КАДРОВЫЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В рамках кадрового аспекта персонал рассматривается как совокупность субъектов производственных функций, обладающих определенным набором формальных прав и обязанностей, а отдельно взятый работник рассматривается как исполнитель, запрограммированный руководителем предписаниями. Организация в кадровом аспекте управления персоналом традиционно выступает как некий рациональный механизм достижения цели.

Таблица 5 - Кадровый аспект управления персоналом

Основные функции Расшифровка функции
1. Разработка нормативов численности персонала (проектной команды)   В условиях социалистических методов хозяйствования численность работников определялась централизованно. В этих условиях кадровые службы предприятий были практически лишены возможности влиять на решение этого важного вопроса политики предприятия. В современных условиях, когда многие предприятия вынуждены резко сократить численность работающих, кадровые службы не могут предложить обоснованные нормативы численности персонала, что пагубно сказывается на ситуации в целом. Реализация данной функции должна позволить осуществлять квалифицированный расчет численности работников, обеспечивающий высокий уровень количества и качества производимой продукции. Кадровое планирование должно дать ответы на следующие вопросы:
  • Сколько работников, когда и где будут необходимы?
  • Каким образом можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал без нанесения социального ущерба?
  • Как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями?
  • Каким образом обеспечить развитие кадров для выполнения новых квалифицированных работ?
· Каких затрат затребуют запланированные кадровые мероприятия?
2. Планирование квалификационных характеристик Эта функция никогда не входила в компетенцию кадровых служб советских предприятий. В современных условиях многие из них оказываются методически неготовыми к полноценной реализации данной функции. Требования работодателей при подборе кадров: 1) квалификационные требования, планирование которых обычно осуществляется через организационное проектирование рабочих мест. Организационный проект рабочего места предполагает разработку требований: а) психофизиологические требования – требования к состоянию здоровья работника. Например, рабочее место монтажника-высотника предполагает отсутствие у работника психофизиологического качества - высотобоязнь, рабочее место милиционера – наличие стрессоустойчивости и т.п.; б) правовые требования – какими правами и обязанностями обладает работник на данном рабочем месте; в) ресурсные требования какие материальные и информационные ресурсы должны быть в распоряжении работника на данном рабочем месте; г) квалификационные требования – какими знаниями и умениями должен обладать работник на данном рабочем месте; д) мотивационные требования – требования к характеру отношения работника к труду, степень самостоятельности работника в процессе осуществления профессиональной деятельности. 2) требования к индивидуальным особенностям личности: - умение работать самостоятельно; - соответствие специальности, полученной в вузе, выполняемой работе; - статус диплома (какой вуз окончил претендент); - опыт работы по данной специальности; - пол; возраст; семейное положение; национальность; - внешние данные; - уровень материальных притязаний
3.Профессиональный отбор претендентов Усложнение современного труда порождает ситуацию, когда та или иная профессиональная деятельность предъявляет к работнику достаточно четкие требования, в т.ч. и психофизиологические. Несоответствие работников этим требованиям ведет: - к снижению производительности труда и качества выпускаемой продукции, - вызывает серьезную опасность аварий и травм на производстве. На многих предприятиях профессиональный отбор либо не ведется вообще, либо ведется стихийными, научно необоснованными методами. Актуальным является вопрос разработки и внедрения научно обоснованных методик предварительной оценки претендентов на рабочее место. Для реализации данной функции м.б. реализованы следующие методы: а) биографический метод, направленный на изучение: · предыдущего трудового пути претендента, · наличия у него опыта работы в соответствующей деятельности, · уровня его общего и профессионального образования, · его социально-демографических характеристик. Данный метод в условиях высокой квалификации специалиста по отбору обеспечивает достоверность получения информации не ниже 85 %; б) деятельностный метод - организация необходимых трудовых испытаний, в процессе которых испытуемый на практике должен доказать наличие у него соответствующей квалификации; в) психофизиологический метод, направленный на замер: · интеллектуальной и физической выносливости, · стрессоустойчивости · других психофизиологических характеристик, необходимых для реализации данной профессиональной деятельности; г) метод трудовых испытаний - претенденту на рабочее место предлагается выполнить в пробном порядке ту работу, которую ему предстоит выполнять в реальных условиях производственной деятельности (метод - один из самых старых методов отбора, применявшихся еще в 60-е годы 20 века); д) психодиагностический метод - измерение личностных характеристик претендента: · уровень интеллекта, · склонность к лидерству, · коммуникативные способности, · личная организованность, · уровень морально-этического контроля, · характеристики эмоциональной устойчивости. Можно выделить внешние и внутренние факторы, определяющие систему отбора претендентов на рабочие места: Внешние факторы: - человек, сформированный и воспитанный институтами окружающего его жизненного пространства и одновременно руководствующийся в поведении, предпочтениях и установках собственным Эго. - окружающая среда, понимаемая как система, интегрирующая в себе «экологию», «общество» и «экономику». Внутренние факторы: - стратегия предприятия, - тактические шаги найма. Этапы отбора персонала:
  1. Бланк-заявление и автобиографическая анкета.
  2. Предварительное интервью.
  3. Тестирование.
4. Диагностическое интервью.
4.Прием, перемещение, увольнение работников Это основная функция кадровой службы современного российского предприятия, мало изменившейся с 30-х гг. ХХ века. «Отделы кадров советского образца занимались преимущественно рутинными функциями, связанными с документооборотом и оформлением работника на должность». В современных условиях состояние данной функции характеризуется: · предельной догматичностью, моральной устарелостью кадровых технологий;
  • крайне слабой механизированностью технологий (основным инструментом кадровиков до сих пор остаются рукописные личные дела, различного рода листки учета и т.п.);
  • оторванностью текущей кадровой работы от деятельности технологической и экономической служб. Неориентированность кадровых служб на реальные потребности основного производства и технологических служб зачастую приводит к разрыву между требуемой и фактической квалификацией персонала;
  • отсутствием анализа причин движения кадров, в том числе причин увольнения работников;
  • отсутствием работы с работниками, подавшими заявление на увольнение.
Организация приема, перевода и увольнения работников нуждается в: - серьезной модернизации, - переводе этой функции на современные автоматизированные технологии. Современные условия хозяйствования создали у многих руководителей иллюзию ненужности работы по сокращению текучести кадров. Однако текучесть кадров – это одновременно и причина, и следствие плохого положения дел на предприятии. Чрезмерная текучесть кадров является вредной по нескольким основаниям:
  • высокая текучесть объективно снижает уровень совокупной квалификации работников;
  • затрудняет возможность передачи опыта от квалифицированных работников малоквалифицированным и тем самым затрудняет профессиональный рост последних;
Высокая текучесть затрудняет процесс формирования корпоративных ценностей.
5. Деловая оценка персонала - это процедура оценки работников с точки зрения:
  • количества и качества производимого ими продукта,
  • соответствия каждого работника занимаемой должности.
Деловая оценка персонала - «целенаправленный процесс установления качественных характеристик человека требованиям должности или рабочего места». Широкого практического применения процедура оценки персонала на российских предприятиях пока не получила из-за отсутствия в службах управления персоналом квалифицированных специалистов, владеющих технологиями оценки. Реализация процедуры деловой оценки персонала в современных условиях предполагает:
  • выработку показателей качества производимого на данном рабочем месте продукта,
  • определение критериев замера этих показателей.
  Способы деловой оценки персонала: 1. Оценка потенциала работника. Потенциал работника - его профессиональные знания и умения, производственный опыт, деловые и нравственные качества, здоровье и работоспособность работника, уровень его общей культуры. 2. Оценка индивидуального вклада – качество, сложность и результативность труда работника, и степень его соответствия требованиям рабочего места. 3. Аттестация кадров – комплексная оценка, учитывающая потенциал и индивидуальный вклад работника в конечный результат. В российской практике сложилось три типа аттестации по принадлежности:
  • аттестация государственных служащих,
  • аттестация персонала организаций основного звена управления
  • аттестация научных и научно-педагогических работников.
Эффективность функции деловой оценки персонала определяется рядом условий: 1. Наличие в организации профессионально-квалификационных требований по замещаемой должности. 2. Наличие должностных обязанностей, изложенных в должностной инс­трукции или описании должности. 3. Четкость критериев и индикаторов, по которым происходит оценка. 4. Наличие компетентных формальных субъектов оценки (непосредственный руководи­тель, члены аттестационной и квалификационной комиссий). 5. Приглашение к участию в деловой оценке квалифицированных и независимых (т.е. неформальных) субъ­ектов оценки (эксперты, ученые, представители профсоюзных органов и других общественных объединений персонала). 6. Открытость и понятность установленных критериев, процедур и применяемых методов оценки. 7. Наличие механизма реализации выводов, сделанных на основании оценки. 8. Обеспечение конфиденциальности результатов оценки. Методы деловой оценки персонала: · Статистический метод – анализ результатов деятельности работника в их количественном измерении. Данный метод эффективен в отношении работников, эффективность деятельности которых имеет четкие количественные критерии. · Метод профессионального экзамена – анализ уровня теоретических знаний работника. Метод активно применяется в отношении ряда категорий инженерно-технических работников. · Метод пробных испытаний – определение потенциала работника с помощью специальных практических заданий. Данный метод является очень эффективным, поскольку хорошо измеряет практическую составляющую квалификацию. · Метод групповой оценки личности работника. Метод показал свою эффективность в отношении управленческих работников. Принципы рационального отбора персонала организации: 1. Невозможность действенного отбора претендентов без знания требований к вакантной должности. Отсюда исходит необходимость:
  • определения набора знаний и профессиональных навыков для занимающего открытую для найма позицию и формирования личностных требований к нему,
  • выявления того способа поведения и действия кандидата в рабочей группе, к которой предполагается его прикомандировать.
2. Отбор претендентов не всегда должен проходить относительно жестких требований, которые выставляет вакантная должность. То есть:
  • на практике наиболее пригодный кандидат – это не всегда абсолютная копия сформированного предприятием его желаемого портрета, поэтому отбор необходимо проводить с позиций лишь относительного сходства характеристик.
  • многие должности описываются «усредненными требованиями» и поэтому предполагают «только в среднем способных сотрудников».
3. Необходимость избегать сознательных и несознательных субъективных влияний на отбор претендентов, например, протекции или предубеждений. Несознательные предубеждения по отношению к кандидату чаще всего являются следствием так называемых «перенесенных заблуждений» оценщика. К ним относятся: а) «эффект раздутой двери», который основывается на том, что оценщик склонен к переоценке ярко выраженных особенностей нанимаемого; б) «эхо прошедшего», возникающее вследствие того, что оценщик проецирует определенные позитивные или негативные воспоминания о знакомом человеке (схожие фамилия или имя, выговор и др.) на нанимаемого, и в соответствии с ними выносит ему оценку; в) образование типичных ошибочных мнений и толкований, согласно которым, единичные физиогномические особенности (например, высокий или низкий лоб) расцениваются как гарантированные признаки определенных способностей или свойств характера. Любой из этих видов заблуждений может привести к авансированной симпатии или антипатии по отношению к претенденту и этим фальсифицировать объективный отбор кандидатов.   Направления деловой оценки персонала: 1. Корпоративная оценка – оценка степени включенности работника в существующую организационную культуру организации. 2. Социально-психологическая оценка – оценка степени социально-психологической совместимости работника с другими участниками коллектива, команды. 3. Кадровая оценка – оценка степени соответствия работника квалификационным требованиям рабочего места, а также выполняемая им социотехническая роль.   4. Экономическая оценка – оценка степени соответствия индивидуального вклада работника в результат работы коллектива размерам его индивидуального вознаграждения в контексте существующей системы оплаты труда. 5. Социально-бытовая оценка – оценка степени удовлетворенности работника существующими социально-бытовыми условиями труда.
6. Организация системы профессионального продвижения персонала (управление карьерой) - предполагает разработку индивидуальных программ карьерного движения работников. Карьера - «успешное поступательное продвижение работника вверх по служебной лестнице, изменение способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с его деятельностью, это индивидуальная осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении трудовой жизни человека».  
  1. Профессиональная карьера: работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит ряд стадий развития:
- базовая профессиональная подготовка, - поступление на работу, - профессиональный рост, - развитие индивидуальных профессиональных способностей.
  1. Внутриорганизационная карьера различается на:
- вертикальную карьеру, связанную с перемещением работника на более высокую в структурной иерархии должность, - горизонтальную карьеру (вид карьеры, предполагающий перемещение в другую функциональную область деятельности, осуществляемое при сохранении существующего структурного должностного статуса). Вертикальная карьера является доминирующим типом карьеры в американском менеджменте. В японском менеджменте широко распространена горизонтальная карьера, позволяющая работнику освоить различные направления деятельности предприятия и понять характер связей между ними. Японский опыт показывает, что горизонтальная карьера позволяет добиться более высоких показателей качества продукции. В условиях горизонтальной карьеры работник может получить системное представление о характере деятельности предприятия, понять роль различных функциональных подразделений в обеспечении качества продукции.   Основные разновидности деловой карьеры работников:
  • Карьера «трамплин»: постепенный рост работника по служебной лестнице.
  • Модель карьеры «лестница»: каждая ступень деловой карьеры представляет собой определенную должность, которую работник занимает фиксированное время (распространен в вооруженных силах).
  • Карьера «змея»: горизонтальное перемещение работника (распространен на японских предприятиях).
  • Модель карьеры «перепутье»: после определенного срока работы работник проходит комплексную аттестацию, по результатам которой принимается решение о повышении либо, наоборот, о понижении в должности.
Аспекты управления карьерой сотрудников:
  • гендерный аспект: учет половозрастных характеристик работников;
  • стратификационный аспект касается социального статуса субъектов и их мобильности в системе профессионально-квалификационного продвижения;
  • психологический аспекты управления карьерой сотрудников: учет индивидуально-личностных характеристик работников.
Теория стадий карьеры [А.П. Егоршин] - каждой стадии соответствуют определенные возрастные рамки, связанные с профессиональными и творческими достижениями человека:
  • На первоначальной стадии (до 25 лет) человек может сменить несколько видов деятельности, он находится в состоянии профессионального поиска.
  • На стадии становления (25–30 лет) работник осваивает выбранную профессию, формирует соответствующую квалификацию.
  • Этап 30–45 лет характеризуется ростом квалификации, накоплением практического опыта, навыков, продвижением по службе, ростом потребности в самоутверждении, достижении статуса и назависимости.
  • Этап 45–60 лет характеризуется как стадия стабильной работы и проявляется в действиях по закреплению достигнутых результатов с сохранением одной и той же работы.
· Этап 60–65 лет А.П. Егоршин характеризует как стадию отставки, когда карьера полностью завершена и человек всерьез начинает задумываться о пенсии.  
7. Профессиональное обучение всех видов и форм В современных условиях широкое распространение получают различные формы непрерывной подготовки персонала, где основной упор делается на так называемую опережающую подготовку персонала, то есть обучение технологиям, которые только планируется внедрить. Непрерывное образование - «процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и поколения и сопровождают человека в течение всей его жизни, способствуют его постоянному развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения». Система подготовки на большинстве российских предприятий отстает от современных требований. После развала отраслевых институтов повышения квалификации произошел явный регресс, усугубившийся резким снижением финансовых возможностей предприятия.   В современном мировом менеджменте характерен переход к непрерывному образованию, который обусловлен важнейшими обстоятельствами: 1) требования к квалификации большинства специалистов в современных условиях возрастают настолько, что ни одно учебное заведение, в силу временной ограниченности учебного процесса, не в состоянии сформировать эту квалификацию в полном объеме. В итоге выпускник учебного заведения, придя на работу, вынужден доучиваться, получать дополнительные знания и умения; 2) требования к квалификации специалиста в современных условиях очень быстро устаревают.   Обучение не может сводиться исключительно к переподготовке и повышению квалификации кадров, а должно предусматривать ряд аспектных направлений: - корпоративное обучение – обучение, направленное на формирование у персонала основных организационных ценностей, на принятие персоналом соответствующей организационной культуры; - социально-психологическое обучение – обучение, направленное на формирование навыков социально-психологического взаимодействия с участниками совместной деятельности; - экономическое обучение – обучение, направленное на адекватное восприятие экономической политики предприятия; - профессиональное обучение – обучение, направленное на переподготовку и повышение квалификации, на изучение технологий совместной мыслительной деятельности; - социально-бытовое обучение – обучение, направленное на скорейшую адаптацию персонала к существующим социально-бытовым условиям на предприятии, в том числе обучение безопасному поведению.    

 

 

МОТИВАЦИЯ ТРУДА

Мотивация труда – это процесс стимулирования отдельных сотрудников или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации.

Мотивационная структура характеризует соотношение мотивов, определяющих поведение человека.

Мотивы поведения человека можно разделить на:

- эгоистическиенаправлены на благосостояние индивидуума;

- альтруистические – направлены на благосостояние коллектива, общества.

Поведение человека определяется соотношением целей, которые он ставит перед собой, и средств их достижения.

Системы мотивации являются важной частью управления по целям. Оно предполагает обоснование стратегических и тактических целей организации, установление на этой основе целей подразделений и каждого сотрудника, выбор средств достижения цели, согласование общих, частных и индивидуальных целей и разработку систем мотивации, направленных на достижение цели.

Таким образом, совершенствование систем мотивации ориентировано на развитие творческих способностей, партнерские способности человека в коллективе, согласование интересов организации и персонала.

 

Таблица 6 – Теории мотивации

Теории мотивации Расшифровка теории
1. Теория мотивации А. Маслоу   Согласно теории А.Маслоу:
  • потребности имеют определенную иерархию и могут быть представлены в виде пятиуровневой пирамиды.
  • мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Главную роль играет самая нижняя неудовлетворенная потребность. После того, как потребность удовлетворена, она утрачивает свое мотивирующее воздействие.
Иерархия потребностей по теории А.Маслоу: 1) Основные физиологические потребности: пища, отдых, жилище, одежда, сексуальное удовлетворение и т.д. Одним из средств их удовлетворения является заработная плата. Материальные стимулы, зарплата, социальные блага – это средства удовлетворения основных физиологических потребностей. 2) Потребность в безопасности (сохранение жизни, здоровья, уверенность в завтрашнем дне, в пенсионном обеспечении и т.д.). 3) Потребность в причастности, взаимодействии, привязанности, социальной общности (быть принятым в коллективе, получить признание, поддержку, доброжелательное отношение людей). 4) Потребность в уважении и самоуважении (испытывать чувство собственной значимости и нужности для предприятия, социального престижа, желание видеть уважение окружающих, иметь высокий социальный статус, право принимать решения). 5) Потребность в самореализации и самоактуализации (стремление к раскрытию своих способностей, к самосовершенствованию, к творчеству, к развитию, к пониманию своей жизни). Менеджер, изучивший теорию мотивации, имеет возможность, наблюдая за своими подчиненными, определить потребности, которые ими движут, и использовать адекватные этим потребностям стимулы. Для реализации потребности в принадлежности целесообразно давать людям такую работу, которая позволяла бы им: - общаться, создавать на работе дух единой команды, - периодически проводить совещание с участием подчиненных, - создавать условия для образования неформальных групп, не наносящих ущерба организации. Потребность в уважении может быть реализована путем: - предоставления подчиненным более содержательной работы, - привлечению работников к формированию целей и принятию решений, - делегирования им дополнительных прав и полномочий, - продвижения по службе, - создания условий для общения и переподготовки в целях повышения уровня компетентности. Потребность в самовыражении реализуется через: - поручение подчиненным сложной работы, требующих от них полной отдачи, - поощрения творческих способностей работников, - при помощи повышения их квалификации.  
2.Теория мотивации Давида Мак Клелланда (трёхфакторная модель) Давид Мак Клелланд: людям присущи три потребности: власть, успех и причастность. Потребность власти - желание воздействовать на других людей. Эту потребность обычно испытывают откровенные и энергичные люди, стремящиеся отстаивать свои позиции. В пирамиде А. Маслоу потребность власти не отражена, поэтому можно предположить, что она могла бы разместиться где-то между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Потребность успеха состоит не в провозглашении его, а в процессе доведения работы до успешного завершения. Люди, испытывающие эту потребность, обычно, рискуют умеренно и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Поэтому для мотивации сотрудников с потребностью успеха: - перед ними надо ставить задачи с умеренной степенью риска, - делегировать им достаточные полномочия, чтобы они могли проявлять инициативу, - регулярно и конкретно поощрять их за достигнутые результаты. Потребность в причастности по Мак Клелланду схожа с А. Маслоу. Люди, испытывающие эту потребность, обычно, заинтересованы в налаживании дружеских отношений, охотно приходят на помощь. Для мотивации таких сотрудников их: - можно увлечь работой, дающей обширные возможности социального общения, - не следует ограничивать в межличностных контактах.
3. Теория мотивации Герцберга (двухфакторная модель)   Потребности делятся на:
  1. Гигиенические факторы (условия работы, заработок, межличностные отношения) связаны с внешней средой, не мотивируют сотрудников, а предотвращают их неудовлетворенность и снижают повышенную текучесть персонала.
  2. Мотивационные факторы (продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, возможность творчества) связаны с характером и сущностью работы
Мотивируют только мотивационные факторы.
4.Теория мотивации В. Врума (теория ожидания) Значение имеют не только потребности конкретных работников, но также их уверенность в том что, если они будут работать на определенном уровне эффективности и выполнять дисциплинарные требования, их ожидания реализуются. Сотрудник имеет следующие ожидания: - «Я получу хорошие результаты в своей работе, если затрачу достаточно сил и времени». - «Если моя работа принесет хорошие результаты, я получу обещанное вознаграждение». - «Я почувствую удовлетворенность своей работой, если получу обещанное вознаграждение». Кроме вознаграждения работника мотивируют также:
  • полезность полученного результата для достижения другой значимой для него цели,
привлекательность и ценность результата для него самого.
5. Концепция справедливости Адамса При выполнении одинаковой работы сотрудники сравнивают, сколько денег получил каждый из них. Когда два сотрудника выполнили одинаковый объем работы, но один из них получил большую заработную плату и другие поощрения, второй сочтет, что нарушен принцип справедливости, будет недоволен и заметно снизит свою мотивацию. Сравнение объемов работ и заработной платы происходит по такой схеме:
Собственные результаты   И Результаты других
Собственные усилия   Усилия других
  • Если, размышляя так, сотрудник может поставить знак равенства, он будет считать систему вознаграждений справедливой и проявит высокую мотивацию.

Если сравнение окажется не в его пользу, мотивация будет снижаться.

6. Комплексная теория мотивации Л. Портера и Э. Лоуллера Л. Портер и Э. Лоуллер создали модель мотивации, объединившую теорию ожидания и теорию справедливости. Согласно их модели: уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий повлечет за собой определенный уровень возможностей. Изучение мотивации поведения работников и стимулирования трудовой деятельности позволяет составить определенный мотивационный комплекс каждого работника, группы и персонала в целом. Мотивационный комплекс – это система причин, которые лежат в основе поведения личности, группы или персонала в целом. Все множество мотивов, воздействующих на поведение человека, можно подразделить с некоторой условностью на группы:
  1. Мотивы приобретения (МП) - связаны с получением вознаграждения за результаты деятельности.
  2. Мотивы безопасности (МБ) - детерминированные стремления индивида избежать штрафных санкций за результаты своей деятельности, если они не соответствуют целям управления.
  3. Мотивы энергосбережения (МЭ) - выбор при прочих равных условиях такого рода деятельности, которая требует меньших затрат физических и духовных сил, а также меньшего психологического напряжения.
  4. Мотивы подчинения (МР) – зависимость работника от групповых норм поведения и ролевых предписаний.
  5. Мотивы удовлетворения (МУ) – базируется на получении положительных эмоций от процесса и результата труда.
Все эти группы мотивов воздействуют на поведение каждого работника в трудовом коллективе, но сила действия того или иного мотива не одинакова в различные периоды времени и в зависимости от конкретных обстоятельств.
7. Теории управления мотивацией «Х» и «У» Управление трудовой мотивацией теории «Х» и «У» основываются на двух полярных воззрениях на человеческое поведение. Поведение личности, на которой базируется теория «Х», характеризуется следующими основными чертами:
  • человек изначально не любит работать, и будет избегать работы,
  • его следует принуждать, контролировать, направлять, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации.
  • Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, избегает ответственности.
  • необходим авторитарный стиль управления.
Противоположное поведение личности (Теория «У»):
  • работа для человека естественное состояние и потребность.
  • Внешний контроль - не главное и не единственное средство воздействия для достижения целей организации.
  • Человек может осуществлять самоконтроль, самоуправление, стремиться к ответственности, склонен к самообразованию и изобретательности.
  • требует более демократического управленческого воздействия.
Практическим развитием этой теории явилась разработка различных стратегий проектирования и организации труда с учетом «расширения работы», «обогащения труда», вовлечение работников в процесс обсуждения, анализа и принятия решения. Последнее получило название «партисипативность». Под «расширением работы» понимается увеличение «горизонтальной нагрузки» на работника, то есть увеличение работы того же типа. «Обогащение труда» предполагает выполнение более сложной работы, которая дает возможность раскрыть потенциал личности и усиливает содержательный аспект. «Обогащение труда» представляет наиболее распространенный подход менеджеров для повышения результативности работы. Этот метод базируется на двухфакторной теории мотивации Герцберга. Участие или вовлечение работников (партисипативность) рассматривается также как один из факторов роста результативности, мотивации труда в производственной деятельности. Менеджеры прибегают к партисипативным стратегиям:
  • когда возрастает зрелость работников, что делает целесообразным прибегать к децентрализации ответственности при принятии решений.
  • для того чтобы обеспечить лучшее понимание решений, повысить их действенность и реализацию (японцы принимают решения относительно медленнее, но они значительно лучше реализуют принятые решения).
  • при создании механизмов профессионального роста работников и руководителей низшего звена.
  • чтобы повысить активность предложений по «нововведениям».
 
8. Теории управления Z и А В 1981 году Оучи предложил еще подход – теорию «Z», которая использует особенности японского стиля управления. Организация типа «А»: - типичная американская организация, кот. является бюрократической по структуре; - организация основана на индивидуализации и конкуренции, что часто сопровождается отчуждением и недостаточной производительностью. Организация типа « Z»: - является американской разновидностью японской организации; - наиболее органична, адаптивна, характеризуется более высоким уровнем сотрудничества и производительности; - подход к управлению предполагает партисипативность, является основой роста производительности; - характерны философия «доверие, такт, близость»; - рассматривает не только структуру организации, но и философский подход, стиль управления; - более зрелый и развитый вариант теории «У».
Тип «А» Тип « Z»
- Наем на короткий срок - Индивидуальное принятие решений -Индивидуальная тветственность - Частая оценка работы и продвижение - Конкретная формализованная оценка - Специализированная карьера - Частичная забота о людях - Наем на длительный срок - Коллективное принятие решений -Индивидуальная ответств-ность - Нечастая оценка работы и продвижение - Неявная, неформализованная процедура оценки - Неспециализированная карьера - Всесторонняя забота о людях

 

9.Содержательные теории мотивации (А.Маслоу, Давида Мак Клелланда, Герцберга) - акцентируют внимание на содержании потребностей. - трудность в применении: ни одну из теорий нельзя применять в качестве единственной модели для всей компании; - в применении трехфакторной модели (Давида Мак Клелланда) потребностей трудность заключается в поиске методов, при помощи которых можно выявить ведущие потребности тех или иных сотрудников. Если в оценке сотрудника допущена ошибка и мотивирующий фактор выбран не правильно, вместо мотивации и повышения эффективности возникнет демотивация, и производительность сотрудника снизится; - Трудности в применении двухфакторной модели (Герцберга) связаны с российскими особенностями, т.к. гигиенические факторы часто выступают такими же стимулирующими их профессиональную активность, как и мотивационные.
10. Процессуальные теории мотивации (теории В. Врума, Адамса, комплексная теория Л. Портера и Э. Лоуллера) - основываются на процессе мотивации. - Трудности в применении концепции ожидания: необходимо наличие постоянной обратной связи от персонала, т.е. своевременно узнавать, какие ожидания имеют сотрудники компании. Следует не только предъявлять требования к работникам, но и выяснять, как они оценивают затраты своих сил и времени на выполнение производственных задач и какое вознаграждение ожидают получить. - Трудности в применении комплексной теории мотивации: перед руководством стоит задача поиска способов представления завершенных крупных задач.

Таким образом, теории мотивации – это скорее теоретическая модель, нежели универсальное практическое пособие. Однако, не следует отказываться от содержащейся в них полезной информации.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 318.