МНОГОФОКУСНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПЕРСОНАЛ»
С точки зрения функционального подхода управление персоналом рассматривается следующим образом:
а) «системно, планомерно организованное воздействие с помощью взаимоувязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения и перераспределения рабочей силы, на создание условий для использования трудовых качеств работников в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых на нем работников»;
б) «целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом»;
в) «деятельность, направленная на реализацию целей стратегического развития организации и выполнение тактических задач по наиболее эффективному использованию занятых на предприятии работников»;
г) «деятельность, обеспечивающая соответствие качественных и количественных характеристик персонала целям организации».
Таблица 2 – Терминология
Термин
| Расшифровка
|
«персонал»
| - наемные работники (различается позиция персонала и позиция собственника).
- совокупность всех работников организации»: производственный и управленческий персонал (линейные руководители и специалисты, выполняющие ту или иную управленческую функцию).
- вся совокупность наемных работников данного предприятия.
- совокупность работников, входящих в ее списочный состав. Персонал делится на четыре категории: рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей.
- все работники, выполняющие производственные или управленческие функции.
- 1) сотрудники организации: руководитель, специалист, рабочие, младший обслуживающий персонал; 2) основной штатный состав работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно-хозяйственные функции.
· синоним термину «кадры», но понятие «персонал» существенно шире понятия «кадры».
|
«управление человеческими ресурсами»
| Цель управления человеческими ресурсами - в совмещении имеющихся человеческих ресурсов, квалификации и потенциала сотрудников со стратегией и целями компании. Оно нацелено на развитие целостной сильной корпоративной культуры и балансирование текущих потребностей интегрированной организации с окружающей деловой средой.
Управление человеческими ресурсами переориентировано с нужд персонала на потребности самой организации в рабочей силе.
|
«кадровая работа
| - совокупность логически и организационно взаимосвязанных систематических конструктивных практических действий, призванных обеспечить реализацию выдвинутых кадровой политикой целей и задач в области подготовки, отбора, распределения, повышения квалификации, оценки деятельности, перемещения кадров, включая подготовку резервов на выдвижение.
|
3. «персонал-технология»
| - определенная последовательность действий, операций, в единстве своем обеспечивающую реализацию кадровой политики фирмы».
|
4. сущность управления персоналом
| - работники рассматриваются преимущественно как ресурс, необходимый в деятельности предприятия, а эффективность управления персоналом рассматривается через показатели эффективного использования соответствующих ресурсов.
- управление персоналом (кадровый менеджмент, менеджмент кадров) сводится к управлению людьми на производстве».
- управление персоналом изначально сталкивается с противоречием интересов предприятия как такового и интересов его отдельных работников.
- критерием эффективности управления персоналом является баланс интересов предприятия и интересов работников.
Нарушение баланса в пользу предприятия в конечном итоге приведет к вымыванию из него наиболее квалифицированных специалистов.
Нарушение баланса в пользу работников снизит его экономическую эффективность, и может обернуться экономическими крахом предприятия, что в конечном итоге негативно скажется на судьбе тех же самых работников.
|
Понятие «персонал» необходимо рассматривать через призму пяти основных проекций (рис.1).
Рисунок 1 - Многофокусная схема понятия «персонал»
Таблица 3 - Многофокусная схема понятия «персонал»
Основные проекции понятия «персонал»
| Характеристика
|
1.Персонал как совокупность людей, обладающих определёнными
психофизиологическими различиями и потребностями
| Работник предъявляет к организации, где он работает, требования, важнейшими из которых являются следующие:
- качественное питание;
- оптимальные психофизиологические условия труда (уровень освещенности, загазованности, запыленности, шума, температура в рабочем помещении и т.п.);
- условия доставки от дома на работу и обратно;
- режим труда;
- возможности отдыха в рамках рабочего дня;
- оптимальный уровень физической и интеллектуальной напряженности труда;
- функциональное удобство рабочего места;
- санитарное состояние рабочих помещений;
- гарантии компенсации в случае заболевания;
- безопасность труда.
Уровень заработной платы лишь отчасти может быть рассмотрен как требование исключительно физиологического уровня, поскольку это требование активно предъявляется и на следующем уровне – личностном.
В свою очередь предприятие, относясь к работнику как к человеку, предполагает следующее:
- психофизиологические возможности работника выполнять предписанные ему задачи;
- минимальный размер потерь и затрат, связанных с заболеваниями работника.
|
2. Персонал как совокупность личностей
| Всякий работник имеет множество личностных целей и интересов, часть из которых реализуется, в том числе и в пределах предприятия.
Можно выделить важнейшие требования работника как личности, которые он предъявляет к предприятию:
- содержание труда, разнообразие выполняемых трудовых операций;
- благожелательные социально-психологические отношения в коллективе;
- уверенность в завтрашнем дне;
- социальная полезность выполняемой работы;
- возможности профессионального и должностного роста в процессе трудовой деятельности;
- возможности межличностного общения в процессе труда;
- высокий статус своей организации с точки зрения внешней среды;
- высокий статус своей профессии;
- высокий статус своего рабочего места;
- высокий личный статус работника в организации.
Со стороны предприятия к работнику как личности предъявляются следующие требования:
- соблюдение работником этических норм горизонтального и вертикального взаимодействия;
- наличие ориентации на личностное совершенствование;
социальный оптимизм, проявление инициативы и творчества.
|
3. Персонал как совокупность субъектов экономических отношений
с предприятием
| Приходя на предприятие, работник в обязательном порядке выстраивает с ним соответствующие экономические отношения. В большинстве случаев это будут отношения работающего по найму. Однако персонал нельзя рассматривать исключительно как совокупность наемных работников, поскольку работник может находиться и в экономической позиции совладельца предприятия.
Являясь субъектом экономических отношений, работник нуждается в ряде условий:
- в наличии взаимосвязи между количеством и качеством его труда и размером вознаграждения;
- в наличии возможности влиять на экономическую политику предприятия;
- в определенном уровне информированности об экономическом состоянии предприятия.
С точки зрения предприятия работник должен быть заинтересован:
- в требующихся от него количестве и качестве труда;
- экономически.
Рассматривая работника как работающего по найму, организация заинтересована в выстраивании личной заинтересованности работника в экономическом благосостоянии предприятия.
В отдельных случаях экономически целесообразно включать работников в процесс управления предприятием, превращая их в акционеров собственных предприятий. Об этом свидетельствует в первую зарубежный опыт, но на сегодняшний день есть уже и отечественный позитивный опыт участия работников в управлении и прибылях.
|
4. Персонал как совокупность субъектов производственных функции
| Работник, вступая в производственно-экономические отношения с организацией, интересы которой представляет работодатель, приобретает определенные производственные функции, права и обязанности.
В качестве субъекта производственных функций работник предъявляет к организации ряд требований:
- наличие функциональных задач, реализация которых предписывается именно этому рабочему месту;
- соответствие характера и объема должностных обязанностей характеру и объему должностных прав;
- наличие в своем распоряжении соответствующих ресурсов, необходимых для осуществления данной трудовой деятельности;
- качество и состояние имеющихся в распоряжении работника материально - технических, энергетических и иных ресурсов;
- наличие технологических процессов выполняемой работы;
- степень соответствия технологической документации реальным процессам трудовой деятельности;
- наличие справочно-информационной документации;
- оптимальность структурно-функциональной схемы, в которую включен данный работник.
С точки зрения руководства предприятия, работник как субъект производственных функций должен обладать следующими характеристиками:
1) он должен быть в состоянии выполнять свои должностные обязанности:
- быть в надлежащем физическом состоянии,
- соответствовать требованиям рабочего места своими психофизиологическими данными;
2) он должен уметь выполнять предписанную ему работу, то есть обладать соответствующей профессиональной квалификацией, требуемой на данном рабочем месте.
Изначальный механистический подход к организации труда и управления обозначал приоритет требований рабочего места над реальным потенциалом работника.
Родоначальники научного менеджмента предполагали, что:
- сначала необходимо спроектировать систему рабочих мест,
- обозначить требования к ним и связи между ними,
3. затем подбирать под эти рабочие места работников, чей потенциал адекватен формальным требованиям рабочих мест.
|
5. Персонал как сообщество «граждан (патриотов) организации», носителей
соответствующей корпоративной культуры
| «Важнейшим качеством персонала должна рассматриваться его лояльность, которую он определяет как осознанное соблюдение принятых правил и соответствующая требовательность к другим».
«Только патриоты, только люди, преданные своей организации, приверженные ее целям, готовы без остатка отдавать ей все свои способности, все свои силы».
Работник как «гражданин организации» нуждается:
· в наличии у предприятия отчетливо оформленной миссии, целей и стратегии дальнейшего развития, отчетливо сформулированных организационных ценностей, задающих всеобщие приоритеты поведения в организации;
· в действиях со стороны руководства по формированию и поддержанию на предприятии соответствующей корпоративной культуры.
Руководству же предприятия в первую очередь необходимо, чтобы персонал понимал и принимал организационные ценности, лежащие в основе корпоративной культуры предприятия.
|
Таким образом, деятельность персонала на предприятии есть сложное взаимодействие:
- работников, обладающих определенными психофизиологическими, психологическими, социальными и профессиональными характеристиками,
- предприятия, которое является технологической машиной, социальной системой и единицей в мировом разделении труда.
МНОГОАСПЕКТНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Дата: 2019-12-22, просмотров: 265.