ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологические методы играют важную роль в работе с пер­соналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и строго персонифицированы и индивидуальны. Главная особенность - обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению, с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

     Психологическое планирование - новое направление и работе с персоналом по формированию эффективного психологи­ческого состояния коллектива организации. Оно исходит из необхо­димости:

  • концепции всестороннего развития личности,
  • устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового кол­лектива.

Психологическое планирование предполагает:

  • постановку целей развития и критериев эффективности,
  • разработку психоло­гических нормативов,
  • разработку методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.

Целесообразно, что­бы психологическое планирование выполняла профессиональная психологическая служба организации, состоящая из социальных психологов.

Наиболее важные результаты психологического планирования:

  • формирование подразделений («команд») на основе психологического соответствия сотрудни­ков;
  • комфортный психологический климат в коллективе;
  • форми­рование личной мотивации людей исходя из философии органи­зации;
  • минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражения);
  • разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;
  • рост интеллек­туальных способностей членов коллектива и уровня их образова­ния;
  • формирование корпоративной культуры на основе норм по­ведения и образов идеальных сотрудников.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Социологические методы позволяют:

  • установить назначение и место со­трудников в коллективе,
  • выявить лидеров и обеспечить их под­держку,
  • связать мотивацию людей с конечными результатами производства,
  • обеспечить эффективные коммуникации и разре­шение конфликтов в коллективе.

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.     

Социологические методы исследования предоставляют:

  • необхо­димые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала,
  • позволяют обоснованно принимать кадровые реше­ния.

Анкетирование позволяет собирать необходимую информа­цию путем массового опроса людей с помощью специальных ан­кет.

Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы), затем — в ходе диалога с собеседником — получение необходимой информации.

Интервью — идеальный ва­риант беседы с руководителем, политическим или государствен­ный деятелем — требует высокой квалификации интервьюера.

Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпоч­тительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.

Метод наблюдения позволя­ет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаружива­ются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие).

Собеседование яв­ляется распространенным методом при деловых переговорах, при­еме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в нефор­мальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.

 

КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ

Командообразование — развитие из формальной, утвержденной руководством, управленческой структуры в рабочую группу с субкультурой “команда”.

Таблица 9 - Этапы развития команды

Этапы развития команды Расшифровка этапа
1. Адаптация   - Это этап взаимного информирования и анализа задач. Происходит поиск членами группы оптимального способа решения задачи. - Межличностные взаимодействия осторожны, наступает стадия проверки и зависимости, предполагающая ориентировку членов группы относительно характера действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения в группе. - Члены команды собираются вместе с чувством настороженности и принужденности. - Результативность команды низка, так как её члены еще не знакомы и не уверены друг в друге.
2. Группирование и кооперация - Характеризуется созданием объединений (подгрупп) по симпатиям и интересам. Члены группы противодействуют требованиям, предъявляемым им содержанием задачи, вследствие выявления несовпадения личной мотивации индивидов с целями групповой деятельности. - Происходит эмоциональный ответ членов группы на требования задачи, который приводит к образованию подгрупп. - При группировании начинает складываться групповое самосознание на уровне отдельных подгрупп. - Отдельные подгруппы быстро понимают невозможность эффективного решения задачи без коммуникации и взаимодействия с другими подгруппами, что приводит к формированию схем общения и интергрупповых норм, общих для группы в целом. - Возникает сложившаяся группа с выраженным чувством “мы”.
3.Нормирование деятельности - Разрабатываются принципы группового взаимодействия и нормируется либо область внутригрупповой коммуникации, либо область коллективной деятельности. - Отсутствие интергрупповой активности. - Процесс обособления сплоченной, хорошо подготовленной, единой в организационном и психологическом отношениях группе может превратить ее в группу-автономию, для которой характерны замкнутость на своих целях, эгоизм.
4. Функционирование - Это стадия принятия решений конструктивными попытками успешного решения задачи. - Функционально-ролевая соотнесенность связана с образованием ролевой структуры команды, являющейся своеобразным резонатором, посредством которого проигрывается групповая задача. - Группа открыта для проявления и разрешения конфликта. Признается разнообразие стилей и подходов к решению задачи. - Группа достигает высшего уровня социально-психологической зрелости, отличаясь высоким уровнем подготовленности, организационным и психологическим единством, характерными для командной субкультуры.

Различные социальные образования  – формальные и неформальные группы и команды – имеют ряд отличительных особенностей.

Формальные группы создаются руководителем для определенных целей. Помимо этого в рамках одной организации постоянно формируются неформальные группы, влияющие на работу компании, атмосферу и нарушающие формальные связи в ней.

Неформальная организация – это спонтанно возникшая группа людей, регулярно взаимодействующих для достижения какой – то определенной цели. Различия группы и команды описаны в таблице 10.

Таблица 10 - Различия между работой в группе и в команде

Работа в одиночку или группе Работа в команде
 Для решения простых задач или головоломок Для решения сложных задач или «проблем»
 Достаточно кооперации  Для решения необходим консенсус
 Свобода мнений ограничена  Присутствует неопределенность и множественность вариантов решения
 Задача решается срочно  Необходима высокая самоотдача
Достаточно узкий диапазон компетентности  Требуется широкий диапазон компетентности
 При наличии неустранимого конфликта интересов участников  Возможность реализации целей членов команды
Организация предпочитает работу с частными людьми     Организация предпочитает результаты командной работы для разработки перспективной стратегии
 Необходим новаторский результат  Необходим разносторонний подход

 

Таблица 11 - Признаки команды

ПРИЗНАКИ КОМАНДЫ
1 Команда состоит из двух или более человек
2 Члены команды в соответствии с отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентности в совместном достижении поставленных целей
3 Команда имеет свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качествами ее членов
4 Для команды характерны сложившиеся связи как внутри нее, так и с другими командами и группами
5 Команда несет ясную, упорядоченную и экономную структуру, ориентированную на достижение поставленных целей и выполнение задач; команда периодически оценивает свою эффективность.
6 Цели и задачи, стоящие перед командой, не могут быть достигнуты отдельными ее членами в силу ограниченности по времени и ресурсам, а также невозможности обладать одному необходимыми знаниями и квалификацией.

Командообразование – острая проблема во всех областях, где необходимо эффективное групповое участие (в бизнесе, политике, спорте). Её создание представляет сложный творческий процесс, требующий огромных финансовых затрат и интеллектуальных усилий.

Специалисты по управлению персоналом часто рекомендуют возлагать работу по формированию команд на кадровые службы организации. Однако, хотя их помощь полезна, основную роль в сплочении подчиненных в команду единомышленников должен играть непосредственный руководитель коллектива, что является его главной задачей.

Руководитель должен помочь:

- выработать единую систему ценностей как основу организационной культуры,

- поставить вдохновляющие цели и воодушевить на получение выдающихся результатов, создав необходимые условия и обеспечив средствами достижения.

Командный дух в коллективе, благоприятный социально-психологический климат, творческая атмосфера, взаимопонимание, доверие, согласие и взаимопомощь достигаются при выполнении условий.

Таблица 12 – Условия создания команды

Условия создания команды Расшифровка условия
1.Отождествление членами команды личных и групповых целей и интересов и чувство взаимной ответственности за действия каждого   - При выполнении данного условия возникает так называемый синергетический эффект, когда физические и интеллектуальные усилия одного умножаются на усилия других и сплоченная команда оказывается в состоянии решать задачи, непосильные для обычной рабочей группы специалистов. - Синергетический эффект достигается в результате “групповой компенсации индивидуальных неспособностей”. - Разделение труда принимает иные формы, чем в обычной организации: свои профессиональные обязанности члены коллектива распределяют между собой сами в зависимости от складывающихся условий деятельности. В каждой проблемной ситуации выполнять рабочие операции поручается тому, кто способен сделать это наилучшим образом. Неумение одного совершать какие-либо работы или операции компенсируется навыками и сноровкой другого. В результате первичный коллектив становится первоклассной командой. - Наличие команд позволяет упростить линейно-функциональную иерархию и сделать структуру организации более динамичной. Организация становится более гибкой, лучше реагирует на изменения и автоматически снимает многие проблемы.
2.Конгруэнтность структур коллектива,т.е. совпадение организационной структуры управления с неформальной структурой деловых межличностных отношений. - Руководитель коллектива должен являться и его неформальным лидером. В сплоченной команде единомышленников, возглавляемой признанным лидером, обычные люди становятся способными совершать экстраординарные дела. - В задачу лидера входит избавление сотрудников от чувства страха перед неудачами. Команда-победительница должна быть готова встретиться с препятствиями и настроиться на их преодоление. Неудачи, конфликты следует рассматривать как возможные “точки роста”, как сигналы о назревшей необходимости организационных изменений. - Лидер обязан убедить своих подчиненных в том, что они не должны бояться браться за самые сложные задачи, что они имеют право на риск, что ошибки нередко становятся ключом к успеху.

Создание эффективной команды - это уникальная возможность:

- сформировать отношения, полные доверия,

- повысить уверенность в себе,

- преодолеть страхи,

- принять новые вызовы,

- укрепить взаимные связи в коллективе.

Эффективную команду можно охарактеризовать общепринятыми критериями эффективности любой организационной структуры.

Однако есть специфические черты, присущие только команде, которые обозначены в таблице 13.

 

Таблица 13 – Специфические черты, присущие только команде

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ, ПРИСУЩИЕ ТОЛЬКО КОМАНДЕ
1 Нацеленность всей команды на конечный результат
2 Инициатива и творческий подход к решению задач
3 Высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения
4 Активное и заинтересованное обсуждение возникающих проблем

 

Таблица 14 - Признаки эффективной команды

ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ
1 Неформальная и расслабленная атмосфера
2 Задача хорошо понята и принимается
3 Члены команды слушают друг друга
4 Присутствует обсуждение, связанное с задачей, в котором участвуют все
5 Люди выражают как свои идеи, так и чувства
6 Конфликты и разногласия присутствуют, но выражаются и центрируются вокруг идей и методов, а не личностей
7 Группа осознает, что делает; решение основывается на согласии, а не на голосовании большинства

 

Именно в командной работе люди больше раскрывают свои скрытые возможности. В этом случае работа протекает медленнее, но все «составляющие» этой команды безупречно удовлетворены тем делом, которому они себя посвятили. Это важно для организации, так как сплоченная команда, имеющая свой командный дух, будет полностью отдаваться работе, и вкладывать все свои умения в проблему, которую она решает. Поэтому в настоящее время в западных фирмах часто практикуется способ создания трудовых коллективов, в основу которого положен добровольный выбор партнеров из лиц, с которыми человек предварительно определенное время общался, в результате чего к одним из них возникает стойкая симпатия, к другим — антипатия, к третьим — безразличие.

Достижение эффективности команды зависит от влияния следующих  факторов:

- внутренних (личного состава и командных взаимоотношений),

- внешних (заказчиков, руководителей вышестоящих уровней, других команд и культуры организации).

Компетентность команды, распределение ответственности и эффективность ее работы являются предметами заботы не только менеджера и лидера, но и всех членов команды.

Эффективность команды основывается на чётком осознании ее членами взаимосвязи между целями, методами работы и успешным выполнением задачи. Сюда входит работа по устранению некоторых конфликтов относительно целей и намерений среди членов команды.

Команде необходимо достигнуть соответствующего уровня сплоченности, избегая при этом опасности группового мышления. Как правило, тесно связанные, между собой члены небольших групп не бояться и не рискуют, если выскажут противоречащие воззрениям большинства мнения, либо с готовностью присоединяются к точке зрения наиболее влиятельных ее участников - это и есть групповое мышление.

В современной организации должна быть сплоченная команда.

Создание команды - дело сложное и кропотливое. При ее формировании в полной мере должны быть учтены требования, обозначенные в таблице 15.

Таблица 15 – Требования для создания эффективной команды

ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ  
1 Каждый участник команды обязан во всей полноте осознать цель, поставленную перед коллективом; в формировании цели участвует вся команда
2 Команда функционирует как единый организм, причем ответственность за результаты также носит коллективный, а не индивидуальный характер
3 Любой участник команды должен постоянно совершенствовать свою квалификацию, чтобы обладать универсальными в своей сфере знаниями, трудовыми навыками. Это позволяет эффективно и творчески работать в пределах закрепленного за ним участка работы и на месте любого другого члена команды
4 Все члены команды имеют равные права в ее работе, планируют свою личную трудовую деятельность и деятельность всего коллектива, участвуют в формировании плана работы каждого члена команды
5 Обязанности каждого участника команды уточняются, но достаточно гибко. В процессе выполнения плановых заданий распределение функций, как правило, постоянно меняется.
6 Подбор участников командного коллектива осуществляется, в первую очередь, по психологической совместимости
7 Управление командой осуществляется коллективно. За руководителем закрепляется функция координации и представления  её интересов во внешней сфере.

 

Созданная команда способна оперативно и эффективно реагировать на любые изменения и проблемы.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 243.