МНОГОФОКУСНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПЕРСОНАЛ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С точки зрения функционального подхода управление персоналом рассматривается следующим образом:

а) «системно, планомерно организованное воздействие с помощью взаимоувязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения и перераспределения рабочей силы, на создание условий для использования трудовых качеств работников в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых на нем работников»;

б) «целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом»;

в) «деятельность, направленная на реализацию целей стратегического развития организации и выполнение тактических задач по наиболее эффективному использованию занятых на предприятии работников»;

г) «деятельность, обеспечивающая соответствие качественных и количественных характеристик персонала целям организации».

Таблица 2 – Терминология

Термин Расшифровка
«персонал»
  • наемные работники (различается позиция персонала и позиция собственника).
  • совокупность всех работников организации»: производственный и управленческий персонал (линейные руководители и специалисты, выполняющие ту или иную управленческую функцию).
  • вся совокупность наемных работников данного предприятия.
  • совокупность работников, входящих в ее списочный состав. Персонал делится на четыре категории: рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей.
  • все работники, выполняющие производственные или управленческие функции.
  • 1) сотрудники организации: руководитель, специалист, рабочие, младший обслуживающий персонал; 2) основной штатный состав работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно-хозяйственные функции.
· синоним термину «кадры», но понятие «персонал» существенно шире понятия «кадры».
«управление человеческими ресурсами»      Цель управления человеческими ресурсами - в совмещении имеющихся человеческих ресурсов, квалификации и потенциала сотрудников со стратегией и целями компании. Оно нацелено на развитие целостной сильной корпоративной культуры и балансирование текущих потребностей интегрированной организации с окружающей деловой средой. Управление человеческими ресурсами переориентировано с нужд персонала на потребности самой организации в рабочей силе.
 «кадровая работа - совокупность логически и организационно взаимосвязанных систематических конструктивных практических действий, призванных обеспечить реализацию выдвинутых кадровой политикой целей и задач в области подготовки, отбора, распределения, повышения квалификации, оценки деятельности, перемещения кадров, включая подготовку резервов на выдвижение.
3. «персонал-технология» - определенная последовательность действий, операций, в единстве своем обеспечивающую реализацию кадровой политики фирмы».
4. сущность управления персоналом
  •  работники рассматриваются преимущественно как ресурс, необходимый в деятельности предприятия, а эффективность управления персоналом рассматривается через показатели эффективного использования соответствующих ресурсов.
  • управление персоналом (кадровый менеджмент, менеджмент кадров) сводится к управлению людьми на производстве».
  • управление персоналом изначально сталкивается с противоречием интересов предприятия как такового и интересов его отдельных работников.
  • критерием эффективности управления персоналом является баланс интересов предприятия и интересов работников.
Нарушение баланса в пользу предприятия в конечном итоге приведет к вымыванию из него наиболее квалифицированных специалистов. Нарушение баланса в пользу работников снизит его экономическую эффективность, и может обернуться экономическими крахом предприятия, что в конечном итоге негативно скажется на судьбе тех же самых работников.

 

Понятие «персонал» необходимо рассматривать через призму пяти основных проекций (рис.1).

Рисунок 1 - Многофокусная схема понятия «персонал»

Таблица 3 - Многофокусная схема понятия «персонал»

Основные проекции понятия «персонал» Характеристика
1.Персонал как совокупность людей, обладающих определёнными психофизиологическими различиями и потребностями  Работник предъявляет к организации, где он работает, требования, важнейшими из которых являются следующие:
  • качественное питание;
  • оптимальные психофизиологические условия труда (уровень освещенности, загазованности, запыленности, шума, температура в рабочем помещении и т.п.);
  • условия доставки от дома на работу и обратно;
  • режим труда;
  • возможности отдыха в рамках рабочего дня;
  • оптимальный уровень физической и интеллектуальной напряженности труда;
  • функциональное удобство рабочего места;
  • санитарное состояние рабочих помещений;
  • гарантии компенсации в случае заболевания;
  • безопасность труда.
Уровень заработной платы лишь отчасти может быть рассмотрен как требование исключительно физиологического уровня, поскольку это требование активно предъявляется и на следующем уровне – личностном. В свою очередь предприятие, относясь к работнику как к человеку, предполагает следующее: - психофизиологические возможности работника выполнять предписанные ему задачи;   - минимальный размер потерь и затрат, связанных с заболеваниями работника.
2. Персонал как совокупность личностей Всякий работник имеет множество личностных целей и интересов, часть из которых реализуется, в том числе и в пределах предприятия. Можно выделить важнейшие требования работника как личности, которые он предъявляет к предприятию:
  • содержание труда, разнообразие выполняемых трудовых операций;
  • благожелательные социально-психологические отношения в коллективе;
  • уверенность в завтрашнем дне;
  • социальная полезность выполняемой работы;
  • возможности профессионального и должностного роста в процессе трудовой деятельности;
  • возможности межличностного общения в процессе труда;
  • высокий статус своей организации с точки зрения внешней среды;
  • высокий статус своей профессии;
  • высокий статус своего рабочего места;
  • высокий личный статус работника в организации.
Со стороны предприятия к работнику как личности предъявляются следующие требования:
  • соблюдение работником этических норм горизонтального и вертикального взаимодействия;
  • наличие ориентации на личностное совершенствование;
социальный оптимизм, проявление инициативы и творчества.
3. Персонал как совокупность субъектов экономических отношений с предприятием Приходя на предприятие, работник в обязательном порядке выстраивает с ним соответствующие экономические отношения. В большинстве случаев это будут отношения работающего по найму. Однако персонал нельзя рассматривать исключительно как совокупность наемных работников, поскольку работник может находиться и в экономической позиции совладельца предприятия. Являясь субъектом экономических отношений, работник нуждается в ряде условий:
  • в наличии взаимосвязи между количеством и качеством его труда и размером вознаграждения;
  • в наличии возможности влиять на экономическую политику предприятия;
  • в определенном уровне информированности об экономическом состоянии предприятия.
С точки зрения предприятия работник должен быть заинтересован:
  • в требующихся от него количестве и качестве труда;
  • экономически.
Рассматривая работника как работающего по найму, организация заинтересована в выстраивании личной заинтересованности работника в экономическом благосостоянии предприятия. В отдельных случаях экономически целесообразно включать работников в процесс управления предприятием, превращая их в акционеров собственных предприятий. Об этом свидетельствует в первую зарубежный опыт, но на сегодняшний день есть уже и отечественный позитивный опыт участия работников в управлении и прибылях.
4. Персонал как совокупность субъектов производственных функции   Работник, вступая в производственно-экономические отношения с организацией, интересы которой представляет работодатель, приобретает определенные производственные функции, права и обязанности. В качестве субъекта производственных функций работник предъявляет к организации ряд требований:
  • наличие функциональных задач, реализация которых предписывается именно этому рабочему месту;
  • соответствие характера и объема должностных обязанностей характеру и объему должностных прав;
  • наличие в своем распоряжении соответствующих ресурсов, необходимых для осуществления данной трудовой деятельности;
  • качество и состояние имеющихся в распоряжении работника материально - технических, энергетических и иных ресурсов;
  • наличие технологических процессов выполняемой работы;
  • степень соответствия технологической документации реальным процессам трудовой деятельности;
  • наличие справочно-информационной документации;
  • оптимальность структурно-функциональной схемы, в которую включен данный работник.
С точки зрения руководства предприятия, работник как субъект производственных функций должен обладать следующими характеристиками: 1) он должен быть в состоянии выполнять свои должностные обязанности:
  • быть в надлежащем физическом состоянии,
  • соответствовать требованиям рабочего места своими психофизиологическими данными;
2) он должен уметь выполнять предписанную ему работу, то есть обладать соответствующей профессиональной квалификацией, требуемой на данном рабочем месте. Изначальный механистический подход к организации труда и управления обозначал приоритет требований рабочего места над реальным потенциалом работника. Родоначальники научного менеджмента предполагали, что:
  1. сначала необходимо спроектировать систему рабочих мест,
  2. обозначить требования к ним и связи между ними,
  3. затем подбирать под эти рабочие места работников, чей потенциал адекватен формальным требованиям рабочих мест.
5. Персонал как сообщество «граждан (патриотов) организации», носителей соответствующей корпоративной культуры «Важнейшим качеством персонала должна рассматриваться его лояльность, которую он определяет как осознанное соблюдение принятых правил и соответствующая требовательность к другим». «Только патриоты, только люди, преданные своей организации, приверженные ее целям, готовы без остатка отдавать ей все свои способности, все свои силы». Работник как «гражданин организации» нуждается: · в наличии у предприятия отчетливо оформленной миссии, целей и стратегии дальнейшего развития, отчетливо сформулированных организационных ценностей, задающих всеобщие приоритеты поведения в организации; · в действиях со стороны руководства по формированию и поддержанию на предприятии соответствующей корпоративной культуры. Руководству же предприятия в первую очередь необходимо, чтобы персонал понимал и принимал организационные ценности, лежащие в основе корпоративной культуры предприятия.    

 

Таким образом, деятельность персонала на предприятии есть сложное взаимодействие:

  • работников, обладающих определенными психофизиологическими, психологическими, социальными и профессиональными характеристиками,
  • предприятия, которое является технологической машиной, социальной системой и единицей в мировом разделении труда.

МНОГОАСПЕКТНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Дата: 2019-12-22, просмотров: 265.