Следовательно, любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна целенаправленная деятельность субъекта.
Метод обучения предполагает взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектами изучения и в результате этой деятельности реализуется процесс усвоения учеником содержания образования.
I. Классификация методов обучения
II.I. Объяснительно-иллюстративные методы Основная цель этой группы методов - организация усвоения информации учащимися. Ряд дидактов называют его информационно-рецептивным, от слова "рецепция" - восприятие, так как в основе этого метода лежит психологический процесс восприятия.
Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а ученик воспринимает, осознает и фиксирует в памяти эту информацию.
Информацию учитель может сообщить путем:
- устного слова (беседа, рассказ, лекция, объяснение),
- печатного слова (учебник, дополнительные пособия),
- наглядных средств (карта, схема, аудиовизуальные средства),
- практического показа способов деятельности (решение задач, доказательство теорем, способы составления планов, аннотаций и т.д.).
В результате использования этих методов учащиеся выполняют действия, необходимые для первого уровня усвоения знаний, т.е. они
- слушают,
- смотрят,
- манипулируют предметами и знаниями,
- ощущают,
- читают,
- наблюдают,
- приобретают новую информацию,
- соотносят ее с ранее усвоенной,
- запоминают.
В педагогической литературе выделяют три уровня усвоения знаний:
Первый уровень - уровень осознанного восприятия и запоминания, который внешне проявляется в точном или близком воспроизведении.
Второй уровень - уровень применения знаний по образцу или в сходной ситуации.
Третий уровень - уровень творческого применения знаний, т.е. в новой, ранее ученику не знакомой ситуации.
Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономичных способов передачи, обобщения и систематизации опыта человека.
Рассмотрим наиболее распространенные методы этой группы: беседу, лекцию, рассказ, объяснение.
Метод беседы
Беседа - это наиболее старый метод обучения, ее мастерски использовал еще Сократ. Под беседой мы понимаем вопросно-ответный метод изложения знаний. Беседа может быть построена тремя путями:
а) индуктивный - от частного к общему;
б) дедуктивный - от общего к частному;
в) эвристический - путем открытия.
Требования к вопросам учителя при изложении нового материала методом беседы:
вопросы учителя в беседе по изложению нового материала должны иметь логическую последовательность;
вопросы не должны содержать ошибок;
вопросы должны быть четкими, не громоздкими;
количество вопросов должно быть достаточным для изложения материала, но не слишком большим (5-6 при комбинированном уроке, 12-15 при уроке изложения нового материала);
если на основной вопрос ученики не могут дать правильного ответа, учитель задает серию дополнительных, если ответа снова нет, то учитель отвечает сам (не нужно затягивать паузу, ведь знаний по теме у учащихся нет).
При беседе по закреплению новых знаний к вопросам учителя предъявляются свои требования:
вопросы могут задаваться не обязательно в логической последовательности;
вопросы могут содержать специально допущенную ошибку (дата, имя и др.).
Требования к ответам учащихся:
ответы должны быть полными;
ответы должны быть доказательными (или на основании того, что уже известно, или на основании результатов проведенного эксперимента).
Требования к организации беседы:
при беседе по изложению новых знаний ученики отвечают только по желанию (так как целью является не проверка знаний, а изложение нового материала);
ученики могут отвечать сидя, особенно, если идет катехизическая беседа (катехизис - вопросно-ответное вероучение, короткий вопрос - короткий ответ; например, вопросы о датах, понятиях).
Исключением является подростковый возраст, особенно, когда беседу ведет новый учитель, так как это может привести к панибратским отношениям.
Метод школьной лекции
Для учащих 10-11 классов изложение нового материала предпочтительнее в виде школьной лекции. В 9 классе лекцию можно использовать в 3-4 четверти, в 7-8 классах возможно только частичное использование при соответствующей подготовке учащихся.
Школьная лекция позволяет дать в сжатой форме основные теоретические положения по названной теме. На первом этапе школьная лекция может быть рассчитана на 20-25 минут, позднее - на 45 минут, а в 11 классе - и на 90 минут.
Требования к лекции:
четкость постановки цели;
содержанием лекция должна решать поставленные цели и задачи;
лекция представляет собой образец логического изложения материала, доказательного, наполненного большим дополнительным фактологическим материалом;
лекция должна быть эмоциональной;
лекция обязательно конспектируется учащимися, а потому учитель должен:
ü основные понятия, положения, выводы повторять 2-3 раза, на первом этапе - 3-4 раза;
ü при повторении должен обязательно менять ритм лекции;
ü предложить учащимся в тетрадях для конспектирования вводить широкие поля, куда при последующей работе над лекцией вносить пропущенную или дополнительную информацию;
ü посоветовать учащимся использовать разного цвета ручки или маркеры для подчеркивания;
ü конспекты лекций учитель должен обязательно проверять на первых этапах использования этого метода.
лекцию необходимо разнообразить разными видами наглядности (схемы, кинофрагменты, магнитофонные записи и т.д.);
лекция должна соответствовать современным научным знаниям, не содержать фактических ошибок;
лекция должна учитывать возрастные особенности и психологический настрой учащихся;
речь учителя должна быть образцом изложения мысли;
лекция должна читаться в оптимистическом тоне, с доброжелательным отношением;
лекция должна читаться в определенном ритме: не менее 25 слов в минуту и не более 65 слов в минуту, самый удачный ритм для студенческой аудитории - 45- 50слов в минуту, для школьников 30-35 слов в минуту.
Логико-педагогический план лекции:
1. Вводная часть. Здесь формулируются тема, цели, задачи лекции. Дается краткая характеристика проблемы. Раскрывается состояние вопроса, анализ дополнительной литературы, иногда устанавливаются связи с предыдущим материалом, делается небольшое вступление. Эта часть составляет 10-15% времени лекции.
2. Изложение нового материала. В этой части анализируются факты, освещаются события. Проводится демонстрация наглядных пособий. Дается характеристика различных точек зрения на эту проблему. Определяется своя позиция и аргументировано доказывается. Формулируются частные выводы. Показывается связь теории с практикой.
3. Заключение. В этой части формулируется основной вывод. Даются установки для самостоятельной работы, методические советы (как готовить домашнюю работу). Ответы на вопросы.
Метод объяснения
Объяснение - это трактовка определенных понятий, категорий, правил, законов, устройства приборов и т.д. Метод объяснения присутствует всегда при изложении нового материала, но его одного явно недостаточно.
Метод рассказа
Рассказ - это монологическое изложение нового материала, авторский текст учителя. Рассказ является подготовительным этапом к лекции. Методом рассказа учитель излагает новый материал, если у учащихся нет опорных знаний для беседы, то есть нет никаких знаний по данному вопросу.
Особенности: рассказ может предполагать частичную запись, остальные требования к нему предъявляются такие же, как и к школьной лекции.
Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод – это один из наиболее экономных способов передачи молодому поколению обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех ступенях обучения.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 272.