжать действовать, [и ничего дурного в этом нет], здесь же ситуация несколько иная: обнаружив, что все его старания тщетны, но, тем не менее, отдавая себе отчёт в том, что состояние освобождения почитается среди людей как нечто высочайшее и даже зная кое-какие из его характеристик, он, тем не менее, не осознаёт всей меры его блага, [действуя тем самым как простой подражатель]. Можете ли вы вообразить, чтобы человек искренне стремился к цели, осознать пользы которой он не может?
Вопрос: Да, конечно, всё, что вы говорите – истинно, но известно, что в результате созревания материальной кармы возникает мысленная, мысленная карма, в свою очередь, порождает связанность материальной, а затем, вследствие её созревания, опять возникает мысленная... Тянется этот процесс с безначальных времён, так что будет ли польза от всех ваших средств?
Ответ: Если бы процессы связывания и созревания кармы находились в вечном равновесии, то ваши слова были бы верны, однако реальность такова, что благодаря трансформациям состояния души ранее накопленная карма подвергается таким явлениям, как увеличение продолжительности [связывания], уменьшение продолжительности [связывания] и переход [из одного состояния в другое], благодаря коим её сила может как увеличиться, так и уменьшиться, а потому и созревание плодов может быть большим или меньшим соответственно. Именно в этом и кроется объяснение того факта, что интеллектуальные способности одних существ в силу созревания определённых видов кармы велики, тогда как у других – малы; у одних страсти незначительны, а у других – весьма даже интенсивны. Так вот карма переходит из одного состояния в другое.
Когда душе, по ходу своих странствий в сансаре, удаётся обрести полноценное обладающее всеми пятью органами чувств тело сознательного живого существа, у неё развивается способность к мышлению. Страсти в этом случае могут быть как весьма интенсивными, так и слабыми. Когда таковые сильны, джива предаётся многообразным чувственным наслаждениям; ну а если достаточно слабы, то, либо при встрече с внешней [инструментальной] причиной в виде наставлений [в дхарме], либо целиком и полностью благодаря собственным усилиям, она начинает направлять своё сознание к размышлению над сутью этих наставлений, прилепляясь тем самым к практике дхармы. Следует также отметить, что когда страсти слабы, но нет ни внешних [инструментальных] причин [для начала практики дхармы], ни личных усилий [в том же направлении], и индивидуум ведёт свою жизнь соответственно, это является весьма благоприятным моментом для того, чтобы поведать ему наставления в дхарме, ибо в данной ситуации они могут оказаться весьма благотворными.
Дживы, обладающие лишь одним чувством, ввиду отсутствия мыслительных способностей заведомо не в состоянии постичь смысла наставлений, а что же до тех, кто подвержен чрезмерно острым формам страстей, то их сознание интереса к наставлениям не испытывает. Таким образом, наставления могут принести счастье лишь тем живым существам, в ком достаточно развита способность к мышлению и чьи страсти достаточно слабы, и именно в такой момент могут оказаться полезными и личные усилия индивидуума.
Если у низших форм живых существ нет вообще никаких способностей к практике дхармы, то о каких личных усилиях может быть речь? Да и люди, подверженные чрезмерным страстям, внешне прилагая усилия к освобождению, на деле ничего, кроме греха, не совершают, ибо неспособны направить своё сознание на подлинную практику дхармы.
А потому благо приходит лишь к тем живым существам, которые наделены способностью к мышлению и чьи страсти слабы, которые, повстречав внешнюю инструментальную причину в виде наставлений в дхарме, направляют своё сознание на установление истинного смысла таттв, и чьё сознание закрепляется в таком созерцании. Если же они, не замечая уникальности момента, не направляют никаких усилий к установлению смысла таттв, предпочитают проматывать время в праздности, пусть и не сопровождаются их мирские дела интенсивными страстями, или же отдают всё время конвенциональной дхарме – увы, уникальный миг уходит, и блуждание в сансаре может продолжаться сколь угодно долго.
Те же дживы, которые, оценив уникальность предоставившегося момента, направляют все свои усилия на установление истинного смысла таттв, твёрдо сосредотачивают своё сознание на анализе этого смысла, получают в награду плод возрастающего очищения; сила кармы, связывающей их, уменьшается, а когда некоторое время спустя естественным образом успокаивается карма, омрачающая восприятие, столь же естественным образом приходит и уверенность в истинном смысле таттв. Итак, основная задача дживы [на пути к освобождению] – непрерывные упражнения по установлению истинного смысла таттв, благодаря коим успокоение и разрушение кармы, омрачающей восприятие, будет достигнуто автоматически, так что никаких особых усилий по её разрушению не требуется.
Ну а по разрушении таковой правильное восприятие возникает само по себе, естественным образом. С зарождением же правильного восприятия формируется и несомненная вера в то, что «Я – сам Атман, и с влечением и отвращением мне делать нечего», хотя до некоторых пор, в связи с созреванием плодов кармы, омрачающей поведение, рецидивы этих влечения и отвращения будут иметь место. В случаях, когда процесс этого плодоношения будет носить интенсивный характер, джива будет предаваться чувственным наслаждениям; ну а когда слабый – будет направлять своё сознание на бесстрастные формы медитации и иные дела дхармы, благодаря чему со временем смягчится и связанность кармой, омрачающей поведение. С появлением признаков достижения указанного этапа джива сможет по собственной доброй воле принять принципы ограниченного или полного правильного поведения и, при условии тщательного соблюдения оных, чистота её аспекта модификации будет прогрессивно возрастать, тогда как сила связанности кармой соответственно уменьшаться. Наконец, когда благодаря такому последовательному устранению кармы, вводящей в заблуждение, душа в её аспекте модификации очистится, исчезнет и карма, омрачающая знание, после чего во всей своей полноте проявит себя качество всеведения. Что же до неомрачающих разновидностей кармы, то они испепеляются и без применения каких-либо специфических средств, и очищенная душа достигает состояния сиддхи.
Таким образом, разрушение кармы достигается лишь при наличии двух причин – внешней в виде наставлений [в дхарме] и внутренней в виде собственных усилий индивидуума.
Следует, однако, заметить, что в случаях, когда процесс принесения плодов кармы обостряется, личные усилия могут стать невозможными; более того, существует определённая вероятность падения даже с высоких гунастхан: в данной ситуации как предназначено кармой, так и будет. Если же процесс такого созревания особой интенсивностью не отличается, то никаких препятствий к проявлению личных усилий быть не может и, следовательно, не возникает и небрежности, и джива, развив способность к сосредоточению, достигает своей цели.
Это можно сравнить с человеком, упавшим в речной поток такой огромной силы, что всякое сопротивление движению оного оказывается бесполезным: та же ситуация может возникнуть и здесь, в случае с наставлениями в дхарме. И совсем другое дело, когда поток, в который случилось упасть человеку, оказывается не слишком мощным: здесь, применив кое-какие личные усилия, он может выбраться на берег. Вот для такой «переправы [на другой берег»] и даются все наставления. Тот же, кто оказывается не в состоянии выбраться на сушу, понемногу сносится вниз по течению и, с нарастанием силы потока, теряется где-то в его пучинах. Именно к дживе, блуждающей в сансаре, и относится сей пример: стоит только начать нарастать силе созревания плодов кармы, как всякие наставления лишаются смысла, а любые приложенные усилия не оправдывают себя; но как только созревание плодов кармы начинает ослабевать, джива, опираясь на свои собственные силы, вступает на путь к освобождению и, спустя некоторое время, достигает оного. Такого рода живые существа и являются основным объектом наставлений [в дхарме]. Что же до тех, кто, достигнув какой-то ничтожной степени очищения, более не проявляет желания двигаться по пути к освобождению, то, увы, с началом интенсивного созревания плодов кармы, им придётся вновь пойти в состояние нигоды.
Так что не стоит упускать благоприятного момента. Сейчас, как вы сами видите, этот момент наступил, причём во всех отношениях. Отдавая себе отчёт в том, что обрести его вновь будет невероятно трудно, совершенные гуру, исполнившись сострадания, дают нам наставления в дхарме, а посему, о бхавья-дживы, воплотите же это учение в своей жизни!
Дата: 2019-12-22, просмотров: 244.