Таким образом, метод является системой осознанных, последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Следовательно, любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна целенаправленная деятельность субъекта.

Метод обучения предполагает взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектами изучения и в результате этой деятельности реализуется процесс усвоения учеником содержания образования.

I. Классификация методов обучения

 

II.I. Объяснительно-иллюстративные методы Основная цель этой группы методов - организация усвоения информации учащимися. Ряд дидактов называют его информационно-рецептивным, от слова "рецепция" - восприятие, так как в основе этого метода лежит психологический процесс восприятия.

Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а ученик воспринимает, осознает и фиксирует в памяти эту информацию.

Информацию учитель может сообщить путем:

- устного слова (беседа, рассказ, лекция, объяснение),

- печатного слова (учебник, дополнительные пособия),

- наглядных средств (карта, схема, аудиовизуальные средства),

- практического показа способов деятельности (решение задач, доказательство теорем, способы составления планов, аннотаций и т.д.).

В результате использования этих методов учащиеся выполняют действия, необходимые для первого уровня усвоения знаний, т.е. они

- слушают,

- смотрят,

- манипулируют предметами и знаниями,

- ощущают,

- читают,

- наблюдают,

- приобретают новую информацию,

- соотносят ее с ранее усвоенной,

- запоминают.

В педагогической литературе выделяют три уровня усвоения знаний:

 Первый уровень - уровень осознанного восприятия и запоминания, который внешне проявляется в точном или близком воспроизведении.

 Второй уровень - уровень применения знаний по образцу или в сходной ситуации.

Третий уровень - уровень творческого применения знаний, т.е. в новой, ранее ученику не знакомой ситуации.

Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономичных способов передачи, обобщения и систематизации опыта человека.

Рассмотрим наиболее распространенные методы этой группы: беседу, лекцию, рассказ, объяснение.

Метод беседы

Беседа - это наиболее старый метод обучения, ее мастерски использовал еще Сократ. Под беседой мы понимаем вопросно-ответный метод изложения знаний. Беседа может быть построена тремя путями:

а) индуктивный - от частного к общему;

б) дедуктивный - от общего к частному;

в) эвристический - путем открытия.

Требования к вопросам учителя при изложении нового материала методом беседы:

­ вопросы учителя в беседе по изложению нового материала должны иметь логическую последовательность;

­ вопросы не должны содержать ошибок;

­ вопросы должны быть четкими, не громоздкими;

­ количество вопросов должно быть достаточным для изложения материала, но не слишком большим (5-6 при комбинированном уроке, 12-15 при уроке изложения нового материала);

­ если на основной вопрос ученики не могут дать правильного ответа, учитель задает серию дополнительных, если ответа снова нет, то учитель отвечает сам (не нужно затягивать паузу, ведь знаний по теме у учащихся нет).

При беседе по закреплению новых знаний к вопросам учителя предъявляются свои требования:

­ вопросы могут задаваться не обязательно в логической последовательности;

­ вопросы могут содержать специально допущенную ошибку (дата, имя и др.).

Требования к ответам учащихся:

­ ответы должны быть полными;

­ ответы должны быть доказательными (или на основании того, что уже известно, или на основании результатов проведенного эксперимента).

 Требования к организации беседы:

­  при беседе по изложению новых знаний ученики отвечают только по желанию (так как целью является не проверка знаний, а изложение нового материала);

­  ученики могут отвечать сидя, особенно, если идет катехизическая беседа (катехизис - вопросно-ответное вероучение, короткий вопрос - короткий ответ; например, вопросы о датах, понятиях).

Исключением является подростковый возраст, особенно, когда беседу ведет новый учитель, так как это может привести к панибратским отношениям.

Метод школьной лекции

Для учащих 10-11 классов изложение нового материала предпочтительнее в виде школьной лекции. В 9 классе лекцию можно использовать в 3-4 четверти, в 7-8 классах возможно только частичное использование при соответствующей подготовке учащихся.

Школьная лекция позволяет дать в сжатой форме основные теоретические положения по названной теме. На первом этапе школьная лекция может быть рассчитана на 20-25 минут, позднее - на 45 минут, а в 11 классе - и на 90 минут.

Требования к лекции:

­ четкость постановки цели;

­ содержанием лекция должна решать поставленные цели и задачи;

­ лекция представляет собой образец логического изложения материала, доказательного, наполненного большим дополнительным фактологическим материалом;

­ лекция должна быть эмоциональной;

­ лекция обязательно конспектируется учащимися, а потому учитель должен:

ü основные понятия, положения, выводы повторять 2-3 раза, на первом этапе - 3-4 раза;

ü при повторении должен обязательно менять ритм лекции;

ü предложить учащимся в тетрадях для конспектирования вводить широкие поля, куда при последующей работе над лекцией вносить пропущенную или дополнительную информацию;

ü посоветовать учащимся использовать разного цвета ручки или маркеры для подчеркивания;

ü конспекты лекций учитель должен обязательно проверять на первых этапах использования этого метода.

­ лекцию необходимо разнообразить разными видами наглядности (схемы, кинофрагменты, магнитофонные записи и т.д.);

­ лекция должна соответствовать современным научным знаниям, не содержать фактических ошибок;

­ лекция должна учитывать возрастные особенности и психологический настрой учащихся;

­ речь учителя должна быть образцом изложения мысли;

­ лекция должна читаться в оптимистическом тоне, с доброжелательным отношением;

­ лекция должна читаться в определенном ритме: не менее 25 слов в минуту и не более 65 слов в минуту, самый удачный ритм для студенческой аудитории - 45- 50слов в минуту, для школьников 30-35 слов в минуту.

Логико-педагогический план лекции:

1. Вводная часть. Здесь формулируются тема, цели, задачи лекции. Дается краткая характеристика проблемы. Раскрывается состояние вопроса, анализ дополнительной литературы, иногда устанавливаются связи с предыдущим материалом, делается небольшое вступление. Эта часть составляет 10-15% времени лекции.

2. Изложение нового материала. В этой части анализируются факты, освещаются события. Проводится демонстрация наглядных пособий. Дается характеристика различных точек зрения на эту проблему. Определяется своя позиция и аргументировано доказывается. Формулируются частные выводы. Показывается связь теории с практикой.

3. Заключение. В этой части формулируется основной вывод. Даются установки для самостоятельной работы, методические советы (как готовить домашнюю работу). Ответы на вопросы.

Метод объяснения

Объяснение - это трактовка определенных понятий, категорий, правил, законов, устройства приборов и т.д. Метод объяснения присутствует всегда при изложении нового материала, но его одного явно недостаточно.

Метод рассказа

 Рассказ - это монологическое изложение нового материала, авторский текст учителя. Рассказ является подготовительным этапом к лекции. Методом рассказа учитель излагает новый материал, если у учащихся нет опорных знаний для беседы, то есть нет никаких знаний по данному вопросу.

Особенности: рассказ может предполагать частичную запись, остальные требования к нему предъявляются такие же, как и к школьной лекции.

Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод – это один из наиболее экономных способов передачи молодому поколению обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех ступенях обучения.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 272.